Чувашский головной убор тухья своими руками
Цель моей работы: изучить женские головные уборы.
Задачи: Узнать о способах изготовления этих головных уборах,материалах, применяемых для украшения.
Женские головные уборы чувашей.
Тухья, хушпу, сурпан…. Слова-то какие загадочные! Старинный праздничный костюм чувашки весьма сложен. В его завершенности большую роль играют головные уборы и украшения из бисера, раковин и монет. В прошлом – обереги-талисманы, позже они стали обозначать возрастную и социальную принадлежность владелицы. Это не просо предметы, призванные удовлетворить эстетические потребности. Это воплощение представлений народа о модели мира или его части. Нарядные украшения и головные уборы можно разделить на категории с учетом этнографических групп и половозрастного статуса их носителей. В основном они носились девушками и женщинами репродуктивного возраста. Пожилые женщины имели минимальное количество скромных украшений (бусы. Серьги, кольца).
Чувашский девичий головной убор тухья как бы повторяет округлые очертания головы, выделяясь лишь высоким бисерным шишаком. Глубокая шапка полусферической формы, изготовленная на плотной основе и расшитая бисером, закрывала весь лоб до бровей. На тухью было принято навешивать самые дорогие монеты – серебряные рубли и полтинники. А бисерные подвески с мелкими монетами на концах, свисающие с очелья тухьи, обрамляли лицо. Снизу такую же роль выполняли округлые шейные украшения. Символически тухья чувашей представляет небесные уровни мироздания. Вышивка бисером поверху тухьи украшается обычно знаками солнца. Обычно головной убор делится как бы на три части: уровень монет, уровень бисера и уровень шишака. Бисер использовался только теплых тонов – красный, желтый, белый. У верховых чувашей также использовался и зеленый цвет. Особо отметим, что у чувашской тухьи нет накосников и хвоста. Это девичий наряд, и волосы девушки должны привлекать противоположный пол. В женских же головных уборах волосы принадлежат только мужу и от посторонних глаз скрываются. У верховых чувашей тухья изготовлялись без шишечки. У них применялся синий или голубой цвет, символизирующий небесную сферу.
На территории Башкортостана получили распространение хушпу двух видов: в виде широкого обруча и полусферические или шлемовидные с небольшим округлым или овальным верхом. Первый из них получил распространение в западных и юго-западных районах Башкортостана и находит близкую параллель с хушпу средненизовых чувашей (анат енчи) правобережья Волги. Второй тип убора бытует в прибельской зоне ресублики Башкортостан и имен типично низовую форму, как в Заволжье и Закамье. Своеобразный вид хушпу в форме усеченного конуса имеет бытование в южных (Федоровском, Куюргазинском районах республики).
Во все времена хушпу представлял собой большую ценность. В былые времена за один такой убор можно было приобрести две коровы или одну лошадь. Как семейная реликвия он передавался из поколения в поколение. Хушпу одевали только замужние женщины, девушкам до брака надевать этот убор на полагалось. В ряде районов обряд облачения невесты в хушпу. Означающий ее переход в статус замужней женщины. Бытует до сих пор и является одним из кульминационных моментов свадебного обряда.
Сурпан – женское головное покрывало в виде полосы белого тонкого холста с украшенными краями и концами. Обязательная принадлежность костюма замужней чувашской женщины, из обихода вышла в 1-й пол. 20 в. Словом сурпан (или сурпан варри) обозначали само белое полотнище, основу головного убора; элементами сурпана были сурпан хĕрри – края, сурпан пуçĕ (или сурпан вĕçĕ) – украшенные концы, сурпан хăмачĕ – кумачовая полоса на концах, сурпан чĕнтĕрĕ – кружево на концах.
Сурпан различались по назначению (повседневный и праздничный). В этнографических и этнотерриториальных группах были представлены сурпаны разнообразных форм, разными были и способы повязывания. Сурпан частично или полностью закрывал шею и голову, один конец закреплялся вертикально вдоль спины, другой накладывался параллельно ему или наискосок на плечо. Обычно его носили в сочетании с масмак, праздничным хушпу или удлинённой повязкой сурпан тутри, в некоторых группах дополняли затылочным украшением пуç йĕппи.
Сурпан верховых чувашей имеют небольшие размеры (повседневные длиной не более 110 см, праздничные – 220 см), изысканный красно-чёрный узор и многорядную цветную обмётку по периметру; с 19 в. концы украшались множеством рядов мелкого геометрического орнамента, дополнялись короткой цветной бахромой. Сурпаны средненизовых были шире, имели разноукрашенные концы, орнаментировались вышивкой или скромным тканым узором, завершались узким кружевом. Концы сурпанов низовых чувашей до середины 19 века украшались вышивкой, позже – ткаными узорами в браной технике, в т.ч. полихромным тканьём на красном фоне, а также красным ситцем и белым вязаным кружевом. С. представителей этнотерриториальных групп чувашей в начале 20 века отличались большими размерами (в Закамье длиной до 260 см), значительными участками красного браного узора, использованием различных тканей и способов декора. В контактных с татарами зонах чувашские женщины носили разновидность сурпана– тастар, которым плотно обвязывали голову и шею, украшенные концы свешивались на плечи и спину, сверху была головная повязка или платок.
Изготовление и украшения чувашских женских головных уборов.
В чувашской традиции все основные украшения изготовлялись в домашних условиях. Хотя более сложные вещи заказывались сельским мастерам, специализировавшимся в этом ремесле. Для основы использовались только местные материалы. Продукты земледелия и животноводства: плотный холст, тесьма из суровых или шерстяных нитей, домашнее сукно, выделанная кожа.
Все элементы для украшений приобретались на накопленные семьей средства на местных рынках и ярмарках, а также у разносчиков-торговцев. Как правило, серебряные монеты были неходовыми, тем не менее стоили значительных денег. Выразительность украшений заключалась в умелом сочетании бисерного шитья и серебряных монет. Преобладающая расцветка зависела от половозрастного положения человека, а также этнотерриториальных особенностей. Красный бисер и оранжево-розовые кораллы использовались в основном, для принадлежностей замужних женщин; зеленый и красный преобладали у низовых чувашей, а светло-зеленый, голубой и белый – у средненизовых. Женские головные уборы и украшения, призванные закреплять особый родовой и социальный статус женщины, оформлялись преимущественно серебряными монетами, а в декоре девичьих принадлежностей преобладало бисерное шитье и плетение.
Геометрический орнамент, выполняемый бисерным плетением, имеет прямые аналоги в узорах традиционной вышивки – это ромбовидные и мендрообразные фигуры, косые кресты с загнутыми концами. Наиболее выразительными были узоры на низовой тухье (их плели в виде изогнутой ленты шириной 4 см, а затем нашивали на шапочку). Мелкие виды орнамента также играли определенную роль в обогащении художественного образа украшений и головных уборов: в сочетании с ритмичными цветными полосками они выполнялись при выполнении бордюров и окаймлении краев. Основными техническими приемами для декорирования украшений являлись нашивание и свободное подвешивание.
Головным уборам придавали магическую власть. Так, покрывание головы служит оберегом от злых чар и ревности мужа.
Невозможно представить себе полноценную личность, современного человека, без знания истории и культуры своего народа. В чувашском народном костюме заложены основы миропонимания, культура обрядов и традиций, представление о мире и назначении человека.
В XX веке было утрачено большинство старинных украшений, но искусство шитья бисером и монетами сохранилось до наших дней. Мастера восстанавливают украшения и головные уборы для свадеб и фольклорных коллективов, пользуясь старинными местными образцами. Изготовление головных уборов и украшений ныне востребовано: в республике и иных местах проживания чувашей этим занимаются народные мастерицы и их ученики, а профессиональные художники ищут пути стилизации изделий в новом ключе.
Работая над этой темой, я узнала много нового и удивительного для себя. Я еще больше стала любить и ценить культуру своего народа, сумевшего сохранить древние искусство и знания. Я сделаю все от меня зависящее, чтобы сохранить этот бесценный кладезь мудрости и красоты.
Чаще всего чуваши изготавливали одежду из домотканого полотна, кожи, войлока, овечьей шерсти или сукна. Почти в каждом крестьянском дворе имелся прядильный и ткацкий инвентарь. Холсты для будущих изделий умели ткать все деревенские женщины. Для этого они выращивали лен и коноплю. Обувь чуваши мастерили из дерева и луба.
Белая рубаха (кĕпе) — основа всех чувашских одеяний. Мастерицы шили ее из конопляного полотнища. Боковые части закрывали прямыми вставками, которые расширяли рубаху книзу и подчеркивали ее объемный силуэт. Высота женского кĕпе достигала 120 см, а мужского — 80 см.
В гардеробе каждой чувашки была холстяная рубаха (кĕпе), которая ниспадала до щиколоток. В отличие от мужских рубах женские часто имели нагрудные узоры-обереги кĕске в виде солнца. Поверх рубахи надевали вышитый передник (чĕрçитти), а представительницы верховой группы (вирьял) вместо него в основном носили белый вышитый фартук (саппун).
Композиции чувашской нагрудной вышивки, мотивы и техники исполнения, имея единую этническую основу, варьируются у разных этнографических групп. Согласно народным поверьям, узоры защищали владелицу рубашки от злых духов. Со временем сакральное значение вышивки было утеряно, и нагрудные символы стали просто украшением.
Весной и осенью женщины спасались от прохлады легким кафтан-халатом или суконным кафтаном. Зимой чуваши надевали штаны из домашнего сукна и приталенную шубу из овчины со сборками на талии (кĕрĕк). Женская одежда отличалась от мужской большим числом сборок. Как правило, их было около пяти. Они подчеркивали состоятельность владельца шубы. Ведь если много сборок, значит и немало овчин ушло на ее изготовление.
Одежда девочек была проще, но выглядела не менее нарядно. Платья украшались несложным узором или тесьмой на подоле. На нагрудной части рубахи обычно вышивали две аккуратные косые полосы, а одну — только для сирот.
К 12−14 годам юные рукодельницы становились профессиональными мастерицами и начинали готовить приданое к своему совершеннолетию. Юные девушки уже могли носить передник (чěрçитти) или фартук (саппун).
Мужчины носили холстяные туникообразные рубахи (кĕпе) длиной до колен. Здесь грудной разрез располагался справа и завязывался тесьмой. Кĕпе низовой группы чувашей (анатри) отличались цветным клетчатым узором в красную или синюю клетку. Простые рабочие рубахи ничем не украшались, а праздничные — имели вышивку на грудном разрезе, рукавах и подоле.
Считалось, чем богаче узор, тем праздничнее одеяние. Однако мужской наряд орнаментировался скромнее женского. К примеру, на рубахе в области плеч вышивали узоры-символы неба, в области груди — узоры-символы огня, которые, по верованиям древних чувашей, обозначали мужественность.
Кроме того, мужчины носили штаны (йeм) и однотонную безрукавку. На праздники парни надевали кожаные сапоги (сăран атă).
Весной и осенью представители верховой группы носили в повседневности холстяной кафтан (шупăр) или шерстяной кафтан (сăхман), а низовой — суконный халат (пустав). Так же, как и женщины, зимой мужчины ходили в штанах из домашнего сукна и шубе из овчины с 2−3 сборками на талии (кĕрĕк). В дорогу поверх шубы или кафтана состоятельные чуваши надевали черный овчинный тулуп.
Одежда мальчиков была схожа со взрослой, но она не имела вышивки с ритуальной символикой. Ворот рубахи мальчика-подростка украшал однотонный узор.
Головные уборы чуваш — уникальное явление в национальной культуре. Необычные женские шапочки, украшенные вышивкой, бисером, монетами, а также мужские войлочные шляпы — одни из самых узнаваемых элементов чувашской одежды.
Тухья — округлый головной убор, который носили девочки и незамужние девушки по праздникам и выходным дням. Он изготавливался из 1−2 слоев холста, украшался бисерной вышивкой и серебряными монетами.
Тухья низовых чувашей была с шишечкой, бисерным навершием, наушниками или ремешком для закрепления на подбородке. Убор верховых чувашей этих деталей не имел. Орнамент состоял из крупных меандров, ромбов и крестов с загнутыми концами. После замужества девушки передавали свои тухьи младшим сестрам.
Замужние женщины покрывали голову сурпаном — полоской белой ткани, концы которой украшались вышивкой. В обычные дни поверх сурпана повязывали пуç тутри, узкую повязку на голову. По праздникам женщины носили хушпу, открытую шапочку, богато украшенную монетами. Отличительная особенность хушпу — хӳри, наспинная полоса до пояса или ниже с рядами монет и бисерной вышивкой.
Мужские головные уборы не орнаментировались. Летом мужчины носили черные или белые войлочные шляпы (ялкас), а зимой — шапки с широким околышем и продолговатым куполообразным верхом (сĕлĕк).
Большинство чувашей ходили в лаптях из липового лыка (çăпата). Представители верховой группы носили их с онучами черного цвета, а низовой группы — с белыми суконными чулками (чăлха). Валенки могли позволить себе лишь зажиточные крестьяне.
В 30-х гг. XX столетия национальные наряды отошли на второй план и стали замещаться одеждой городского типа. Сегодня в некоторых деревнях и отдаленных районах Чувашии по-прежнему надевают традиционные костюмы, но уже в исключительных случаях (свадьба, обряды и т.п.). Также в них выступают на сцене деятели искусства и работники культурных учреждений республики.
Будьте оригинальными — носите одежду с чувашской национальной символикой!
Благодарим за предоставленные материалы о чувашской одежде сотрудников Чувашского национального музея, Музея чувашской вышивки, а также Чувашского государственного художественного музея, в частности, Геннадия Иванова-Оркова, специалиста по чувашским костюмам.
Презентация по истории и культуре родного края на тему "Головные уборы чувашей" (7-11 класс, история, культура родного края). Старинные головные уборы чувашских женщин и мужчин. Украшение сурпанов и способы их ношения в этнографических группах имели свою специфику. В народное искусство вложена душа народа.
Головные уборы чувашей
Головные уборы чувашей
Головные уборы чувашей
Мужские головные уборы Летние Летние Шляпы (ялкас) Шляпы (ялкас) из войлока из войлока Зимние Зимние Шапки (çẽлẽк) из кожи, Шапки (çẽлẽк) из кожи, меха, сукна меха, сукна
Головные уборы чувашей
Головные уборы чувашей
Женские Женские головные уборы головные уборы ШапкиШапки Тухья, хушпу, шапки Тухья, хушпу, шапки Покрывала Покрывала Сурпан, пẽркенчẽк, пуç Сурпан, пẽркенчẽк, пуç тутри, масмак, чалма тутри, масмак, чалма
Головные уборы чувашей
Головные уборы чувашей
Головные уборы чувашей
Головные уборы чувашей
Сурпан – головной – головной Сурпан убор в виде убор в виде длинного узкого длинного узкого полотенца, полотенца, украшенного на украшенного на
Головные уборы чувашей
Головные уборы чувашей
Головные уборы чувашей
Головные уборы чувашей
Головные уборы чувашей
Головные уборы чувашей
Зинаида Зинаида Ивановна Ивановна Воронова – Воронова – народный народный мастер мастер -умелец -умелец
Головные уборы чувашей
В чувашском женском костюме рубашка шилась из белого домотканого холста. Белый цвет был священным для чувашей. Крашенные нити и пряжи использовали в вышивках.
Для крашения применяли корни и листья трав марены, деревьев, кору дуба. С конца XIX в. стали использовать химические красители, приобретаемые у коробейников, а белый холст у низовых чувашей был вытеснен пестрядью. Кроме рубахи в комплекс женского чувашского костюма входили полотенцеобразный холщовый сурпан, поверх которого анатри и анат-енчи надевали хушпу, а вирьялы закрепляли сурпан вышитой повязкой масмак. Девушки носили шапочку тухья, аналогичную по форме хушпу у низовых, но с закрытым остроконечным верхом или же без острия, расшитую бисером и бусинками, украшенную плотно нашитыми серебряными монетами. Концы остриев, возвышающиеся над бисерной поверхностью, нередко выполнялись из олова. Самой отдаленной эпохой, где искусствоведы обнаруживают параллели тухье, является III тыс. до н. э. (ареал южных областей Средней Азии и Северного Ирана), а наиболее близкое к сегодняшнему дню время - V-VII (районы Северного Таджикистана, древний Пенджикент) и VIII (ранний период Волжской Булгарии) века . В настоящее время головной убор, похожий на тухью, можно встретить в туркменской тахъе.
Девушки и женщины повязывали также хлопчатобумажные и шелковые белые и цветастые платки преимущественно светлых расценок. Зимой надевали барашковые шапки с суконным верхом или шерстяные платки с бахромой.
Непременной деталью женского чувашского костюма был передник саппун, черситти, а также множество украшений: шитые из монет сюха, май сиххи, нагрудные - ама, шюлкеме, перевязь - тевет, наспинное - пусь хысе, подвески к поясам - сара, к сурпанам - сурпан сякки. Все они изготовлялись из монет, бисера, раковин каури с применением тесьмы и кумача.
Как отмечает А.А.Трофимов, самые ранние из украшений, которые имеется возможность исследовать, датируются началом XVIII в. (более ранние не сохранились), однако в них прослеживаются традиции, идущие из глубокой древности. Чувашские народные украшения прошлого, как вышивка и ткачество, делятся на три основных типа, в зависимости от трех основных этнографических групп народа. Подразделяются они также и по полу, и по возрасту и по семейному положению их носителей.
Женские и девичьи украшения чувашей имеют свои аналогии в костюмах поволжских народов: марийцев,мордвы, удмуртов. Одним из популярных украшений был нагрудник, часто - треугольной формы, небольшой и украшенный бисером и монетами.
Чувашию издавна называли краем "ста тысяч узоров". Вышивали на рубахах, платках, фартуках, украшениях, полотенцах. при вышивании применяли двадцать пять видов швов.
В основе чувашской вышивки лежит геометрический орнамент: у виръялов он более легкий, а у анат-енчи и анатри - крупнее и часто переходит в растительный орнамент. В цветовом отношении наблюдается полихромия. Однако и здесь намечаются определенные закономерности: для виръялов характерно сочетание темных тонов красного, синего, зеленого цветов, у анат-енчи преобладают яркие краски, в вышивке же анатри определяющим является красный свет. Вышивали в основном крашеными шерстяными нитками, однако при изготовлении головных уборов хушпу и тухъя и некоторых украшений применялись так же бисер, монеты и раковины каури.
видео с чувашскими узорами
Фото - из книги-альбома "Чувашский костюм от древности до современности" (2002) и альбома "Чувашское народное искусство" (1981).
ролик с фотографиями костюмов, под мелодичную песню (книга-альбом "Чувашский костюм от древности до современности" (2002) и альбом "Чувашское народное искусство" (1981). .
В начале своей работы я хотела бы обосновать выбор данной темы.
За прошедшие столетия Чувашия прошла сложный путь развития. Каждый народ владеет и хранит ценности, сокровища прошлого, которые создавались на протяжении всей многовековой истории. Это и материальные памятники, и природа, под воздействием которой развивается человеческая культура, это и такие непреходящие ценности народа, как его язык, мудрость, искусство, его обычаи и праздники, сказки и легенды, любимые блюда и одежда. Меня удивляет красота чувашского головного убора. Интересно, почему на чувашских свадьбах женщины надевают на голову - хушпу, а девушки – тухья. И именно поэтому я хочу изучить чувашский головной убор - тухья, понять, что он из себя представляет. Перед собой поставила такую цель:
Цель работы - изучить чувашский головной убор.
Задачи данной работы:
1. Сопоставить прошлое с настоящим, чтобы лучше понять культуру нашего народа;
2. Изучить происхождение чувашского головного убора девушек и женщин.
3. Понять орнамент вышивки на головных уборах, как одну из самых старинных ремесел народа.
Основная часть
Знаете ли вы такой народ,
У которого сто тысяч слов,
У которого сто тысяч песен,
И сто тысяч вышивок цветет?
Приезжайте к нам - и я готов,
Это все проверить с вами вместе.
Народный поэт Чувашии Педер Хузангай
Огромный интерес и самую большую ценность на чувашской земле представляет сам народ "края ста тысяч слов, ста тысяч песен и ста тысяч вышивок". Он сумел сохранить свою самобытную культуру, традиции, ремесла и промыслы - уникальные вышивки, необычные костюмы.
Вывод
Весь материал - смотрите документ.
Содержимое разработки
Районная научно-практическая конференция -2015
Исследовательская работа
МЕРЦАНИЕ СТАРИНЫ
Игнатьева Ирина Владимировна
Янтиковского района, 4 класс
Научный руководитель:
Игнатьева Арина Николаевна
учитель начальных классов
Янтиковского района
Чувашской Республики
II. Основная часть.
О происхождении девичьего головного убора.---------------------------------5
Различие на головных уборах у вирьял, анат енчи и анатри.-------------6
Отличие девичьих головных уборов от женских.------------------------------7
В начале своей работы я хотела бы обосновать выбор данной темы.
За прошедшие столетия Чувашия прошла сложный путь развития. Каждый народ владеет и хранит ценности, сокровища прошлого, которые создавались на протяжении всей многовековой истории. Это и материальные памятники, и природа, под воздействием которой развивается человеческая культура, это и такие непреходящие ценности народа, как его язык, мудрость, искусство, его обычаи и праздники, сказки и легенды, любимые блюда и одежда. Меня удивляет красота чувашского головного убора. Интересно, почему на чувашских свадьбах женщины надевают на голову - хушпу, а девушки – тухья. И именно поэтому я хочу изучить чувашский головной убор - тухья, понять, что он из себя представляет. Перед собой поставила такую цель:
Цель работы - изучить чувашский головной убор.
Задачи данной работы:
1. Сопоставить прошлое с настоящим, чтобы лучше понять культуру нашего народа;
2. Изучить происхождение чувашского головного убора девушек и женщин.
3. Понять орнамент вышивки на головных уборах, как одну из самых старинных ремесел народа.
Основная часть.
Знаете ли вы такой народ,
У которого сто тысяч слов,
У которого сто тысяч песен,
И сто тысяч вышивок цветет?
Приезжайте к нам - и я готов,
Это все проверить с вами вместе.
Народный поэт Чувашии
Педер Хузангай
Огромный интерес и самую большую ценность на чувашской земле представляет сам народ "края ста тысяч слов, ста тысяч песен и ста тысяч вышивок". Он сумел сохранить свою самобытную культуру, традиции, ремесла и промыслы - уникальные вышивки, необычные костюмы.
Чувашские женские головные уборы: тухья и хушпу
Чувашские женщины хранят многовековую верность двум головным уборам: в девичестве это тухья, а после замужества – хушпу.
Большую роль играют головные уборы и украшения из бисера, раковин и монет. В прошлом – обереги и талисманы, позже они стали обозначать возрастную и социальную принадлежность владелицы. Это не просто предметы, призванные удовлетворить эстетические потребности. Это воплощение космогонических представлений народа в конструкцию, форму определенного предмета, символизирующего модель мира или его части.
Бисер и раковины в качестве украшения появились у предков чувашей в очень древние времена. Бисер у чувашей шел на изготовление девичьих головных уборов – тухьи и женских головных уборов – хушпу, сохранившихся до наших дней. Каркас тухьи и хушпу делался из толстой шерстяной или холщовой ткани, иногда кожи, на него суровой ниткой нашивался бисер. Орнамент бисерного шитья аналогичен геометрическому орнаменту вышивок, в котором древние предки чувашей отразили свои языческие представления о мире. Вселенная изображалась в виде четырехугольника, образ великой богини – посредством великого древа жизни, солнце – в виде круга или розетки. Основные цвета бисера – красный и зеленый, белый и желтый.
Смело помещали красный бисер на красный фон, добиваясь насыщенного цвета, особой силы воздействия на зрителя. Большое место уделяли свободно свисающим монетам разной величины, бисерным кистям и т.д. Монеты нашивались на основу в 2–5 рядов, чешуеобразно, реже – в ровный ряд, их расположение подчинялось четкому ритмическому строю.
Образование слова тухья.
Название тухья образовано от арабского слова такъа – шапочка; у татар под такъя разумеется шапочка, вышитая серебром, у башкир – такиа почти тождественная с чувашским. Тухья изготовлена по форме головы, с заостренным навершием – конусом, украшенным бисером красного цвета. Макушка тухьи означает твердый свод неба. Вся расшитая бисером, только несколько рядов покрыты монетами. В височной части – подвески из бусинок и мелких монеток. Украшена как в старину: знаки орнамента, бусинки красного (узоры), желтого, зеленого(символы многоцветья мира), белого(чистоты здоровья) цвета. Для шитья и низания использовались бисеринки величиной 2-3 мм.
О происхождении девичьего головного убора.
О происхождении этого девичьего убора у чуваш строили гипотезы многочисленные исследователи.
Спиридон Михайлов, первый чувашский историк-этнограф, считал, что раньше тухьи у чуваш были сделаны из металла, как шлемы, и служили для боевого наряда; он писал, что весь «свадебный наряд у чувашских женщин более походит на воинственный костюм, в особенности так называемые сара, т. е. желтенки вроде длинного корсета. В. А. Сбоев также считал, что тухья — часть боевого шлема, перешедшая к женщинам. Но Риттих описывал как шлем головной убор женщин — хушпу.
В. Н. Белицер присоединяется к этим исследователям, связывая происхождение девичьей шапочки тухьи у народов Поволжья со шлемом воинов.
Несмотря на привлекательность этого предположения в силу большого внешнего сходства тухьи со шлемом, на наш взгляд, нет достаточных оснований на это утверждение, так как остаются невыясненными мотивы, вызвавшие переход мужского, военного головного убора к девушкам. Трудно думать о бессмысленном заимствовании из мужского убора в девичий, если к этому нет существенных оснований — соответствующих общественных отношений и выработанных ими воззрений, которые бы вызвали подобное заимствование. Нет никаких данных говорить о том, что здесь существовал такой переход, кроме внешнего сходства, ничего не объясняющего. Трудно предполагать бессмысленное заимствование в уборе, имеющем ритуальное значение, который должен выражать какую-то определенную мысль.
Выбор монеты.
Мастерицы выбирали монеты не только по их размерам, но и по звучанию. Пришиваемые к остову прикреплялись плотно, а свисающие с краев – свободно, между ними оставались промежутки, чтобы во время танцев или хороводов они издавали мелодичные звуки. Монеты использовались различного достоинства: от гривенника до полтинника. Шли в дело и серебряные рубли. Если достаток не позволял, вместо настоящих серебряных монет брались дешевые искусственные, известные под названием нухраток. Чем тяжелее, разнообразнее в узоре и цветовом сочетании было украшение, тем богаче и искуснее считалась ее владелица
Различие на головных уборах у вирьял, анат енчи и анатри.
У чуваш существовало два типа тухьи: 1) почти целиком покрытая монетами или нухратками - жестяными имитациями монет - тухья не имела вверху шишечки. Этот убор был распространен у верховых чуваш, вирьял, и у анат енчи ; 2) тухья, зашитая бисером, лишь с несколькими рядами монет или нухраток, обычно имела вверху тоже обшитый бисером конус с металлической шишечкой. Эта тухья была распространена у анат енчи и анатри. В самой Чувашской республике и среди саратовских чуваш. В 1957 г. в Шемуршинском районе тухья еще бытовала в качестве обрядового головного убора на осенних девичьих праздниках. Она была обшита бисером, с высокой конусообразной бисерной шишечкой наверху и смыкающимися под подбородком наушниками.
У саратовских чуваш, бытовала тухья, обшитая бисером, с острой вершинкой и бисерными же наушниками, такие тухьи имелись в коллекциях Саратовского музея. В старину у саратовских чуваш тухьи были сделаны не из холста, а из кожи и сплошь покрывались монетами.
Отличие девичьих головных уборов от женских.
Разнообразием и изяществом отличались женские головные уборы и украшения. В обычные дни девушки и незамужние женщины носили льняные и посконные платки.
Замужние носили сурбан — род длинного полотенца с вышитыми и обшитыми тесьмой концами. Праздничными головными уборами были: у девушек — тухья –шлемовидная шапочка, покрытая бисером и мелкими монетами, у женщин - хушпу - шапка в виде усеченного конуса, обшитая бисером и монетами или заменявшими их оловянными кружочками - тухланками. Сзади к хушпу пришивался длинный хвост (хуре), который украшался бисером, монетами, тесьмой и т.п.
Чувашский головной убор тухья носился девушками до выхода замуж. Характерное отличие девичьих головных уборов от женских – это непременное стремление закрыть волосы женщины, в то время как девичьи оставляют открытыми. Носить тухью детям разрешали только по праздникам с 10 – 12 лет. Девичий головной убор надевался глубоко, до уровня бровей. Серебряные монеты, подвешенные по передней кромке, подчеркивали очертание бровей и оттеняли светлое лицо девушки. Высокое навершие на шапочке венчалось символом Солнца - блестящим металлическим конусом, белой пуговицей либо ярко-красной бусинкой (низовая группа). У девушек верховой группы тухья была в виде шапочки, с узором Солнца.
Варианты тухьи.
По преобладанию того или иного цвета можно выделить зеленые и красные варианты тухьи. Многочисленные горизонтальные ряды мерцающего бисера служили как бы фоном орнамента, заранее вынизанного в виде и нашитого на среднюю часть шапочки. В орнаменте из бисера строго соблюдается ритмичность, плавность линий, пластичность форм. Мастерицы с большим умением и вкусом размещали каждую монету и бисеринку. Чаще всего выполнялся узор в виде косых крестов с загнутыми концами, подвешивали по2-3ряда серебряных монет,а к боковым лямкам-наушникам сверху донизу крепили крупные звонкие рубли.
Три уровня тухьи.
Тухья чувашей представляет небесные уровни мироздания. Вышивка бисером тухьи украшается обычно знаками солнца. Само трехчастное деление головного убора: уровень монет, уровень бисера, уровень шишака – символизирует три небесных уровня. Самыми распространенными основными цветами тухьи являются сочетания красного, белого и желтого.
Тухьи без шишака выполнены в реалистичном цветовом сочетании голубого с белым, что напрямую связано с небом. Родителя, желая получше нарядить свою дочь, заранее подготовляют для её наряда деньги, бусы и т.д. Сначала для тухьи шьют обруч – кăшăл. Его шьют из полотна, сотканного из конопляных ниток. Обруч и верхушку – тăрнашка – унизывают бисерным шитьем. С обеих сторон к ушам спускают по 2-3 шĕлкеме (наушники). Их приготовляют из бус золотого цвета. На конце вывешивают монеты.
Был распространен у низовых чувашей.
Женские украшения.
В числе женских украшений следует назвать ожерелье (шарса), шейное украшение из монет (суха), нагрудное украшение (ама), перевязь (тевет), которую носили через плечо, наспинное украшение (пухыса), подвески к поясам — сара, яркач, нагрудные украшения (шулкеме) и сурбанные подвесы (сурпан сакки). Все эти уборы украшались вышивками, бисером, серебряными монетами, раковинами-ужовками, тесьмой, кумачом и т.д. Бисер и раковины в качестве украшения появились у предков чувашей в очень древние времена.
Мастерицы с большим умением и вкусом размещали каждую монету и бисеринку.
Современные головные уборы.
В произведениях современных модельеров соблюдаются старинные традиции чувашского колорита. Каждый из художников старается по-своему интерпретировать старинные образцы, проследить традиции, формы, орнаментацию декора и материала.
Недостаток таких стилизованных вещей - использование других материалов. Это не серебряные монеты, которые были главным компонентом старинных украшений. Там уже звон - другой. Акустика - другая. А это очень важная особенность в обрядовой культуре, в ее музыкальном восприятии.
Сейчас национальный костюм настоящим серебром украсить невозможно, и народ как-то вынужден выходить из положения.
Очень большое количества старинных изделий было утрачено в прошлом. Чувашский народ в 20 веке жил в тяжелых условиях. Его раскулачивали и потом, во время войны, много серебра потерялось. Люди были вынуждены его отдавать или сдавать, а иногда его попросту изымали. Раскулачивание очень сильно обеднило чувашскую культуру, но что-то еще осталось. И хотя бы эти образцы мы должны сохранить.
Мои исследования.
В Чувашской Республике наверное много мастеров национального головного убора тухья. Но сегодня мне удалось найти всего двух мастеров.
Рыжова Лидия Александровна
Чувашская Республика, Урмарский район, д. Шибулаты
Изготовление национального головного убора: тухья
Петухова Татьяна Германовна
Аликовский район , с.Аликово
Изготовление национального головного убора: тухья
Потом мне стало интересно узнать, сколько же человек в деревне имеют тухью и хушпу. Ответить на этот вопрос мне помогли Ефимова Татьяна Васильевна, Александрова Нина Семеновна – жители деревни Новое Буяново и Кузьмина Светлана Евстафьевна -житель деревни Старое Буяново. У меня получилась вот такая таблица.
Читайте также: