Что такое нативное разрешение экрана
Пиксель – это мельчайший элемент экрана. Его можно представить себе в виде яркой точки цвета, которая зажигается, когда этого требует компьютер. Когда множество таких точек загораются одновременно, они формируют изображение на экране монитора. Разрешение – это количество пикселей, которые загораются на экране по горизонтали и вертикали. Оно указывается как «число пикселей по горизонтали» х «число пикселей по вертикали».
Хотя один и тот же монитор может поддерживать несколько разрешений, у каждого имеется лишь одно «родное» разрешение. Это разрешение означает максимальное количество пикселей, которое может использоваться для вывода изображения.
Например, монитор формата Full-HD имеет «родное» разрешение 1920х1080, то есть может отобразить 1920 пикселей по горизонтали и 1080 пикселей по вертикали. Данное разрешение также обозначается как 1080p (в этом случае указывается лишь разрешение по вертикали, а рядом ставится английская буква «p»).
Популярные разрешения (в различных вариантах обозначения)
Как разрешение влияет на размер экрана?
Напрямую – никак. Размер экрана – независимая характеристика, на которую разрешение экрана никак не влияет. Вот почему можно легко найти ноутбук с маленьким дисплеем, у которого разрешение будет существенно выше, чем у больших внешних мониторов.
Тем не менее, при выборе игрового монитора следует найти баланс между размером экрана и разрешением.
В отличие от тех, кто в основном слушает музыку и смотрит фильмы, геймеры сидят близко к монитору. На таком расстоянии сразу будут заметны недостатки монитора с большим экраном, но низким разрешением: четкость изображения пострадает, и это скажется на игровом комфорте. С другой стороны, повышение качества изображения от более высокого разрешения является менее заметным, когда речь идет об экранах маленького размера.
Итак, какие же размеры и разрешения являются оптимальными с точки зрения бюджета и качества картинки?
Мы полагаем (и наше мнение, по-видимому, поддерживает большинство геймеров, желающих играть с максимальным комфортом), что для монитора с разрешением Full-HD (1080p или 1920х1080) идеальный размер экрана – 23 или 24 дюйма. Если же вы предпочитаете экран размером 27 дюймов и более, лучшим разрешением будет WQHD (1440p или 2560х1440).
Можно ли выбрать 24-дюймовый монитор формата 1440p или 4K? Разумеется. Будет ли изображение на нем лучше, чем на экране 24-дюймового монитора формата Full-HD? Да. Однако разница в качестве не будет бросаться в глаза по сравнению с хорошим монитором формата Full-HD того же размера, если смотреть с одинакового расстояния.
Что насчет 4K? Хорошее ли это разрешение для игр?
В настоящий момент (март 2019 года) видеокарта NVIDIA RTX 2080 Ti является лучшей из всех, что доступны на рынке. Хотя она выдает высокую частоту кадров в разрешении 4K во многих играх, в некоторых ей все равно не удается достичь стабильной скорости в 60 кадров в секунду. Особенно если не идти на компромиссы с точки зрения качества изображения.
Таким образом, мы все еще не можем рекомендовать 4K-мониторы ни с точки зрения цены, ни с точки зрения игрового комфорта. Играть с высокими настройками качества графики при низком разрешении – приятнее, чем снижать качество ради более высокого разрешения.
Мониторы с разрешением 1440p: идеальны для игр именно сейчас
Поскольку видеокарты еще не стали достаточно мощными, чтобы справляться с играми в разрешении 4K (а если справляются, то, как правило, стоят очень дорого), мы сделаем небольшой шаг назад – до 1440p.
Разрешение WQHD считается идеальным для гейминга на сегодняшний день. Возможно, вас беспокоит, что переход на более высокое разрешение, такое как 1440p, вызовет падение частоты кадров. Однако с выходом новейших видеокарт NVIDIA 20-й серии можно не только легко поднять планку до желаемых 144 кадров в секунду, но и насладиться повышенным качеством изображения.
Кроме того, вы легко можете найти мониторы формата WQHD (1440p) с частотой обновления 144 Гц, в то время как 4K-модели с такой частотой обновления до сих пор (на первый квартал 2019 года) практически недоступны.
Разрешение экрана и скорость видеокарты
Классный монитор с высоким разрешением определенно улучшит впечатления от игр, однако только если ваш компьютер сможет ему соответствовать. В данном разделе мы принимаем как факт, что желаемой скоростью при любом разрешении является частота кадров в 60 FPS и более. Да, играть при более низкой скорости можно, но игровой процесс будет все менее комфортным.
Получается, что лучший монитор (с оптимальным разрешением) не гарантирует комфортную игру. Более того, если ваш компьютер не обладает достаточной вычислительной и графической мощностью, то уровень вашего комфорта может оказаться ниже, чем у другого пользователя, который имеет такой же компьютер, но подключенный к монитору с более низким разрешением.
В любом случае надо помнить следующее: чтобы воспользоваться всеми преимуществами мониторов с частотой обновления экрана в 144 Гц, нужен компьютер, способный выдавать в ваших любимых играх частоту кадров, близкую к 144 FPS.
▼ Результаты теста производительности видеокарт в игре Apex Legends при разрешении 1440p.
Выпуск модели NVIDIA GTX 1660 Ti внес свежую струю на рынок видеокарт. Некоторые из наиболее выгодных ранее предложений стали неактуальными. Тем не менее, на данный момент, если вы хотите получить стабильные 60 FPS и более в разрешении 1440p при максимальных настройках качества графики, мы все равно рекомендуем одну из моделей серии RTX (RTX 2060 или лучше).
Разумеется, многое зависит от индивидуальных потребностей геймера. Вы можете предпочесть более бюджетное решение (GTX 1660 Ti /GTX 1060 или даже RX 580 / RX 570), если не против снизить графические настройки, чтобы добиться комфортной частоты кадров. Кроме того, если большую часть времени вы проводите за соревновательными играми, такими как CS:GO, Dota 2, Overwatch, League of Legends или World of Tanks, то сможете получить достаточно высокую скорость даже с видеокартой среднего класса.
Мониторы MSI с разрешением WQHD: Optix MAG271CQR и Optix MAG321CQR
Мы, в компании MSI, полагаем, что игровые устройства должны обеспечивать максимальный комфорт для геймера даже при ограниченном бюджете. Поскольку, как мы выяснили ранее, формат 4K еще не столь актуален для игр, как нам хотелось бы, мы сфокусировались на том разрешении, которое обеспечивает идеальный баланс между скоростью и качеством картинки – 1440p или WQHD.
Как можно угадать из их названий, монитор MAG271CQR имеет 27-дюймовый экран, а MAG321CQR – 32-дюймовый. Все мониторы MSI разрабатываются с учетом потребностей современного геймера, и поэтому эти две модели оснащены множеством функций, делающих процесс игры еще более комфортным и приятным.
Популярное разрешение WQHD (1440p), высокая частота обновления экрана (144 Гц), низкое время отклика (1 мс), изогнутый экран, технология подавления мерцания экрана – и все это дополнено полноцветной подсветкой, которая станет украшением вашей игровой системы! Дополнительная информация об изогнутых мониторах MSI серии MAG представлена ниже.
Первое, на что вы обратите внимание, рассматривая покупку телевизора - это его разрешение. Разрешение часто указывается крупным шрифтом прямо на коробке или даже в названии модели. 4k телевизоры начали доминировать на рынке в середине 2010-х годов, и они очень быстро сместили ранее распространенные модели с разрешением 1080p. Сейчас почти каждый телевизор, выпускаемый крупными производителями имеет разрешение 4k, а 1080p-модели становится все труднее найти в продаже. Но в чем конкретно между ними разница?
В этой статье рассматриваются различия между телевизорами 4k и 1080p и то, как разрешение влияет на ощущения от просмотра.
Что означают 4k и 1080p?
Обозначения "4k" и "1080p" указывают на разрешение экрана. Телевизор с разрешением 1080p имеет на экране 1920 пикселей по горизонтали и 1080 по вертикали, телевизор с разрешением 4k имеет 3840 пикселей по горизонтали и 2160 по вертикали. Это может немного сбить с толку, потому что значение 1080p относится к числу пикселей по вертикали (1080 штук), а 4k - к числу пикселей по горизонтали (3840 штук). И, хотя из названия можно сделать вывод, будто на дисплее с 4k в четыре раза больше пикселей в каждом вертикальном ряду, на самом деле их больше в два раза. Однако, если посчитать общее количество, то у телевизора с разрешением 4k будет в четыре раза больше пикселей, чем у телевизора с разрешением 1080p (вы можете увидеть это в таблице ниже).
4к и 1080р — это маркетинговые обозначения, и не обязательно 4k-телевизор окажется лучше, чем 1080p, ведь существует множество различных факторов, влияющих на качество изображения. Более высокое разрешение просто означает, что он сможет поддерживать больше видов контента и обеспечивать более четкое изображение.
Доступность и контент
Поскольку телевизоры 4k уже являются стандартом, контент для них также легко найти в большинстве стриминговых приложений, например, в Netflix и Amazon Prime Video. Физические источники, такие как проигрыватели Blu-ray и игровые консоли, также начинают все больше поддерживать 4k, хотя долгое время до этого они были ограничены разрешением 1080p. Появляется все больше дисков Blu-ray 4k Ultra HD, что является совершенно новым форматом, для которого необходимо приобрести новый проигрыватель. Изначально Xbox One и PS4 были ограничены разрешением 1080p, а затем PS4 Pro и Xbox One X/S, а также PS5 и Xbox Series X были выпущены уже с поддержкой 4k.
В 2020-х годах становится все труднее найти в продаже телевизоры с разрешением 1080p, и они обычно представлены как небольшие бюджетные модели. Если у вас ограниченное пространство в квартире и вам нужен небольшой телевизор, то обратите внимание на модель 1080p, так как 4k-телевизоры, которые вы найдете в магазинах, будут скорее всего представлены в больших диагоналях.
Нативный 4k vs нативный 1080p
Фото выше показывают два идентичных изображения на экранах с разным разрешением, и можно сделать вывод, что разрешение изображения и разрешение телевизора — это одно и то же. На первом фото мы видим изображение в 4k на Hisense H9G, на втором - изображение в 1080p на TCL 3 Series 2019.
Изображение 4k будет более плавным и детализированным, чем 1080p. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что края вокруг объектов на изображении с разрешением 1080p немного более размыты, а на 4к-телевизоре текст выглядит четче. За счет того, что на 4k-экране находится больше пикселей, получается более естественная и четкая картинка с множеством деталей. Однако, если вы будете смотреть на экран с достаточно большого расстояния, вам может быть очень трудно определить, изображение с каким разрешением вы видите, и разница даже между обычным HD (720р) и 4k не будет так сильно заметна.
Победитель: 4k
Апскейлинг с 1080р в 4k vs нативный 1080p
Масштабированное изображение 1080p 4k-телевизоре. Листайте вправо Масштабированное изображение 1080p 4k-телевизоре. Листайте вправоНативный контент в 4k сейчас очень популярен, особенно в стриминговых приложениях. Но все равно, какая то его часть может оказаться контентом более низкого разрешения, масштабированного до UHD, и по качеству он будет отличаться от настоящего 4k. Для того, чтобы воспроизвести контент с более низким разрешением на телевизоре 4k, телевизор должен выполнить процесс, называемый апскейлингом. Этот процесс увеличивает количество пикселей на изображении с низким разрешением, тем самым позволяя изображению, предназначенному для экрана с меньшим количеством пикселей, соответствовать экрану, на котором находится большее количество пикселей. Это не увеличивает детализацию изображения, так как изначальный сигнал содержит определенный объем информации и он не меняется. Выше вы можете увидеть разницу между разрешением 1080p на 4k-телевизоре Hisense и разрешением 1080p на Full HD экране телевизора TCL.
Эти два изображения выглядят очень похожими. Масштабированное изображение не настолько детальное, чем нативное, так что выглядит ли картинка лучше или нет - полностью субъективное ощущение. Есть телевизоры 4k, у которых возникают проблемы с масштабированием 1080p, но такое встречается редко. У большинства моделей этой проблемы нет, но если вам важен этот момент, перед покупкой конкретного телевизора лучше убедиться, что он корректно выполняет апскейлинг 1080p.
Победитель: ничья
HDR
Технология HDR (или High Dynamic Range) начала набирать свою популярность примерно в то же время, что и 4k телевизоры. Хотя она часто встречается именно в 4k, она не имеет ничего общего с разрешением как таковым и на самом деле относится к яркости и передаче цвета. HDR позволяет создателям контента использовать более широкий диапазон цветов и высокий уровень яркости. Кроме того, она улучшает качество изображения и создает более насыщенные, красочные цвета. Существуют различные форматы HDR, и, как можно увидеть, некоторые компании рекламируют 4k HDR в своих устройствах, но тот факт, что телевизор поддерживает его, еще не означает, что изображение в HDR на нем выглядит хорошо. Важно знать, что подавляющее большинство телевизоров с разрешением 1080p не поддерживают технологию HDR, поэтому, если для вас необходимо ее наличие, выбирайте телевизор с разрешением 4k.
Победитель: 4k
Расстояние при просмотре
Есть определенный предел того, что может воспринимать человеческий глаз, поэтому, если вы расположитесь слишком далеко от экрана, то не сможете увидеть все мельчайшие детали изображения. То есть, если вы сидите слишком далеко от телевизора с разрешением 4k, изображение может выглядеть для вас так же, как и на телевизоре с более низким разрешением.
Схема иллюстрирует предел возможностей среднестатистического нормального зрения. С помощью нее вы можете проверить как соотносится расстояние просмотра и диагональ вашего телевизора. Если значение находится выше линии, то при таких условиях вы, вероятно, не увидите существенной разницы между телевизором с разрешением 1080p и 4k. По сути, она будет заметна только в том случае, если вы сядете близко к телевизору с большим экраном.
Это не значит, что вы вообще не увидите никакой разницы, сидя далеко – просто она не будет значительной и бросаться в глаза.
Победитель: 4k. Хотя разрешение 4k тоже теряет свои преимущества при отдалении от экрана, с близкого расстояния оно всегда будет выглядеть качественней.
ТВ-сигнал в 720p и в 1080i: в чем разница?
В современных HD TV каналах используется два стандартных разрешения: 720p и 1080i. Как и в обозначении 1080p, эти числа указывают на вертикальное разрешение экрана, 720 и 1080 пикселей. Буква «p» указывает на прогрессивную развертку, буква «i» - на чересстрочную. Все телевизоры на данный момент поддерживают прогрессивную развертку, но они также совместимы и с форматом сигнала 1080i.
В видеосигнале с чересстрочной разверткой изображение разделяется на четные и нечетные горизонтальные линии. Чередующиеся кадры показываются посредством четных и нечетных линий, то есть каждый отдельный кадр составляет только половину изображения, а остальная часть появляется в следующем кадре. Прогрессивная развертка отображает все изображение целиком.
И для 1080i и 720p необходима примерно одинаковая пропускная способность канала, даже учитывая то, что разрешение 1080i включает в себя в два раза больше пикселей. Неподвижные изображения будут выглядеть более четкими на 1080i. Как можно увидеть на фото выше, картинка на Samsung Q9F в720p выглядит намного четче в движении. По этой причине спортивные каналы используют разрешение 720p, так как быстро движущиеся объекты выглядят немного лучше.
Победитель: 720p — для спортивных передач, 1080i — для контента, где нет много движения (новостные канала, ток-шоу и пр.)
4k vs 8k
Несколько моделей 8k телевизоров уже появились на рынке (например, Samsung Q900TS 8k QLED). Разрешение 8k подразумевает, что на экране 7680 пикселей по горизонтали и 4320 по вертикали, что в общей сложности составляет более 33 миллионов пикселей, и это в четыре раза больше, чем у 4k. Это обеспечивает невероятную детализацию, но полностью оценить ее возможно только в том случае, если вы сидите очень близко. На сегодняшний день контента в 8k очень мало, и для него требуется наличие большой пропускной способности. Даже новый стандарт HDMI 2.1 может поддерживать только несжатый контент 8k с частотой до 30 кадров в секунду с цветовой субдискретизацией 4:4:4.
Помимо ограниченного количества доступного контента, 8k телевизоры также стоят очень дорого, поэтому в 2021 году более оправдана покупка телевизора с разрешением 4k. Однако, технологии развиваются быстро, и в ближайшие годы мы, возможно, увидим рост числа моделей 8k телевизоров, более доступных для покупателей. В конце концов, можно вспомнить времена, когда контент 4k был мало распространен, а сейчас ситуация сильно поменялась.
Победитель: 4k
Вывод
Когда вы отправляетесь за покупкой телевизора, то скорее всего, вы приобретёте 4k модель. Разрешение телевизора может стать главным критерием при выборе, но все же оно является лишь одним из факторов, влияющих на качество изображения. Конечно, 4k является апгрейдом по сравнению с 1080p, но если вы сидите далеко от экрана или смотрите много контента в 1080p, разница может оказаться незначительной. Но, поскольку большинство телевизоров в продаже сейчас имеют разрешение 4k и трудно найти модели с 1080p, вы, скорее всего, и не будете стоять перед дилеммой, какое же устройство выбрать.
В современном мире существует огромное множество всевозможных качественных измерителей изображения. Неопытный и непросвещенный человек может запросто запутаться в разнообразии узкоспециализированных терминов, попасть на уловки маркетологов или необдуманно лишить себя очередных технологических новшеств.
Данная статья позволит разобраться в большинстве значимых характеристиках, самостоятельно сравнить разные технологии и ухищрения, а так же решить, какой именно девайс необходим Вам в зависимости от требований и экономического достатка.
FPS (Frames Per Second)
FPS – показатель динамического изображения (не статичного), представляющий из себя количество кадров в секунду.
В настоящее время кинематограф и телевидение использует давно установленную норму в 24 кадра в секунду (ранее, во времена немого кино, стандарт составлял 16 кадров). Существуют и исключения, а именно:
- Спортивные трансляции матчей на некоторых стриминговых сервисах и каналах составляют 60 кадров
- «Хоббит» Питера Джексона, который снимался, а позже показывался в некоторых IMAX-кинотеатрах в 48 кадрах
- Искусственно интерполированные переиздания фильмов (разное количество)
- Будущие сиквелы «Аватара» Джеймса Кэмерона, которые он обещает снять в 60 кадрах
Норма в 24 кадра родилась неспроста, её достаточно для видимой плавности изображения (любых движений), а так же это остаётся лёгким в производстве, ибо любое изменение сильно увеличит ширину плёнки. Т.е. это некий компромисс в современной киноиндустрии, выйти из которого решаются лишь немногие.
Естественно, чем больше этот показатель, тем плавнее изображение. Продемонстрировать разницу можно простейшей гифкой, в которой шар перекатывается за одинаковое время из левого угла в правый.
Как можно увидеть из гифки, разница заметно на любой даже не подготовленный взгляд. Да, разница не огромна, однако то, что плавность изображения на прямую зависит от частоты кадров, полагаю, очевидно всем.
Существуют и ухищрение, называемое интерполяцией кадров. Подобной системой пользуются при создании фанатских переизданий, а так же она встроена в некоторые телевизоры. Её суть в том, чтобы из исходных кадров рассчитывать новые дополнительные кадры, то есть между 2-мя соседними исходными кадрами программа дорисовывает новые, основываясь на данных движения из соседних. Система сей крайне довольно сложна в исполнении, а главное, рождает из себя множество артефактов, мешающих просмотру.
В игровой индустрии норма количества кадров заметно отличается от кино. 30 кадров в секунду – установленный стандарт для комфортного геймплея, но вариаций здесь куда больше. Спортивные симуляторы, файтинги, шутеры от первого лица и киберспортивные мультиплеерные жанры, где крайне важна скорость реакции, предпочтительно должны обладать 60 кадрами в секунду. Достичь подобных показателей часто бывает сложно, т.к. фпс прямо зависит от производительности системы.
Разрушители мифов
Современное информативное пространство породило множество мифов касательно частоты кадров, каждый из которых хотелось бы рассмотреть.
Человеческий глаз не видит больше 24 кадров в секунду
Данный миф родился, скорее всего, из-за стандарта киноиндустрии, но, что самое важное, он в корне ошибочен.
Видеть разницу частоты кадров, превышающей 24, способны абсолютно все, в чём Вы и убедились в уже показанной гифке. Другое дело – вопрос, способен ли мозг осознать информацию, показанную при высокой скорости. Тут уже далеко не всё так однозначно, однако исследования показали, что при должной тренировке, человек способен увидеть разницу картинки, помелькавшей лишь в одном кадре из всех.
Мистический эффект 25 кадра
Данный миф родился в 1957 году, когда американский ученый опубликовал исследование, в ходе которого якобы увеличились продажи попкорна последствием 25 кадра. Спустя 5 лет он признался, что полностью сфабриковал эксперимент. Не смотря на это, миф жив до сих пор, а в интернете можно найти множество роликов и сайтов, предлагающих за деньги чудо эффект 25 кадра (похудение, изучение языков и т.д.).
Никакого эффекта, уж тем более влияющего на разум, здесь попросту нет. В ином случае это бы означало, что абсолютно каждая игра, или тот же «Хоббит» Джексона, каждую секунду имела возможность обработать ваш мозг скрытой информацией. Что, очевидно, ну совсем глупость в чистом виде.
Разрешение изображения
Разрешение – это показатель изображения, на прямую означающий его качество, представляющий из себя количество точек (или пикселей) на единицу площади (или единицу длины).
В современной гонке технологий этот показатель наиболее знаком каждому рядовому покупателю техники. Любой магазин электроники пестрит всевозможными рекламными знаками «Full HD», «Настоящее 4к Разрешение!», «Кристальная чёткость изображения» и т.д.
Всё далеко не с проста, это самый главный показатель любого устройства для воспроизведения визуальной информации, будь то монитор ноутбука, экран телевизора, дисплей смартфона или электронной книги. Чем выше разрешение – тем чище и детальнее картинка. Прогресс картинки очевиден, стоит только, какое именно изображение мы лицезрели во времена VHS, ну или взглянуть на простейшее сравнение:
Качество изображения зависит так же и от его источника, скорость развития которого абсолютно разное. И во главе его стоит игровая индустрия, которая с каждым днём постоянно увеличивает технологические аспекты. Игровая индустрия не дремлет. Именно она больше всех толкает сейчас прогресс развития качества изображения. Поколения консолей, улучшение производительности систем — всё приводит к тому, что картинка становится реалистичнее, четче и детальнее.
4k разрешение
Когда мода на 3D-телевизоры быстро погасла, но её место пришёл иной технологический аспект — 4k разрешение экрана, рекламируемое со всех сторон.
Скорее всего, у всех Вас по большей части стоит дома Full Hd-телевизор. Нужно ли вам переходить на новое разрешение? Увидите ли Вы разницу?
Всё зависит от того, для чего вы собираетесь использовать его. Подобное разрешение до сих пор редкость. Современное телевидение, особенно в нашей стране, по большей части транслируется в скудном старейшем 480p (720х480 точек), лишь несколько каналов, и то порой за отдельную плату, перешли на HD (720p), и только парочка на FHD (1080p), например, «Первый Канал». Это означает, что, если вы используете телевизор только по прямому назначению, 4к разрешение в этом десятилетии вы не увидите точно.
Для того, чтобы всё-таки хоть как-то использовать возможности нового разрешения, вам понадобится либо покупать 4k blu-ray диски с фильмами (что у нас ещё мало распространено, а главное, недешево), либо искать 4k-стриминговые сервисы (аля Netflix, который, хоть и существует официально в России, не предоставляет локализацию ни одного своего творения), либо смотреть 4k-ролики на YouTube (количество которых крайне малое до сих пор), либо использовать для игровых целей в связке с высокотехнологичным устройством, таким как Xbox One X или Ps4 Pro. Но и в последнем случае использовать все возможности подобного телевизора вам далеко не всегда получится использовать. Существует множество ухищрений (способов), которым пользуются разработчики, т.к. техническая составляющая до сих не полностью подходит для новомодного разрешения.
Все вариации итогового разрешения перечислим:
Нативное разрешение
Нативное разрешение – это настоящее (пиксель в пиксель) разрешение источника, совпадающего с отображающим устройством ( в нашем случае 4k ).
Именно подобное разрешение использует Netflix и 4k-видео в YouTube, однако в игровой индустрии достичь его сложно. На подобную картинку необходимо дорогостоящее оборудование, мощности которого может все равно не хватать для стабильной частоты кадров.
Естественно, именно такое настоящее разрешение даёт наиболее качественную картинку, тогда как использование ухищрений, например, шахматного рендеринга, ухудшает четкость. Особенно это видно по дальности прорисовке при 4-кратном приближении для сравнения. В качестве примера возьмём 4-ёх кратно приближенный скриншот двух версий игры (нативное разрешение 4к – слева, динамическое разрешение с шахматным рендерингом — справа) с прекрасного канала «Digital Foundry», где сравнивается игра «Rise of Tomb Raider».
Суперсэмплинг
Т.к. 4к-телевизоры и мониторы до сих пор не особо распространены (особенно в России, где ещё и половина населения не перешла на HD), а цены на них высоки, существует контингент людей, имеющих лишь FHD-экран, но при этом обладающих более производительным современным устройством. Конечно, любому пользователю хочется получать максимум от возможностей новой технике. Для этого и существует технология суперсэмплинг.
Суперсэмплинг – это технология, в результате которой картинка в игре сначала рендерится в 4K, а затем отображается в 1080p. Это дает возможность увидеть больше деталей на обычном телевизоре Full HD. В сравнение картинка будет в разы проигрывать, но наличие подобной технологии крайне удобно для временного решения. Так же это требует изначального создания картинки в большем разрешении, а значит, это требует приличной производительности системы.
Для примера возьмём скриншот безумно красивой технологической демки «Insects» в свободном доступе от «Microsoft», записанный на Full HD TV. Первый – без применения суперсэмплинга, второй – с использованием.
Как можно увидеть при увеличении, разница не огромна, но присутствует. Да, это и рядом не заменит использование 4к разрешение на таком же 4к экране, но будет приятной мелочью на время.
Шахматный рендеринг
Как можно уже было понять, нативное разрешение требует для себя огромной вычислительной мощности. Т.к. даже самые современные системы далеко не всегда могут его позволить, существуют ухищрения, с помощью которых разрешение добивается при меньших затратах производительности.
Шахматный рендеринг – теxнoлoгия, с помощью которой мoжнo гeнeрировaть изобрaжение бoлee выcoкoгo рaзрeшeния нa oснoве изoбражений меньшегo pазpeшeния и некоторыx дoпoлнительныx дaнных. По сути, она несильно уменьшает итоговое качество картинки за счёт сильного уменьшения необходимой мощности.
Работает технология, как можно понять по названию, за счёт удаления каждого 2 пикселя сцены, последующим склеивании недостающих и, при необходимости, их усреднения.
Для разбора метода возьмём объяснение с интереснейшего, но уже умершего сайта «NeoGAF». В нём рассматривается процесс рендеринга совсем простенького взрыва. На первой картинке изображено обычное (в нашем случае такой, например, используется при нативном разрешении) построение рендеринга.
На второй — с использованием технологии:
Как видим, процесс построения кадра сильно отличается. За счёт убавки пикселей, как на шахматной доске, система нагружается в меньшем количестве, однако это приводит, хоть и не к значительному, ухудшению качестве итогового изображения. Усреднённые пиксели больше всего бросаются во взор, ведь в итоге мы видим небольшое замыливание картинки.
Апскейлинг
Апскейлинг – самый простейший из всех методов преобразования разрешения картинки, в ходе которого процессор (даже рядового теливизора) самостоятельно дорисует дополнительный пиксели, дабы соответствовать собственному разрешению.
Итоговое изображение, хоть фактически и будет иметь соответствующее разрешение, на самом деле будет представлять собой множество новых усредненных пикселей, ужасное качество которых отразится итоговым полным замыливанием изображения, особенно в сравнении с иными методами преобразований картинки и разрешения.
Естественно, в итоге сравнивая все 3 метода построения, можно заявить, что натуральное нативное разрешение в итоге выдаёт наилучшую картинку. При этом, естественно, существует зависимость от необходимой мощности. Чем лучше картинку Вы хотите и чем лучше методом построения разрешения пользоваться, тем производительнее система Вам нужна.
Итоговое сравнение сгенерированной картинки взрыва можно увидеть на финальной картинке:
Экономическая целесообразность
Как уже отмечалось в статье, всё зависит от того, для каких целей вы собираетесь приобретать 4k-телевизор или монитор. Контента подобного качества до сих пор очень мало. Более того, телевиденья в 4k-разрешении не существует ещё в принципе.
При применении телевизора по прямому назначению даже Ваш старый FHD-телевизор до сих пор не реализует все свои возможности. Как много HD-каналов в данный момент вы имеете? Можно с уверенностью сказать, что для перечисления их хватит пальцев одной руки. Из этого стоит сделать простой вывод, приобретать подобную технику Вам не имеет никакого смысла. Это пустая трата денег. Обещания маркетологов абсолютно новых ощущений от просмотра в таком случае чистейшая выдумка.
При применении телевизора в качестве мультимедийного устройства наконец-то появляется видимая разница. Однако стоит учесть, что и в данном случае контента крайне мало. Да, просматривать 4k-сериалы на «Netflix» безумно приятно, однако в России нету локализации, а значит, этим воспользоваться смогут лишь некоторые.
Главное и самое распространенное применение нового разрешения сейчас – игроиндустрия. Но и в этом случае стоит учесть, что Вам потребует высокопроизводительное (а значит недешевое) устройство (ПК, ps4 pro или Xbox One X), да и нативного разрешения, использующего все возможности вашего 4k-экрана, Вы увидите далеко не всегда. По большей части только для подобного применения новое разрешение будет иметь смысл.
Из всего выше сказанного следует, что новомодное 4k-разрешение ещё очень слабо распространено. Не стоит вестись на уловки маркетологов и бежать покупать новые устройства. Единственное, для чего это действительно востребовано, это сильно ограниченные в количестве стримминг-сервисы и современный гейминг. В последних случаях Вам надо детально рассмотреть, стоят ли такие небольшие преимущества тех денежных средств, которых потребуется потратить.
Многие наверняка уже знают про 4К (3840x2160) разрешение, но очень мало кто использует его в играх, на то есть веские причины, для такого разрешения нужно покупать не оправданно дорогой монитор, и большинство разумных людей потратят деньги с большей пользой на другие вещи. Не будем так же забывать, что такое разрешение требует очень мощного ПК.
Но если у вас все же не древний компьютер, и вы хотите поиграть в 4К не покупая специальный монитор, nVidia примерно год назад придумала довольно интересную технологию DSR, с ее помощью можно получить псевдо 4К, т.е. видеокарта обрабатывает изображение в высоком разрешении, а потом подгоняет картинку под разрешение вашего монитора, при этом сохраняя четкость линий 4К.
Сейчас почти все современные игры поддерживают 4К разрешение, но не спешите бежать и включать его в том же Ведьмаке 3, это разрешение опустит ваш FPS до неиграбельного уровня, при этом не сильно даст улучшение картинки, в таких, высоко требовательных играх, все так же лучше будет использовать обычное сглаживание.
Так зачем же использовать такую ресурсоемкую, но не дающую сильного результата технологию? Я нашел ответ. Кроме сильно загруженных игр типа Ведьмака, есть огромное количество игр со средненькой графикой, так вот эти игры можно превратить в настоящие графические шедевры. Из достаточно посредственной картинки можно сделать очень четкий рисунок без раздражающих лесенок, особенно это хорошо заметно, когда разработчики даже не позаботились о качественном сглаживании в игре.
И так, если я вас заинтриговал, перейдем к подключению этой технологии, первое что нужно понять, вам обязательно нужна свежая видеокарта nVidia (у AMD эта технология называется VSR и работает на картах r7 и r9 сериях, но в этой статье мы говорим об nVidia). Заходим в Панель управления nVidia, нажимаем Управление параметрами 3D, ищем параметр DSR - Степень, ставим галочки напротив 1.78x (это WQXGA разрешение 2560×1440) и 4.00x (это 4К разрешение 3840×2160). DSR - Плавность лучше всего оставить на 30%. (Описание настройки и выбранные мной разрешения подходят для мониторов с пропорцией изображения 16:9, т.е. для большинства)
Настройка завершена, теперь запускайте любую современную игру, заходите в настройки, и у вас помимо стандартного разрешения 1920×1080, можно будет выбрать 2560×1440 и 3840×2160.
Далее, несколько советов: 1) При выставлении больших разрешений, немного последите за FPS в игре, если вы видите, что ваше железо не справляется, снижайте разрешение с 4К на промежуточное 2560×1440, если и тут есть просадки кадров, то возвращайтесь на стандартные 1080р. 2) Не пытайтесь жертвовать другими настройками графики игры, ради большого разрешения, т.к. картинка в итоге будет хуже.
И на конец поделюсь своим опытом выставления высокого разрешения в играх. Обычно я его использую для JRPG, т.к. Японцы выпускают платформеры с довольно красивой графикой, которая не требует сильных нагрузок на видеокарту, но они забывают сделать расширенные настройки графики, зато всегда есть поддержка 4к разрешения, превращая игры в очень красивые 3D аниме. Так же я увеличил качество разрешения в Mad Max, правда без падений FPS она работает только на 2560×1440, но и это разрешение заметно улучшает картинку.
Хорошо это или плохо, появление нового поколения игровых консолей несёт с собой одновременно проблемы и возможности для любителей видеоигр. Новые консоли обладают компонентами от среднего уровня до уровня High End, и теперь разработчики игр могут сделать ещё лучше графику, чтобы задействовать все имеющиеся ресурсы. Но также это отразится на системных требованиях новых игр на PC.
Теперь игры AAA перестают стабильно идти на 60 FPS на распространённых видеокартах. Среднестатистическая игра становится более требовательной, но при этом можно сделать скорость выше или ниже, в зависимости от ваших ожиданий и разрешения монитора.
Чтобы найти другие кастомные разрешения, умножайте родное разрешение монитора на коэффициент масштабирования по обоим осям.
- Скачайте и запустите CRU
- Запустите CRU от имени администратора
- Перезагрузите графический драйвер
- Тестирование
- Значительное увеличение производительности
- Что насчёт DLSS 2.0?
- Бонусный раунд: кастомная частота обновления
Так происходило на протяжении нескольких последних поколений игровых консолей. В 2005 году игры для Xbox 360 вроде F.E.A.R. и The Elder Scrolls IV: Oblivion напрягали даже самые мощные компьютеры. В 2014 году Assassin’s Creed: Unity выпустили как первую настоящую игру следующего поколения. Она выдавала всего 24 FPS на разрешении 1440p на флагманской карте GeForce GTX 980.
Хотя Unity нельзя было назвать типичным представителем игр нового поколения, персональные компьютеры испытывали проблемы с играми, появившимися после выхода PlayStation 4 и Xbox One.
Наступил 2021 год и продолжают распространяться PlayStation 5 и Xbox Series X. Они снова подняли планку требований к ресурсам. Игры вроде Assassin’s Creed: Valhalla и Cyberpunk 2077 испытывают затруднения с запуском на разрешении 4K даже на самых мощных игровых компьютерах. Изменение настроек графики может помочь, но это лишь промежуточное решение, особенно на старых компьютерах. Много скорости таким способом не отвоюешь.
Есть другой метод получения значительного прироста производительности — масштабирование разрешения.
Это отличный вариант, если вы хотите повысить производительность игры на 10-15% за счёт настроек. Если вы играете на высоком разрешении вроде 4K, объединяя масштабирование разрешения с увеличением чёткости, результат зачастую получается близким к первоначальному.
Какие нестандартные разрешения следует принимать во внимание? В первую очередь это зависит от родного разрешения вашего монитора. Масштабирование разрешения до 83% обычно обеспечивает хороший баланс качества изображения и скорости.
Для разрешения 4К это означает разрешение 3200 х 1800. Для 1440p это значит 2133 х 1200. На разрешении 1080p плотность пикселей на большинстве мониторов уже довольно низкая, поэтому в данном случае масштабирование лучше не применять.
Если вам не хватает скорости в играх, масштабирование до 83% на разрешении 1080p даёт 1600 х 900. Нужно иметь в виду, что данное число не является неизменным.
Как передать сейвы с PlayStation 4 на PlayStation 5Во многих играх в настройках есть функция масштабирования, но для обеспечения полной совместимости нужно задать разрешение в системе Windows. Мы покажем, как это делается, и посмотрим результаты тестов на разрешении 4K, которые помогут оценить влияние на производительность.
Тестовая система состоит из видеокарты GeForce RTX 3080 и процессора Ryzen 9 3900X. Несмотря на эти внушительные компоненты, в зависимости от игры видеокарта для разрешения 4K может стать узким местом. В таком случае масштабирование разрешения может обеспечить значительный прирост производительности.
Следует также заметить, что технология Nvidia DLSS напоминает масштабирование разрешения. Она тоже обрабатывает игру на более низком внутреннем разрешении, но затем повышает масштабирование картинки и улучшает её качество за счёт использования временного сглаживания (TAA) и механизмов глубокого обучения. Правильная реализация DLSS 2.0 помогает больше, чем простое масштабирование разрешения, но данная версия поддерживается для каждой игры отдельно. Некоторые тесты DLSS в этой статье также были проведены.
Nvidia и AMD обеспечивают кастомные настройки разрешения в своих панелях управления. В данной статье мы будем рассматривать кроссплатформенную утилиту CRU (Custom Resolution Utility). Кастомное разрешение в CRU испытывают меньше проблем с совместимостью и стабильно показывается во всех играх, чего нельзя сказать о пользовательских настройках разрешения в панелях управления Windows.
Скачайте и запустите CRU
Создатель CRU под ником ToastyX опубликовал пост на форумах Monitor Tests, где появляются новые версии CRU. Программу не нужно устанавливать, достаточно разархивировать её и запустить.
Запустите CRU от имени администратора
В разделе «Detailed resolution» нажмите кнопку «Добавить» («Add…»).
Откроется новое окно с возможностью установки разрешения. Введите ваше кастомное разрешение в два выделенных ниже поля.
Укажите количество пикселей в ширину и высоту. Другие настройки трогать не нужно.
При желании вы можете создать собственную частоту обновления. Это ещё один потенциальный способ увеличения производительности, о котором мы расскажем ниже. Нажмите OK и выйдите из приложения.
Перезагрузите графический драйвер
В папке CRU есть файл под названием restart64.exe. Запустите его от имени администратора. Это приведёт к перезагрузке графического драйвера.
Экран начнёт мигать, могут временно возникнуть неполадки в его работе. В первую очередь это относится к приложениям с аппаратным ускорением, играм, магазинам вроде Steam. Их можно просто перезапустить.
Новое кастомное разрешение будет отображаться в глобальных настройках Windows и во всех приложениях и играх, где можно менять разрешение.
Тестирование
- Процессор: AMD Ryzen 9 3900X
- Видеокарта: Nvidia GeForce RTX 3080
- Оперативная память: 2 х 8 Гб, 3600 МГц, DDR4
- Материнская плата: MSI MAG X570 Tomahawk WiFi
- Накопители: два твердотельных накопителя NVMe по 480 Гб
- Блок питания: XPG Core Reactor 850 Вт
На какое повышение производительности можно рассчитывать за счёт масштабирования разрешения?
При масштабировании в 83% частота кадров должна вырасти примерно на 15%, особенно если масштабирование происходит с очень высокого разрешения.
В данном случае выполнялась проверка масштабирования разрешения в таких играх, как Assassin’s Creed: Valhalla, Red Dead Redemption 2, Borderlands 3.
Новый шутер Gearbox оказывает значительную нагрузку на видеокарты на максимальных настройках. На этот раз игру запустили с уменьшенным объёмным туманом. Даже тогда средняя скорость составила 66 кадров/с на разрешении 4K, иногда было ниже 60 кадров/с.
На разрешении 3200 х 1800 в среднем удалось получить 84 FPS, что означает прирост на 27%.
Очередная игра серии Assassin’s Creed создавалась с прицелом на новые консоли PlayStation 5 и Xbox Series X. Это игра для устройств разных поколений, которую можно масштабировать вплоть до первой версии Xbox One. При максимальных настройках она очень требовательная.
В таком случае видеокарта GeForce RTX 3080 выдаёт около 50 FPS. Даже с кастомными настройками игра на естественном разрешении показывает лишь 57 FPS. На 1080p скорость повышается до 68 FPS, то есть на 19%. Это позволяет добиться стабильных 60 FPS.
Red Dead Redemption 2 от Rockstar обладает насыщенным открытым миром. Игра хорошо идёт при максимальных настройках, но их изменение может ещё улучшить ситуацию. С кастомными настройками на разрешении 4K скорость была 79 FPS. Масштабирование разрешения на 1080p позволило достичь 96 FPS. Это позволяет устанавливать очень требовательные настройки вроде тесселяции деревьев, пользоваться которыми в противном случае нет возможности.
Horizon Zero Dawn является эксклюзивной игрой для PlayStation 4. На компьютерах качество персонажа и окружения находятся на уровне лучших игр AAA 2020 года. Внешний вид и производительность даже лучше по сравнению с Assassin’s Creed: Valhalla. При этом потребуется видеокарта RTX 3080 или выше, чтобы играть на разрешении 4К. При наличии других карт масштабирование разрешения является лучшим способом увеличить скорость игры.
На нативном разрешении 4K тестовая система выдала 78 FPS. На разрешении 1080p средняя частота составляет 96 FPS. Это как две капли воды похоже на производительность RDR2, но при этом минимальные значения у Horizon Zero Dawn заметно выше.
На разрешении 1080p нижний 1% составляет 77 FPS, поэтому провалов ниже чем 60 FPS нет. Если у вас есть монитор 4К с большой частотой обновления, масштабирование разрешения даёт доступ к повышенной частоте кадров в данной игре.
Значительное увеличение производительности
Как и можно было предположить, все проверенные игры продемонстрировали заметный рост FPS при уменьшении разрешения. Уменьшение числа пикселей на 17% ведёт к среднему повышению частоты кадров на 27%. Игровые движки в наши дни часто связывают определённые графические эффекты с разрешением буфера кадра.
Читайте также: