Что такое файл именованная последовательность
Файл – это поименованная последовательность байтов произвольной длины. Поскольку из этого определения вытекает, что файл может иметь нулевую длину, то фактически создание файла состоит в присвоении ему имени и регистрации его в файловой системе – это одна из функций ОС. Даже когда мы создаем файл, работая в какой-то прикладной программе, в общем случае для этой операции привлекаются средства ОС.
По способам именования файлов различают «короткое» и «длинное» имя. До появления ОС Windows 95 общепринятым способом именования файлов на компьютерах IBM PC было соглашение 8.3. Согласно этому соглашению, принятому в MS-DOS, имя файла состоит из двух частей: собственно имени и расширения имени.
На имя отводится 8 символов, а на его расширение – 3 символа. Имя от расширения отделяется точкой. Как имя, так и расширение могут включать только алфавитно-цифровые символы латинского алфавита.
Основным недостатком «коротких» имен является их низкая содержательность. Далеко не всегда удается выразить несколькими символами характеристику файла, поэтому с появлением ОС Windows 95 было введено понятие «длинного» имени. Такое имя может содержать до 256 символов. «Длинное» имя может содержать любые символы, кроме девяти специальные: \ / : * ? “|. В имени разрешается использовать пробели и несколько точек. Расширением имени считаются все символы, идущие после последней точки.
Наряду с «длинным» именем ОС Windows создают также и короткое имя файла – оно необходимо для возможности работы с данным файлом на рабочих местах с устаревшими операционными системами.
Использование «длинных» имен файлов в операционной системе Windows имеет ряд особенностей.
3. Если «длинное» имя файла включает пробелы, то в служебных операциях его надо заключать в кавычки. Рекомендуется не использовать пробелы, а заменять их символами подчеркивания.
4. В корневой папке диска (на верхнем уровне иерархической файловой структуры) нежелательно хранить файлы с длинными именами – в отличие от прочих папок в ней ограничено количество единиц хранения, причем, чем длиннее имена, тем меньше файлов можно разместить в корневой папке.
5. Кроме ограничения на длину имени файла (256 символов) существует гораздо более жесткое ограничение на длину полного имени файла (в него входит путь доступа к файлу, начиная от вершины иерархической структуры). Полное имя не может быть длиннее 260 символов.
6. Разрешается использовать символы любых алфавитов, в том числе и русского.
7. Прописные и строчные буквы не различаются операционной системой. Для нее имена Письмо.txt и письмо.txt соответствуют одному и тому же файлу. Однако, символы разных регистров отображаются ОС и прописные буквы можно использовать.
8. Программисты давно научились использовать расширение имени файла для передачи операционной системе, исполняющей программе или пользователю информации о том, к какому типу относятся данные, содержащиеся в файле, и о формате, в котором они записаны. В ранних ОС этот факт использовался мало. В современных ОС любое расширение имени файла может нести информацию для операционной системы. Системы Windows имеют средства для регистрации свойств типов файлов по расширению их имени, поэтому во многих случаях выбор расширения имени файла не является частным делом пользователя. Приложения этих систем предлагают выбрать только основную часть имени и указать тип файла, а соответствующее расширение имени приписывают автоматически.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое операционная система?
2. Перечислите основные функции операционной системы.
3. Расскажите о видах интерфейса пользователя в разных операционных системах.
4. Перечислите функции операционной системы по обслуживанию файловой структуры.
5. Объясните правила, по которым формируются короткое имя файла и длинное имя файла.
Статьи к прочтению:
The World’s Best File Naming System
Похожие статьи:
Файловая система . На каждом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется используемой файловой системой.
Каждый диск разбивается на две области: обла сть хранения файлов и каталог. Каталог содержит имя файла и указание на начало его размещения на диске. Если провести аналогию диска с книгой, то область хранения файлов соответствует ее содержанию, а каталог - оглавлению. Причем книга состоит из страниц, а диск - из секторов.
Для дисков с небольшим количеством файлов (до нескольких десятков) может использоваться одноуровневая файловая система , когда каталог (оглавление диска) представляет собой линейную последовательность имен файлов (табл. 1.2). Такой каталог можно сравнить с оглавлением детской книжки, которое содержит только названия отдельных рассказов.
Если на диске хранятся сотни и тысячи файлов, то для удобства поиска используется многоуровневая иерархическая файловая система , которая имеет древовидную структуру. Такую иерархическую систему можно сравнить, например, с оглавлением данного учебника, которое представляет собой иерархическую систему разделов, глав, параграфов и пунктов.
Начальный, корневой каталог содержит вложенные каталоги 1-го уровня, в свою очередь, каждый из последних может содержать вложенные каталоги 2-го уровня и так далее. Необходимо отметить, что в каталогах всех уровней могут храниться и файлы.
Например, в корневом каталоге могут находиться два вложенных каталога 1-го уровня (Каталог_1, Каталог_2) и один файл (Файл_1). В свою очередь, в каталоге 1-го уровня (Каталог_1) находятся два вложенных каталога второго уровня (Каталог_1.1 и Каталог_1.2) и один файл (Файл_1.1) - рис. 1.3.
Файловая система - это система хранения файлов и организации каталогов.
Рассмотрим иерархическую файловую систему на конкретном примере. Каждый диск имеет логическое имя (А:, В: - гибкие диски, С:, D:, Е: и так далее - жесткие и лазерные диски).
Пусть в корневом каталоге диска С: имеются два каталога 1-го уровня (GAMES, TEXT), а в каталоге GAMES один каталог 2-го уровня (CHESS). При этом в каталоге TEXT имеется файл proba.txt, а в каталоге CHESS - файл chess.exe (рис. 1.4).
Рис. 1.4. Пример иерархической файловой системы |
Путь к файлу . Как найти имеющиеся файлы (chess.exe, proba.txt) в данной иерархической файловой системе? Для этого необходимо указать путь к файлу. В путь к файлу входят записываемые через разделитель "\" логическое имя диска и последовательность имен вложенных друг в друга каталогов, в последнем из которых содержится нужный файл. Пути к вышеперечисленным файлам можно записать следующим образом:
Путь к файлу вместе с именем файла называют иногда полным именем файла.
Пример полного имени файла:
Представление файловой системы с помощью графического интерфейса . Иерархическая файловая система MS-DOS, содержащая каталоги и файлы, представлена в операционной системе Windows с помощью графического интерфейса в форме иерархической системы папок и документов. Папка в Windows является аналогом каталога MS-DOS
Однако иерархическая структура этих систем несколько различается. В иерархической файловой системе MS-DOS вершиной иерархии объектов является корневой каталог диска, который можно сравнить со стволом дерева, на котором растут ветки (подкаталоги), а на ветках располагаются листья (файлы).
В Windows на вершине иерархии папок находится папка Рабочий стол. Следующий уровень представлен папками Мой компьютер, Корзина и Сетевое окружение (если компьютер подключен к локальной сети) - рис. 1.5.
Рис. 1.5. Иерархическая структура папок |
Если мы хотим ознакомиться с ресурсами компьютера, необходимо открыть папку Мой компьютер.
1. В окне Мой компьютер находятся значки имеющихся в компьютере дисков. Активизация (щелчок) значка любого диска выводит в левой части окна информацию о его емкости, занятой и свободной частях.
Содержание
История
Слово file впервые применено к компьютерному хранилищу в 1950 году. Реклама памяти на запоминающих ЭЛТ фирмы RCA в журнале «Popular Science» [1] гласила:
« | …результаты бесчисленных вычислений можно держать «в картотеке» (on file) и получать снова. Эта «картотека» теперь существует в запоминающей трубке, разработанной в лабораториях RCA. Она электрически сохраняет цифры, отправленные в вычислительную машину, и держит их в хранилище, заодно запоминая новые — ускоряя интеллектуальные решения в лабиринтах математики. | » |
В 1952 году слово file отнесли к колоде перфокарт [2] . Поначалу словом file называли само устройство памяти, а не его содержимое (см. Регистровый файл). Например, диски IBM 350, использовавшиеся, например, в машине IBM 305, назывались disk files. Системы наподобие Compatible Time-Sharing System ввели концепцию файловой системы, когда на одном запоминающем устройстве существует несколько виртуальных «устройств памяти», что и дало слову «файл» современное значение. Имена файлов в CTTS состояли из двух частей, «основного имени» и «дополнительного имени» (последнее существует и поныне как расширение имени файла).
Классификация файлов
Содержимое файлов
Файлы могут содержать в себе любую информацию. Это могут быть как программы, выполняемые под управлением какой-либо операционной системы, либо файлы с данными для этих программ. Независимо от операционных систем персональных компьютеров все файлы можно разделить на текстовые и бинарные (по другому - двоичные ) файлы. Текстовыми файлами называют файлы, в которых используются в качестве информационных символы с шестнадцатеричными кодами 20h-7Eh (32 -126 десятичными) и 80h-7Eh (128 - 254 десятичными). В качестве служебных кодов и только в качестве них допускается использовать символы с кодами:
- 09h (9) (HT) - горизонтальная табуляция.
- 0Ah (10) (LF,EOL) - новая строка (перевод строки).
- 0Bh (11) (VT) - вертикальная табуляция.
- 0Ch (12) (FF) - новая строка (перевод страницы).
- 0Dh (13) (CR) - возврат каретки.
- 1Ah (26) (SUB,EOF) - конец файла.
Примечание: При визуализации текстового файла символ горизонтальной табуляции заменяется несколькими (обычно восемью) проблемами, символ вертикальной табуляции - несколькими пустыми строками. Символ возврата каретки переводит курсор (или позицию вывода нового символа) на первый элемент начала строки. Символ перевода строки выводит следующий символ на своем месте, только строкой ниже. Поэтому символ EOL (End-of-Line) действительности - это последовательность символов CR/LF. Все символы, расположенные после символа конца файла, при выводе игнорируются.
Среди всех текстовых файлов можно выделить подмножество чистых ASCII файлов , информационные символы которых имеют только коды с номерами 20h - 7Eh. Двоичные же файлы представляют из себя последовательность из любых символов. Их длина определяется из заголовка файла. Это разделение является важным для различных операционных систем, поскольку назначение и обработка бинарных и текстовых файлов в операционных системах различаются.
Другие виды классификации файлов
Также файлы можно разделить на исполняемые (программы) и неисполняемые ( файлы данных и документов). Исполняемые файлы могут запускаться операционной системой на выполнение, а неисполняемые файлы могут только изменять свое содержимое в процессе выполнения программ. Далее можно разделить файлы на основные , присутствие которых обязательно для работы операционной системы и программных продуктов, служебные , хранящие конфигурацию и настройки основных файлов, рабочие , содержимое которых изменяется в результате работы основных программных файлов и собственно ради которых и создаются все остальные файлы, а также временные файлы , создающиеся в момент работы основных и хранящие промежуточные результаты.
Файлы и каталоги
Следует отметить, что существует специальный вид файла, называемый каталогом (catalog) , или директорией (ditectory) . В нем содержатся ссылки на другие файлы. Поскольку ссылки на эти файлы содержатся лишь в одном из каталогов, для пользователи эти файлы как бы расположены в каталоге. На самом деле, конечно, все файлы находятся в секторах диска. Но это истинно лишь на физическом уровне, а на уровне представления данных файлы находятся в каталогах. Преимущества каталогов, особенности их работы с ними будут описаны ниже. Следует только отметить, что каталоги появились не сразу и не во всех операционных системах. Они возникли там, где требовался большой объем хранимой информации (например, в файловых системах жестких дисков) и, следовательно, возникли сложности с организацией и размещением большого числа файлов. Эти преимущества каталогов следует использовать при работе с операционными системами, содержащих каталоги.
Параметры файлов
Любой файл содержит в служебных полях следующую информацию о себе. Она включает имя, дату и время создания и модификации, свой размер, и другие атрибуты, зависящие от реализации файловой системы. То же относится и к каталогу. Имя и тип любого файла (и каталога) должны быть уникальными в пределах того каталога, в котором они находятся. Рассмотрим ограничения, налагаемые на файлы операционными системами.
Свойства файла
В зависимости от файловой системы, файл может обладать различным набором свойств.
Имя файла
В большинстве файловых систем имя файла используется для указания, к какому именно файлу производится обращение. В различных файловых системах ограничения на имя файла сильно различаются: в FAT16 и FAT12 размер имени файла ограничен 8.3 знаками (8 на имя и 3 на расширение); в других системах имя файла ограничено обычно в 255 байт; в NTFS имя ограничено в некоторых ОС 256 символами Unicode (по спецификации — 32 768 символов).
Помимо ограничений файловой системы, интерфейсы операционной системы дополнительно ограничивают набор символов, который допустим при работе с файлами.
Большинство операционных систем требуют уникальности имени файла в одном каталоге, хотя некоторые системы допускают файлы с одинаковыми именами (например, при работе с ленточными накопителями).
Расширение имени файла
Расширение имени файла (часто расширение файла или расширение) как самостоятельный атрибут файла существует в файловых системах FAT16, FAT32, NTFS, используемых операционными системами MS-DOS, DR-DOS, PC DOS, MS Windows и используется для определения типа файла. Оно позволяет системе определить, каким приложением следует открывать данный файл. По умолчанию в операционной системе Windows расширение скрыто от пользователя.
В остальных файловых системах расширение — условность, часть имени, отделённая самой правой точкой в имени.
Основные атрибуты
В некоторых файловых системах, таких как NTFS, предусмотрены атрибуты (обычно это бинарное значение «да»/«нет», кодируемое одним битом). Во многих современных операционных системах атрибуты практически не влияют на возможность доступа к файлам, для этого в некоторых операционных и файловых системах существуют права доступа.
Название атрибута | перевод | значение | файловые системы | операционные системы |
---|---|---|---|---|
READ ONLY | только для чтения | в файл запрещено писать | FAT32, FAT12, FAT16, NTFS, HPFS, VFAT | DOS, OS/2, Windows |
SYSTEM | системный | критический для работы операционной системы файл | FAT32, FAT12, FAT16, NTFS, HPFS, VFAT | DOS, OS/2, Windows |
HIDDEN | скрытый | файл скрывается от показа, пока явно не указано обратное | FAT32, FAT12, FAT16, NTFS, HPFS, VFAT | DOS, OS/2, Windows |
ARCHIVE | архивный (требующий архивации) | файл изменён после резервного копирования или не был скопирован программами резервного копирования; при изменении файла ОС автоматически устанавливает этот атрибут | FAT32, FAT12, FAT16, NTFS, HPFS, VFAT | DOS, OS/2, Windows |
Suid | Установка пользовательского ID | выполнение программы от имени владельца | ext2 | Unix-like |
Sgid | Установка группового ID | выполнение программы от имени группы (для каталогов: любой файл созданный в каталоге с установленным SGID, получит заданную группу-владельца) | ext2 | Unix-like |
Sticky bit | липкий бит | изначально предписывал ядру не выгружать завершившуюся программу из памяти сразу, а лишь спустя некоторое время, чтобы избежать постоянной загрузки с диска наиболее часто используемых программ, в настоящее время в разных ОС используется по-разному | ext2 | Unix-like |
Время
Для файла могут быть определены временные метки создания, модификации и последнего доступа.
Владелец и группа файла
В некоторых файловых системах предусмотрено указание на владельца файла и группу-владельца.
Права доступа
В некоторых файловых системах предусмотрена возможность для ограничения доступа пользователей к содержимому файла
В UNIX-подобных операционных системах для файлов обычно выделяют три типа прав: на запись, чтение и выполнение.
Каждое право задаётся раздельно для владельца, для группы и для всех остальных. ACL позволяют расширить этот список.
В операционных системах Windows NT при работе с файловой системой NTFS права доступа задаются явно для пользователей или групп (или наследуются от вышестоящих объектов). Права в себя включают право на чтение, запись исполнение, удаление, смену атрибутов и владельца, создание и удаление подпапок (для папок) и чтение прав доступа.
Каждое право может быть задано как разрешением, так и запретом, запрет имеет больший приоритет, чем разрешение. Представление файлов в графических оболочках.
Просмотр файлов в DOS Shell
Оболочка DOS Shell не случайно рассматривается первой среди всех графических оболочек фирмы Microsoft. Именно здесь зародились все остальные приемы работы и назначения клавиш, используемые в более “молодых” оболочках.
Этот интерфейс предоставляет пользователю наглядный способ работы с операционной системой. Для выбора и ввода команд можно использовать клавиатуру, либо мышь.
Интерфейс SHELL представляет собой программу, которая выполняет функции DOS. При работе с этой программой обычный символ готовности (>) отсутствует.
Выбор и ввод команд DOS осуществляется с использованием меню и различных графических представлений. Интерфейс SHELL устроен таким образом, что пользователь может сам добавлять в него нужные ему команды и программы.
Оболочка Shell запускается командой:
После ввода этой команды и запуска MS-DOS SHELL на экране появляется окно интерфейса. Программа DOSSHELL занимает 4,4 Кб памяти.
Выход и возврат в Shell
Некоторые программы не работают под управлением интерфейса SHELL. Для их запуска необходимо выйти из этой оболочки. Существует два Способа выхода из MS-DOS SHELL, Если нужно временно покинуть SHELL для выполнения каких-либо действий с использованием командного режима DOS, то следует нажать клавиши Shift+F9 либо в списке программ Главной Группы (Main) выбрать Командный Режим (Command Prompt). На экране дисплея появляется текст:
Microsoft (R) MS-DOS (R) Version 5.0 (С) Copyright Corp 1981- и символ готовности, например, С:\>.
Для возврата в SHELL следует ввести команду EXIT. Возврат происходит в тот каталог, из которого был осуществлен выход из SHELL.
Резидентные в памяти программы (TSR) следует запускать до ввода команды DOSSHELL. Например, команду PRINT необходимо вводить до запуска интерфейса SHELL
Если нужно окончательно выйти из SHELL и вернуться в командный режим DOS, то следует нажать функциональную клавишу F3. После этого на экране появляется символ готовности DOS (>) и программа SHELL удаляется из памяти, освобождая пространство размером 4,4 Кб. Аналогичный выход из SHELL осуществляется нажатием клавиш Alt+F4, либо выбором eXit (Выход) в меню File (Файл). Обратно к интерфейсу SHELL можно вернуться повторным его запуском командой DOSSHELL.
Терминология, используемая в Shell
После ввода команды DOSSHELL на экране появляется окно графического интерфейса Shell. Графический интерфейс может работать в двух режимах:
- Графический режим: в качестве указателя мыши используется стрелка, а место указания выбора каталога или файла обозначается пиктограммой в виде прямоугольника.
- Текстовый режим: В качестве указателя мыши используется прямоугольник, а место указания выбора каталога обозначается квадратными скобками. Перед файлами такое место указания не предусмотрено.
При описании графического интерфейса SHELL используется следующая терминология:
Представление файлов и каталогов в графической оболочке SHELL осуществляется с помощью дерева каталогов и списка файлов в текущем каталоге.
Операции над файлами
В процессе работы на компьютере над файлами чаще всего производятся следующие операции:
- Копирование — копия файла помещается в другой каталог.
- Чтение — данные из файла помещаются в область памяти.
- Перемещение — сам файл перемещается в другой каталог.
- Удаление — запись о файле удаляется из каталога.
- Переименование — изменяется имя файла.
- Запись — в файл помещаются данные.
Особенности реализации
В операционной системе UNIX процессы (обычно находятся в каталоге /proc) и устройства (/dev) представляются в виде файлов особого рода, что позволяет использовать некоторые файловые операции для манипуляции этими объектами.
В некоторых файловых системах (например, в файловой системе OS VAX VMS) файлы имеют версию, что позволяет открывать более старые варианты данного файла. В файловой системе Mac OS (HFS) у файлов есть два «потока»: поток данных (где хранится содержимое файла) и поток ресурсов, хранящий информацию о программе, предназначенной для открывания данного файла и, возможно, некоторую информацию для этой программы. В NTFS файл может содержать, кроме основного, сколько угодно именованных потоков.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока "Файловая структура диска. Полное имя файла. Работа с файлами"
На прошлых уроках мы узнали:
· Основное устройство внешней памяти компьютера – его жёсткий диск.
· Для удобства работы жёсткий диск разбивают на логические разделы (тома). Так называется некоторая область памяти жёсткого диска, которая рассматривается как одно целое.
· Вся информация во внешней памяти компьютера храниться в файлах. Файл – это именованная область данных, которые хранятся на запоминающем устройстве.
· Чтобы было легче ориентироваться среди множества файлов, их объединяют в каталоги (директории). Так называются именованные совокупности фалов и подкаталогов.
· Файловые структуры и их разновидности
· Полное имя файла и его составляющие.
· Операции над файлами.
Для того, чтобы было удобнее ориентироваться в той информации, которая хранится в томах жёсткого диска или на других запоминающих устройствах, пользователь может объединять файлы в директории, эти директории могут находиться также внутри внешних директорий. Таким образом пользователь сам создаёт для себя наиболее удобную систему файлов и каталогов, или файловую структуру. Файловой структурой диска называется совокупность файлов и директорий на диске, а также связей между ними.
Все файловые структуры делятся два типа: простые (линейные) и иерархические (многоуровневые). При линейной файловой структуре в корневом каталоге устройства внешней памяти или тома жёсткого диска просто хранится некоторая последовательность файлов. Они не разделены на каталоги. То есть такую структуру можно представить в виде простого списка файлов. Линейная структура используется для хранения небольшого количества файлов.
Когда на одном устройстве внешней памяти содержится много файлов, например десятки или даже сотни тысяч, для того, чтобы их сохранить удобным образом требуется более сложная система. В этом случае используется иерархическая файловая структура. Она получила такое название от слова «иерархия». Оно означает расположение частей системы по уровням от высшего с низшему. Высший уровень этой структуры – корневой каталог. Он содержит файлы и поддиректории первого уровня. Поддиректории первого уровня в свою очередь также будут содержать файлы и поддиректории второго уровня и так далее… Эту структуру можно изобразить графически, в виде дерева. Его можно изображать как вертикально, так и горизонтально.
В операционной системе Windows может быть сразу несколько корневых каталогов, поэтому структура файлов, которые хранятся на компьютере под её управлением будет образовывать сразу несколько деревьев.
Так как в Linux всего один корневой каталог, под её управлением файловая структура, всех файлов, содержащихся во внешней памяти компьютера, образует одно единое дерево.
Любой пользователь создаёт наиболее удобную для себя файловую структуру. Например можно создать на устройстве внешней памяти директории для фильмов, музыки, игр, школьных заданий и другие. Каталог со школьными заданиями может содержать каталоги по предметам, а они в свою очередь каталоги по датам. При поиске нужного файла пользователь будет понимать в каком каталоге он находится. А это сильно ускоряет процесс.
Чтобы выполнить какие-то действия с файлом, нужно указать путь к нему на запоминающем устройстве. Это последовательно записанные названия всех каталогов, от корневого, до того, в котором непосредственно находится файл. Путь к файлу начинается с названия корневого каталога устройства внешней памяти или тома жёсткого диска. Затем записываются названия всех каталогов, в которых находится файл от высшего уровня к низшему. В виндоус названия каталогов разделяются знаком \, а в линукс – знаком /.
Последовательно записав путь к файлу и его имя, мы получим полное имя файла. Любое программное обеспечение для того, чтобы обратиться файлу использует именно его полное имя. Отсюда следует 2 правила:
· На одном и том же компьютере не могут одновременно существовать два файла с одинаковыми полными именами.
· На одном компьютере не может быть двух каталогов с одинаковыми именами и путями к ним.
Так же в операционной системе Windows ограничена длина полного имени файла. Его длина не должна превышать 259 символов.
Задача: пользователь, просматривал содержимое каталога D:\Спорт\Хоккей\2016. Затем он дважды переместился на уровень вверх, перешёл к просмотру содержимого каталога «Футбол», а затем каталога «2014», где запустил для просмотра файл с именем «ЧМ.mpg». Определить полное имя файла, запущенного пользователем для просмотра.
И так пользователь просматривал содержимое каталога D:\Спорт\Хоккей\2016. Мы можем представить схему пути к файлу.
Поднявшись на уровень вверх пользователь перешёл к просмотру содержимого каталога «D:\Спорт\Хоккей\». Поднявшись на уровень вверх ещё раз он перешёл к просмотру содержимого каталога «D:\Спорт\». После того, как он перешёл к просмотру содержимого каталога «Футбол», адрес просматриваемого каталога стал «D:\Спорт\Футбол\». После перехода к каталогу «2014» – «D:\Спорт\Футбол\2014\». И так мы нашли путь к файлу, который запустил пользователь. Имя файла «ЧМ.mpg». Записав последовательно путь к файлу и имя файла получим полное имя файла ««D:\Спорт\Футбол\2014\ЧМ.mpg».
Наверняка у многих из вас возник вопрос: “А что же вообще можно делать с файлами?”. Рассмотрим операции над файлами, всего их 8:
Первые 3 операции из списка, то есть создание, редактирование и просмотр выполнятся только с помощью различных приложений и систем программирования. Остальные же 5 можно выполнить с помощью средств операционной системы. Рассмотрим их подробнее. А также выполним их практически с помощью средств операционной системы Windows.
Задача: скопировать файл с именем «text» из каталога «1» в вашей рабочей папке в каталог «2», находящийся там же.
Сначала перейдём к просмотру содержимого нашей рабочей папки. Находясь на рабочем столе дважды нажмём левой кнопкой мыши по иконке «Этот компьютер». Теперь дважды нажмём левой кнопкой мыши на иконке раздела жёсткого диска, в котором находится рабочая папка, а затем так же проделаем оставшийся путь к рабочей папке. Находясь в рабочей папке перейдём к просмотру содержимого каталога «1». Мы видим в каталоге указанный файл «text.docx». Зададим команду для его копирования. Для этого нажмём на его иконке правой кнопкой мыши и выберем пункт контекстного меню «Копировать».
или используем сочетание клавиш Ctrl + V. Копия файла создана.
Следующая операция Удаление, так называется операция уничтожения объекта, то есть файла или каталога в исходном каталоге. Удалим уже созданную нами копию файла «text».Для этого просматривая содержимое каталога «2», нажмём на файле «text» правой кнопкой мыши и выберем пункт контекстного меню «Удалить».
Или выделим файл и нажмём клавишу Delete. После выполнения указанных действий файл будет перемещён в корзину, так в операционной системе виндоус называется хранилище объектов, подготовленных к удалению. Чтобы удалить файл безвозвратно после его выделения нужно использовать сочетание клавиш Shift + Delete. Однако после такого удаление восстановить файл, можно только с помощью специальных программ, для восстановления удалённых файлов и только до тех пор, пока сектора жёсткого диска на которых они хранились будут не заполнены новыми данными. Так же файл будет безвозвратно удалён, если в свойствах корзины включён пункт «Уничтожать файлы сразу после удаления, не помещая их в корзину».
Операция перемещения похожа на операцию копирования с той лишь разницей, что после создания копии объект-оригинал уничтожается. Переместим файл «text» из каталога «1» в каталог «2». Для этого, просматривая содержимое каталога «1», нажмём на иконке файла правой кнопкой мыши и выберем пункт контекстного меню «Вырезать».
Или выделим файл и используем сочетание клавиш Ctrl + X. Как видим иконка файла стала полупрозрачной. Теперь перейдём в каталог «2». Нажмём правой кнопкой мыши на пустом месте области просмотра и выберем пункт контекстного меню «Вставить» или используем сочетание клавиш Ctrl + V, как при копировании. Как видим в каталоге «2» создана копия файла. При этом файл-оригинал в каталоге «1» был удалён. Мы можем убедиться в этом, просмотрев его содержимое.
Переименование – это операция изменения имени каталога или собственно имени файла. Переименуем файл «text» в каталоге «2» в «История и литература». Для этого нажмём на иконке файла правой кнопкой мыши и выберем пункт контекстного меню «Переименовать»
или выделим файл и нажмём клавишу F2. Теперь мы можем ввести новое имя файла, то есть «История и литература».
Рассмотрим последнюю оставшуюся операцию – поиск объекта. Предположим, что мы забыли в каком из каталогов, в нашей рабочей папке, находится файл «История и литература». Найдём его. Для этого просматривая содержимое рабочей папки начнём в строке поиска вводить имя необходимого нам файла «История и литература». Операционная система вернёт ссылки на файлы, подходящие под критерии поиска с указанием пути к файлам. Так же при поиске файлов бывает полезно использовать маску имени файла. Она может содержать символ «Вопросительный знак» - который означает один пропущенный символ. Например, вместо союза «И» в нашем запросе поставим знак ? – как видим в результате поиска мы получили два файла со словами «История и Литература» в названии, разделёнными односимвольным союзом. Так же символ * заменяет любую последовательность символов, даже пустую. Введём в поисковую строку запрос *.docx и операционная система вернёт ссылки на все файлы в рабочей папке с расширением docx.
Важно запомнить:
· Файловая структура диска – это совокупность файлов и каталогов на диске, а также связей между ними.
· Файловые структуры бывают линейные и иерархические.
· Линейные подходят для хранения небольшого количества файлов.
· Когда на диске храниться большое количество файлов – удобнее использовать иерархическую структуру.
· Путь к файлу – это все названия каталогов в которых содержаться файл, записанные последовательно, от высшего уровня к низшему.
· Путь к файлу и его имя записанные последовательно дают полное имя файла.
· Создание, редактирование, просмотр, копирование, перемещение, удаление, переименование и поиск – это операции над файлами.
Прежде, чем ответить на вопрос что такое файл , рассмотрим логику появления файла. Пока программа и документ находятся в оперативной памяти компьютера, каждый байт лежит в своей ячейке. У любой ячейки памяти есть адрес (он записывается двойным словом — 32-разрядным двоичным числом), и по этому адресу процессор всегда найдет то, что ему нужно.
А вот когда дело доходит до сохранения документов или программ на диске (или на любом ином носителе), возникает проблема, как потом впоследствии найти то, что было сохранено. Переписать байты из оперативной памяти на диск нетрудно, но что при этом делать с адресами? Попробуйте, например, взять «Войну и мир», вырезать из нее каждую букву, сложить эти буквы в стопку (по нашим подсчетам, высота стопки будет около 40 м), и эту стопку где-то бережно сохранить. В комнату такая стопка не влезет, и ее придется поделить на 20 стопок по 2 метра.
Итак, мы пришли к тому, что хранить данные — это еще полдела, нужно хранить и их адреса — а это снова данные, только уже адресные. В общем, чтобы адресных данных не стало слишком много, надо содержательные данные как-то объединять. Вот так и появились файлы. Файл — это единица хранения данных. У файла есть собственное имя, и у него есть адрес, в котором он хранится. Имя файлу придумывает его создатель (человек), а адрес задает и запоминает операционная система -это ее обязанность. Нам помнить адреса файлов совершенно ни к чему — имя запомнить намного проще. А вот операционная система всегда готова разыскать файл по его имени и предоставить к нему доступ.
Обеспечение доступа к файлам — это еще одна важнейшая функция операционной системы. Итак, потребность в файлах возникает в связи с необходимостью хранения данных.
Файл — это именованная последовательность байтов, который состоит в свою очередь из битов. Что такое бит можете узнать здесь. Здесь ничего не говорится о длине этой последовательности. В файле может не быть ни одного байта (пустой файл), а может быть сколько угодно байтов, но собственное имя есть даже у пустого файла. Имя — это свойство файла, без которого он не может быть найден, а если что-то невозможно разыскать, то это, согласитесь, уже не хранение.
По мере развития техники — требования к именам файлов меняются. В недавнем прошлом они были весьма жесткими, а сегодня значительно смягчились.
Короткое имя файла. Понятие «короткого имени» файла появилось имеете с первой операционной системой MS-DOS. В те годы файл мог и меть имя длиной не более 8 символов. Правда, чуть позже разрешили I юсле них ставить точку и записывать еще три символа, которые назвали расширением имени файла. Вот примеры коротких имен файлов:
Программисты быстро научились использовать расширение имени для своих технических нужд. С его помощью оказалось очень удобно сообщать программам о том, какой тип документа представлен в файле.
.TXT — текстовый файл, в нем каждый байт представляет какой-то символ языка;
.BMP, .GIF и др. — графические файлы, в которых каждый байт представляет точку некоего изображения;
.MID — музыкальный файл, байты которого соответствуют звукам;
.EXE и .СОМ — исполнимые файлы (то есть программы), в которых байты соответствуют командам процессора.
- нельзя использовать никакие буквы, кроме английских;
- нельзя использовать большинство знаков препинания и пробел.
В общем, из-за ограниченных возможностей системы 8.3 трудно было давать файлам содержательные имена — такие, по которым сразу можно догадаться, что содержится в файле.
Длинное имя файла. В те годы, когда жесткие диски были небольшими и на них хранились сотни и тысячи файлов, пользователи обычно хорошо знали, откуда взялся тот или иной файл и зачем он нужен. В наши дни на рядовом компьютере может храниться не одна сотня тысяч файлов, и о том, чтобы следить за их историей, не может быть и речи. Поэтому, начиная с операционной системы Windows 95, были введены новые правила — для файлов стали допустимыми так называемые длинные имена. Теперь имя файла можно записывать русскими буквами, в нем могут быть некоторые знаки препинания (не все), а также пробелы. Если в имени файла имеется несколько точек, то расширением имени считается то, что стоит за последней точкой. Расширение имени тоже может иметь не три символа, а больше.
Впрочем, сила традиций — великая сила, и потому на компьютерах не принято давать файлам длинные расширения — трех символов вполне достаточно, чтобы указать тип документа, хранящегося в файле. Всего длинное имя может содержать более 250 символов, хотя это и кажется излишеством.
[pwal description="Понравилась информация, поделитесь с друзьями"][/pwal]
P.S. Предлагаю ознакомиться с информацией: Приемы поиска в системе — Яндекс.
С Уважением к Вам, Никитин Владислав. Не забудьте оставить комментарий.
Читайте также: