Что пила алиса в стране чудес
Сказка Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» удивительным образом повлияла на кинематограф, литературу и даже психологию: по ней сняты фильмы, поставлены балеты, написаны сиквелы и ремейки. Существует психическое расстройство, названное в честь героини: синдром Алисы. Казалось бы, невинный, детский текст стал предметом жарких споров между серьезными учеными XX века, и даже Фрейду удалось вставить свои 5 копеек. Тема дискуссий проста: сказка написана для взрослых или все же для детей?
1. Уменьшение и увеличение Алисы — это признак полового созревания
Съедая пирожок или выпивая некую микстуру, Алиса то уменьшалась, то увеличивалась, боясь вовсе исчезнуть. При этом никаких резонных оснований для изменения ее тела, как указано в тексте, нет. Ученые выдвигают целых 3 версии того, что может быть зашифровано в этом эпизоде:
- Тело Алисы меняется примерно так, как оно менялось бы у подростка во время пубертата. Многие считают, что так автор показал половое созревание персонажа. Мнение против аргументировано тем, что Алисе лишь 7 с небольшим лет и до юношества ей еще расти и расти.
- Космологи сравнивают персонажа с расширяющейся Вселенной. Согласно одной из теорий, количество материи во Вселенной постоянно уменьшается, что в итоге приведет к ее исчезновению. Очевидно, поэтому в уста героини вложена эта реплика: «А то вдруг я буду делаться все меньше, меньше, как свечка, а потом совсем исчезну!»
- Третьи видят здесь намек на галлюциногенные вещества, после принятия которых человек полностью дезориентирован — как и героиня.
2. Поросенок, которого держит героиня, — настоящий английский король
Предполагается, что сказка — это аллюзия на Войну Алой и Белой розы, которая бушевала в Англии XV века. Для этого времени были характерны подковерные интриги, предательства, да и головы летели с плеч — прямо как в тексте.
Если считать, что эта догадка правдива, то поросенок, в которого превратился по тексту младенец, — это представитель Белой розы. А именно Ричард Третий, на гербе которого был изображен белый кабан. Шекспир о нем даже пьесу написал, в которой выставил Ричарда в очень невыгодном свете. И фраза «голову долой!» тогда тоже может быть родом из текста великого английского писателя.
3. Запах перца в доме герцогини маскирует аромат протухшей еды
В сказке упоминается мимоходом, что в доме герцогини сильно пахнет перцем, потому что кухарка перчит суп. Считается, что это намек на злободневную тему: еду в то время активно перчили, чтобы заглушить душок начавших портиться продуктов.
Про чаепитие, Шляпу и Очумелого зайца Глава 7 "Алиса в Стране чудес" Льюис Керрол
26/12 у Олега Заглядова было день рождение. Оно мне очень напомнило этот отрывок из "Алисы в стране чудес" и я хочу поделиться им с вами. Все было точно так же. Гости Олега-весьма яркие персонажи, приходили по одному, подтягивались так сказать. Проходили на кухню, которую целиком занимал длинющий, разложенный стол, уставленный, к слову сказать не пустыми чашками, а замечательными блюдами хозяйского собственого приготовления: запеченое мясо, цыплята гриль,бутылки коньяка, домашние закатки. Из недр квартиры добывался очередной стул или табурет, гости дружно передвигались, давая место вновьприбывшему. Музыка звучала громко и часто меняла ритм, так как каждый пытался поставить мелодии на свой вкус, регулярно раздавались звонки хозяйского телефона и отрывки разговоров. Общую беседу поддерживать было трудно, так что каждый поддерживал разговор только с ближайшим соседом и общий фон застолья звучал именно как безумное чаепитие))
"Алиса в Стране чудес" Льюис Керролл
в которой пьют чай как ненормальные
Возле дома под деревом был накрыт к чаю стол; Шляпа и Заяц пили чай,
а между ними помещалась на стуле Садовая Соня - хорошенький маленький зверек
вроде белочки. Она крепко спала; Шляпа и Заяц облокачивались на нее, как на
подушку, и разговаривали через ее голову.
"Бедная Соня,- первым делом подумала Алиса,- ей, наверное, очень
неудобно! Хотя раз она так крепко спит, то, значит, не сердится".
Еще она заметила, что, хотя стол был очень большой и весь уставлен
посудой, вся троица теснилась в уголке, на самом краю.
- Мест нет! Мест нет! - дружно закричали Заяц и Шляпа, как только
заметили Алису.
- Места сколько хочешь! - возмутилась Алиса. И она уселась в
свободное кресло на другом конце стола.
- Не хочешь ли торта? - любезно предложил Заяц.
Алиса оглядела весь стол, но там ничего не было, кроме чайников и
чайной посуды.
- Какого торта? Что-то я его не вижу,- сказала она.
- Его тут и нет,- подтвердил Заяц.
- Зачем же предлагать? Это не очень-то вежливо!-обиженно сказала
Алиса.
- А зачем садиться за стол без приглашения? Это не очень-то вежливо!
- откликнулся, как эхо, Заяц.
- Я не знала, что это ваш стол,- объяснила Алиса.- Я думала, он
накрыт для всех, а не для вас троих!
- Не мешало бы тебе постричься,- неожиданно сказал Шляпа.
Это были первые его слова, хотя все это время он рассматривал Алису
с большим любопытством.
- Делать замечания незнакомым людям - очень грубо! - наставительно
сказала Алиса.- Так меня учили!
Шляпа сделал большие глаза - видимо, это замечание его сильно
удивило. (Хорошенько подумав, его можно понять!)
Однако в ответ он сказал вот что: - Какая разница между пуганой
вороной и письменным столом?
"Вот это совсем другой разговор! - подумала Алиса.- Загадки-то я
люблю! Поиграем!"
- Кажется, сейчас отгадаю,- прибавила она вслух.
. По-моему, эта загадка труднее даже знаменитой загадки про
полотенце ("Висит на стенке, зеленый, длинный, и стреляет"). Там хотя бы
есть отгадка ("Почему стреляет? - Чтобы труднее было отгадать!"). А эту
загадку не оттадал еще никто на свете. Если вам удастся ее отгадать,
немедленно напишите в Академию наук.
- Ты думаешь, что могла бы отыскать отгадку? - удивленно спросил
Заяц.
- Конечно,- сказала Алиса.
- Так бы и сказала! - укоризненно сказал Заяц.- Надо говорить то,
что думаешь!
- Я всегда так и делаю! - выпалила Алиса, а потом, чуточку подумав,
честно прибавила: - Ну, во всяком случае. во всяком случае, что я говорю,
то и думаю. В общем, это ведь одно и то же!
- Ничего себе! - сказал Шляпа.- Ты бы еще сказала: "я вижу все, что
ем", и я "ем все, что вижу" - это тоже одно и то же!
- Ты бы еще сказала,- подхватил Заяц,- "я учу то, чего не знаю" и "я
знаю то, чего не учу" - это тоже одно и то же!
- Ты бы еще сказала,- неожиданно откликнулась Соня, не открывая
глаз,- "я дышу, когда сплю" и "я сплю, когда дышу" - это тоже одно и то
же.
- Ну для тебя-то это одно и то же,- сказал Шляпа, и на этом беседа
оборвалась.
Пока все молчали, Алиса лихорадочно пыталась вспомнить все, что ей
было известно про пуганых ворон и письменные столы. Сведений у нее, увы,
было не так много.
Шляпа достал из кармашка часы, озабоченно посмотрел на них,
встряхнул, поднес к уху и опять встряхнул. Он первым нарушил молчание.
- Какое сегодня число? - обратился он к Алисе. Алиса посчитала в
уме, подумала немного и сказала:
- Четвертое мая!
- Врут на два дня,- вздохнул Шляпа.- Говорил я тебе - нельзя их
смазывать сливочным маслом! - добавил он, сердито глядя на Зайца.
- Да ведь. Да ведь. масло было высшего сорта! - неуверенно
возразил Заяц.
- Ну и что? Все равно туда могли попасть крошки! - продолжал ворчать
Шляпа.- Незачем было мазать механизм хлебным ножом!
Заяц взял у него часы, посмотрел на них печально и окунул их в свою
чашку. Потом он достал их оттуда и снова внимательно осмотрел. Так как
починить часы ему, видимо, не удалось и ничего нового не пришло ему в
голову, он повторил свои прежние слова:
- Видите ли, масло было самого высшего сорта!
- Какие у вас странные часы,- сказала Алиса, с большим интересом
наблюдавшая за манипуляциями Зайца, заглядывая ему через плечо.- Показывают
число, а который час - не показывают!
- А с какой стати? - буркнул Шляпа.- Разве часы обязаны все
показывать? У тебя часы показывают, какой год?
- Конечно, нет,- начала Алиса с полной готовностью,- но ведь.
- Но ведь,- перебил ее Шляпа,- ты не скажешь, что они негодные?
- Да-а,- сказала Алиса,- год-то - это совсем другое дело! Он так
долго стоит на месте - целый год!
- Вот именно! Так сказать можно и про них, так сказать! - заявил
Шляпа, и это заявление совсем сбило с толку бедную Алису. Как она ни
пыталась, она не могла найти тут ни тени смысла, хотя все слова были ей
совершенно понятны.
- Я вас не совсем поняла,- сказала она со всей возможной при таких
обстоятельствах вежливостью.
- Соня опять заснула,- ответил Шляпа и плеснул Соне на нос чаем.
Соня недовольно затрясла головой и пробормотала:
- Конечно, конечно, я сама именно это хотела сказать!
- Так ты отгадала загадку? - спросил Шляпа, снова обернувшись к
Алисе.
- Нет, сдаюсь,- сказала Алиса.- А какой ответ?
- Понятия не имею,- сказал Шляпа.
- А я тем более,- поддержал Заяц.
Алиса тяжело вздохнула.
- Как вам не стыдно! Неужели ничего лучше нельзя придумать, чем
загадки без отгадок? Вам, видно, время совсем не дорого,- сказала она
разочарованно.
- Если бы ты знала время, как я его знаю,- сказал Шляпа,- ты бы не
говорила о нем в среднем роде. Оно - не оно, а он - Старик-Время!
- Никогда бы не подумала,- сказала Алиса.
- Понятно! - фыркнул Шляпа, презрительно дернув носом.- Ты о нем
вообще, наверно, в жизни не думала!
- Нет, почему,- осторожно начала Алиса,- иногда, особенно на уроках
музыки, я думала - хорошо бы получше провести время.
- Все понятно! - с торжеством сказал Шляпа.- Провести время?! Ишь
чего захотела! Время не проведешь! Да и не любит он этого! Ты бы лучше
постаралась с ним подружиться - вот тогда бы твое дело было. в шляпе!
Старик бы для тебя что хочешь сделал! Возьми часы: предположим, сейчас
девять часов утра, пора садиться за уроки; а ты бы только шепнула ему
словечко - и пожалуйста, стрелки так и завертелись. Жжжик! Дело в шляпе:
полвторого, пора обедать!
- Ой, как бы хорошо было! - чуть слышно прошептал Заяц.
- Да, конечно, это было бы здорово,- протянула в раздумье Алиса,-
но. только. но только ведь у меня бы тогда еще не было аппетита.
- Разве что на первых порах,-.сказал Шляпа,- но ведь ты могла бы
сколько хочешь подождать!
- А вот вы. а ваше дело в шляпе? - спросила Алиса.
Шляпа уныло покачал головой.
- Охо-хо! - ответил он.- Мы со Стариком поссорились! Недавно, в
марте - как раз когда вон он (он показал своей ложкой на Зайца) очумел.
Понимаешь, у Червонной Королевы был прием, и в концерте я должен был петь
романс. Этот, всем известный:
Крокодильчики мои,
Цветики речные!
Что глядите на меня
Прямо как родные?
Припоминаешь?
- Я что-то похожее слышала,- сказала Алиса.
- Ну как же! Дальше там, помнишь,- продолжал Шляна,-
Это кем хрустите вы
В день веселый мая,
Средь нескушанной травы
Головой качая?
Тут Соня встрепенулась и запела сквозь сон:
- Чая. Чая. Чая.
Пела она до тех пор, пока не догадались ее ущипнуть. Тогда она сразу
замолчала.
- И представляешь, не успел я спеть первый куплет,- снова заговорил
Шля- па,- Королева завопила: "Он у нас только время отнимает! Отрубить ему
голову!"
- Какое ужасное зверство! - воскликнула Алиса.
- А самое ужасное,- продолжал Шляпа трагическим тоном,- что Старик
почему-то обиделся! Теперь он меня знать не желает! И с тех пор у нас всегда
пять часов.
. В Англии есть старинный обычай - в пять часов вечера обязательно
пить чай. Особенно странно, что, когда сказка про Алису вышла в свет, такого
обычая еще не было! Но англичане, как известно, вообще большие чудаки.
Тут Алису осенило. Она вдруг все поняла.
- Ах, так вот почему у вас тут так много чайной посуды накопилось! -
воскликнула она.
- Именно, именно,- сказал Шляпа со вздохом.- У нас всегда время
только пить чай! Представляешь? Даже нет времени помыть все эти штуки.
- Значит, вам приходится все время пересаживаться, да? - спросила
Алиса.
- Именно, именно! - сказал Шляпа.- По мере использования посуды!
- Ой! А что же будет, когда вы опять дойдете до начала? - не
удержалась Алиса.
- Не пора ли переменить тему? - вмешался Заяц, зевая.- Мне все это
уже порядком надоело! Предлагаю, чтобы наша юная гостья рассказала нам
интересную сказку.
- Ой, лучше не надо! - испугалась Алиса.- Я ни одной как следует не
знаю.
- Ну, тогда пускай Соня расскажет! - закричали Шляпа и Заяц.- Соня,
хватит спать! Проснись!
И оба ущипнули ее - каждый со своего боку. Соня с трудом открыла
глаза.
- Что вы, ребята, я и не думала спать,- сказала она осипшим
спросонья голосом.- Я все слышала, о чем вы тут говорили. Могу повторить
каждое слово.
- Расскажи нам сказку! - скомандовал Заяц.
- Пожалуйста, пожалуйста! - умоляла Алиса.
- И поторапливайся,- добавил Шляпа,- а то опять уснешь, не
добравшись до конца!
- В некотором царстве, в некотором государстве,- скороговоркой
начала Соня,- жили-были три сестрички, три бедных сиротки, звали их Элей,
Лэси и Тилли, и жили они в колодце на самом дне.
- А что же они там ели и пили? - спросила Алиса, которую всегда
весьма интересовали вопросы питания.
Соня долго думала - наверное, целую минуту,- а потом сказала:
- Сироп.
- Что вы! Этого не может быть,- робко запротестовала Алиса,- они бы
заболели!
- Так и было,- сказала Соня,- заболели, да еще как! Жилось им не
сладко! Их все так и звали: Бедные Сиропки!
Алиса попыталась себе представить, что ей самой вдруг пришлось вести
такую странную жизнь. Но у нее что-то ничего не получилось. Тогда она
возобновила расспросы.
- А зачем они поселились в колодце, да еще на самом дне?
- Почему ты не пьешь больше чаю? - спросил Заяц заботливо.
- Что значит "больше"? - обиделась Алиса.- Я вообще ничего тут не
пила!
- Тем более! - сказал Шляпа.- Выпить больше, чем ничего,- легко и
просто. Вот если бы ты выпила меньше, чем ничего,- это был бы фокус!
- А вас никто не спрашивает! - выпалила Алиса.
- Так-с! Кто теперь делает замечания малознакомым людям? -
победоносно сказал Шляпа.
Уничтожающий ответ что-то долго не приходил Алисе в голову, так что
она просто-напросто намазала себе бутерброд, налила чаю, а спустя некоторое
время, обернувшись к Соне, повторила свой вопрос:
- Так зачем же они поселились на дне колодца?
Соня опять долго думала - во всяком случае, долго молчала! - а потом
сказала:
- Потому что там было повидло!
- Какое повидло? - возмутилась Алиса.- Вы говорили, там был.
Но тут Шляпа и Заяц ужасно зашикали на нее, а Соня надулась и
сказала:
- Не умеешь прилично вести себя - тогда досказывай сама.
- Ой, простите, - взмолилась Алиса-пожалуйста, рассказывайте, я вас
больше ни разу не перебью! Вы говорили - там что-то было. - напомнила она.
- Мало ли, что там было,- сказал Заяц.- Что было, то сплыло.
- Кто старое помянет, тому глаз вон! - поддержал Шляпа.
(Алиса сидела тише воды, ниже травы, хотя, говоря по совести, она
могла бы Шляпе кое о чем напомнить!)
- Так вот,- наконец возобновила свой рассказ Соня,- они таскали
мармалад оттуда.
- Откуда взялся мармелад. - начала было Алиса, забыв о своем
торжественном обещании, и тут же осеклась. Но Соня, казалось, ничего не
заметила.
- Это был мармаладный колодец,- объяснила она.
- Мне нужна чистая чашка,- прервал ее Шляпа.- Давайте подвинемся! Он
тут же пересел на соседний стул; Соня села на его место. Заяц - на место
Сони, а Алиса - без особой охоты - пересела на стул Зайца. От всех этих
перемещений выиграл только Шляпа, а Алиса, наоборот, сильно прогадала, так
как Заяц только что опрокинул молочник.
- Я не понимаю,- очень робко, боясь опять рассердить Соню, начала
Алиса,- как же они таскали оттуда мармелад?
- Из обыкновенного колодца таскают воду,- сказал Шляпа,- а из
мармеладного колодца всякий может, я надеюсь, таскать мармелад. Ты что -
совсем дурочка?
- Я говорю, как они могли таскать мармелад оттуда? Ведь они там
жили- сказала Алиса,- решив оставить без ответа последние слова Шляпы.
- Не только жили! - сказала Соня.- Они жили-были!
И этот ответ настолько ошеломил бедную Алису, что она позволила Соне
некоторое время продолжать рассказ без вынужденных остановок. Это было
весьма кстати, так как рассказчица отчаянно зевала и усиленно терла глаза.
- Так вот,- продолжала Соня,- этот самый мармадад они ели и пили -
делали что хотели.
Тут Алиса не выдержала.
- Как же это они пили мармелад?! - закричала она.- Этого не может
быть!
- А кто сказал, что они его пили? - спросила Соня.
- Как - кто? Вы сами сказали.
- Я сказала - они его ели! - ответила Соня.- Ели и лепили! Лепили из
него все, что хотели,- все, что начинается на букву М,- продолжала она,
позевывая,- ее сильно клонило ко сну.
- Почему на букву М? - только и могла спросить Алиса.
- А почему нет? - сказал Заяц.
Алиса прикусила язычок. "Хотя да, мармелад ведь тоже на М",-
мелькнуло у нее в голове.
Соня уже успела закрыть глаза и основательно задремать; но Шляпа
снова ущипнул ее, и она с легким писком пробудилась и продолжала рассказ:
- На букву М: мышеловки, и морковки, и мартышек, и мальчишек, и
мурашки, и мораль. Ты видела мурашки, хотя бы на картинках?
- Кажется, да,- начала Алиса неуверенно,- хотя не знаю.
- А не знаешь, так помалкивай,- перебил ее Шляпа.
Алиса вытерпела за этот день немало грубостей, но это было уже
слишком! Возмущенная до предела, она, не говоря ни слова, встала и гордо
удалилась.
На хозяев ее уход не произвел, увы, особого впечатления. Соня
немедленно заснула, а остальные двое, по всей видимости, вообще ничего не
заметили, хотя Алиса несколько раз оборачивалась, втайне надеясь, что они
одумаются и будут упрашивать ее вернуться. Но, обернувшись напосле- док, она
увидела только, что они пытаются запихнуть Соню в чайник.
- Ни за что сюда больше не вернусь! - повторяла Алиса, пробираясь
между деревьями.- Ни за какие коврижки! Никогда с такими дураками чаю не
пила!
И тут-то она заметила, что в одном дереве есть дверь и эта дверь
открывается прямо в дерево.
"Как интересно! - подумала Алиса.- А если войти - наверно, будет еще
интересней. Пожалуй, войду!" Она смело вошла - и тут же оказалась в знакомом
подземелье, как раз возле стеклянного столика.
- Ну, теперь-то я знаю, что делать! - сказала Алиса, поскорее взяла
золотой ключик и отперла дверцу в сад.
Потом она достала ТОТ кусочек гриба (у нее сохранились остатки в
кармашке) и жевала его, пока не стала как раз такого роста, что свободно
могла войти в заветную дверь.
Потом она прошла по тесному, как крысиный лаз, коридорчику, а
потом. потом она, наконец, оказалась в чудесном саду, среди ярких, веселых
цветов и прохладных фонтанов.
Рубрика Эксперименты
Что пила алиса в стране чудес
Глава VII. Безумное чаепитие. Алиса в стране чудес. Сказка Кэрролла
Около дома под деревом стоял накрытый стол, а за столом пили чай Мартовский Заяц и Болванщик; между ними крепко спала Мышь-Соня. Болванщик и Заяц облокотились на нее, словно на подушку, и разговаривали через ее голову:
- Бедная Соня, - подумала Алиса. - Как ей, наверно, неудобно! Впрочем, она спит - значит, ей все равно.
Стол был большой, но чаевники сидели с одного края, на уголке. Завидев Алису, они закричали:
- Занято! Занято! Мест нет!
- Места сколько угодно! - возмутилась Алиса и уселась в большое кресло во главе стола.
- Выпей вина, - бодро предложил Мартовский Заяц.
Алиса посмотрела на стол, но не увидела ни бутылки, ни рюмок.
- Я что-то его не вижу, - сказала она.
- Еще бы! Его здесь и нет! - отвечал Мартовский Заяц.
- Зачем же вы мне его предлагаете? - рассердилась Алиса. - Это не очень-то вежливо.
- А зачем ты уселась без приглашения? - ответил Мартовский Заяц. - Это тоже невежливо!
- Я не знала, что это стол только для вас, - сказала Алиса. - Приборов здесь гораздо больше.
- Что-то ты слишком обросла! - заговорил вдруг Болванщик. До сих пор он молчал и только с любопытством разглядывал Алису.
- Не мешало бы постричься.
- Научитесь не переходить на личности, - отвечала Алиса не без строгости. - Это очень грубо.
Болванщик широко открыл глаза, но не нашелся, что ответить.
- Чем ворон похож на конторку? - спросил он, наконец.
- Так-то лучше, - подумала Алиса. - Загадки - это гораздо веселее.
- По-моему, это я могу отгадать, - сказала она вслух.
- Ты хочешь сказать, что думаешь, будто знаешь ответ на эту загадку? - спросил Мартовский Заяц.
- Совершенно верно, - согласилась Алиса.
- Так бы и сказала, - заметил Мартовский Заяц. - Нужно всегда говорить то, что думаешь.
- Я так и делаю, - поспешила объяснить Алиса. - По крайней мере. По крайней мере я всегда думаю то, что говорю. а это одно и то же.
- Совсем не одно и то же, - возразил Болванщик. - Так ты еще чего доброго скажешь, будто «Я вижу то, что ем» и «Я ем то, что вижу», - одно и то же!
- Так ты еще скажешь, будто «Что имею, то люблю» и «Что люблю, то имею», - одно и то же! - подхватил Мартовский Заяц.
- Так ты еще скажешь, - проговорила, не открывая глаз, Соня, - будто «Я дышу, пока сплю» и «Я сплю, пока дышу», - одно и то же!
- Для тебя-то это, во всяком случае, одно и то же! - сказал Болванщик, и на этом разговор оборвался.
С минуту все сидели молча. Алиса пыталась вспомнить то немногое, что она знала про воронов и конторки. Первым заговорил Болванщик.
- Какое сегодня число? - спросил он, поворачиваясь к Алисе и вынимая из кармана часы. Он с тревогой поглядел на них, потряс и приложил к уху.
Алиса подумала и ответила:
- Отстают на два дня, - вздохнул Болванщик.
- Я же говорил: нельзя их смазывать сливочным маслом! - прибавил он сердито, поворачиваясь к Мартовскому Зайцу.
- Масло было самое свежее, - робко возразил Заяц.
- Да, но туда, верно, попали крошки, - проворчал Болванщик. - Не надо было мазать хлебным ножом.
Мартовский Заяц взял часы и уныло посмотрел на них, потом окунул их в чашку с чаем и снова посмотрел.
- Уверяю тебя, масло было самое свежее, - повторил он. Видно, больше ничего не мог придумать.
Алиса с любопытством выглядывала из-за его плеча.
- Какие смешные часы! - заметила она. - Они показывают число, а не час!
- А что тут такого? - пробормотал Болванщик. - Разве твои часы показывают год?
- Конечно, нет, - отвечала с готовностью Алиса. - Ведь год тянется очень долго!
- Ну и у меня то же самое! - сказал Болванщик.
Алиса растерялась. В словах Болванщика как будто не было смысла, хоть каждое слово в отдельности и было понятно.
- Я не совсем вас понимаю, - сказала она учтиво.
- Соня опять спит, - заметил Болванщик и плеснул ей на нос горячего чаю.
Соня с досадой помотала головой и, не открывая глаз, проговорила:
- Конечно, конечно, я как раз собиралась сказать то же самое.
- Отгадала загадку? - спросил Болванщик, снова поворачиваясь к Алисе.
- Нет, - ответила Алиса. - Сдаюсь. Какой же ответ?
- Понятия не имею, - сказал Болванщик.
- И я тоже, - подхватил Мартовский Заяц.
- Если вам нечего делать, - сказала она с досадой, - придумали бы что-нибудь получше загадок без ответа. А так только попусту теряете время!
- Если бы ты знала Время так же хорошо, как я, - сказал Болванщик, - ты бы этого не сказала. Его не потеряешь! Не на такого напали!
- Не понимаю, - сказала Алиса.
- Еще бы! - презрительно встряхнул головой Болванщик. - Ты с ним небось никогда и не разговаривала!
- Может, и не разговаривала, - осторожно отвечала Алиса. - Зато не раз думала о том, как бы убить время!
- А-а! тогда все понятно, - сказал Болванщик. - Убить Время! Разве такое ему может понравиться! Если 6 ты с ним не ссорилась, могла бы просить у него все, что хочешь. Допустим, сейчас девять часов утра - пора идти на занятия. А ты шепнула ему словечко и - р-раз! - стрелки побежали вперед! Половина второго - обед!
(- Вот бы хорошо! - тихонько вздохнул Мартовский Заяц.)
- Конечно, это было бы прекрасно, - задумчиво сказала Алиса, - но ведь я не успею проголодаться.
- Сначала, возможно, и нет, - ответил Болванщик. - Но ведь ты можешь сколько хочешь держать стрелки на половине второго.
- Вы так и поступили, да? - спросила Алиса.
Болванщик мрачно покачал головой.
- Нет, - ответил он. - Мы с ним поссорились в марте - как раз перед тем, как этот вот (он показал ложечкой на Мартовского Зайца) спятил. Королева давала большой концерт, и я должен был петь «Филина». Знаешь ты эту песню?
Ты мигаешь, филин мой!
Я не знаю, что с тобой!
- Что-то такое я слышала, - сказала Алиса.
- А дальше вот как, - продолжал Болванщик. -
Высоко же ты над нами.
Как поднос над небесами!
Тут Соня встрепенулась и запела во сне: «Ты мигаешь, мигаешь, мигаешь. »
Она никак не могла остановиться. Пришлось Зайцу и Болванщику ущипнуть ее с двух сторон, чтобы она замолчала.
- Только я кончил первый куплет, как кто то сказал: «Конечно, лучше б он помолчал, но надо же как-то убить время»! Королева как закричит: «Убить Время! Он хочет убить Время! Рубите ему голову!»
- Какая жестокость! - воскликнула Алиса.
- С тех пор, - продолжал грустно Болванщик, - Время для меня палец о палец не ударит! И на часах все шесть.
Тут Алису осенило.
- Поэтому здесь и накрыто к чаю? - спросила она.
- Да, - отвечал Болванщик со вздохом. - Здесь всегда пора пить чай. Мы не успеваем даже посуду вымыть!
- И просто пересаживаетесь, да? - догадалась Алиса.
- Совершенно верно, - сказал Болванщик. - Выпьем чашку и пересядем к следующей.
- А когда дойдете до конца, тогда что? - рискнула спросить Алиса.
- А что если мы переменим тему? - спросил Мартовский Заяц и широко зевнул. - Надоели мне эти разговоры. Я предлагаю: пусть барышня расскажет нам сказку.
- Боюсь, что я ничего не знаю, - испугалась Алиса.
- Тогда пусть рассказывает Соня, - закричали Болванщик и Заяц. - Соня, проснись!
Соня медленно открыла глаза.
- Я и не думала спать, - прошептала она хрипло. - Я слышала все, что вы говорили.
- Рассказывай сказку! - потребовал Мартовский Заяц.
- Да, пожалуйста, расскажите, - подхватила Алиса.
- И поторапливайся, - прибавил Болванщик. - А то опять заснешь!
- Жили-были три сестрички, - быстро начала Соня. - Звали их Элси, Лэси и Тилли, а жили они на дне колодца.
- А что они ели? - спросила Алиса. Ее всегда интересовало, что люди едят и пьют.
- Кисель, - отвечала, немного подумав, Соня.
- Все время один кисель? Это невозможно, - мягко возразила Алиса. - Они бы тогда заболели.
- Они и заболели, - сказала Соня. - И очень серьезно .
Алиса пыталась понять, как это можно всю жизнь есть один кисель, но это было так странно и удивительно, что она только спросила:
- А почему они жили на дне колодца?
- Выпей еще чаю, - сказал Мартовский Заяц, наклоняясь к Алисе.
- Еще? - переспросила Алиса с обидой. - Я пока ничего не пила.
- Больше чаю она не желает, - произнес Мартовский Заяц в пространство.
- Ты, верно, хочешь сказать, что меньше чаю она не желает: гораздо легче выпить больше, а не меньше, чем ничего, - сказал Болванщик.
- Вашего мнения никто не спрашивал, - сказала Алиса.
- А теперь кто переходит на личности? - спросил Болванщик с торжеством.
Алиса не знала, что на это ответить. Она налила себе чаю и намазала хлеб маслом, а потом повернулась к Соне и повторила свой вопрос:
- Так почему же они жили на дне колодца? Соня опять задумалась и, наконец, сказала:
- Потому что в колодце был кисель.
- Таких колодцев не бывает, - возмущенно закричала Алиса. Но Болванщик и Мартовский Заяц на нее зашикали, а Соня угрюмо пробормотала:
- Если ты не умеешь себя вести, досказывай сама!
- Простите, - покорно сказала Алиса. - Пожалуйста, продолжайте, я больше не буду перебивать. Может, где-нибудь и есть один такой колодец.
- Тоже сказала - «один»! - фыркнула Соня.
Впрочем, она согласилась продолжать рассказ.
- И надо вам сказать, что эти три сестрички жили припеваючи.
- Припеваючи? - переспросила Алиса. - А что они пели?
- Не пели, а пили, - ответила Соня. - Кисель, конечно.
- Мне нужна чистая чашка, - перебил ее Болванщик. - Давайте подвинемся.
И он пересел на соседний стул. Соня села на его место, Мартовский Заяц - на место Сони, а Алиса, скрепя сердце, - на место Зайца. Выиграл при этом один Болванщик; Алиса, напротив, сильно проиграла, потому что Мартовский Заяц только что опрокинул себе в тарелку молочник.
Алисе не хотелось опять обижать Соню, и она осторожно спросила:
- Я не понимаю. Как же они там жили?
- Чего там не понимать, - сказал Болванщик. - Живут же рыбы в воде. А эти сестрички жили в киселе! Поняла, глупышка?
- Но почему? - спросила Алиса Соню, сделав вид, что не слышала последнего замечания Болванщика.
- Потому что они были кисельные барышни.
Этот ответ так смутил бедную Алису, что она замолчала.
- Так они и жили, - продолжала Соня сонным голосом, зевая и протирая глаза, - как рыбы в киселе. А еще они рисовали. всякую всячину. все, что начинается на M.
- Почему на M? - спросила Алиса.
- А почему бы и нет? - спросил Мартовский Заяц.
- Мне бы тоже хотелось порисовать, - сказала она, наконец. - У колодца.
- Порисовать и уколоться? - переспросил Заяц.
Соня меж тем закрыла глаза и задремала. Но тут Болванщик ее ущипнул, она взвизгнула и проснулась.
- . начинается на M , - продолжала она. - Они рисовали мышеловки, месяц, математику, множество. Ты когда-нибудь видела, как рисуют множество?
- Множество чего? - спросила Алиса.
- Ничего, - отвечала Соня. - Просто множество!
- Не знаю, - начала Алиса, - может.
- А не знаешь - молчи, - оборвал ее Болванщик.
Такой грубости Алиса стерпеть не могла: она молча встала и пошла прочь. Соня тут же заснула, а Заяц и Болванщик не обратили на Алисин уход никакого внимания, хоть она и обернулась раза два, надеясь, что они одумаются и позовут ее обратно.
Оглянувшись в последний раз, она увидела, что они засовывают Соню в чайник.
- Больше я туда ни за что не пойду! - твердила про себя Алиса, пробираясь по лесу. - В жизни не видала такого глупого чаепития!
Тут она заметила в одном дереве дверцу.
- Как странно! - подумала Алиса. - Впрочем, сегодня все странно. Войду-ка я в эту дверцу.
Так она и сделала.
И снова она оказалась в длинном зале возле стеклянного столика.
- Ну теперь-то я буду умнее, - сказала она про себя, взяла ключик и прежде всего отперла дверцу, ведущую в сад. А потом вынула кусочки гриба, которые лежали у нее в кармане, и ела, пока не стала с фут ростом. Тогда она пробралась по узкому коридорчику и наконец - очутилась в чудесном саду среди ярких цветов и прохладных фонтанов.
СТАТЬЯ Зачем Алисе еда: поведение пищи в книгах Л. Кэролла
«Алиса в Стране чудес» (1865) и «Алиса в Зазеркалье» (1871) – книги о приключениях одной из самых знаменитых героинь детской литературы. Однако нельзя ограничивать «Алису» рамками исключительно детской литературы. Кэролл начинил книгу логическими парадоксами и инверсиями, которые и по сей день представляют интерес и для взрослых.Еда в «Алисе» - яркий пример тех самых парадоксов. Начнем со Страны Чудес. Уже на первых страницах Алиса видит пузырек «Выпей меня». Сначала она размышляет, что точно не стоило бы пить, если бы на пузырьке было написано «яд», но не написано же! Она пьет и узнает, что у напитка 5 разных вкусов: вишневый пирог с кремом, ананас, жареную индейку, сливочную помадку и горячие гренки с маслом» (Здесь и далее пер. Н. М. Демуровой)*. Совмещение несовместимого по неведомым принципам – один из главных принципов повествования в обеих «Алисах».
Ну и постоянные изменения Алисы – пример инверсии, так любимой Кэроллом. Она же возникает в «Едят ли кошки мошек? Едят ли мошки кошек?», большом щенке и маленькой Алисе рядом с грибом, и, собственно, стороны одного гриба – это тоже инверсия. Но, конечно, тема инверсии полнее раскрывается в «Зазеркалье». В частности, Алиса думает о зазеркальном молоке. Самое интересное, что через несколько лет после публикации «Зазеркалья» химики действительно нашли подтверждение тому, что органические вещества ассиметричны. Помимо всего прочего, будь зазеркальное молоко правдой, структура тоже подверглась бы инверсии, а Алиса из нашего мира не смогла бы его выпить. Книги Кэролла стали одной из причин интереса к научным аспектам инверсии, а также философского осмысления левого и правого.
Джон Тениел. Выпей меня (1871)
Кроме того, еда – признак необычности этого места. Не в последнюю очередь из-за кексиков и пузырьков Алиса проникается постоянными изменениями, и, как только ей кажется, что все становится обычным, она расстраивается. «Алиса успела привыкнуть к тому, что вокруг происходит одно только удивительное; ей показалось скучно и глупо, что жизнь опять пошла по-обычному». Обычная еда тоже возникает в Стране Чудес, но в необычном виде: Алиса раздает конфетки всем победившим в беге по кругу. Интересно, что местным обитателям не очень удобно есть их: кому-то слишком мало, кто-то поперхнулся, кому-то клюв мешает. Обитателям разных миров сложно приспособиться к еде друг друга. Если жителям Страны Чудес просто неудобно, то Алиса постоянно чувствует себя не собой, то вырастая, то уменьшаясь. Медики даже назвали в честь Алисы галлюцинации, появляющиеся при мигрени (Кэролл страдал мигренями, и так они отдали ему должное).
Еда выступает модификатором не только внешнего, но и внутреннего состояния, о чем Алиса задумывается во время второй встречи с Герцогиней. Первая, напомним, происходит на кухне, где Кухарка готовит суп с перцем, а Герцогиня орет. У Королевы же Герцогиня мила и по-своему обходительна. Заметим, что сам Кэролл не подразумевал игру слов, это уже заслуга Демуровой. В оригинале фраза звучит так: «May be it’s always pepper that makes people hot-tempered <…> and vinegar that makes them sour – and camomile that makes them bitter – and – and barley-sugar and such things that make children sweet-tempered. I only wish people knew that: then they wouldn’t be so stingy about…». Демурова же сделала фразу более наглядной: «От перца, верно, и начинают всем перечить. <…> – От уксуса – куксятся, – продолжала она задумчиво, – от горчицы – огорчаются, от лука – лукавят, от вина – винятся, а от сдобы – добреют. Как жалко, что никто об этом не знает. Все было бы так просто. Ели бы сдобу – и добрели!».
Одна из самых больших сцен в «Стране Чудес», связанных с едой, конечно – сцена Безумного Чаепития.
Еда выступает модификатором не только внешнего, но и внутреннего состояния, о чем Алиса задумывается во время второй встречи с Герцогиней.
Джон Тениел. Безумное чаепитие (1871)
Участники – Мартовский Заяц, Шляпник (оба сумасшедшие) и Соня с Алисой. Алисе говорят, что мест нет, хотя места за столом больше, чем достаточно, предлагают несуществующее вино и смазывают часы сливочным маслом. Алиса возмущается бестактностью, хотя сама села за стол без приглашения, но дальше диалог переходит на более интересные темы. Сравнительно недавно обе книги об Алисе анализировали с точки зрения феминистического дискурса, в котором еду сравнивают с желанием, в том числе и сексуальным. К примеру, Карина Гарланд предполагает, что в тексте Кэрролла еда воплощает женское начало и связанные с ним опасность и власть. Нельзя сказать, что у такой трактовки нет права на существование, но кажется, что авторы чересчур увлекаются злободневными темами.
Пироги возникают и в сцене суда: якобы, их украл Валет. Хотя предмет кражи присутствует там же, никому это не мешает выяснять, кто же виноват и что со всем этим делать. Как и в «Зазеркалье» позднее, Алиса сердится и просыпается.
Еда в Зазеркалье в основном символична: яйцо Шалтай-Болтай, шлем в виде сахарной головы и пр. Если местные жители и едят, то тоже зазеркально: сначала знакомятся с едой, а поесть, собственно, не дают, потому что невежливо бросаться с ножом на Пудинг, с которым вас только познакомили. Собственно, сценой фантасмагорического пира и заканчивается приключение Алисы в Зазеркалье. Белая Королева исчезает в суповой миске, а ее трон занимает Бараний Бок, что и переполняет чашу терпения Алисы. Она начинает трясти Черную Королеву, а заканчивает – собственную кошку, которая славилась искусством ловить мышей.
Кэролл достаточно много пишет о еде, хотя она далеко не всегда призвана накормить героев. Часто она меняет их, физически и морально, показывает разницу между нашим миром и миром абсурда. Еда – предмет разговоров и споров, иногда даже доходит до суда. Еда влияет на настроение героев (Королеве явно не помешала бы вкусная сдоба), но голода и насыщения в книгах нет. Возможно, Кэрролл сознательно отказывается от этого, чтобы отдалить Алису от типичных детских героев викторианской литературы. Алиса не страдающая бедняжка, которая в трудностях закаляется и становится настоящей героиней. Она в меру любопытна, шаловлива, хорошо воспитана и эти миры – плод ее фантазии (если забыть про автора). Да, она взрослеет, превращается в Королеву, но все это происходит легко и играючи. Так что еда здесь не символ благополучия и сытости, а еще одно средство поиграть с читателем и героями. ■
Читайте также: