Doom где цой
Этим летом песня на стихи Бориса Рыжего «Судно» группы «Молчат Дома» (с которой у нас, кстати, совсем недавно вышло интервью) облетела весь ТикТок, вновь стал популярен Виктор Цой, а в ленте всё чаще стали мелькать мемы с щетинистым мужчиной с сигаретой, который потерял смысл жизни. Все это часть думер-культуры, которая из мема перетекла в целую субкультуру. Расчехляем мемные папочки и рассказываем, что это такое.
ИСТОРИЯ ИГРЫ DOOM
Если ваша или юность пришлись на 90-е, то вы не можете не знать игру Doom. Сразу же после выхода стало очевидно, что этот шутер от первого лица откроет новую страницу в игровой индустрии. Так и получилось. Doom – это икона жанра, проект, предопределивший развитие целого направления в игрострое. Неудивительно, что ни один исторический и тематический рейтинг не обходится без Doom в первой десятке.
Сегодня мы расскажем об основных этапах становления этой игровой серии, разработанной легендарной компанией ID Software. К слову, это по-прежнему единственный разработчик компьютерных игр, дважды удостоенный награды американской Национальной академии телевизионных искусств и наук Emmy за развитие 3D-технологий. Но начнем с истоков.
ГЕНИИ-АВАНТЮРИСТЫ
В 1990 году Кармак открывает прорывную на тот момент технологию быстрого бокового скроллинга графики на компьютер, которая заключается в наблюдении за игровым процессом посредством расположенной сбоку виртуальной камеры. Вместе с коллегой Холлом он решает воссоздать на базе этой технологии первый уровень из суперпопулярной игры Mario Super Brothers 3, выходившей на приставках Nintendo. Для этого они начали работать сверхурочно и по ночам. Со временем парни вошли настолько во вкус, что начали, без согласования с руководством, использовать компьютеры Sofdisks в своих целях. Делали они это, конечно же, по выходным. При этом спрайты из игры про Супер Марио подменялись имеющейся графикой из Dangerous Dave. В общем, ребята наладили безотходное производство.
Технологические наработки по боковому скроллингу и геймплей в духе Супер Марио оказались не напрасны. О талантливых разработчиках узнал Скотт Миллер из Apogee Software, который заказал у Кармака игру в этом жанре. Работа над Commander Keen закипела на вновь заимствованных компах у Sofdisks. Когда же на изданную игру стали поступать заказы, то схема вскрылась и Кармак оказался на грани увольнения. Договориться о создании совместной компании не удалось, поэтому Джон отправился в свободное плавание в 91 году, прихватив с собой нескольких ребят. Благо, заказов на Commander Keen был вагон. Игра про мальчонку, который перемещается в пространстве, запустит серию из шести игр. Последняя из которых вышла в 2019 году.
Первый эпизод Doom вышел в 1993 году, но годом ранее молодая студия id Software уже познала ощутимый успех с выходом игры Wolfenstein 3D. Это был первый шутер от первого лица с плавной 3d графикой. Игру очень тепло приняли как критики, так и геймеры, а число проданных копий превысило 200 000 экземпляров.
В общей сложности на разработку Doom ушло 12 месяцев. Это вдвое больше времени, чем на Wolfenstein 3D. Как и прошлая игра студии Doom распространялась по условно-бесплатной схеме, где первый эпизод был бесплатным и выступал в качестве демоверсии, а последующие высылались по почте после оплаты. id Software перейдет на продажу коробочных версий через магазины с выходом Doom II, сменив при этом издателя. Doom пользовался колоссальным успехом. Официально было продано около 2 млн копий. Сам Билл Гейтс снялся в рекламном ролике, в котором выступил от имени главного героя Doom, чтобы рассказать о преимущества Windows 95 и DirectX для игроков и разработчиков. Разумеется, Doom вышел на всех основных операционных системах, плюс создатели предоставили возможность для модификации уровней через командную строку и wad файлы. В итоге вокруг игры сложилось мощное коммьюнити энтузиастов, которые сами создавали и распространяли уровни. Ну и не лишним будет упомянуть, что джентльменский набор из пистолета, дробовика, пулемёта и ракетницы стал эталонным для шутеров от первого лица.
Критики и геймеры приняли игру восторженно. Издатель в лице GT Interactive продал свыше двух миллионов коробок. Игру признали лучшим релизом 94 года в своем жанре.
Doomer who?
Слово doomer образовано по тому же принципу, что boomer и zoomer, только теперь смысловой корень — слово doom, что значит «гибель», «смерть», «роковая участь». Думеры — это потерянное поколение детей, родившихся в 90-е: не поспевая за трендами зумеров и разочаровавшись в жизни, они уже никого не любят и ничего не ждут.
Если принадлежность к миллениалам исчисляется годом рождения, то к думерам — больше состоянием души и депрессивным настроем. Думером может быть как и миллениал, так и зумер — если он достаточно разочаровался в жизни к своим 20 годам.
Образ думера хорошо прижился на постсоветском пространстве. Дети 90-х, видевшие разруху и нищету в детстве, пережившие расцвет нулевых и вернувшиеся в безнадежность современности, чувствуют себя обреченно — они не знают, что им ждать от жизни дальше. И спасение эти ребята находят в долгих прогулках по спальным районам и в музыке.
Самая близкая стране музыка. Кто такие российские "думеры" и как они возрождают культуру Цоя и всеобщего пост-панка
Услышав слово "думер" можно подумать, что это про фанатов известной видеоигры Doom. Так же можно сделать выводы, что это любители музыки в стиле "дум", что было бы логично, но нет.
Изначально "думеры" завелись на западе, а корнем всего движения стал простой и известный мем:
Фактически это грустный парень с кучей психологических проблем, который к своим 30 годам или чуть раньше уже успел разочароваться в жизни. Фактически это тот же "фаталист" с главным упором на синоним "бытового пессимизма" только на современный манер.
Мемы мемами, но сотни тысяч людей с постсоветского пространства узнали себя в этом персонаже. "Думер" по-российски, это когда ты тлеешь день ото дня в попытках найти искру светлого будущего.
Но феномен состоит в том, что одним из главных пунктом в становлении российских "думеров" стала музыка, которая уже была популярна 30-40 лет тому назад. Музыка, которая объединяла тогда и объединяет сейчас множество людей, которые разделяют общее моральное состояние друг друга и принимают сию не безоблачную реальность.
Так вышло, что "думеры" фактически возрождают культуру Виктора Цоя с его меланхолией, но не отрешенностью от мира. Пост-панк. Именно пост-панк являлся основным стилем Цоя.
Вначале был мем
Впервые образ думера возник в 2018 году на 4chan — пользователь одел персонажа мема Feel Bro в черную толстовку и шапку, даровал ему синяки и дал сигаретку. Мем описал человека около 30 лет, который страдает от депрессии и от чувства обреченности, а собственную пустоту пытается глушить сигаретами и алкоголем. И внезапно — многие пользователи интернета узнали в этом персонаже себя.
Doom 1 концовка
Doom - Конец 1 эпизода
После победы над большими г**нюками и зачистки лунной базы вы должны были победить, не так ли? Не так ли? Где ваша большая награда и билет домой? Что за чертовщина вокруг? Этим не должно было всё закончиться!Это место пахнет как гнилое мясо, но выглядит как потерянная база на Деймосе. Похоже, вы застряли на Берегах Ада. Единственный путь теперь - пройти через них.Чтобы продолжить погружение в Doom, сыграйте в Берега Ада и их замечательный сиквел, Инферно!
Doom - Конец 2 эпизода
У вас получилось! Страшный лорд-кибердемон, который правил потерянной деймосовской базой, был повержен и вы торжествуете! Но. где вы? Вы подбираетесь к краю луны (*ага, а гравитация?) и заглядываете вниз, чтобы лицезреть ужасную правду.Деймос плывёт над самим Адом! Вы никогда не слышали, чтобы кто-нибудь сбежал из Ада, но вы заставите ублюдков пожалеть о том, что они прослышали о вас. Быстро, вы спускаетесь на верёвке вниз на поверхность Ада. Теперь, наступает время последней главы Doom - Инферно.
Doom - Конец 3 эпизода
Омерзительному паукодемону, который руководил вторжением на лунные базы и причинил столько много смертей, вы финально надрали задницу!Открывается секретная дверь и вы входите в неё. Вы доказали, что вы слишком круты для Ада, и поэтому Ад наконец поступает справедливо - вы выходите из двери прямо на зелёные поля Земли. Наконец, дом.Вы спрашиваете себя, что происходило на земле, пока вы сражались c высвободившимся злом. Хорошо, что ни одно порождение Ада не смогло пройти через эту дверь вместе с вами.
Ultimate Doom - Конец 4 эпизода
Паук-руководитель (spider mastermind), должно, быть послал вперёд свои легионы порождений ада перед вашим финальным сражением с этой ужасной бестией из ада. Но вы прошли вперёд и поразили вечным проклятьем и страданием эту орду, как настоящий герой сделал бы перед лицом чего-либо, настолько злого.Кроме того, кто-то должен был заплатить за то, что случилось с Дэйзи, вашей домашней крольчихой.Но теперь вы видите, как перед вам пророчит ещё больше потенциальной боли и крови из-за нации демонов, неиствующей в наших городах.Следующая остановка - ад на земле!
«Значит, всё не так уж плохо на сегодняшний день»
Тем же настроением насквозь пропитана музыка Виктора Цоя и группы «Кино» — и их снова стало модно слушать. Хотел того Цой или нет, но его образ стал воплощением думерской эстетики: простая черная одежда, постоянная меланхолия, сигаретный дым, невозможность найти себя в каком-либо деле и бесконечный день сурка. Это задумчивый образ отлично вписывается в тоскливые пейзажи российских панелек.
Цой, в свою очередь, вдохновлялся музыкой постпанка, зародившейся в конце 70-х. Если панки хотели устроить анархию и всё разрушить, то постпанки оказались именно в таком разрушенном мире — и теперь пытаются научиться в нем жить. Это Joy Division, The Cure, берлинский период Дэвида Боуи.
Грустим, но вайбим
«Разрушенный» мир, ностальгия по прошлому, меланхолия, тоска панелек и безысходность на российском пространстве запустили целую музыкальную волну — doomerwave.
Это необязательно постпанк, но музыка выдержана именно в этой эстетике и в похожем звучании с яркими басами и монотонными куплетами: «Молчат Дома», «Увула», ssshhhiiittt!, «Где Фантом?», «Буерак», «Моторама». А песня «Судно» «Молчат Дома» стала неофициальным гимном думеров.
В ТикТоке и ютубе можно найти кучу подборок с названием Russian Doomer Music. Иностранцы, интересующиеся субкультурой думеров и находящиеся в поисках нужной музыки, в последнее время открывают для себя советский и постсоветский постпанк — в частности, того же Цоя.
На ютубе уже больше 4 млн просмотров самого популярного сборника русской думерской музыки, а комментарии под видео превратились в настоящий форум думеров, где каждый может высказаться о своих печалях.
"Дом со шпилем" или самый знаменитый адрес Виктора Цоя.
Итак, знаменитый Дом со шпилем. Самый, пожалуй, известный адрес Виктора Цоя в Ленинграде. До этого, напомним, Виктор с родителями сменил три адреса, и все в Московском районе (о них читайте в предыдущих статьях). Сюда же, на Московский, 190 или, если быть точным, Бассейную улицу, 41 (так значилось в прописке Цоя), Виктор переехал лишь в 1977 году. Вопреки расхожему мнению, он жил здесь не с самого своего рождения, а только с пятнадцатилетнего возраста. И вот, как это произошло. До этого родители Виктора были в разводе и жили в разных домах, но недалеко друг от друга - районе метро Звёздной.
При этом сестра, мама и папа Валентины Васильевны оставались на Московском, 193. В 1974 году умирает отец Валентины Васильевны, дедушка Виктора. Семья решает воссоединиться и жить вместе, поскольку бабушка Виктора болеет и ей требуется постоянный уход. Поэтому путём практиковавшего в советское время обмена, семья съезжается трёхкомнатную квартиру в Доме со шпилем.
Семья Виктора Цоя. Слева направо: тётя Вера, отец Роберт Максимович, мама Валентина Васильевна, бабушка, Витя и дед Василий. Начало 1960-х годов. (фото из интернета) Семья Виктора Цоя. Слева направо: тётя Вера, отец Роберт Максимович, мама Валентина Васильевна, бабушка, Витя и дед Василий. Начало 1960-х годов. (фото из интернета)Здесь происходит ещё одно событие, которое не могло не радовать пятнадцатилетнего Виктора. В семью возвращается его отец – Роберт Максимович. Валентина Васильевна вспоминает: «В восьмом классе мы опять переехали, он опять пошёл в другую школу, мы у Парка Победы стали жить, в доме со шпилем. Отец мой умер, и мы с матерью и сестрой Верой объединились и переехали в эту квартиру. И тут Роберт вернулся. …»
Пару слов об этом доме-красавце на Московском проспекте. Не заметить его невозможно. Дом-гора. Сама башня имеет два крыла: дом № 190 по Московскому и № 41 по Бассейной улице. Эти дома начали строить ещё до войны, но по понятным причинам, закончили лишь в 1950-х. Тогда же появилась и знаменитая башня. Над проектом трудились архитекторы Григорий Симонов, Борис Рубаненко и Владимир Васильковский. 76-ти метровую башню украсили скульптуры матроса с якорем и женщины с веслом (скульптор Л.М. Хидекель). Эти фигуры подчеркивали преемственность морской темы, идущей от башни Адмиралтейства. Дело в том, - сегодня в это трудно поверить, - на месте Бассейной улицы предполагалось строительство второго Южного Обводного канала, который должен был соединить Неву и Финский залив. Этому грандиозному и дорогостоящему проекту не суждено было сбыться. Кроме того, в доме располагалось общежитие Адмиралтейского завода – поэтому связь башенных скульптур с навигацией выглядела уместно. По углам башни располагались пирамиды с шарами, на каждой из которых сидит голубь – символ мира. Классическая советская архитектура.
В народе Дом со шпилем окрестили «генеральским». Бытовало мнение, что его квартиры занимают исключительно представители номенклатуры и партийной элиты. Хотя, в действительности, всё было не так пафосно. Да, в одной из квартир действительно проживал, к примеру, главный бухгалтер ДЛТ, преподаватель Института авиаприборостроения, приятель Евгения Шварца, театральный критик и литературовед Евгений Колмановский, но одновременно с этим в квартире № 41 – обычный инженер Роберт Цой, школьная учительница физкультуры Валентина Васильевна и её сестра буфетчица Вера. Дом не был тотально элитным.
Арка в доме 190 по Московскому проспекту. Через эту арку, с уверенностью можно сказать, сотни раз проходил Виктор Цой. (фото автора) Арка в доме 190 по Московскому проспекту. Через эту арку, с уверенностью можно сказать, сотни раз проходил Виктор Цой. (фото автора)Теперь, что касается самой квартиры, где жила семья Цоя. По некоторым сведениям, это крохотная коммуналка. По другим – трёхкомнатная квартира. Дом всегда был полон людей. В одной средней, проходной, комнате жил Виктор, в двух других – его родители и бабушка с тётей.
Знаменитый панк всея Ленинград Андрей Валерьевич Панов, с которым Виктор был крепко дружен на рубеже 1970-80-х, так вспоминает эту квартиру и её обитателей:
«А еще у него были бабушка и тетя. Я их видел разок. Бабушка и тетя работали в столовой. Обе они по матушкиной линии. Они жили в дальней комнате. Пили они только портвейн, водку не пили. Цой рассказывал, что они на Новый год купили 15 бутылок портвейна и выпили. Один раз я сам заглянул к ним в комнату, а там портвейном весь пол уставлен и сидят бабушка и тетя. Во люди!»
Виктор Цой, Андрей Панов, Евгений Юфит на рубеже 1970-80-х годов (фото из интернета) Виктор Цой, Андрей Панов, Евгений Юфит на рубеже 1970-80-х годов (фото из интернета)У Роберта Максимовича такие воспоминания:
«Там квартира была довольно большая, но две комнаты были проходными и только одна изолированная. В ней мать с сестрой жили. А Витя в проходной, на диване. У него больше всего радости было, когда мы уходили куда-нибудь или уезжали, тогда он хозяином оставался. А мы по молодости рыбалкой увлекались. Как только выходные дни, в пятницу в пять часов вечера мы уже уезжали с Валентиной, а сестры с матерью — их и не видно было. И Витька в квартире хозяином оставался. Как только мы уезжали, к нему друзья-приятели приходили. Мы ему, конечно, на эти три дня оставляли денежку какую-то, которую он тут же… Но порядок был».
Какой еще панк?
Нет же, панк это анархия, панк это бунт ради бунта и разрушения стереотипов, но без предложения чего-то нового. Пост-панк это уже следующее движение, с мыслями о неприятии навязчивых и глупых стереотипов, с усталостью от всего происходящего, но глубокими размышлениями.
Романтика советских "панелек" и одиноко горящего света в окнах, как индикатор беспокойных мыслей не дающих спать. Все это тоже про "думеров" и вновь возрождающийся пост-панк.
Помимо Цоя уже несколько лет появляются новые достойные коллективы пост-панка. Но у каждого свое звучание. Пост-панк это жанр широкого влияния и атмосферы, отсюда и столь серьезное разнообразие настроений и атмосферы звучания.
Немного из личного.
Как то лет 5 назад я и сам писал музыку в пост-панке, даже особо не понимая этого и тем более не зная никаких "думеров". Однажды ко мне пришел брат с друзьями и спросил:
Тебе не кажется такая музыка очень близкой и родной?
Действительно. Все эти ритмы, вся эта мелодика и простота настолько близки нашим мыслям. Музыка не о сплошной безысходности, но про нашу жизнь, жизнь миллионов россиян и дело даже не в возрасте. "думеры" хоть и молодежно-сленговое понятие, но фаталистов у нас было хоть отбавляй во все времена.
Может будет звучать как повторение,но. Мы не ходим в розовых очках, у большинства из нас нет миллиардных и миллионных наследств, а социальные лестницы так и не заработали. А музыка, это как выражение реальности. Это не вгоняет в тоску, а наоборот, как-то объединяет и говорит о том, что никто из нас не одинок. И да, "перемен требуют наши сердца".
Читайте также: