Что такое тихая лирика рубцов
В поэзии в собственном смысле слова на смену гражданской, «громкой» поэзии приходит «тихая лирика». Гражданская поэзия, как правило, посвящена общественно-политической проблематике и обращена к широким массам, тихая же поэзия, которая занимает значительное место в творчестве авторов послеоттепельного двадцатилетия, обращена к проблемам нравственно-философским, к душе конкретного человека и часто имеет медитативный, созерцательный, философический характер. Для тихой лирики характерен мотив возвращения к истокам, незамутнённым истокам человеческого бытия: во-первых, к природе как истоку жизни всего человечества, во-вторых, к детству как истоку жизни конкретного человека. Зачинатель тихой лирики – Владимир Соколов. В стихотворениях «Болезнь», «Первое свидание» он поэтизировал чистоту первозданных человеческих чувств и красоту мира, виденного глазами влюблённого. Но наибольшую известность среди представителей тихой лирики получил всё же Рубцов.
Николая Рубцова (1936 – 1971) С именем Рубцова связано появление не акцентированного до него аспекта лирики: поэтизация мира, не тронутого цивилизацией, как опосредованная реакция на крайности научно-технического и социального прогресса. Природа останется и в дальнейшем главным объектом творчества Рубцова. С его точки зрения, природа – святая обитель человека («В святой обители природы, // В тени разросшихся берёз. »), природа зачастую символизирует у Рубцова красоту, разлитую в мире. Природа в то же время может выступать у него и олицетворением самой России. Опоэтизировал красоту русской природы, придав ей философский оттенок, Рубцов в стихотворении «Звезда полей» (одноимённый сборник, 1967). Звезда – традиционный в литературе и культуре образ вечности, иногда выступает как символ стремлений, идеалов. Часто подразумевается звезда Вифлеема. Автор впрямую связывает образы поля и звезды. Расстояние между полем и звездой у него кратчайшее. Речь в стихотворении о той духовной звезде, которая осеняет Русь и отличает её среди других стран мира. Поэт не скрывает, что природа Руси сурова, но тем выше в ней проявлено стремление к идеалу.Рубцов, вместе с тем, не может не видеть, что природы становится всё меньше, что люди её губят. Многие его тексты о природе проникнуты грустью, имеют элегический характер. Рубцов как бы смотрит на природу прощальным взором, ему больно оттого, что этой нерукотворной красы всё меньше, значит, человечество становится всё беднее. Стихотворение «Поэзия»: «Теперь она вся в дымке, островками. » Природа у Рубцова и есть поэзия бытия. Здесь отчасти чувствуется перекличка с антиурбанистическими стихотворениями Есенина 1919-1920 годов, хотя прямых обличений города у Рубцова мы не встречаем, скорее, оплакивание уходящего.Очень часто природа у Рубцова оказывается связана с миром сельской жизни. Деревня, с точки зрения Рубцова, – праматерь России, которая когда-то вся началась с деревень, только те, которые стояли на важных торговых путях, постепенно укрупняясь, превратились в города. «Жар-Птица»: «В деревне виднее природа и люди. // Виднее на поле при звёздном салюте, // На чём поднималась великая Русь». Каждый человек более заметен и более тесно, пусть поневоле, связан с почвой. Жар-Птица – образное обозначение самой России, горячо любимой поэтом. Широте русских просторов у Рубцова соответствует широта русского национального характера. Однако он подчёркивает, что русская природа – скромная, да и русскому характеру свойственна скромность. Мысленным взором Рубцов уходит в прошлое России, и в его сознании встают картины борьбы с иноземцами за национальную независимость, те страдания, которые выпали на долю русского народа. Ещё большую ответственность за судьбы родины он чувствует, мысленным взором «просматривая» эти картины. «Видения на холме»: автор прямым текстом говорит, что он больше гордится старой (». За все твои страдания и битвы») Россией, чем современной. Образ кладбища: вся Россия покрыта кладбищами.. Надо обратить внимание, что в большом количестве стихотворений возникают у Рубцова образы церквей, соборов, но часто в разрушенном виде, что склоняет автора к печали. «Лежат развалины собора, как будто спит былая Русь». Рубцов был среди тех, к стремился восстановить эти культурные ценности как, вместе с тем, и ценности христианские. Он подчёркивал, что в этом желании нет ничего реакционного, а просто это стремление сохранить для русского человека наследие прошлого. «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны»: «Не жаль мне растоптанной царской короны, но жаль мне разрушенных русских церквей».Первый его идеал – гармония: мировая, между человеком и природой, в самом человеческом обществе. Поэт подчёркивает, что человек, вышедший из природы, – существо социальное и нуждается в себе подобных. Человеческая душа, ее пределы, ее моральные границы растянуты безгранично — исторический опыт помочь тут не может".Отсюда во многом — очерковое, документальное начало в "Колымских рассказах", первопроходческий этнографизм и натурализм, пристрастие Шаламова к точной цифре, еще более усиливающей достоверность повествованияНе просто голод или холод, непосильный труд или побои, но физические последствия этих экстремальных состояний, то, что можно назвать физиологией, — вот что становится сквозным сюжетом шаламовских рассказов."Лагерь же — мироподобен. В нем нет ничего, чего не было бы на воле, в его устройстве социальном и духовном, — писал Шаламов. — Лагерные идеи только повторяют переданные по приказу начальства идеи воли. Ни одно общественное движение, кампания, малейший поворот на воле не остаются без немедленного отражения, следа в лагере. Лагерь отражает не только борьбу политических клик, сменяющих друг друга у власти, но культуру этих людей, их тайные стремления, вкусы, привычки, подавленные желания".Идея мироподобия лагеря — идея не только нравственно-психологическая, но и социально-политическая. Подчеркнуть ее нужно еще и потому, что Шаламов в своей прозе избегает прямых политических обобщений, Но и для В. Шаламова каждый из его рассказов — "пощечины", приговор режиму. Всем художественным строем, самим материалом рассказа, воплотившим внутренний жест писателя.Смещение понятий добра и зла, их деформация начинались не в лагере. Лагерь лишь продолжение этого социально-нравственного и психологического процесса, стимулируемого системой. Раз лагерь подобен воле, то верно и обратное, — воля, общество подобны лагерю.В "Колымских рассказах" Шаламов точно нащупывает общие болевые точки, звенья одной цепи — процесса расчеловечивания. потянув за одно звено, он вытаскивает на свет всю цепь.( во власти, в литературе, в медицине и …)Анализируя изображение лагеря в прозе В. Шаламова, нельзя не выделить еще одну его важнейшую грань, которую всячески старался подчеркнуть писатель. Этой гранью лагерь опять же тесно смыкался с "миром" — так же лицемерно, бесчестно и кроваво — ТРУД –
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.
Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.
85-летию со дня рождения Н. М. Рубцова (1936-1971)
«Тихая лирика» и поэзия Н.Рубцова
Рис.5.72. В.Кожинов. Портрет Н.Рубцова
Понятие «Тихая лирика»
Значительным явлением в литературе 1970-х стало такое направление, а точнее тенденция в литературе, которая получила название “тихой лирики”. “Тихая лирика” возникает в литературе во второй половине 1960-х годов, в противовес “громкой”, “эстрадной” поэзии шестидесятников. После 1964 года стал очевидным кризис “оттепели”, с этим кризисом и связано появление так называемой “тихой поэзии”.
“Тихая лирика” — это Н.Рубцов, В.Соколов, А.Жигулин, А.Прасолов, Н.Тряпкин, А.Передреев, С.Дрофенко. Их сближает прежде всего система нравственных и эстетических ценностей. Публицистичности шестидесятников они противопоставили элегичность, мечтам о социальном обновлении общества — идеи возвращения к истокам народной культуры, к нравственно-религиозному обновлению. Традиции Маяковского они предпочли традицию Есенина. “Тихие лирики” образам прогресса, новизны, западничества противопоставляли тридиционные эмблемы Руси, легендарные и былинные образы, церковные, христианские атрибуты. Вместо экспериментов в области поэтики, ритмики они предпочитали простой традиционный стих.
Сам по себе такой поворот свидетельствовал о глубоком разочаровании в тех надеждах, которые были заявлены “оттепелью”. С другой стороны, идеалы и эмоциональный строй “тихой лирики” легче могли приспособиться к надвигающемуся “застою”, чем “революционный романтизм” шестидесятников
Во-первых, в “тихой лирике” социальные конфликты лишались остроты, публицистической запальчивости.
Во-вторых, общее чувство сохранения и возрождения более соответствовало “застою”, чем мечты об обновлении, о революции духа шестидесятников.
Таким образом, “тихая лирика” как бы вынесла за скобки такую важнейшую для оттепели категорию, как категория свободы, заменив её более уравновешенной категорией традиции.
Разумеется, в этой “тихой лирике” тоже звучал серьёзный вызов официальной идеологии, так как под традициями “тихие лирики” и “деревенщики” понимали не революционные традиции, а моральные и религиозные традиции русского народа, разрушенные революцией.
Роль лидера “тихой лирики ” досталась рано погибшему Н.Рубцову (1936–1971).
Поэзия Николая Рубцова
Рис.5.73. Рубцов, Николай Михайлович
Рубцов Николай Михайлович (1936–1971), русский советский поэт. Родился 3 января 1936 в поселке Емецк Архангельской области; сын погибшего в войну политработника, с 6 лет потерял мать, воспитывался в детских домах.
Рис.5.74.Отец поэта - Михаил Андрианович Рубцов
Рис.5.75.Мать поэта - Александра Михайловна
Рис.5.76. Н.Рубцов с воспитательницами детдома
Учился в лесотехническом техникуме г.Тотьма. С 16 лет скитался по стране, был библиотекарем, кочегаром на рыболовном судне, нес срочную службу на Северном флоте, работал в Ленинграде на Кировском заводе (кочегаром, слесарем). В 1962–1969 учился в Литературном институте им. М.Горького.
Печатался с 1962. Опубликовал сборники «Лирика» (1965), «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970), «Зеленые цветы» (1971). Посмертно издан его последний сборник «Подорожники» (1976)
.
Рис.5.77. Памятник Николаю Рубцову. Работа скульптора Вячеслава Клыкова
В отличие от поэтов-шестидесятников Рубцов совершенно игнорирует традиции поэзии модернизма. Он почти полностью освобождает свои стихи от сложной метафоричности, главный акцент переносит на напевную интонацию.
Его поэзия — весомый, серьёзный аргумент в пользу традиционности, в противовес новизне, эксперименту. Интересна традиция, в которую Рубцов “встраивал”, “вписывал” своё творчество. Он соединял фольклорную песню с поэзией Тютчева, Фета, Блока и, конечно, Есенина. В самом наборе уже звучал вызов залакированному Некрасову, “поэту социализма” Маяковскому.
Но здесь важно назвать ещё одно звено, возможно, самое существенное: между Блоком и Есениным располагалась так называемая “новокрестьянская поэзия”, поэзия Николая Клюева, Сергея Клычкова. “Тихие лирики”, в частности Рубцов, подключаются именно к этой оборванной традиции, принимая от них такие качества, как:
религиозный культ природы;
изображение крестьянской избы как модели мира;
отталкивание (полемическое) от городской культуры;
живой интерес к сказочному, фольклорному пласту культуры.
Именно Рубцов первым из них обозначил очертания нового культурного мира, в пределах которого развернулись “тихая лирика”, и “деревенская проза”, и вся идеология 1970–1980-х годов.
Рассмотрим, каковы составляющие этого мира.
1. Главным образом рубцовского поэтического мира становится образ современной русской деревни — вымирающей, деградирующей.
Вполне узнаваемые детали деревенского быта вплелись Рубцовым в образы, окрашенные в апокалиптические тона (“Седьмые сутки дождь не умолкает”). Затяжной дождь в этом стихотворении превращается во всемирный потоп, разрушающий прошлое (размытое кладбище), рождающий чудовищ (“словно крокодилы”), но именно таков обычный эмоциональный контекст поэта, окружающий его деревенские зарисовки.
И постоянно повторяется с небольшими вариациями:
Весь ужас ночи за окном встаёт.
Весь ужас ночи — прямо за окошком.
Кто-то стонет на темном кладбище,
Кто-то глухо стучится ко мне,
Кто-то пристально смотрит в жилище.
Показавшись в полночном окне.
2. Ночь, тьма, разрушенное кладбище, гниющая лодка, дождь — вот устойчивые символы поэзии Рубцова, наполняющие образ современной ему деревни ужасом, ужасом потому, что чувствуется в нём близость к хаосу.
3. Однако, рисуя эту, казалось бы, совсем гибнущую деревню, поэт чувствует, что в ней есть нечто очень ценное, чего нет в новом, модернизированном мире.
Это, во-первых, ощущение покоя, скорее тоска по покою, жажда покоя, тяга к покою, которая пронизывает поэтический мир Рубцова (ср. стихотворение «Ночь на Родине»).
А центром покоя становится деревенская изба (стихотворение «Листья осенние»)
4. Деревенский мир поэзии Рубцова с его памятью о покое резко противопоставлен суетливому взбаламученному городу (стихотворение «Вологодский пейзаж»).
5. У темы покоя в поэзии Рубцова тоже есть свои устойчивые знаки, раскрывающие семантику этого мотива. Таков, например, храмовый пейзаж. Он возрождён Рубцовым после многолетнего запрета на любые положительные образы религии. Его храм и пейзаж вокруг — почти всегда в руинах. (“Лежат развалины собора, как будто спит былая Русь”, “купол церковной обители яркой травою зарос”).
6. Однако разрушенные церкви, поруганные святыни находят поддержку и согласие с образами природы. По сути дела единство между символами религиозной веры и образами русской природы образует сакральный центр поэтического мира, создаваемого Рубцовым (стихотворение «Левитану»).
В высшей степени выразительно осуществляется слияние природного и религиозного начал в стихотворении «Ферапонтово».
Рис.5.78.Эдуард Багровский. Николай Рубцов в Ферапонтове. 1999.
7. Поэтический мир Рубцова несёт отпечаток элегической традиции. В жанровом плане Рубцов преимущественно элегический поэт (стихотворение «Звезда полей»). Рубцов, переживая драму духовного сиротства, пытается разрешить её — не во всеобъемлющей мысли о мире, а в эмоциональном просветлении. Он создаёт такие образы, которые своим древним значением, памятью способны вызвать чувство покоя, блаженства, умиления (стихотворение «Видение на холме»).
Каковы отношения лирического героя с поэтическим миром? В принципе, это ощущение полной слитности, абсолютного кровного единения с ним, с миром, где картины умирания сочетаются с памятью о гармонии и покое. И поэтому катастрофичность существования этого мира становится состоянием души лирического героя.
В стихотворениях Рубцова любовь к Родине приобретает характер религиозного мистического служения; Родина для лирического героя — это та святыня, о которой не говорят громко, но которой служат душой.
8. Тяга к гармонии, чувство святости природы, единства с родным миром — увы! — не способны реально противостоять “ужасу ночи — прямо за окошком”. Но хотя бы на время они могут внести покой в душу лирического героя. Знанию лирический герой предпочитает веру. В этом смысле Рубцов раньше многих выразил тягу к восстановлению религиозного мировосприятия.
Рубцов далёк от злобы дня. Он мыслит свою судьбу в свете вечности. И его элегический тон, и мотивы увядания, разрушения, ухода носят обобщённый характер, воплощаются через архетипические образы. Основной конфликт в его лирике — конфликт между миром, в котором разрушены духовные устои, и человеческой душой, которая жаждет святости и умиротворения.
Литература
1. Белков В. Жизнь Рубцова. Вологда, 1993
Бараков В. Лирика Николая Рубцова. Вологда, 1993
2. Кожинов В. Николай Рубцов. М., 1976
Оботуров В. Искреннее слово: страницы жизни и поэтический мир Н. Рубцова. М., 1987.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.
Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.
Курс повышения квалификации
Основы издания детских книг в рамках проектной деятельности в школе
Курс повышения квалификации
Обеспечение экологической безопасности руководителей и специалистов общехозяйственных систем управления
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
«5 базовых принципов анализа проективных методик, основанных на рисунке»
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Тихая лирика»
Николая Рубцова
До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!
Николай Рубцов
Биография поэта
5 января 1936 года родился в поселке Емецк Архангельской области.
В 1950 году поступил в лесотехнический техникум в городе Тотьма.
В 1955 году перебрался в Ленинград, но вскоре был призван на военную службу.
В 1959 году вернулся в Ленинград и стал рабочим завода.
В 1965 году в Архангельске вышла небольшая книга «Лирика», а в 1967 году в Москве – «Звезда полей».
19 января 1971 года погиб в Вологде.
Дом в с. Емецк Архангельской области,
где в 1936 г. родился Николай Рубцов
Валентина Алексеевна Рубцова
Музей Н. М. Рубцова в Никольском
Детский дом в с.Никольское,
где в 1943-1950 гг. жил Н. Рубцов
Николай Рубцов с воспитательницами детдома
Диплом об окончании
Литературного института
Тотьма. Река Сухона
Тихая моя Родина…
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи.
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
- Где же погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу. -
Тихо ответили жители:
- Это на том берегу.
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.
Русский огонёк
Погружены в томительный мороз,
Вокруг меня снега оцепенели.
Оцепенели маленькие ели,
И было небо темное, без звезд.
Какая глушь! Я был один живой.
Один живой в бескрайнем мертвом поле!
Вдруг тихий свет (пригрезившийся, что ли?)
Мелькнул в пустыне, как сторожевой.
Об одиночестве лирического героя, потерявшего дорогу в непроглядной звёздной ночи.
- Какие символические образы несут значения печали, грусти, душевного холода?
«Томительный мороз», оцепеневшие снега и ели, тёмное небо, без звёзд; бескрайнее мёртвое поле.
- О чём это поэтическое произведение?
- Звезда у поэта – один из главнейших символов. Почему же здесь «небо тёмное, без звёзд»?
Поэт показывает отсутствие гармонии в душе лирического героя, подчёркивает тяжесть одиночества.
- Какое значение имеет в ст. образ дома?
В свою поэзию Рубцов принёс представление русского народа о доме как пристанище, источнике добра и счастья. Поэтому здесь образ дома как символ желанного пристанища души.
- Как вы понимаете слова: «За всё добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью»?
- Найдите строки в ст., в которых поэт показывает, как всенародная трагедия сказалась на судьбах старой крестьянки, её родных и близких.
Видения на холме
Взбегу на холм и упаду в траву.
И древностью повеет вдруг из дола!
И вдруг картины грозного раздора
Я в этот миг увижу наяву.
Пустынный свет на звездных берегах
И вереницы птиц твоих, Россия,
Затмит на миг В крови и в жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя.
Россия, Русь - куда я ни взгляну.
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя.
- Какой видит свою родину поэт?
Видение у Н.Рубцова – отдых для души, опутанной житейскими цепями. Это состояние заставляет человека осознать свою связь с миром, ощутить причастность своей судьбы к судьбе родины. Душа человека во сне, в полудреме черпает силы в том, что было давно с человеком и его отчизной, переживает боль давно минувших столетий. Чтобы уберечь родину от ошибок в настоящем, видения воскрешают картины русской старины. Будто наяву видит лирический герой «в крови и жемчугах тупой башмак скуластого Батыя». Его историческая память очень тревожна. Трагические моменты истории он переживает как непреходящую личную боль.
- Какие страницы истории Руси вспоминаются поэту? Как изображаются враги России?
Перед глазами лирического героя предстает прошлое: цепь грозных событий: картины грозного раздора, татаро-монгольское нашествие, затмившее свет на звездных берегах, другие бесчисленные страданья и битвы (о них свидетельствует многоточие в конце первой строфы). Холм – за деревенской околицей – не такая уж большая высота, но с нее видна вся Родина – не в пространственном, а в историческом временном плане. Холмы воспринимались поэтом как своеобразные следы истории народа: древность, повеет, дол. Очень удачное сочетание, точное и единственно возможное: дол – впадина, углубление. Древность – далекое прошлое, ушедшее вглубь веков.
- Что значит для поэта Родина?
Родина для поэта – это прежде всего сельская Россия с ее бескрайними полями, лесами, безбрежным небом. Звездное небо символизирует собой вечность, перед лицом которой даже нашествие Батыя – лишь миг. Гармоничность природы Руси противостоит здесь смерти и горю, что приносили на русскую землю враги. Однако финальная картина мирной жизни утверждает незыблемость миропорядка.
Это поэтическое направление, объединяющее поэтов, тематически тяготеющих к традиционным жизненным приоритетам: религиозному миропониманию, культу домашнего очага, осознанию особой значимости общения с природой для гармоничной жизни человека, восприятие русской деревни как хранительницы древней народной культуры.
«Тихая поэзия» возникла как противостояние «эстрадной», громкой лирике.
Творческая среда: мощная духовная идея, обращённая к личности, к родине, к России, говорящая о неразрывной связи с ней.
Прослеживаются традиции русской классической поэзии 19 века, прежде всего Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н. Кольцова, А.С. Пушкина. Для них, как для Тютчева и Фета, самым главным является образ человека перед лицом мироздания.
Особенности «тихой лирики»
Темы | Идеи | Символы-образы |
малая родина, природа и история, природа и нация (народ), Душа и Вселенная, терпение, любовь к матери, к женщине. | боль за утрату нравственных чувств, стремление к истокам, корням, связь личности с родиной, нацией, воплощение духовного мира человека в лирике, вера в возрождение России, призыв к возрождению. | отчий дом, образы природы (Вселенная, свет, звезда, · небо, берёза), фольклорные образы. |
Поэзия «тихой лирики» - не просто стихи, созданные на основе мыслей и чувств. Это произведения, которые выстраданы и пережиты их авторами, а затем просто и доступно переданы и доверены читателю.
Ориентация на строгий классический размер, стремление к глубине и ясности, «простота, добро и правда».
Особое внимание уделяется пейзажу, который воспринимается как высшая жизненная ценность.
Поэтов объединяла любовь к «малой родине», к её природе, «помогала им вглядеться в духовную жизнь народа и воплотить её в поэтическом слове.
«Березы»
Стихотворение «Березы» — грустный рассказ лирического героя о себе и о своей родной земле. Центральным мотивом в нем является мотив сиротства. Тем дороже стала для него родная деревня, береза над могилой матери, шум листопада, символизирующий любование родной природой.
Зная, что Н.М. Рубцов воспитывался в детском доме, читатель часто отождествляет автора и лирического героя этого произведения, полагая, что поэт наделяет лирического героя собственной биографией. Однако отец Н.М. Рубцова не погиб на фронте, а просто не взял детей из детского дома, создав другую семью. Заветная могила мамы существовала тоже только лишь в поэтическом воображении автора, так как на самом деле Н.М. Рубцов не знал, где похоронена мать: она умерла в Вологде во время эпидемии в годы войны и похоронена была в братской могиле где-то на окраине города. Н.М. Рубцов всю жизнь пытался представить себе эту дорогую для его сердца могилу, расположенную где-то за рекой или под березами.
Поэт не боится традиционной рифмы «березы — слезы». В тексте стихотворения эта рифма выполняет важную функцию, образуя кольцевую композицию. Н.М. Рубцов в первой строфе даже два раза использует модель («березы — слезы» и «берез — слез»), но рифма от этого не выглядит навязчивой, а лишь усиливает музыкальное звучание стихотворения. Кроме того, автор широко использует для придания мелодичности звучанию произведения приемы создания звукописи: ассонанс «у» («А у нас в деревне у оград С ветром и с дождем шумел, как улей, Вот такой же желтый листопад»), звуковые удвоения («побеждает проза», «над могилой матери моей», повторы на уровне синтаксиса («когда шумят березы, Когда листья падают с берез»).
Наряду с листопадом — центральным образом звучащего мира — в этом стихотворении важен элегический настрой лирического героя, противоречивость чувств которого Н.М. Рубцов подчеркивает при помощи контрастных сопоставлений («Станет как-то радостно и больно»).
Жизнь человека неразрывно связана в контексте творчества поэта с миром природы. Это подчеркивает и метафора («ветер хмурых дней»), и состояние лирического героя, который вдумчиво вслушивается в шум листопада. Шум берез напоминает о любви и смерти, о необратимом уходе каждого живого существа в мир иной. Уже первая строка произведения, которой Н.М. Рубцов, как известно, придавал особенное значение, имеет исповедальный характер. Образ лирического героя выдвигается при этом на передний план. Эту же предельную искренность подчеркивает в последней строфе стихотворения обращение к родине «Русь моя, люблю твои березы!». Этим высказыванием лирический герой выражает не только любовь к родной природе, но и глубину патриотического чувства.
Н.М. Рубцов использует образы мира природы в стихотворении и при создании изобразительно-выразительных средств. Желтый листопад, например, «шумит, как улей». И этот прием проявляется не только в данном стихотворении, но и в творчестве Н. Рубцова в целом.
Мотив воспоминания, заявленный в стихотворении, также является сквозным в лирике выдающегося вологодского поэта. Н.М. Рубцов часто возвращался в минуты творческого вдохновения к самым острым душевным переживаниям и стремился запечатлеть их в поэтической форме.
Лагерная проза – это литературные произведения, созданные бывшими узниками мест заключения.
Повесть связана с одним из фактов биографии самого автора — Экибастузским особым лагерем, где зимой 1950 – 1951 гг. на общих работах и был создан этот рассказ. Главный герой рассказа Солженицына — Иван Денисович Шухов, обычный узник сталинского лагеря, русский крестьянин и солдат.
Это книга о внутреннем противостоянии человека и ГУЛАГа.
Автор от лица героя повествует об одном дне — из трех тысяч шестисот пятидесяти трех дней срока Ивана Денисовича.
Лагерь — это особый мир, существующий отдельно, параллельно нашему. Каждый, оказавшийся здесь, выживает по-своему (или погибает по-своему). Жизнь в зоне показана не со стороны, а изнутри, мы видим ее глазами человека, который знает о ней не понаслышке, а по своему личному опыту. Именно поэтому рассказ поражает своим реализмом.
У Солженицына наблюдается единство в изображении пространства. Лагерь – целый город, замкнутое внутреннее государство со своими правилами. Абсурдный лагерь. Счастье в еде (лишняя порция пайка), тепле (пронесли толь, чтоб залатать дыры), найти ножовку (чтобы чинить обувь), покурить, не побывать на 27 градусном морозе.
Шухов: свобода=несвобода. По его мнению: ценность жизни в счастливых минутах; приспособляйся, чтобы выжить.
Тема | Идея | Сюжет |
утверждение победы человеческого духа над лагерным насилием. ответ на мучительный вопрос тревожного века: что надо сделать, чтобы, выражаясь словами Б. Пастернака, ". ни единой долькой не отступиться от лица". | создать образ лагеря, одновременно реальный и ирреальный, абсурдный. Иными словами, показать лагерь и обыденностью и символом. | строится на сопротивлении живого - неживому, Человека - Лагерю: «Здесь, ребята, закон - тайга. Но люди и здесь живут. В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму стучать ходит». |
Проблематика произведения:
· лагерь как, воплощение злобы, недомыслия, грязи, взятых на вооружение системой;
- дать представление о поэтическом мире Н.Рубцова и некоторых поэтов «тихой лирики».
презентации урока (презентация создана учителем совместно с учащимся).
Эпиграф:
Спешит наш век. Слова мелькают,
Лязг, скрежет, гром, сирены и
Я приглашаю вас остановиться
У медленно катящейся реки.
Сегодня на уроке мы познакомимся с поэтическим направлением, вошедшим в русскую литературу 20 века под названием «тихая лирика». «Тихой поэзии» суждено было стать последним, «девятым» валом мощного всплеска поэтической энергии, который буквально взбудоражил читающую Россию середины 50-х годов.
Целое десятилетие не спадало поэтическое напряжение, появилось множество талантливых, ярких имён, обилие поэтических направлений.
Явление этого десятилетия можно сравнить, пожалуй, лишь с «серебряным веком» в русской поэзии 20 века.
Настоящий «поэтический бум» наступил в стране с середины 50-х годов 20 века, в период так называемой «оттепели». После смерти Сталина, с приходом к власти Хрущёва именно через поэтов выплеснулось всё, что накопилось. Была потребность высказаться, не боясь быть наказанным за собственные мысли и слова. Поэзия становится выразителем времени.
1. Первым, кто чутко уловил новые духовные настроения в обществе, выдохнул их свежим, молодым словом, были, как ни странно, поэты старшего поколения, начинавшие в 20-30-е годы. У В.Луговского, М.Светлова, Я.Смелякова выходят книги новых стихов. В них поэты выразили через свой личный опыт жизни трагическую историю страны. Они считали, что счастье – это, по словам Н.Асеева, «соучастье в добрых человеческих делах».
2. Следующий поток поэзии – «фронтовая лирика». Это время осмысления поэтами, чем были для народа четыре года войны. Б.Слуцкий, С.Орлов, Н.Старшинов, Ю. Друнина, Д.Самойлов раскрывали в своих стихах простые законы солдатской морали в противовес гражданской трусости и угодничеству. «Фронтовые» лирики сберегли в своей памяти и жёсткие подробности окопного быта, и высокое уважение к людям, принявшим войну и погибшим в ней. Они показали страдание и счастье в жизни человека на войне, способность сохранять своё достоинство на границе жизни и смерти.
Появилась в эти годы и новая «эстрадная» поэзия. Начало ей
положило открытие памятника Владимиру Маяковскому в Москве в 1958 году. Молодые поэты Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Р.Рождественский привнесли в поэзию ощущение радостного прощания с прошлым, непрерывного горения, высокий накал борьбы, наступления на ханжество, пошлость.
В их стихах звучала романтика дальних дорог и звёздных миров, мужество первопроходцев, порыв из повседневности к высотам бытия.
Их стихи были рассчитаны на декламацию в большой аудитории, на мгновенную реакцию слушателей. Популярность их выступлений с эстрады была очень высока, так как они открыто и зажигательно выразили то, что бродило в сердцах и умах современников. Изменилось время – и эта популярность схлынула, как и возникла.
4. Самым необычным и неожиданным явлением в стиховом многоцветье 50-60-х годов стала авторская песня. Уникальность этого явления в том, что его стержнем стала не принадлежность авторов к одному поколению, не общность жанро-стилевых пристрастий.
Общее в авторской песне – полная свобода от норм и традиций советской идеологии, от государственного надзора за искусством.
С поющей поэзией появилась новая « технология» творчества: стихи не печатались, пелись в непрофессиональном авторском исполнении с непрофессиональным музыкальным сопровождением на гитаре. Это притягивало одних и отталкивало других. Поющая поэзия родилась в узком кругу столичной интеллигенции и студенческой молодёжи.
Песни имели большой отклик и распространялись благодаря появлению в те годы магнитофонов. Поющая поэзия стала отдушиной для серьёзных мыслей и переживаний.
Во второй половине 60-х годов «поэтический бум» стал угасать. Как противостояние «эстрадной», громкой лирике «возникает «тихая лирика».
Круг поэтов этого литературного направления довольно широк. Это Н.Рубцов, А.Жигулин, В.Соколов, А.Передреев, Н.Тряпкин, Ю.Кузнецов, О.Чухонцев, А.Решетов и другие.
«Тихие лирики» не рвутся к микрофону. Их творческая среда иная: это мощная духовная идея, обращённая к личности, к родине. К России, говорящая о неразрывной связи с ней. И прозвучала она прежде всего в строках стихотворения Н.Рубцова «Видение на холме»: «Россия, Русь! Храни себя, храни!» Эта строка означает обращение поэта к традициям прошлого.
Знакомство с понятием «традиция» и выявление традиций классической традиции у поэтов «тихой лирики». В творчестве «тихих лириков» прослеживаются традиции русской классической поэзии 19 века, прежде всего Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.Кольцова, А.С.Пушкина. Для них как и для Тютчева и Фета самым главным является образ человека перед лицом мироздания.
В середине 20 столетия в ответ на бесчисленные войны и социальные эксперименты в стихах этих поэтов звучит боль об утрате нравственного ядра народной жизни, стремление вдохнуть в жизнь иссыхающие корни, связывающие личность с национальным миром, с родиной, с народом.
В судьбе этих поэтов много общего: трудная личная судьба, неизвестность их стихов, частые нападки со стороны критиков в 70-е годы. Личный и творческий путь их нелёгок. Если мы обратимся к современным словарям и энциклопедиям, то о некоторых поэтах мы не найдём ни строчки сведений, хотя их произведения заслуживают особого внимания, и прежде всего потому, что они о самом близком и родном, что есть у человека: о матери, доме, природеСегодня мы обратимся к некоторым страницам жизни и творчества этих поэтов. А начнём мы знакомство с их идейного вдохновителя – поэта Н.М.Рубцова.
Именно любовь к «малой родине», к её природе объединяла поэтов «тихой лирики», помогала им вглядеться в духовную жизнь народа и воплотить её в поэтическом слове. Продолжим наше знакомство и постараемся выявить общие черты, характерные для творчества этих поэтов.
Читайте также: