Что такое клавиатурные образы
Что если я скажу вам, что есть абсурдно простой, состоящий из одного пункта способ научиться слепой печати без этих дурацких органичений?
Подготовка
Распечатайте и положите рядом с клавиатурой схему, показывающую, каким пальцем положено нажимать какую клавишу.
Способ
Запретите себе нажимать клавиши неправильными пальцами.
Вам не нужно доводить себя до нервного срыва, снова и снова пытаясь сто раз без ошибок напечатать на скорость буквосочетания вроде «ололо ллолоо» и фразы вроде «Владимир Владимирович Шахиджанян — мой наставник и учитель».
Вам не нужно ничего специально заучивать.
Вам можно смотреть на клавитуру сколько угодно.
Вам не нужно тратить время на упражнения.
Просто начните печатать этим способом всё, что вам приходится печатать в повседневной жизни и работе — и через некоторое время вы будете печатать вслепую.
Как и почему это работает
Всё, что вам нужно для обучения слепой печати — это приучиться нажимать клавиши соответствующими им пальцами. Когда этот навык еще не закреплен, у вас появляется желание тыкать указательными пальцами — так быстрее и привычнее. Пока вы позволяете себе это — навык нажимать правильными пальцами никогда не закрепится.
Если же не делать исключений и нажимать каждую клавишу строго соответствующим пальцем, навык закрепится сам собой за сравнительно небольшое время. Это закрепление происходит на уровне моторики, поэтому зазубривание схемы не требуется и большой пользы, скорее всего, не принесет.
Поначалу скорость печати значительно упадет. Появится мучительное желание тыкать указательным пальцем и, возможно, раздражение. Боритесь с ними и не делайте исключений.
В зависимости от того, как много вы печатаете ежедневно, вам потребуется от нескольких дней до нескольких недель, чтобы выйти на прежнюю скорость печати, и дальше пойдет ее постепенное увеличение.
Вы далеко не сразу и не единомоментно перестанете поглядывать на клавиатуру, но это не главное. Главное, что навык будет закрепляться и скорость набора будет расти. А потребность смотреть на клавиатуру со временем будут все меньше и меньше, пока не пропадет совсем.
Выбор схемы соответствия между пальцами и клавишами
Все схемы в интернете предлагают такое соответствие:
При этом руки, как ни странно, предлагается ставить нормально:
Очевидно, что такую схему (да и саму несимметричную клавиатуру со сдвигом рядов клавиш) изобрел человек с переломом левого запястья.
Начав печатать, я быстро понял, что подсовывать левый мизинец под безымянный — противоестественно и вообще унизительно, поэтому я выбрал соответствия между пальцами и клавишами так, как было удобно мне:
Подсказки
Каждый раз, когда вы приступаете к набору текста, нащупывайте указательными пальцами риски на клавишах F/А и J/О. Эти риски предназначены для того, чтобы помогать вам правильно класть пальцы на клавиатуру, не глядя на нее.
Расположите клавиатуру так, чтобы руки на ней располагались симметрично относительно вашего тела, а не смещены влево. Центр основной части клавиатуры находится между клавишами G/П и H/Р.
Success story
У меня самого ушло несколько месяцев на то, чтобы смог печатать, глядя только на экран. Речь, конечно, о месяцах повседневной жизни, а не месяцах усердных тренировок.
А через несколько лет clusterm подарил мне на день рождения клавиатуру Das Keyboard Ultimate с механикой Cherry MX и без подписей на клавишах. На ней и написана эта публикация.
PS Отсутствие подписей на клавишах — это, конечно, понт. Производит неизгладимое впечатление на коллег, но пользы не приносит, только неудобства. Разве что никто теперь не просит попользоваться моим компьютером. :)
«Лучший способ научиться быстро читать – это как можно больше читать», – говорил Иосиф Гофман. Это мнение и поныне разделяют многие музыканты, особенно те из них, кто преуспел в чтении нот благодаря постоянной практике. Бесспорно, практический опыт – первейшее условие, главная предпосылка образования любого навыка. Однако ставка на «саморазвитие» при помощи одной только практики приводит к тому, что большая часть музыкантов за долгие годы обучения так и не овладевает столь необходимым для профессионала умением чтения нот с листа (3).
Навык чтения должен быть заложен в структуре обучения пианиста.
- способность к чтению с листа, в отличие от умений и навыков, необходимых в других видах игры по нотам, обладает статусом художественной деятельности. это означает: чтение музыки с листа есть акт ее интерпретации. только с этих позиций можно понять специфику, ведущую психологическую установку чтения;
- способность эмоционально-образного переживания музыки управляет нахождением конкретных исполнительских средств, а не наоборот. в то же время приемы технического освоения произведения с листа и его художественно-образного постижения не одинаковы и требуют различного подхода. так же различаются приемы самообучения и обучения беглому чтению;
- чтение с листа есть основной способ работы музыканта на этапе ознакомления с новым произведением. в силу эмоционально-образной природы, а также некоторых других особенностей чтение с листа является общей, базовой деятельностью для всех музыкально-исполнительских специальностей.
Знание основных закономерностей и принципов чтения музыки с листа может существенно облегчить решение задач практической методики обучения и самообучения быстрому чтению.
1. Общая характеристика чтения с листа. Определение понятия.
В музыкальной деятельности способности человека проявляются неравномерно. Одни проявляют себя успешно в композиции, другие в сольном исполнительстве, третьи – в концертмейстерской работе.
То же наблюдается и в таком виде музыкально-исполнительской деятельности, как игра с листа. Тогда как большинство музыкантов усердно разучивают произведение, единицы блестяще проигрывают его с листа – не занимаясь деталями. Последнее есть не что иное, как «божий дар».
Принято различать два основных вида исполнения по нотам незнакомого произведения – разбор и чтение с листа. Под разбором подразумевается медленное проигрывание пьесы, допускающее остановки движения. Под игрой с листа – непрерывное исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, близком к требуемому, без предварительного проигрывания на инструменте (3).
Польский психолог музыки Я. Вершиловский вводит самостоятельную деятельность любого профиля – чтение нот или игру по нотам. Эта деятельность, по мнению ученого, является основной для таких специальностей, как концертмейстер, ансамблист и дирижер. Игра по нотам может и не быть чтением с листа. Если принять за критерий точность воспроизведения нотного текста и характер музыкально-исполнительской задачи, то можно различать несколько видов игры по нотам.
Однако не все виды имеют художественно-образную природу. Чтение музыки с листа является наиболее сложной разновидностью игры по нотам и обладает статусом художественной деятельности. Многие мастера, отмечая своеобразие чтения с листа, говорят о том, что в процессе беглого проигрывания «не все прочитывается как следует» (Г.Нейгауз), допускаются и «ноты фальшивые» (М.Гринберг) и «темп приблизительный» (К.Игумнов). Нельзя ставить обязательной задачей точное выигрывание всех нот и тонких нюансов.
Таким образом, сыграть произведение с листа означает не просто бегло проиграть его без предварительного разучивания. Первоначальное прочтение предполагает прежде всего проникновение в его художественную сущность. Первое яркое впечатление возникает только в результате интерпретации музыкального содержания, как бы оно ни было приблизительным и несовершенным.
Обобщая сказанное выше, можно так определить понятие «чтение с листа». Прочесть произведение с листа – значит быстро схватить и эскизно передать эмоционально-образный смысл музыки, при некоторой приблизительности воспроизведения нотной записи (Презентация. Слайд 2).
2. Теоретическая модель чтения
Психологическая структура. Механизмы и коды чтения нотного текста.
Чтение музыки с листа – сложный психофизический процесс. Для совершенствования обучения чтению с листа необходимо знать факторы, определяющие специфику и эффективность отдельных его составляющих. Теоретическая модель позволяет понять особенности ее структуры и функционирования. Современная наука использует метод моделирования.
Для понимания механизмов чтения с листа мы представим ее объяснительную, теоретическую модель. (Приложение 1; Презентация. Слайд 3).
Будем рассматривать беглое чтение нот как целостную деятельность человека. Обратимся к нашей схеме – системе вложенных друг в друга квадратов, где каждый следующий охватывает предыдущие. Речь пойдет о смыслах, образах и «кодах дешифровки» нотного текста.
Как сгруппируются ноты, в каких образах они предстанут перед взором исполнителя – все это относится к графическому уровню прочтения нотного текста. Графические образы формируются в процессе зрительно-интеллектуального восприятия нот. Беглое чтение нотной записи осуществляется благодаря группировке нотных знаков в относительно устойчивые комплексы по вертикали и горизонтали (Презентация. Слайд 4).
Далее, переходим на более высокий уровень – второй квадрат. Здесь пианист имеет дело с клавишами своего инструмента.
Клавиатурные образы фиксируют переход с образов нотной графики на образы клавиатурного пространства, исполнительских движений и их обобщений. К ним относятся осязательные и мышечно-двигательные ощущения различных нотных групп, их пространственные представления, связанные с аппликатурой, а также типовые формулы фортепианной фактуры («ключевые формулы», по Ф.Листу). (Презентация. Слайд 5)
Третий квадрат представляет выход в звук – в звуковой образ. Мы видим нотную графику, ощущаем клавиатуру и движения на ней и слышим звучание. Происходит чудодейственное превращение: включаются слуховой опыт, музыкально-слуховые представления. Благодарявнутреннемуслышаниюпроисходит «озвучивание» нотного текста и его осмысленное восприятие (Презентация. Слайд 6).
Еще важное психическое образование на уровне звукообразного чтения – догадка. Это свойство беглого чтения позволяет предугадывать в общих чертах его ближайшие моменты.
Самый высокий уровень чтения с листа – уровень художественного образа. Ядром сферы художественного образа является эмоционально-смысловой образ или художественная эмоция. Здесь существенным является обобщение через жанр, стиль композитора, направления музыкального искусства эпохи (Презентация. Слайд 7).
Художественно-содержательная сторона чтения с листа связана с построением эмоционально-смысловых образов. Это то, что дано музыканту, что связано с его способностью прочесть скрытый смысл музыки, что в итоге определяет выбор конкретных исполнительских средств и действий.
Эта модель показывает недостаточность принципа «вижу – слышу – играю». Теоретический анализ позволяет говорить еще об одном механизме.
Это эмоционально-образное переживание музыкального содержания, художественный компонент чтения. Он может быть выражен так: «вижу – слышу – переживаю – ищу нужные движения – играю». Самый важный факт – это положение звена «переживаю». В зависимости от его местоположения можно судить об уровне, квалификации беглого чтения (Презентация. Слайд 8).
Коротко изложим три пункта: этапы, условия и приемы беглого чтения. Процесс овладения навыками чтения с листа можно разделить на два этапа: чтение без инструмента (внутренне-слуховое чтение) и чтение за инструментом (чтение-игра). Первый этап рассматривается как подготовительный ко второму (Презентация. Слайд 9).
Своеобразие условий, в которых протекает деятельность чтения, вызывает необходимость использовать особую технику ускоренного восприятия и исполнения нот (Приложение 2). Если не выполняются четыре основных условия беглого чтения, то такая игра по нотам не может квалифицироваться как чтение с листа. Четвертое условие – художественно-образное прочтение – обычно не упоминается в литературе о чтении с листа. Однако последние исследования подтверждают необходимость введения этого условия.
Распознавание носителей содержания обеспечивается целым рядом приемов беглого чтения. Прием упрощения фактуры не только ускоряет игру с листа, здесь он – важный показатель осмысленности чтения (Приложение 3).
Условия безостановочного проигрывания и образного восприятия обеспечиваются приемами мысленного опережения, «забегания глазами вперед».
3. Развитие навыка аккомпанемента с листа
Существуют упражнения и действия, развивающие технику зрительно-слухового восприятия и исполнения нотного текста на инструменте. Гибкость, быстрота и точность двигательной реакции на зрительно-слуховой образ служит прочной основой навыка игры по нотам.
Прежде всего должна быть сформирована, не нуждающаяся в постоянной поддержке зрением, ориентировка рук и пальцев на клавиатуре.
Формирование такой ориентировки, развитие зрительного представления фортепианной клавиатуры начинается в процессе исполнения гамм (всех) и упражнений (например, 11 положений). Выучивается сначала аппликатура. Затем гаммы и упражнения могут играться «вслепую» не глядя на руки. Внимание направлено на звучание и артикуляцию.
При исполнении пьес с широкими ходами, скачками необходима рациональная посадка за инструментом, при которой в поле зрения исполнителя оказывается и нотный текст на пюпитре, и руки на клавиатуре. Исполнитель читает сначала тот текст, который расположен в нижней части нотной страницы. Текст этот (три последние строки) попадает в фокус зрения; руки же и клавиатура оказываются в сфере периферического зрения: это значит, что поначалу исполнитель видит лишь смутные очертания рук на клавиатуре. В дальнейшем, в ходе упражнений, контуры рук и клавиатуры становятся более отчетливыми. Впоследствии эта отчетливость сохраняется и при чтении строчек, расположенных ближе к центру, а затем и в верхней части нотного листа. Этот метод применяется при обучении чтению, как детей, так и взрослых, которые несвободно читают с листа как раз из-за плохой ориентировки рук на клавиатуре.
В связи с тем, что текст фортепианной музыки имеет не только горизонтальное (как запись вокальной, скрипичной или флейтовой музыки), но и вертикальное измерение, представляется целесообразным разделить проблему ускоренного охвата текста на два вопроса: восприятиепо горизонтали и восприятиепо вертикали.
Наблюдения и экспериментальные данные показывают, что охват текста по горизонтали дается более естественно в связи с привычкой читать словесный текст. Предпосылкой ускоренного восприятия нотной записи по горизонтали является умение быстро расчленять текст на синтаксические единицы.
- аккордовая последовательность исполняется в форме гармонической фигурации, начиная от баса.
- текст, изложенный в виде гармонической фигурации, играется аккордами («сжимается»).
Упражнение вырабатывает умение быстро определять гармоническую логику арпеджированного текста, ускоряя восприятие «развернутой вертикали».
Среди упражнений, развивающих навык ускоренного восприятия текста, укажем на так называемоефотографирование.Исполнителю «предъявляется» на несколько секунд и тут же закрывается листом бумаги отрезок текста (мотив, фраза, предложение), который он должен запомнить, мысленно представить в звучании и сыграть. В момент исполнения читается и запоминается уже следующий фрагмент. В процессе этого упражненияувеличиваются скорость восприятия и объем запоминаемых фрагментов.
Прежде чем начать аккомпанировать с листа на фортепиано, пианист должен мысленно охватить весь нотный и литературный текст, представить себе характер и настроение музыки. Так же определить основную тональность и темп, обратить внимание на изменения темпа, размера, тональности, на динамические градации, указанные автором, как в партии фортепиано, так и в партии солиста.
- играются только сольная и басовая партии. пианист приучается следить за партией солиста;
- исполняется вся трехстрочная фактура, путем приспособления расположений аккордов к возможностям своих рук, иногда меняя последовательность звуков, снимая удвоения. при этом сохраняется звуковой состав аккордов и гармоническое развитие в целом;
- пианист внимательно читает поэтический текст, затем играет одну лишь вокальную строчку, подпевая слова или ритмично их проговаривая. при этом надо запомнить, в каких местах располагаются цезуры (чтобы певец взял дыхание), где возникнут замедления, ускорения, кульминация;
- пианист полностью сосредотачивается на фортепианной партии; хорошо выгравшись в аккомпанемент, подключает вокальную строчку.
Аккомпанирование солистам-инструменталистам имеет свою специфику. Знание оркестровки для концертмейстера здесь не менее важно, чем в оперных ариях (10).
Зная по личному опыту, что в школе приходится много играть по нотам, мною взят на вооружение такой прием, как эскизное изучение произведения. Этот прием не ставит конечной целью концертное проигрывание произведения.
Аккомпанемент с листа – это более сложное явление, чем чтение с листа сольных фортепианных произведений, т.к. возникают еще и задачи чисто ансамблевого характера.
Знание основных принципов чтения с листа, этапов работы с произведением, умение выбрать тот или иной прием для беглого чтения с листа, ориентировка в фактуре, жанровых и стилевых особенностей нотного текста невозможно без систематического совершенствования пианистических навыков, также невозможно грамотно интерпретировать музыкальный материал, глубоко познать и донести его до слушателей.
- обеспечивают приток богатой и разнохарактерной информации и служат пополнению багажа знаний концертмейстеров, «раздвижению» их профессиональных горизонтов;
- способствуют качественному улучшению самих процессов музыкального мышления, вследствие особого эмоционального подъема при знакомстве с новым репертуаром;
- создают основу для работы интуиции, требуя максимального внимания не к отработке деталей, а к целостному охвату и воплощению звукового образа;
- стимулируют развитие личностных интересов, используя принцип свободного, не регламентированного задачами учебного процесса выбора;
- обогащают пианистические навыки, расширяя возможности исполнительского общения;
- способствуют пианистическому росту, поощряя попытки преодоления опережающих исполнительских трудностей.
Музыкант, научившийся постигать смысл любой фактуры, умеющий разгадать ее, вглядываясь в ноты и вслушиваясь в звучание, получает ключи к овладению стилем произведения, он приобретает самостоятельность – неоценимое качество. Исполнение тем богаче, тем больше слышит сам исполнитель.
В практической музыкально-педагогической деятельности не только концертмейстера, но и любого музыканта, умение читать нотный текст с листа неоценимо, т.к. сокращает время подготовки к занятиям, обогащает репертуар, дает возможность свободно и художественно прочитать незнакомый текст без предварительной подготовки на уроке, при самостоятельной работе, при неожиданных ситуациях на концертах. Конечно, развитие данного умения происходит достаточно сложно, т.к. во многом это и природный дар, и различные сложившиеся музыкальные способности, и психофизиологические свойства личности исполнителя и многое другое.
Но без этих навыков, общепризнанно, нельзя стать не только профессиональным, но и просто хорошим концертмейстером.
В структуре учебных занятий студента важная роль принадлежит ознакомлению с новым музыкальным материалом. Будущий учитель музыки в школе поставлен перед необходимостью много играть по нотам, и зачастую без длительной подготовки.
Теория и практика подготовки профессионального музыканта свидетельствует, что способность к беглому чтению нотного текста-один из важных факторов развития комплекса музыкальных способностей.
Практика показывает, что студенты-музыканты недостаточно владеют умением читать с листа. Многие знакомы с такой техникой чтения нот, которая ведет к ускоренному восприятию нотной записи и беглому исполнению на инструменте.
Известный отечественный психолог Б.М.Теплов различал три основных вида музыкальной деятельности: слушание, исполнение, и сочинение музыки. Дополняя эту классификацию, польский психолог музыки Я. Вершиловский вводит еще одну относительную самостоятельную деятельность музыканта любого профиля – чтение нот или игру по нотам . Эта деятельность имеет свои четко выраженные психологические особенности и является основной для таких музыкальных специальностей, как концертмейстер, ансамблист, дирижер. В эту группу следует отнести и школьного учителя музыки. Однако игра по нотам может и не быть чтением с листа.
Существует столько разновидностей игры по нотам, сколько дано условий и целей исполнения. Можно различать несколько видов игры по нотам . Это разбор-изучение, то есть анализ и осмысление наиболее существенных фрагментов произведения. Это разбор-исполнение, то есть медленное проигрывание пьесы во всех подробностях нотной записи. Наконец, это эскизное проигрывание произведения в необходимом темпе и характере уже после предварительной работы с ним.
Чтение музыки с листа является наиболее сложной разновидностью игры по нотам и, как показывают экспериментальные исследования, обладает статусом художественной деятельности. Здесь мысль музыканта движется от общего к частному, от целого к детали, от свернутого художественного образа к развернутому во времени музыкальному движению.
Где же пролегает та граница, которая отделяет чтение с листа от других видов игры по нотам? Существует два различных мнения на этот счет. Первое сводится к довольно распространенному представлению: чтение с листа есть одноразовое проигрывание неизвестного музыкального материала «с листа», «с первого взгляда». В «Музыкальной энциклопедии» так и сказано: «исполнение по нотам какой-либо пьесы без предварительного ее разучивания». Из этого следует, что все последующие обращения к произведению – второе, третье, четвертое – уже не являются в строгом смысле чтением с листа.
Согласно второй точке зрения, чтением с листа можно называть не только одноразовое, но также двухразовое или двух-трехкратное проигрывание нового музыкального материала целиком.
Выясняя вопрос о количестве проигрываний, за пределом которого чтение с листа перестает быть таковым, мы приходим еще к одному важному выводу.
Чтение с листа становится основным методом работы на первоначальной стадии, при первой встрече с новым произведением. Этому способствует психологическая природа беглого чтения - особый способ мысли, установка на целостное восприятие и исполнение, специальные исполнительские стратегии, статус художественной деятельности и даже условие необязательности выполнения всех указаний нотного текста. Играя с листа, исполнитель может делать то, что не позволяется, например, в игре наизусть. Многие мастера, отмечая своеобразие чтения с листа, говорят о том, что в процессе беглого проигрывания не все прочитывается «как следует», допускаются и «ноты фальшивые» и «темп приблизительный». Нельзя ставить обязательной задачей точное выигрывание всех нот и тонких нюансов.
Предварительное чтение - ознакомление необходимо для того, чтобы «постигнуть идею в целом», «молниеносно овладеть музыкой», соприкоснуться с «духовным образом» сочинения. Оно направлено на то, чтобы схватить его «как бы с птичьего полета», почувствовать его «психологическую тональность».
При всей «приблизительности» игры с листа – оно прежде всего свободное и увлеченное исполнение музыки. Свободное не столько в техническом, сколько в художественно-содержательном отношении. Оно требует активного восприятия и переживания музыки. Именно благодаря переживанию эмоционально-образного содержания произведения создается первое яркое представление о нем.
Таким образом, сыграть произведение с листа означает не просто бегло проиграть его без предварительного разучивания. Первоначальное прочтение предполагает прежде всего проникновение в его художественную сущность. Первое яркое впечатление возникает только в результате интерпретации музыкального содержания, как бы оно ни было приблизительным и несовершенным. Обобщая сказанное выше, можно так определить понятие «чтение с листа».
Прочесть произведение с листа – значит быстро схватить и эскизно передать эмоционально-образный смысл музыки, при некоторой приблизительности воспроизведения нотной записи.
Теоретическая модель чтения
Психологическая структура. Механизмы и коды чтения нотного текста
Чтение музыки с листа - сложный психофизический процесс. Его можно рассматривать также с позиций психофизиологии ( например, психофизиологии движений пианиста).
Для совершенствования обучения чтению с листа необходимо знать факторы, определяющие специфику и эффективность отдельных ее составляющих.
Теоретическая модель позволяет понять некоторые особенности ее структуры и функционирования.
При исследовании сложных процессов наука использует метод моделирования.
Для понимания механизмов чтения с листа можно представить ее теоретическую модель.
Структура музыкально-исполнительской деятельности чтения.
Эмоционально - смысловой образ
Рассмотрим беглое чтение нот как целостную деятельность человека.
Это деятельность музыканта, учащегося, направленная на акт общения (композитор, эпоха, стили и т.д.) В музыкально-исполнительской деятельности существуют технологическая и художественно-содержательная стороны. К первой относятся приемы, действия, навыки. Ко второй – художественное восприятие как социально обусловленное и личностно значимое отношение к произведению.
У опытного музыканта, играющего с листа, обе эти стороны слиты воедино. Однако различение технологического и художественно-содержательного в игре с листа очень важно для обучения и самообучения чтению.
На схеме изображена система вложенных друг в друга квадратов, где каждый следующий охватывает предыдущие.
Как сгруппируются ноты, в каких образах они предстанут перед взором исполнителя-все это относится к графическому уровню прочтения нотного текста. Далее – второй квадрат. Здесь пианист, например, имеет дело с клавишами своего инструмента, которые не связаны напрямую с графическими образами нот.
На клавиатурном уровне чтения приходится ориентироваться в их топографии, находить нужные игровые движения, аппликатуру и взаимодействовать с графическими образами нотной записи. Появляется как бы новый код чтения. И задача, которую предстоит решить, состоит в том, чтобы связать эти два кода – графический и клавиатурный.
Третий квадрат представляет выход в звук, в звуковой образ . Теперь уже мы видим нотную графику, ощущаем клавиатуру и движения на ней и слышим звучание. На этом уровне включаются слуховой опыт и музыкально-слуховые представления.
Однако звучание, полученное в результате игры по нотам, кроме того, что связано с музыкально-слуховыми представлениями, мало что дает читающему с листа если он не владеет последним, четвертым уровнем беглой «дешифровки» нотной записи.
Этот последний, самый высокий уровень чтения с листа - уровень художественного образа. Если исполнитель не ощущает эмоционально-смысловую сторону музыкального содержания, прочитывание произведения не состоится.
Все четыре компонента образуют иерархию. В то же время каждый из названных компонентов относительно самостоятелен.
Так, графические образы формируются в процессе зрительно-интеллектуального восприятия нот. Логика их осмысления находится в тесной связи с музыкально-теоретическими знаниями и опытом игры на инструменте. Это зрительные образы отдельных нотных групп: интервала, аккорда, ритмической фигуры и т. д. Это зрительные образы разномасштабных целостных структур нотного текста: мотива, фразы, предложения, периода и т.д.
Клавиатурные образы фиксируют переход с образов графики на образы клавиатурного пространства, исполнительских движений. Эти образования ускоряют процесс считывания и исполнения. К ним относятся осязательные и мышечно-двигательные ощущения различных нотных групп, а также типовые формулы фортепианной фактуры: гаммы, арпеджио, различные движения рук.
Более высокие и содержательные в музыкальном отношении обобщения совершаются в сфере звучания, звукового образа. Определяющую роль здесь играют музыкально – слуховые представления. Благодаря внутреннему слышанию происходит «озвучивание» нотного текста и его осмысленное восприятие. Роль внутреннего слуха в беглом и выразительном чтении с листа огромна. Только благодаря этой способности зрительное восприятие нотного текста качественно изменяется.
Еще одно важное психическое образование на уровне звукообразного чтения – догадка . Это свойство беглого чтения позволяет предвосхищать развертывание музыкального текста, предугадывать в общих чертах его ближайшие моменты. Причем когда мы говорим о предугадывании, то имеем в виду не только зрительно – слуховое предвосхищение того, что предстоит сыграть в ближайших тактах, но и заблаговременное представление игровых движений. то есть слухомоторную «изготовку».
Наконец, самым высоким уровнем чтения является сфера художественного образа . Ее ядром является эмоционально-смысловой образ или художественная эмоция. Здесь существенным является обобщение через жанр, стиль композитора, направления музыкального искусства эпохи.
К области технологии и техники чтения относятся первые три уровня. Это то, что дано учащемуся – исполнителю, то есть – нотный текст и музыкальный инструмент.
Эти уровни имеют отношение к педагогике чтения. Сюда относится все, что связано с формированием или усвоением зрительных образов нотной графики, образов клавиатурного пространства и игровых движений, с анализом звуковых образов.
Художественно-содержательная сторона чтения с листа связана с построением эмоционально-смысловых образов. Учащийся должен совершить на этом уровне прочитывания нотной записи «эстетическое усилие». Эстетическое отношение к произведению, переживание его музыкального содержания связано с личностным смыслом исполнителя.
Обычно механизм процесса чтения описывается как простой перевод нотной записи во внутренне-слуховую картину и воплощение ее на клавиатуре («вижу-слышу-играю-поправляю»). Правильный путь чтения с листа представляет собой не только «озвучение» нотного текста. Нота «видимая» становится не только «слышимой», но и «ощущаемой».
Следует отметить еще один механизм, который регулирует исполнительский процесс беглого чтения. Это эмоционально-образный компонент чтения. Он может быть выражен так: «вижу-слышу-переживаю-ищу нужные движения-играю».
В индивидуальном исполнительском сознании отдельные звенья этой цепи свернуты по-разному. Но обязательно для чтения с листа наличие сложных сплавов особого качества: "вижу-играю" (то есть нахожу нужные движения), «вижу-слышу» (то есть понимаю, различаю), «вижу-переживаю».
Процесс овладения навыками чтения с листа можно разделить на два этапа: чтение без инструмента и чтение за инструментом.
Первый этап рассматривается как подготовительный ко второму. Каждый этап характеризуется присущими ему приемами работы. На более совершенной ступени развития навыков чтения методы работы одного этапа могут переплетаться с характерными приемами другого.
Можно выявить следующие специфические условия процесса чтения с листа. Своеобразие условий, в которых протекает деятельность чтения, вызывает необходимость использовать особую технику ускоренного восприятия и исполнения нот.
1. Распознавание «носителей» смысла.
Быстрое распознавание главных носителей музыкального содержания- темы, мелодических и ритмических форм и интонаций, гармонических оборотов и т.д.
2. Динамическое мышление.
Способность к быстрому переключению, выражающаяся в готовности к неожиданным музыкально-речевым ситуациям – резким сменам лада, тональности, ведущего ритма, размера и т.д.
3. Безостановочное проигрывание.
Целостное и связное исполнение неизвестного произведения в темпе, соответствующем характеру музыкального содержания.
4. Художественно-образное содержание.
Эмоциональное восприятие произведения, переживание смыслового содержания музыки, обеспечивающее целостное и связное исполнение.
Если не выполняются четыре основных условия беглого чтения, то такая игра по нотам не может квалифицироваться как чтение с листа. Распознавание носителей содержания обеспечивается целым рядом приемов беглого чтения: предварительным прочтением текста глазами относительным и обобщенным чтением, смысловой группировкой нот. Прием упрощения фактуры не только ускоряет игру с листа, здесь он – важный показатель осмысленности чтения. Условия безостановочного проигрывания и образного восприятия обеспечиваются приемами мысленного опережения, «забегания глазами вперед», «фотографирования» следующего за исполняемым отрезка текста. Этому же способствует игра "вслепую", не глядя на руки. С позиции педагога, обучающего беглому чтению ученика, все это сложные навыки, требующие длительного формирования на специально подобранном репертуаре для чтения с листа.
Все четыре компонента образуют иерархию. Иными словами, они соотносятся так, что художественный образ включает в себя звуковой (слуховой), клавиатурный и графический образы.
В то же время каждый из названных компонентов относительно самостоятелен, отличается своеобразием обобщения и представляет качественно новое психическое образование (для упрощения будем обращаться к более простому понятию – «коды» чтения).
Графические образы формируются в процессе зрительно-интеллектуального восприятия нот. Логика их осмысления находится в тесной связи с музыкально-теоретическими знаниями и опытом игры на инструменте. Беглое чтение нотной записи осуществляется благодаря группировке нотных знаков в относительно устойчивые комплексы по вертикали и горизонтали. Это зрительные образы отдельных нотных групп: интервала, аккорда терцовой и нетерцовой группы, кластера, ритмической фигуры и повторяющихся ритмических образований. Это зрительные образы разномасштабных целостных структур нотного текста: мотива, фразы, предложения, периода, целостной «картины» различных слоев нотной фактуры.
Клавиатурные образы фиксируют переход с образов нотной графики на образы клавиатурного пространства, исполнительских движений и их обобщений (двигательных комплексов). Благодаря этим образам устанавливаются специфические, например, для пианиста зрительно-слухо-клавиатурные связи. Эти образования ускоряют процесс считывания и исполнения. К ним относятся осязательные и мышечно-двигательные ощущения различных нотных групп, их пространственные представления, связанные с аппликатурой. К ним относятся также типовые формулы фортепианной фактуры: гаммы, арпеджио, аккорды, фактурные формы (мелодия с аккомпанементом), различные движения рук – параллельные, расходящиеся, перекрестные и т.п. На этом уровне освоения чтения с листа появляется особая двигательная «изготовка», не связанная напрямую с отдельными нотными знаками.
Более высокие и содержательные в музыкальном отношении обобщения совершаются в сфере звучания, звукового образа. Определяющую роль здесь играют музыкально-слуховые представления. Функция внутреннего слуха – опыт оперирования такими представлениями. Благодаря внутреннему слышанию происходит «озвучивание» нотного текста и его осмысленное восприятие. Очень важное значение для этого имеет восприятие интонаций: это темы, лейтмотивы, лады, гармонии, ритмоформулы различных жанров.
Роль внутреннего слуха в беглом и выразительном чтении с листа огромна. Только благодаря этой способности зрительное восприятие нотного текста качественно изменяется. «У лиц с высоко развитым внутренним слухом, - пишет Б.М.Теплов,- имеет место не только возникновение слуховых представлений лишь после зрительного восприятия, а непосредственное «слышание глазами», т. е. превращение зрительного восприятия нотного текста в зрительно-слуховое восприятие. Сам нотный текст начинает переживаться ими слуховым образом. Иначе говоря, внутренний слух образованного музыканта характеризуется не просто яркостью музыкальных слуховых представлений, но своеобразным сплавом этих представлений со зрительными образами нотного текста. И когда такой сплав образовался, человек приобретает способность «слышать» читаемые глазами ноты и «видеть» нотную запись слышимой музыки».
Еще одно важное психическое образование на уровне звукообразного чтения – догадка. Это фундаментальное свойство беглого чтения позволяет предвосхищать развертывание музыкального текста, предугадыватьв общих чертах его ближайшие моменты. «Чтение с листа в значительной степени сводится к предугадыванию, как вы можете убедиться, проанализировав свое чтение книг», - напоминает И.Гофман. Причем когда мы говорим о предугадывании, то имеем в виду не только зрительно-слуховое предвосхищение того, что предстоит сыграть в ближайших тактах, но и заблаговременное представление игровых движений, то есть слухомоторную «изготовку».
Наконец, самым высоким уровнем чтения является сфера художественного образа. Ее ядром является эмоционально-смысловой образ или художественная эмоция. Здесь существенным является обобщение через жанр, стиль композитора, направления музыкального искусства эпохи. Индивидуальное отношение, «личностный смысл» (А.Н. Леоньтев) играют на этом уровне чтения решающую роль. Объективные специализированные эмоции «обрастают» личностными смыслами. Образуется «чувство-мысль» (Е.Б. Вахтангов) – чувственное понимание, понимающе чувство. Л.С. Выготский называл это явление «эмоциональным мышлением».
Важно отметить, что к области технологии и техники чтения относятся первые три уровня, если идти от простого к сложному. В известном смысле это то, что дано учащемуся – исполнителю, т.е. нотный текст и музыкальный инструмент.
Художественно-содержательная сторона чтения с листа связана с построением эмоционально – смысловых образов. Это то, что задано учащемуся – музыканту, что связано с его способностью прочесть скрытый смысл музыки, что в итоге определяет выбор конкретных исполнительских средств и действий. «Ведь отношению, смыслу нельзя обучить. Смысл можно только раскрыть в процессе обучения. «Смыслу не учат – смысл воспитывается», - писал выдающийся отечественный психолог А.Н. Леонтьев.
Обычно механизм чтения описывается как простой перевод нотной записи во внутренне – слуховую картину и воплощение ее на клавиатуре (по принципу «вижу – слышу – играю – поправляю»). Правильный путь чтения с листа представляет собой не только «озвучение» нотного текста, преобразование его внутренним слухом в «картину», которая реализуется с помощью верно налаженных зрительно – слухо - клавиатурных связей.
Однако необходимо говорить еще об одном механизме, который регулирует исполнительский процесс беглого чтения. Это эмоционально – образное переживание музыкального содержания, художественный компонент чтения. Он может быть выражен так: «вижу – слышу – переживаю – ищу нужные движения – играю».
Часто читая статьи в интернете или инструкцию по установке какой-либо программы, Вы можете встретить комбинации клавиш (Ctrl-C, Ctrl-V, Win-R, Alt-Tab, Alt-F4 и т.д.). И если Вы, до сих пор не знаете, что они значат, тогда Вы можете ознакомиться с ними в нашей статье.
В данной статье представлен, полный список комбинаций клавиш на клавиатуре, используемые не только в операционной системе Windows.
Разделы по работе с комбинациями клавиш:
- Основные комбинации клавиш на клавиатуре
- Горячие клавиши общего назначения
- Комбинации клавиш предназначенные для работы с текстом
- Комбинации клавиш для работы с файлами
- Комбинации клавиш для работы в проводнике
- Комбинации клавиш для работы с окнами
- Комбинации клавиш для работы с диалоговыми окнами
- Комбинации клавиш для работы в браузерах (Internet Explorer, Google Chrome, Mozilla)
- Специальные возможности
Основные комбинации клавиш на клавиатуре
Alt+Tab - Переключение между окнами
Win+Tab - Переключение между окнами в режиме Flip 3D
Win+Up - Развернуть окноWin+Down - Восстановить / Минимизировать окно
Win+Left - Прикрепить окно к левому краю экрана
Win+Right - Прикрепить окно к правому краю экрана
Win+Shift+Left - Переключиться на левый монитор
Win+Shift+Right - Переключиться на правый монитор
Win+Home - Минимизировать / Восстановить все неактивные окна
Win+Break(или Pause) - Запустить элемент Система из Панели Управления (пункт Свойства при нажатии правой кнопкой мыши на Компьютер в меню Пуск)
Win+Space - Показать рабочий стол
Win+B - Переход в область уведомлений(трей)
Win+D - Свернуть окна или восстановить все окна
Win+E - Запустить Проводник(Explorer)
Win+F - Запустить встроенный диалог поиска Windows
Win+Ctrl+F - Запустить Поиск по компьютеру из домена
Win+F1 - Запустить встроенный диалог Windows: Справка и Поддержка
Win+G - Отобразить гаджеты поверх всех окон
Win+L - Блокировка рабочей станции(текущего сеанса пользователя)
Win+M - Минимизировать все окна
Win+P - Отобразить дополнительные опции дисплея (расширить рабочий стол на 2 монитор и т.п.)
Win+R - Запустить диалоговое окно Выполнить
Win+Т - Выбрать первый элемент в панели задач (Повторное нажатие переключает на следующий элемент, Win+Shift+T - прокручивает в обратном порядке)
Win+U - Запустить Центр специальных возможностей (Ease of Access Center)
Win+X - Запустить Mobility Center
Win+цифра- Запустить приложение с панели задач (Win+1 запускает первое приложения слева, Win+2, второе, и т.к.)
Win + "+" - Увеличить масштаб
Win + "-" - Уменьшить масштаб
Ctrl + колесо мыши (вверх\вниз) на рабочем столе - увеличить\уменьшить иконки рабочего стола.
В Проводнике (Explorer):
Alt+P - Показать / Скрыть Область предпросмотра
Панель задач:
Shift + щелчок на иконке - Открыть новое окно приложения
Ctrl + Shift + щелчок по иконке - Открыть новое окно приложения с привилегиями администратора
Shift + щелчок правой кнопкой на иконке - Показать меню приложения
Shift + щелчок правой кнопкой на группе иконок - Показать меню, восстановить все / cвернуть все / Закрыть все
Ctrl + щелчок по группе икнонок - Развернуть все окна группы
Примечание
Клавиша Win находится между клавишами Ctrl и Alt с левой стороны (на ней нарисована эмблема Windows).
Клавиша Menu находится слева от правого Ctrl.
Комбинация «клавиша» + «клавиша» означает, что сначала надо нажать первую клавишу, а затем, удерживая ее, вторую.
Читайте также: