Эрик клэптон лейла кому посвящена песня
В 1970м Эрик Клэптон работал как ломовая лошадь, стараясь работой (а чуть позже и героином) заглушить безнадёжную, как ему тогда казалось, любовь к жене своего лучшего друга Джорджа Харрисона - Патти Бойд .
После распада, так много обещавшего и такого недолговечного супер-проекта Blind Faith , Эрик присоединился к вечно кочующим по Америке фолкерам Delaney & Bonnie , которые были суппортерами Blind Faith в их роков О м туре по США.
Отыграв с Дилейни и Бонни множество концертов, Клэптон подружился с музыкантами их аккомпанирующего состава. Вместе с ними он принял участие в записи легендарного альбома все того же Харрисона " All Things Must Pass ".
Итогом сближения Эрика и музыкантов из группы сопровождавшей D&B стало решение создать новую группу.
Первоначально парни назвали себя Eric & the Dynamos. Но на одном из первых концертов конферансье запутался в их мудреном названии и, объявляя, переименовал в Derek & the Dominos .
Эрика такое название сначала позабавило, но после недолгих размышлений, даже устроило. Так тому и быть - решили они.
Застенчивый от природы Клэптон всегда чувствовал себя неуютно в роли бэнд-лидера и франтмена. В Крим и Блайнд Фэйт эту роль он предпочитал уступать Джеку Брюсу и Стиву Винвуду (соответственно).
Кроме того, в том же 70-м году, аккурат в августе, когда Дерек и Домино засели в студии, у ЭК вышла первая сольная пластинка ( "Eric Clapton" ), которая, несмотря на высокое качество музыки и помощь все тех же Дилэйни и Бонни с аккомпаниаторами (а так же Стивена Стиллза, Риты Кулидж и Лиона Расселла ), прошла совершенно незамеченной. Это дополнительно пошатнуло в Эрике и без того шаткую уверенность в себе.
В результате Клэптон взалкал анонимности.
Дебютный соло-альбом Эрика ждала печальная судьба - после выходы блистательной " Лейлы " он был обречен навсегда остаться в её тени.
Впрочем, это я уже забежал немного вперед .
Опасаясь нового фиаско, Клэптон твердо решил сохранить инкогнито на новом альбоме. С него было достаточно " супергрупп " и " звездности ", он хотел, чтобы новую группу воспринимали не как " группу великого Эрика Клэптона ", а как самостоятельную боевую единицу. Нужна была чистота эксперимента, чтобы понять на что способны Домино , без звездного шлейфа ее лидера.
А группа была способна на многое. Сегодня имена Джим Гордон (барабанщик), Карл Рэддл (басист), Бобби Витлок (клавишник) - уже мало что говорят непосвящённым, но во главе с Эриком это был один из лучших составов в истории рок-музыки. Так теперь считают многие. Повторю за ними и я, ибо согласен с этим полностью.
Убедившись в жизнеспособности коллектива, обкатанного на концертных площадках, музыканты решили, наконец, приступить к записи альбома. Продюсировать запись они пригласили опытнейшего и матерого Тома Дауда (Tom Dowd) - одного из величайших саунд-продюсеров всех времён и народов.
Материала для записи у ребят было уже вполне достаточно: ещё во время турне с Дилэйни энд Бонни Эрик плотно закорешился и реально спелся с Бобби Витлоком . Вместе они начали писать песни.
"Просто, чтобы было что играть на концертах" - вспоминал Витлок ).
Последний по времени, но отнюдь не по важности, ингредиент для будущей записи был привлечён к работе, когда была уже арендована одна из студий в Майами. Этим ингредиентом стал юный гитарист Дюэйн Оллман (Duane Allman ), с которым Эрик давно мечтал поработать.
Клэптон восхищался его игрой в песнях Вилсона Пиккетта и Ариты Франклин (о существовании the Allman Brothers Band он тогда ещё даже не знал).
Том Дауд , который как раз в это время занимался продюсированием второго альбома Оллман Бразерс Бэнд ( Idlewild South) , узнав о таком желании Эрика , сообщил, что на днях theABB будут выступать на одной из концертных площадок Майами. Эрик попросил провести его на концерт. Дальнейшая история стала уже рок-апокрифом .
Клэптон вошёл в зал, где выступали Оллманы, и сел в первом ряду, прямо напротив сцены. Концерт уже был в разгаре.
Дюэйн в тот момент играл соло. Импровизировал, закрыв глаза.
А когда глаза он на мгновение открыл, то увидел перед собой великого Клэптона . и мгновенно перестал играть.
На Дюэйна напал столбняк прямо на сцене.
Второй гитарист " Братьев " - Дикки Беттс после паузы подхватил соло и выкручивался из него, как мог. Благо, такие джем-импровизации были обязательной частью любого концерта ABB .
После концерта произошло их формальное знакомство. Клэптон сходу предложил поучаствовать в записи первого альбома своей новой группы. И, не желая терять времени, на волне взаимной симпатии, два гитариста рванули в студию. Там они просидели вдвоем всю ночь, до самого утра.
"Они показывали друг другу любимые гитарные приёмчики, менялись гитарами, делились профессиональными секретами, болтали без умолку, подогрелись какой-то наркотой .
они были в восторге друг от друга, каждый восхищался мастерством и техникой другого"
Эрик и Дюэйн рождены были для того, чтобы играть вместе. Это стало ясно после первых же пробных попыток.
Сначала планировалось, что Оллман поучаствует в записи одного или двух треков, но в результате он записался, как минимум, на девяти песнях.
Довольно интересное и азартное занятие теперь - разбираться где Эрик , а где Дюэйн играет на этом альбоме.
Твёрдо можно сказать только одно: если слышите слайд - это работа Оллмана . Клэптон тогда не был силён в этом компоненте гитарной игры, а Дюэйн - величайший среди слайд-гитаристов.
Кстати, начиная именно с этого альбома, Клэптон , как гитарист, стал сознательно уходить в тень, отдавая святое " право на соло " своим многочисленным (в дальнейшем) партнерам.
У поклонников это вызвало законное недоумение, а у многих и негодование.
Эрик Клэптон - один из величайших мастеров гитарного соло, каких только видел мир, вдруг стал находить особое утончённое удовольствие в подыгрыше другим. И в этом, как оказалось, ему просто нет равных.
Если вы видели Исаакий или Казанский Собор ночью, в освещении прожекторов, то можете оценить всю важность и красоту такой подсветки. Эрик Клэптон и стал такой виртуозной "подсветкой" для других гитаристов, раскрашивая их соло восхитительными и точными лучами своих гитарных штрихов, усиливая эффект унисоном или контрастом, поддерживая их и маскируясь за вуалью аккомпаниатора.
Это блистательное умение "второго гитариста" он впервые широко применил именно в дуэте с Дюэйном Оллманом на альбоме LATOALS .
Такого блистательного дуэта гитаристов рок, пожалуй, не знал до этого и я не уверен, что узнал после.
Двойное соло Оллмана и Клэптона в песне " Лейла " ( начинает знаменитый рифф Эрик , Дюэйн вступает после первых 7-и нот, а дальше. словами и не опишешь ) - это одна из высочайших гитарных вершин. Канченджанга сдвоенной гитары. А может быть и Эверест.
Работа над записью после появления в студии Дюйэна Оллмана закипела. Оба - Эрик и Дюэйн - были буквально одержимы альбомом, идеи рождались на ходу и тут же шли в дело, получая своё реальное воплощение.
Характерна история с записью кавера на знаменитый блюз Биг Билла Брунзи " Key to the Highway ".
В соседнем помещении Criteria Studios группа Sam & the Pharaos записывала именно этот блюз. Derek & the Dominos услышали Фараонов через стену и начали спонтанно джемовать на эту же тему.
Том Дауд , восхищённый тем, что у них получается, отдал команду звукоинженерам стартовать запись.
Этот незапланированный дубль, записанный сходу, без всякой подготовки, и вошёл в альбом, став, на мой взгляд, лучшей из версий классической Key to the Highway . А версий этих я слышал десятки.
Кстати, когда будете слушать этот альбом, то обратите внимание на то, как начинается Key to the Highway . Теперь вам будет ясно почему такое странное начало у этого трэка.
В итоге материала парни назаписывали столько, что альбом получился двойным, а о качестве музыки лучше всего, наверное, свидетельствует признание все того же легендарного продюсера Тома Дауда :
"Я чувствовал, что это будет лучший альбом, над которым я работал со времён The Genius of Ray Charles .
Новая музыка, исполненная с величайшим мастерством. Гитара там просто блистательна, ритм-секция туга, как часы, все они - живые детали единого организма, который дышит, сжимается, сокращается, становится громче, затихает, но всегда напряжен и интенсивен. Соло великолепны, тексты и вокал - изумительны".
Если вы загляните в послужной список Тома Дауда , то поймёте, что такие слова дорогого стоят.
А много лет спустя знаменитый музыкальный критик Джин Санторо скажет о "Лейле и других избранных песнях о любви" так:
Композиции My Father’s Eyes («Глаза моего отца») связана с печальными событиями в жизни Эрика Клэптона (Eric Clapton). Чтобы лучше понять, о чем песня My Father’s Eyes, давайте вспомним некоторые факты из его биографии.
Когда Эрик появился на свет, его матери Мэри Молли Клэптон едва исполнилось шестнадцать лет. Отец, канадский солдат Эдвард Уолтер Фрайер, уехал со своей частью еще до рождения мальчика, никогда не встречался с сыном и умер в 1985 году. Маленький Эрик жил с бабушкой и ее вторым мужем, считая их родителями, а настоящую мать – сестрой.
Насколько тяжело ему было узнать правду – остается лишь догадываться, но Клэптон справился с этим и смог добиться успеха в жизни. Однако мысли об отце, которого он ни разу не видел, наверняка постоянно его посещали.
В 1986 году он сам стал отцом, когда итальянская фотомодель Лори дель Санто родила ему сына Конора. Но судьба вновь была жестока к Эрику. Конор погиб, выпав из окна небоскреба. Выйдя из затяжной депрессии, Клэптон посвятил ему песню Tears in Heanen.
История создания и смысл
Но не только эта композиция появилась на свет из-за ужасной трагедии, постигшей Эрика. Он вдруг осознал, что сын давал ему возможность установить духовную связь с его собственным отцом. Впрочем, никто не объяснит лучше автора:
У меня было что-то вроде откровения о моем сыне. Это очень личное, но я никогда не встречался с отцом и я осознал, что наиболее приблизился к тому, чтобы посмотреть в глаза отца, когда смотрел в глаза своего сына. Вот об этом я написал песню.
Запись и релиз
Позже он играл ее электрическую версию, но только шесть лет спустя песня была выпущена синглом и включена в альбом Pilgrim. Причина такой задержки крылась в том, что Эрику, по его признанию, недоставало мужества, чтобы записать эту композицию. К тому же, он не мог выбрать подходящую аранжировку для My Father’s Eyes.
Вот что он рассказал о работе над песней:
Эту песню было тяжелее всего записывать на альбоме. Ее я завершил последней. Circus было намного легче закончить. My Father’s Eyes прошла через пять воплощений, и каждый раз я накладывал на нее вето, потому что я чисто с художественной точки зрения говорил: “Это слишком быстро. Это слишком весело. Или это слишком печально”. Теперь, на самом деле, я думаю, что подсознательно был не готов отпустить ее, потому что это означало – в какой-то степени – отпустить своего сына.
В 1998 году My Father’s Eyes вышла синглом и была включена в альбом Pilgrim. Официальная версия песни существенно отличалась от тех, что Клэптон исполнял ранее.
На концертах Эрик исполнял ее до 2004 года, а потом объявил, что исключает My Father’s Eyes и Tears in Heaven из репертуара, так как «больше не чувствует горечи утраты, которая является неотъемлемой частью исполнения этих песен». Впрочем, иногда песня звучала на его концертах.
Музыкальное видео
Видеоклип My Father’s Eyes для Eric Clapton снял Кевин Годли.
Sailing down behind the sun,
Waiting for my prince to come
Praying for the healing rain
To restore my soul again
Then the light begins to shine
And I hear those ancient lullabies
And as I watch this seedling grow,
Feel my heart start to overflow
Уплываю вслед за солнцем,
Ожидаю появления своего принца
Молюсь об исцеляющем дожде,
Который возродит мою душу
Лишь спасающийся бегством оборванец
Как я здесь оказался?
Что я сделал?
Когда мои надежды воскреснут?
Как я узнаю его?
Когда я взгляну в глаза моего отца
Глаза моего отца
Когда я взгляну в глаза моего отца
Глаза моего отца
Затем начинает сиять свет,
И я слышу те древние колыбельные
И когда я вижу, как растут эти сеянцы,
Я чувствую, что мое сердце начинает переполняться
Откуда мне взять нужные слова?
Чему я научу его?
Во что мы будем играть?
Мало-помалу я осознал,
Вот когда они мне нужны,
Вот когда мне нужны глаза моего отца
Глаза моего отца
Вот когда мне нужны глаза моего отца
Глаза моего отца
Затем сквозь далекие облака слез
Вырисовывается горный перевал
Я подобен мосту, который был смыт
Мои основания были сделаны из глины
Моя душа скользит навстречу смерти
Как я мог утратить его?
Что я попытался сделать?
Мало-помалу я осознал,
Что он был здесь со мной
Я смотрел в глаза моего отца
Глаза моего отца
Я смотрел в глаза моего отца
Глаза моего отца
Цитата о песне
В ней я попытался описать параллель между взглядом в глаза своего сына и глаза отца, с которым я никогда не встречался, через узы крови.
Наверняка любовный треугольник Клэптон-Бойд-Харрисон не казался друзьям его участников таким уж романтичным. Девушка изменяет мужу с его другом… Согласитесь, не самая красивая ситуация.
Но благодаря таланту Эрика, посвятившего Патти бесподобную песню Layla, их отношения запомнились как трогательная история страстной любви – пусть даже с печальным концом.
Эрик Клэптон и Патти Бойд
Возможно, не все знают, что тогда произошло, поэтому вкратце напомню. Патти Бойд была женой Джорджа Харрисона из The Beatles. Клэптон близко общался с Харрисоном и даже помогал ему записывать While My Guitar Gently Weeps.
Но это не помешало Эрику завести роман с Патти и спустя некоторое время жениться на ней.
Отношения Клэптона и Бойд развивались на глазах Бобби Уитлока, одного из участников группы Derek and the Dominos, который был приятелем как Эрика, так и Джорджа. Вот что он рассказал об этом:
Я был там, когда они предположительно тайком встречались. Но хорошо скрываться не получится, если ты всемирно известная личность. Он с ума сходил по Патти, а я встречался с ее сестрой. Все это у них происходило, скорее всего, за спиной Джорджа. Хотя Джорджу было плевать. Он сказал: «Можешь взять ее». Это типа разряжает обстановку, когда Эрик говорит: “Я забираю твою жену”. А в ответ ему: “Бери”.
Но песню Layla Клэптон сочинил еще в то время, когда Патти была супругой Харрисона.
В книге Wonderful Tonight: George Harrison, Eric Clapton, and Me Бойд вспомнила о том, как она впервые услышала песню Layla:
Мы тайком встретились в квартире в южной части Кенсингтона. Эрик Клэптон попросил меня прийти, так как он хотел, чтобы я послушала новую песню, которую он написал. Он включил магнитофон, добавил звук и проиграл мне самую убедительную и трогательную песню, которую мне доводилось слышать. Это была Layla – о человеке, безнадежно влюбленном в женщину, которая тоже его любит, но остается недоступной. Он проиграл мне запись два-три раза и все время пристально смотрел на мое лицо, желая увидеть, как я буду реагировать. Первое, о чем я подумала, было: «О, Боже, все поймут, что она обо мне.
В статье The Guardian Патти Бойд рассказала, как она себя чувствовала в той ситуации:
Я не особо-то обрадовалась, когда Эрик написал «Лейлу», пока я все еще была замужем за Джорджем. Мне казалось, чтом меня выставили напоказ. Песня поразила и взволновала меня, ведь она была такой страстной и невероятно драматичной, но я хотела сохранить свой брак. Эрик открыто объяснился в любви. Я долгое время отвергала его ухаживания. Я не хотела бросать мужа. Но, очевидно, когда у нас с Джорджем все пошло мучительно плохо, это стало концом наших отношений. Мы оба вынуждены были двигаться дальше.
Дальнейшая история Клэптона и Бойд хорошо всем известна. Они поженились, но через некоторое время их отношения испортились, Эрик ушел к актрисе Лори Дель Санто, и после десяти лет брака они с Пати развелись.
Харрисон, который присутствовал на их свадьбе, кажется, даже был благодарен Клэптону:
В общем, Эрик и Джордж остались друзьями.
Происхождение названия
Название Layla Эрик Клэптон взял из старинной восточной легенды «Лейли и Меджнун», якобы основанной на реальных событиях. В ней рассказывается о поэте-бедуине Каисе, который влюбился в красавицу Лейли. Но она вышла замуж за другого. Обезумевший от горя Каис ушел в пустыню и скитался там, посвящая Лейли песни. Когда его возлюбленная умерла, он также не смог жить.
Запись песни Layla
Эрик Клэптон записывал Layla с группой Derek and the Dominos. В первоначальном варианте она была спокойной балладой, но затем Клэптон и Дуэйн Олмэн сочинили знаменитый гитарный рифф, который заметно «утяжелил» песню. Когда композиция была уже почти готова, Эрик услышал, как Джим Гордон играл на фортепьяно мелодию собственного сочинения, и убедил его использовать эту партию в Layla.
Не всем эта идея пришлась по душе. Вот что говорил о ней Уитлок:
«Я ее терпеть не мог. В оригинале “Layla” не было фортепьяно. Когда мы записывали песню, мы даже не думали о фортепьяно. Джим играл ее, и Эрик сказал: “А как насчет этого – ведь неплохо”. Джим не пианист. Он играет так прямо – все очень аккуратно. Они хотели, чтобы я добавил в нее чувств, поэтому Джим записал ее, я записал ее, а Том Дауд их смикшировал. Это две разных записи».
Как бы то ни было, теперь уже никто себе не представляет песню “Layla” без партии фортепьяно.
Релизы Layla
Песня Layla была издана синглом из альбома Layla and Other Assorted Love Songs (1970). Публика встретила и этот трек, и всю пластинку прохладно. Длительность песни сделала ее непривлекательной для радиостанций, а поклонники Клэптона не покупали альбом, потому что его имя было указано лишь на обороте.
Зато в 1972 году, когда Layla вышла синглом из сборника The History of Eric Clapton, песня поднялась на седьмую строчку UK Singles Chart и на десятую позицию Billboard Hot 100.
Акустическая версия в блюзовой аранжировке, которую Клэптон исполнил на концерте MTV Unplugged, также выходила в виде сингла, попала в чарты и была удостоена «Грэмми» как лучшая рок-песня.
Layla входит в списки 500 величайших песен всех времен (Rolling Stone) и 100 величайших песен рок-н-ролла (VH1).
Интересные факты
- В конце песни Дуэйн Олмэн исполнил на гитаре звук, напоминающий крик птицы. Это трибьют легендарному джазмену Чарли «Птице» Паркеру.
- Кавер-версии Layla исполняли Лондонский симфонический оркестр и Королевский филармонический оркестр.
- Фортепьянная кода из Layla звучит в фильме «Славные парни» (GoodFellas) Мартина Скорсезе.
- Энди Саммерс, гитарист The Police и The Animals, назвал дочь Лэйлой в честь песни.
I tried to give you consolation
When your old man had let you down.
Like a fool, I fell in love with you,
Turned my whole world upside down.
Что ты будешь делать, когда останешься одна,
И никто не будет ждать тебя рядом?
Слишком долго ты бегала и пряталась
Знаешь, все дело в твоей глупой гордости
Припев:
Лэйла, из-за тебя я на коленях
Лэйла, я молю, дорогая, пожалуйста
Лэйла, дорогая, избавь меня от тревожных мыслей
Я старался тебя утешить,
Когда твой муж тебя подвел
Как дурак, я влюбился в тебя,
И вся моя жизнь перевернулась
Давай сделаем все возможное в этой ситуации,
Пока я окончательно не сошел с ума
Пожалуйста, не говори, что я никогда не найду выход,
И не утверждай, что вся моя любовь напрасна
Цитата о песне
Я люблю ее слушать. Она звучит, как будто не моя. Как будто я слушаю кого-то, кто мне по-настоящему нравится.
Кому Эрик Клэптон посвятил песню Лейла?
Журнал Rolling Stone назвал ее легендарной музой рока. Песни, посвященные ей, были у Beatles, Эрика Клэптона и Рони Вуда.
Патти Бойд было 20 лет, когда ее пригласили на съемки фильма. К тому времени у нее уже был двухлетний опыт работы моделью. Патти предстояла очень простая роль. Она должна была сыграть школьницу – фанатку Битлз в фильме «Вечер трудного дня». Фанаткой Битлов она, кстати, не была. Вечером этого, не очень трудного для Патти Бойд дня, Джорж Харрисон, который впервые увидел ее несколько часов назад, решился, наконец, заговорить с понравившейся девушкой. Он сказал: «Выходи за меня замуж».
Через два года они поженились. Статус жены одного из битлов, надо полагать, помог Патти в карьере модели, но ей этого было мало, и девушка реализовала себя в журналистике. Кроме того, у нее появилась страсть к фотографированию всего, что происходит вокруг. И сейчас она еще ездит по миру со своими фотовыставками, на которых сохранилась жизнь звезд шоу-бизнеса – как она выглядела изнутри.
Своей жене Харрисон посвятил несколько песен, которые вошли в альбомы Beatles: I Need You, Something и For You Blue.
Эрик Клэптон и Джорж Харрисон подружились в конце 1960-х годов. Однажды Клэптон понял, что влюбился в жену друга. Он написал песню о безответной любви. О своей любви к жене друга. В ней он предсказал будущее: «Когда ты останешься одна …» … или это были его мечты, которые он уже не мог отделить от реальности.
Клэптон спел эту песню жене Харрисона в присутствии мужа. Джорж рассердился и увел жену. Эрик тоже ушел - в наркотический запой и в уединение от мира сего на три года. За это время семейная жизнь Джоржа и Патти расстроилась. Бойд ушла от мужа. Харрисон по этому поводу написал еще одну песню: «Так грустно».
Оставив Джоржа Харрисона, Патти Бойд не ушла к Клэптону. По крайней мере, не сразу. Какое-то время она встречалась с Рони Вудом – гитаристом из The Rolling Stones.
Вуд тоже написал песню о своей любви к Патти, в которой сказал: «Позволь мне видеть тебя. Позволь мне узнать твои сны».
Клэптон все это время не оставлял надежды заполучить Патти, и, когда она ответила ему взаимностью, написал еще песню о замечательном вечере вдвоем с любимой:
В 1979 году Патти Бойд вышла замуж за Эрика Клэптона, но и этот брак не выдержал проверки временем.
Всего известно не менее десятка песен, которые этой женщине посвятили звезды рок-музыки. Она была замужем за двумя из них, была музой многих и была бедой многих из них. Она оставила свой след в 60-х и 70-х годах XX века, без которого мир бы был другим. Хоть чуть-чуть – но другим.
Подписывайтесь – будем вместе слушать хорошую музыку!
Читайте также: