Феномен музыкально компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда
Наряду с традиционными музыкальными инструментами, на которые ориентировано обучение музыке, все большее распространение получают музыкально-компьютерные технологии (МКТ), обладающие широким спектром возможностей. Музыкальный компьютер становится незаменимым в деятельности композитора, аранжировщика, музыкального оформителя, музыкального редактора и все шире применяется в преподавательской деятельности.
Новые информационные технологии, ориентированные на современное музыкальное образование, создают условия для подготовки музыкального деятеля, владеющего кроме традиционных музыкальных дисциплин музыкальным компьютером как новым музыкальным инструментом.
Так, на конференциях «Современное музыкальное образование», прошедших ещё в 2002, 2003 годах, ведущие музыковеды, преподаватели музыкальных дисциплин отчали, что при выдающихся творческих достижениях отдельных музыкантов возможности музыкального образования в массовой педагогике используются не полностью, а методы обучения в системе общего музыкального образования не претерпевали существенных изменений, в результате чего его уровень не соответствует требованиям современности.
Один из путей решения этой проблемы заключен в поиске новых педагогических технологий, которые позволят оптимизировать учебный процесс, сделать его высокотехнологичным, соответствующим современным условиям. Необходимо совершенствовать технологии обучения музыкальным дисциплинам, создавать музыкальные программы, которые позволили бы гибко и разносторонне использовать богатый опыт традиционного педагогического обучения музыке и огромные возможности компьютера. Компьютеризация музыкального образования может стать дополнительной мотивацией обучения музыке современного ученика, призвана заинтересовать учащихся в музыкальных возможностях компьютера и помочь им проявить свои музыкальные способности на новом уровне. В настоящее время компьютер стал важным инструментом для творчества в области изобразительного искусства, музыки, кино, литературы, архитектуры, театра и др., с другой стороны, искусство стало важным источником развития вычислительной техники и программирования.
Для учащихся знакомых с компьютерной музыкой открываются следующие направления для профессиональной деятельности:
нотно-издательская деятельность; подготовка цифровых фонограмм; реставрация старых записей; звукорежиссерская работа; создание аранжировок и оригинальных композиций с использованием программ-авто аранжировщиков; синтез звука и электронная музыка.
Оснащённый дополнительным оборудованием (то есть звуковой картой, звуковыми колонками, микрофоном, подключенной к компьютеру электронной клавиатурой и прочее) компьютер в руках грамотного пользователя может превратиться в
Студию звукозаписи, Фонотеку, Издательскую систему, Тренажёр для исполнителя, Информационный центр.
Студия звукозаписи открывает возможности для записи собственного пения и игры на инструменте, поскольку звуковая карта любого современного компьютера является совершенным цифровым магнитофоном, дающим качество записи, сопоставимое с аудиодиском. Кроме того, к записанному звуковому материалу могут быть применены различные способы обработки (например, удаление шума на старой записи, сведение нескольких записей в одну и так далее). Например, тот, кто занимался озвучиванием спектаклей или делал фонограммы, знает, как трудно «склеивать» звуковой материал на обычном магнитофоне. Компьютер же, который представляет записанный звук как видимую на экране осциллограмму, позволяет «разрезать» и «склеивать» его с точностью до миллисекунды.
Сегодня одним из необходимых навыков для профессионального музыканта становится изготовление фонограмм «минус один». С помощью компьютера учащийся ДМШ сможет самостоятельно изготовить фонограмму приемлемого качества для озвучивания выступления вокалиста на школьном концерте.
Фонотека в компьютере отличается от обычной фонотеки двумя замечательными свойствами: гигантским объёмом информации и молниеносным поиском. Современные технологии записи и «сжимания» звука позволяют хранить в памяти компьютера (даже не очень мощного) сотни часов звуковой информации. Учащийся ДМШ может использовать компьютерную фонотеку для изучения истории музыки, создания собственных звуковых альбомов на избранную тему.
Издательские возможности компьютера позволяют с типографским качеством набирать и выводить на бумагу нотный текст любой сложности, оформлять его в виде книг, альбомов, листовок, которые, кроме того, дополнить иллюстрациями, текстом, комментариями, украсить рисунками и другими элементами графического дизайна. Учащийся с помощью компьютера может издать реферат, презентацию, посвящённый, например, творчеству какого - либо композитора. Особенно ценны возможности нотного издательства для юных композиторов, которые с помощью компьютера смогут самостоятельно подготовить и тиражировать сборник собственных сочинений.
Компьютер может стать своеобразным тренажёром для юного исполнителя, поскольку MIDI-клавиатура, подключённая к компьютеру, позволяет записывать живую игру юного музыканта, что необыкновенно ценно как в период разучивания произведения, так и в период поисков трактовки, окончательного исполнительского решения. Компьютер позволяет осуществлять запись бесконечное количество раз, не снижая качества звучания. Важной для учащегося является возможность экспериментирования на синтезаторе или MIDI-клавиатуре с компьютером, при поиске новых звучаний, новых музыкальных форм, аранжировкой популярных мелодий. Компьютер допускает также мгновенную фиксацию удачной импровизации (подобно магнитофону), но с возможностью исправления ошибок (вплоть до отдельного звука), точных (до миллисекунды) купюр и вставок;
Информационные возможности компьютера безграничны. Огромное количество мультимедийных энциклопедий дают учащемуся ДМШ возможность получить исчерпывающую информацию по любому интересующему его вопросу в области музыки. Мультимедийные музыкальные энциклопедии помогут в изучении музыкальной литературы, инструментоведения. Компьютер выступит как вспомогательное средство в освоении курса сольфеджио и других музыкально-теоретических дисциплин (подготовка / запись с помощью MIDI-технологий музыкальных диктантов, решение гармонических и полифонических задач, выполнение заданий по инструментовке, аранжировке и сочинению музыки, изучение принципов формообразования, исследования тембров, темпов и других элементов музыкальной речи. При этом возможно использование компьютерной техники для анализа музыкальных произведений (музыковедческий анализ, исследование и сравнение музыкальных стилей, жанров, типов компози-ции и т. д.). Компьютер поможет в развитии дистанционных форм музыкальной деятельности. Кроме того, общаясь с компьютером, учащийся повышает свою общую информационную культуру, поскольку использование музыкальных программ предполагает наличие определённых знаний в области информационных технологий, иностранного языка и т.д.
Критерием практического владения компьютером является умение пользоваться компьютером на уровне пользователя популярной операционной системы Microsoft Windows, а также, умение работать в популярной системе Microsoft Office . Практическое владение компьютером предполагает также умение самостоятельно работать со специальными программами нотной верстки, обработки и записи звука, MIDI - редакторами, простейшего звукозаписывающего и звуковоспроизводящего оборудования, а так же знание устройства компьютера и его составляющих,
На занятия в студии компьютерной музыки было отведено по 1 часу(45 мин.) в неделю как занятиям в рамках предмета по выбору. Занятия проводились индивидуально, в компьютерном кабинете. Освоение учащимися теории сочиталось с большим количеством практических занятий за компьютером, самостоятельной творческой работой.
На первых уроках мы:
-посмотрели учебные фильмы «Внешнее и внутреннее устройство персонального компьютера». «Предшественники музыкального компьютера». Узнали «Основы преобразования звука в цифровой формат». «Основные форматы записи и воспроизведения музыки», «Физическая природа звука»
-выполнили практическую работу в текстовым редакторе Microsoft Word (MS Word): создание / редактирование документа, набор текста, работа со шрифтами и т.д.
Далее, мы приступили к изучению некоторыхбесплатныхпрограмм, которые можно использовать в детском компьютерном творчестве.За прошедший учебный год мы ознакомились с 6-ю МК программами, не затрагивая обучающие и игровые музыкальные программы для младших школьников, в которых получаешь теоретические знания, развитие слуха, творческих способностей, знания по музыкальной литературе. навыки игры на инструменте.
Magix Music Market -программа – конструктор для
создания профессиональной музыки без необходимости изучения сложной музыкальной теории. Кроме создания собственных песен, можно импортировать в проект изображения или видео, добавлять текст, визуальные эффекты и картинки.
Основные компоненты программы: - - музыкальный контейнер, где можно выбирать звуки и лупы различных музыкальных направлений.
-поле аранжировки, где в процессе создания песни могут быть скомбинированы различные звуки и звучания.
- управление проигрываемым объектом
В аранжировщике можно просто комбинировать созданные профессионалами лупы (различные аудио и MIDI компоненты). Лупы упорядочены в соответствии с музыкальным стилем, используемыми инструментами и тональностью. Тональность подгоняется одна под одну, ритмический рисунок лупов, относящихся к различным музыкальным стилям, уравнивается.
Порядок действий при работе в Magix Music Marke t . Создаем проект. Стили представляют собой определенные музыкальные жанры. Щелкаем по стилю, чтобы отобразить лупы одного жанра.
• Выбираем из списка инструмент, который хотели бы использовать. Справа появится список всех лупов, из которых можно выбрать нужный звук. Воспроизведение выбранного звука начнется автоматически.
• Чтобы загрузить файл в Аранжировщик, можно перетащить его мышкой из таблицы в трек Аранжировщика.
Практическая работа
1) создать из семплов программ:
целую музыкальную композицию.
MuseScore - нотный редактор – компьютерная программа для создания,редактирования и печати нотных партитур.
Основные требования к программам данного типа: набор музыкальных символов и их полиграфическое качество, возможность озвучивания партитуры. Программа позволяет вносить в партитуру разнообразные изменения.
Порядок действий при работе в нотном редакторе.
1. Открой новый файл
2.Установи нужные настройки записи (количество нотоносцев, ключи, размер метра и т.д.)
3.Введи нотный текст.
4.Введи дополнительные нотные обозначения, связанные с артикуляцией и динамикой, графические указания.
5.Добавь обозначения темпа и названия пьесы.
6.Отформатируй нотный текст.
7.Выпусти готовый нотный текст на принтере.
Практическая работа
-набрать, отредактировать пьесу (отрывок) фортепианного, вокального изложения, партитуры. Сохранить в mscz и в Word.
Из выполненных работ мы собрали СБОРНИК « Мои любимые мелодии.
ChordPulse - программа – авто аранжировщик, позволяет легко создавать музыкальное звучание, поскольку предусматривает опору на автоаккомпанемент. Так же как клавишный синтезатор, эта программа хранит в своей памяти шаблоны (паттерны.) Задача музыканта состоит в выборе из их числа подходящих для той или иной пьесы. Чтобы выполнить аранжировку в этой программе, надо также указать аккорды (с помощью буквенно – цифровых обозначений.) Гармонизация мелодии и подбор подходящих паттернов – основные действия в программе – авто аранжировщике.
Порядок действий при работе в ChordPulse.
В рабочем поле программы выставить нужные параметры метра и темпа, указывать последовательность аккордов с помощью буквенно – цифровых обозначений и настраивать стили аккомпанемента, находящиеся непосредственно над цепочкой аккордов
Практическая работа
-подобрать по слуху аккорды к любой мелодии в подходящем стиле, темпе, тональности. Сохранить аккомпанемент в собственной программе на комп., на свою флешку, как midi-файл.
Порядок действий при работе в MIDI – секвенсере.
1. Открой нужный MIDI – файл или музыкальную модель-заготовку..
2. Прослушивая этот файл, наметь, какие голоса потребуются для инструментовки мелодической линии.
3. Отбери нужные голоса из библиотеки GM (128 голосов) и выставь их на соответствующие дорожки рабочего окна программы.
4. Сбалансируй звучание MIDI – файла по громкости (Vol) и панораме (Pan).
5.Отредактируй звучание с помощью звукорежиссерских эффектов – реверберации ( Reverb), хоруса ( Chorus) и др.
Практическая работа
1)-набрать и отредактировать мелодию в нотном редакторе.
-соединить мелодию, и аккомпанемент, созданный либо в авто аранжировщике, либо в MIDI – секвенсере
2) - записать мелодию в нотном редакторе секвенсера
- прослушивать отдельные дорожки готового MIDI-файла
2)- изменить тембры инструментов в готовом MIDI-файле.
В творческих работах мы использовали тетради по музыкально-электронному творчеству, в которых даны задания с заготовками музыкальных произведений. Мелодические голоса этих произведений даны в абстрактном виде. Их тембр, динамика и расположение по панораме не несут выразительной нагрузки. Ученикам же необходимо на основе манипулирования с этими данными добиться выразительного звучания, отвечающего авторскому замыслу и собственным представлениям о его возможной художественной интерпретации, либо инструментовать, подбирать по слуху и т.д. Каждая из моделей снабжена необходимым методическим комментарием, на который он может опираться. Полученный учениками музыкальный вариант может быть сверен с прилагаемым вариантом решения того или иного творческого задания.
Audacity - программа для редактирования аудиоматериала.
Аудио редактор, в отличие от MIDI – секвенсора, программа, которая позволяет записывать не параметры звучания, а само звучание. Если MIDI – файл по – разному звучит при проигрывании на разных звуковых картах компьютера, то качество аудиофайла не зависит напрямую от особенностей этих карт.
Чтобы отрезать или вставить кусок звучания, можно прибегнуть к стандартным операциям пользователя компьютера: выделить нужный кусок, проведя по нему курсором с нажатой ЛКМ, и удалить кнопкой DELETE, скопировать его (меню Правка- Копировать) и вставить (Правка – Вставить) в другое место. Чтобы обработать звучание, следует выделить нужный его фрагмент, открыть ниспадающее окно Эффекты, выбрать подходящий эффект и отрегулировать его требуемый уровень. Это меню позволяет преобразовать звучание до неузнаваемости. Обратить внимание на такие эффекты, как Разворот, Смена высоты тона, Смена скорости и др. радикальные средства трансформации звучания. Применить подобные эффекты к распределенным тобой по разным дорожкам готовым семплам.
Порядок действий при работе в аудио редакторах
1.Открой новый файл.
2.Открой окно записи аудио редактора.
3.Включи записываемую фонограмму.
4.Отрегулируй внутренний микшер операционной системы с тем, чтобы аудио редактор принимал сигнал, идущий с MIDI – секвенсора.
5.Установи минимальный уровень сигнала.
7.Удали пустые фрагменты в начале и конце записи.
9.Произведи нормализацию записи.
Практическая работа
1) подобрать музыкальное сопровождение к изображениям природы, из существующих картинок составить слайд-шоу с музыкальным сопровождением. Примерные темы слайд-шоу:
· от заката до рассвета
· горные вершины и т. п.
2) Сделать минус песни (фонограмму)
3) Обрезать и склеить песню или несколько звуковых файлов.
Сохранить (Файл, Экспортировать в mp.3 или wav, Параметры 128 кб/cек., Название композиции, Папка загрузки).
4) Оцифровать аналоговые записи
5) Озвучить сказку. Проект сохранить в mp.3( далее работаем в Window Movie Market)
6) Отделить звук от любого видео.
MOVIE MAKER – видео-редактор. Программа для стандартных операций обработки видео – файлов, соединения изображений, видеофрагментов и текстовой информации.
1) В аудиоредакторе мы записали звук, текст сказки, далее нашли подходящие картинки, импортировали их в программу, соединили все в видеоредакторе. Эффекты, переходы и т.д. Сохранить в mp.4
2) отделить звук от любого видео. Импортировать свой звук.
В результате освоения дисциплины обучающиеся:
- узнали назначение и особенность перечисленных выше программ;
-имеют начальные навыки работы в них
-умеют набирать и редактировать несложный нотный текст
- аранжируют с помощью компьютера музыкальные произведения средней сложности, обосновывая свои действия (гармонизацию мелодии, ее инструментовку, построение фактуры с помощью различных приемов редактирования паттерна и др.);
- самостоятельно создают несложные фонограммы.
-работают с программами звукозаписи: выбрать тональность, записать мелодию, аккомпанемент, сопровождение ритм секции, подбирать для каждой партии соответствующий MIDI-инструмент, редактировать темп и уровень звучания,сохранять и записывать на внешний носитель звуковые файлы в форматах MID, MP3,WAV
-знают основы преобразования звука в цифровой формат.
-знают основные форматы записи и воспроизведения музыки.
Используемая литература:
Петелин Р.Ю., Петелин Ю.В. Музыкальный компьютер для начинающих
СПб.: БХВ-Петербург, 2011. - 384 с.
Харуто А.В. Музыкальная информатика. Теоретические основы. Учебное пособие, 2017 -400с.
Живайкин П. Словарь-справочник по синтезаторам и музыкальным компьютерным программам
Издательство: Живайкин А.П., 2009 -116 с.
Учебное пособие. Музыкально-компьютерные технологии в образовании. Издательство : Союз Худ, 2010 -223с.
“Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире” (Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, 2009 год).
В современных условиях музыкальная школа является одной из основных баз широкого распространения музыкальной культуры. Задачи, поставленные перед музыкальной педагогикой, требуют глубокого анализа сложных процессов, происходящих в современной школе, призывают более широко применять активные формы и методы обучения, технические средства, повышать эффективность и качество музыкального образования.
Традиционные методы преподавания изменяются, обновляются с учетом требований современности. Созданные в последнем десятилетии новые формы, программы, комплексные планы обучения и воспитания – свидетельство решения актуальных проблем музыкального образования на государственном уровне. “Надо уделить большое внимание поддержке новаторских, экспериментальных направлений в искусстве. Сохраняя традиции, богатое, очень богатое классическое наследие нашей культуры, государство должно позаботиться и о тех, кто ищет новые пути в художественном творчестве. Ведь следует помнить: то, что сегодня именуется классикой, создавалось зачастую вопреки канону, через отказ от привычных форм, разрыв с традицией. Дух новаторства необходимо поощрять во всех сферах культурной жизни” (Послание Президента РФ Федеральному Собранию, 2009 год).
Творческие способности – это индивидуально-психологические особенности личности. Развитие творческих способностей – одна из основных задач музыкальной школы: это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы, музыкального таланта; стремление создать что-то новое, свое, лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания.
“Современные дети не такие, как были мы. Всякое поколение отличается от предыдущего. Они отлично ориентируются в мире коммуникаций, привыкли к новым способам поиска информации, любят пользоваться самыми разными технологическими новинками”. (Послание Президента РФ Федеральному Собранию, 2010 год).
Одной из главных тенденций в сфере музыкальной педагогики ХХI века является внедрение информационно-компьютерных технологий в процесс образования.
“…"никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети". Использование в обучении самых современных информационных программ и высокотехнологичных продуктов надо сделать нормой и обязательно предусмотреть в новых стандартах” (Послание Президента РФ Федеральному Собранию, 2010).
Музыкально-компьютерные технологии – новый взгляд на классическое музыкальное образование. Это перспективное, современное и востребованное направление. Постепенно традиционное музыкальное образование переходит на новый уровень – информационное музыкальное образование.
ВУЗы открывают направления и факультеты, связанные с музыкально-компьютерными технологиями: “Музыкально-компьютерные технологии” Санкт-Петербургский Российский государственный педагогический университет им. А. Герцена; “Режиссуры мультимедиа” – Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов; “Музыкально-компьютерные технологии” негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Институт декоративно-прикладного искусства” и др. Однако специалисты-преподаватели озабочены отсутствием вертикали образования в данном направлении: школа – училище – ВУЗ. По словам А. Бородина, руководителя секции музыкально-компьютерных технологий кафедры художественного образования Уральского государственного педагогического университета, “в данный момент в стране на профиль подчас поступают абитуриенты, не обладающие базовыми знаниями акустики, звукорежиссуры, теории музыки. Более того, некоторые вообще не имеют музыкального образования. Можно ли представить себе подобное на традиционных направлениях в преподавании? Можно ли представить студента первого курса фортепианного отделения консерватории, не играющего на инструменте?”
В свете этой проблемы внедрение музыкально-компьютерных технологий в процесс образования, изучение специализированных компьютерных программ в музыкальных школах как первой ступени в освоении будущей профессии своевременно и актуально.
При грамотном подходе компьютер возможно использовать в школе как фонотеку (хранение гигантского объёма информации и молниеносный поиск), информационный центр, студию звукозаписи (возможности для записи собственного пения и игры на инструменте), издательскую систему (набирать и выводить на бумагу нотный текст любой сложности, дополнять иллюстрациями, текстом, комментариями, украшать рисунками и другими элементами графического дизайна).
Программное компьютерное обеспечение помогает диагностировать диапазон инструмента, беглость исполнителя в пассажах, исполнение штрихов и динамических оттенков, артикуляцию и т.д. При разучивании песен на уроках в ДМШ так называемые “минусовки” намного сильнее стимулируют у детей интерес к предмету, чем простое фортепианное сопровождение. Кроме этого, включение компьютеров в программу способствует лучшему освоению материала, позволяет ученикам выявлять и развивать свои творческие способности: дети создают компьютерные нотные тетради, сочиняют мелодии, пишут ноты, строят музыкальные графики, используют игры, караоке, различные музыкальные упражнения. Применение информационных технологий повышает активность, насыщенность и результативность урока. Компьютер также дает возможность разучивать пьесы с "оркестром", выполнять функции "тренажера" по дирижированию (с использованием телеаппаратуры), проводить музыкально-слуховой анализ мелодий (тем) произведений в курсе истории музыки. Это также источник библиографических и энциклопедических сведений. Компьютерные программы применимы в композиторской деятельности, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, аранжировке, импровизации, наборе и редактировании нотного текста.
Музыкально-компьютерное направление в образовании предполагает более углубленное изучение вопросов, связанных с компьютерным музицированием. Компьютер воспринимается как новый современный инструмент музыканта, основная задача которого – раскрытие творческого потенциала, ориентация на современные педагогические технологии.
“Именно индивидуальные творческие способности человека, обучающегося искусству мультимедиа, наиболее ярко выявленные в период обучения, дают возможность специализироваться в крайне востребованной конкретной художественной направленности, познавая и усваивая именно основы режиссуры в сочетании с глубокими знаниями информационных компьютерных технологий”. (В.Д. Сошников, заведующий кафедрой режиссуры мультимедиа Санкт-петербургского гуманитарного университета профсоюзов, профессор, режиссер высшей категории, член Международной ассоциации журналистов, лауреат многочисленных международных и отечественных телевизионных фестивалей и конкурсов).
“Без освоения новой технологии, которая нам дана в руки, мы не добьемся нового качества, прежде всего эмоционального. Всегда было, что некий огромный творческий дух вырывается и открывает нечто совершенно новое, но если мы ведем речь о движении музыки в целом, то сегодня прорыв духа надо поддержать мощью технологических достижений” (Э. Артемьев, композитор, народный артист России).
Результатом внедрения в процесс обучения комплекса предметов музыкально-компьютерного цикла и освоения передовых технологий в музыкальном образовании должно стать повышение интереса к обучению в музыкальной школе, стимулирование развития творческого потенциала у учащихся, профессиональная ориентация обучающихся. Одновременно вырабатываются элементарные навыки работы в области компьютерной инструментовки, композиции, навыки записи нот в нотных редакторах. Полученные знания учащиеся должны уметь применить на практике для создания собственных композиций.
Сложность данного направления в том, что компьютерные технологии напрямую зависят от технического прогресса, скорость которого высока. Вопрос о лицензионном программном обеспечении, которое молниеносно устаревает и требует постоянного обновления версий, встаёт в первую очередь. Программы, которые будут использоваться в обучении, должны быть современны. В настоящее время не представляется возможным предугадать, какие изменения и усовершенствования внесут в свою продукцию фирмы-производители.
Цель музыкальной школы – сделать музыку достоянием не только одаренных детей, которые изберут ее своей профессией. Каждый может стать подлинным любителем музыки – активным слушателем, участником домашнего музицирования.
Повышение эффективности и качества музыкального образования ставит перед преподавателями детских музыкальных школ сложные и ответственные задачи. И одна из них – развить возможность практически реализовать творческие способности и потребности самовыражения.
Творческие способности – это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Задача преподавателя – предоставить творческим способностям детей пространства, сохранить в них игровое начало и развивать, как эмоциональную, так и интеллектуальную сторону их личности. Только в этом случае ребенок сможет творчески реализовать свою индивидуальность. Актуальность развития творческих способностей вызвана потребностями окружающего мира и окружающей среды, так как творческий подход необходим во всех видах деятельности.
Применение компьютерных обучающих программ в системе музыкального образования реально может стать основой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармоничного развития личности в целом.
Наблюдения показали, что занятия с использованием музыкально-компьютерных технологий проходили с большим оживлением и неподдельным интересом со стороны детей. Работа с электронными энциклопедиями активизируют творческую изыскательную деятельность учащихся. Рефераты с компьютерной презентацией перестают быть просто “сухими” фактами (например, из жизни композитора). Компьютер на уроке становится неотъемлемым методическим пособием. Применение обучающих и игровых программ в ходе занятия ускоряет процесс усвоения материала, активизирует деятельность учащихся. Доступные виртуальные клавиатуры привлекают внимание своим игровым началом. Кроме того, учащиеся психологически намного спокойнее реагируют на комментарий компьютера о невыполненном задании или на “виртуальную” оценку.
В идеале компьютер становится самостоятельным музыкальным инструментом с огромным потенциалом. Изучение специальных профессиональных музыкально-компьютерных программ (Вand-In-A-Box, Steinberg Cubase, Cakewalk Sonar, Pinnacle Studio, Adobe Audition, Sound Forge, Magic Score, Finale, Sibelius, Ableton Live) даст возможность более полно раскрыть и реализовать индивидуальные творческие способности учащихся.
Создание новых методических информационных комплексов будет способствовать качественному изменению педагогических методик, позволит улучшить результат развития и обучения и добиться поставленной цели – повышению интереса к музыкальному образованию.
“Надо целенаправленно заняться возрождением культуры. Это может быть одним из главных факторов модернизации России. Нужно поддерживать и традиционные школы, и новые проекты во всех областях искусства. Особое внимание уделить обновлению инфраструктуры сферы культуры, использованию современных технологий” (Послание Президента РФ Федеральному Собранию, 2011 год).
XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль педагога в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, педагогу необходимо владеть современными методиками и новыми технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Что такое педагогическая технология? Это инструмент, позволяющий педагогу, музыкальному руководителю детского сада эффективно (с высокой вероятностью получения желаемого результата) решать задачи своей профессиональной деятельности. Использование компьютера в дошкольном учреждении позволило нам значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Использование музыкально - компьютерных технологий (МКТ, расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Музыкальный руководитель, владеющий информационными технологиями так же, как клавиатурой фортепиано, способен увлечь детей разнообразными формами работы с музыкальным репертуаром не только благодаря своим вокальным данным, академическим знаниям, но и музыкально-компьютерными технологиями, обладающие широким спектром возможностей. Данные технологии открывают новые возможности творческого эксперимента, расширения музыкального кругозора обучаемых, и это делает обучение особенно актуальным.
В практике работы музыкального руководителя использование МКТ является необходимым средством повышения качества воспитательно-образовательного процесса. Использование МКТ осуществляется в организованно образовательной музыкальной деятельности и индивидуальной работе. Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед музыкальным руководителемдолжна стоять задача: сделать образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у детей к учебному процессу. Организация образовательной деятельности «Музыка» основной общеобразовательной программы с применением музыкально-компьютерных технологий в сочетании с традиционными методами обучения, на наш взгляд, улучшает результат образования,и помогает решить ряд задач:
-сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;
-существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;
-существенно активизировать развитие музыкального слуха;
-активизировать творческий потенциал ребёнка, способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;
-развить интегративные качества дошкольника;
-усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала.
В образовательной деятельности «Музыка», применение МКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.
Мы хотим поделиться опытом использования МКТ в своей работе. Как известно задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах. Средства новых информационных технологий мы включаем во все виды музыкальной деятельности. К примеру, в разделе «Слушание музыки» используем компьютерные презентации, которые сами создаем в программе Power Point или используем интернет ресурсы. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.
Раздел "Пение", занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование новых информационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому мы создаем электронные иллюстрации к различным песням, требующим пояснения к тексту. Интересны и музыкальные пособия для распевания, так называемые "голосилки", которые помогают в игровой форме развивать навыки пения.
Применение МКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения. Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специальных видеодисков, для детей. Процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков становится увлекательным и занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям.
Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением МКТ. Разработан комплект музыкально-дидактическихигровых пособий с аудио приложениями: «Песня, танец, марш», «Зайцы на полянке», «Кого встретил колобок», «Музыкальные птенчики», «Три цветка». Музыкально-дидактические игры с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл?», «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» направлены на накопление опыта восприятия музыки, формирование представлений о музыкальных звуках и их свойствах, развитие музыкального слуха у детей. Ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, творческого процесса, инициативы, свободы выбора, развитие коммуникативных качеств. Используются в индивидуальной работе для закрепления полученных знаний в образовательной деятельности «Музыка».
При обучении игре на детских музыкальных инструментах используем видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объясняем, что такое оркестр, группа инструментов, знакомим с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению. А так же видеоролики, небольшие видеофильмы позволяют интересно, ярко и понятно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера. Заинтересовывая детей, мы способствуем тому, что дети стремятся и любят посещать концерты, музыкальный театр. Это способствует развитию музыкальной эрудиции дошкольника.
Практика работы с детьми в ДОУ показывает, что использование музыкально - компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию музыкальных способностей ребенка - дошкольника. ИспользованиеМКТ помогает педагогу повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:
-психологически облегчает процесс усвоения материала детьми;
-возбуждает живой интерес к предмету познания;
-расширяет общий кругозор детей;
-возрастает уровень использования наглядности на занятиях.
Использование музыкально-компьютерных технологий в образовании, дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Таким образом, реализуя программу информатизации в детском саду можно с уверенностью сказать, что МКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить работу музыкального руководителя в ДОУ.
Литература:
1. Горвиц Ю., Позняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. // Дошкольное воспитание. – 2009.
2. Горбунова И. Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2004. № 4 (9). С. 123–138.
4. Калинина Т. В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве// Управление ДОУ. – 2012.
5. Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника// Новая школа. – 2011.
Использование компьютерных технологий при обучении детей технике «оригами» (из опыта работы) Принятие поправок к Закону «Об образовании» диктуют необходимость изменения содержания, методов и организационных форм всей системы образования.
Использование различных технологий музыкального образования в работе с дошкольниками В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей раннего возраста. Игровые музыкально-двигательные.
Использование ИКТ в работе музыкального руководителя Использование презентаций расширяет возможности работы музыкального руководителя; их применение становится неотъемлемой частью в процессе.
Использование информационно-компьютерных технологий в детском саду Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития.
Использование информационных компьютерных технологий в условиях детского сада Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу в целом и в дошкольные учреждения в частности стала актуальна.
Использование инновационных компьютерных технологий в коррекционном процессе детей с ЗПР Прежде чем приступить к описанию проблемы, необходимо, на наш взгляд, дать определение понятий информационные технологии и компьютерные.
Использование музыкально-дидактических игр на музыкальных занятиях для развития музыкального слуха детей Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 12 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА МУЗЫКАЛЬНЫХ.
Отчет музыкального руководителя об использовании современных образовательных технологий в образовательном процессе Отчёт музыкального руководителя об использовании современных образовательных (психолого-педагогических, информационно-коммуникационных,.
Сценарий НОД «Использование компьютерных технологий на музыкальных занятиях» НОД музыкального руководителя Сергеевой Аурики Георгиевны МКДОУ «Киреевский д/с «Светлячок». ТЕМА: Использование компьютерных технологий.
Конспект НОД «Использование компьютерных технологий на музыкальных занятиях» Сценарий. НОД «Использование компьютерных технологий на музыкальных занятиях» НОД музыкального руководителя Зиновой Натальи Анатольевной.
Высшие учебные заведения вправе на конкурсной основе разрабатывать и внедрять инновационные образовательные учебные программы, содержащие новейшие технологии и методы обучения, направленные на дальнейшее развитие и совершенствование системы образования [1].
Нужно повышать компьютерную грамотность, в том числе за счет различных программ, активнее осваивать информационные технологии [2].
В конце XX и начале XXI века отмечается распространение информационных технологий практически во всех сферах деятельности человека, включая образование. В области образования имеют место процессы компьютеризации, интернетизации, а также информатизации. В результате такого преобразования повышается качество, эффективность и доступность образования. Образование характеризуется направленностью на личностно-ориентированное обучение и развитием творческих способностей обучаемых, а также внедрением информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс, созданием единого интерактивного образовательного информационного пространства и, наконец, переходом к открытому образованию.
Совершенствование информационных коммуникационных технологий (создание локальных и глобальных сетей, баз данных и знаний, а также экспертных систем) формирует специфическую учебную информационную компьютерную область, которая обогащает традиционные формы обучения.
Быстрое развитие информационных коммуникационных технологий позволяет реализовать два главных принципа будущей системы образования: принцип доступности и принцип непрерывности. Именно информационные и телекоммуникационные технологии сделали личностно-ориентированное образование более доступным.
В последние годы в общеобразовательных школах, колледжах и ВУЗах все чаще прибегают к использованию информационных технологий при изучении большинства учебных дисциплин, происходит информатизация сферы образования. Под информатизацией понимается активный процесс введения компьютерной техники и новых информационных технологий в различные сферы производства, образования, общественной и личной жизни людей.
Информатизация в значительной степени преобразовала процесс получения знаний. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных делают образовательный процесс более интенсивным, повышают скорость восприятия, понимания и, что важно, глубину усвоения большого объема знаний.
технические средства: компьютерная техника и средства связи;
в развитии личности, то есть в развитии мышления, эстетического воспитания, развитии умений экспериментально-исследовательской деятельности, формировании информационной культуры.
в выполнении социального заказа: осуществление общей информационной подготовки пользователя (так называемая «компьютерная грамотность»), подготовки специалиста в какой-либо сфере;
компьютерные учебники (уроки);
контролирующие (тестовые оболочки);
демонстрационные (слайд- или видео-фильмы);
Применение новых информационных технологий в музыкальном образовании позволяет оптимизировать средства, формы и методы обучения, находить рациональные решения тех или иных учебных задач, выбирать целесообразные пути совершенствования учебного процесса, способствует преодолению ряда трудностей, возникающих при традиционной форме преподавания.
электронная музыкальная энциклопедия;
библиотечные информационно-поисковые системы;
воспитание художественного мышления музыканта;
формирование практических навыков;
программы, дающие теоретические знания — они направлены на усвоение учащимися закономерностей и правил построения музыкальных произведений, основных теоретических понятий. Программы, как правило, содержат игровые и учебные разделы, в которых объясняются многие музыкальные термины, элементы музыкальной грамоты и теории музыки, тестовые задания на определения нот, аккордов и т. д. Программы, предназначенные для обучения в наглядной форме основам элементарной теории музыки, сольфеджио, гармонии, полифонии представляют собой имитацию урока по одной из теоретических дисциплин в соответствии с традиционной формой занятий или нацелены на выработку отдельных навыков, требующих длительных тренировочных упражнений. При этом программа должна вести педагогический диалог с учащимся, иметь обратную связь и давать оценку .
Программы, направленные на развитие слуха - включают в себя различные тренинги для выработки чистоты интонации, гармонического, мелодического слуха и т. д. Они содержат разновидности слухового диктанта, позволяющего тренироваться в определении нот, интервалов, гамм и т. д. и упражнения с графической фиксацией высоты тона для контроля чистоты интонации.
Программы по музыкальной литературе — это могут быть книги, энциклопедии, небольшие иллюстрированные справочники по различным музыкальным произведениям, содержащие набор музыкальных произведений в виде MIDI -файлов, краткие биографии соответствующих композиторов и музыкантов, небольшую викторину на этот материал. Тексты программ по истории музыке и музыкальной литературе иллюстрируются слайдами и репродукциями, фрагментами из музыкальных произведений, видеофрагментами, могут содержать дикторский текст, сопровождаемый слайд-шоу из подобранных музыкальных и художественных произведений истатьи. С помощью таких программ можно познакомиться с творчеством композиторов различных стран и эпох, узнать их биографии, получить информацию о созданной им музыке, разобрать некоторые фрагменты по нотам, узнать о различных жанрах музыкального искусства, знаменитых певцах и музыкантах, о музыкальных инструментах. Гиперссылки позволяют быстро переходить из одной части программы в другую. Программы имеют возможность разветвлённого поиска: по имени композитора, исполнителя, метке, типу музыкального произведения и периоду времени или по определённой тематике.
Программы, дающие знания и навыки по специальности — они обеспечивают, естественно до определённого уровня, овладение каким-либо музыкальным инструментом (на фортепиано или синтезаторе, гитаре).
Программы, развивающие творческие способности. Как правило, это игровые обучающие программы общеразвивающего направления. С их помощью дети учатся сочинять или, например, составлять как из кубиков, несложные мелодии, играют с разными вариантами ритма, инструментов и создают уже свои композиции.
Новые информационные технологии всё шире применяются в современной музыкальной практике, став частью современной культуры. Появляются всё новые и новые разновидности электронных музыкальных инструментов (синтезаторы, сэмплеры, музыкальные компьютеры). Применение систем мультимедиа в музыкальном образовании позволяет использовать для учебных целей записанные на лазерных компакт-дисках музыкальные энциклопедии, книги, справочники, различные антологии.
Современный урок музыки — это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты. Урок музыки характеризуется созданием творческой обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и их субъективное переживание. Подобное специфическое содержание обуславливает выбор разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств.
Музыкальные компьютерные технологии открыли принципиально новый этап технического воспроизводства музыкальной продукции: в нотопечатании, в жанрах прикладной музыки, в средствах звукозаписи, в качественных возможностях звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной деятельности, в звуковом дизайне и трансляции музыки.
во-первых, для профессиональной подготовки композиторов и исполнителей,
Компьютерные программы также используются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста. Компьютерные программы позволяют определять диапазон инструмента, беглость исполнителя в пассажах, исполнение штрихов и динамических оттенков, артикуляцию и т. п. Кроме того, компьютер позволяет разучивать пьесы с «оркестром». Он также может выступать как «тренажер» по дирижированию (с использованием телеаппаратуры). Компьютерные программы позволяют проводить музыкально-слуховой анализ мелодий (тем) произведений в курсе истории музыки. Для многих музыкальных дисциплин компьютер представляется ценным источником библиографических и энциклопедических сведений.Широко распространенные проектные задания с компьютерными презентациями, которые позволяют более наглядно представить либо иллюстративный материал.
Внедрение новых информационных технологий в обучении определяет модификацию устоявшихся организационных форм и методов обучения. Новые современные методы обучения призваны реализовывать идеи личностно-ориентированного и развивающего обучения, усиление всех ступеней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества.
Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе инициирует процессы развития наглядно-образного и теоретического типов мышления, а также благоприятно влияет на развитие творческого, интеллектуального потенциала обучающихся.
Информационные технологии — это неотъемлемый компонент процесса обучения музыке и связанных с ней предметов. Возможности информационных технологий позволяют повысить эффективность обучения как в других так и в преподавании музыкальных дисциплин. Развитие компьютерных технологий в музыке перспективно, актуально и объективно необходимо. Грамотное и систематическое применение информационных компьютерных технологий дает обучающимся, преподавателям, научным работникам возможность более эффективного распределения времени, реализовывать творческий потенциал.
Таким образом, невозможно представить обучение, работу и современную жизнь в целом без информационных технологий. Сегодня институты, университеты, гимназии, школы, колледжи, техникумы и даже детские сады оснащены новейшей компьютерной техникой.
Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.07.2012 г.)
Послание Президента РК Н. А. Назарбаева. Астана, 27.01.2012.
Заболотская И. В., Терентьева НА. Новые информационные технологии в музыкальном образовании //«Проблемы информатизации» теоретический и научно-практический журнал 1996. № 4.
Читайте также: