Филип дик что за счастье быть блобелем
Другие названия: О, счастье быть блобелем!; О, счастье быть блобелом!
Рассказ, 1964 год
Язык написания: английский
Перевод на русский: — М. Нахмансон (О, счастье быть блобелом!) ; 1990 г. — 3 изд. — М. Пчелинцев (Что за счастье быть Блобелем!) ; 2002 г. — 4 изд.
- Жанры/поджанры: Фантастика( «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля)( Америка( Северная ) )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Когда-то земляне воевали с амебообразными блобелями – своими соседями по Солнечной системе – и некоторым ветеранам, действовавшим в тылу врага, до сих пор приходится платить страшную цену. Помочь одному из них пытается механический психотерапевт, которому, однако, не удается предусмотреть всех последствий своей необычной терапии.
Похожие произведения:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
mytreus, 31 мая 2011 г.
Сразу после прочтения снимаем пенку недоумения. Как это так, человек проводит половину времени в облике гигантского одноклеточного, и совсем не меняется ментально. И наоборот, блобель (а у них разницы полов нет) вполне вживается в роль человеческой самки.
Понятно, что это не ляп Дика, понятно, что абсурд и гротеск. Различие между людьми и блобелями только внешнее = различий нет. Существо в виде гигантского студня не столько страшно, сколько неприятно и нелепо. Оно просто другое. Совсем другой эффект бы был, сыграй автор на инсектофобии, уподобив своего героя Грегору Замзе. А так, закрепление в форме блобеля даже может быть экономически выгодным. Но ведь и в нашей реальности многие меняют души (не тела), если это выгодно.
Мысленный эксперимент: что было бы, если бы Дик в том самом 1964 г. написал рассказ о белом американце, который на полсуток превращается в чернокожего.
V-a-s-u-a, 17 декабря 2010 г.
Прекрасный рассказ! Без особых хроно и реальносте-вывертов — фирменной фишки писателя, зато с душой и чудесным юмором. Очень забавляют эпизоды поединков желеобразных существ. Побуждают к сочувствию сцены, описывающими неудобства, доставляемых главному герою перебыванием в теле блобела, и отвращение, которое испытывают окружающие по отношению к его особенности(чем не аллюзия на рассовые проблемы Америки?). Ну а конец рассказа показывает, как стремление к успеху и хорошей жизни меняет человека, заставляя его делать то, что ещё совсем недавно он считал хуже смерти. Другой смысл концовки: разница между стремлениями главных героев — любовью, испытываемой Вивиан и амбициями Джорджа — обретает чрезвычайную наглядность. Грустный и весёлый одновременно, добрый и умный рассказ.
Жду не дождусь экранизации рассказа с Томом Крузом в главной роли. Ну и в ТРИ ДЭ, само собой.:smile:
G&g, 5 февраля 2008 г.
Довольно оригинальный рассказ об отношениях между мужчиной и женщиной. И дело здесь вовсе не в том что они оказались представителями разных видов, дело в том что ни мужчина, ни женщина никогда не поймут что им нужно друг от друга,никогда не найдут той точки равновесия где бы сошлось все. В конце концов Дик прав мы разные виды, но как мы оказались на одной планете это еще вопрос.
maxxx8721, 6 июня 2017 г.
Нетипичный, как по мне, рассказ для Дика. Не зная автора, больше бы сделал ставку на Брэдбери. Здесь нет фирменных хроно-перескоков, нет той напряженной сюжетной линии, читатель не оказывается на распутье, где возможных сюжетных продолжений сам читатель может додумать не менее четырех-пяти.
Это история отношений человека и блобеля (амёбообразного существа), которые стали жертвой военных экспериментов и теперь вынуждены полдня проводить в теле человека, а другую половину в форме амёбы. Рассказ оказался грустным и ироническим одновременно, из-за того, как распорядилась судьба, какие решения принял каждый из героев. Развязка очень напомнила прием, который неоднократно использовал О.Генри в своих рассказах («Дары волхвов», «Любовь к искусству»), но у О.Генри это выходило намного качественнее и трогательнее, так как за основу были взяты простые люди, а не люди-амебы. Мне сложно, как бы я ни хотел заставить себя, сопереживать амебам. Но задумка очень оригинальна и своеобразна — это да, особенно, когда понимаешь,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)artem-sailer, 14 августа 2015 г.
Написано довольно поверхностно. Бегло, я бы сказал. Но, в принципе, неплохо.
Хотя и вертится на языке ремарка о том, что вот из-за таких рассказов фантастика и считается направлением «жанровым». Жанровый — читай: несерьёзный. Можно было вложить побольше эмоций и метаний героев, но автор не стал утруждаться: и так сойдёт.
Не являюсь знатоком и фанатом творчества Дика, натолкнулся тут на несколько его рассказов — впечатление пока не очень. Ну да ладно — почитаем, увидим.
На самом деле, внутренний мир героев, как главного, так и его супруги, раскрыт чуть менее, чем никак. Хотя автор и замахивался на это — вроде как должен был продумать и показать, тема подразумевает. Но этого не произошло, к сожалению.
Научную точку зрения рассматривать не стоит: преобразования героя в желеподобного блобела не поддаётся научной оценке, да и рамки «мягкой» фантастики позволяют такой подход.
А вот генетическое распределение признаков у потомства продемонстрировано со школьной точностью:
А + Б= АА + АБ + АБ + ББ
Грегор Мендель одобряет. Правда, среди детей трое девочек и лишь один мальчик, но речь идёт, видимо, о сцепленном с полом наследовании.
god54, 21 января 2011 г.
Самое главное, что рассказ абсолютно оригинальный и ни в чем не является вторичным. Оригинальна сама идея, равно, как сюжет и его развитие. Написано профессионально, особенно хорошими получились герои, даже андроид-психотерапевт вызывает сочувствие. Жаль, что автор мало внимания уделил проблеме любви и взаимоотношений главных героев, ибо это и есть суть всего произведения, когда отношения двух представителей совершенно разных рас наполнены таким подтекстом. Можно спорить о поведении, кто больше любит, кто меньше. Главное, что рассказ увлекает и заставляет сопереживать и пытаться понять обоих героев.
CHRONOMASTER, 20 января 2010 г.
Этот рассказ показывает продажно-деловую натуру человека.
Рассказ не без иронии показывает терзания главного героя господина Манстера – на половину человека, на половину Блобеля. Когда жизнь не складывается, мы готовы проклинать и стонать, а как только подворачивается прибыльное делишко, готовы продать всё и всех с потрохами.
Образ робота-психолога просто восхитителен :smile:
В очередной раз аплодирую оригинальности Филиппа Дика :appl:, у которого идеи бьют нескончаемым фонтаном.
romanpetr, 3 июня 2020 г.
Снова Дик удивляет прекрасным рассказом, где себя преподносит прекрасным психологом, местами заменяя себя в произведении на гомеостатического психоаналитика Джонса — робота (пожалуй яркого персонажа в истории), работающего по принципу «счетчика-сатуратора». То бишь, дай мне денюжку ( засунь вот в эту щель у меня) и я скажу кем Ты станешь! Джордж Манстер — бывший военный-инвалид так и поступил, ибо находился на грани отчаяния. Конечно,ведь кому понравится пребывать в желеподобном амебном теле большую часть суток, а остальное время горько жалеть в облике человека за своё героическое желание помочь человечеству в войне с блобелами.
Чудесный эмоциональный и психологический клубок сплел Филип Дик, добавив туда жестокую иронию в сочетании с черным юмором. Хотя направление своего рассказа сам Дик охарактеризовал, как, явно, анти-военное! И по его мнению концовка счастливая, хорошая! Но несмотря на иронию, считаю этот вывод несколько спорным, ибо Дик похоже только пытался разрядить обстановку, потому что у него были проблемы с реализацией этого рассказа в «Гэлэкси» при редакторе Горацие Голде — помог только уже Фредерик Пол, пока не стал там главным редактором. А хэппи-энд для главного героя стал явно относительно замечательным, по-сравнению с его семьёй, ведь он уже руководствовался самоуспехом ( в князи из грязи) и жаждой наживы, что, как говорится: «Грустно, девицы!».
В целом, отличный рассказ, которому стоило проявить большее внимание, потому что, он ещё и весьма поучительный — в нем сокрыты секреты простой житейской повседневной жизни и быт, а также намеки на неудачные войны и ненужные жертвы, которые люди создают и рождают по воле своей глупой прихоти.
vam-1970, 15 октября 2017 г.
Сам Дик написал, что рассказ антивоенный.А я думаю, что смысл его таков -погоня за деньгами разрушила наконец семью до точки невозврата.Если раньше Джордж мог трансформироваться в блобеля и человека и жить со своей человеческой-блобельской семьёй, то теперь он только блобель и полностью потерял одного из своих детей.
Yazewa, 10 апреля 2010 г.
Вот что случается, когда побдительные причины не совпадают: буквальное несовпадение личностей! :smile: Практически, в такой форме автор выразил разные жизненные приоритеты семейной пары. В обычной жизни просто не все так наглядно!
Забавное представление о действии менделевского закона! Впрочем, робот-доктор, похоже, разбирается в этом немного лучше самого автора :gigi:!
Надежда, 21 июня 2009 г.
Замечательный рассказ с замечательным финалом. Заставляет задуматься. Рассказ показывает на что способна сила любви и на что способна жажда обогащения.
Навеное, у Вив и Джорджа были все-таки разные цели в этой жизни, разное понимание счастья.
PoviaN, 10 января 2007 г.
Рассказ про то что мужчины без чувственные свиньи и деньги важнее отношений.
Uldemir, 22 октября 2005 г.
Грустный рассказ. Какую же все-таки цену может нас заставить заплатить желание быть успешным. :frown:
Филип дик что за счастье быть блобелем
Что дало ему посещение доктора Джонса? Пожалуй, ничего… кроме зияющей бреши в скудных финансовых ресурсах… скудных потому, что…
Потому что почти на двенадцать часов каждый день он снова принимал свой облик военных времен — облик блобела, несмотря на свои отчаянные усилия и старания врачей из Госпиталя ветеранов войны. Он превращался в бесформенного блоба прямо в собственной квартире в блоке ВЕФ-395.
Финансовым источником его существования являлась только небольшая пенсия, выплачиваемая Военным министерством. Он не мог устроиться на работу. Даже если бы он нашел место, испытанное при этом нервное напряжение тотчас же — преобразовало бы его организм прямо перед глазами его нанимателя и будущих коллег.
Такое начало служебной деятельности не могло, конечно, способствовать установлению нормальных рабочих отношений.
Было около восьми вечера, когда он почувствовал, что скоро начнется преобразование. Это чувство было давним и хорошо ему знакомым, он ненавидел его. Торопясь, он отхлебнул последний глоток, поставил бутылку на стол… и ощутил, что соскальзывает куда-то вниз, расплываясь по полу в виде лужи из вязкой однородной субстанции.
В это мгновение зазвонил телефон.
— Я не могу ответить, — с усилием пробормотал он. Чувствительный аппарат подхватил его слова и передал абоненту. Тем временем Мюнстер превратился в совершенно прозрачную желатинообразную массу, слабо колыхавшуюся посередине ковра. Телефон зазвонил снова, и он потек к аппарату, ощутив мгновенную вспышку ярости. Неужели его не могли оставить в покое? Ему вполне хватало хлопот и без этого трезвонящего телефона.
Достигнув аппарата, он вытянул щупальце и ухватился за трубку. С огромным усилием он сформировал из своей пластичной субстанции речевой орган.
— Я занят, — глухо пробормотал он в микрофон, — позвоните позднее. Лучше всего завтра утром, — подумал он, вешая трубку, — когда я вернусь к своему человеческому обличью.
Теперь в квартире стало тихо.
Вздыхая про себя, Мюнстер перетек по ковру к окну и поднялся на стоявшую там довольно высокую колонку, с которой привык обозревать окрестности. На внешней поверхности его тела находились светочувствительные точки, и, хотя им было далеко до настоящих глаз, он мог различать пятно сан-франциского залива, Золотые ворота и темный клочок суши вдали — остров Алькатраз.
— Дьявол меня побери! — горько подумал он. — Я не могу жениться, я не могу вести нормальное человеческое существование. Я превращаюсь в эту мерзкую тварь и словно опять оказываюсь в прошлом, когда шла война…
В тот период, готовясь выполнить порученную ему миссию, он и представить себе не мог подобных последствий. Проклятые спецы! Они заверяли, что все это «только временно, с целью маскировки», или болтали еще что-то подобное, гладкое и обтекаемое. «Временно!» — подумал Мюнстер со злобой. С тех пор прошло уже одиннадцать лет. Возникшие перед ним психологические проблемы оказывали огромное давление на его сознание; следствием этого был утренний визит к доктору Джонсу.
Телефон зазвонил снова.
— О’кей, — сказал Мюнстер вслух и перетек обратно через комнату. — Ты рвешься поболтать со мной? — продолжал он, подбираясь к телефону все ближе и ближе; для такого путешествия форма блобела была не слишком удобна. — Я поговорю с тобой. Я даже поверну вниз гляделку, чтобы ты тоже мог посмотреть на меня. — Добравшись до аппарата, он нажал кнопку видеотрансляции и наклонил трубку монитора, распластав свое аморфное тело перед телевизионным глазом. — Теперь ты сможешь хорошенько меня разглядеть, — злобно бормотал он, снимая трубку.
Раздался голос доктора Джонса.
— Я прошу извинить меня, что беспокою вас, мистер Мюнстер, особенно, когда вы в таком… таком затруднительном положении, — кибернетический психоаналитик сделал паузу. — Но я посвятил некоторое время изучению вашей проблемы. И я нашел, как минимум, частичное решение.
— Что? — вскричал изумленный Мюнстер. — Вы имеете в виду, что эта проклятая медицина уже способна…
— Нет, нет, — сказал доктор Джонс торопливо. — Физиологические аспекты лежат вне сферы моих интересов, вы должны это хорошо запомнить, мистер Мюнстер. Когда вы консультировались у меня по поводу ваших проблем, речь шла о психологическом приспособлении, которое…
— Рано утром я сразу же отправлюсь к вам и мы поговорим, — прервал доктора Мюнстер. Внезапно он понял, что не сможет этого сделать: в обличье блобела ему потребовалось бы несколько дней, чтобы добраться через весь город в приемную доктора Джонса. — Джонс, — сказал он с отчаянием, — вы видите, в каком я положении. Я должен сидеть тут как приклеенный каждую ночь, с восьми вечера и до восьми утра. Я не могу посетить вас, пока…
Филип дик что за счастье быть блобелем
— Да, — согласился доктор Джонс, — ситуация сложная. Почему распался их брак?
— Я не знаю и не интересуюсь этим. Возможно, причиной послужили ежедневные преобразования из одной формы в другую. Напряжение оказалось им не по силам. Свяжитесь с Мюнстерами, если желаете осчастливить их своими психологическими советами. Прощайте. — И юрист повесил трубку.
— Неужели я совершил ошибку, склонив их вступить в брак? — спросил себя доктор Джонс. — Любопытно было бы узнать, что с ними произошло; пожалуй, я даже обязан сделать это.
Он достал телефонную книгу Лос-Анжелеса и открыл ее на букве «М».
Эти шесть лет были нелегкими для четы Мюнстеров. Сначала Джордж перебрался из Сан-Франциско в Лос-Анжелес. Они с Вивиан обосновались в трехкомнатной квартире огромного жилого дома. Вивиан, которая три четверти суток сохраняла человеческий облик, смогла устроиться на работу в информационную службу Пятого Лос-Анжелесского аэропорта. Что касается Джорджа…
Его пенсия составляла только четверть заработка Вивиан, и он остро ощущал собственную никчемность. Пытаясь увеличить свои доходы, он искал способ, который позволил бы ему зарабатывать деньги дома. Наконец, в одном журнале он наткнулся на ценное объявление:
БЫСТРЫЙ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БОЛЬШИХ ДОХОДОВ — ПРЯМО В ВАШЕМ СОБСТВЕННОМ ДОМЕ! ЗАЙМИТЕСЬ РАЗВЕДЕНИЕМ ГИГАНТСКИХ ЛЯГУШЕК С ЮПИТЕРА, КОТОРЫЕ ПРЫГАЮТ НА ВОСЕМЬДЕСЯТ ФУТОВ. ОНИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ЛЯГУШАЧИХ БЕГАХ И…Итак, в 2038 году он приобрел свою первую пару лягушек, импортированных с Юпитера, и, желая быстро получить большие доходы, начал заботливо растить их прямо в собственном доме, точнее, в углу подвала жилого блока, который андроид-привратник Леопольд предоставил ему бесплатно.
Но при сравнительно слабом земном тяготении лягушки могли совершать гигантские прыжки, и подвал скоро стал для них слишком маленьким; они рикошетили от стены к стене подобно зеленым теннисным шарикам и скоро погибли. Очевидно, чтобы содержать этих проклятых тварей и дождаться приплода, нужно что-то посолиднее, чем угол в подвале блока КЕК-604, понял Джордж.
Затем родился их первый ребенок. Он оказался чистокровным блобелом: все двадцать четыре часа в день он выглядел подобно куче желатинообразной слизи. Джордж тщетно ждал, когда ребенок, хотя бы на мгновение, примет земное обличье.
Однажды, когда они оба с Вивиан находились в человеческой форме, Джордж сказал с вызовом.
— Как я могу считать это своим ребенком? Инопланетное существо, совершенно чуждое мне, — казалось, он обескуражен и далее испытывает отвращение к своему потомку. — Доктор Джонс должен был предвидеть такую ситуацию. Может быть, это — твое дитя, оно унаследовало только твой истинный облик.
Слезы закапали из глаз Вивиан.
— Ты хочешь оскорбить меня? — прошептала она.
— Черт его знает, что я хочу. Мы сражались с твоими сородичами. Мы их убивали, и это беспокоило нас не больше, чем прошлогодний снег. — Помрачнев, он натянул свое пальто. — Я пошел в клуб ветеранов, — проинформировал он жену. — Выпью пива с ребятами. — И он вышел из дома, горя желанием залить печаль в компании старых приятелей военных времен.
Клуб ветеранов-разведчиков располагался в дряхлом строении, доставшемся окраине Лос-Анжелеса в наследство от двадцатого века, и давно нуждался в ремонте. Клуб не имел больших капиталов, так как большинство его членов, подобно Джорджу Мюнстеру, существовало на скудную военную пенсию. Однако здесь были старый трехмерный телевизор, несколько дюжин пластинок с популярной музыкой, шахматы и стол для игры в карты. Джордж обычно выпивал кружку—другую пива и садился за шахматную доску с кем-нибудь из приятелей. Последнее развлечение было доступно и в обличье блобела, и в человеческом облике: клуб был местом, в котором любая из этих форм не вызывала никаких возражений.
В этот вечер он сидел за столом с Питом Par ли, который тоже состоял в браке с блобелом, преобразованным, как и Вивиан, в облик земной женщины.
— Пит, я не могу больше. Всю жизнь я мечтал о ребенке, и что я, наконец, получил вместо него? Комок желатина… — пожаловался он приятелю.
Отхлебнув пива — в этот момент он тоже был в человеческой форме — Пит сказал:
— Крепись, Джордж. Конечно, у тебя есть кое-какие неприятности. Но ты должен был знать, что тебя ждет, когда женился на ней. Может быть, ваш следующий ребенок будет…
Джордж прервал его.
— Я имею в виду, что у меня изменилось отношение к жене. В этом-то все и дело. Я думаю о ней, как о чужом существе по себе думаю так же. Мы оба — существа. — Он осушил кружку в один глоток.
Филип Дик «Сохраняющая машина»
В русские издания сборника не включен рассказ «Что сказали мертвецы?» («What the Dead Men Say»). В оригинальном авторском сборнике этот рассказ есть.
В произведение входит:
Дублёр президента / Stand-By [= Высшая резервная должность / Top Stand-by Job; Высший пост] (1963) Вкус Уаба / Beyond Lies the Wub [= Там простирается вуб; Вкус вуба; Роковой выстрел] (1952) Мы вам всё припомним / We Can Remember It for You Wholesale [= В глубине памяти; Продажа воспоминаний по оптовым ценам; Из глубин памяти; Вспомнить всё] (1966) Что за счастье быть Блобелем! / Oh, To Be a Blobel! [= О, счастье быть блобелем!; О, счастье быть блобелом!] (1964)Обозначения: циклы романы повести графические произведения рассказы и пр.
Издания на иностранных языках:
С.Соболев, 14 мая 2008 г.
«Следующими в очереди безнравственных и развращающих российское юношество произведений искусства будут романы Филипа Дика»
Лев Пирогов «Экслибрис» № 241.
Про Филипа Дика долго загружают, что он де один из «основоположенников психоделической революции», соратник Тимоти Лири, и вообще один из зачинщиков чего-то реструктированного.
Гнуть на Дика можно все что угодно: основной истеблишмент романов его (проходящих по ведомству научной фантастики) не читает, а рассказов до недавнего времени сыскать было практически невозможно: десяток еще «советских» переводов да два странных эклектичных сборника времен «первоначального накопления издательского капитала».
Амфорский сборник «Сохраняющая машина» заявлен как «авторский сборник рассказов». Оригинальная подборка или нет, мне совершенно параллельно: впервые лет за десять читателю представлен корпус рассказов непревзойденного мастера по выворачиванию реальности наизнанку. Я не перестаю изумляться: как один человек мог наплодить целую гору сюжетов, ограничившись объемом в пару десятков страниц? Ридли Скотт, даже не читая первооснову «Бегущего по лезвию бритвы» (роман 1968 года «Снятся ли андроидам электроовцы?»), в 1982 году заложил по крайней мере на пару десятилетий эстетику всех последующих футуристических кинофильмов и породил типа киберпанковский антураж, горячо любимый Гибсоном, Стерлингом & K° (см. «Джонни-мнемоник», «Матрицу», «Тринадцатый этаж», «эКзистенЦию» и т.п.).
Следом за Р.Скоттом кинематографисты ринулись осваивать непаханую целину творческого наследия Ф.Дика. И теперь сюжет о шпионе, не подозревающем о своей сущности, будет гулять из картины в картину. Лучше всего, если внутри шпион окажется железным, аки робот Электроник, или даже с атомной бомбой внутри – тогда ваще ништяк и хорошие кассовые сборы. Понравилась киношникам именно эта (не самая, кстати, шокирующая) сюжетная находка Ф.Дика – так и будут вырабатывать жилу до подлегающей породы. Примером тому служат боевики «Вспомнить все» Верховена со Шварценеггером (снят по рассказу «Мы вам все припомним», We Can Remember It for You Wholesale, 1966, более известному в переводе В.Баканова под названием «Из глубин памяти»), «Крикуны» (в основе – антимилитаристкая повесть «Вторая модель»), а так же премьеры этого года «Пришелец» (реж.Г.Флидер) и «Особое мнение» (реж. С.Спилберг). Через два десятилетия и пяток картин красной нитью проходит одна и та же тугая мысль: «Что делает человека человеком?». Но все власть имущие, так и не найдя ответа, предпочитают этого типа человека замочить. Для его же блага.
Несмотря на всю загруженность преамбулы и мрачноватых интонаций, преобладающих в вышеозначенных фильмах, творчество Филипа Дика нельзя не рассматривать как сатирическое.
Классический рассказ «Мы вам все припомним», по которому снят в меру серьезный фильм «Вспомнить все» о противостоянии жестокой транспланетной корпорации и революционного подполья, имеет в первооснове юмористический рассказ, по тональности своей уместный может быть даже в достопамятном «Крокодиле», а никак не на страницах сурьёзного «Нового времени».
В любом диковском произведении есть всепроникающая ирония, низвергающая чрезмерно загруженные эсхатологические построения интерпретаторов.
Взять, к примеру, трагический рассказ о космонавтах, оставшихся без съестных припасов и консервов на обратную дорогу, и волею жестоких обстоятельств вынужденных съесть марсианское разумное существо (внешне мало отличавшееся от свиньи). Трагедия оборачивается фарсом: в результате гастрономических превращений разум инопланетянина плавно переселяется в тело одного из едоков (рассказ «Вкус уаба»).
Болезненные превращения происходят с произведениями классической музыки – Дик представил
Что будет, если произведения классической музыки трансформировать в . зверей? Шубертовские произведения уподобились беспомощным овечкам, фуги Брамса превратились в насекомое типа сороконожки, а из произведений Вагнера родился жестокий зверь. Что не лишено исторических аналогий, между прочим.
Только человеку, плотно занимавшемуся классической музыкой, могли прийти в голову подобные извращенные ассоциации. Подобно тому, как самые жестокие насильники получаются из педагогов, так и Филип Дик, несколько лет кряду продававший виниловые пластинки с классической музыкой, мог нарисовать картину дерущихся между собой птиц, получившихся из произведений Моцарта и Стравинского, за которыми гоняется ужасный Вагнеровский зверь, накануне зарезавший невинную шубертовскую овечку.
Фантастику давно мучает тема контакта с инопланетным разумом, искусственным интеллектом или еще чем-нибудь неожиданным и возвышенным. Но мало кто осознает, что живущие бок о бок с нами живые организмы воспринимают деятельность человека как стихийное бедствие. В рассказе «Рууг» Дик показал, насколько нелепым кажется быт человека в глазах хотя бы даже обычной собаки, охраняющей помойку.
В новелле «Военная игра» серьезные эксперты разбирают до винтика импортные инопланетные игрушки, дабы не пропустить на Землю вредоносных микробов, заводных солдатиков-террористов или психотропную одежду. Спасая детей от угрозы физического воздействия, эксперты забывают об идеологической составляющей, и с чистой совестью дают зеленый свет новому варианту настольной игры «Монополия», в которой победителем становится человек, первым спустивший все свои богатства. Неплохая идеологическая бомба под капиталистический уклад жизни.
suhan_ilich, 1 февраля 2008 г.
Прочитав довольно много романов Филиппа Дика, я довольно долго почти не затрагивал его рассказы. Конечно, несколько самых-самых вроде «Второй модели», «Ветерана войны» я знал, но какого то общего впечатления у меня не создалось. Появление в моей жизни фантлаба тоже не оказало правильного воздействия. Был момент когда мы с tevas шли нос к носу к божественному статусу (эх, даже ностальгия пробила J, время какое было) и в процессе гонки я тогда пару десятков рассказов прочел, но даже как то не особо анализируя. Тут выпал случай перечитать и попробовать проанализировать, поскольку в руках оказался авторский сборник рассказов «Сохраняющая машина». Дальше тезисно, т.к. не успеваю чего то большого написать.
Kons, 17 декабря 2007 г.
Превосходный сборник рассказов Дика. На мой взгляд основной идеей сборника является оценка роли отдельного человека в истории всего человечества (идея, что не бывает маленького человека, есть только специфические взаимосвязи, которые мы не всегда способны видеть, которые влияют и полностью меняют судьбу всего человечества (Если бы Бенни Гемоли не было. , Ветеран войны)). Стоит наверное отметить, что это весьма пессимистичный сборник и большое количество рассказов, составляющих сборник, представляют собой различные варианты гибели человечества (Плата за копирование, Прибыльное дельце, На тусклой Земле) или пути его исчезновение как известного нам сейчас вида (Ползуны, Что за счастье быть Блобелем!). Всем любителям хорошей фантастики настоятельно рекомендую.
Uldemir, 30 марта 2006 г.
Мой любимый сборник рассказов, почти каждый из которых в чем-то гениален. ЭТО нужно читать!
JackHammer, 31 октября 2006 г.
Читал книгу, когда ездил на море. В итоге это самое приятное воспоминание, оставшееся после поездки. Must read!
Читайте также: