Девушка без адреса где снимали дом со львами
Дом № 8 на Малой Молчановке с 1913 года был самым красивым домом в Москве. А о всей Молчановке так и говорили: «Та самая улица, где дом со львами». А сегодня он выделяется среди остальных зданий на обоих Молчановках – Большой и Малой. Его отреставрировали, и дом теперь не узнать.
Дом со львами занимает большую часть маленькой улицы Малая Молчановка. Дом со львами занимает большую часть маленькой улицы Малая Молчановка.Знаменитые жильцы дома и третий лев
На пятом этаже этого здания, с колоннами, флигелями, эркерами и французскими балконами, в квартире №19 два года прожил писатель Алексей Толстой. А седьмой этаж вообще считался одним из самых богемных мест Москвы начала ХХ столетия. Там обитала эпатажная мать художника и поэта Максимилиана Волошина – Елена Оттобальдовна Глазер, ее все звали «Пра». Соседками матери поэта были сестры Сергея Эфрона, мужа Марины Цветаевой. Эфрон с Цветаевой часто оставались в этом доме. Стихи и розыгрыши, которые рождались в Крыму, где любили отдыхать Сергей и Марина, перемещались в Дом со львами на Малой Молчановке.
Рядом жила актриса Камерного театра Марина Гринева. Она была первой слушательницей стихов Цветаевой. В гостях тут частенько бывали поэты Сергей Есенин и Николай Клюев.
На этом фото хорошо просматривается третий лев на крыше. На этом фото хорошо просматривается третий лев на крыше.Дом со львами любят киношники. Там снимали художественные фильмы «Девушка без адреса», «Двенадцать стульев», «Офицеры».
Киса Воробьянинов, фильм «Двенадцать стульев», 1971 год. Киса Воробьянинов, фильм «Двенадцать стульев», 1971 год.Писатель Владимир Потресов в книге «Рассказы Старого Арбата» писал о знаменитом сером доме:
«Над некогда роскошным подъездом уныло доживал свое бетонный герб, а по бокам его охраняли сильно потрепанные временем бетонные же цари зверей. Этот серый монстр, занимавший чуть не половину Малой Молчановки и сворачивающий в Ржевский переулок, пользовался большим успехом у киношников. Тут уж везло львам, перед съемками им чинили отколотые лапы и красили в благородные цвета».
Геральдические щиты на фасаде многие считают масонскими символами. Возможно, домовладелица Г. А. Гордон, для которой строили это произведение, состояла в масонском ордене. О другом доме с масонской символикой можно прочитать тут.
Четырехкомнатная квартира в Доме со львами продается за 179 миллионов рублей. Потолки отделаны натуральным деревом. Четырехкомнатная квартира в Доме со львами продается за 179 миллионов рублей. Потолки отделаны натуральным деревом.Журнал
Фильм «Девушка без адреса» — вторая полнометражная работа Эльдара Рязанова. Эта картина — лидер проката 1958 года, её посмотрели 36,5 млн. зрителей.
«Девушка без адреса», к/с «Мосфильм», 1957, реж. Э. Рязанов
Актриса Светлана Карпинская, сыгравшая главную героиню, совсем не собиралась становиться актрисой. Она мечтала о карьере журналистки. По окончании школы Светлана стала студенткой филфака Ленинградского университета. Фильм имел оглушительный успех, после чего Карпинская передумала идти в журналистику и подала документы в ЛГИТМиК.
Пройдёмся по местам съёмок фильма!
«Девушка без адреса», к/с «Мосфильм», 1957, реж. Э. Рязанов
Поезд Кати и Паши прибывает на Белорусский вокзал.
«Девушка без адреса», к/с «Мосфильм», 1957, реж. Э. Рязанов
Дедушка Кати живёт в доме 33/1 на Новокузнецкой улице.
«Девушка без адреса», к/с «Мосфильм», 1957, реж. Э. Рязанов
Паша и его друг «ошиблись девушкой» на Китайгородском проезде.
«Девушка без адреса», к/с «Мосфильм», 1957, реж. Э. Рязанов
В кадр попала одна из московских высоток — высотка на Кудринской площади.
«Девушка без адреса», к/с «Мосфильм», 1957, реж. Э. Рязанов
Катя идёт навстречу неизведанному в районе Котельнической набережной.
«Девушка без адреса», к/с «Мосфильм», 1957, реж. Э. Рязанов
Дедушка работает не напротив своего дома, а напротив одного из мосфильмовских павильонов.
«Девушка без адреса», к/с «Мосфильм», 1957, реж. Э. Рязанов
Ещё не зная, что забыла кошелёк, Оля заходит в автобус на Космодамианской набережной.
Клава и Паша «не говорят» о любви в кафе на Суворовской площади. Там же, но с другой стороны, Катя звонит дедушке на работу.
«Девушка без адреса», к/с «Мосфильм», 1957, реж. Э. Рязанов
Катя отдыхает в обеденный перерыв на Большом Краснохолмском мосту.
«Девушка без адреса», к/с «Мосфильм», 1957, реж. Э. Рязанов
Катю пригласили работать в Дом Моделей на Кузнецком мосту.
«Девушка без адреса», к/с «Мосфильм», 1957, реж. Э. Рязанов
Катя «провалилась» в одну из квартир на 13 этаже дома 4/2 на улице Дмитрия Ульянова.
Москва в фильме «Девушка без адреса»
Герои фильма артистичная натура Катя Иванова (актириса Светлана Карпинская) и строитель (почему не прямо - каменщик?) Паша Гусаров (актер Николай Рыбников) знакомятся в идущем в Москву поезде. По прибытии поезда, первое, что мы видим за окном вагона, это три переплетающихся венка на чугунной ограде Белорусского вокзала.
6-я платформа 1-го пути Белорусского вокзала. На чугунной ограде вокзала три переплетающихся венка. Как говаривал Антон Павлович Чехов, «Если в первом акте на стене висит ружье, то в последнем оно обязательно выстрелит». Эти три переплетающихся венка мы еще увидим. Интересно, это авторская задумка режисера, как у Шукшина в «Калине красной»? Помните портрет «Неизвестной» Крамского сначала на стене воровской малины а, потом, на медальоне героини?
Пассажиры, прибыв на Белорусский вокзал, выходят почему-то из здания Ленинградского вокзала на Комсомольскую площадь.
Станция Каланчевская. Вид со стороны Комсомольской площади.
Далее Катя садится в автобус и Павел узнает только начало ее адреса - улица «Николо. ».
Виды Москвы из Катиного автобуса такие. Тверской путепровод, самое начало Ленинградского проспекта. Слева Белорусский вокзал.
Улица Горького или нынешняя Тверская. Самое начало улицы. С Белорусского вокзала Катя едет в напралении Белорусского вокзала.
Вид с Большого Каменного моста на Кремль.
Московский дедушка Кати (актер Эраст Гарин) живет в доме по адресу Новокузнецкая улица дом 33 строение 1. Улица получила свое название от Кузнецкой слободы и называлась Кузнецкой, после смерти Ленина ее переименовали в улицу 16 часов 05 минут 22 января 1924 года. Это время и дата смерти Владимира Ильича. Но название не прижилось и Кузнецкая стала уже Новокузнецкой.
Если улицы Москвы вытянуть в одну,
То по ней пройдёте вы через всю страну,
Если лестницы Москвы все сложить в одну,
То по ней взберётесь вы прямо на Луну.
Вот она какая - большая, пребольшая,
Приветлива со всеми, во всех сердцах жива,
Любимая, родная -
Красавица Москва.
Заблудиться можно в ней ровно в пять минут,
Но она полна друзей и тебя найдут,
Приласкают, ободрят, скажут: Не робей.
Звёзды красные горят по ночам над ней.
Вот она какая - большая, пребольшая,
Приветлива со всеми, во всех сердцах жива,
Любимая, родная -
Красавица Москва.
Днём и ночью, как прибой, всё кипит вокруг,
Но когда-нибудь с тобой встречусь я, мой друг,
Я одна теперь пою, а тогда вдвоём,
Эту песенку мою, мы с тобой споём.
Вот она какая - большая, пребольшая,
Приветлива со всеми, во всех сердцах жива,
Любимая, родная -
Красавица Москва.
Музыка Анатолия Лепина, слова Владимира Лифшица, поёт сама Светлана Карпинская.
Кстати, в кадре трамвай 3-го маршрута. Это «послевоенная» версия трамвая КМ «Коломенский моторный» с дверями с одной стороны и прицепным вагоном.
Маршрут трамвая был такой: метро «Кировская», Чистопрудный, Покровский, Яузский бульвары, Устьинский проезд, улица Осипенко, Балчуг, Пятницкая, Новокузнецкая, Дубининская улицы, Даниловский вал, Холодильный переулок, Варшавское шоссе, поселок ЗИЛ.
А вот и обещанное чеховское ружье. Две колонны и три переплетающихся венка над ними.
В кадре трамвай маршрута А, ласково называемый «Аннушка». Маршрут в середине 50-х годов был следующий: Зацепская площадь, Новокузнецкая, Пятницкая улица, Балчуг, Садовническая улица, Устьинский проезд, Яузский, Покровский, Чистопрудный, Сретенский, Рождественский, Цветной бульвары, Самотёчная, Делегатская улица, Оружейный переулок, 3-я Тверская-Ямская; Лесная, 2-я Тверская-Ямская, переулок Александра Невского; Большая Грузинская, Конюшковская улица, улица Заморенова, Трёхгорный вал, Тестовский поселок (Шмитовский проезд).
Павел строит Москву. В левом верхнем углу кадра градирни ТЭЦ-20. Это улица Вавилова дом 20. Павел сидит на крыше дома 4 корпус 2 по улице Дмитрия Ульянова (бывшая 1-я Черёмушкинская улица). Дом слева от него, справа от нас дом 48 на углу улиц Дмитрия Ульянова и Вавилова (бывший 1-й Академический проезд). В свободное от работы время Павел разыскивает свою новую знакомую.
Большой Каретный переулок вид в сторону Садово-Каретной улицы.
И наоборот. От Садово-Каретной улицы на Большой Каретный переулок. Лестница жива и здорова до сих пор.
Потрясающий по красоте вид на Космодамианскую набережную и Большой Устьинский мост. Гостинницы «Россия» еще не видно.
Вид со стороны улицы Варварка на Китайгородский проезд. Справа узкий фрагмент башни Китайгородской стены.
Старая площадь. Лестница вполне узнаваема.
Высотка на Кудринской площади.
Герои поднялись по лестнице, смотри предыдуший кадр, и теперь за их спинами улица Заморенова и колокольня Церкви Рождества Иоанна Предтечи.
Улица Малая Молчановка дом 8, знаменитый «дом со львами».
Здесь в райсовете работает вахтером дед Кати. Мыслей нет.
В кафе на Суворовской площади Павел встречается с безответно влюблённой в него крановщицей Клавой (Светлана Харитонова). При очень большом желании можно рассмотреть грифонов на фризе Екатерининского Дворца.
Между тем, Катя так же много передвигается по городу в поисках работы и Павла.
Лестница от Котельнической набережной слева от дома номер 25.
Та же лестница, только вид уже сверху на Котельническую набережную и Москва реку.
Троллейбус двигается по Космодамианской набережной в сторону к Большому Краснохолмскому мосту. Через пару секунд мост попадет в кадр. В окне троллейбуса дом 11 строение 1 по Краснохолмской набережной. В фильме снят салон троллейбуса СВАРЗ-ТБЭС(-ВСХВ), аббревиатура расшифровывается как Сокольнический ВАгоноРемонтно-строительный Завод ТроллейБус ЭкСкурсионный Всесоюзной СельскоХозяйственной Выставки. Разрабатывали троллейбус специально как экскурсионный. Отсюда и большое оконное остекление салона. В 1955-1957 было выпущено аж 18 штук.
Большой Ржевский переулок, здесь герои в очередной раз разминулись. Слева от героини дом 5, дом жив и вполне узнаваем, за ним, на кадре не видно, дом 11 «5-й Дом Реввоенсовета». Замыкает перспективу по правой стороне переулка здание Верховного суда Российской Федерации с Фемидой без повязки на глазах.
Большой Краснохолмский мост.
Улица Кузнецкий мост.
Встречаются герои на той же платформе Белорусского вокзала. Финальный выстрел из чеховского ружья. В кадре опять три переплетающихся венка. Случайность? Или правда режисерский замысел?
Фильм снят на киностудии «Мосфильм» в 1957 году режиссёром Эльдаром Рязановым. Оператор фильма - Александр Харитонов. Большое ему спасибо за Москву в кадре.
Львы на Молчановке
Улица Малая Молчановка дом 8 строение 1. Еще в дореволюционной Москве Малую Молчановку часто называли «улицей, где дом со львами».
Бывший доходный дом Гордон. Построен в 1913-1914 годах в стиле модерн архитекторами Иваном Гавриловичем Кондратенко, Семёном Александровичем Дорошенко и Василием Никаноровичем Волокитиным.
А вот Мария Владимировна Нащокина в книге «Московский модерн» считает, что это доходный дом Сергея Егоровича Шугаева, директора - распорядителя АО Теплых рядов. Архитекторы Кондратенко, Волошин и Рабинович.
В этом доме в 1917-1918 годах на пятом этаже в квартире 19 (правда не знаю насколько старая нумерация квартир соответствует сегодняшней) жили писатель Алексей Николаевич Толстой и его жена Наталья Васильевна Крандиевская-Толстая, в гостях у него бывали поэты Клюев и Есенин. Крандиевская-Толстая в 1939 году напишет, . У нас гости в столовой, - сказал Толстой, заглянув в мою комнату. - Клюев привел Есенина. Выйди, познакомься. Он занятный. Это было весной 1917 года.
Позже Алексей Николаевич Толстой писал в одном из писем жене: роднее, милее Молчановки ничего нет.
Сюда приходили Марина Цветаева и Сергей Эфрон к своей знакомой, актрисе Камерного театра, Марии Кузнецовой (Гриневой). Гринева в «Воспоминаниях о Марине Цветаевой» пишет, . Милая Малая Молчановка! Милый дом № 8! Семь этажей. Тяжелые входные двери, а справа и слева у них по огромному льву. . Тут же долгий резкий звонок. Первой вошла Марина, свежая, румяная с мороза. За ней Сережка, темноволосый, узколицый, большой, красивый. . Когда у Марины рождались новые стихи, она обычно приходила читать их к нам первым.
Проживал в квартире 25 поэт Максимилиан Александрович Волошин. Пинаев Сергей Михайлович в ЖЗЛке «Максимилиан Волошин, или себя забывший бог» пишет . А впереди ещё Москва, куда Волошин прибывает 18 апреля. Он останавливается на Малой Молчановке у сестёр Эфрон, где обитает и Елена Оттобальдовна … Уже в 11 часов он встречается с К. Кандауровым, в 14 - обедает с А. Толстым… А в последующие дни - Я. Глотов, Бальмонты, М. Гершензон, В. Поленов, Р. Гольдовская, Ф. Арнольд…
Интересные воспоминания о «доме со львами» оставил писатель, художник, фотограф и путешественник Владимир Александрович Потресов в книге «Рассказы Старого Арбата» . Над некогда роскошным подъездом уныло доживал свое бетонный герб, а по бокам его охраняли сильно потрепанные временем бетонные же цари зверей. Этот серый монстр, занимавший чуть не половину Малой Молчановки и сворачивающий в Ржевский переулок, пользовался большим успехом у киношников. Тут уж везло львам, перед съемками им чинили отколотые лапы и красили в благородные цвета.
Да, львы в советское время имели интересную кинематографическую судьбу. Они снимались в фильмах «Офицеры» , «Двенадцать стульев» , «Девушка без адреса» . А вот, что львы видны еще и в фильме «Конец операции «Резидент», из москвоведов не вспомнил никто. Восполняю пробел.
Любопытные воспоминания уже о совсем недавнем прошлом дома оставил Владимир Коровин в книге «Фрагменты моих воспоминаний» . А вот Малая Молчановка, ответвлявшаяся в свое время от Большой, осталась, и хорошо известный старым москвичам «дом со львами» в который меня принесли после «освобождения» из роддома, тоже остался. Стоит дом на углу Малой Молчановки и Большого Ржевского переулка и сейчас, и львы со щитами у парадного входа сохранились, но жильцы его сменились. Лет около двадцати назад в нем поселился крупный чиновник, выдвиженец Ельцина - некий Починок, и повел себя как лисица в барсучей норе - всех коренных жителей дома он расшвырял по задворкам Москвы, а вместо них поселил своих многочисленных присных.
А вот их третий товарищ ни в каких фильмах не снимался. Снизу лев не виден вообще, виден его щит, который он держит в лапах. Только сбоку, высоко запрокинув голову, можно разглядеть третьего льва.
Читайте также: