Дюна почему нет компьютеров
Я никогда не понимал этого в сериале. У них есть космические путешествия, но большинство других вещей в их вселенной кажется примитивным по сравнению с нашей.
Это связано с Батлерианским джихадом - крестовым походом против компьютеров и технологий искусственного интеллекта, в результате которого они были полностью запрещены. Наказание за нарушение - смерть.
Из глоссария в оригинале Дюна:
Они используют ментаты, человеческий эквивалент компьютера, который обладает аналитическими способностями - эквивалентом программирования и мнемоническими способностями - эквивалентом компьютерного хранилища данных (баз данных).
Для космических путешествий они используют навигаторы, которые также являются эквивалентом специализированного компьютера для навигации и прогнозирования.
- Мне любопытно, пришли ли ментаты из вселенной Fallout из Дюны?
- 1 @Teknophilia Да, это четкая ссылка.
Потому что машины, которые думают, были потушены во время Батлерианского джихада, потому что они представляют собой извращенную имитацию человеческого разума. Вместо этого они используют ментаты (человеческие компьютеры). Однако, если я не ошибаюсь, иксианцы нарушают это правило, и другие миры терпят это в основном потому, что им нужны их технологии.
Серия романов не совсем соответствует тому, что именно представляет собой компьютер и какие ограничения налагаются запретами Батлерианского джихада.
В Дюна, сначала кажется, что предел ограничивается тем, что мы бы назвали искусственным интеллектом, способным пройти тест Тьюринга - на практике, когда человек-следователь, неспособный видеть субъектов, не может отличить письменные (или напечатанные) ответы на вопросы, задаваемые и человек, и компьютер. Это позволит хранить данные, деревья решений (операторы if / else) и автоматизированные системы управления с использованием конечных автоматов. Казалось бы, это необходимо для обработки сигнала, необходимого как минимум для межзвездной связи. В основном на Дюна, не похоже, что полнота Тьюринга карается смертью :-)
Однако в следующей книге Фрэнк Герберт делает крюк. Еретики где он улетает за пределы планеты и описывает устройства, такие как T-Probe, устройства для пыток / допросов, которые в основном могут удерживать сознание субъекта в цифровой памяти, а следователи могут запрашивать и манипулировать цифровым представлением сознания и вносить изменения в субъект. Они никогда не вызывали никаких вопросов и не казались тревожными по идее, однако на данный момент Еретики людям было о чем беспокоиться поважнее .
Итак, это немного меняется, но я бы предположил, что, как и в наших собственных религиях, правила интерпретируются людьми по-разному с течением времени.
Это одна из самых интересных вещей в сериале. Как отмечали другие в своих обоснованных ответах, Батлерианский джихад, сражавшийся с машинами, которые пытались захватить человеческое общество, привел к всеобщему запрету того, что мы могли бы назвать ИИ.
Однако, несмотря на это, планета Ix и, в меньшей степени, Richese, считаются лидерами в области технологий и вызывают некоторое недоверие из-за их заигрывания с границами правила против ИИ. Действительно, в более поздних книгах Лето рассматривает возрождение ИИ на Иксе как возможное падение человечества, но не побеждает их полностью. Данкан Айдахо (переродившийся) думает, что это потому, что Лето не может не восхищаться возможностью совместного будущего человека и машины.
Это исследование идеи касается аспекта ИИ в Dune.
Это одно из основных предположений серии, что нет ИИ, но это случается довольно часто. Ограничивая этот конкретный аспект технического прогресса, идея феодального общества с герцогами и баронами, рукопашными боями, наложницами и т. Д. Становится правдоподобной.
Насколько я помню, до времен Пола Атрейдеса было компьютерное восстание, поэтому они начали обучать людей тому, как они становятся людьми-компьютерами (ментатами).
Думаю, они просто не нужны. Питер де Врис говорит что-то вроде
Они используют компьютеры, но их интеллект ограничен. Компьютеры с AI (искусственный интеллект) запрещены. Невозможно не использовать компьютеры в космосе и не строить лазерное оружие и корабли.
Дюна полна футуристических научно-фантастических технологий, но в ней нет настоящих компьютеров или роботов по очень веской причине, установленной в книгах.
В фильме Дени Вильнева Дюна представлен широкий спектр футуристических технологий, но нет ни суперкомпьютеров, ни разумных роботов. Хотя эти технологии являются неотъемлемой частью многих других классических научно-фантастических историй, они отсутствуют в оригинальной книге Фрэнка Герберта Дюна по некоторым очень специфическим причинам, связанным с историей галактики. Кое-что из этой истории кратко упоминается в фильме Дюна 2021 года, но большая ее часть остается за кадром, чтобы освободить место для более важных событий фильма.
Действие Дюны начинается в 10 191 году, но сюжет фильма ссылается еще дальше в будущее, чем может показаться из этого числа. 10 191 год означает количество лет, прошедших с момента создания Гильдии Пространства (Спейс Гильдия), которое само по себе происходит примерно еще 10 000 лет назад. Таким образом, начало основной книги франшизы Дюна приходится примерно на 22 000 год н.э. Учитывая огромный скачек во времени в будущее и различные научно-фантастических технологий, показанные в фильме, было бы логично, если бы мир также был наполнен роботами, суперкомпьютерами и искусственным интеллектом, но это не так.
Причина вопиющего отсутствия в Дюне некоторых традиционных научно-фантастических технологий уходит корнями на тысячи лет назад в историю вымышленной вселенной Герберта. За тысячи лет до рождения Пола Атрейдеса человечество разработало "мыслящие машины" - широкий термин для всех форм компьютеров и роботов, приравниваемых к интеллекту человеческого уровня. Эта технология в конце концов превратилась в полноценный искусственный интеллект, но это вызвало скорее обратный эффект, чем то, на который надеялись некоторые люди.
В оригинальной серии Дюны, Герберт кратко описывает, как искусственный интеллект и все другие мыслящие машины были уничтожены в ряде разрушительных войн, названных Батлерианским джихадом. В оригинальных романах о Дюне объясняется, что борьба началась из-за идеологического раскола между двумя фракциями человечества - одной, которая стала полагаться на мыслящие машины в большинстве аспектов жизни, и другой, которая считала, что это изначально вредно для человеческой расы.
Последняя группа в конечном итоге победила, что привело к уничтожению всех мыслящих машин и возрождению уникального человеческого интеллекта, проявившегося в таких орденах, как Ментаты и Бене Гессериты. Не мыслящие машины - компьютеры с очень незначительными возможностями - все еще были разрешены. Наследие стирания зависимости от технологий лучше всего выражено в одном из основных религиозных постулатов эпохи Дюны Пола Атрейдеса - "Не создавай машину по подобию человеческого разума".
В романах-приквелах Дюны, написанных Брайаном Гербертом и Кевином Дж. Андерсоном, история Батлерианского джихада значительно изменилась, вместо этого превратившись в войну между человечеством и откровенно злым искусственным интеллектом под названием Омниус. Учитывая яростную достоверность книгам Герберта в фильме Вильнева "Дюна", можно предположить, что он ссылается на оригинальную историю вселенной.
Независимо от этого, эффект один и тот же - человечество развилось таким образом и создало свое общество по таким принципам, что идея полагаться на компьютеры не просто предосудительна, но и еретична. Поэтому к моменту событий как в книжной, так и в киноверсии Дюны не осталось ни одной мыслящей машины.
Вместо экранов, в "Дюне" мы видим, как Пол Атрейдес узнает об Арракисе при помощи странного проектора. Вместо электронных читалок будущего, люди используют книги, ни у кого нет планшетов или очков виртуальной реальности. Даже на космических кораблях нет дисплеев — будь они голографическими или двухмерными. Что это за будущее такое? Как люди развлекаются, общаются, обмениваются мемами и смотрят японскую порнографию из древних времен? Ответ прост — никак. Потому что таким образом работает вселенная "Дюны".
К сожалению в этом фильме Дени Вильнев не успел глубже копнуть в лор и историю вселенной "Дюны". Но если кратко, то когда-то давным-давно в этой вселенной существовали компьютеры, роботы и, возможно, аналог видеоигр и Netflix. Однако примерно за 10 тысяч лет до событий фильма произошла галактическая война между людьми и искусственным интеллектом. Люди победили, а результатом этого стал катастрофический регресс в отношении цифровых технологий. Компьютеры были запрещены и на протяжении тысячелетий, никакого прогресса не наблюдалось.
Но как тогда осуществляется навигация в космосе? Как работают системы коммуникации? Как выполняются расчеты, ведется коммерческая деятельность и множество других активностей, полагающихся на вычисления. Элементарно — все математические задачи легли на плечи людей, но не обычных, а так называемых "ментатов". По сути, это люди-компьютеры. Подобные счетоводам при дворе короля. А если учесть, что политическая структура в "Дюне" больше напоминает античную или средневековую, с Императором, домами, знатью и непривычным галактическим феодализмом, то в книге Герберт представил достаточно целостное и логичное устройство, пусть и выходящее за рамки рационального подхода. К счастью, метод рационального мышления необязательно должен присутствовать, чтобы получилась захватывающая история.
"Дюна" вышла в 1965 году — во времена, когда компьютеры только делали первые значительные шаги, а персональные машины оставались в мечтах. Но уже тогда были смелые концепции и фантазии на тему того, какими могут быть компьютеры в далеком будущем. Почему же Герберт решил погрузить свою историю в такой непривычный для восприятия сеттинг?
Потому что "Дюна" — это не история про компьютеры, искусственный интеллект или голографические проекторы. Я уверен, что среди аудитории Shazoo достаточно людей, которым было бы интересно закопаться в концепцию технологий далекого будущего — какими будут компьютеры через 200 лет? А через 1000? А через 10000 лет? Однако при всей стимуляции воображения, ни одно действительно хорошее научно-фантастическое произведение, будь то книга, фильм, сериал или игра, не вращается вокруг того, сколько ядер у процессоров будущего, жива ли NVIDIA и смогли ли запустить Crysis на умном туалете. Для нас куда интереснее читать, смотреть и слушать истории про людей, про вызовы, с которыми они сталкиваются, как они их переживают, как растут над собой и какие связи формируют на пути. Все остальное — лишь декорации.
"Властелина Колец" можно было бы переделать под массивную космическую эпопею со злом в центре Галактики и героической группой представителей разных космических рас, отправляющихся к черной дыре для уничтожения древнего артефакта.
"Звездные Войны" могли бы быть фэнтезийной историей, с големами вместо роботов, чудовищно мощным магическим оружием и трагедией отцов и детей. Тем более, что волшебство тут и без того присутствует в виде световых мечей, Силы и духов.
Правда, все это никак не отвечает на вопрос — насколько реалистичен такой подход к жизни без компьютеров? Возможно ли существование людей-компьютеров или других биологических организмов, выполняющих те же функции?
Да, живые компьютеры действительно возможны.
Мозг любого живого существа — это и есть компьютер, пусть и не традиционного вида. Мозг получает информацию от разного рода сенсоров: зрительных, обонятельных, осязательных и так далее. После он расшифровывает сигналы и интерпретирует их. На основе этой информации мозг реагирует. Например, мозг рассчитывает траекторию прыжка кошки, чтобы та схватила мышку. Или определяет источник звука на основе задержки и громкости сигналов, фиксируемых ушами. Во вселенной "Дюны" человек просто берет на себя специфические задачи, например по навигации.
Реальные ученые уже много лет работают над концепцией биологических компьютеров, способных использовать ДНК для хранения данных и молекулы для проведения различных операций. Гипотетически, подобные биологические компьютеры могут быть невосприимчивы к внешнему электромагнитному воздействию, а скорость обработки данных может быть сопоставима с суперкомпьютерами. Главная же прелесть в том, что такие органические машины способны чинить и наращивать мощность самостоятельно.
Но можно ли при помощи генетического вмешательства создать людей-компьютеров, как в "Дюне" — судить пока рано, ведь мы до сих пор не можем заглянуть в мозг так глубоко, чтобы с полной уверенностью описать его работу.
Страх перед искусственным интеллектом вполне справедлив и биологические технологии можно рационализировать. Только это вряд ли остановит любителей космических пирамид от использования ментатов для майнинга космического битка.
К счастью, все эти идеи и фантазии — лишь фон для того, что мы любили, любим и будем любить тысячелетиями: сочную человеческую драму.
Если вам интересно, в какой научной фантастике нет компьютеров, то изучите Warhammer 40K. Явно вдохновленные Гербертом, авторы создали собственную нетрадиционную научную фантастику, которая на самом деле представляет собой бесконечные войны Римской Империи, перенесенные на десятки тысяч вперед, где вместо северных варваров орки.
Больше интересных статей на Shazoo
- СМИ: Анонс сиквела "Дюны" не за горами, окончательное решение за Legendary Pictures
- В "Дюне" Пол Атрейдес использует костюм, чтобы ходить в туалет
- Дени Вильнев старался сделать "Дюну" понятной для тех, кто не читал книги
- Костюм Барона Харконнена и проработка персонажей в ролике о создании "Дюны"
- Дени Вильнев с самого начала хотел сделать экранизацию "Дюны" более женственной
Видео от Shazoo
К выходу новой экранизации «Дюны» Фрэнка Херберта мы решили еще раз пройтись по первоисточнику и посмотреть, как к информационной безопасности относятся на Арракисе.
3 сентября 2021
Причины состояния технологий на момент первой книги
В результате людям пришлось изобретать замену привычным информационным технологиям, и оно пошло по пути развития собственного разума. Появились всевозможные учения, школы, секты и ордена, которые показывали, как вести сложные расчеты в уме, направлять космические корабли через искривленное пространство, анализировать окружающий мир и даже влиять на чужое сознание.
Вдобавок, чтобы эффективно управлять разбросанной по разным звездным системам цивилизацией, лидеры человечества решили вернуться к монархии, феодальному строю и кастовой системе. Но так или иначе, с исчезновением компьютеров информация не перестала играть важную роль в жизни людей — а с ней и информационная безопасность.
Ментат как офицер по безопасности
- отвечает за поиск закладок и уязвимостей в системе безопасности замка;
- проверяет и оценивает надежность персонала;
- оценивает риски.
Средства обмена информацией
В отсутствие компьютеров основными средствами обмена информацией стали радиосвязь и старомодный обмен депешами. Разумеется, ни тот ни другой метод нельзя считать безопасным, однако в книге описывается несколько приемов, которыми персонажи пользуются для защиты каналов связи. Кроме того, там упомянуты несколько способов безопасного обмена информацией при личной встрече в присутствии потенциальных противников.
Радиосвязь
Надо сказать, это не самый надежный метод. Ведь чем больше народа знает тайный язык, тем вероятнее, что вскоре его узнает и противник. Особенно учитывая широкое применение палачами дома Харконненов старомодных приемов криптоанализа.
Обмен записками на физических носителях
Передача депеш — метод, уязвимости которого знакомы с античных времен: курьер может предать, может быть захвачен противником, может просто не дойти. Впрочем, иногда эти уязвимости можно использовать с выгодой. Харконнены, например, периодически отправляют посланников так, чтобы они гарантированно попали в чужие руки — для доставки дезинформации.
Средства защиты информации при личной встрече
Человеческий фактор
Книги в детстве мы читали (но только потому, что всё остальное было уже прочитано), и что-то не зафанатели. Вообще не очень понимаем восторгов по поводу космофентези Фрэнка Герберта (создана в начале 60-х): интересно, но не более того. Это тяжелая для понимания, громоздкая, многоплановая вселенная. "Меланжевые" наркоманы, гигантские черви, ясновидение на грани магии. Типичное средневековое фентези с правящими Домами, поединками чести, тайным мистическим религиозным орденом и т.д.
Никому из героев не хочется сочувствовать, и не хочется верить в такое будущее, с религиозным фанатизмом, средневековыми предрассудками, жестокостью, высокими технологиями, и все это в наркотическом угаре.
Не такой фантастики мы тогда желали.
Правда, потом началась эра компьютерных игр. Первая "Дюна" была скучной ролевой игрой — даже особо в начале 90-х и не поиграли, зато "Дюна-2" была гениальной по тем временам инновационной стратегией.
"Дюна" образца 2021 года — это экранизация половины только первой книги. К слову, "Дюна" 1984 года пыталась вобрать в себя сюжет трёх книг.
Спасибо современной "Дюне" хотя бы за то, что техника хорошо отрисована. Все эти харвестры, амуниция, летательные аппараты — очень близко к серии игр, прямо вот такими себе и представлялм. Но мало. Где, например, танк "Мамонт"?
Давайте перейдём к шероховатостям и непонятностям фильма. Фрэнк Герберт, кстати, все моменты проработал, в отличие от киноделов.
1. Нам не говорят о предыстории, не объясняют устройство этого мира. Как вообще дошли до жизни такой? На каком этапе остановился научно-технический прогресс? Что, блин, за средневековье?
Рассказываем вкратце. Всё началось с так называемого "джихада слуг", уничтожившего большую часть компьютеров и прочей автоматики, что породило полуфэнтезивный мир с лазерами и танками.
Технический прогресс как бы строго запрещен, здесь это большой грех, робототехника отсутствует как класс. Но, например, космические корабли как-то надо строить. Представьте себе, без компьютерных вычислений. Этим здесь вместо ИИ и компьютеров занимаются ментаты, сидящие на спайсе (про которых в фильме ни слова).
Хотя, вычислять подобные массивы данных с помощью человеческого мозга — вряд ли возможно. Это всё равно, что биткоины в уме майнить.
Видите, дядька закатил глаза — в уме 1С-бухгалтерию считает Видите, дядька закатил глаза — в уме 1С-бухгалтерию считает В странных скафандрах, заполненных оранжевым маревом - гильд-навигаторы, постоянно живущие в атмосфере спайсового тумана. Эти странные изменённые люди могут предвидеть будущего, что позволяет им успешно вычислять курс космических кораблей в ходе межзвёздных перелётов В странных скафандрах, заполненных оранжевым маревом - гильд-навигаторы, постоянно живущие в атмосфере спайсового тумана. Эти странные изменённые люди могут предвидеть будущего, что позволяет им успешно вычислять курс космических кораблей в ходе межзвёздных перелётов2. Про основополагающую вещь в этой вселенной — меланж или "спайс" сказано опять же два слова в начале. А ведь без "спайса" (странное в наше время, однако, название), повторимся, невозможны межзвездные перелёты. Без него вся империя превратится в горсть разрозненных планет. И вам не кажется странным, что император сам не контролирует самый важный ресурс, отправляет "рулить" ненадёжных феодалов?
3. Про то, что главный герой — 100%-ый мессия утверждается уже через 10 минут после начала фильма. Никакой интриги, метаний. В книге и фильме 1984 года, кстати, путь становления подана более захватывающе, там до конца и зритель/читатель, и сам герой сомневаются, преодолевают, значит. Там Пол Атрейдес ради выживания просто зацепился за местное суеверие, ну а там завертелось. А в этом фильме он изначально "бессмертный", тут даже официальный приказ его ни в коем случае не трогать есть.
3.1. Не кажется ли вам, что Тимоти Шаломэ уж больно тощий для бойца, тренирующегося с пелёнок? Странный тип с лицом задумчивого верблюда, то вялый, то психованный. Кстати, по книге он должен быть на данном этапе подростком 15 лет.
Странно, что в фильме вырезали момент рождение личности Муад Диба в теле Пола в палатке во время бури, когда Пол узнает, что они с матерью Харконнены Странно, что в фильме вырезали момент рождение личности Муад Диба в теле Пола в палатке во время бури, когда Пол узнает, что они с матерью Харконнены По книге, родная бабушка Пола проводила над ним обряд, когда тому было лет пять, провести такой обряд даже над 10 летним Полом никто бы не рискнул По книге, родная бабушка Пола проводила над ним обряд, когда тому было лет пять, провести такой обряд даже над 10 летним Полом никто бы не рискнул3.3. Еще по мискатингу. Дейв Батиста после "Стражей галактики" скорее вызывает смех, нежели ужас.
Смотрим на Раббана, видим Дракса. В кинозале при его появлении стоял смех Смотрим на Раббана, видим Дракса. В кинозале при его появлении стоял смех Тощая леди Джессика по книге внебрачная дочь Владимира Харконена. Интересно, как будут объяснять, почему она на папу "борова" вообще не похожа! Тощая леди Джессика по книге внебрачная дочь Владимира Харконена. Интересно, как будут объяснять, почему она на папу "борова" вообще не похожа!3.2. Сколько же нам раз показали Чани! Мы на пятый раз уже устали её во снах Пола лицезреть. Но её крутят снова и снова: Чани ходит, Чани сидит, Чани стоит, Чани смотрит. Да мы поняли уже, что Чани — это путеводная звезда для Пола.
4. Жара в 90-100 градусов не передана никак (вы в парилке в бане хоть раз были?) Опять же только на словах, что, мол, тут человек продержится пару часов. Умиляет, как все главные герои ходят без шлемов, и даже не покрываются испариной, не падают от теплового удара. Понятное дело, это киношное условность, а то бы совсем не понятно, где кто.
5. Множество вопросов про лазерное оружие и энергощиты.
Энергощиты (индивидуальное силовое поле) не пропускают предметы, которые движутся быстро (пули, снаряды, стрелы), но уязвимы перед медленным холодным оружием. По книге у бойцов в связи с щитами используется особая техника - когда удар замедляется перед щитом и превращается в рез.
Зато щиты свободно пропускают свет (а значит и лазерные лучи). Почему не практикуются бластеры на манер "Звёздных войн", в фильме не объясняется. Хотя в книге как раз написано, что это из-за того, что пойдёт какая-то там цепная реакция, в результате чего случится субатомный взрыв и в щите, и в лазере. Погибнет и цель, и стрелок, ну, и окружающие тоже.
Кстати, а вот когда Харконенны резали лазерным лучем дверь, как они могли предугадать, что луч нигде не коснётся энергощита? Или когда Момоа на "стрекозе" удирал, и по нему из лазера палили?
По книге, у щитов особенность, в них нельзя было находиться вечно - задохнешься. В фильме, вроде, бойцы спокойно через него дышат.
По книге, эти самые щиты — дорогущая штука, и пользуются ей избранные. В фильме, вроде как они есть почти у всех бойцов, кроме фрименов.
В пустыне же силовое поле не использовали, потому что черви от него сходили с ума, и неадекватно реагировали.
А вот хороший психологический момент. Почему Пол сразу не мог убить фримена в поединке? Именно потому, что привык резко тормозить удар перед телом противника из-за щита. Фримены не в теме, как пользоваться энергощитами, восприняли всё как издевательство.
6. Странное сочетание техники. Вроде как есть антигравитационные двигатели, а по месту летают на допотопных "стрекозах"-вертолётах. Кабина пилота напичкана тумблерами образца 1965 года.
Читайте также: