Что такое готика в литературе
Натан Дрейк, редактор известного среди западных книголюбов журнала «Литературный досуг», как-то сказал, что самое сильное влияние на сознание даже неподготовленного человека имеет готика. Сегодня я хочу поговорить о готике в литературе, начиная от классики и заканчивая нашими днями.
Моя цель — выяснить, какое воздействие она оказывает на наши умы и сердца. Думаю, это довольно актуальный вопрос, так как в последние десятилетия направление обрело особую популярность, чему немало поспособствовали такие авторы, как Энн Райс, Стефани Майер, Райчел Мид. Однако вампирский роман в представлении библиофила из двадцать первого века содержит в себе лишь элементы жанра в классическом представлении.
Предлагаю для начала обратиться к истории и разобраться, что конкретно понимали под литературной готикой основоположники?
Готический роман появился на Британских островах. Хорас Уолпол в 1764 году предложил вниманию общественности совершенно новое по тем временам произведение под названием «Замок Отранто». Сюжет развивался в настоящем замке на юге Италии. Сын хозяина поместья был найден мёртвым в день собственной свадьбы. На него упал старинный шлем от тяжёлого доспеха. Это странное событие является первым, но не единственным. Череда последовавших мистических происшествий вселяет ужас и наталкивает на мысли о сверхъестественном.
Данную историю можно взять в качестве эталона, который впоследствии в своём творчестве использовали другие авторы. Наиболее известными и максимально повлиявшими на современную литературу книгами следует считать «Дракулу» Брэма Стокера и «Франкенштейна» Мэри Шелли. Об этих романах слышали все, даже люди, в принципе не читающие. Они же перевернули сознание сотен писателей, а позже и кинематографистов, которые захотели обыграть полюбившиеся истории по-новому или создать нечто аналогичное.
Помимо канонически готических романов, которые писались по всем правилам, есть и менее навязчивые. Если говорить о классике, то элементы жанра присутствуют, например, в творчестве Чарльза Диккенса и Эмили Бронте. Согласитесь, в отличие от трудов Шелли или Стокера, тут всё не так очевидно.
Теперь настало время разобраться, в чём же особенности готического жанра. Как правило, речь идёт о чём-то мистическом с элементами ужаса, но без пошлости и расчленёнки. То есть читатель не должен получить инфаркт в процессе погружения в литературный мир, а только пощекотать себе нервы. Как правило, во главу угла ставится нечто паранормальное или сверхъестественное. Привидения, одержимые люди, вампиры (не те, что прекрасные любовники для юных школьниц, а пострашнее), оборотни — вот канонические герои готики.
Параллельно с ними выступают юные девы, желательно девственницы, предпочитающее носить белое, рыцари, готовые сразиться не на жизнь, а на смерть, монахи. Безумие — ещё одна тема, поднимаемая в готических романах. Тут на сцену выходят доктора, а также различные плоды их безбожных экспериментов.
Помимо героев значение имеет антураж. По классике события должны развиваться в Средневековье или как минимум в старинной усадьбе или замке. Впрочем, тёмный лес, особенно ноябрьский, подойдёт не хуже. Идеальные страны для развития сюжета — Англия, Германия, Италия, Франция, Чехия и некоторые другие, желательно европейские. Впрочем, современные авторы изобретательны и научились переносить готические сюжеты в Америку, Россию, Азию или даже юную Австралию, где ничего хоть относительно старинного и готического днём с огнём не сыщешь.
Ажурные арки, остроконечные крыши, украшенные горгульями, подвесные каменные мосты, ворота, которые трудно открыть в решающий момент, клубы тумана, полная луна, выглядывающая из-за туч, кладбище, усыпанное крестами, — это канон, от которого редко отказываются. Кроме того, среди атрибутики готики чёрные вороны, паутина, ржавые доспехи, чуланы, подвалы, пауки. Всё, что ассоциируется с Хэллоуином, можно смело пускать в ход, не боясь прогадать.
Одной из стилистических особенностей жанра является замкнутое пространство. Оно помогает создать ощущение безвыходной ситуации. Важно высокое напряжение, которое постепенно нарастает. Кроме того, подразумеваются страшная тайна, запутанная интрига, разгадка которой не лежит на поверхности, трагические случайности, отчаяние и чувство безнадёжности. Нетрудно догадаться, что в результате эффект получается довольно сильным за счёт модного давления на психику.
Помимо готики эти приёмы сегодня используются в детективах, где писатели намекают на возможность мистического, в хорроре, фэнтези и в триллерах. В результате получается пересечение жанров.
Поговорив об истории, стилистике и литературных приёмах, мы подошли к тому, ради чего я затеяла писать эту статью. Итак, как именно готика влияет на сознание простого читателя? С одной стороны, типичному офисному клерку, изнывающему от тоски за нудными табличками и бумажками, острые ощущения необходимы как воздух.
Капелька давления на мозг не повредит, как и небольшой прилив адреналина. Психологи утверждают, что в условиях существующих реалий это не рекомендация, а необходимость, как антибиотик при ангине.
Если человек не получает остроты с помощью книг и фильмов, в выходные он будет искать разрядки более экстремальными и наверняка опасными способами. Это средство борьбы со стрессом и методика поддержания душевного здоровья. Но есть и оборотная сторона медали.
Максимум они могут посетить какой-нибудь замок в Чехии или Германии в составе группы и послушать пару страшилок средь белого дня в большой компании, чтобы посмеяться над чужими суевериями. Однако формирование страхов или депрессий тоже не самое плохое.
Представьте, что человек с ещё большими отклонениями узнал про изощрённый способ убийства или преследования. Куда это может привести? Согласитесь, о таком лучше не думать и воображению простора не оставлять, а то готика внезапно ворвётся в обычную жизнь. И этого, поверьте, никому не хотелось бы!
Я ни в кой мере не призываю отказаться от готических романов — как классических, так и современных, ведь и сама питаю к ним слабость. Однако нельзя забывать, что у всего есть плюсы и минусы. И данное направление в литературе — яркое, эмоциональное, мрачно-романтичное — не следует относить к числу абсолютно безобидных развлечений.
А значит, прежде чем окунаться с головой в готику, подумайте — готовы ли вы к тому, что ждёт на дне.
Название и определение
В период с 1765 по 1850 год готический роман был наиболее читаемой книгопечатной продукцией как в Англии, так и в Европе. [2]
Натан Дрейк, редактор журнала «Литературный досуг», так определял готический жанр:
. ничто не воздействует столь сильно на человека, как готика. даже самый невосприимчивый мозг, рассудок, свободный от каких бы то ни было следов суеверия, непроизвольно признаёт её власть и силу. |
Классификация
Знаток жанра Монтегю Саммерс в книге «Потусторонний омнибус» выделяет следующие типы описываемых в литературе сверхъестественных явлений: потусторонние силы и посещение со злой целью, явление призрака и странная болезнь, загробные появления, живые мертвецы, возвращение из могилы, исполнение клятвы, неупокоенная душа, загадочное предначертание. Каждому из этих явлений отведена своя роль в сюжетной линии готического романа. [2]
Английский исследователь Уолтер Фрай в своей книге «Влияние готической литературы на творчество Вальтера Скотта» утверждает, что именно Вальтер Скотт поднял жанр из небытия и находит элементы готики во всех романах, выпущенных после «Уэверли».
В своей монографии «Готический поиск» Монтегю Саммерс проводит сравнение готического романа с классическим и выводит два ряда знаковой символики:
Готика | Классика |
---|---|
Замок | Дом или особняк |
Пещера | Беседка |
Стон | Вздох |
Великан | Отец |
Окровавленный кинжал | Веер |
Завывания ветра | Нежный бриз |
Рыцарь | Джентльмен без бакенбард |
Леди, главная героиня | Никаких изменений: женщина всегда остаётся женщиной |
Удар шпагой | Убийственный взгляд |
Монах | Старый слуга |
Кости, черепа | Комплименты, сантименты |
Свеча | Лампа |
Магическая книга с пятнами крови | Письмо, орошённое слезами |
Загадочные голоса, шорохи | Редко употребляемые слова |
Таинственный обет | Тонкий намёк на ухаживание |
Скользнувшее привидение | Адвокат или судья |
Ведьма | Старая экономка |
Рана | Поцелуй |
Полночное убийство | Свадьба |
Одной из первых серьёзных попыток разделить готический роман категориями ужаса принадлежит Эдит Биркхэд. В её монографии «История ужаса: Исследование готического романа» эта классификация выглядит следующим образом:
- Готический роман (The Gothic Romance) Представители: Хорэс Уолпол, Клара Рив, Анна Летиция Барбальд, Мэри Шелли.
- Роман напряжения и необъяснимой тревоги (The Novel of Suspense) Представители: Анна Радклиф
- Роман ужаса (The Novel of Terror) Представители: Мэтью Грегори Льюис, Эрнст Теодор Амадей Гофман, Чарлз Мэтьюрин
- Восточная повесть ужаса (The Oriental Tale of Terror) Представители: Уильям Бекфорд
- Сатира на роман ужаса (Satires on the Novel of Terror) Представители: Джейн Остин, Томас Лав Пикок
- Короткая повесть ужаса (The Short Tale of Terror) Представители: лорд Булвер-Литтон, Мэри Шелли.
Категорию ужасного Эдмунд Бёрк определяет следующим образом:
Чувство, которое вызывает в нас величие и возвышенность природы, властно завладевает нами и называется изумление (astonishment); и изумление есть такое состояние нашей души, в котором все её движения замирают в предчувствии ужаса (horror). Ни одно из чувств не может лишить наш мозг рассудочности и способности к действию в такой степени, в какой способен это сделать страх (fear) |
Многие исследователи сходятся на том, что одними из главных элементов готических романов являются:
-
, либо какие-либо старинные развалины (пассивный элемент, вокруг которого разворачивается действие романа);
- готический злодей (активный элемент).
Что такое готический роман? Учись отличать и читай лучшее!
Готический роман появился в Великобритании во второй половине 18 века. До этого в стране на протяжении нескольких десятилетий доминировали серьёзные жанры - люди зачитывались научными эссе, философскими трактатами, драмами, сатирой и реалистичной прозой. В моде были рациональность и идеалы разумности и прогресса эпохи Просвещения. Но потом книги стал читать более широкий круг людей, и далеко не все они были готовы воспринимать чтение как сложную работу над собой и источник новых знаний. Спрос породил предложение. Писатели начали творить более легкие истории о странных событиях, в основе которых, как правило, лежало нечто сверхъестественное. Можно сказать, что готические романы были чем-то вроде развлечения, "пляжного чтива", которое разгружает голову и дарит несколько увлекательных часов.
Главные приметы готического романа:
- старая (возможно, даже полуразрушенная) усадьба, в которой происходит действие истории - средневековый замок, английское поместье или особняк в южной части США;
- угнетающая погода (например, мрачный ледяной дождь или удушающая жара);
- призраки родом из прошлого (иногда внутренние демоны, но чаще действительно сверхъестественные сущности, обитающие в доме);
- наличие у кого-либо из персонажей психического заболевания (или, как минимум, нервного расстройства);
- коридоры, подземелья, подвалы, тайные проходы и лабиринты - в общем, много брожений в темноте, со свечами и без;
- страстный мужчина, который обязательно выглядит, а то и является злодеем;
- жутковатая, подчас пугающая атмосфера;
- обязательное присутствие любовной линии, возвышенных или, напротив, низменных страстей.
Ниже вы увидите список лучших, на мой взгляд, готических романов за 250 лет существования этого жанра. Конечно, это субъективно. Но вы всегда можете добавить свои рекомендации - в комментариях :)
1. Гораций Уолпол "Замок Отранто" (1764)
Книга считается первым в мире готическим романом. Читать стоит не ради сюжета (сейчас он кажется нудноватым и немного наивным), а для расширения кругозора - чтобы узнать больше об истории развития жанра. Невинная Изабелла пытается спастись из лап порочного герцога Манфреда с помощью добродетельного, но загадочного селянина.
2. Анна Радклиф "Удольфские тайны" (1794)
Типичный (и тоже один из первых) готический роман, позже спародированный Джейн Остин в "Нортенгерском аббатстве". Главной героине предстоит пережить смерть отца и столкнуться с потусторонним ужасом и злодеями, засевшими в осыпающихся стенах Удольфского замка.
3. Джейн Остин "Нортенгерское аббатство" (1817)
Остроумная история любви и забавных приключений 17-летней провинциальной барышни, которая прочитала так много готических романов, что теперь мрачные тайны мерещатся ей повсюду. Что же произойдёт с ней, когда она приедет погостить к жениху в настоящий готический замок?
4. Мэри Шелли "Франкенштейн" (1818)
Не совсем вписывается в классическую готику, но точно считается классикой. Меньше любовной лирики, больше размышлений о месте человека в этом мире и о том, стоит ли ему подменять собой Бога. Ученый оживляет созданное им из частей мёртвых тел существо и не знает, что ему с ним делать. Сам монстр тоже не знает, что ему делать с собой, и начинает мстить создателю. Этой книгой Шелли также положила начало научной фантастике.
5. Эмили Бронте "Грозовой перевал" (1847)
Почти все книги сестёр Бронте относятся к готическим романам (вспомните "Джейн Эйр" с её запертой на чердаке сумасшедшей), но именно эта является самой драматичной. История роковой любви Хитклифа, приёмного сына владельца поместья "Грозовой Перевал", к дочери хозяина Кэтрин потрясает глубиной описанных в ней страстей. Два поколения вражды, мести, надежд и разочарований на йоркширских болотах въедаются в память надолго, даже без сверхъестественного элемента.
6. Оскар Уайльд "Портрет Дориана Грея" (1891)
7. Генри Джеймс "Поворот винта" (1898)
Гувернантка приезжает в богатое поместье, чтобы заботиться о двух осиротевших детях. Дом встречает её негостеприимно, а мистические события сразу захлестывают с головой. Считается, что повесть Джеймса переросла чисто готический сюжет, затронула тематику парапсихологии и чуть ли не превратилась в философский этюд о сложности мироустройства и парадоксах человеческого восприятия. Так или иначе, это тоже классика, которую никак нельзя пропустить.
8. Дафна дю Морье "Ребекка" (1938)
Девушка выходит замуж за красивого вдовца и жаждет счастья, но оказывается в тени его умершей первой жены. По-настоящему увлекательная книга, автор которой мастерски владеет словом и умеет манипулировать вниманием читателя.
9. Ширли Джексон "Мы живем в замке" (1962)
После ужасной трагедии, унесшей жизни четырёх членов семьи, оставшиеся трое - Маркиса, Констанция и дядя Джулиан - живут в полной изоляции. До тех пор, пока в доме не появляется кузен Чарльз. Относительно современное произведение, действие которого происходит на юге Америки.
10. Карлос Руис Сафон "Марина" (1999)
Лиричная история первой любви к загадочной девушке, полная печали и совершенно сверхъестественных событий. Кто-то считает, что книга относится скорее к магическому реализму, но её настроение и затронутые темы потери, памяти, зависти и предательства роднят её именно с традициями готического романа.
11. Диана Сеттерфилд "Тринадцатая сказка" (2006)
Здесь тоже есть мрачное поместье, семейные тайны, призраки, хитросплетение судеб и ощущение недосказанности, но происходит всё в наши дни, а не век-полтора назад. Роман стабильно входит в различные списки книг, "от которых невозможно оторваться" и "которые можно проглотить за одну ночь".
Содержание
Название и определение
В период с 1765 по 1850 год готический роман был наиболее читаемой книгопечатной продукцией как в Англии, так и в Европе. [2]
Натан Дрейк, редактор журнала «Литературный досуг», так определял готический жанр:
. ничто не воздействует столь сильно на человека, как готика. даже самый невосприимчивый мозг, рассудок, свободный от каких бы то ни было следов суеверия, непроизвольно признаёт её власть и силу. |
Становление и развитие готической литературы в XVIII—XIX веках
Классификация
Знаток жанра Монтегю Саммерс в книге «Потусторонний омнибус» выделяет следующие типы описываемых в литературе сверхъестественных явлений: потусторонние силы и посещение со злой целью, явление призрака и странная болезнь, загробные появления, живые мертвецы, возвращение из могилы, исполнение клятвы, неупокоенная душа, загадочное предначертание. Каждому из этих явлений отведена своя роль в сюжетной линии готического романа. [2]
Английский исследователь Уолтер Фрай в своей книге «Влияние готической литературы на творчество Вальтера Скотта» утверждает, что именно Вальтер Скотт поднял жанр из небытия и находит элементы готики во всех романах, выпущенных после «Уэверли».
В своей монографии «Готический поиск» Монтегю Саммерс проводит сравнение готического романа с классическим и выводит два ряда знаковой символики:
Готика | Классика |
---|---|
Замок | Дом или особняк |
Пещера | Беседка |
Стон | Вздох |
Великан | Отец |
Окровавленный кинжал | Веер |
Завывания ветра | Нежный бриз |
Рыцарь | Джентльмен без бакенбард |
Леди, главная героиня | Никаких изменений: женщина всегда остаётся женщиной |
Удар шпагой | Убийственный взгляд |
Монах | Старый слуга |
Кости, черепа | Комплименты, сантименты |
Свеча | Лампа |
Магическая книга с пятнами крови | Письмо, орошённое слезами |
Загадочные голоса, шорохи | Редко употребляемые слова |
Таинственный обет | Тонкий намёк на ухаживание |
Скользнувшее привидение | Адвокат или судья |
Ведьма | Старая экономка |
Рана | Поцелуй |
Полночное убийство | Свадьба |
Одной из первых серьёзных попыток разделить готический роман категориями ужаса принадлежит Эдит Биркхэд. В её монографии «История ужаса: Исследование готического романа» эта классификация выглядит следующим образом:
- Готический роман (The Gothic Romance) Представители: Хорэс Уолпол, Клара Рив, Анна Летиция Барбальд, Мэри Шелли.
- Роман напряжения и необъяснимой тревоги (The Novel of Suspense) Представители: Анна Радклиф
- Роман ужаса (The Novel of Terror) Представители: Мэтью Грегори Льюис, Эрнст Теодор Амадей Гофман, Чарлз Мэтьюрин
- Восточная повесть ужаса (The Oriental Tale of Terror) Представители: Уильям Бекфорд
- Сатира на роман ужаса (Satires on the Novel of Terror) Представители: Джейн Остин, Томас Лав Пикок
- Короткая повесть ужаса (The Short Tale of Terror) Представители: лорд Булвер-Литтон, Мэри Шелли.
Категорию ужасного Эдмунд Бёрк определяет следующим образом:
Чувство, которое вызывает в нас величие и возвышенность природы, властно завладевает нами и называется изумление (astonishment); и изумление есть такое состояние нашей души, в котором все её движения замирают в предчувствии ужаса (horror). Ни одно из чувств не может лишить наш мозг рассудочности и способности к действию в такой степени, в какой способен это сделать страх (fear) |
Многие исследователи сходятся на том, что одними из главных элементов готических романов являются:
-
, либо какие-либо старинные развалины (пассивный элемент, вокруг которого разворачивается действие романа);
- готический злодей (активный элемент).
Готическая литература
Готическая литература и литература ужасов в XX веке
Поклонники готической литературы несколько расширили её изначальное определение, но основные её черты и поныне остаются теми же.
Готическая литература и литература ужасов в XX веке
Отдельные элементы готического романа унаследовала в себе так называемая южная готика.
Поклонники готической литературы несколько расширили её изначальное определение, но основные её черты и поныне остаются теми же.
Готический роман
Содержание
Становление и развитие готической литературы в XVIII—XIX веках
Читайте также: