Что значит walking dead
Сценарист Роберт Киркман публиковал первые небольшие работы в комикс-индустрии через собственное издательство Funk-O-Tron. Довольно быстро его комиксы стали успешными, что позволило автору начать работать с Image Comics. Вскоре Киркман закрыл Funk-O-Tron, и все авторские проекты стал выпускать именно у Image.
Первым значительным успехом Роберта Киркмана у нового издателя стал комикс 2003 года «Неуязвимый» (Invincible): яркая история становления начинающего борца с преступностью. Многие до сих пор называют его лучшим супергеройским комиксом в принципе.
В том же году Киркман выпустил нечто совершенно иное, комикс, что вскоре принесет ему всемирную известность и займет его работой на ближайшие 15 с лишним лет. Это была черно-белая драма про зомби-апокалипсис — первый выпуск комикса «Ходячие мертвецы», который впоследствии потеснит оригинальную трилогию Джорджа Ромеро на пьедестале лучших произведений про восставших из мертвых каннибалов.
Но не все было так просто: чтобы «пропихнуть» идею комикса Image, Киркман пообещал издательству, помимо зомби, добавить еще чего-то необычного, чтобы зацепить читателя. И тогда он предложил идею, что зомби отправили на землю инопланетяне.
Хоть в основном сюжете комикса это так и не нашло отражения, именно благодаря этой идее Киркман и получил зеленый свет на свою работу. Зато появилась пасхалка, которая обыгрывает эту уловку автора: в 75 выпуске есть отсылка к этому плот-твисту в бонусной, пускай и неканоничной, концовке.
Учитывая серьезный успех комикса, сейчас нам кажется очевидным, что за этим последовала и его экранизация. Но не стоит забывать, что первый сезон сериала от AMC вышел только в 2010 году, а само ведение переговоров шло еще раньше. Это было совсем другое время в индустрии, да и сами «Ходячие мертвецы» были необычным проектом для телевидения: много крови, жестокости, насилия и атмосферы безысходности. А ведь бума с «Игрой престолов» от HBO еще не случилось.
Поэтому неудивительно, что экранизация комикса не с первого раза увидела свет. Гейл Энн Херд — довольно известный голливудский продюсер, на чьем счету фильмы «Терминатор», «Чужие», «Бездна», «Армагеддон» и многие, многие другие. Именно она занималась питчингом идеи экранизации комикса Роберта Киркмана и, помимо AMC, предлагала эту идею NBC и HBO, но те просили ее пойти на уступки в сторону уменьшения количества насилия в адаптации.
Уже тогда Гейл Херд понимала, что это — отличительная особенность комикса, а значит она должна остаться и в сериале. Как теперь говорят создатели, AMC стали для них настоящим джекпотом, потому как с самого начала доверяли творческой команде и поддерживали все решения, которые принимались относительно сериала.
20 января 2010 года AMC официально заявила, что заказала пилот экранизации «Ходячих мертвецов». В качестве продюсеров выступили Фрэнк Дарабонт, известный успешными киноадаптациями романов Стивена Кинга «Побег из Шоушенка», «Зеленая миля» и «Мгла», и Гейл Херд. Дарабонт стал также главным сценаристом и занял режиссерское кресло в дебютном сезоне. В производстве должны были участвовать и создатели комикса Роберт Киркман и Тони Мур.
Пилотная серия под названием «Дни, изменившие мир» вышла в свет 31 октября 2010 года и моментально стала самым успешным запуском в истории телеканала AMC и самым успешным дебютом в том году среди всех кабельных телеканалов: его посмотрело 5,3 миллиона телезрителей. На Metacritic пилот получил 82 балла из 100. Уже 8 ноября AMC анонсировали второй сезон: кажется, они начали понимать, что наткнулись на золотую жилу.
Несмотря на значительный успех первого сезона и тот факт, что экранизация «Ходячих мертвецов» была настоящим детищем Фрэнка Дарабонта (даже некоторые актеры, участвующие в съемках сериала, пришли из предыдущих его проектов — например, Джеффри ДеМанн), его отстранили в июле 2011 года, спустя месяц после начала съемок второго сезона.
По версии AMC, из-за неуместного и конфликтного поведения по отношению к персоналу. В 2013 году Дарабонт предъявил телеканалу иск, по которому они должны возместить 280 миллионов долларов. Стороны не пришли к мирному соглашению, а суд до сих пор не вынес вердикта. За это время, другие люди, принимавшие участие в создании сериала, а именно сам Роберт Киркман, автор комикса, и продюсеры Гейл Анна Херд, Дэвид Алперт и Глен Маззара, который был еще и шоураннером второго и третьего сезонов, подали новый иск к AMC. Сумма всех этих исков доходит до 1 миллиарда долларов. Чем все закончится, судя по всему, мы узнаем в 2020 году, на который назначены новые и, возможно, финальные слушания в суде.
После Фрэнка Дарабонта у руля «Ходячих мертвецов» встал Глен Маззара, который до этого занимался сериалами «Сестра Готорн», «Столкновение» и «Щит». По его словам, нанимался он как человек, который должен был помогать создателю сериала, но, благодаря странным обстоятельствам, сам стал шоураннером.
Именно при его управлении «Ходячие мертвецы» стали одним из шоу с самыми высокими рейтингами на телевидении. Надо отметить, правда, что рейтинги сериала росли вплоть до шестого сезона, после которого количество зрителей стало только падать. Но и Маззара не продержался долго, под его руководством сняли второй и третий сезон, после чего, как он сам заявил, пришлось уйти из-за отсутствия полного контроля над процессом съемок. Тем не менее, Глен был рад, что сумел поучаствовать в чем-то столь масштабном и крутом.
Шоураннер сменился в январе 2013 года и теперь его пост занял Скотт Гимпл. Под его руководством «Ходячие мертвецы» ставили как свои рекорды, так и антирекорды по количеству зрителей. Гимпл до «Ходячих» писал сценарий для сериала «Жизнь как приговор», работал над проектом «Гонка» и «Вспомни, что будет».
Вот и в этот раз у руля всего съемочного процесса он встал, пройдя через кресло сценариста: с творческой командой он работал со второго сезона. Всего, со второго по восьмой сезон, он написал 67 эпизодов.
Скотт Гимпл был шоураннером дольше, чем кто-либо до и после него, да и менялся сериал больше всего именно его руками. Одно время выбранное Гимплом направление нравилось публике. Сериал до шестого своего сезона каждый раз ставил рейтинговые рекорды: первую серию пятого сезона посмотрело 17,3 миллиона зрителей. Дальше, правда, результаты стали только падать.
Не сравнится с петицией с требованием переснять финальный сезон «Игры Престолов», которую подписало более полутора миллионов человек, правда?
AMC смогла найти компромисс и убрать Гимпла с поста шоураннера, при этом не увольняя. В итоге, его повысили и теперь он отвечает, в глобальном плане, сразу за «Ходячих мертвецов» и «Бойтесь ходячих мертвецов», спин-офф, который происходит в той же вселенной, но с акцентом на героях, вообще не появлявшихся в комиксе.
Должность шоураннера с девятого сезона занимает Анджела Канг. С творческой командой «Ходячих мертвецов» она работала со второго сезона, ее фамилию можно было обнаружить в титрах некоторых значимых эпизодов. Тем не менее до сериала она не была особо известна, и в качестве штатного сценариста работала только над невыпущенным сериалом от NBC «День 1» и над коротким шоу от FX «Терьеры».
Девятый сезон собрал минимальное за всю историю сериала количество людей перед экранами: в среднем за сезон, каждую серию посмотрело 4,95 миллионов человек, что меньше даже первого сезона, у которого этот результат составил 5,24 миллиона.
Тем не менее, Анджела Канг стала шоураннером и десятого сезона, который мы с вами увидим уже в октябре 2019 года, и успела пообещать, что зрителей опять ждет временной скачок в сюжете, хоть таким подходом аудитория и осталась недовольна в прошлый раз. Казалось бы, почему просто не закрыть сериал, если даже зрительский интерес вернуть не получается? Все просто: огромные продажи сопутствующего мерчендайза — от фигурок до туров на круизе с актерами из сериала (серьезно — Walker Stalker!).
Сериал все еще идет достаточно близко к первоисточнику, хоть и сильно различается с комиксом в деталях. Сюжет экранизации AMC сейчас находится примерно на 144 выпуске, если сравнивать с временной линией комикса, а в 193 выпуске случился внезапный конец истории. Телеканал же намерен продолжать делать проекты в этой вселенной еще около десяти лет. Правда, не только основной сериал, но и спин-оффы наподобие «Бойтесь ходячих мертвецов» (уже анонсирован и третий!). Тем интереснее все же узнать, что случится в десятом сезоне и что будет происходить дальше, не правда ли?
Одной из отличительных особенностей сериала стал грим актеров, играющих зомби: такой реалистичности, если так можно говорить в контексте живых мертвецов, пожалуй, не добился еще ни один проект. В первую очередь это заслуга Грега Никотеро, мастера по спецэффектам и гриму, который с 2013 стал еще и исполнительным продюсером «Ходячих мертвецов» (а позднее и спин-оффа «Бойтесь ходячих мертвецов»).
Никотеро учился у самого Тома Савини, который стал известен благодаря впечатляющим спецэффектам к культовым хоррорам (например, «Рассвет мертвецов», «Ночь мертвецов» и «Пятница, 13е») и даже получил прозвище «Гений крови».
Грег явно не отстает от своего учителя и его грим действительно заставляет мурашки пробежать по спине. И это не пустые слова: «Ходячие мертвецы» несколько раз получали премию Эмми за выдающийся мейкап
К сожалению, с визуальными эффектами у сериала как раз начали появляться проблемы: постепенно все их свели к довольно посредственному «размножению» отдельных зомби до размеров толпы. Выглядит это блекло и, если честно, во многих довольно старых играх CGI и то смотрелся лучше и зрелищнее.
Можно предположить, что такая ситуация сложилась из-за экономии бюджета. Тем более, что это и так довольно очевидно: уже сколько лет его снимают в городке Сенойя, штат Джорджия, просто перестраивая локации под нужды сюжета. Даже местные жители уже жаловаться устали на осаждающие их город толпы зомби, а вернее — фанатов сериала.
Есть у «Ходячих мертвецов» одно достижение, которое было безвозвратно утеряно с годами — речь об актерском составе. Для первого сезона Фрэнк Дарабонт собрал каст, отлично подходивший под образы героев. Тогда серий было мало, но актеры успевали показать эволюцию взглядов на выживание в зомби-апокалипсисе. В последующих сезонах многие сильные на старте персонажи превратились в фон, о котором вспоминали лишь при адаптации какой-то арки из комикса. И тут проблема даже не в большом количестве персонажей — их было немало и в первом, просто шоураннеры не понимали, как развивать героев. Претерпевших значительные изменения героев немного — Эндрю Линкольн смог передать полную эволюцию Рика Граймса, а Мелисса Макбрайд — Кэрол Пелетье. Остальные, к сожалению, почти не менялись.
Впоследствии в сериал приходило множество известных актеров, и некоторые из них смогли изменить своих персонажей, сделать их непохожими на прототипы из комикса. Например, это удалось Джеффри Дину Моргану, сыгравшему свою версию Нигана, которая некоторым фанатам показалась даже лучше версии Роберта Киркмана. Но были и обратные случаи, когда подача персонажа от AMC совершенно не нравилась фанатам, из-за чего они бросали сериал.
«Ходячие» с годами превратились в «Санта-Барбару» с зомби.
Различных обсуждений здесь больше, чем, собственно конфликтов, а в некоторых эпизодах даже не появляются живые мертвецы. В конце концов, сериал (как и комикс) всегда был в первую очередь про драму выживших, а не про выживание в зомби-апокалипсисе — это всего лишь яркий фон, вокруг которого строятся все конфликты. Сегодня у сериала множество проблем, которые AMC решает крайне неспешно — их вполне устраивают и рейтинги, и общая реакция фанбазы. Подбрасывая периодически какие-то линии из комикса, они неспешно заполняют сезоны филлерами, тянут время и все чаще идут на поводу фанатов (а когда-то сериал мог удивлять, ведь шел вразрез с комиксом!)
Подробнее о недостатках сериала и том, что сделало его культовым, Денис Майоров рассказывал в нашем Топе 100 сериалов по версии «Канобу».
Если вам хочется большего раскрытия этого мира, то точно стоит обратить внимание на спин-офф «Бойтесь ходячих мертвецов». Первый сезон сериала AMC заказала в марте 2015 года, правда, сразу продлив его и на второй. В этом проекте события не имеют никакого отношения к комиксному первоисточнику и развивают именно сериальную вселенную. Действие происходит в первые дни эпидемии в Лос-Анджелесе. Ранние сезоны пытались выдерживать серьезную тематику и эстетику оригинала, но ближе к четвертому уже взяли явный курс на бодрый трэшачок, отчего только выиграли в зрелищности и интересе зрителей (например, в четвертом сезоне был торнадо с зомби!).
По вселенной «Ходячих мертвецов» от AMC даже выходила видеоигра The Walking Dead: Survival Instinct, которая была приквелом к событиям сериала. Но получилась настолько невнятная и кривая поделка, что в принципе не заслуживает никакого внимания со стороны игроков. Ее наличие стоит воспринимать просто как необходимость выпуска мерчендайза по популярной франшизе.
The Walking Dead: Dead Reckoning же куда интереснее, хотя бы потому, что представляет из себя интерактивный комикс. Если вам интересна вселенная «Ходячих», то попробовать ее стоит. Тем более, что много времени она у вас не займет: всего шесть коротеньких глав плюс эпилог. Доступна на сайте AMC и как приложение в Amazon Appstore.
А еще в Tekken 7 можно поиграть за Нигана. Нового сюжета и подробностей о мире вы не получите, но зато можно какому-нибудь Кингу битой вломить.
Ждем новостей с San Diego Comic-Con с 17 по 21 июля, а потом и выхода нового сезона «Ходячих мертвецов» уже в октябре этого года!
Бесконечная зомби-драма. Зачем люди смотрят «Ходячих мертвецов»
28 февраля с перерыва вернулся 10 сезон «Ходячих мертвецов», а следующий — одиннадцатый — станет финальным для основного сериала. Сегодня «Ходячие мертвецы» — это огромная медиафраншиза, которая присутствует во всех сферах поп-культуры и обладает многомиллионной фанбазой. Наш редактор Варков прочитал почти две сотни выпусков комикса, посмотрел примерно столько же эпизодов сериалов (включая спин-оффы) и как давний фанат рассказывает, какие у «Ходячих мертвецов» ключевые темы и зачем вообще тратить на них время.
Знаменитая зомби-драма на самом деле всегда была не о зомби — она о смерти и о её принятии, об исследовании людей, живущих с ПТСР, и пытающихся найти новое место в изменившемся мире, о том, что жестокость всегда находится у нас внутри и правила общества сдерживают наши худшие порывы. А также о том, как человечество на самом деле не готово терять установленные порядки — без них раскрывается всё то, на что, как нам кажется, мы не способны.
«Ходячие мертвецы» ведут важный диалог о смерти
Роберт Киркман на съёмках сериала / AMCПочти сразу после старта комикс «Ходячие мертвецы» быстро набрал аудиторию (ничего серьёзного про зомби на рынке тогда не было), а сериал, стартовавший спустя семь лет, помог закрепить успех. Казалось бы, что может предложить история о медленных зомби в эпоху фильмов Джорджа Ромеро («Ночь живых мертвецов» и её многочисленные продолжения)? В своих картинах он разбирал ситуации, в которых люди были вынуждены уйти от принципов прошлой жизни, потому что вчерашние родственники и друзья теряют свою личность и становятся безликими, лишёнными индивидуальности монстрами. Но Роберт Киркман всё же нашёл свой подход.
Он начал свой самый известный комикс в 2003 году, серия затем издавалась на протяжении 16 лет и закончилась в июле 2019-го на 193 выпуске. За это время из очередной истории про живых мертвецов комикс превратился в огромную франшизу, которая разрослась до ряда игр, нескольких сериалов, книг и будущих планов на фильмы.
Киркман писал комикс в лучших традициях «Остаться в живых» — практически каждый выпуск заканчивался клиффхэнгером, вынуждавшим фанатов ждать следующего номера. История при этом не блистала оригинальностью — простой коп Рик Граймс из Синтианы, небольшого городка возле Атланты, выходит из комы посреди зомби-апокалипсиса и пытается найти родных, параллельно привыкая к изменившемуся миру. Когда Граймсу удаётся найти жену и сына, перед ним встаёт более серьёзная задача — отыскать безопасное место, где можно было бы не выживать, а жить.
Рик Граймс просыпается в больнице / AMC
Раз всё так просто, откуда столько внимания и народной любви? Комикс издавался 16 лет — всё это время Киркман исследовал не зомби-апокалипсис (сами мертвецы почти не изменились с годами), а людей. Он показывал, какие ситуации меняют их, как переживать трагедии и потери, как осмысливать себя в мире, где нет привычных норм и устоев, и как жить дальше с чужой кровью на руках.
В «Ходячих мертвецах» очень много внимания уделяется тому, как травмированные люди осознают, что смерть всегда рядом, и как они пытаются жить с этим. Знаменитая фраза Рика Граймса «We are the Walking Dead» становится негласным девизом комикса, ведь каждый из выживших понимает, что от бесцельно шатающихся по округе трупов их отделяет лишь один шаг.
Кадр из комикса / Image Comics
Собственно, можно не любить сериализованные комиксы, можно не признавать зомби как концепт, можно не ценить Роберта Киркмана, не все комиксы которого хорошо состарились к 2021 году, но он с помощью «Ходячих мертвецов» запустил важный разговор о смерти в поп-культуре — об этической стороне права отнять жизнь в условиях конца света, о реакции на гибель близких и о попытках принять смерть, которая здесь в буквальном смысле неспешно ходит по пятам за выжившими. Киркман не был в этом новатором, но задел нужный нерв и нашёл подходящую форму. Дальше судьба уже всё делала за него — оставалось лишь держать планку.
Когда «Ходячие» нашли свою аудиторию, франшиза стала разрастаться, и помимо успешного сериала, возникли игры по мотивам комикса. Они стали ещё одной удачной входной точкой во франшизу. Речь о серии квестов от TellTale Games, действие которых формально происходило в той же вселенной, что и комикс.
Людей зацепила простая история и драма — те же элементы, что сделали успешным оригинал. Только здесь за счёт игровой механики выбора — человек сам решает, как поступить персонажу — возникала интерактивность, способная изменять историю. Можно было получить разные концовки в зависимости от того или иного выбора, а развилок по сюжету было несколько десятков. «Ходячих» от TellTale из-за этого было интересно проходить — в них ощущалось, что создатели предлагают переложить ответственность за принятые решения на игрока. Если в комиксе и сериале зритель мог лишь наблюдать и сопереживать, то здесь судьба многих персонажей буквально в руках игрока.
Ли и Клементина / TellTale Games
Это побуждало игроков не просто проходить и делиться впечатлениями, но и сравнивать свои версии прохождения. Глобально они не сильно отличались, но чем больше выходило эпизодов от TellTale, тем больше возникало моментов, где разработчики делали уникальные развилки сюжета. Так что многие фанаты по несколько раз возвращались к играм, отыгрывая персонажей по-разному.
Игры, конечно же, продолжают диалог о смерти, только в ином ключе — теперь можно привести персонажа к определённому исходу. Главная героиня серии — девушка Клементина — проходит путь от ребёнка, застигнутого концом света врасплох, до лидера небольшой группы выживших подростков, которые способны справляться сами по себе — без помощи взрослых.
Постепенно появились и другие игры. Например, шутер, где игрок выступает в роли Дэрила Диксона — персонажа, которого не было в комиксе, но звезды сериала — The Walking Dead: Survival Instinct, кооперативный экшен в сеттинге «Ходячих» — Overkill's The Walking Dead, VR-экшен — The Walking Dead: Saints & Sinners, а также ряд мобильных и настольных игр. Но все они, конечно, создавались ради монетизации бренда и призваны подарить игрокам чувство адреналина — атмосферы оригинального комикса там нет.
«Ходячие» много говорят о травмах и попытках жить с ними
Как упоминалось ранее, комикс (и все сериалы) много говорит о попытках людей принять смерть близких. Героев в сюжете много, и Киркман задолго до «Игры престолов» избрал стратегию шок-моментов. В «Ходячих» нет бессмертных героев — с течением времени смерть либо настигает каждого из них, либо находится с ним совсем рядом, затрагивая близких.
Это приводит к тому, что все ключевые персонажи неминуемо сталкиваются с чувством потери, но противостоять ему нелегко. Нагляднее это представлено в сериале, где персонажи проходят через разные стадии принятия. У одних это депрессивное состояние, когда буквально ничто не способно вернуть их в строй, у других — помешательство, когда они не видят разницы между живыми и мёртвыми, которые теперь ходят по земле, у третьих — неконтролируемая тяга причинить себе боль или увечья — вплоть до фатального исхода.
Отдельно можно выделить тех, кто не способен принять возникшие перемены в обществе и начинает терять связь с реальностью. На примере Моргана Джонса из сериала можно проследить, как человек теряет рассудок, то объявляя себя мессией, вынужденным «очищать» землю от живых и мёртвых, то впадающим в крайность и препятствующим любым смертям. В спин-оффе его поиск себя находит новое воплощение. Ключевая идея последних сезонов «Бойтесь ходячих мертвецов» — «Возьми, что нужно, — оставь, что не нужно», с этим девизом Морган и другие персонажи пытаются убедить людей, что конец света не значит конец человечности, что нужно продолжать делать добро, ожидая его в ответ. Вольное переложение принципов буддизма.
Кадр из сериала «Бойтесь ходячих мертвецов» / AMC
Такое вот доступное и наглядное исследование человеческой психики притягивало людей. Они смотрят сериал не ради зомби или экшена: их цепляет выбор, который делают герои, их притягивает к экранам упомянутые выше перемены в характере персонажей, их задевает чужая боль, которая порой кажется столь сильной, что какие-то проблемы в реальной жизни меркнут и кажутся не столь серьёзными.
А ещё «Ходячие» наглядно показывают, как столь драматичное событие (для нас) во вселенной, где конец света изменил правила, превратило гибель человека в обыденность. И человеческое восприятие произошедшего изменилось, а вместе с ним и все ритуалы — от скорби до захоронений. В комиксе и сериалах множество ситуаций, когда у героев даже не было возможности похоронить кого-то, с кем они бок-о-бок выживали на протяжении долгого времени. И каждый справляется с этим по-своему: кто-то создаёт условные могилы, кто-то носит при себе вещь погибшего, а кто-то просто держит всё в себе.
Но ладно психология — в целом об этом говорят многие сериалы, и нередко удачнее «Ходячих». Есть у франшизы Роберта Киркмана неоспоримый плюс — она дестигматизирует физиологические травмы.
Киркман показывает весь путь Рика с его увечьем — от неудобств и попыток переучиваться стрелять и сражаться левой рукой (изначально герой правша) до принятия его травмы и примирения с ней. И он не единственный — его сын Карл в середине комикса теряет правый глаз и получает травму, которую невозможно визуально скрыть (эта линия была и в сериале). Киркман подробно исследует стыд подростка за свой внешний вид и показывает, как неспешно с помощью близких он смог принять себя и перестать скрывать травму от окружающих.
Кадр из комикса / Image Comics
Рассматривая эти ситуации, Киркман не только исследует новый мир «Ходячих», но и подчёркивает стигматизацию в нашем обществе. Люди сторонятся получивших увечья, им неприятно видеть чужие травмы, потому что они невольно проецируют их на себя. Но подобное отношение неминуемо ведёт к изоляции человека с физической травмой, что совсем не помогает ему двигаться дальше.
А в мире комикса и сериала ампутация укушенной конечности — единственный шанс избежать смерти и превращения в ходячего. Так, например, было с Дейлом в комиксе и Хершелом в сериале. Обе потеряли ноги из-за укусов, но выжили после ампутации и смогли продолжить жить дальше, несмотря на свои травмы.
Смотря на это в сериале люди понемногу учатся говорить на столь сложные темы, они пробуют разобраться в своих чувствах и стараются осознать, что их пугает в разговоре об увечьях. Это важный диалог, который почти не ведётся в поп-культуре.
«Ходячие» наглядно показывают, насколько хрупкое современное общество
Мы живём в интересную эпоху новой искренности, когда люди могут публично говорить о том, что прежде было табуировано. Они не просто найдут в этом поддержку — они будут услышаны. За недолгие десять-двадцать лет, пока это продолжается, мы успели привыкнуть к переменам в общественном сознании. И любопытно, что «Ходячие» показывают, как сложившаяся система может разрушиться за один день.
Например, в спин-оффе «Бойтесь ходячих мертвецов» первый сезон целиком посвящён старту конца света. Зрителю буквально показывают первого зомби, хаос из-за отсутствия чёткого плана, панику и беспорядки. В 2015 году я смотрел на это со скепсисом — как за неделю люди могут развести панику, но сегодня, после пандемии COVID-19, я понимаю, что это чертовски наглядная иллюстрация, как быстро рушится общество и принятые в нём нормы, если происходит то, к чему мы не готовы.
Кадр из сериала «Бойтесь ходячих мертвецов» / AMC
Представьте, что интернета нет, властей нет, указаний, куда идти и что делать тоже нет. Вы остаётесь наедине с тем, что вокруг вас. Герои «Ходячих» так и начали выживать — без оружия, медикаментов, провизии, крыши над головой и понимания, куда вообще нужно идти и, главное, зачем.
Это перманентное стрессовое состояние, которое приводит к паранойе и недоверию. Отсюда все конфликты на страницах комикса и в эпизодах сериалов. Как верить другим людям? Вдруг они заберут те немногие ресурсы, что ты добыл с трудом? Как понять, что ты делаешь правильный выбор, если теперь нет даже примерного понимания, что верно, а что нет?
Кажется, будто в подобной ситуации будет какой-то план и мы поймём, как себя вести, а потом придёт кто-то и всё вернёт на круги своя, но это звучит слишком идеалистично. Скорее всего, как и в жизни, люди совершат множество ошибок, чтобы потом на этом опыте стать умнее и подготовленнее к выживанию. В комментариях под сериями часто можно встретить восклицания, где зрители, сидя в удобных креслах у себя дома удивляются, что герои ведут себя нелогично. Но как бы они сами поступили в подобных ситуациях?
Кадр из «Ходячих мертвецов» / AMC
«Ходячие» побуждают задуматься, готов ли человек мириться со своими принципами, чтобы продлить себе жизнь ещё немного. Это отсылает к первому пункту материала — люди боятся смерти, и «Ходячие» регулярно подводят к мысли, что от неё отделяет всего один шаг. Отсюда и изменения, которые произошли с некоторыми героями. Если вы посмотрите на них в начале конца света и на момент сериала — это два разных человека, особенно это касается злодеев, каждый из которых в сериале получил свою бэк-стори, чтобы объяснить, как он пришёл к тому, что мы видим на экране.
Любопытно, что франшиза живёт и процветает (у неё даже есть свой круизный «диснейлэнд» — Walker Stalker Con), хотя с выходом каждого трейлера можно найти комментарии в духе «а я думал они уже закончились» или «да кто это вообще смотрит». И это нормально, ведь со стороны «Ходячие» действительно выглядят очередным экшеном про зомби, которых ежегодно выходит с десяток. Вот только разницу взглядом со стороны не углядеть, она находится совсем на другом уровне, но далеко не каждый будет готов потратить несколько десятков часов, чтобы полноценно прочувствовать сериал или комикс.
Проработал несколько лет в магазине комиксов. Писал о книжках с картинками, пока продавал их. Создал раздел комиксов на «Канобу» и спецвыпуск «Мира Фантастики». Теперь помогаю делать 2х2.медиа.
В новой серии «Ходячих мертвецов» подтвердилась фанатская теория насчет связи вертолета и знака «А»
В вышедшем 21 октября эпизоде девятого сезона «Ходячих мертвецов» поклонникам наконец-то более или менее объяснили, что значит таинственный знак «А», который впервые появился еще в четвертом сезоне, и как он связан с вертолетом.
Осторожно, спойлеры!
У фанатов уже давно бытует мнение, что вертолет, не раз появлявшийся в сериале, и знак «А» между собой напрямую связаны. Теория подтвердилась в новом эпизоде. Энн, ранее известная как Джедис (лидер общины Мусорщиков), определенно знает, кто им управляет и откуда он взялся.
Тот же вертолет появился в девятом сезоне. Когда Джедис его замечает, она отправляется на свалку, где с помощью переносной рации связывается с неизвестным человеком. Во время разговора ее собеседник интересуется: «Что у тебя? „А“ или „B“?»
Прежде многие считали, что знак «А», впервые замеченный в четвертом сезоне во время столкновения с каннибалами, — предвещение чего-то очень плохого. В восьмом сезоне Энн заперла Рика в контейнере, помеченном тем же символом. Выходит, что «А» — это лидер общины выживших.
В новой серии Габриэль узнает от Энн, что «А» и «B» — классификация людей, которыми женщина торгует с незнакомцами. Она уговаривает его пойти с ней и помочь с небольшой частью сделки, тогда они смогут покинуть Союз общин и уйти в «лучшее место». Но когда он отказывается, Джедис вырубает его и говорит следующую фразу: «Забавно, а я всегда думала, что ты „B“».
Напомним, рейтинги сериала опустились до рекордно низкого уровня. А наш редактор Денис Варков подробно объяснил, почему в девятом сезоне шоу ничего не изменилось в лучшую сторону.
Почему «Ходячих мертвецов» пора закрывать
«Ходячие мертвецы» стартовали восемь лет назад — в 2010 году, и с тех пор новые сезоны выходят ежегодно. Сериал основан на одноименном комиксе Роберта Киркмана, Тони Мура и Чарли Адларда, который издается уже тринадцать лет — с 2003 года. С 2015 года существует спин-офф сериала «Ходячие мертвецы» — «Бойтесь ходячих мертвецов». И это не считая множества видеоигр и настолок по мотивам.
Ниже я называю 7 основных причин, по которым телевизионную часть франчайза сейчас невозможно смотреть — почему он вызывает такую апатию, безразличие, нежелание дожидаться следующей серии или следующего сезона… что видно и по падающим рейтингам.
1. Разрушение сообществ
Один из главных лейтмотивов сериала — это попытка Рика Граймса и его людей найти себе безопасное место для жизни. В течение 8 сезонов они посетили несколько общин выживших, и каждую из них в процессе уничтожили.
Посудите сами, любое взаимодействие Рика с группой выживших можно описать так: Граймс и его люди входят в состав общины > Рик приходит к власти в общине > он разрушает привычные порядки, из-за чего община распадается/уничтожается > группа ищет новое место для жизни.
За примерами далеко идти не придется. Вспомните и лагерь в Атланте, и ферму Хершела, и Тюрьму. Конечно, везде есть оговорки, но суть остается та же. Рик даже Александрию смог разрушить — максимально обустроенную и пригодную для жизни общину из всех, с которыми сталкивалась его группа.
И в этом контексте даже Ниган выглядит лучшим лидером. Он готов принять всех желающих, дать им еду, место для жизни, работу, чувство безопасности. Да, он жесток и иногда импульсивен, но он не стремится уничтожить подчиненные ему общины поменьше — он превращает их в часть системы. И Рик смог уничтожить даже Спасителей. И ладно бы это был единичный случай, но эта линия с разрушением общества прослеживается на протяжении всех 8 сезонов. А в спин-оффе «БХМ» роль Рика Граймса досталась Мэдисон Кларк. Она делает ровно то же самое — разрушает все, частью чего становится.
Постоянное «сжигание мостов» нужно сериалу для того, чтобы двигаться дальше (об этом я расскажу позднее). Если бы Рик и компания провели все 8 сезонов на ферме или в тюрьме, это был бы совсем другой сериал — вероятно, куда менее попопулярный. Но, как зрители, мы давно раскусили формулу шоураннеров The Walking Dead — вот они обманули нас в первый, второй, третий раз, предлагая новые интересные окружения, общества и наборы персонажей только для того, чтобы сровнять их с землей.
В результате мы не втягиваемся в жизнь новой общины, как это происходило с городком Твин Пикс или Островом в Lost. Мы знаем, что все это — не постоянная область, в жизнь которой стоит инвестировать время и эмоции, временные полумеры, пища для зомби на дежурный сезон. Если посмотреть только первую (Рик приходит в общину) и последнюю (община пала) серии сезона, вы абсолютно ничего не потеряете.
2. Бесконечные самоповторы
В жанре зомби-апокалипсиса мало хороших произведений. Все дело в том, что истории о выживании становятся скучными после того, как сценаристы перебирают основные сюжетные ходы. Например, почему испанский «Репортаж» в 2007 году стал новым словом в жанре? Потому что никто раньше не делал фильмов от первого лица в зомби-апокалипсисе. Но сиквелы уже потеряли чувство новизны, из-за чего заметно упало их качество. Создатели не смогли второй раз сделать что-то уникальное, что могло бы привлечь зрителей, а самоповторы были никому не интересны.
То же и с «Ходячими мертвецами». Если вдуматься, то весь сюжет состоит из жанровых клише — с тем лишь исключением, что здесь множество неожиданных смертей главных героев. Комикс в свое время именно этим и привлек читателей — они не могли предугадать, кто умрет в следующем выпуске, и из-за этого было интересно читать. В сериале же в определенный момент попросту стало все равно. Главные герои обросли аурой неуязвимости, а персонажи второго плана в силу малого их экранного времени попросту не вызывали эмоций.
О каких повторяющихся штампах идет речь? О самых разных — от разрушения общин (упоминалось выше) до зачистки местности от мертвецов.
Например, самый избитый прием «Ходячих» — это когда кто-то обороняется от ходячего, но не замечает, что со спины идет еще один. Тот хватает героя, валит на землю, и ровно за секунду до укуса персонажа спасает кто-то из команды. Это было буквально в каждом сезоне сериала.
Даже такие штампы можно подать интересно — вспомните, скажем, прекрасную сцену бесшумной командной зачистки дома от зомби в 1 серии 3 сезона. Но, увы, смелых художественных решений в The Walking Dead очень мало.
Читайте также: