Гайтан из бисера на руси
Гайтан (бисерное нагрудное украшение) – неотъемлемая часть народного костюма. Представляет собой бисерную ленту в виде петли, которая спускается на грудь и заканчивается медальоном вдвое шире самой ленты, украшенным по низу бахромой из бисера. К медальону могли крепиться нательный крест, образок или небольшая иконка.
Гайтаны выполнялись в различных техниках низания, плетения, ткачества и вышивки, были распространены в нескольких областях центральной России (Орловской, Брянской, Воронежской, Рязанской, Калужской, Тульской).
В 1992 г. О.Н.Прокопец проводила в сёлах и деревнях этнографические исследования, беседовала со старожилами, получилась очень ценная и интересная работа. Среди этих рассказов есть и упоминания об использовании бисера в традиционном женском костюме чернских жительниц.
«Украшения в чернском народном костюме составляли серьги, кольца, ожерелья, монисто из бисера, стекляруса, бусы, расшитые бисером, блёстками, нагрудники в навершниках». (О.Н.Прокопец «Народные традиции Чернского края», вып.4. Народный костюм (Чернь, 1992 г.)
В описании женского головного убора есть такая информация: «по красной шерстяной материи вышито стеклярусом, бисером. Сзади бисерный позатыльник и две завязки из тесьмы с кистями на концах». (Образец хранится в Центральном Музее народов СССР).
В книге «Кустарная промышленность России. Женские промыслы в очерках» С. Давыдовой, Е. Половцовой, К. Беренс, Е. Свидерской – СПб, 1913 г. есть информация о мастерской в с. Воронцовка, с.Бибинки, с. Языково Чернского уезда. Организатором ремесленной мастерской и продажи готовых изделий была местная помещица С.А.Ильинская. Узоры на бисерных работах назывались примерно также, как и в ткачестве и вышивке: цепочки, круга, кресты, лапы, зубчики, ёлки, самоварчики, волна. Плели и ожерелки.
Самым распространенным технологическим приемом в южнорусских губерниях стало плетение косой сетки с ячейками разной величины. В Тульской губернии встречались также гайтаны, представлявшие собой цепь, сплетенную косой сеткой и затем нашитую на полосу ткани, обычно кумача.
В данном мастер-классе мы рассмотрим гайтан, находящийся в фондах МБУК «Чернский районный историко-краеведческий музей имени Н.А.Вознесенского». Украшение выполнено в технике многониточного низания косой сетки. Верхняя часть гайтана утеряна. В приложении к мастер-классу предложена схема низания уцелевшей части изделия. Возможно, выше раппорт орнамента повторялся, либо гайтан был скомбинирован с тесьмой или лентой.
Этапы работы.
1. Для изготовления данного образца нам потребуется разноцветный бисер № 10-12, бисерные иглы, нить х/б, пчелиный воск для обработки нити.
2. Плетение начинаем с изготовления детали бахромы, по схеме. Сначала выполняем три лопасти, затем соединяем приемом плетения «в крестик» и этим же приемом выполняем три крестика самой бахромы.
3. Затем по схеме плетем кромку нашей будущей сетки со стороной ромба в 3 бисерины в две иглы.
4. Повторяем деталь бахромы (2-4), присоединяем её к первой полосе и выполняем второй ряд, согласно схеме.
5. Продолжаем низание по схеме. Выполняем 5 элементов бахромы и 5 рядов низания до середины изделия. Получаем половину медальона с бахромой и одну ленту с орнаментом.
6. Выплетаем 6-й элемент бахромы, присоединяем к медальону. Выплетаем ряд орнамента по высоте медальона. Затем изделие плетется отдельной полосой, образуя вторую ленту гайтана.
7. Закончив низать вторую ленту гайтана, получаем почти готовое изделие с множеством рабочих нитей. Эти нити попарно связываем и, объединив в несколько косичек, заплетаем концы, которые закрепляем внутри сшитой ленты.
8. Возможно закончить изделие другим способом, снизав на концах рабочих нитей соединительные цепочки «в крестик».
9. Используя данную схему и образец можно выполнить изделие в нескольких вариантах. Соединив плетеное изделие с помощью ленты из ткани, мы получаем изделие для ношения с ожерелком, когда участки из ткани перекрываются низаной сеткой. А соединив изделие цепочками или повторив раппорт, можно сделать гайтан для одиночного ношения, целиком выполненного из бисера.
ТЕХНОЛОГИЯ ПЛЕТЕНИЯ ЧЕРНСКОГО ГАЙТАНА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский. Наречие - среднерусское
ПАСПОРТ ОБЪЕКТА
Этнос:
Язык:
Русский, наречие – среднерусское
Автор описания:
Экспедиция:
Место фиксации: Тульская область, г. Чернь
Библиография:
1. Литвинец Э.Н. Забытое искусство (о бисере) // Сделай сам. 1992. №2
2. Моисеенко Е., Фалеева В. Бисер и стеклярус в России. Л., 1990.
3. Мадлевская Е. Русские народные украшения. Москва. Бослен, 2016.
4. Юрова Е.С. Эпоха бисера в России. Москва. Интербук-бизнес, 2003.
5. Давыдова С.А. Очерк производства бисерных работ в Чернском уезде Тульской губернии // Кустарная промышленность России. Женские промыслы. СПб., 1913.
В русском народном декоративно-прикладнои искусстве, росписи по дереву, ткачестве и др.видах -получил широкое распространение геометрический орнамент. Разнообразие оформления изделий декоративно-прикладного искусства заключается главным образом в бесчисленных комбинациях одних и тех же фигур (круга, ромба, квадрата, треугольника, розетки). В древние времена, когда нашим предкам приходилось отвоевывать у природы право на жизнь, и весь окружающий мир был полон коварных неожиданностей, которые было трудно предвидеть, чтобы оградить себя от них,славяне создали систему "оберегов" - предметов - символов, имевших, по вере людей, силу охранять их от зла. По этому принципу и создавались украшения к национальному русскому костюму. Гайтаны, оплечья и вязанные шнуры состояли из узорчатых построений из ромбов, квадратов, полос. Большое место отводилось цвету, который гармонизирует и уравновешивает всю композицию, выступая важным эмоциональным компонентом. В разных областях (губерниях) России были созданы устойчивые черты узорчатого украшения. Так, в Архангельской, Вологодской, Новгородской, Костромской, Ярославской областях были распространены сочетания белой основы с красным узором. Но в эти комбинации мастерицы тех или иных областей вносили другие вкрапления цвета. В Архангельской области доминирующие украшения оживляли росплеском оранжевых, лиловых, желтых, зеленых фигур. Изящная графика черных узоров на белом выделяет украшения Тамбовской и Воронежской областей. В украшениях Московской области удачно комбинировали синие, желтые, зеленые и красные тона. (По материалам М.Н.Марцелова "Поэзия народного костюма").
Я уже более четверти века разрабатываю герданы по мотивам многих республик бывшего СССР. Это действительно "магические " украшения, которые требует специальных знаний и умений. Они для меня очень дороги. Вот эти дорогим мне и хотелось поделиться с богатой аудиторией Ярмарки Мастеров.
Русские украшения - гайтаны - это сплошная орнаментальная бисерная плетенная лента, соединенная в кулон (чаще со знаком "Солнца" - знакои жизни). Длина могла быть до середины груди (гердан) и до линии паха (гайтан - т.к. качался во время ходьбы).
Этот современный вид украшения к русскому костюму был изготовлен на заказ во Францию по музейному эскизу.
Этот гердан создан в 1986 году.
Изображении "лилии" на кулоне тоже отображает знак "Солнца".
Гердан "Лебедь" создан в 1987 году по русскому фольклору. И более позний вариант гердана "Лебедь".
В связи с проживанием в нынешний период на Украине, создаю украинские герданы. О них в последующей публикации.
Чегойта, думаю, я одна их такие плету, ну еще парочку-тройку встречала похожих, но таких же (и я не про цвет: )) — ни одного, непорядок, симпатяги же на выходе, и просто, и быстро: ))))) На быстрые подарки самое то! И бисера немного уходит, грамм 25. И из чеха можно оптовыми партиями ваять разноцветные, без участия тошки.
Только не берите китайца, я один из китайца на пробу сплела, так даже не подарила никому, висит как пример, чтоб не забывать, сколько где бусин, настолько кривой
Нам надо: два оттенка бисера, один контрастный для крестиков, один основного оттенка для всего остального. Со вторым основным цветом впрочем можно и играть — разбавлять его другими оттенками того же тона, или градиенты в дугах собирать, в общем, немного фантазии: )))) Но вообще и двух хватит.
Две иглы и тонкая леска (в дальнейшем нить), не швейная мононить. Леска. Рыболовная. Тонкая. Лучше будет держаться форма. Но можно и на лавсановой нити, но тогда проходить каждый этап плетения дважды туда-сюда.
Еще нужны бусины для бахромы.
Итак, отрезаем нити подлиннее, плести сначала будем в две иглы.
Нижем стартовый крестик из бисера контрастного оттенка. Все крестики у нас будут этого цвета, а все остальное будет цвета основного.
Далее набираем на каждую нить 3 бисерины основного оттенка, закрываем крестиком в одну иглу, еще 3 бисерины основного. Вот такое должно получиться.
И закрываем ячейку крестом.
Делаем второй вид ячеек, в ленте их всего два и они чередуются, первый мы уже сделали. Набираем по 6 бисерин основного оттенка на каждую нить.
И закрываем их крестиком из контрастного бисера. И так продолжаем плести ленту, чередуя виды представленных ячеек.
Нить подтягиваем периодически покрепче, все бусинки и крестики должны сидеть плотно друг к другу.
Длину ленты расчитывайте по своей голове, поскольку гайтан не подразумевает застежки и будет надеваться через голову, в моей получилось 43 ячейки, что соответствует 54 размеру головы. Заканчиваем ленту такой же ячейкой, как та, с которой начинали.
Теперь одну из нитей закрепляем любым удобным для вас способом, прячем и срезаем хвостик, дальше будем работать одной иглой. Выводим нить в помеченную красным бусину крестика сбоку на одной из первых ячеек.
Стрелкой указано направление выхода иглы. Вывести иглу конечно можно и в параллельную ей бусину на другой стороне конца ленты, как вам удобнее, главное, чтоб в вот тут расположенную бусину она вышла: )
И набираем 17 бисерин основного цвета, после чего протягиваем нить в ту же бисерину соседнего креста в такой же ячейке, как та, с которой нить выходила, далее пошагово куда должна проходить нить после этого набора.
И выходим из следующего крестика, чтоб снова набрать 17 бисерин основного оттенка.
И так продолжаем подплетать сквозь крестики дуги в 17 бисерин вдоль всей ленты с одной стороны. Ячейки второго вида, без крестов по бокам, должны быть под этими дугами.
Закончив одну сторону, проходим сквозь бисерины и выходим в бисерину на другой стороне, на фото бусина, из которой надо выйти, помечена красным, и нарисована стрелка, в каком направлении сквозь нее должна пройти игла. Все то же самое, как начинали.
И так же, дугами по 17 бисерин основного оттенка, делаем вторую половину.
Лента закончена. В окончании выводим нить в помеченную красным бусину в отмеченном направлении.
Переходим к плетению центра. Для начала разложим ленту на столе так, чтоб она была ровной, нигде не перекручивалась. Будем сводить концы с концами: )))))
И приступаем к соединению, нить уже выведена в нужную бусину, набираем 13 бисерин основного цвета и закрываем их крестиком из 4 бисерин контрастного оттенка, крестик делаем по тому же принипу, как делали по бокам в первой ячейке.
Потом набираем еще 13 бисерин основного цвета и проводим иглу в помеченную красным бисерину на соседнем конце ленты. Направление иглы так же указано.
И, проходя иглой сквозь бисерины, выводим нить в центральную открытую бисерину крестика по центру на первой ячейке ленты.
И набираем 15 бисерин основного оттенка, снова замыкая крестом.
И еще три бисерины основного оттенка, и протягиваем нить в нижнюю центральную бисерину верхнего креста.
После чего повторяем все то же самое — три основного оттенка, крест,
Снова 15 бисерин основного оттенка, и проходим в такую же бисерину, как та, с которой начинали этот ряд, на соседнем краю ленты.
Из этой бисерины никуда переходить не надо, следующий ряд плетем от нее.
Набираем 18 бисерин основного оттенка, замыкаем крестом.
Три бисерины основного оттенка, и протягиваем иглу в нижнюю центральную бисерину верхнего креста.
И 3 основного оттенка, замыкаем крестом, снова 3 основного оттенка, и вывели нить в центральную бусину верхнего креста.
После чего снова набираем 18 бисерин основного оттенка и протягиваем иглу в ту же бисерину, с которой начинали эти два ряда, потом сквозь бусины выводим иглу в ту бусину, что помечена красным.
И набираем 26 бисерин основного оттенка, замыкая их крестиком.
Дальше я пояснения не пишу, вам и так все будет понятно, действия то те же, про которые уже рассказано
А теперь возвращаемся сквозь последнюю дугу назад, нам нужно вывести иглу в центральную нижнюю бисерину самого крайнего крестика в нижнем ряду.
И приступаем к сужению. Снова ничего не поясняю, действия те же, вы все знаете, что делать.
И снова выводим иглу в нижнюю центральную бисерину самого крайнего из только что приплетенных крестиков.
Дальнейшие наши действия уже даже немного предсказуемы
И вновь выводим иглу в нижнюю центральную бисерину самого крайнего из только что сделанных крестиков.
И завершаем сужение.
Основная часть гайтана готова, и осталось только сделать бахрому.
Бахрому низать можно сколько угодно и какой вам угодно длины, я же делаю 7 висюлек из 30 бисерин, завершая каждую бусиной, а центральную каплей.
Для этого я выхожу сквозь бисерины в нижнюю бисерину самого крайнего центрального креста.
И нижу подвески.
Закончив с подвесками, закрепляем нить удобным для вас способом, хвостик заправляем в несколько бисерин и обрезаем.
Однажды мне на глаза попалась замечательная статься об истории русского национального костюма. Как человек очень любящий такие истории, я с упоением прочла статью и насладилась прекрасными картинками к ней. На одной из картинок взгляд зацепился за красивые, массивные серьги, которые завершали образ модницы своего века. И вдруг я подумала: "А как давно на Руси появились украшения? Значили ли они что-нибудь? Как менялись со временем?". Любопытсво так захватило, что пришлось сдаться на его милость. Давайте же пройдем вместе по потоку времени и полюбуемся на работы мастеров давно минувших, но не забытых лет.
Самые первые ювелирные украшения появились за несколько десятков тысячелетий до нашей эры, когда древние предки современного человека, еще практически не умея обрабатывать материалы, использовали подаренные природой камешки и ракушки, перья и семена. Археологи считают, что сначала ювелирные изделия не несли в себе функции украшения, их целью было — защитить своего хозяина от опасностей на охоте и в бою, привлечь удачу и заслужить расположение богов. Помимо этого ювелирные украшения определенного типа указывали на особый статус своего владельца. Самым популярным видов первых украшений были подвески, бусы и браслеты — то есть все, что можно было собрать из подручных материалов, нанизав отдельные элементы на гибкую лозу или жилы животных.
На Руси первым ювелирным украшением ребенка были нитки бус-оберегов или же подвески-талисманы, которые защищали малышей от злых духов. Примерно к 7 годам дети получали свое второе ювелирное изделие – серьги. Девочки носили серьги в каждом ухе, мальчикам же полагалась одна серьга. Кольца из золота или серебра носили только именитые граждане, простолюдины же довольствовались простенькими колечками из меди и латуни.
Височные подвески (славян) X — начало XII в.
В девичьем и женском костюмах различные съемные украшения (серьги, нагрудники, гайтаны, наспинные и поясные подвески) играли большую роль . Во всех районах России они имели свою особую цветовую гамму и делались из разных материалов. Крупнейшим центром распространения ювелирных изделий по всей стране была Нижегородская ярмарка, на которую свозились изделия почти всех ювелирных промыслов.
Самым популярным по всей стране украшением являлись серьги. Серьги были чрезвычайно разнообразны. Это и цельнолитые массивные „голубцы" с жемчугом, сканью и эмалью, появившиеся впервые еще в XVII веке, и ажурные металлические со вставками стекла и шумящими круглыми подвесками, и всевозможные „двойчатки" и „тройчатки" с металлическими гравированными бусинами, кусочками сердолика, стекла, мелким жемчугом. Очень интересны самодельные серьги южных губерний из гусиного пуха, перьев, бусин, разноцветных шерстяных нитей, бисера. На севере же самыми популярными были серьги из низаного перламутра и жемчуга, „бабочки", плоские, в виде розетки, грушевидные и другие.
Серьги 17 век Серебро, литье. Российский этнографический музей Санкт-Петербург, Россия
Серьги "голубцы" ,17 век. Серебро, стекло; филигрань, позолота. Российский этнографический музей Санкт-Петербург, Россия
Серьги тройчатки и одинцы
Пясы – примерно с XIV в., представляют собой массивные подвески на кольце-швензе с колокольчиками по нижнему краю. Кольцо-швенза либо крепилась к лентам головного убора, либо крепилась к уху. Позже их делали из бисера.
Колты (колтуши, колтки) — литые подвески из золота или серебра на лентах у височной части головного убора, заменяющие серьги, служили и оберегами. Состоит из двух выпуклых щитков, спаянных друг с другом, имеющие наверху дужку для подвешивания. Бывают округлой или звёздчатой формы. Округлые украшались изображениями птиц-сиринов, древа жизни, цветами, позже христианскими мотивами.
Другим часто встречающимся видом украшений являлись шейные и нагрудные: „языки", „грудки", ожерелья, жерелки, мониста, гайтаны, цепочки.
Гайтаны - изделия, снизанные из мелких бус и бисера, которые спускались спереди до пояса и ниже. Большего расцвета достигли в конце XIX - начале XX в. в юго-восточной части России, у народов Поволжья и Приуралья, Сибири. Изготовляли, нанизывая бисер на одну и более нитей (иногда до 30), вручную и ткали на специальном станке с нитяной основой. Набирали бисеринки на суровую вощеную нитку, конский волос или тоненькую проволоку. Переплетая нити с нанизанными по счету бисеринками, мастерицы создавали яркие, красочные узоры, чередуя геометрические, стилизованные растительные или зооморфные орнаменты. Рисунки для украшений мастерицы придумывали сами и заимствовали из узоров тканых, плетеных и вышитых изделий.
Однодворки носили крупные „янтари" или стеклянные бусы, охватывающие шею в несколько рядов. Для северных районов России характерны либо ожерелья типа ошейника или воротника, плотно облегавшие шею и представлявшие собой широкие, снизанные из перламутра, жемчуга и белого бисера сетки, либо полосы холста, расшитые этими же материалами, дополненными вставками цветного стекла, лентами.
Большой популярностью пользовались бусы из янтаря и всевозможные виды металлических цепей как объемных, кольчатых, так и плоских, со звеньями из гладкой рубчатой или филигранной проволоки.Наиболее распространёнными были стеклянные бусы. Наиболее любимым цветом для бус считался зелёный. Знатные женщины предпочитали бусы, составленные из различных материалов (золотые, жемчужные и выточенные из драгоценных камней).
Цепь 16 - 17 век. Серебро, позолота. Российский этнографический музей Санкт-Петербург, Россия
Гривны – разновидность шейных украшений. Металлические гривны могли позволить себе только дамы состоятельные. Самыми дорогими были билоновые гривны – их изготавливали из сплава меди и серебра, ну а самими «хитовыми» - медные или бронзовые, иногда покрытые серебром.
А теперь несколько картин "модниц" лет давно минувших. Лично у меня просто дух захватывает, глядя на это великолепие. А у Вас?
Автор - Маковский К.Е
Автор - Сычков Ф.В
Я надеюсь, Вам понравилось наше маленькое и красивое путешествие во времени. Спасибо за внимание!
Гердан (или гайтан) представляет собой шейное украшение, сплетенное из бисера. Русскоязычным названием гайтан обозначали веревочку, шерстяную нить, на которую вешали крестик, иконку. Гайтан же — украшение, происходящее из украинских деревенек, где мастерицы делали роскошные медальоны, соединенные бисерными полосами воедино. Каждый элемент орнамента имел глубокий смысл и в различных областях использовались собственные узоры. Предлагаем вам сплести гердан из бисера, со схемами, предоставленными в статье, это занятие принесет вам немалое удовольствие. Результатом станет великолепное украшение, навевающее нотки старины, но при этом не потерявшее актуальности и в наше время. Ведь на пике моды вновь оказался позабытый временем этнический стиль, сочетающий в себе отголоски орнаментов, созданных нашими предками.
Бисерная история
Колыбелью бисера является Древний Египет, где мастерам удалось впервые получить стекло. С течением времени люди научились создавать небольшие бусины. Ими украшали одежду и предметы обихода богатых вельмож. Первоначально все изделия изготавливались при помощи основы, а после изобретения сетчатого низания у мастеров появилась возможность делать самостоятельные украшения.
Постепенно «бусра», т. е. искусственный жемчуг, появился на территории Европы. Хотя неровные мутные бусины на самом деле сложно было назвать жемчугом. Итальянские мастера усовершенствовали технологию производства стекла, доведя ее практически до совершенства. Недаром Богемия по сей день считается центром стекольного дела. Секрет производства пытались закрыть в заводских стенах на отдельно стоящем острове – Мурано. Но даже угроза смертной казнью не удержала производственные тайны, и постепенно стекольные заводы появились в других городах Европы.
Итальянский, чешский и японский бисер считается самым качественным. Производители делают его идеально ровным, калиброванным по размеру, ярким и очень стойким к истиранию. Чтобы создать качественное украшение, лучше выбирайте материал у данных стран-производителей.
За что же мастерицы так ценят крохотные бусинки? Они позволяют творить уникальные вещи, которым не страшно течение времени. Об этом свидетельствуют записи археологов, обнаруживших в древнеегипетских гробницах небольшие зеленые бисерины практически в идеальном состоянии. На данный момент этим изделиям уже свыше 5,5 тысяч лет.
Техники плетения
Чтобы сплести красивый гердан, вам понадобится:
- специальный станок;
- качественный бисер (лучше чешский);
- мононить;
- бисерная игла;
- ножницы.
Многие мастерицы предпочитают плести по старинке, без станка. При этом полотно получается более мягким, струится. Удобство этого метода заключается в том, что исчезает необходимость прятать большое количество нитей.
Гердан состоит из двух частей – медальона и бисерной ленты.
Лента может быть выполнена как отдельная деталь, состоять из двух частей или соединяться с медальоном в процессе плетения. Если детали сплетены отдельно друг от друга, их соединяют посредством ниток, унизанных бисером.
Для создания гердана используется техника бисерного ткачества. Она состоит в нанизывании определенного количества бусин и их цветового соотношения (в соответствии с выбранной схемой). Во втором и всех последующих рядах бусинки нанизываются по одной в соответствии с узором. Для плетения мастерицы используют следующую схему низки.
Мастер-класс, снятый на видео, поможет вам с легкостью овладеть данной техникой.
Поэтапный процесс набора полотна вы можете увидеть в фото-инструкции:
Работа на специальном оборудовании
Для работы над созданием украшения можно использовать покупной станок или сделать его самостоятельно. Выполнение гердана на станке отличается простотой. Самодельное оборудование можно смастерить своими руками. Для этого из картона склейте следующую конструкцию:
Сделайте в основании сторон небольшие прорези и укрепите нити. Их количество должно превышать число бусин в схеме на одну единицу. Длина нити должна соответствовать размаху руки.
В данном мастер-классе использована следующая схема плетения.
Закрепите на картоне иглу с рабочей нитью, оставьте хвостик 15 см. Нанижите на нее бусины в соответствии с узором.
Распределите бисер так, чтобы каждая бусина оказалась между нитями основы.
Проденьте иглу сквозь набранный ряд так, чтобы она прошла над нитями основы. Слегка натяните рабочую нить.
Дальнейший набор рядов осуществляется аналогично. Способ станочного плетения идеально подходит для начинающих мастеров, т. к. сочетает в себе простоту и скорость набора.
Новая нить закрепляется путем проведения несколько раз через предыдущий бисерный ряд. Хвостик прячется внутри полотна. Дойдя до расширения узора, необходимо добавить рабочие нити. Для этого проденьте добавочную нить во вторую иглу и протяните ее через ряд бусинок, выровняйте и закрепите концы на станке.
Продолжайте плести по схеме.
Убавка делается посредством пропускания краевых нитей основы.
Когда часть гердана будет готова, ее снимают с самодельного станка и нанизывают соединительные бисерины. Затем вновь закрепляют на станке и продолжают плести по схеме.
Когда обе половинки ожерелья будут сплетены, их снимают со станка и соединяют между собой низкой бисера. Результат вы можете видеть на фото.
Украшение в этно-стиле готово.
Подборка узоров
Предлагаем вам небольшую подборку схем для плетения гердана. Они помогут в создании украшения с украинскими мотивами, а также его более современных вариаций.
Видео по теме статьи
Из приведенной ниже подборки видеороликов вы узнаете тонкости плетения роскошных украшений в этническом стиле.
Читайте также: