Денди как это было анимация
В 1980-х годах, когда приставки только появлялись, вышла NES — Nintendo Entertainment System. В Россию она попала в виде китайского клона «Денди», «Кенги» и прочих, поэтому если у вас была восьмибитная приставка, то это была NES.
У NES было очень мало памяти и очень медленный по нынешним меркам процессор. Эта статья о том, как сделать крутую игру в очень ограниченных условиях.
Та самая приставка, справа пока ещё две кнопки вместо четырёх. Для разбора мы взяли видео из канала Morphcat Games — How we fit an NES game into 40 Kilobytes. Там разработчики повторяют опыт геймдизайнеров прошлого и пишут игру для старого железа. Как обычно, если знаете английский, то лучше посмотрите видео целиком, а если нет — держите наш текстовый вариант.
Добавляем в игру сложный режим
Когда игрок прошёл все уровни, ему можно дать возможность поиграть на повышенной сложности: он уже знает всю игру и может пройти более сложные ловушки и боссов. Например, сложный режим может отличаться дизайном уровней и поведением противников.
Чтобы и этот режим поместился в оставшуюся память, снова используют трюки с памятью и графикой.
Чтобы игрок понял, что начались трудности, просто меняют палитру. Это почти столько же по памяти, но выглядит сложнее. Уровень можно поменять так: берут исходную картинку, накладывают сверху новые детали и получают сложную локацию. В среднем на это уходит по 7 байт на каждый экран.
Рисуем карты (и оптимизируем их)
Даже 60 байт на экран, которые у нас получились, — это всё равно очень много, ведь нужно сделать много разных карт, написать логику поведения персонажей и сделать меню, заставки и титры. Каждый байт на счету.
Первый вариант — уменьшить количество памяти для отрисовки карты: сделать их симметричными, что даст нам 30 байт вместо 60. Мы рисуем одну половинку карты, а потом просто отзеркаливаем её. Сравним с картой, которую мы бы хотели получить:
Вроде всё на месте, а выглядит плохо — сразу видна симметрия и доступ наверх закрыт блоками.
И вот тут разработчики делают очередной хитрый ход, который даст им немного дополнительной памяти для графики. Смотрите:
- Они дают для хранения одной суперплитки один байт.
- Считают по картинке, сколько получилось суперплиток в прошлом разделе — 96.
- Так как программисты начинают считать с нуля, то самое большое число, которое получится, — 95, а это 1011111 в двоичной системе счисления.
- В этом длинном числе всего 7 цифр, а в байте их 8, поэтому остаётся один лишний бит из каждого числа.
- 4 суперплитки дадут 4 бита.
- Эти 4 бита можно использовать, чтобы сдвинуть по кругу ряд с зеркальным отражением и получить как бы новый ряд, уже без видимой симметрии.
Если вы не знаете, что такое двоичная система счисления, — почитайте нашу статью об этом, а потом вернитесь сюда.
4 суперплитки дают 4 бита. Посмотрим, что можно с ними сделать. Сначала делают симметричный уровень… А затем сдвигают верхнюю полосу вправо по кругу. 1100 — это 12 в десятичной системе счисления, именно столько сдвигов вправо нужно сделать, чтобы получилось как на картинке. То же самое делают с третьей строкой и получают уже приемлемое начало уровня.
Действуя таким образом, разработчики могут менять уровни до неузнаваемости, не затрачивая при этом вообще лишней памяти. Помним, что наш экран — это ещё не весь уровень, сверху нужно нарисовать ещё много раз по столько же.
Duck Hunt
В детстве мы называли эту игру "Утиный тир" вопреки официальному названию "Охота на уток". Для того чтобы играть в Duck Hunt, был необходим световой пистолет Zapper, совместимый с приставкой. Надо ли говорить, что "отечественные" кустарные подделки светового пистолета обладали никакущей точностью и вместо желаемого результата приводили к фрустрации? Но это не мешало детишкам играть в свой, возможно, первый видеоигровой тир. И, разумеется, в воспоминаниях до сих пор предстаёт эта собака, нагло смеявшаяся над игроком и его неудачами. Жаль, что игра не предусматривала возможности хоть как-то поставить пса-задиру на место.
Duck Hunt произвела серьёзный резонанс и стала важным источником вдохновения для таких серий, как Virtua Cop и Mad Dog McCree, переиздавалась для современных консолей (например, для Wii U) и даже получила мощную отсылку в фильме "Пиксели" с Адамом Сэндлером. Элементы "Охотника на уток" присутствуют в сборниках серии Wii Play и файтингах Super Smash Bros. Любая старенькая игра может только мечтать о подобной пенсии. Да и, в конце концов, открыто смеявшуюся над игроком Duck Hunt собаку забыть невозможно даже спустя столько лет.
Логика игры
Чтобы в игру было интереснее играть дольше пяти минут, разработчики поставили такие требования:
- Это будет платформер — игра, где главному герою нужно бегать и прыгать по платформам, залезать наверх и скакать через препятствия.
- Герой сможет ловко двигаться и стрелять по врагам.
- Чтобы можно было играть компанией, делают мультиплеер на четырёх человек.
Так как у нас ограничения по памяти, всю игру пишут на Ассемблере — это язык, который работает напрямую с процессором. С одной стороны, код Ассемблера исполняется очень быстро; с другой — в нём работа идёт тупо с перекладыванием данных из одной ячейки процессора в другую. Это примерно как готовить суши, работая с индивидуальными рисинками.
Память распределили так:
- 8 килобайт на графику,
- 32 килобайта на сам код игры и хранение данных.
Mortal Kombat 2 Special
На сладкое — необычный случай популярной пиратки от Steepler. Официально драки из серии Mortal Kombat не выходили на NES. Но "Денди" не NES, и поэтому в России активно продавалось особое издание игры под названием Mortal Kombat 2 Special. У него было несколько особенностей: упрощённая графика и скудные анимации персонажей, доступ к боссам со старта (Шао Кану и Кинтаро под именем Горо), ограниченное количество упрощённых мелодий. Картридж был оформлен в стиле лицензии, поэтому игроки в те стародавние времена даже не подозревали, что используют контрафакт. Такой вот парадокс — фирменная пиратская версия, хит продаж во всех магазинах "Денди".
Сегодня серия Mortal Kombat продолжает своё активное развитие и скоро отметит 25-летие. Файтинги Mortal Kombat 9 и Mortal Kombat X пользуются в России заслуженным успехом и становятся хитами любой игровой вечеринки. Если хочется приобщиться к игре, то лучше всего обратить внимание на Mortal Kombat XL — самое полное издание с бонусными бойцами из двух дополнительных сезонов.
"Дендимания" в России — вполне реальное явление, ведь когда-то популярность этой консоли и её вариаций превышала даже самые смелые чаяния. Мы вспомнили лучшие и самые важные игры именно для России. Многие из этих проектов не утратили своей актуальности и живы поныне. Что интересно, вариации Dendy до сих пор уверенно продаются в различных интернет-магазинах, а Nintendo официально выпустила в ноябре 2016 года консоль NES Classic Mini со встроенными играми той самой эпохи. Это именно та штука, которая замечательно утоляет ностальгию по оставшемуся в 90-х детству.
Ninja Gaiden
Серия Ninja Gaiden входит во все топы самых хардкорных игр в истории. Фактически это двухмерная Dark Souls с видом сбоку и столь же нетолерантным отношением к игроку. В 80-е название трилогии Ninja Gaiden стало нарицательным для запредельно сложных игр, которые давали прикурить даже таким хитам, как Contra. На "Денди" были все три части, но из-за пиратской обработки в первой же части был критический баг, не позволявший задействовать важный бонус. И оттого для отечественных игроков этот выпуск стал особенно сложным.
В 2004 году серию возродили под тем же названием, выпустив Ninja Gaiden нового поколения. В итоге вышло две трилогии — классическая времён Nintendo Entertainment System и современная, заглянувшая на консоли семейств Xbox и PlayStation. Высочайшая сложность, заданная ещё в 1988 году, из новых выпусков никуда не исчезла.
Покупка квартиры
Как и множество наших сограждан – жил я на съемной квартире и не тужил.
За пять лет последнего съёма все вообще было замечтательно. Квартира – вот как для меня спроектирована. И хозяев я видел ажно два раза.
Разок на подписании договора и второй – при затоплении квартиры из за протечек на крыше. Актик для УК их пригласил подписывать.
Ну уведомили и пропали в туманной дали… Живу себе дальше… 1-е апреля - хозяева объявились вновь:
-Dizi17 мы, надумали! Купи квартиру сам! Все равно в ней живешь. И цена средняя по рынку.
-Да не вопрос, ток бабла у меня нет. Давайте ипотеку возьму?
-Да нам монопенесуально, бабло есть бабло. Бери ипотеку.
Ну ок, налоговая-банк-ипотека. Собрал бумаги, взял выписку о отсутствии задолженностей, принес в банк 2НДФЛ за пять лет…
Через неделю сбер мне одобрил нужную сумму.
-Квест выполнен, бабло добыто!
-Ну ты Dizi17 крут! Сейчас документы подготовим!
Апрель уже потихоньку к второй половине подходит. От хозяев не слуху не духу, ипотечное одобрение тоже на исходе… Я, попутно, мониторю сайты недвижимости. Ну так, любопытства для. И тут, с удивлением вижу свою хатку в объявах. Все огонь, все честно, цена та же, свободная продажа, подходит для ипотеки и вообще для чего угодно.
-Да вот так дядя Dizi17, эт наш, специально обученный риелтор накосячил. Но мы это исправим вот прям сча!
-Да? А нафига нам риелтор?
-Ну у нас риелтор специальный, высоко-анальный, мы без него не можем! Мы ему уже бабла заслали!
-Ну грузите хату силами риелтора в ДомКлик и звоните.
Проходит еще пару дней…
-ЗдГаствуйте Dizi17, это риелтор ваших квартирных хозяев. Приходите к нам договор подписывать.
-А вы в домклик квартиру загрузили?
-И все документы подготовили?
-Да. Вы что, в нашей компетенции сомневаетесь.
-Тогда ждем к 14-00.
Я, лезу в домклик, выбираю нужную квартиру и неспешно выдвигаюсь в офис к риелторам.
Думаю… А что мне нужно для подписание предварительного договора? Паспорт? Ок. Денег на аванс (задаток)? Тоже ок. Приехал.
Встречает меня тетенька риелтор:
-Дайте нам ваш паспорт для составления документов. А сами прочтите договор.
-А документы на квартиру? А условия сделки?
- Dizi17 вы что юрист?
-Ну вот и читайте договор.
Какая милота, думаю я… Логика то железная… Смотрю на договор. Маловато. Два экземпляра, каждый на одиноком листике А4…
Читаю… Договор между мной и агентством. На оказание консультационных услуг. Цена договора – скромненько. Всего 50 000 рублей. Зато про продажу квартиры там ни слова…
-Тетя риелтор, а что это значит?
-Как что, мы вас консультируем!
-Как найти квартиру, как подготовить документы, если квартиру найдете, то о ее особенностях.
-Э-эээ… Тут я даже подзавис на минутку…
-А ничего, что квартира найдена, документы готовит банк, хозяев я знаю дольше чем вы, и о особенностях квартиры я сам за 5 лет проживания - могу сагу написать? Так что давайте ка договорчик трёхсторонний, о продаже квартиры. И 50 000 рублей возьмёте хоть как задаток, хоть аванс?
- Dizi17, ты что самый умный? Подписывай что дали! Или вали отсюда нахрен.
Понимая, что дарить 50 000 рублей не очень приятной тете я не готов – ухожу. Благоразумно прихватив с собой не только свой паспорт, но и образец столь значимого договора…
Не прошло и часа, звонок арендодателей:
Ну ладно. Весна, обострения, неблагополучные отношения… Всякое бывает…
Следующее утро началось с очередного звонка риелтора:
-Это вновь риелтор ваших квартирных хозяев. Приходите к нам договор подписывать.
-Нет. Только на квартиру.
-А вы точно все документы подготовили?
Ну ок, прихожу. С недовольным лицом мне вручают папочку документов. Листаю, читаю, думаю о своем, о женском…
Адрес - тот, хозяин - тот, город - тоже тот. А вот, нестыковочка: В выписке квартира ДВУХ комнатная. Фигакс! Живу то я в студии. Ну ладно, ну 70 квадратов, но как я и люблю - студия. Даже балкона нет!
-Тетя риелтор, а что это значит?
-А фигня, там просто перепланировка не узаконена.
-А мы вам фальшивую бумажку с планами для оценщика дадим.
-Да? А банк потом меня нахлобучит за перепланировку в залоговом имуществе?
-Ну это уже не наша проблема.
Ок, время потрачено зря. Ухожу…
Что то не то.. Но… А… То! День сурка. Вновь, опять, звонок арендодателей:
-Не, не совсем. Но давайте вскладчину оплатим согласование и через пару недель оформим, как положено?
И, где то же в то же время звонят арендодатели:
-А может скидочку?
-Конский препуций тебе в пасть, а не скидочку!
-Дядя Dizi17, а фиг ли ты еще не съехал?
-Да у меня еще дофига времени оплачено.
-Да? А где договор?
Выдаю копию договора. Копию радостно забирает риелтор. Читает, улыбается, обращается ко мне:
- Dizi17, договорчик то старый! Его продлять надо было. Так что собрался и свалил. Пока полицию не вызвали!
-Ну что же вы документы так невнимательно читаете. Отвечаю я…
-Вот же все написано. Продление автоматически, при условии своевременной оплаты.
-Так расписок на оплату у тебя нет!
-Ну так вали из квартиры.
-Не-а. У меня выписки банковские есть. Квартиру организация снимает по безналу.
После этого, убедившись, что потенциального покупателя уже и след простыл – комиссия удаляется.
Следующие четыре месяца прошли у моих бывших арендодателей напряженно. Деньги за аренду поступать перестали. Неожиданно да? За то коммунальные платежи списывали исправно.
Мифический покупатель с толстой пачкой наличных и с полным презрением к документам тоже не нашелся. Редкие посетители на просмотр перемежались с не менее редкими любителями посуточной аренды.
При случайных встречах со мной – зачастившие в свою недвижимость собственники испепеляли меня гневными взорами…
В сентябре, цена на столь привлекательную недвижимость снизилась на 12%.
И тут, возникшие варианты экономии подвигли меня на хитрый ход.
Я взял в банке кредит. Просто кредит, без ипотеки.
А потом понадобилась помощь мамы. Ну обязаны же родители помогать своим великовозрастным детишкам? Обязаны. Вот и я так подумал. Благо фамилии у нас разные.
А я, ну что я… Просто пришел на заключительный акт. Который акт приема-передачи. Вид бывших владельцев был достоин кисти мастера. А слова, и целые идиомы в мой адрес заставляли руку тянуться за блокнотиком…
Сэкономленных денег хватило и на ремонт и на согласования перепланировок. Еще и на новоселье осталось.
А логика бывших владельцев мне не понятна и сейчас…
Contra
В феврале сериал Contra празднует тридцатилетие — юбилей по меркам видеоигр весьма серьёзный. При одном только взгляде на скриншот из игры у геймера из девяностых сразу же звучит в голове знакомая "титульная" мелодия, а геймпад так и просится в руки — нет времени объяснять, надо крошить безликих солдат и пришельцев! Боевик-платформер вышел не менее удачным, чем Super Mario Bros. 2, и в итоге получил массу переизданий и аж тринадцать консольных игр, входящих в официальную хронологию.
Для первой части создатели игры взяли три популярных символа — Арнольда Шварценеггера из фильма "Хищник", Сильвестра Сталлоне из "Рэмбо" и инопланетных монстров, явно вдохновлённых фильмом "Чужие". Дуэт из двух мускулистых ребят прошёл испытание временем — война против террористического синдиката "Красный сокол" остаётся до сих пор актуальной. Konami перевела серию на мобильные платформы и слот-машины патинко, поэтому её лучшие времена, конечно, позади, хотя японских игроков даже такое положение вещей вполне устраивает.
"Dendi как человек" Короткометражка про киберспортсмена Даниила Ишутина, известного так же как Dendi.
Нам расскажут про детство, семью и первую знаковую победу одного из лучших киберспортсменов. Думаю можно посмотреть даже тем кто не близок к теме.
Дубликаты не найдены
Мама, ну сколько раз тебе говорить. Я не задрот. Я киберспортсмен.
не для всех счастье в бабе и в тыканье дырки писюном )
Вырезал кусок из "FreeToPlay",серьезно!?
Нашел на просторах уже такой, я что поставил тег "моё"?
Он что, умер, или что? Чего внимание-то к его детству и семье?он герой хохлов)
хуже, он скатился)
гыг.мастерство не пропьешь
Трогательная история задрота, это так трогательно.
Эх, а я думала, что достигнет большего.. Но нет :С
Пару москвичей продали в рабство в Дагестан — их похитили на трассе Дон, по которой они автостопом ехали в Крым
Водитель автобуса предложил их довезти прямо до места. Утром оказалось, что они в Дагестане, и вместе с остальными пассажирами проданы в рабство.
Пару купил местный фермер за 50 тысяч. Месяц они работали на него, потом смогли сбежать. Ребята вернулись в Москву и планируют добиться справедливости — заявления в полицию Дагестана результата не дали.
Super Mario Bros.
Сигэру Миямото и компания Nintendo не сразу осознали, что создали одну из главных видеоигр на все времена — легендарную Super Mario Bros. Или просто "Марио", как без обиняков называют эту серию по имени её главного героя, прыгучего водопроводчика. Миямото открыл в 1985 году рецепт успеха, которым компания не перестаёт пользоваться до сих пор.
Наследие Super Mario Bros. действительно живо до сих пор. Nintendo породила множество сериалов про Марио и его друзей в самых разных жанрах, включая файтинги и симуляторы футбола. В прошлом году персонаж отметил 35-летие активной деятельности, а Super Mario Bros. получила рекордное количество переизданий и перевыпусков — даже больше, чем "Тетрис", при этом про старую Mario Bros. никто уж и не вспомнит. Между прочим, в конце 2017 года выходит новая часть в хорошо знакомой вселенной — Super Mario Odyssey для консоли Nintendo Switch.
Кто кому должен уступить дорогу?
Ответ на пост «Случай в офисе»
У меня на прошлом месте работы тоже случай интересный был.
Работали на крупной стройке, штаб ИТР располагался прямо на территории объекта. Как-то утром, до начала рабочего дня неизвестный проник в штаб через окно, в спешке украл личный ноутбук у геодезиста и убежал. Вора так и не нашли, скорее всего кто-то из рабочих либо бывших работников.
Директор сказал, раз вина наша, покупаем новый ноутбук геодезисту за счет фирмы. Купили, все хорошо, ту историю с кражей забыли.
Проходит год, геодезист увольняется. Но ноутбук ему не отдают, директор сказал, мол тебе его купили на время работы, так что он собственность фирмы..
Тест на сексуальность пройден
Инглиш
Денди как это было анимация
Новокаледонский ворон: птица, которая уделала по интеллекту даже обезьян
В Караганде женщина погибла после прыжка с «тарзанки»
"Меня решили назначить на роль нового Ефремова": Собчак - критикующим ее за побег с места аварии
15 ошеломляющих вещей, которые мало кто может увидеть в реальной жизни
В Краснодаре девушка припарковала машину на проезжей части, сняла номера и ушла по своим делам
Москвича в халате сняли с рейса в омском аэропорту
Американские знаменитости придумали "новый" тренд, который россиянки использовали ещё в 2000-х
В Сан-Диего собираются создать резервацию на острове и согнать туда невакцинированных
Лучшие книги про врачей и медицину: художественные и не только
«Ах, эта свадьба»: участники кортежа устроили стрельбу на московских улицах
В Мичиганском университете профессора музыки отстранили от работы за показ "расисткого" фильма
"Кровь героев" - регби с оружием в мире Безумного Макса
Огненное ДТП на парковке: водитель перепутал газ с тормозом
Находчивость и везение помогли женщине скрыться от полицейских
Игра, которая набрала максимальное количество негативных оценок
Пометил территорию: красноярский полицейский помочился в подъезде многоэтажки, прибыв туда по вызову
Кадыров заставил извиниться чеченца, бросившего бутылку в русского бойца MMA в Грозном
Журнал Better Photography подвел итоги фотоконкурса
«Бассейн в гареме» - приключения картины, написанной по заказу Александра III
Шестиколёсный Defender 110: машина, которую боится бездорожье и кошелек будущего владельца
Когда руки не для скуки: 30 крутых проектов "Сделай сам"
Танк для развлечений Ripsaw EV3-F4 доставит вас куда угодно и когда угодно
«Башня дьявола» или «Дом Медведя»:3 невероятные легенды удивительной скалы
В Ленинградской области полицейские освободили беременную заложницу, от мужа которой требовали выкуп
Пассажирский самолет застрял под пешеходным мостом возле аэропорта в Дели
Первый в мире серийный 16-цилиндровый мотор от Cadillac
В Москве прохожая напала на мужчину, получила сдачи и оказалась под колесами электробуса
Chip and Dale: Rescue Rangers
Стоит только произнести волшебную фразу "Чип и Дейл спешат на помощь", как в памяти всплывает целый ряд ассоциативно-ностальгических вещей — мультфильмы Disney по первому каналу в "Дисней-клубе", мышь Рокфор с его возгласом "Сы-ы-ы-ыр!" и две части замечательного платформера от Capcom, которые были в коллекции чуть ли не каждого владельца NES. Точнее, простите, конечно же, "Денди". Мультсериал обеспечил игре широкую популярность, и особенно в России запомнили вторую часть — ту, где можно было взять напарника на руки и жёстко швырнуть во врага.
После релиза двух частей Chip and Dale Rescue Rangers её авторы переключились на другие платформеры — Capcom сделала их превеликое множество, но поддержали серию, как в случае с Tank 1990, пираты. Тайваньская компания Gametec выпустила без всяких лицензий игру со знакомыми персонажами Squirrel King, считающуюся неофициальным (и незаконным!) сиквелом к дилогии с "Денди". Вторую жизнь серия про двух бурундуков обрела уже в 2010 году с релизом одноимённой мобильной игры. Об одном мечтаем — чтобы ретроплатформер однажды получил такое же переиздание, которого удостоилась Duck Tales.
Как от меня съезжала девушка
В этом году исполняется ровно 25 лет с момента, как приставка "Денди" появилась в России. Самая популярная восьмибитка во всём СНГ была пиратской подделкой, собиравшейся на заводах Китая, но это не помешало ей завоевать сердца миллионов подростков из поколения 90-х и удивить всех кучей крутых игр.
Коллаж © L!FE. Фото © Wikimedia Commons
Осторожней надо с ритуалами
Судьба хитов эпохи "Денди". Во что мы играли 25 лет назад
Ответ на пост «Не подведи Рома. Живи»
Если кому интересно, Рома таки выжил! 3 месяца в реанимации, 23 операции, и врачам удалось его спасти! Молодец Рома. Ура докторам!
Кто не в курсе - 12ти летний парень при пожаре спасал двухлетнего брата, получил 50% ожогов, разбил окно, вылез через него с ребенком, передал брата подоспевшему соседу и только после этого потерял сознание.
Yie Ar Kung-Fu
Компанию Konami у нас в 90-е лучше всего знали по двум проектам — беспощадному и до боли жестокому боевику Contra, а также по файтингу Yie Ar Kung-Fu. Эти проекты прославились своей чрезмерной сложностью и ярко выраженной "мужиковостью". Файтинг Yie Ar Kung-Fu был создан в эпоху, когда игры про Брюса Ли уже стали трендом, а боевые искусства были в расцвете своей популярности. В Konami объединили эти вещи, назвали главного героя Ли (Lee) и отправили покорять аркадные автоматы.
В итоге игра вышла на ПК и ряде консолей, получила чуть менее успешный сиквел в 1986-м и стала главной причиной, побудившей японцев из Capcom на создание собственного файтинга — Street Fighter. Как вы наверняка знаете, Street Fighter уже разменял пять номерных частей и получил большое количество ответвлений в виде комиксов, книг и вспомогательных игр.
Персонажи
В игре есть два вида графики: статичный фон и движущиеся предметы — игроки, противники, боссы и выстрелы. Всё, что движется, называется спрайтами. Разработчики делят всю графическую память на две части — одну под спрайты, вторую под фон:
Каждая клеточка — это мини-квадратик 8 на 8 пикселей. В каждом таком квадратике можно что-то нарисовать, но использовать при этом только три цвета. Если объединить несколько квадратиков в один, получится метаспрайт. В нашем случае — персонаж. Приставка может использовать одновременно только 4 вида палитры, поэтому у нас получается 4 цветных главных героя и нераскрашенный злодей. Новое ограничение: на экране одновременно может быть только 8 спрайтов — на большее не хватает памяти. Поэтому для злодея места не остаётся. Можно пойти на хитрость и показывать их быстро-быстро по очереди, но тогда картинка будет мерцать и выглядеть хуже. Разработчики радикально уменьшили размеры героев и злодея до одного спрайта. Теперь они выглядят более условно, зато помещаются на экран. Меньше размер героя — больше свободного места для дизайна злодеев, боссов и спецэффектов. Сейчас в табличке собраны все варианты того, как может выглядеть персонаж в игре — и в прыжках, и на бегу.
Battle City
Эту игру в России помнят, знают и любят под именем "Танчики". С ней связана интересная история — экшен с видом сверху официально вышел только в Японии, так что ни Северная Америка, ни Европа о нём толком не узнали. В России широкое распространение получила не оригинальная Battle City, а её модифицированная версия Tank 1990 от пиратов-бракоделов Yanshan Soft, которую отличал ряд улучшений геймплея и расширенные возможности редактора карт. Это не отменяет того, что запомнили именно пиратский "хак", который был практически на всех картриджах-многоигровках.
Издавшая игру Namco не смогла грамотно развивать бренд. Да, проект перенесли на Game Boy, Wii и Wii U, но только для Японии. Для японского рынка был сделан прямой сиквел Tank Force, не снискавший особой популярности, а затем серию переосмыслили и перезагрузили в виде кооперативного экшена Tank! Tank! Tank!. Последняя вышла на Wii U в 2012 году во всём мире, однако сейчас о ней вспомнят единицы, в отличие от Battle City, которая по-прежнему жива благодаря планшетам и смартфонам. Сложно поверить, но в России игра вновь всплыла в 2011 году в виде пиратской версии для телефонов под управлением iOS и Android, которая умело наживается на ностальгии.
Карта
Для карт у нас столько же памяти, сколько и на спрайты (то есть мало), поэтому разработчики будут действовать так же:
- разбивать фон на отдельные ячейки;
- смотреть, как можно оптимизировать эти ячейки для хранения в памяти;
- смотреть, можно ли что-то использовать повторно, для экономии памяти.
Главная задача на этом этапе — максимальная экономия видеопамяти. Для этого каждый экран с уровнем игры разбивается не на метаплитки 2 × 2, как в примере выше, с персонажем, а на метаметаплитки или суперплитки — 4 × 4 ячейки. Вот для чего это нужно:
Если разбить просто на квадратики 8 × 8, как в памяти, то вся видимая на экране часть уровня займёт 960 байт. Это почти килобайт, и это очень много. Разбивают уровень на метаплитки 16 × 16. Теперь на одну карту нужно 240 байт, чтобы пометить каждую такую метаплитку, но это всё равно много. Уменьшаем дальше. Теперь уровень делится на супербольшие плитки по 16 ячеек в каждой. В итоге для того, чтобы пронумеровать каждую такую суперплитку, нужно всего 60 байт. Уже можно работать. Вот так собираются метаплитки — из четырёх ячеек в памяти. Теперь можно собирать такие метаплитки в виртуальные наборы и каждой присвоить какой-то код. Но и это ещё не всё. Вот теперь получилась суперплитка. Это готовый блок для уровня, и чтобы собрать такое, нужно совсем немного памяти. Коллекция виртуальных суперплиток. С ними можно сделать любые уровни и фоны.
Disney’s Aladdin
Нельзя пройти мимо платформера про Аладдина, который долгое время был объектом зависти всех тех детей, у которых были восьмибитные приставки. Так получилось, что Disney’s Aladdin официально вышла только на "16-битках" — Super Nintendo и Sega Mega Drive. Тем не менее, как и в случае с игрой The Lion King по другому популярному мультику Disney, ушлые пираты портировали проект на "Денди", и русские дети могли наслаждаться почти той же самой игрой, как владельцы более мощных консолей. Это один из немногих примеров так называемого даунгрейда — случая, когда игру заведомо ухудшают, чтобы портировать на старую и более слабую приставку.
Приключения босяка Аладдина стали популярными не только в мире анимации, но и видеоигр. Всего серия насчитывает семь игр, последняя из которых, Disney’s Aladdin in Nasira’s Revenge, вышла в 2000 году. Сейчас многие считают серию Prince of Persia современным переосмыслением старого платформера, но это ошибочное мнение: "Принц Персии" появился за 4 года до первой игры с участием Аладдина. Такая вот путаница.
Большой босс и оптимизация памяти
Если с персонажем всё стало проще, когда его уменьшили, то с боссом всё немного сложнее. Он большой, занимает много места и у него много анимации. Задача — сделать так, чтобы боссы занимали как можно меньше места в памяти.
Большой босс и все его варианты анимации. Если мы распределим все спрайты по таблице один в один, то у нас быстро закончится место и один кусочек не поместится. Запомните эту картинку как пример неоптимизированной работы с памятью. Для начала разработчики разбили босса горизонтально на три части, и каждая анимируется отдельно. Видно, что анимация причёски состоит из трёх картинок, каждая из которых немного отличается от остальных. Если разбить картинки с причёской на отдельные квадратики, то мы заметим, что у них есть повторяющиеся части. Поэтому достаточно нарисовать одну деталь, а потом использовать её во всех трёх вариантах причёски. Находим оставшиеся одинаковые части и тоже оставляем только одну из них. А вот тут видно, что это один и тот же спрайт, только в зеркальном виде. Компьютеру несложно нарисовать его отражённым, поэтому тоже можно смело оставить только один из них. С последними треугольничками в каждой картинке — то же самое: это отзеркаленные первые спрайты. В итоге вся верхняя часть босса вместе с анимацией поместилась в четырёх спрайтах. Это и есть оптимизация: было 16 спрайтов, стало 4. То же самое делают для средней части. Сейчас она занимает 3 × 8 = 24 спрайта. А сейчас — 7. После полной оптимизации босс занимает всего 21 спрайт. Из этих кусочков собирается итоговый вид босса. Сравните с первоначальным вариантом до оптимизации 🙂
Почему именно 40 килобайт
В 1980-х объём памяти на цифровых устройствах измеряли в килобайтах, потому что ещё не было таких продвинутых её технологий. В большинстве картриджей для восьмибитных приставок было по 40 килобайт памяти. Для сравнения, это в сто тысяч раз меньше, чем на флешке в 4 гигабайта. Даже эта статья весит больше, чем 40 килобайт, так что по современным меркам этого действительно мало.
Два блока памяти в картриджах, 8 и 32 килобайта, в сумме — 40 килобайт.
Чтобы использовать больше памяти, нужно было идти на всякие ухищрения — ставить расширители памяти или отдельные блоки для работы с несколькими картриджами одновременно. Так как почти ни у кого из геймеров такой роскоши не было, то разработчики использовали только 40 доступных килобайт.
Когда у тебя мало памяти, у тебя мало возможностей: уровни однообразные, враги однообразные, геймплей одинаковый. Но иногда разработчики шли на безумные ухищрения, и в игру получалось запихнуть много «миров», секретов и вариантов геймплея.
Одна из игр, которая взорвала мозг всем в своё время, была та самая «Супер Марио»: в ней было огромное количество разнообразных уровней разной сложности, боссы, секретные уровни и непростой, очень насыщенный геймплей. Были уровни на земле, под землёй, под водой и даже на небе; у героя было несколько режимов — низкий, высокий, в белом комбинезоне. А как вам идея разрушаемого мира? А как вам атаки с воздуха? Короче, «Марио» была безумной, невероятной игрой для своего времени, а всё благодаря оптимизациям.
В видеоролике разработчики поставили себе похожую цель: сделать насыщенную, разнообразную игру с большим количеством уровней, миров и настроений. И они показали, как этого добиться с помощью жёстких оптимизаций.
«Супер Марио» — игра, в которую играл каждый, у кого была приставка.
Darkwing Duck
Платформер о приключениях Чёрного Плаща в целом повторяет успех других игр, созданных по мультфильмам Disney — игр про Аладдина, Короля Льва, Чипа и Дейла. Опять-таки, как в случае с большинством проектов нашей подборки, Darkwing Duck оказалась куда более популярной в России, нежели в Штатах или Европе. Как следствие — никаких сиквелов, приквелов и спин-оффов не выпускалось. Если, конечно, не причислять к таковым фанатскую работу русского программиста Серджи, выпустившего в 2016 году бета-версию сиквела. Сейчас автор продолжает приводить свою игру в порядок для горстки энтузиастов.
К сожалению, ныне Darkwing Duck оказалась всеми забыта, и во многом это вина её издателя Capcom. Компания предпочла развивать другие серии платформеров — Mega Man и Ghosts 'n' Goblins, а старина ЧП оказался не у дел.
Читайте также: