Что такое ретина дисплей на макбуке
Экран имеет зеркально-гладкую лицевую поверхность, устойчивую к появлению царапин. Судя по отражению ярких источников света, присутствует достаточно эффективный антибликовый фильтр. Олеофобного покрытия нет, что и не удивительно, так как экран не сенсорный.
Отметим, что все аппаратные тесты проводились на MacBook Pro с установленной через Ассистент Boot Camp 32-битной системой Windows 7 Профессиональная. Как это типично для подавляющего большинства ноутбуков, кроме регулировки яркости никакие другие аппаратные настройки экрана пользователю недоступны. Предполагается, что регулировка контрастности, кривых гамма-коррекции и цветопередачи осуществляется программными средствами. Однако все аппаратные тесты мы проводили без какой-либо программной коррекции (по крайней мере, в явном виде), поэтому наши результаты относятся к самой матрице, как она есть.
Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255). График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами на шкале серого:
Рост прироста яркости в целом равномерный, и каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего, в том числе в темной области:
Однако яркость ближайших к черному оттенков растет очень медленно, поэтому в тенях может ощущаться некоторая нехватка детализации. Аппроксимация полученной гамма-кривой дала показатель 2,39, что немного больше стандартного значения 2,2 (то есть по умолчанию изображение будет казаться чуть-чуть темнее, чем на стандартных мониторах sRGB), при этом аппроксимирующая показательная функция несильно отклоняется от реальной гамма-кривой:
Цветовой охват в точности равен sRGB:
Ниже приведен спектр для белого поля (белая линия), наложенный на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов).
Такой спектр с широкими горбами характерен для мониторов, в которых используется светодиодная подсветка. Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр дельта E). Близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая.
С цветовой температурой все в полном порядке — она равна 6500 К. Дельта E превышает 3 единицы, что считается верхней границей хорошо отстроенного монитора, но меньше 10 — значения, выше которого, цветопередача считается неудовлетворительной. Дельта E повышает избыток, разумеется, зеленой компоненты, что приводит к некоторому повышению яркости при том же энергопотреблении. Тем не менее, на большей части шкалы серого дельта E имеет незначительную вариацию, и это обуславливает очень хорошую визуально воспринимаемую цветопередачу.
При определении равномерности подсветки измерения яркости проводились в 25 точках экрана, расположенных с шагом 1/6 от ширины и высоты экрана (границы экрана не включены). Контрастность вычислялась, как отношение яркости белого и черного полей в измеряемых точках.
Аппаратные измерения показали великолепную равномерность всех трех параметров. При визуальной оценке видно, что черное поле на всей площади экрана равномерное и не имеет участков с локальным повышением яркости. Контрастность имеет типичное значение для IPS-матриц.
Время отклика при переходе черный-белый-черный равно 20,9 мс (11,3 мс вкл. + 9,6 мс выкл.). Переходы между полутонами происходят в среднем за 30,2 мс в сумме. Режим с разгоном матрицы отсутствует, что и обуславливает относительно большие времена отклика.
Задержку вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора мы не измеряли, так как такой монитор в принципе можно подключить к MacBook Pro, но только через специальный цифро-аналоговый переходник, которого, во-первых, у нас нет, а во-вторых, из полученных значений еще нужно было бы вычесть неизвестную задержку, относящуюся к собственно переходнику. Вместо этого мы попытались оценить среднюю задержку между запросом на смену экранного буфера и фактической сменой изображения. Такая задержка в среднем составила 19 мс. По идее, для сравнения с задержкой, полученной по обычной методике, из этого значения еще нужно вычесть среднее время ожидания вывода кадра, что при 60 кадр/с составляет примерно 8,3 мс. Полученные в итоге 11 мс вряд ли кому-нибудь помешают даже в случае очень динамичных игр.
Чтобы выяснить, как меняется яркость экрана при отклонении от перпендикуляра к экрану, мы провели серию измерений яркости черного, белого и оттенков серого (0% — черный, 100% — белый) в центре экрана в широком диапазоне углов, отклоняя ось датчика в вертикальном, горизонтальном и диагональном (из угла в угол) направлениях. Так как свойства IPS-матрицы примерно симметричны относительно вертикальной и горизонтальной осей, то для экономии времени измерения проводились только при отклонении вверх, вверх и вправо по диагонали и вправо, но для наглядности и удобства сравнения графики были достроены симметричным отражением кривых относительно вертикальной оси.
Зависимость яркости полутонов в центре экрана от отклонения оси датчика от нормали к экрану в вертикальной плоскости.
Зависимость яркости полутонов в центре экрана от отклонения оси датчика от нормали к экрану в горизонтальной плоскости.
Зависимость яркости полутонов в центре экрана от отклонения оси датчика от нормали к экрану в диагональной плоскости.
Зависимость контрастности в центре экрана от отклонения оси датчика от нормали к экрану в вертикальной, горизонтальной и диагональной плоскостях.
Зависимость яркости черного поля в центре экрана от отклонения оси датчика от нормали к экрану в вертикальной, горизонтальной и диагональной плоскостях
Уменьшение яркости на 50% от максимального значения:
Направление | Угол, градусы |
Вертикальное | 26 |
Горизонтальное | 30 |
Диагональное | 26 |
Формально согласно определению по ANSI — по падению яркости на 50% — углы обзора у данного экрана хуже, чем у типичного монитора на матрице IPS. Тем не менее, сохраняется плавное уменьшение яркости при отклонении от перпендикуляра к экрану в горизонтальном направлении, при этом графики не пересекаются во всем диапазоне измеряемых углов. Чуть быстрее падает яркость при отклонении в вертикальном направлении. При отклонении в диагональном направлении поведение яркости оттенков имеет промежуточный характер между вертикальным и горизонтальным направлениями, за исключением яркости черного поля, которая начинает возрастать уже примерно при 40 градусах отклонения от перпендикуляра к экрану. Однако как угол, при котором яркость черного поля возрастает, так и относительная величина, до которой яркость растет, существенно меньше, чем типичные значения в случае обычных матриц IPS. В итоге при визуальной оценке яркость черного поля в диагональном направлении возрастает несущественно. Как следствие контрастность в диапазоне углов ±82 градуса для всех направлений значительно превышает 10:1. Отметим, что при отклонении взгляда вниз относительно плоскости экрана черное поле в диагональном направлении приобретает легкий фиолетовый оттенок, но при отклонении вверх выраженный оттенок отсутствует.
Для количественной характеристики изменения цветопередачи мы провели колориметрические измерения для белого, серого (RGB = 127, 127, 127), красного, зеленого и синего, а также светло-красного, светло-зеленого и светло-синего полей во весь экран с использованием установки, подобной той, что применялась в предыдущем тесте. Измерения проводились в диапазоне углов от 0 (датчик направлен перпендикулярно к экрану) до 80 градусов с шагом в 5 градусов. Отклонение по вертикали вниз ограничено 65 градусами, так как при больших углах датчик упирался в корпус ноутбука из-за того, что экран откидывается менее чем на 180 градусов. Полученные значения интенсивностей были пересчитаны в отклонение дельта E относительно замера каждого поля при перпендикулярном положении датчика относительно экрана. Результаты представлены ниже:
В качестве реперной точки можно выбрать отклонение в 45 градусов, что может быть актуальным в случае, например, если изображение на экране рассматривают два человека одновременно. Критерием сохранения правильности цветов можно считать значение дельта E меньше 3. Из графиков следует, что цвета меняются немного сильнее, чем в случае лучших вариаций IPS-матриц, но в целом сдвиг оттенков можно считать несущественным.
Итого, даже не принимая во внимание собственно разрешение, экран Retina в ноутбуке MacBook Pro меняет представление о том, каким может быть экран ноутбука и вообще матрица типа IPS. Впервые мы увидели IPS-матрицу, у которой фактически отсутствует типичное повышение яркости черного поля при отклонении в диагональном направлении. Также стоит отметить великолепную равномерность черного и белого полей и традиционное для устройств от Apple отсутствие мерцания подсветки при понижении ее яркости. Некоторые претензии, вероятно, могут иметь разве что заядлые геймеры, так как отсутствие разгона матрицы приводит к довольно большим значениям времен отклика.
Программное обеспечение
MacBook Pro Retina поставляется с предустановленной Mac OS X 10.7.4 Lion, но всем покупателям будет доступно (в июле) бесплатное обновление до Mac OS X 10.8 Mountain Lion. А пока нам предлагают семь обновлений, в том числе довольно крупное (1,14 ГБ) обновление, выпущенное специально для этой линейки MacBook Pro.
В принципе, описывать предустановленные приложения смысла нет, поскольку этот набор хорошо известен каждому пользователю компьютеров Apple и меняется с годами минимально. А о самой операционной системе у нас уже была статья, так что рекомендуем обратиться к ней. В данном же случае нас интересовало, в первую очередь, то, насколько хорошо ОС и ПО (как производства Apple, так и сторонних разработчиков) работают с разрешением Retina Display.
Степень детализации, конечно, поражает. Например, вот реальный размер двух иконок со скриншота выше:
Размер изображения на экране можно регулировать в настройках дисплея. Нам предлагают пять вариантов.
Вот как выглядит изображение, если выбрать крайний правый вариант («больше места»).
Нормально работать с такими настройками можно было бы, если экран был хотя бы с диагональю 24 дюйма. А на 15 дюймах это слишком мелко. Поэтому предлагаемая по умолчанию «золотая середина» кажется наиболее комфортным решением. Хотя, скажем, пожилым людям со слабым зрением будет удобнее еще более крупное изображение.
Mail на MacBook Pro Retina выглядит замечательно. Все шрифты в письмах — гладкие, никаких проблем с текстовым содержимым нет, работать одно удовольствие. Правда, если в письмо вставлен графический элемент (логотип компании, например), то могут быть проблемы из-за нехватки разрешения этого элемента.
Куда сложнее ситуация с браузерами. Мы пробовали открывать сайты в предустановленном Safari и в Google Chrome. Результат следующий. В Safari шрифты выглядят корректно, а вот растровая графика демонстрирует нехватку разрешения.
Насколько это бросается в глаза при веб-серфинге? Не то чтобы прямо бросается, но заметно, да. Даже если особо не приглядываться. К идеальной гладкости и четкости Retina привыкаешь очень быстро, и недостатки даже маленьких картинок видишь сразу.
Что касается Chrome, здесь все еще печальнее. Плохо выглядят не только изображения (любые), но и текст.
Теперь попробуем установить офисный пакет Microsoft Office 2011 for Mac. Результат, увы, разочаровывающий. Вот как выглядит интерфейс:
Но ладно бы только интерфейс, но и текст в Word тоже не лучше:
Конечно, можно сказать, что это придирки, и что некорректно увеличивать скриншоты до 100% и смотреть их на большом мониторе. Но дело в том, что на экране 15-дюймового MacBook Pro Retina все эти недостатки хорошо видны.
Зато два из трех ключевых профессиональных пакетов Apple — Aperture 3 и Final Cut Pro X — получили поддержку разрешения Retina сразу после анонса на WWDC. Без обновления остается пока только Logic Pro 9. Приводим два скриншота Aperture 3.
Впрочем, одну игру, поддерживающую такое разрешение, мы все-таки нашли: это «Civilization V: Campaign Edition». Но и здесь нас поджидал сюрприз. Во-первых, такое разрешение поддерживалось только в самой игре, а все стартовые меню превращались в маленькие окошки по центру экрана (мелочь, но впечатление портит). А во-вторых, и это главное, реально играть на MacBook Pro Retina, выставив максимальное разрешение, было просто невозможно: все кнопки и надписи в игре были такими мелкими, что приходилось все время щуриться и наклоняться к экрану.
То есть картинка, конечно, красивая, но играть неудобно. Так что и для «Civilization V» требуется полноценное обновление. Вопрос в том, насколько быстро оно появится. Если в случае с iPad этот процесс идет семимильными шагами, то здесь все может растянуться: для единственной модели MacBook Pro разработчики не факт что согласятся переделывать всю графику. С другой стороны, именно MacBook Pro Retina может открыть новые перспективы для рынка игровых ноутбуков. Но пока это только перспективы.
Windows 7 на MacBook Pro Retina
Изучение ситуации с ПО на MacBook Pro Retina было бы неполным без установки Windows 7. Что мы и сделали, воспользовавшись Ассистентом Boot Camp. И сразу возникла сложность: Boot Camp отказывался работать с внешним оптическим приводом Apple SuperDrive, в котором был диск Windows 7, и требовал именно образ Windows, а также флэш-накопитель, который и будет использован как загрузочное устройство. Причем, емкость флэш-накопителя должна быть больше 4 ГБ, но использовать внешний HDD нельзя.
Да и сам факт необходимости создавать ISO-образ, тогда как у нас есть и лицензионный диск, и фирменный внешний привод, кажется странным. Понятно, что в принципе это (при наличии ПК под управлением Windows) сделать не так сложно. Но, во-первых, для неопытного пользователя это не самая ординарная задача, во-вторых, банально может не быть подходящего флэш-накопителя, а в-третьих, у пользователя просто может не быть ПК! Но Apple это все не учитывает. Закрадывается даже мысль, что Apple сознательно создает трудности (или, скажем деликатно, ограничения) пользователю, который хочет установить Windows на Mac. И правильно — нечего всякие конкурирующие операционки ставить на новенький Мак! :)
Шутки шутками, но даже подготовив все необходимое и начав процесс, мы столкнулись с рядом проблем — это и сбои, и отсутствие внятного описания, отвечающего на все возникающие вопросы. На MacBook с оптическим приводом таких проблем не было. Почему нельзя было здесь реализовать корректно и удобно? Но — оставим это на совести Apple. Нас больше интересует, как Windows 7 выглядит на Retina Display.
А выглядит эта ОС весьма и весьма неплохо!
Для наибольшего удобства стоит выставить масштаб 150% или даже 200%. Это делается следующим образом: Разрешение экрана / Сделать текст и другие элементы экрана больше или меньше / Другой размер шрифта (точек на дюйм).
Максимально поддерживаемое Windows 7 количество точек на дюйм — 192. Это близко к разрешению Retina Display (220 точек на дюйм). Поэтому таких проблем со шрифтами, как в неоптимизированных приложениях для Mac OS, здесь не будет (Windows корректно выполняет масштабирование и сглаживание шрифтов).
В целом, можно сказать, что Windows 7 вполне работоспособна и удобна на MacBook Pro Retina. Главный плюс — шрифты везде нормальные. Хотя, разумеется, проблемы с растровыми картинками из интернета никуда не делись, равно как и с интерфейсом некоторых программ (включая Microsoft Office, который, тем не менее, выглядит на MacBook Pro Retina в Windows 7 существенно лучше, чем Office 2011 в Mac OS X). В принципе, чтобы понять, как будет выглядеть Windows 7 и приложения для него на MacBook Pro Retina, достаточно на обычном ПК выставить масштаб 200% (192 ppi). То же самое вы увидите и на MacBook Pro, только там это будет казаться нормальным размером. Но все артефакты будут видны так же хорошо.
Выводы
Итак, наше первое знакомство с MacBook Pro Retina состоялось, пришло время сделать выводы. Что это? Лучший ноутбук 2012 года? Возможно. Новый законодатель мод? Безусловно. Объект желания как для техноманьяков, так и для простых пользователей? Само собой. В общем, Apple в своем стиле. Сначала несколько лет выжидает, потихоньку улучшает существующую линейку, не внося радикальных изменений, а потом как выстрелит! — и всем остальным производителям приходится спешно принимать меры, чтобы успеть на уходящий поезд.
Разумеется, как и у любого плода технологического прорыва, у нового MacBook Pro есть недостатки и особенности, которые будут мешать пользователю (по крайней мере, на первых порах). Прежде всего, речь о стороннем ПО, не оптимизированном для такого разрешения и экрана такого размера (об этом мы подробнее расскажем во второй части статьи). Второй отрицательный момент — нагрев, шум и небольшое время автономной работы. Понятно, что это плата и за разрешение экрана, и за мощность, и за дизайн. К тому же, плата не такая большая, поскольку ситуация здесь хотя и не идеальная, но и не катастрофическая. И тем не менее, все это вместе может подпортить восторг от обладания MacBook Pro. Особенно при ситуации, когда ноутбук покупается для «всего понемножку». Если же вам нужны профессиональные приложения Apple (Aperture или Final Cut, например), а остальное мало волнует, то тогда MacBook Pro практически идеален.
Вначале немного фактов из личного дела. Последней версией Windows, с которой я плотно работал, была Windows XP. И хотя в тот момент уже существовала Windows Vista, вместо ее покупки и установки я перешел на Mac. Пожалеть об этом с тех пор не пришлось ни разу. За несколько лет плотной работы Mac OS успела обновиться четырежды, если не считать многочисленных мелких апдейтов и выхода новых плагинов. Сначала был Leopard, затем Snow Leopard, потом Lion, Mountain Lion и, наконец, Mavericks. С покупкой первого MacBook Pro я полностью отказался от использования настольного компьютера, и ноутбук с тех пор сопровождает меня повсюду. Я работаю за ним дома, приношу в офис, беру в поездки и не оставляю дома, даже отправляясь в отпуск.
Переход с Windows на Mac, пожалуй, стал переломным моментом в моем пользовательском опыте. И казалось, что дальше никаких резких изменений не будет — покупай себе новый MacBook Pro и радуйся. Однако Apple явила миру макбуки с Retina-дисплеем. Стало понятно, что это следующий переломный период. Вам кажется, что большее разрешение экрана не несет в себе ничего нового? Вы ошибаетесь. Сейчас я расскажу обо всех особенностях работы с MacBook Pro 15 Retina после нескольких месяцев ежедневного использования.
MacBook Pro 15 Retina на рабочем месте
Моим основным и единственным компьютером был 13-дюймовый MacBook Pro 2010 года выпуска. И несмотря на то, что сам он морально устарел, я совершенно не спешил с покупкой более современных «прошек». Причина была довольно банальной. Ноутбук на базе Intel Core 2 Duo по сей день остается самым долгоиграющим макбуком. 10 часов автономной работы — прекрасный результат. Ни один из современных MacBook Pro не работает так долго. Однако время шло, я стал присматриваться к 15-дюймовому MacBook Pro с Retina-дисплеем и морально был готов пожертвовать парой часов автономности. Меня очень привлекала возможность заиметь более мощный и современный ноутбук с лучшим в мире экраном, который весил бы те же 2 кг, которые я привык носить с собой каждый день. Чуть большие линейные размеры (примерно на 3 см больше в длину и на 2 см в ширину) проблемой не стали: во все имеющиеся сумки и рюкзаки новый макбук влез без проблем. А в толщину MacBook Pro с Retina-дисплеем почти на треть меньше 13-дюймовой модели без Retina!
Что однозначно понравилось?
Прежде всего, дисплей. И дело не столько в увеличенном разрешении, сколько в наличии IPS-матрицы. Прежние MacBook Pro оснащались экранами TN+film, очень добротными и практичными, но все же углы обзора были не самыми лучшими. В случае с Retina они вплотную приближаются к 180 градусам по вертикали и по горизонтали.
Угол обзора экрана MacBook Pro 15 Retina
Отдельное «спасибо» за то, что дисплей не сенсорный. Я по-прежнему уверен, что тачскрин в ноутбуке — вещь совершенно бессмысленная. Большинство ноутбуков с Windows 8 преподносят это как преимущество, но реально пользуются сенсорным экраном очень немногие. Я серьезно. Просто понаблюдайте за тем, как работают за ноутбуками люди в кафе, в офисах, в парках. Никто не тычет пальцем в экран, ведь потом разводы мерзко бликуют на солнце и дисплей нужно протирать. К тому же у ноутбука есть клавиатура и тачпад. Их сенсорный экран не заменит, а в дополнении эти элементы вряд ли нуждаются.
Тачпад (точнее, трекпад) MacBook Pro 15 Retina
Для жестов в MacBook Pro есть тачпад. А вернее, трекпад. «Пятнашка» с Retina-дисплеем не стала исключением. Правда, ничего нового о нем сказать не удастся, поскольку тачпад совершенно не изменился — он такой же большой и удобный, как и во всех прочих моделях MacBook Pro и MacBook Air (кроме 11-дюймовой модели), поддерживает те же жесты и работает столь же безупречно. В моем старом макбуке трекпад работает превосходно после четырех лет ежедневного использования. Правда, мне не нравится то, что в OS X по умолчанию установлена реверсивная прокрутка. Чтобы прокрутить страницу вниз, по тачпаду нужно провести вверх. Мол, перетаскивать нужно не скролл бар, а контент страницы. Объяснение логичное и вроде бы правильное, но мой мозг отказывается это принимать. Поэтому в настройках я сразу вернул всё как раньше, благо такая возможность осталась.
Клавиатура MacBook Pro 15 Retina
Клавиатура также обошлась без изменений. Ход клавиш разве что стал чуть короче, примерно как у MacBook Air, но в остальном ощущения от работы ровно те же. Можно набирать текст вслепую, пользоваться сочетаниями клавиш, и даже сочетать клавиши с тачпадом, действуя одной рукой.
В моем старом макбуке за четыре года очень активного использования (фактически, это пишущая машинка) клавиатура никак не изменилась и работает как новая. Клавиши слегка потерлись, конечно, но это никак не сказалось читаемости символов. Apple использует особую гравировку: фактически каждая буква или символ на клавише — это участок прозрачного пластика, так что стереть буквы с кнопок совершенно невозможно. Правда, если вы купите ноутбук в США или в Китае и сделаете гравировку кустарным способом, то, конечно, через пару лет вам придется повторять процедуру. Впрочем, не исключено, что сейчас можно нанести кириллицу таким же образом, как это делает Apple при производстве.
Левый динамик MacBook Pro 15 Retina
Немного лучше стал и звук — громче и объемнее. Полагаю, здесь дело в увеличенных динамиках, а также в том, что они расположены по бокам, а не под клавиатурой. В небольшой комнате можно даже слушать музыку или смотреть фильм. Впрочем, я в 90% случаев использую наушники — это давняя привычка.
Весь фирменный софт Apple превосходно оптимизирован под Retina, однако речь идет только о последних версиях продуктов. Со сторонним софтом нюансов побольше, но в целом актуальные версии приложений на новых макбуках выглядят прекрасно. Но об этом ниже.
MacBook Pro 15 Retina вверх ногами
Нельзя не отметить и широкий выбор конфигураций. С прошлого года в каждом MacBook Pro по умолчанию стоит 8 гигабайт оперативной памяти, которых хватает для большинства типовых задач. При желании объем можно увеличить до 16 ГБ, с запасом на будущее. И, кстати, я настоятельно рекомендую брать конфигурацию помощнее, поскольку в MacBook Pro с Retina-дисплеем память распаяна на системной плате и самостоятельно заменить модули на более емкие нельзя. Нельзя нарастить и объем SSD — вернее, сделать это можно только при покупке. Максимум, на что можно рассчитывать — это 1 ТБ. 256 гигабайт может не хватить, особенно с учетом того, что видео-контент в невысоком разрешении на таком экране выглядит как-то не очень, и вы не будете нормально воспринимать ничего, кроме HD или Full HD. Ну а средний фильм в таком разрешении занимает гигабайт 12.
MacBook Pro 15 Retina на журнальном столике
И еще один приятный момент — корпус ноутбука стал меньше греться под нагрузкой. Нельзя сказать, что стало совсем хорошо — все-таки алюминий по-прежнему используется для теплоотвода — но во время обработки фотографий в формате RAW я могу спокойно ставить лэптоп на колени. Раньше это было невозможно.
Что не очень нравится?
Непривычным поначалу казалось расположение разъема для наушников. В оригинальном MacBook Pro 13 (в том, который без Retina-дисплея) он располагался на левом торце очень близко к переднему краю, так что стандартного (1,2 метра) провода от наушников хватало, чтобы откинуться на спинку кресла, сидя за столом. В новом MacBook Pro он расположен сильно дальше, и стандартного провода немного не хватает. Впрочем, возможно, это слишком надуманная проблема.
Порты и разъемы на правом торце MacBook Pro 15 Retina
Порты и разъемы на левом торце MacBook Pro 15 Retina
Не очень актуальным в моем случае стало наличие сразу двух портов Thunderbolt. 27-дюймового монитора Apple у меня нет, внешнего жесткого диска с таким разъемом тоже нет. Так что один порт сразу был занят переходником на Ethernet, а второй остается без дела. Лично я бы предпочел еще один USB-порт.
Максимальный угол раскрытия крышки MacBook Pro 15 Retina
По сравнению с обычным MacBook Pro в модели с Retina-дисплеем крышка открывается не так широко. В теории это может создать определенные трудности, если вы привыкли ставить ноутбук на подставку, поднимая экран до уровня глаз, но на практике такие случае единичны.
Крышка ноутбука стала тоньше, а экран больше не имеет воздушной прослойки между матрицей и внешним стеклом. Если дотронуться до него пальцем, он прогибается и «играет» разводами. То есть с практической точки зрения такое решение менее надежно, чем прежнее. Но такой подход позволил сделать ноутбук тоньше и легче, а также увеличить углы обзора и улучшить общие впечатления от работы. Правда, пользоваться им предстоит осторожно — какая-нибудь крошка, попавшая на клавишу, может повредить экран — он вплотную прилегает к клавиатуре.
Retina-совместимость и оптимизация
По умолчанию экран в MacBook Pro 15 Retina масштабируется, все элементы интерфейса имеют такие же размеры, как и в разрешении 1440х900 точек. Разница лишь в том, что шрифты, кнопки, иконки и картинки выглядят более четко. После Retina очень некомфортно снова работать за экраном с разрешением 1280х800 точек. То, что раньше казалось нормальным, теперь выглядит совсем нечетко. Собственно, то же самое можно заметить, если сравнить iPad mini и iPad mini Retina. Это новая планка качества для дисплеев, Full HD матрицы современных Windows-ноутбуков не идут ни в какое сравнение.
Настройки масштабирования на MacBook Pro 15 Retina
Эквивалент разрешения 1440х900 на примере Adobe Photoshop CS6
Эквивалент разрешения 1920х1200 на примере Adobe Photoshop CS6
Но, конечно, есть тонкости. Будьте готовы к тому, что все картинки на ваших любимых сайтах станут выглядеть хуже. Но есть и приятные исключения. Скажем, ВКонтакте отображается прекрасно, а вот Facebook до сих пор не оптимизирован. Веб-интерфейс Instagram недавно обновился и теперь выглядит на Retina-экране превосходно, а вот разрешение фотографий слишком мало. Но тут дело не столько в веб-интерфейсе, сколько в размере самих картинок. Поскольку Instagram — сервис прежде всего смартфонный, и размер картинки подобран с учетом средней скорости мобильного Интернета, то особых улучшений в ближайшее время ожидать не стоит.
Фирменный софт Apple, разумеется, оптимизирован наилучшим образом. Это касается всех встроенных приложений, официального сайта, интерфейса iCloud и так далее. Старые программы для Mac в Retina-разрешении выглядят скверно. Например, новый iWork при всех его достоинствах стал более казуальным. Тот же Pages стало гораздо менее пригодным для профессиональной работы. В работе журналиста шаблоны с красивыми списками, продвинутые функции вставки картинок и прочих медийных элементов совершенно не нужны. Нужны широкие возможности работы с выделением текста, сочетания клавиш, простота и скорость форматирования. В новом iWork зачем-то убрали возможность выделения разрозненных фрагментов текста с зажатием Cmd, а выделение с клавиатуры с использованием Shift, Alt, Cmd и стрелок стало работать по-новому. В Pages 09 все это было реализовано гораздо лучше и удобнее. Но мне пришлось перейти и смириться, потому что смотреть на грубый пикселизированный шрифт было неприятно. Кстати, это очень занятная деталь. Если взять неоптимизированный под Retina вебсайт, то нечетко будут выглядеть только картинки и растровые элементы интерфейса. Шрифт будет идеально четким. В Pages 09 ничего такого нет, шрифт ужасен, а исправлять это, естественно, Apple уже не будет.
То же самое справедливо для всех ранних версий продуктов Apple. Если вам не понравился Final Cut X, то без боли в сердце вы не сможете пользоваться более ранними версиями просто потому, что на Retina-экране они выглядят ужасно. С Aperture, Garage Band, iMovie, iPhoto, iTunes, QuickTime и прочими фирменными приложениями никаких проблем нет. Собственно, здесь нет никаких причин для использования более ранних версий. Да и возможности поставить их, по большому счету, нет, вы сразу получите ноутбук со свежайшими версиями.
С продуктами Adobe картина чуть получше. Почти все продукты из комплекта Creative Suite 6 обновились и выглядят хорошо. Правда, обновления для каждого из них нужно ставить отдельно. Photoshop CS6 выглядит превосходно, а значит, можно повременить с переходом на CC с ежемесячной оплатой и еще какое-то время пользоваться позапрошлогодними продуктами. Ирония в том, что наименее оптимизированным продуктом стал Acrobat.
OS X, Windows и краткое напутствие свитчерам
Если вы до сих пор не перешли на Mac из-за отсутствия необходимых приложений, то в очередной раз напомним, что Windows (от XP до Windows 8) легко и без проблем ставится на любой современный Mac. Можно установить ее на отдельный раздел жесткого диска или настроить виртуально — другая операционная система станет дополнительным рабочим столом в Mac OS. То есть даже ретроградскими приложениями (1С Бухгалтерия, 1С Предприятие, всякие инструменты разработки) вы без проблем сможете пользоваться на макбуке. Я не одинок во мнении, что MacBook — лучший ноутбук для Windows. Удобная клавиатура, лучший в мире тачпад, тонкий и стильный металлический корпус, бесподобный экран — неужели этих аргументов мало?
Windows на Mac с использованием Parallels Desktop
Правда, есть весьма значительный тормозящий фактор. Apple всячески подчеркивает тот факт, что компьютеры Mac становятся все доступнее и доступнее. Но это справедливо лишь для базовых конфигураций. За дополнительные навороты придется доплатить, причем немало. Например, самая доступная модель MacBook Pro 15 Retina обойдется всего в 79 990 рублей — совсем не дорого, по мерками продукции Apple, а максимально возможная конфигурация будет стоить уже 136 649 рублей. Неслабо, правда? Почти в два раза. Впрочем, на мой взгляд, к конфигурированию следует подходить сдеражанно. Если вы не планируете играть в игры, то выбирать модель с дискретной графикой вряд ли стоит, вам за глаза хватит встроенного адаптера Intel Iris Pro. Имеет ли смысл ставить SSD на 1 терабайт? Пожалуй, да. Хотя в моем случае оптимальным выбором был бы 512-гигабайтный накопитель. А вот на памяти в любом случае экономить не стоит — смело берите 16 ГБ и через год-два вы поймете, что всё сделали правильно. Ставить топовый процессор, на мой взгляд, тоже ни к чему, разница в производительности будет заметна лишь в единичных и очень специфических случаях. Базового Core i7 с частотой 2,3 ГГц хватит на пару-тройку лет вперед.
Топовая конфигурация MacBook Pro 15 Retina в официальном магазине Apple
Новый разъем питания MagSafe 2 не ставит крест на использовании старых зарядок. Все они совместимы, нужно лишь купить переходник. Он компактный, легкий и имеет точно такое же магнитное крепление с двух сторон. Я привык иметь под рукой три зарядных устройства: одно в офисе, два дома и одно из них (наиболее компактное, от 13-дюймового MacBook Pro) я беру с собой в поездки вместе с комплектом адаптеров для американских, британских и китайско-автралийских розеток.
Фирменный набор переходников Apple World Travel Adapter Kit — «мастхэв» для любителей путешествий
И напоследок маленький бытовой совет, который позволит избежать путаницы. В том, что все MacBook Pro выглядят одинаково и узнаваемо, есть скрытый подвох. Вы легко можете перепутать свой макбук с чьим-то чужим. На досмотре почти в каждом аэропорту ноутбук нужно доставать из сумки-рюкзака и класть в лоток отдельно. В некоторых аэропортах, например в Лондонском Хитроу, вы на несколько минут теряете свои вещи из виду: ждете, пока специальный человек направит все лотки на ленту сканера, ждете, пока индийские бабушки снимут с себя все серьги и браслеты для прохода через рамку, а потом узнаете, что ваш ноутбук забрал кто-то другой и спешно пытаетесь понять, кто именно это был. Мне однажды пришлось бежать через полтерминала, пытаясь догнать мужчину, прихватившего мой MacBook. Так что совет здесь будет только один — используйте какой-нибудь чехол или стикер, чтобы персонализировать устройство. Это застрахует вас от случайных неожиданностей. Впрочем, аксессуары для макбуков вполне тянут на тему отдельного материала.
Ну и напоследок — небольшая подборка полезных ссылок для тех, кто только-только собирается перейти с Windows на Mac: iCloud: обзор безопасности и конфиденциальности, Сочетания клавиш в OS X и Обзор новых функций OS X Mavericks.
Плотность пикселей на дисплеях Retina такова, что отдельные пиксели неразличимы для глаза на обычном расстоянии от экрана. Это обеспечивает высочайшую детализацию изображения и значительно улучшает качество просмотра в целом.
Компьютеры Mac, оснащенные дисплеем Retina
- Модели MacBook Pro (16 дюймов), представленные в 2019 г. Штатное разрешение: 3072 x 1920, 226 пикселей на дюйм. Поддержка миллионов цветов.
- Модели MacBook Pro (15 дюймов), выпущенные в 2012 г. или позднее, за исключением MacBook Pro (15 дюймов, середина 2012 г.). Штатное разрешение: 2880 x 1800, 220 пикселей на дюйм. Поддержка миллионов цветов.
- Модели MacBook Pro (13 дюймов), выпущенные в конце 2012 г. или позднее. Штатное разрешение: 2560 x 1600, 227 пикселей на дюйм. Поддержка миллионов цветов.
Модели MacBook Air, выпущенные в 2018 г. или позднее. Штатное разрешение: 2560 x 1600, 227 пикселей на дюйм. Поддержка миллионов цветов.
Модели MacBook, выпущенные в 2015 г. или позднее. Штатное разрешение: 2304 x 1440, 226 пикселей на дюйм. Поддержка миллионов цветов.
- Модели iMac (27 дюймов), выпущенные в 2014 г. или позднее. Штатное разрешение: 5120 x 2880. Модели, выпущенные в 2014 и 2015 гг., поддерживают миллионы цветов, а выпущенные в 2017 г. или позднее — один миллиард цветов.
- Модели iMac (21,5 дюйма), выпущенные в 2015 г. или позднее, за исключением iMac (21,5 дюйма, 2017 г.) и iMac (21,5 дюйма, конец 2015 г.). Штатное разрешение: 4096 x 2304. Модель с дисплеем Retina, выпущенная в 2015 г., поддерживает миллионы цветов, а модели, выпущенные в 2017 г. или позднее — один миллиард цветов.
Все модели iMac Pro. Штатное разрешение: 5120 x 2880. Поддержка одного миллиарда цветов.
Изменение разрешения дисплея
Компьютер Mac автоматически выбирает оптимальное для дисплея разрешение по умолчанию. Чтобы изменить разрешение:
- Выберите меню Apple () > «Системные настройки».
- Щелкните «Мониторы».
- Выберите «Масштабированное», затем выберите любое из четырех или пяти масштабированных разрешений, в зависимости от модели компьютера Mac. В масштабированных разрешениях текст и объекты могут выглядеть крупнее и заметнее либо мельче, оставляя больше места для окон и приложений.
Если также используется внешний дисплей
Если внешний дисплей используется для расширения рабочего стола, можно выбрать предпочтительное разрешение для каждого из дисплеев. Чтобы отобразить дополнительные разрешения для внешнего дисплея, нажмите и удерживайте клавишу Option при выборе параметра «Масштабированное».
Если внешний дисплей используется для видеоповтора встроенного дисплея, компьютер Mac оптимизирует изображение для дисплея, выбранного во всплывающем меню «Оптимизация для». Позвольте компьютеру Mac выбрать наилучшее разрешение для дисплея или выберите «Масштабированное» и задайте другое разрешение.
При видеоповторе дисплеев можно оптимизировать изображение для внешнего дисплея, а не для встроенного.
Использование приложений с дисплеем Retina
Если приложение выглядит на дисплее Retina или внешнем дисплее с высоким разрешением не так, как вы ожидали, попробуйте открыть приложение в режиме низкого разрешения:
- Выйдите из приложения.
- Откройте папку «Программы».
- Выделите приложение одним щелчком, затем выберите пункт «Свойства» в меню «Файл».
- В открывшемся окне «Свойства» установите флажок «Открыть в низком разрешении».
- Закройте окно «Свойства» и снова откройте приложение.
Для некоторых приложений, работающих в режиме низкого разрешения лучше или работающих только в режиме низкого разрешения, этот режим уже включен, и в этом случае отключить его бывает невозможно. Разработчик приложения может предлагать обновление, включающее поддержку дисплея Retina.
Использование приложения Boot Camp и Windows с дисплеем Retina
-
поддерживает разрешения до 3840 x 2160.
- Когда компьютер Mac использует ПО поддержки Windows от компании Apple, ОС Windows запускается с максимальным поддерживаемым разрешением, которое составляет 144 точки (пикселя) на дюйм (увеличение 150 %). В результате объекты выглядят мелкими на большом пустом пространстве экрана. Для регулировки этого параметра в Windows можно использовать элемент панели управления Windows «Экран».
Информация о продуктах, произведенных не компанией Apple, или о независимых веб-сайтах, неподконтрольных и не тестируемых компанией Apple, не носит рекомендательного или одобрительного характера. Компания Apple не несет никакой ответственности за выбор, функциональность и использование веб-сайтов или продукции сторонних производителей. Компания Apple также не несет ответственности за точность или достоверность данных, размещенных на веб-сайтах сторонних производителей. Обратитесь к поставщику за дополнительной информацией.
Тем, кому нравится продукция Apple и математика, сайт TUAW предлагает в цифрах увидеть особенности «яблочных» продуктов – оборудования и программного обеспечения.
Сейчас все говорят о дисплеях Retina, переживая по поводу того, что они не могут появиться в Mac, и предвкушая их появление в iPad 3 (в чем мы убедимся 7 марта почти наверняка). Есть одна мысль, высказанная разработчиком Bjango Марком Эдвардсом (Marc Edwards) в Твиттере: «Количество пикселей в Retina 27-дюймового дисплея с Thunderbolt составляет 5120×2880 = 14745600 пикселей. С разрешением 4K: 4096×2160 = 8847360 пикселей. Retina в iPad 3: 2048×1536 = 3145728 пикселей». Расчеты заставляют задуматься – что может означать появление дисплея Retina в Mac? Если Эдвардс прав – неужели в дисплее с Retina и Thunderbolt действительно почти 15 мегапикселей?
Может быть, дело только в маркетинге?
Что вообще означает термин «Retina Display»? Его придумала Apple, дав следующее определение:
«Плотность пикселей дисплея Retina настолько высока, что человеческий глаз не может различить отдельные пиксели».
Определение имеет смысл и является продуманным маркетинговым ходом, но только ли?
Фактически данную технологию использует не только Apple. Экраны с высокой плотностью пикселей на дюйм начинают появляться в других устройствах – к примеру, в Android-планшете от Asus. Точный термин «Retina display» может принадлежать только Apple, но преимущества экранов с высоким разрешением купертиновцам принадлежать не могут. Так как это новая тенденция для отрасли в целом, нужно немало постараться, чтобы стряхнуть с себя «маркетинговую пыль» и попытаться объективно взглянуть на технологию.
Определение «Retina Display»
Что может означать фраза о том, что отдельные пиксели на экране неотличимы? Безусловно, выход iPhone 4 и первого дисплея Retina был большим скачком в увеличении разрешения: оно выросло с 480×320 до 960×640 (то есть с 163 пикселей на дюйм до 326 пикселей на дюйм (ПНД)). Таким образом, люди понимают, что отличительная черта дисплея Retina – это плотность 326 ПНД, или 300 ПНД. Последнее число считается общепринятым эмпирическим исходным уровнем в полиграфической отрасли для «фото-разрешения».
Однако все не так просто.
Посмотрите на текст, напечатанный мелким шрифтом, с расстояния вытянутой руки. Обратите внимание, как трудно его читать. Теперь приблизьте текст к лицу и посмотрите на него с расстояния в несколько сантиметров от вашего носа. Обратите внимание, насколько легче сейчас стало его читать. Становится ясно, что определение Apple термина «Retina Display» как «дисплея с неразличимыми пикселями» требует уточнения – каким именно должно быть расстояние от экрана до глаз пользователя для каждого конкретного устройства. Разница есть – iMac стоит на столе, MacBook – на столе/коленях и пр., iPhone мы держим в руках, причем каждый из нас – на разном удалении от глаз.
Итак, каким должен быть размер маленького пикселя, чтобы его можно было считать невидимым? Начинается математика (точнее, геометрия) – нам нужно подумать о том, под каким углом мы смотрим на экран.
Угол обзора в данной диаграмме (угол а) – это угол, зависящий от межпиксельного расстояния (s). При уменьшении этого расстояния величина угла также уменьшается. Точно так же размер объекта зависит от расстояния, с которого он рассматривается – угол обзора будет меняться в зависимости от изменения расстояния от объекта до глаз наблюдателя. Объекты более крупного размера хорошо видны и под большим углом. Размер изображения на сетчатке неразрывно связан с размерами объекта и расстоянием до него, и вычисляется по следующей формуле:
Что же получается – угол обзора слишком мал, чтобы его увидеть? Среднестатистический человек имеет зрение 20/20 – это исторически определялось умением читать буквы на стандартной таблице проверки зрения под углом 5 минут дуги (1 минута дуги, аркминута – это 1/60-тая часть градуса). Что это может означать в переводе на пиксели? Одними из самых мелких шрифтов считаются Tinyfont, созданный Кеном Перлином (Ken Perlin), и Tiny от Мэтью Уэлча (Matthew Welch), и высота их букв составляет всего 5 пикселей (вместе с подстрочными элементами в Tiny). Это означает, что наименьший для среднего глаза угол составляет одну минуту дуги. На самом деле, одна аркминута является общепринятым в ученом мире пределом разрешения для сетчатки типичного человеческого глаза.
Retina в существующих дисплеях Apple
Можно продолжить вычисления – взять некоторые типичные расстояния просмотра для различных устройств Apple, объединить их с размерами экранов и их разрешением, и рассчитать насколько дисплей соответствует определению Retina, указанному выше.
Google любезно предоставляет таблицу с подробной информацией о том, как эти данные рассчитываются. Просто для интереса возьмем для сравнения парочку «не яблочных» устройств – 50-дюймовый телевизор, на который будем смотреть с расстояния шести футов (примерно 1,8 метра) и проигрывать диски BluRay и DVD; а также планшет Asus Transformer Prime Android с разрешением дисплея 1920×1200.
Таблица показывает удивительные вещи: во-первых, становится ясно, что определение, данное Apple в отношении Retina-дисплея, довольно близко соотносится с данным выше математическим определением. Экран iPhone 4, на который обычно смотрят с расстояния 11 дюймов (28 сантиметров), предлагает характеристики, очень близкие к порогу Retina – значит, методика расчетов правильная.
Расчеты также показывают, что дисплеи многих современных Mac намного ближе к показателям Retina, чем может показаться на первый взгляд. Экран 27-дюймового iMac на расстоянии 28 дюймов (примерно 70 см), 17-дюймового MacBook Pro на расстоянии 26 дюймов от глаз (66 см) и экран 11-дюймового MacBook Air с расстояния 22 дюйма (56 см) – все эти экраны имеют достаточно мелкие пиксели, чтобы быть на пороге невидимости.
Кроме того, дисплей iPhone с разрешением 480×320 выглядит заметно хуже на фоне остальных продуктов, созданных Apple на сегодняшний день (его плотность составляет всего 53% плотности пикселей Retina-дисплея). Даже разрешение iPad (1024×768), которым многие недовольны, дает в расчетах лучший показатель – 61%. Анализ самого «плохого» дисплея Mac (24-дюймовый экран iMac на расстоянии 28 дюймов) показывает, что величина его пикселей на треть превышает тот самый порог невидимости.
Наконец, расчеты дают понять, почему изображение BluRay выглядит так хорошо. На больших телевизорах при маленьком удалении от экрана (диагональ – 50 дюймов, удаление – 15 см) картинка формата 1080p показывает 92% уровня Retina – при том, что формат DVD демонстрирует всего лишь 36%.
Здесь нужно учесть два очень важных момента.
Во-первых, для того, чтобы достичь или даже превысить желанный порог невидимости пикселей дисплея Retina, Apple не нужно удваивать разрешение большинства своих дисплеев. Отнюдь нет – достаточно увеличить плотность пикселей 27-дюймового Thunderbolt Display с 2560×1440 до примерно 2912×1638.
Второй момент заключается в том, что люди должны понять, что им не стоит обольщаться по поводу того, что Retina-дисплей в Mac будет намного лучше существующих предложений. Выход iPhone 4 стал огромным шагом вперед после выхода iPhone 3GS главным образом потому, что экран 3GS был довольно убогим (по сегодняшним меркам). Существующие модели Mac имеют намного лучшие экраны, поэтому в сильных улучшениях они нуждаться не будут.
За пределами аркминут
Исходя из вышеизложенного, можно подумать, что у Apple вряд ли есть основания вообще что-либо менять, так как преимущества экранов с высоким разрешением на деле оказываются довольно скромными. Но формат HiDPI существует, и есть специально созданные экраны с плотностью от 508 до 750 пикселей на дюйм, используемые в медицинской отрасли.
Ответ заключается в том, что наше определение пределов человеческого зрения (детали, которые видны под углом минутной дуги) слишком примитивное. Нужно учесть намного больше, рассматривая вопрос взаимодействия реального человеческого зрения с технологией компьютерного дисплея – в том числе, атипичные расстояния просмотра, различные виды изображений и так далее. Например, читать слова можно гораздо меньших размеров, так как наш мозг имеет дополнительные преимущества в их угадывании. Мозг человеческий представляет собой хороший инструмент для распознавания различных шаблонов, и он будет использовать информацию из окружающей среды, чтобы интерпретировать детали, которые глаз не может четко разобрать.
На рисунке – несколько шаблонов, которые вы можете проверить на собственном дисплее. Если хотите попробовать сделать это на экране iOS-устройства, необходимо получить соответствующий файл (для iPhone или iPad) и сохранить его в Camera Roll. Это нужно потому, что iOS будет любезно пытаться масштабировать и панорамировать изображение, а мы хотим, чтобы один пиксель изображения занимал один пиксель на экране. После того, как получите файл в Camera Roll, просмотрите картинку на полном экране через приложение Photos, расположив изображение в портретном режиме. Если вы начнете сравнивать, как она выглядит на экране Mac, iPad или iPhone, вы увидите разницу возможностей экранов.
Аргументы в пользу удвоения пикселей
Рене Ричи (Rene Ritchie) на сайте iMore приводит веский аргумент в пользу того, что разрешение дисплея iPad должно быть именно удвоено (то есть стать 2048×1536 пикселей, а не каким-либо промежуточным значением, как в случае с iPhone 4). Промежуточное значение означает, что каждое существующее приложение должно или каждый раз повторно масштабироваться (и изображение будет нечетким), или будет иметь отличные от экрана размеры. Все объясняется тем, что каждое существующее iPad-приложение жестко закодировано под запуск на полном экране с разрешением 1024×768.
Немного по-другому дела обстоят у пользователей десктопов. Плотность существующих десктоповых дисплеев Аpple находится в пределах между 92 и 133 пикселями на дюйм. Пользователи более терпимы к изменению размеров элементов пользовательского интерфейса (конечно, в пределах разумного).
Рассмотрим 27-дюймовый дисплей с Thunderbolt, с плотностью 109 ПНД и разрешением 2560×1440 пикселей, и предположим, что Apple захочет подогнать его под характеристики Retina. Разрешение может быть увеличено до 4192×2358 пикселей (плотность при этом составит 178 ПНД), такой дисплей будет лучше, чем дисплей в iPhone 4. Пикселей будет на треть меньше, чем при нативном удвоении разрешения (5120×2880). Элементы пользовательского интерфейса будут выглядеть пропорционально больше, но не больше, чем на экране сегодняшнего 24-дюймового iMac, поэтому не будут казаться нечеткими или неуклюжими.
Заключение
Вот несколько вещей, в которых нас пытались убедить авторы сайта TUAW:
Читайте также: