Doom что дальше
Doom Eternal и финальное дополнение The Ancient Gods — Part Two получили довольно странную концовку, особенно потому, что там не так много диалогов, которые бы точно объясняли, что произошло. Id сказали, что это конец перезапуска, который начался в 2016 году, поэтому было бы важно понять, что ждёт серию в будущем.
О своих впечатлениях о Doom Eternal и дополнении The Ancient Gods — Part Two мы рассказали в отдельных материалах.
История серии DOOM до DOOM Eternal: кто предок Думгая, в каком порядке идут игры?
Есть много влиятельных ютуб-блоггеров, которые часто говорят про DOOM, есть те, кто просто любит серию, но имеют много зрителей и поклонников. Мне нравится стример ВЕТЕPАН[iddqd], он не суперзвезда, много зрителей у него нет, конечно. Мы познакомились с ним на форуме iddqd, он хорошо играет и любит игру, его приятно смотреть и слушать. Из зарубежных не могу не отметить decino, с удовольствием смотрю каждый его ролик.
У меня большого влияния на аудиторию нет. Просто люблю эту серию уже 20 лет. С игрой я впервые познакомился в гостях у соседа, когда мне было 6 – с тех пор мы с DOOM сильно связаны.
1 лайк = 1 факт о DOOM и вещах вокруг него.
Говорить про меня так стали, наверное, когда я начал писать тред про 666 фактов о серии. Тогда были крайне модными фактотреды, и я попробовал рассказать много и доступно о том, чем увлекаюсь. Люди до сих пор пишут, что вышло очень здорово, мне приятно!
– Чем занимаешься, помимо гейминга?
– Работаю в городском кинотеатре звукооператором. Организовываю звуковое рабочее место на мероприятиях (раз кинотеатр городской, то он показывает не только кино, такие дела). Кроме игр я увлекаюсь чтением, цикл про Перри Родана, в котором больше трех тысяч романов — мое уважение. Правда, из-за релиза DOOM Eternal мой график чтения отправился прямиком в Ад. Буду нагонять!
– Погоди, ты читаешь все книги цикла?
– Читаю с двух концов. На «классике» я на 208 книжке, в актуальном цикле я отстаю пока ровно на один роман, 20 марта вместе с игрой вышла 3057 книжка. Я веду блог, где пересказываю прочитанное. Он никому не нужен особо, но мне не путаться в масштабной вселенной очень помогает.
– То есть в сумме ты прочитал. сколько?
– Подозреваю, чтение – одна из причин, по которой ты не пользуешься смартфонами?
Да! У меня был айфон, но он меня постоянно отвлекал от чтения. Сложно сконцентрироваться, тут нужна сила воли фантастическая. В итоге я купил обычный кнопочный телефон. Никто не отвлекает = нет проблем с чтением. Совмещать лично мне очень сложно.
Живу так уже с 2014 года, что ли. Все ок! Правда, иногда не хватает хорошей камеры, вот от чего бы я не отказался.
– Ты ведь женат – как давно? Встретились благодаря твоим хобби?
– Познакомились случайно, я увидел ее несколько лет назад в мемном паблике и написал. Летом будет два года, как женаты. Можно сказать, диалоги про игры сблизили наше общение в начале знакомства.
– Жена в Doom играет? Или, может, любит смотреть на геймплей со стороны?
– Иногда смотрит! Жена больше любит красивые инди-проекты и некоторые японские RPG: сейчас с ней перепроходим Persona 3.
– Какой именно DOOM у тебя был первым? За сколько прошел?
– Не учитывая посиделки у друзей, моим первым был DOOM на PS1. Я очень люблю этот порт. К сожалению, там была русская версия, из-за чего ввод паролей не работал, и я каждый раз начинал с начала. Но мне нравилось, я никогда не жаловался.
Уже после, когда у меня появился компьютер и мне записали на болванку «классику», прошел первую часть, а затем и вторую. Final DOOM я прошел уже гораздо позже, было сложновато.
– На Ultra-Violence?
– Конечно! По-моему, UV – это DOOM, каким он задумывался.
– Играешь во что-то кроме DOOM?
– Прямо сейчас – нет. А так у меня марафон серий Far Cry (сейчас на 3-й), Wolfenstein (на Return) и GTA (на V).
– Я пришел к ним с одной книжкой, в итоге стал делать другую. Это был очень крутой опыт, который мы уже дважды повторили с ребятами и выходим на четвертый заход. Пока не могу сказать, с чем именно, правда, но многих анонс обрадует.
– Письма Ромеро на самом деле не связаны с «Повелителями», я позже обязательно покажу, что задумал, просто процесс немного затянулся. Сейчас с Джоном мы периодически общаемся, он очень классный мужик! Ромеро уже говорил на Киевском Comic Con, что DOOM – круто, кстати!
Когда он был в Петербурге, мне друзья взяли у него персональный автограф с соответствующей подписью. Теперь висит на стене!
– Откуда пошел форс «DOOM – круто»? Сейчас эта фраза вылезает в комментариях к любому трейлеру DOOM Eternal, даже в чатах англоязычных трансляций. Когда спрашивают, откуда пошло – отсылают именно к тебе.
– «DOOM – круто» начался сам по себе и неосознанно. Просто как шалость, которую и форсом было назвать нельзя, сейчас дела приняли более масштабный оборот. Очень часто люди пишут, что «что-то – круто». Иногда иронично, иногда серьезно. В случае с DOOM – и так, и так.
Эпичное начало Doom Eternal: мясо, рок и ничего лишнего
– Тебе «Софтклаб» или даже Bethesda пока не предлагали продвигать игру?
– По идее, скоро кое-что выйдет, но я пока не могу об этом говорить. Но очевидно, что шутка зашла очень далеко и не думает останавливаться.
– Что еще делаешь по DOOM? У тебя телеграм-канал о серии есть, вроде бы? Еще что-то?
Очень много играю в классику, уровней для нее какое-то запредельное количество.
– В спидраннеры пока не подался?
– Не, мне такой метод не очень интересен. Чтобы спидранить надо очень хорошо играть, я не могу сказать, что я превосходный игрок.
– То есть ты считаешь, что фанатами считаться только скилловые игроки?
– Конечно нет! Когда только начинаешь чем-то интересоваться и любить, сперва у тебя нет опыта. Можно идеально играть и толком ничего не знать про окружающие игру вещи.
– Расскажи про свою инициативу «DOOM в каждый DOM». По какому принципу выбираешь, кому дарить игры? Как вообще придумал это?
– Когда увидел, что сборник классических частей стоит всего 104 рубля, решил, что можно сделать несколько подарков – учитывая, что у многих друзей игры были в списке желаемого. Некоторые даже поиграли! Так и началось. Я бы хотел, чтобы люди узнали получше про эту игру. Пусть им не понравится, или будет неудобно или сложно, зато они потрогали игру хотя бы немного, это не то же самое, что смотреть на нее со стороны.
– Сейчас уже не даришь?
Дарю, конечно, но в стиме скидки не постоянные, а в магазине, где я промышленно закупался, ключи закончились. Участников вышло не менее пятидесяти, я думаю.
Незнакомцам обычно не дарю, но бывает так, что какой-то человек у меня в стиме в списке друзей аж несколько нет, и мы мало-мальски пересекались в играх или ленте активности. Таким я могу и подарить. Принципиальное правило – человек, который попросит подарок или намекнет на это, перемещается в конец списка. То есть, когда я подарю семи миллиардам людей DOOM, то смогу приняться за этих людей.
– Насколько вообще хорошая идея в 2020 году знакомиться с первым DOOM? Не лучше ли сразу с DOOM 2016 начать?
– Это слишком разные игры. Классические DOOM все еще классные, до сих пор может порадовать как динамика, так и дизайн уровней. Попробовать точно стоит! DOOM 2016 года опиралась на другое поколение, на другие тренды, в то время как в 1993 году первая DOOM эти тренды диктовала.
– Сможешь дать рейтинг всех DOOM от лучшего к худшему?
– DOOM = DOOM 2 > DOOM Eternal > DOOM 2016 > DOOM 64 > Final DOOM > тут черта, за которой хорошие игры заканчиваются > DOOM 3.
– Не нравится, что в DOOM 3 ушли от шутера к чему-то вроде хоррора?
– Я в детстве очень любил третью часть, но переиграв в осознанном возрасте понял, что игра далека от DOOM. И это еще ладно – последние две части тоже не совсем следуют канонам – меня больше огорчило, что она – посредственный хоррор и едва ли хороший шутер. Такое уже простить сложно.
Коридоры узкие, «замесов» практически нет, визуально один и тот же темный коридор, который изредка сменяется каким-нибудь марсианским пейзажем. Настоящая DOOM 3 – это DOOM 64.
– Часто перепроходишь игры серии? Марафонишь или чаще возвращаешься к конкретным играм?
– Поиграл перед Eternal в DOOM 2016, чтобы освежить воспоминания. Иногда играю в моды к классике, их я тестирую на стандартном DOOM 2, но вообще модификации не очень люблю. Большинство из них потрясающие, но мне по душе именно классический темп. Сейчас в моей папке с не пройденными wad (наборы контента и уровней) больше двух сотен архивов. Так что мне есть во что поиграть и без перепрохождения стандартных уровней.
– DOOM (допустим, Eternal) – современная игра, или скорее отдушина для олдфагов?
– Обычно в медиабизнесе основная цель – привлечение, а не удержание, поэтому в Eternal я вижу игру для нового поколения, но она пытается порадовать и «старичков». Как по мне, на ура.
Связаны ли игры вообще?
Doom Eternal – прямой сиквел Doom (2016). Они связаны абсолютно точно.
В целом история серии не совсем монолитна, в ней достаточно мелких несостыковок и противоречий. id Software – это не Marvel Studios или Lucasfilm, разработчиков больше заботило качество игр и мясной геймплей, чем соблюдение общей сюжетной канвы. Тем не менее на поверхностном уровне игры вполне складываются в единую повесть о Морпехе в зеленом шлеме, главной угрозе армии Ада.
Хронологию событий годами собирали фанаты, общими усилиями. Ее наиболее популярную и полную версию мы и разберем.
Главный герой Doom – потомок Бласковица из Wolfenstein. Мы серьезно
Вы играете за Думгая, прибывающего на Марсианскую базу после конфликта со своим офицером. Здесь морпех должен стать новым охранником корпорации UAC (Union Aerospace Corporation, «Объединенная Аэрокосмическая Корпорация», дальше ОАК). Как раз когда герой прилетает на Марс, ученые во главе с доктором Малькольмом Бетругером находят древний артефакт утерянной цивилизации – Куб Душ. Во время эксперимента с находкой ОАК открывает портал в другое измерение, Ад. Бетругер переносит Куб Душ в Ад и активирует его там, открывая главные врата, через тут же прорывается поток демонов.
В попытке остановить главного героя Доктор отправляет его прямиком в Ад. Думгай уничтожает орду демонов и гигантского Стража, охраняющего Куб Душ – из-за этого Бетругер теряет свой шенген между мирами, но демонов так просто уже не остановить. Игра продолжается еще некоторое время.
В финале злой Доктор превращает своего телохранителя в демона Саваофа и дает ему в лапы мощнейшую пушку BFG-9000. Думгай убивает его, а потом и финального босса игры – могучего Кибердемона.
С помощью Куба Душ герой закрывает пространственный разлом, после чего его – единственного выжившего на базе – спасают солдаты с Земли. Доктор Бетругер попадает в ад и сам превращается в демона.
Параллельно с Doom 3 разворачиваются события дополнения The Lost Mission про морпеха из Команды Браво, героически уничтожающего экспериментальную телепортационную матрицу, спрятанную в Аду. В финале он погибает.
Что произошло в Doom (2016)?
Действие игры разворачивается на Марсе, где на базу ОАК (да-да) напала армия демонов Ада. Они попали сюда через порталы, которые изначально открыли для выкачивания бесконечной энергии из другого измерения.
Главный герой игры Палач Рока просыпается в саркофаге на марсианской базе – сюда его доставили во время одной из экспедиций ОАК в Ад. Он узнает, что порталы в Ад осознанно открыла некая доктор Оливия Пирс.
С помощью председателя ОАК, киборга Сэмюэла Хейдена, Палач исследует базу. Вскоре он узнает, что доктор Пирс собирается использовать Энергетическую аргент-вышку ОАК для разрыва пространственно-временной ткани и открытия вечного портала между миром людей и Адом. Мотивы этой затеи пока неизвестны.
Хейден тоже не так прост: он хочет не только остановить Пирс, но и сохранить технологические достижения ОАК. Он просит Палача отключить Вышку цивилизованным способом. Протагонист, явно имеющий другие приоритеты, отправляется уничтожать все панели управления и энергетические ресурсы, нужные для работы механизма.
Что, правда, не помешало Пирс использовать переносной аргент-аккумулятор для открытия временного портала в Ад, куда она отправила Палача Рока. Он оказался в регионе Преисподней под названием Святилище Кадингир и объявил войну демонам, пытаясь найти способ вернуться на Марс. Благодаря голограммам Хейдена, оставленным им во время первой экспедиции в Ад, Палач возвращается через портал на Марс, где он встречает Хейдена лично. Ученый дает ему устройство, с помощью которого в будущем можно будет вернуться в Ад, но сперва туда придется попасть по-старинке.
В офисе доктора Пирс Палач узнает ее истинный план. Ее цель – артефакт Горнило, древний энергетический меч, спрятанный где-то в Аду. Герой отправляется остановить Пирс.
Билет в Преисподнюю морпех получается, убив Кибердемона (созданного благодаря Проекту Лазарь доктора Пирс) и оторвав его аргент-аккумулятор.
Уже в Аду Палач Рока отправляется в Некрополь, где находит то самое Горнило. Хейден отправляет его на Марс, прямо в ядро ИИ всей базы корпорации. Палач уничтожает энергетические источники, которые подпитывали порталы между Марсом и Адом – но при этом сам отправляет себя Ад, чтобы наконец остановить доктора Пирс. Перед тем как уничтожить искусственный интеллект VEGA, герой тайком копирует его для личных целей.
В финальной части игры Палач Рока находит Оливию Пирс в Аргенте Д’Нур – месте, судя по всему оставленном цивилизацией предшественников людей, поглощенных Адом в ходе одной из предыдущих войн. Оливия понимает, что оказалась пешкой в планах армии Ада по вторжению в измерение людей. После облучения аргент-энергией она превращается во Владычицу пауков, и Палач убивает ее.
После возвращения на Марс Хейден предает палача и отбирает Горнило, перемещая героя в секретную локацию. Хейден собирается исследовать возможности артефакта и добычи энергии, что должно обеспечить процветание человечества.
Doom: обзор — они забыли сделать все самое важное
Судьба проекта была противоречивая, долгое время ходили слухи, что id Software начала разработку Doom с самого начала. Основную информацию нам представили во время Е3 2015 и тогда игра казалась эталоном. Впрочем, она была таковой и до самого момента релиза — трейлеры стыдливо умалчивали ее проблемы. Попробуем же в них разобраться.
Стреляй-беги-стреляй
Хорошо знакомая формула по первой Doom мало изменилась в новой. И это действительно хорошо. Перестрелки ненавязчивые, не сильно сложные и не сильно простые. Толпы мобов расстреливать весело и увлекательно, по крайней мере, после тяжелого трудового дня. Тупо стоять на месте не получится, надо двигаться, метко стрелять, уходить от атак и ни в коем случае не подставляться под удар. А еще надо правильно подбирать оружие для каждого врага — благо колесо выбора ставит игру на паузу. Надоесть может только если вы совсем эстет.
Враги хорошо чувствуются, сразу становится ясно, кто респаунулся и в подкорке головного мозга уже начинает зудеть нужное оружие, напрягает только респаун врагов прямо за спиной — опять же, надо смотреть по сторонам! Добивания являются важной частью игрового процесса, без которой вы далеко не уйдете — ведь именно так можно получить немного патронов и много аптечек. Советуем вам чаще орудовать бензопилой и не игнорировать добивания.
В общем, через 2-3 часа в Doom вы уже будете делать все на автомате, и этот навык сохраняется длительное время.
Не всем понравилось то, что в Doom вообще нет перезарядки оружия, а сами «стволы» из-за отсутствия отдачи не чувствуются. Это действительно так, решение справедливо назвать шагом в сторону полной оказуаленности, не хватает только автоприцеливания и Press X to Win. Казуальность чувствуют даже игроки в Call of Duty (!) что уж говорить про тех, кто любит шутеры по серьезней — Wolfenstein или Battlefield.
С другой стороны, когда мы хотим получить заряд хороших эмоций, это не так важно — важно как можно быстрее убить очередную порцию врагов. Вот бы они еще и сохранялись на карте, эх, мечты, мечты…
Но если говорить с точки зрения фана, будет уместно сказать, что не хватает счетчика очков убитых врагов и комбо-приемов, как в Bulletstorm, чтобы можно было помериться успешностью среди друзей, а может и переиграть уровень ради серии более эффектных убийств. Вдобавок, разработчики могли сделать добивания не только единичными, но и массовыми, с видом от третьего лица!
Забудьте про «мясо» и брутальность
Самый большой вопрос, который возникает к разработчикам после первого же боя — зачем вы сделали «уборщика»? Нет, серьезно, уже через 5 секунд после убийства, труп врага исчезает. Когда вы закончите перемалывание пачки монстров, локация будет идеально чистой, как будто ничего и не было. Кровь и останки тел будут только там, где об этом позаботились авторы уровней.
Понимаете, во многих обзорах говорят, что Doom это невероятно брутальный и «мясистый» шутер. Эти люди вообще играли?
В Doom нет кусков мяса, летающих по локации от разорванных в клочья демонов, кровь не брызжет из них, не остается на стенах и не заливает пол. Вы не можете поиграть оставшимися кусками в футбол или заглянуть внутрь манкубуса, а ошметки не загадят мониторы и клавиатуры местных компьютеров. Сожженные враги не будут догорать и дымить некоторое время после смерти. Да что уж там, даже ваш шлем и руки всегда будут стерильно чистыми.
По колено в крови? Это определенно не про новую Doom. Когда ходишь по этим абсолютно стерильным локациям не возникает ощущения собственной гордости от количества и размеров убитых врагов, а без этого Doom и не «дуум» никакой, а так, шутерок от польской конторы.
Я согласен, добивания хороши, отлично анимированы и действительно подходят под термины «мясо» и «расчлененка». Но шутерная часть? Попадание из «супердробовика» выбивает из любого врага небольшое облако красной пыли, а трупик затем растворяется в воздухе. Никаких тебе фонтанов крови из оторванных конечностей, как и самих разорванных на части тел — все это спешит испариться. Магия id Software.
История серии DOOM до DOOM Eternal: кто предок Думгая, в каком порядке идут игры?
Отвечаем на главные вопросы.
Doom Eternal – не только прямое продолжение Doom (2016), но и масштабная кульминация серии про парня, объявившего войну самому Аду. Сам отец серии, говорил, что «сюжет в игре – как сюжет в порнофильме», но несмотря на это у Doom за десятилетия накопился богатый и местами запутанный лор. Чтобы получить еще больше эмоций от прохождения Doom Eternal, в нем все-таки стоит разобраться, хотя бы поверхностно.
«Безыдейное говно». Мэддисон уничтожил Doom Eternal
– Мэддисон назвал Eternal «безыдейным говном» и пожаловался, что такой упор на добивания в шутерах не работает. На какое-то время слился из-за сложности, потом сказал, что «ничего не происходит», сплошные арены. Мол, мясные шутеры – это Painkiller, Serious Sam. Можешь чем-то возразить?
– Добивания – часть процесса и общей динамики, поэтому не соглашусь. DOOM Eternal – определенно игра не для всех, она весьма сложная на высоких уровнях сложности, но сложность тут справедливая. Тем, кому сложно нужно либо сменить игру, либо уровень сложности. Увы, третьего тут не дано.
– А непредвзятому человеку, который в DOOM не играл, но и не хейтит заранее – как продашь игру?
– Продавать у меня вряд ли получится, а вот заинтриговать – возможно! Если человек не предрасположен к геймплейному давлению, то его в игру никак не затянешь. Как фанат, мое мнение можно (и нужно) подвергать сомнению. Допустимо, что во мне играет фанбойство, и я предвзят, хе-хе, но игра и правда хорошая! Проверьте лучше сами.
– Представь, что по какой-то причине лишился возможность играть в DOOM. Какой бы игрой заменил? Что-то из FPS?
– Наверное, первым Quake, если берем именно старомодные шутеры. Он тоже весьма заводной. Вторую часть я тоже очень сильно люблю, но с годами понял, что первая мне все же ближе.
– А если выбирать что-то кроме игр id Software?
– Ну тогда это определенно Worms World Party, мы обожаем с женой в нее залипать на час-другой.
Основная временная линия
2145 год – Doom RPG
Мобильная игра для кнопочных телефонов, где шутерный геймплей представлен в виде пошаговой боевой системы. После финала заварушки на Марсе ОАК возобновляет деятельность, демоны снова нападают. Безымянный морпех убивает лидера вторжения Кроноса и Кибердемона, спасая мир.
2146 год – Doom 2 RPG
На этот раз демоны нападают уже на лунную базу ОАК. Группа пехотинцев, среди которых Стэн Бласковиц – потомок Би Джея и родственник Думгая – отправляется остановить нашествие. Выясняется, что за всем стоит искусственный интеллект VIOS, который и управляет базой. Герои уничтожают злой компьютер, а судьба их самих остается неизвестной.
2147 год – Doom 3: Resurrection of Evil
Ученые на Марсе – на этот раз возглавляемые доктором Элизабет Макнейл – снова находят артефакт в древних руинах. На этот раз вторжение по неосторожности начинает главный герой, еще один безымянный морпех. Он берет в руки артефакт, тот убивает остальных членов отряда и открывает портал в Ад. Оттуда вываливается тот самый самый доктор Бетругер, превратившийся в драконоподобного демона Меледикта. Он начинает вторжение и посылает за артефактом трех охотников: Хеллтайма, Берсерка и Инвала.
Герой убивает всех трех, после чего доктор Макнейл рассказывает, что Артефакт можно уничтожить только в Аду. Морпех отправляется туда, почти погибает в битве с Меледиктом, но в последний момент закидывает ему в пасть Артефакт и чудом побеждает, возвращаясь на Марс и слыша голос Макнейл. Скорее всего, он выжил.
2148 год – The Ultimate Doom (или просто Doom)
Сюжет во многом повторяет события Doom 3, то есть наоборот – «тройка» была условным перезапуском и ремейком оригинала, но в то же время и продолжением. Это, кстати, одна из причин фанатской ненависти к ней.
Думгай здесь якобы страдает от посттравматического синдрома после событий третьей части, и ему явно не станет лучше, потому что история вот-вот повторится.
Рутину нарушает вторжение демонов, хлынувших через систему телепортов между спутниками Марса Фобосом и Деймосом, которую тестировали ученые. Естественно, тестировали незаконно, неосторожно и в полной секретности. Пехотинцы, отправленные через порталы, возвращались либо с расстройствами психики, либо по частям, а в официальных отчетах ОАК лишь описывала происходящее как «небольшие накладки».
Отряд Думгая убивают, после чего он пытается прорваться через Фобос и умирает в результате засады, попадая в Ад. Даже после этого он не сдается, а продолжает спасение мира, пробиваясь через искаженный демоническим измерением Деймос. Тут же Думгай (впервые, если не считать Doom 3 каноном) встречает Кибердемона, после чего добирается до финального босса, Паукодемона, и убивает его.
Сразу после Doom – Doom 2
После убийства Паукодемона Думгай возвращается на Землю – только чтобы выяснить, что финальный босс предыдущей игры перед смертью начал вторжение на родину человечества. Война, в общем-то, заведомо проиграна: выжившие собираются улететь с Земли в далекий космос, но космопорт находится под осадой армии Ада. Думгай помогает остаткам человечества добраться до космического корабля и эвакуироваться.
Будет ли продолжение Doom Eternal?
Похоже, что Палач Рока на самом деле не умер. Подразумевается, что он упал и находится взаперти вместе со сферами жизни (life spheres) в Святилище Ингмор (Ingmore Sanctum). Вероятно, его похоронят, пока он снова не понадобится. Цитата в конце Doom Eternal: The Ancient Gods — Part Two является лишь частичной цитатой, поскольку полная цитата из Doom (2016), как видно на экране загрузки, дает больше контекста:
«Вечно шествуешь ты по царству теней, сражаясь со злом, когда другие замирают от страха. Да не будет утолена твоя жажда воздаяния, да не высохнет кровь на твоем мече, и да не испытаем мы больше нужды в тебе».
Первые две части второго предложения подразумевают, что работа Палача Рока никогда не заканчивается и к нему всегда будут обращаться. Также возможно, что следующая игра начнётся как перезапуск в 2016 году: пробуждение после долгого и глубокого сна.
Толкотня в уборной
Самое время поговорить о сетевом режиме Doom. Многочисленные альфа- и бета-тестирования разочаровали геймеров по всему миру и мы можем только согласиться с ними. Каждый остался чем-то не доволен, но тонкость в том, что все эти недовольства разные и вот почему.
Играть в Doom после прорывных геймплейных решений той же Titanfall очень трудно, чувствуется, что твоего протеже намеренно умалили по сравнению с бойцами из других игр. Хочется бегать по стенам, облачаться в непробиваемую броню, а порой очень не хватает удара по площади ускорителями. Без всего этого Doom кажется отсталой и казуальной, и да, после нее в других играх будешь дико тупить и долго соображать.
Честно говоря, я и сам уже привык убивать врагов, свешиваясь с потолка, как в Titanfall, а также пользоваться возможностями своего силового экзоскелета, как в Advanced Warfare, для маневрирования и перемещения. И тут нет щита и авторегенерации здоровья, как в Halo 5, приходится бегать за здоровьем и аптечками!
Окей, допустим вы не из тех, кто любит фантастику и ненавидите современные игры про будущее. И тогда первые 5-6 часов вы будете просто плакать от счастья — ведь мультиплеер Doom покажется отличным олдскульным шутером, который получился таким же ненавязчивым и простым, как одиночный режим. Играете себе спокойно, убиваете врагов, не обращаете внимания на неприятности — и вот уже матч завершен, поехали в следующий. Никакой регенерации здоровья, сумасшедших скачков по карте и гребанного будущего — казалось бы, идеальный вариант.
И так будет до тех пор, пока вы не осознаете, что в кастомизацию и насмешки разработчики вложили больше сил, чем в проработку сетевого режима. Это важная часть любой игры, да, и получилась она отлично — вариантов настроить своего бойца, оружие — воз и маленькая тележка. Различные зоны, раскраски и текстуры для них, куча цветов и окрасов, рисунки и сетки для всех участков, износ как модель повреждений — голова кружится от всего этого.
Но, блин, почему так мало режимов? «Командный бой» и «Превосходство» — пара самых заурядных, которые мы видели уже в миллионе интерпретаций и они не отличаются разнообразием — в первом нужно убить 75 врагов, в другом захватывая три точки успеть набрать 250 очков раньше соперников. Да, тут можно хватать более мощное оружие, вроде BFG 9000 или бензопилы, улучшающие руны, а также становиться демоном — в общем, все то, что нам показывали в трейлерах. Но кроме этого нет ничего.
Чуть лучше и заметно динамичнее «Жатва душ», «Тропа войны» и «Клановая арена». Тут можно блеснуть тактикой и знанием карт, поможет общение по сети и совместная работа. Но четыре режима — это все, на что вы способны, пусть даже сетевой частью занималась команда Certain Affinity, а не id Software?
Другие шутеры на старте предлагают по 10-12 режимов — там нужно штурмовать базы, захватывать инициативу, или играть со временем и телепортами, и так далее, Где смелые идеи и неординарные режимы, это же Doom, неужели нельзя было придумать что-то действительно оригинальное?! Вы даже на банальный «демоны против преторианцев» не сподобились.
И вполне может так статься, что единственным интересным режимом станут «Салки». Тут вы не умираете, а замораживаетесь, а будучи в движении стоя рядом с замороженным союзником — размораживаете его. Простой и самый веселый игровой режим одновременно. Раунды летят один за другим, матчи проходят молниеносно. Пусть между командами не всегда сходится баланс, но победы тут возбуждают, как ни в каком другом режиме, а уж когда две стороны идут на равных и все решается в пятом раунде — адреналин прямо чувствуется в крови!
Как видите, причин быть недовольным мультиплеером Doom очень много и купив игру, вы наверняка найдете свою уже к десятому часу игры.
Ах да, чуть не забыл, все действо происходит на крошечных картах 5 на 5 шагов, пусть и неплохо проработанных с точки зрения игрового баланса, и в режиме 4 на 4 или аж 6 на 6 игроков! Как будто не было ни одной Battlefield…
Контрольный
Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что Doom — это просто качественный шутер, с закосом под «олдскул», для тех, кто устал от «гребанных игр про будущее», устал от джетпаков, экзоскелетов, боевых роботов и другой техники, укрытий, перекатов, точной стрельбы, контроля над расходом патронов, реализма и физики.
Прогулка в ад и обратно
Если говорить о сюжете, то… в общем, эм… у них там что-то взорвалось, а дальше пдыщ-бабам-бадабух, мы должны спасти мир от демонов! На самом деле тут все стандартно для серии — сюжет вспоминается, когда кто-то начинает что-то бубнить в роликах и забывается с выходом из игры.
Если говорить серьезно, то сюжет в новом Doom похож на сюжет в Doom 3. Даже очень похож — сходное начало, сходное развитие и конец, те же UAC, Марс, подача информации и диалогов. При этом id Software поленились делать кинематографические CGI-ролики или хотя бы вставки с технологией захвата движений на движке. Основная часть сюжета, если вам так интересно, вообще спрятана в информационных записках и досье. А все то, что нам говорят — это лишь для галочки.
При этом в Doom 3 был хороший сюжет, с достаточным количеством вставок и диалогов. В новой Doom с этим по минимуму и лишь от ваших ожиданий зависит, разочарованы вы будете, али нет. Но, не трудно согласиться с тем, что сюжет тут играет не самую важную роль. Причем его хватает на 14 часов прохождения без провисаний за счет динамичной смена обстоятельств и обстановки — поверхность Марса, лаборатории под землей, ад, и снова в другой последовательности, и так несколько раз.
Радует и локализация: тут без вопросов, актеры озвучки отыгрывают аутентично, с душой и достаточно естественно. Результат на уровне игр от Blizzard и это на самом деле замечательно, ведь русскую речь мы все реже слышим в проектах ААА-класса. А ведь есть еще качественный, полный, корректный перевод всех субтитров, информационных и справочных текстов и другой информации. Это просто прелесть, на фоне других проектов.
Немного пресным может показаться звук, тут даже среди фанатов нет единого мнения. Выстрелы и взрывы звучат приглушенно, без басов и никак не увеличивают общее вовлечение в игровой процесс. Зато враги орут аутентично и сразу запоминаются. Звуки окружения также добавлены по минимуму, они есть только там где нужны. Саундтрек состоит из одной основной композиции, которая приедается уже на втором часу, а важные моменты проигрываются 1-2 минутными трэками, пусть и не плохими, но они шибко короткие, чтобы их как-то оценить.
Что произошло в конце Doom Eternal: The Ancient Gods — Part Two
Главный герой Doom Eternal останавливает Тёмного владыку (также известного как Давота), злого парня, который выглядит как Палач Рока. Он возродился в конце Doom Eternal: The Ancient Gods — Part One в качестве настоящего создателя. Эта информация передается игроку в одной из кат-сцен во время боя.
Всеотец (The Father), который звучит как ВЕГА (VEGA), говорит Палачу Рока (Slayer), что Давот (Davoth) — все-творец, и Всеотец вознесся, когда Давот пал. Давот предал Всеотца и творцов, и стал дьяволом и предводителем демонов. Всеотец — ложный бог, а Макиры (Makyrs) — большие лжецы. Это объясняет, почему Тёмный владыка стремится к разрушению, поскольку его творения были обращены против него.
По мере того, как разворачивается финальная битва в Doom Eternal: The Ancient Gods — Part Two, Палач Рока и Тёмный владыка перекидываются парой фраз, в которых король демонов делится древними секретами.
Выясняется, что Всеотец, предположительно самое могущественное божество в этой вселенной, не является создателем всего сущего. Фактически, Тёмный владыка утверждает, что он был первым существом и создал Всеотца и всё остальное. Все демоны начинают распадаться, что и было конечной целью Палача Рока. Для этого он вернул Тёмного владыку (Dark Lord), а не Всеотца. Выясняется, что Палача Рока был создан как клон Всеотца с целью уничтожить Тёмного владыку.
Война между Небесами и Адом в Doom Eternal была не из-за зависти демонов или из-за того, что они были изгнаны. Скорее, это Всеотец и его армия, состоящая из ангелов, пытались убить Тёмного владыку, чтобы забрать его силу, передать её Всеотцу и поднять эту сущность до статуса истинного божества.
Палач Рока убивает Тёмного владыку и наносит ему смертельный удар в грудь, в результате чего его жизненная сфера (которую игроки взяли в предыдущем эпизоде) взорвалась.
Как только абсолютное зло побеждено, все демонические сущности, созданные Тёмным владыкой, перестают существовать. Поскольку Палач Рока, в некотором смысле, создан Тёмным владыкой, то он падает без сознания.
Поскольку Палач Рока стал собой благодаря работе Давота (он повлиял на Самура (Samur), чтобы поместить Палача Рока в Машину Божественности (Divinity Machine), которая дала Палачу Рока его силы), получается, что он считается одним из творений Давота. Затем его тело помещают в каменный ящик, что перекликается с началом перезагрузки 2016 года.
Во фразе Всеотца есть некоторые запутанные моменты: «Его рукой всё было создано… включая тебя». Это говорит о том, что Тёмный владыка создал всё, и подразумевает, что всё, что он создал, должно рухнуть, но не похоже, что кто-либо, кроме демонов и Палача Рока, был затронут. Это может означать, что всё, что сделал Давот после того, как он стал Тёмным владыкой, изменится после его смерти, но это всё ещё не объясняет значение слова «всё» в вышеупомянутой цитате. Либо мы чего-то не знаем о Тёмном владыке и Палаче Рока, либо это может быть ошибка.
Видеоверсия
Проблемы движка
Кто-то может сказать, что я слишком многого прошу. Что технологии еще не доросли до такой стадии. Вы будете не правы и вот почему. Практически все вышеперечисленное мог idTech 5 — и расчлененку устраивать, и кровь по стенам, и фонтанирующих конечностями врагов, а еще сжигание, сваривание, обваривание кислотой, даже удары током. Достаточно вспомнить перестрелки в RAGE или в недавней Wolfenstein: The New Order. То есть, по сути, разработчики еще в 2011 году обладали запасом технологий для того, чтобы реализовать такие геймплейные требования к битвам.
Для Doom был разработан idTech 6 и, похоже, это очень плохой движок. Судите сами — коридорные локации, никакой физики разрушений, ее вообще нет, никаких особых эффектов, которые мы пожелали выше. И для комфортной игры вам требуется очень производительный компьютер. По современным меркам idTech 5 вообще не потреблял ресурсов и выдавал практически тот же уровень графики (средне-высокий в 6-й версии равен ультра в 5). Может, есть какая-то разница на техническом уровне, но она совершенно не чувствуется.
Бесспорно, визуальная сторона Doom сработана на отлично. Качественные текстуры практически везде, отличная игра света и тени, особенно в тех местах, где есть плотный дым или туман, декораторы вложили свою душу в проработку уровней и множество участков насыщены различными деталями, хорошо влияющих на создание атмосферы. За счет правильной конструкции локаций не возникает ощущения, что идешь по коридору, напротив, чувствуется, что это настоящий объект, во многие места можно заглянуть.
Художники хорошо поработали над монстрами, пусть те в основной своей массе и не вызывают страха или отвращения. Порой они своим внешним видом даже вызывают смех, а ближе к концу игры и зевоту, хотя какая нам с вами разница, как выглядит груша для битья? Но, как уже упоминалось выше, нет никакой интерактивности, вы видите статику, где налили кровь, там она и остается, где разместили трупы или их части — там они и будут все время.
В целом можно констатировать незначительные графические улучшения по сравнению с idTech 5 и куда заметно возросшее потребление ресурсов. И тогда становится понятно, почему разработчики убирают трупы врагов и режут эффекты — их новый движок просто не оптимизирован в достаточной степени и консоли, вместе с РС, брутальность не потянут.
При этом многие игроки, и я тоже, отметили технические проблемы Doom. Касаются они произвольных вылетов в самых разных местах и проседаний FPS там, где этого быть не должно. Пару раз игра зависла и пришлось ее снимать — не очень приятно, хотя часто расставленные чекпоинты особых нареканий не вызывают, работают как надо и практически не позволяют потерять прогресс. Но сохранений все равно не хватает.
«Безыдейное говно». Мэддисон уничтожил Doom Eternal
В тот же временной промежуток происходит сюжет мобильного шутера Doom: Resurrection: еще один морпех сбегает с базы, но все равно погибает.
Тактическая сторона вопроса
Если говорить об одиночном режиме, то Doom — это хорошо продуманный и сбалансированный классический шутер. Оружие выдают оперативно и всегда под стать новым опасным монстрам, кроме того, разработчики не забывают увеличивать количество и качество врагов. Уже к середине игры вас оснастят всеми видами «стволов» и останется только переключаться между ними.
Что до монстров, то можно было сделать их «тоньше», но больше, хотя с такими геймплейными проблемами проку от этого мало, сойдет и так, как есть. Влияние сложности хорошо чувствуется и каждая сложность соответствует своему описанию — совершенно неудивительно, что разработчики не смогли пройти собственное творение на максимальной сложности.
Локации интересные и запоминающиеся, набитые не только секретами и пасхалками, но и интересными моментами — придется пылесосить каждый уровень, если хотите узнать и собрать их все. Например, по уровням раскиданы аргент-ячейки для улучшения базовых характеристик преторианского костюма, вроде здоровья или количества брони, а также преторианские модули, с помощью которых можно получить бонус к ведению боя — сканер местности, устойчивость к воздействию среды и так далее.
Аналогичная ситуация и с оружием, только там возможностей для прокачки больше, поскольку вы сначала открываете модуль, а затем уже усиливаете оружие вместе с той или иной модификацией при помощи улучшений.
Кстати говоря, Doom внимательно следит за вашими успехами, выдавая новые задания на каждый уровень — успешно проходя их вы заработаете улучшения для брони и оружия. Перфекционистам придется сложно, но это еще не все — чтобы не было совсем скучно, можно проверить себя в режиме рун. От вас требуется быстро выполнить определенное задание. За это вы получите руну — она может усилить сбор предметов или увеличить урон. При этом руна, которой вы пользуетесь, со временем автоматически получит усиление.
В итоге это позволяет перестроить геймплей под свой стиль игры в любой момент — достаточно просто открыть свой мини-компьютер и покопаться в его вкладках.
Из минусов можно отметить только чертов паркур, как в Mirror's Edge. Добрую четверть игры вы будете перепрыгивать с уступа на уступ, не забывая отстреливаться от толстых пачек врагов и смотря себе под ноги — а то можно свариться в жидком металле или раствориться в кислоте. Некоторые уровни сплошь состоят из перепрыгиваний, а для людей, у которых паталогические проблемы с перепрыгиваниями в компьютерных играх, это станет очень большой проблемой.
Главный фанат DOOM в СНГ: знает 666 фактов о серии, играет в нее с 6 лет, автор мема «DOOM – круто»
Беседа Стаса Погорского.
Михаил «Mostcus» Бочаров за последние пару лет стал, пожалуй, самым известным и ярым фанатом серии DOOM среди русскоязычного комьюнити. Все началось с треда формата «1 лайк – один факт»: твит Михаила набрал 1300 лайков, на что он выдал 666 дьявольских фактов. Позже Mostcus начал искренне форсить фразу «DOOM – круто» и окончательно закрепил за собой звание главного фаната шутера. Еще он не пользуется смартфонами и обожает фантастические романы про Перри Родана.
Я поговорил с Мишей о том, каково быть новым лицом одной из самых культовых франшиз для СНГ-геймеров и узнал:
- Какие части он считает лучшими, а о каких серьезно поменял мнение;
- Почему не пользуется смартфонами;
- О чем говорил с Джоном Ромеро;
- Платят ли ему за форм «DOOM – круто»;
- Зачем дарит DOOM всем подряд;
- Что нужно, чтобы считаться фанатом DOOM.
– Честно, даже не знаю, с чего начать, потому что ты в рунете такой один. И это круто!
– Как вообще получилось, что ты стал главным русскоязычным фанатом DOOM? Когда о тебе начали говорить как «чувак, который больше всех любит DOOM»?
– Не сказал бы, что я главный, если честно. Просто повезло, что меня заметили люди из самых разных групп: кто-то в твиттере, кто-то в официальном VK-паблике.
Ламповая женская Дота 2010-х: просили у Айсфрога свой TI, ссорились с Вилатом, вскрывали парней-фейков
Сам герой остается на разрушенной планете наедине с демонами. Уже было решив героически погибнуть, по рации он получает координаты центра вторжения, который находится рядом с космопортом. Не найдя способа закрыть портал с этой стороны, Думгай отправляется в Ад, где находит Икону Греха – финального босса, по сути, олицетворяющего самого Сатану. Убивает его и тем самым вызывает уничтожение Ада.
В то же время открываются еще одни врата, которые засасывают Думгая и остаток демонов. Мир спасен.
2149 год – Master Levels для Doom 2
Дополнение для игры с несколькими более сложными уровнями, рассказывающих микроистории нескольких безымянных морпехов и даже кибердемона, превращенного в человека в качестве наказания.
Тоже 2149 год – Final Doom
Сюжет вы угадаете с трех слов: научная база ОАК. Только на этот раз на спутнике Юпитера, Ио. Первые вторжения демонов через экспериментальные порталы ученые успешно подавляют, но их оборону прорывает «корабль из стали, камня и плоти» с ордой демонов на борту. Умирают все, кроме Думгая, который успешно мстит.
Правительство Земли пытается создать квантовый ускоритель, чтобы навсегда запечатать измерение Ада, но терпит неудачу. Демоны нападают на Землю, Думгай останавливает вторжение и закрывает портал. В этой вселенной такое называют вторником, да.
2150 год – Doom 64
До 2020 года в нее можно было поиграть только, как ни странно, на Nintendo 64.
По сюжету Земной флот бомбардирует Фобос радиоактивными снарядами, зачищая кишаших на поверхности демонов, но одному из них удается пробраться на Землю и открыть портал.
Думгай снова спасает планету, после чего ему надоедает этот бесконечный цикл – он остается укрощать демонов в Аду. Потому что в данном случае лучшая защита – это действительно нападение.
2XXX год – Doom 2: No Rest For The Living
Один из кибердемонов устраивает бунт, пытаясь прорваться на Землю со своей армией. Думгай убивает его.
Между классическими частями серии и Doom (2016) сюжетная пропасть. Разработчики частично перезагрузили серию и, возможно, изменили происхождение Думгая (точнее Палача Рока) – теперь он, вероятно, относится к расе далеких предков людей. При этом предыстория героя сильно напоминает Думгая из Doom 64, жившего в Аду ради защиты измерения людей от потенциальных вторжений демонов.
В общем, игры связаны как минимум косвенно, но мир и персонажей Doom (2016) и Doom Eternal в этом запутанном уравнении стоит выделить в отдельные скобки.
6 самых жестоких фаталити в Mortal Kombat
Все началось с Doom 3 – да, серьезно
Самая спорная часть серии – Doom 3 – и ее дополнение The Lost Mission считается частью фанатов каноном, другие предпочитают про нее не вспоминать. Если вы когда-нибудь встретите Джона Ромера и спросите что угодно про эту игру, скорее всего, в ответ он крикнет: «Я ее не делал!» Во-первых, потому что действительно не принимал участия в ее разработке. Во-вторых, потому что Doom 3 отошла от шутерных корней серии в сторону хоррора – эксперимент получился неоднозначным.
Тем не менее если вы готовы признать существование Doom 3, то хронология серии начинается именно с нее, в 2145 году.
Читайте также: