Что такое киберпанк в литературе
С конца 90-х, вплоть до 2013, общий культурный жанр Киберпанка для меня вроде как существовал, но находился в одной лодке с тем же Стимпанком, Миддлпанком, Сандалпанком и другими производными захватившими практически все возможные направления от ретрофутуризма и фентезийных, до неофутуризма и совсем узких направлений, как то Аэропанк и Силкпанк. И если сам киберпанк, как полноценный жанр в нескольких видах искусств все это время не так чтоб сильно отвечал текущим веяниям, то что говорить о его производных ? Сразу хочу отметить свою минимальную вовлеченность в культурные тренды, что никак не мешает их оценивать, по-простецки делая срез на том уровне, который доступен мне. Следовательно, цель этой жанровой персоналии не в навязывании мнений, а об ознакомлении с вопросом и неких субъективных мыслишек.
Думаю, вполне очевиден ответ на вопрос, почему эта тема вылезла (для меня) из тени только недавно. Во всем виновата CD Project RED, которая так же, в свое время, открыла для меня мир Ведьмака и погрузила на долгие, долгие часы. До первого тизера Cyberpunk в 2012 году, я интересовался жанром только в отношении артов. !! По запросу в гугле "киберпанк арты" есть такое количество визуального контента, что просмотреть их все - забей. Элементы киберпанка, конечно же, в большем объеме вплетены в современную культуру, поэтому как обособленный жанр антиутопического настроения он встречается не очень часто (хотя это спорное заявление, если брать во внимание только кино). Предугадывая потенциал CDPR, я, и без Е3-шного ролика возложил на Cyberpunk 2077 процент доверия обратно-пропорциональный желанию зачищать "знаки вопроса" на островах Скеллиге. Делать предзаказы, в отношение остального, не в моем стиле, но кроме РДР2, это единственная игра, которой я готов заплатить фулл прайс за какой нибуть "супер делюкс голд спешл едишн плюс сизн пасс" заранее. И для этого мне не нужны геймплейные ролики, обещания Кичиньского, и сравнении графики. Со стороны - это конечно же глупость, однако есть в этом мире вещи, которые найдут место в твоем виш листе просто потому что. Ну и, как это для меня случилось перед Ведьмаком 3, я хочу создать для себя максимально глубокий уровень бэкграунда, погрузиться в кибер-спейс, зарядиться некой новой для себя энергией, и конечно же to find a new fucking experience.
Для начала нужно выяснить откуда ноги растут. Уверен, что большинству известно имя Айзека Азимова, дедушка с мощнейшими бакенбардами, который кроме всего прочего - крутой фантаст, автор тех самых трех законов робототехники, автор великолепной гепталогии "Фундация". Так вот, он издавал фантастическое издание "Amazing Stories", где печаталась практически вся тогдашняя фантастика, обычно в виде рассказов и коротких повестей. в 1983 году выходит рассказ "Киберпанк" от писателя-фантаста Брюса Бэтке, который, не очень-то считает себя писателем. Рассказ не имел ничего общего с прилагательными жанра кроме панка и компьютеров, однако словечко зацепилось за другого писателя-фантаста (уже настоящего) Брюса Стерлинга, который и обозначил его в границы новообразованного поджанра. (Что не совсем истина, которую я обозначу ниже). Если описать киберпанк в двух словах, причем касаясь любых его проявлений - то это сай-фай-нуар-антиутопия. Просто, да ? Золотые годы пришлись на восьмидесятые, начало девяностых, а потом жанр как бы начал смешиваться с действительностью, от чего стал менее востребованным. Как и в любой другой жанровой культуре - есть определенный костяк, сообщества которые как могут поддерживают эти направления, но массовой или трендовой культурой сегодня, киберпанк уж ни назвать.. (Собственно вплоть для Е3 2018). С 1983 года как минимум, а то и раньше существует несколько этапов развития этого направления, для которой именно литературное всегда задавало эдакий вектор, однако, с появлением игры такого масштаба, эта направляющая видимо сместится в сторону игры. Конечно Cyberpunk 2077 не первая попытка возродить тему, с начала 10-х делают много ремейков на подобную тематику как в кино, так и в играх, но такого резонанса как-то не случалось, чаще по причине высокого уровня говняности оных. Для примера - "Вспомнить Все" "Трон: Наследие" "Призрак в доспехах" "Судья Дредд" "Робокоп". Из игр могу выделить только Deus Ex, хотя это 100% посткиберпанк, конечно если я правильно понимаю разницу между ними.
Ханну Райаниеми – «Страна вечного лета»
Финский антиутопический киберпанк, который переносит игроков в мрачную альтернативную версию прошлого, где разведывательные управления Британии и СССР ведут между собой эпическое противостояние, а на кану стоит сотни тысяч человеческих душ. Примечательно, что в этой версии прошлого люди убедились в существовании загробной жизни, и теперь смерть стала не угрозой, а мощным инструментом манипуляции.
Филип Дик – «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»
Знаменитый фантастический роман, также известный под названием «Бегущий по лезвию». Под этим же названием по мотивам книги в 1982 году был снят фильм с Харрисоном Фордом в главной роли. Сюжет рассказывает про антиутопическое будущее с андроидами, которые неотличимы от обычных людей. Некоторые из них сбегают и пытаются выдать себя за настоящих живых людей. В этом случае в игру вступают специальные охотники, путем специальных тестов вычисляющие андроидов и ликвидирующие их.
Генри Лайон Олди - «Бык из машины»
Мощный киберпанковский боевки от легенды современной фантастики Генри Олди. В книге рассказывается о жизни в мрачном техногенном городе Кекрополе, который потрясла череда зверских преступлений, совершенных неизвестным чудовищем.
Алекс Кош – «Одиночка. Дорога мечей»
Алекс Кош – российский писатель и бодибилдер, работающий в жанре трешевой боевой фантастики, рассчитанной на совсем еще юных и неискушенных в фантастической литературе читателей. Несмотря на это, он сумел обрести свою немаленькую аудиторию, для которой и пишет откровенно наивные и местами графоманские книги в антураже боевого киберпанка с элементом очень популярного сегодня ЛитРПГ.
Киберпанк, Биопанк и Все прочие жанры "ПАНК" фантастики
Всем привет, дорогие друзья. Сегодня у нас заключительная статья по жанрам фантастики и фентези , в которой мы рассмотрим, так называемые жанры фантастики "панки".
В основном все жанры панки распределяются на 3 категории: футуризм, ретро футуризм и фэнтези.
Начнём с футуризма, и первым рассмотрим жанр Киберпанк, который собственно и стал основателем прочих панков.
Ключевые критерии этого жанра, это экономический и моральный упадок общества на фоне высоких технологий. Как правило киберпанк описывает антиутопическое будущее.
Стоит отметить, что киберпанк имеет свои поджанры. Например посткиберпанк, в котором снижен или отсутствует антиутопический акцент.
Однако имеет место быть мнение, что киберпанк и посткиберпанк абсолютно идентичны лишь за одним исключением.
В киберпанке повествование строится вокруг одиночки, человека вне системы, которой действует ей наперекор, а в посткиберпанке же наоборот, главным действующим лицом является человек из системы, её представитель.
Если исходить из этого мнения, то примером киберпанка будет " Джонни Мнемоник " , а вот "Бегущий по Лезвию" скорее посткиберпанком.
Ещё одним поджанром киберпанка является Наупанк, где акцентируется внимание на существующих современных технологиях, которые могут создавать иллюзию футуризма. Как пример старый добрый фильм "Хакеры".
Идём далее. Жанр Биопанк. Этот жанр имеет схожие с киберпанком критерии и даже часто с ним пересекается, однако в центре внимания находятся биотехнологии, генетическое программирование, эксперименты над людьми и так далее. Примером послужит фильм "Гаттака".
Следующий у нас Нанопанк, жанр, описывающий фантастические миры, в которых акцентируется внимание на нанотехнологиях. В качестве примера выступит полнометражное аниме "Агент Вексилл".
И думаю закончим с футуризмом на Космопанке, который обычно имеет черты вышеописанных поджанров, но в картинах жанра имеется возможность космических полетов, хотя, как правило, события происходят в условиях одной звёздной системы. Полагаю примером может выступить сериал "Киллджойс" .
Теперь перейдём к ретрофутуризму. В этой категории нам показывают продвинутые до фантастичности технологии различных эпох.
Наиболее известным из рэтрофутуризма является жанр Стимпанк, в котором главная составляющая это технологии времён промышленной революции. Обычно считается, что в стимпанке должны фигурировать только технологии на пару, однако это заблуждение. В качестве примера стимпанка выступит фильм "Дикий дикий Запад" .
Далее быстро пройдёмся по прочим видам ретрофутуризма.
Дизельпанк. В нем в основном фигурируют технологии первой половины двадцатого века. Примером послужит фильм "Небесный Капитан и Мир Будущего" .
Не смотря на то, что зачастую в дизельпанке окружающий антураж выполнен в стиле первой мировой, в жанре могут показываться и другие эпохи и даже постапокалиптичное будущее. К примеру серия фильмов "Безумный Макс".
Следующий у нас Теслапанк. В этом поджанре технологии представляют из себя различные вариации на тему изобретений Николы Теслы. Примером послужит фильм "Престиж".
Далее идет Атомпанк. Чаще всего этот жанр отражает атмосферу холодной войны, а так же ядерный постапокалипсис, но так же может показывать космическое будущее и прочие его варианты.
Наиболее широко атомпанк представлен в фантастике 50-60 годов с её лучами смерти, нелепыми роботами, огромными компьютерами и прочими атрибутами тех лет.
Ещё один жанр ретрофутуризма это Клокпанк. Визуальная эстетика клокпанка основана на эпохах возрождения и просвещения, а технологии представлены различными заводными механизмами и зачастую могут основываться на идеях Леонардо да Винчи. Думаю в качестве примера подойдёт фильм "Хранитель Времени".
Схожий по эпохе с Клокпанком является жанр Ветропанк, в котором однако акцент сделан на использовании ветра. Техника представлена парусными судами, дирижаблями и даже парящими городами. Сложно вспомнить яркий пример жанра, но думаю подойдёт фильм "Мушкетёры" 2011-ого года.
Продолжит список панков Стоунпанк. Этот жанр показывает эпоху каменного века, а технологии в нём, если можно их так назвать, созданы из палок и камней. Как правило этот жанр носит иронический характер. Примером послужат "Флинстоны".
Далее у нас Сандалпанк. Этот жанр основан на периоде античности. В нём могут фигурировать различные устройства в духе Архимеда и Герона, а так же схожие мифические девайсы от не менее мифических личностей, таких как Дедал.
И закончим с ретрофутуризмом на жанре Миддлпанк, который отражает средневековый антураж, и базируется на продвинутых устройствах этой эпохи, таких как арбалеты, осадные орудия и прочих. Кроме того жанр может описывать события, показывающие появление в средневековье более продвинутых технологий и последующие последствия.
А теперь перейдёт к панкам из категории Фентези.
Первым упомяну Манапанк. В этом жанре технологические устройства приводятся в действие при помощи магии, к примеру заряженными маной кристалами, магами или прочими магическими способами. Зачастую этот жанр перекликается с жанрами ретрофутуризма.
Примером манапанка от части можно назвать мультсериал " Аватар : Легенда о Корре", где в республиканском городе электричество на станциях вырабатывают маги огня.
Ещё одним необычным жанром является Ститчпанк. В этом поджанре, зачастую постапокалиптичный мрачный мир вместо людей населяют живые куклы. Ярким примером жанра послужит мультфильм "9".
Дальше идёт Эльфпанк. В эльфпанке показывается современный мир, который однако по мимо людей населён различными фэнтезийными существами, такими как эльфы, орки и прочими.
Примером Эльфпанка может послужить фильм "Яркость" .
Следующим идёт Мифпанк. Жанр характерен тем, что в нём различные мифы и сказания переосмысленны на современный лад. Мифпанк обычно тесно переплетается с Магическим Реализмом. Полагаю в качестве примера подойдёт сериал "Американские Боги".
И заключительным в фэнтези панках является Дримпанк. Как понятно из названия, этот жанр базируется на снах, их смысле и силе. Так как для жанра нет границы между реальностью и вымыслом, его представители часто довольно сюрреалистичны. Что касается примеров, то думаю подойдёт аниме "Паприка" .
Из известных пожалуй ещё можно выделить Десертпанк, показывающий выживание в бескрайних пустынях.
Роджер Желязны, Фред Томас Саберхаген – «Витки»
Очень насыщенное фантастическое произведение с запутанным сюжетом, созданное в соавторстве сразу двумя невероятно талантливыми писателями. Главные герои здесь обладают телепатической связью с компьютерами, напрямую общаясь с ними и отдавая им различные приказы.
Топ-12 книг в стиле киберпанк
Сегодня Уильям Гибсон по праву считается первооткрывателем киберпанка, написавшем множество замечательных произведений в данном направлении, среди которых и бессмертный «Нейромант», являющийся первым томом классической киберпанковской трилогии «Киберпространство».
Сергей Лукьяненко – «Лабиринт отражений»
Лучшая (или одна из лучших) отечественная книга в стилистике киберпанка, написанная знаменитым фантастом Сережей Лукьяненко. Книга освещает Петербург недалекого будущего, в котором существует продвинутая реальность и даже целый виртуальный город Диптаун.
Развитие виртуальной реальности
Человечество перестаёт осознавать грань между настоящей жизнью и иллюзией, генерированной умными машинами. Ещё одной опасностью для обитателей пространства «Киберпанк» является развитие искусственного интеллекта. Созданные человечеством машины начинают обретать собственный разум, проявляя агрессию к человечеству. Вживляемые в мозг чипы, киборги, нейроимпланты — это характерные явления для киберпанка.
Не стоит углубляться в историю и развитие этого литературного жанра. Препарируя жанр, как на операционном столе, изымая его внутренние составляющие, невозможно осознать его в полной мере. Кроме того, это уже сделали многочисленные поклонники киберпанка, переведя гигабайты информации в понятный обычному человеку письменный код. Остается только вбить запрос в поисковик, и можно получить любые сведения о вселенной Киберпанк.
В качестве примера можно рассмотреть пару рецензий (или отзывов), размещённых пользователями в Сети. Здесь суть киберпанка подана в настолько удобоваримой форме, что может привлечь новых поклонников к этому виду жанра.
Итак, загружаемся в виртуальное пространство…
Исходный файл: Зеро, № 1.
Уровень доступа: Всемирная База Данных. Первая степень. Свободный.
Искомый объект: Уильям Гибсон.
Исходный файл: «Нейромант».
… Загрузка…
Файл открыт.
Фантастический роман «Нейромант» может считаться первой вехой в развитии жанра киберпанк. Произведение было опубликовано в 1964 году, является номинантом нескольких престижных литературных премий.
Сюжет
События романа закручиваются вокруг патологически невезучего человека. Талантливый хакер, без труда взламывающий базы данных корпораций, которые осуществляют тотальный контроль над утилитарным обществом. Компании отслеживают реальную жизнь и виртуальное пространство. Хакер пытался бороться с таким положением вещей, но был вычислен.
Противник не стал уничтожать его физически, месть была гораздо страшнее. Человеку вкололи препарат, разрушающий нейронные связи мозга. В результате хакер больше не может сливать своё сознание с виртуальной реальностью, соответственно, заниматься любимым делом. С этого момента начинается деградация личности: алкоголь, наркотики. Тело не выдерживает таких нагрузок и начинает разрушаться.
Это только завязка сюжета. Дальше будут имплантанты, киборгизация, чипирование… В общем, все достижения человечества в далёком будущем. Стоит отметить, что это весьма достойное произведение, способное увлечь надолго.
Исходный файл: Зеро, № 63.
Уровень доступа: Всемирная База Данных. Первая степень. Свободный.
Искомый объект: Морган Ричард.
Исходный файл: «Видоизменённый углерод».
… Загрузка…
Файл открыт.
В произведении описан мир, где отсутствует понятие смерти. Здесь может погибнуть только тело. Мысли, чувства, сознание, эмоции перезагружаются в другой носитель, и жизнь продолжается.
Сюжет
События романа развиваются в XXVII веке. Человечество давно выросло из колыбели Солнечной системы, активно развиваются кибернетика, нанотехнологии и нейрохирургия. Учёные научились отцифровывать сознание людей и хранить его на специальном носителе — видоизменённом углероде.
В центре сюжета — частный детектив, который занимается раскрытием криминальных преступлений в высокотехнологическом обществе. Книга читается на одном дыхании, а непредсказуемые повороты сюжетных линий не дают оторваться от страниц романа.
… Разрыв соединения. Пользователь покинул виртуальное пространство…
На этом экскурсию в мир киберпанка можно завершить. Стоит отметить, что книги этого жанра буквально пестрят научной терминологией, ведь целевая аудитория — это люди, знакомые с высокими технологиями.
Ричард Морган – «Видоизмененный углерод»
Первый роман из цикла «Такеши Ковач», выпущенный в 2002 году. Действие происходит в далеком антиутопическом будущем, где люди научились перемещать свое сознание в специальные чипы (стеки), которые они затем могут вставлять в разные тела (оболочки). Тем самым человечество обрело нечто наподобие бессмертия. В то же время у подобной процедуры оказалось довольно много противников, в том числе и радикально настроенные. Главные герой – опытный наемник, которого богачи нанимают для проведения различных щекотливых расследований.
Джефф Нун – «Пыльца»
Старый роман 1995 года о причудливом мире, где больше нет границ для видового разнообразия, а генетика достигла невиданных вершин. Вместе с тем в мире появилась ожесточенная вражда, в которой представители самых разных видов бьются между собой насмерть. Отличительная особенность данного романа – сочетания типичных черт киберпанка с сюрреализмом.
Нил Стивенсон – «Алмазный век»
Азия нанотехнологичного будущего, продвинутый Шанхай, который состоит из гигантских дамб и искусственных островов, который контролируют несколько противоборствующих военно-политических блоков. В центре событий оказывается сразу несколько персонажей совершенно разных социальных статусов и мировоззрений.
Марина и Сергей Дяченко - «Цифровой, или Brevis est»
Отечественный киберпанк про парня, который отказался от реальной жизни в пользу продвинутой виртуальности, в которой он может быть кем угодно. Во многом наивное произведение с типичным отечественным мрачняком, лейтмотивом которого становиться идея о то, как несовершеннолетний задрот становится невероятно мощным супергероем.
Что такое киберпанк? Особенности жанра современной литературы
Смысл киберпанка заключается в раскрытии морального облика человеческого общества на фоне развития высоких технологий. Жанр показывает деградацию личности индивидуумов, которые пользуются последними достижениями в области медицины, нанотехнологий, кибернетики, постепенно теряя собственное «Я».
Питер Уоттс – «Морские звезды»
Культовый роман из трилогии «Рифтеры» о генетических мутантах, созданных для выживания и работы на экстремальной для обычных людей морской глубине. При этом все они являются психически неустойчивыми ребятами с темным прошлым, из-за чего представляют друг для друга серьезную опасность.
Читайте также: