Crusader kings 3 как победить в войне
Повод
Итак, начать войну в Cruasader Kings 3 можно практически всегда, но при условии, что у вас имеется на это повод, а также ресурсы. Что это значит? Возьмем для примера герцогство Рязань. Наведясь на него, вы увидите, имеется или отсутствует там титул. Если титул уже был создан, то вам предложат узурпировать власть, если титул отсутствует – вам предложат выполнить определенные условия, чтобы его создать.
Обычно все условия сводятся к наличию у вас нескольких территорий, денег, а также престижа. Таким образом вы, имея графство, сможете напасть на любое другое графство, которое находится в данном герцогстве. Таким же образом создаются претензии на более высокие титулы, при выполнении вами определенных требований.
Что касается непосредственно претензий. Опять же, вы можете кликнуть по иконке вашего главного персонажа и посмотреть ваши текущие титулы, а также претензии, т.е. то, на что вы можете претендовать при помощи оружия.
Чтобы объявить претензию, вы должны будете перейти в меню вашего совета. Вообще, рекомендуется иметь прокачанных советников, т.к. это принесет вам большую пользу по игре. Ранее мы уже делали гайд, в котором рассказывали, как можно заполучить себе крутых советников, ничего при этом не расходуя. Но вернемся к объявлению претензий. В этом случае вам нужен будет прокачанный священник (или кто-то, на его слоте, например, гадол, папа и т.д., в зависимости от типа религии).
Наведясь на священника, вы увидите в левой части его окошка 3 иконки. Одна из них будет звучать следующим образом: «подделать претензию на графство». Кликаете по ней и можете выбирать любое приграничное графство, которое вы хотите завоевать.
В принципе, при игре за племена, особых проблем с нападением не возникает, а вот при игре за феодала – все будет более сложным. Дело в том, что тут еще сложнее найти причину для нападения. И если племена еще хоть что-то могут, то у феодалов, в этом плане, мир и порядок. Однако, вы точно также сможете напрячь своего священника, чтобы он подделал повод, с которым вы и нападете на любое графство. Не забывайте и о том, что феодалы требуют больше ресурсов, для создания титула.
Не забывайте следить за политикой. Возможно, что вы по ошибке начнете войну против двух союзных графств или герцогств. Как мы уже писали ранее, выиграть войну в Crusader Kings 3 при равных армиях можно только в том случае, если у вас одинаковое количество людей. Войну против 2 противников сразу вы попросту не потянете экономически, по крайней мере на начальных этапах.
Что касается объявления войны за феодала, то объявляется претензия аналогичным способом, через священника. Что касается начала военных действий. Войну начать вы сможете только в том случае, если у вас имеются деньги в казне. Если счет казны будет отрицательным (долги), вы не сможете воевать.
В приоритете нападения выбирайте графства, обладающие священными местами. Они очень сильно забустят вас по экономике, тем более, если вы захватите их на старте игры. А когда будете объявлять войну, то выбирайте тот повод, за который придется платить ресурсами, которых у вас больше всего. Например, выбрав священную войну при игре за племя, вы будете платить за это уже не престижем, а благочестием.
Как победить в войне?
У нас на сайте вы можете найти несколько подробных гайдов, касающихся того, как вам победить в войне в Crusader Kings 3. По итогу все сводится к тому, что вы можете победить в честной войне, создав достаточное количество войск и используя их сильные стороны. А можете победить в бесчестной войне, похитив вражеского лидера, после чего враги пойдут на любые уступки и отдадут вам 100% победу в войне.
Не забывайте о том, что ваша армия будет делиться на ополчение, рыцарей и профессиональных воинов. Есть еще и наемники, но о них вам нужно будет думать уже на стадии королевств и империй. Также вы должны помнить, что ополчение не требует регулярной зарплаты, в то время как профессиональным солдатам вы будете постоянно платить. В плане развития экономики - это очень важно.
Тут мы в очередной раз повторимся о невероятной силе племен, т.к. они покупают и содержат армии не за золото (с которым на начальных этапах дела обстоят очень туго), а за престиж, который легко отбивается обычными налетами.
Каждый из тип вашего отряда будет обладать преимуществом, перед другим. Например, легкая пехота эффективна против тяжелой пехоты, но слабее лучников, которые, в свою очередь слабо смотрятся против кавалерии. И так по кругу.
Рыцари
В наших предыдущих гайдах мы несколько раз упоминали рыцарей, а также о том, как их привлекать в армию. Но мы не рассказывали о том, что они делают. А все достаточно просто. Рыцари (обереги, багатуры и т.д.) увеличивают силу вашей армии в зависимости от показателя доблести. Также это сказывается на их живучести, т.е., чем выше доблесть рыцаря, тем больше шансов, что он выживет в сражениях.
Обычно недостатка желающих в них нет, но опять же, все будет упираться в их личные характеристики. Также вы должны заставлять, позволять или запрещать рыцарям принимать участие в тех или иных действиях. Например, один из рыцарей будет занимать слот маршала, и если вы не хотите, чтобы он случайно погиб, попросту запретите ему принимать участие в войне.
Обратите внимание на ромбики, которые показаны над иконкой вашего отряда. Чем больше этих ромбиков, тем мощнее и профессиональнее ваша армия. На этом сказывается присутствие в армии рыцарей или сильных наемников.
Как собрать армию?
Теперь, что касается вашей армии. Допустим, вы создали ее. После этого вам нужно будет создать точку сбора, чтобы все ваши войска стояли в одном месте. Можно сделать несколько точек сбора. Это нужно в тех случаях, когда вы ведете войну по нескольким фронтам. Но по началу вам лучше двигать всю армию разом.
Также вы можете собирать местную армию. В этом случае соберутся только те воины, которые находятся в ближайших регионах + местное ополчение. Если вы знаете, что этого вам не хватит, то поделите армию самостоятельно, и расположите ее по силе, в правильных регионах.
Кроме того, играя за племена вы сможете еще и совершать налеты на вражеские территории без объявления войны. Это тоже стоит учитывать, ибо за это вы получите хорошую награду. Но не забывайте, что в игре имеется такое понятие, как снабжение. Если вы сильно загуляете по вражеской территории, то ваши бойцы начнут умирать.
Также, если вы читали наши предыдущие гайды, то вы знаете, что награда поступит в вашу казну только в том случае, когда ваша армия доберется до своей территории.
Детали войны вы можете посмотреть в таблице, показанной на скрине выше. Обратите внимание на ползунок с +100 и -100. Это можно назвать счетом войны. Набрав +100 – вы можете навязать свои требования противникам. Набрав -100 – вы проиграете войну.
Если вы увидите, что войну вы выиграть не сможете, то можете сдаться либо же приобрести статус-кво. Вы потеряете немного престижа, зато земли ваши останутся целыми. А вот если враг нападет на вас, и вы сдадитесь, то он заполучит то, по причине чего на вас нападал (например, оспариваемую территорию и титул). Не забывайте также и о том, что благодаря проискам и похищению вражеского лидера, вы сможете выиграть даже безнадежную войну. Правда, это не лучшим образом скажется на жизненной позиции вашего персонажа, но иногда оно того стоит.
Любой захват территории требует определенного времени. В этом плане у феодалов и кланов преимущество, перед племенами, т.к. у них будут иметься осадные орудия, что ускоряет процесс осады.
Роспуск армии
Всегда, после окончания войны, распускайте вашу армию. Дело в том, что она съедает невероятно много ресурсов, что замедлит ваше экономическое развитие. Именно поэтому в начале игры вы должны найти идеальный баланс, между численностью армии и развитием экономики, о чем мы писали в гайде об армиях.
Как совершать налеты (рейды) и грабить чужие владения
В первую очередь стоит учитывать, что налетами могут заниматься далеко не все фракции. Узнать о доступности этой возможности можно при помощи окна «Армия»:
Если у вас нет кнопки «Собрать всех для налета», значит вашей фракции грабежи недоступны. В данный момент устраивать рейды способны правители скандинавского и хаусского народа. Как только решитесь на грабеж, жмите «Собрать всех для налета», чтобы получить отряд для рейдов. Но разбойничья жизнь не так проста, как кажется. Вам придется учитывать следующие нюансы:
- Рейд начнется только если ваш отряд превосходит гарнизон противника в количестве.
- За вами в погоню по возможности отправят войско. Примите бой или оперативно отступите, иначе потеряете все награбленное.
- Чем дальше цель для налета от родных земель, тем больше солдат вы потеряете в пути. Если вам понадобится восполнить силы, вернитесь на свою территорию и нажмите на кнопку «Прекратить налеты», что позволит восполнить войска с течением времени.
Гайд по войнам и армиям в Crusader Kings 3
Итак, т.к. игра сделана довольно-таки реалистично, в военном плане, то вы должны запомнить одну истину. Победить в войне можно только, если ваша армия превосходит по численности вражескую, либо равна ей, но в этом случае будет учитываться качество ваших войск и их преимущество на местности. Также можно выиграть войну, пленив вражеского правителя. Подробнее об этом читайте в нашей статье.
Кто будет на вас нападать?
Понятно, что в теории все, кто не союзники враги, а значит каждый из них может на вас напасть. Но прежде всего будут идти войны за титулы. Т.е., допустим на начальном этапе у вас есть графство. Из нескольких графств формируется герцогство. Делайте вывод, что в начале игры вашими потенциальными врагами будут представители других графств вашего герцогства.
Например, существует герцогство Сибирь. У вас есть в нем графство Сибирь. Смотрите на другие графства и видите, что помимо вашего есть еще 2: Бардак и Велогорье. Это ваши первые потенциальные противники, ибо, как и вы, они будут стремиться объединить герцогство в единое целое, чтобы получить заветный титул.
Соответственно, чтобы обезопаситься от нападения, вы должны обладать армией, равной по силе каждой из вражеских. Таким образом вы будете знать, какое количество армии нужно держать, чтобы не уходить в минус по экономике.
Тоже самое касается и герцогств. Рано или поздно вы получите титул герцога, соответственно опасаться вам нужно будет таких же герцогов. Потенциальные ваши противники – это герцогства, которые входят в одно королевство. В случае с Сибирью – это Ишим и Тара. Т.е., когда вы получите титул герцога Сибири, вы должны будете добавить рекрутов в вашу армию, чтобы численность ее была равной или превосходила численность армий в вышеуказанных герцогствах.
Такая же история будет и с королевствами, и с империями, но это уже мид и лейт-гейм, и до этого вам еще очень далеко.
Еще один момент вам стоит учитывать. Периодически чекайте королевство на создание титула. Как только он будет создан, можете начинать серьезно опасаться вторжения, причем нескольких герцогств одновременно. Дело в том, что в вашем королестве появится король. Естественно, он не потерпит того, что одно из его герцогств будет неподвластным ему и бросит все силы, чтобы вас разбить.
Что касается нападения со стороны соседних герцогств, но уже из другого королевства. На начальном этапе можете сильно об этом не беспокоиться, т.к. у них в герцогствах и королевстве будет происходить подобная история. Но в дальнейшем – это тоже ваши враги и вам нужно будет обладать достаточной армией, чтобы отбиваться от них.
Союзы
Союз – это крайне полезная вещь, особенно в том случае, если вы где-то прозевали экономику или армию. Вы должны понимать, что с более титулованным персонажем вам вряд ли удастся заключить союз. Поэтому ищите «братьев», обладающих аналогичными титулами.
Вернемся все к той же Сибири, к королевству. Оно состоит из 3 герцогств: Сибирь, Ишим Тара. Допустим у вас имеется армия в 500 воинов. Допустим, в соседних герцогствах – 500 и 800, соответственно. Таким образом вы должны будете заключить союз с более слабым герцогством, дабы вместе противостоять более сильному. Так вы дополнительно еще можете немного сэкономить на размере армии и сильнее удариться в экономику.
Заключить же союз можно, создавая династические браки. Собственно, выдавая своих дочерей замуж за представителей другого герцогства, вы обеспечите себе надежное прикрытие тылов. Кроме того, если поставить матрилинейный брак, то вы сможете забирать к себе наследников такого брака, что тоже на начальном этапе пригодится вам, для разветвления вашей династии.
Не забывайте и о том, что ваши союзники могут вас предавать. Тут вам нужно будет обратиться к чертам характера «соседа» (об этом читайте ниже). Если у него имеется характеристика бесчестный, вероломный и тому подобное, то можете ожидать от такого правителя всего, чего угодно.
Качества правителей и их отношение к вам
Еще один момент, который позволит вам определять, кто на вас будет нападать, а кто нет – это характеристики (черты характера) правителей соседних государств.
Допустим, рядом с вами находится правитель, обладающий добродетельным и сострадательным характером. Можете смело игнорировать данное государство, ибо нападать оно на вас не будет. А вот если вражеский правитель обладает воинственными чертами характера (бесстрашный, рисковый и т.д.).
Не меньшую роль будут играть и ваши отношения с соседями. Например, если у вашего соседа положительное к вам отношение, то он вряд ли на вас нападет. А вот если отношение отрицательное, да еще и черты характера соответствующие – таких соседей опасайтесь прежде всего.
Численность армии на разных этапах игры и ее состав
Теперь, когда вы уже поняли, кого и чего нужно опасаться, пора перейти непосредственно к юнитам. Тут вы сможете создавать профессиональную армию, а можете формировать налетчиков. Тут у племен явное преимущество, т.к. именно они могут формировать налетчиков. Естественно, что вам придется опасаться таких же налетчиков со стороны вражеских государств, если вы начали игру за племена.
В случае ограбления вы получите достаточно мощный дебафф на ограбленном регионе, на 5 лет, который сведется к тому, что замедлит практически все характеристики его развития.
Также не забывайте о том, что племена будут создавать армии не за деньги, а за престиж, который с лихвой вернется, после очередного налета.
Защититься от таких налетов вы сможете, сформировав небольшую профессиональную армию. Также вы должны знать, что в игре присутствует только несколько типов юнитов. В среднем они сводятся к:
Каждый из юнитов будет обладать преимуществом на определенной территории. Например, пехота сильна в лесистой местности, стрелки – в лесу и на холмах, копейщики – имба на холмах и горах, ну а конница – в степи и на открытой местности.
Таким образом вы сразу должны формировать отряд, который будет обладать преимуществом именно в той местности, где находится ваше государство. В случае с Сибирью, где сплошные леса, вы вполне можете сформировать пару отрядов стрелков и легкой пехоты, чего с головой хватит для обороны границ от налетчиков.
Однако это все касается начальных этапов. В случае с войнами, вы также должны будете смотреть, какими войсками обладает ваш сосед. Если у вас одинаковые, по составу, армии, то будет решать ее численность. Если армии разные, то старайтесь забайтить противника на войну в выгодном, для вас, регионе.
Используйте женщин, приходящих ко двору, чтобы заманивать в свои ряды побольше рыцарей. Это также немаловажно скажется на старте и в мид-гейме.
Междоусобные войны
Ближе к мид-гейму и лейту вы поймете, что враги могут быть не только внешними, но и внутренними. Против вас может создаваться фракция. Например, у вас есть какая-нибудь империя. В этой империи могут объединиться несколько графов, которые будут недовольны вашим правительством и заходить выйти из состава государства.
Допускать этого не стоит, т.к. и без того у вас будет достаточно проблем с наследованием трона и титула, вне зависимости от его величины. Таких противников вам нужно будет либо ликвидировать, либо как-нибудь перевербовать. Изначально выбирайте самого «буйного» смутьяна, а уже после разбирайтесь с остальными.
Делаем вывод, что расслабляться не стоит даже в том случае, когда у вас единая империя. Всегда старайтесь контролировать ситуацию, чтобы не доводить до междоусобных войн, ведь ваши вассалы могут воевать не только с вами, но и друг с другом.
На этом мы, пожалуй, закончим наш сегодняшний гайд и будем прощаться. Оставайтесь с нами, у нас для вас припасено еще много всего интересного.
Война и армия в Crusader Kings 3 — как захватить территорию, совершать налеты и собрать ополчение
Про объявление войны в Crusader Kings 3 мы уже рассказывали в другом гайде. Но с какими трудностями может столкнуться игрок, если конфликт уже начался?
Как объявить войну — где получить «казус белли» и претензии
В игре нельзя просто так объявить войну. Для этого необходимо «казус белли» (повод для конфликта), а его можно получить благодаря претензиям, которые добываются следующими способами:
- Просто ждите. Претензии сами появятся с течением времени. Минус этого способа — королевство для нападения определяется случайным образом.
- Подделка претензии на графство. В этом вам поможет религиозный советник при помощи одной из своих возможностей. Вам придется подождать некоторые время, а под конец потратить золото. Но зато можно самому выбрать цель для войны.
- Иногда способы получения претензий зависят от вашей религии. Например, католики могут их получать у главы всей религиозной конфессии. Для этого нажмите на персонажа, с которым хотите воевать и выберите функцию «попросить претензию». Но подобное сработает далеко не всегда. Если вы вдруг планируете сменить религию и на знаете, как это сделать, можете ознакомиться с нашим гайдом.
Кстати, если вы не хотите мучиться с «казус белли» и претензиями, вам может помочь консоль. Как ее выключить, мы уже рассказывали в нашем гайде. Как только активируете консоль, зайдите в игру и выберите правителя, с которым хотите сразиться. Затем в окошке объявления войны нажмите на следующую кнопку:
В итоге вы сможете начать войну без «казус белли». Данный способ хотя и является читом, он отлично подойдет для любителей безостановочных сражений в Crusader Kings 3.
Дипломатия в Crusader Kings 3 — как объявить войну и заключить союз
В некоторых нюансах дипломатии Crusader Kings 3 непросто разобраться. В этом гайде мы расскажем, как объявить войну и заключить союз с другим правителем. Если вы хотите узнать об игре побольше, можете ознакомиться с нашим обзором на Crusader Kings 3.
Как увеличить армию и собрать ополчение
Большое войско — один из залогов успеха в любом противостоянии. В самом начале вашего королевства придется опираться на многочисленное ополчение. Посмотреть количество воинов можно в окне «Армия»:
Как захватить территорию (землю, владения)
Если вы собираетесь захватить территорию военным способом, прежде всего начните сам конфликт. Как это сделать, мы уже рассказывали в другом гайде. Начав войну, вам необходимо получить как можно больший процент «боевого счета». Достигнув максимума, противник безоговорочно примет ваши условия и отдаст территорию. Если враг уступает вам в боевой мощи, советуем не затягивать войну битвами и стараться как можно раньше провести осаду вражеского города, что приносит много процентов «боевого счета». Часто всего одного завоеванного поселения хватит для окончания войны.
Читайте также: