Что обнаружили реставраторы картины ночной дозор
Как сохранить полюбившееся публике произведение искусства? В Нидерландах этим занимаются по-серьезному. Но даже здесь никогда еще не было такого масштабного исследования, которое организовали для, пожалуй, самой известной картины руки художника Рембрандта ван Рейна «Ночной дозор».
Для начала, как мы любим, несколько важных фактов:
- «Ночной дозор» на самом деле называется «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга»
- Сцена, изображенная на картине, на самом деле происходит днём :) А «ночным» ее прозвали из-за слоя копоти, затемнившего оригинальные цвета (полотно долгое время висело над камином)
- «Ночной дозор» был написан Рембрандтом в 1642 году по заказу стрелковой роты отряда гражданского ополчения Нидерландов
- В 1715 году, во время транспортирования «Ночного дозора» в другое здание, картина не проходила сквозь дверной пролет и была кровожадно обрезана со всех сторон (как отмечено на изображении ниже), а эти куски — утеряны. Только недавно удалось восстановить ее в оригинальном размере, но об этом ниже.
- Современный размер картины составляет 3,795 × 4,535 метров и весит она 337 (. ) кг
- Полотно экспозиционируется в Райксмузее, и его видят более 2,2 миллиона посетителей ежегодно!
Операция «Ночной дозор»
Эта операция предпринята амстердамским музеем Райксмузеум для изучения состояния картины и последующей за этим реставрации. Дело в том, что в последние годы состояние группового портрета начало ухудшаться: стали заметны побледнения в нескольких местах холста, и особенно сильно белая дымка проявилась над фигурой собаки в правом нижнем углу. С целью сохранения шедевра для будущих поколений было решено исследовать причины этих изменений.
А вот тут наступает моя любимая часть. Что делать одному из самых посещаемых музеев мира с одним из самых популярных полотен, если вдруг возникла необходимость в деликатной и беспрецедентной манипуляции? Правильно. Превратить все это в по-нидерландски прозрачное зрелище, ведь искусство — это достояние общественности! Для этого «Ночной дозор» был перенесен в специальный зал и расположен внутри стеклянной камеры: так у каждого посетителя музея появился шанс понаблюдать за действом с расстояния примерно в семь метров.
План операции :
1) Послойное сканирование холста с помощью специального устройства, разработанного Дельфтским техническим университетом, для того чтобы определить, какие пигменты были использованы при написании картины (уже завершено);
2) Детальное фотографирование всех элементов изображения. Всего будет сделано более 12500 фотографий со сверхвысоким разрешением (уже завершено, результат в виде самой детальной фотографии «Ночного дозора» можно посмотреть здесь );
3) Анализ данных и составление плана реставрации и консервации полотна (в процессе) ;
4) Необходимая реставрация.
Полная стоимость исследования составит около 3 миллионов евро.
«Ночной дозор» на «гастролях»
Поскольку искусство должно быть доступным, в честь 414-го дня рождения Рембрандта Райксмузей устроил очень классную акцию. Только представьте: поскольку из-за коронавируса пожилые люди не могут покидать дома престарелых, использовав ту самую детальную фотографию, полученную во время исследования, музей напечатал 3 копии «Ночного дозора» в натуральную величину и пустил их в тур по всей стране! Картины оставались в разных домах престарелых в течение недели.
А после того, как полноразмерные копии откатали тур по 30 домам престарелых, их начали выставлять в больницах, ибо, понятно, медработникам тоже было несколько не до музеев.
Утерянные фрагменты
Об утерянных во время перемещения кусках тоже уже позаботились. К счастью, в то время часто создавались копии картин, и копию шедевра Рембрандта создал художник Геррит Лунденс. А теперь при помощи этой копии и искусственной нейронной сети удалось воссоздать первоначальный облик одной из самых знаменитых картин мира!
Недостающие полосы были добавлены к полотну, тем самым максимально приближая его к оригинальной, более динамичной, композиции. Однако предполагается, что это на время и после окончательной реставрации их снова уберут. Результат работы по восстановлению фрагментов будет представлен публике в Райксмузее в ближайшее время.
Первый показ картины
Чтобы усилить впечатление массового движения и наступающей массы, Рембрандт изобразил не 17 стрелков, а 28. Давая, с одной стороны, больше, чем ему было заказано, он, с другой стороны, раздосадовал своих заказчиков тем, что вообще дал вовсе не то, что ожидалось получить. Картина стоила 1700 гульденов (по 100 на каждого участника). Где же портреты 17 стрелков, оплативших работу? Не говоря уже о том, что большинства из них нельзя узнать, так как их головы заслонены руками передних стрелков, скрыты или разрезаны знаменами и ружьями. Вместо того, чтобы придать каждому участнику портрета одинаковое значение и в полной мере изобразить его, Рембрандт создал эквивалент снимка: группа стрелков, которые только что приступили к действиям и собираются в марш. Можно представить ужас, когда картина была впервые продемонстрирована.
Когда «Ночной Дозор» с большой помпой предстает перед членами стрелковой гвардии и их женами, ошеломленное молчание быстро сопровождается смехом жен, а затем яростью и негодованием со стороны мужчин. Отвечая на вопрос Рембрандта о том, что он думает о картине, друг и покровитель художника, а также меценат и коллекционер Ян Сикс не сдерживается: «Я не вижу в этом ничего, кроме теней, тьмы и растерянности», - отвечает он с большой ухмылкой, а затем продолжает: «Вы ведь не ожидаете, что мы воспримем это как серьезное искусство?». Спустя несколько мгновений капитан Баннинг Кок, который, залитый светом появляется на картине вместе со своим изящно одетым лейтенантом, говорит художнику, что его работа чудовищна. Стрелковая гвардия заказала групповой портрет. Но Рембрандт демонстративно нарушил все общепринятые правила портретной живописи.
Тайна самой загадочной картины. «Ночной дозор».
После создания «Ночного дозора» жизнь Рембрандта приняла не благоприятный оборот. Крупные заказчики отвернулись от художника, денег становилось все меньше. В итоге ван Рейн кончил жизнь в нужде и всеми забытый.
Изначально картина носила название «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кука и лейтенанта Виллема Рейтенбюрга», спустя некоторое время за картиной закрепилось народное название «Ночной дозор».
Гильдия голландских стрелков, решив украсить стены нового штаба картинами, прославляющими мушкетёров, заказали шесть групповых портретов. Шесть стрелковых рот, шесть групповых портретов. Все картины писали разные художники.
Франс Хальс. " Собрание офицеров стрелковой гильдии Св. Адриана" Франс Хальс. " Собрание офицеров стрелковой гильдии Св. Адриана"Рота капитана Кука, состоящая из восемнадцати человек, обратилась с заказом к популярному и всеми облюбленному Рембрандту ван Рею. Каждый из стрелков заплатил почти по сто флоринов. Сумма внушительная и, конечно же, заказчики ждали соответственной работы.
Групповой портрет был в моде; компания людей размещалась на переднем плане, все они разодеты в лучшие наряды и блещут тщеславием и важностью. Конечно же, каждый стрелок из роты капитана Кука, заплативший равные суммы, ожидал увидеть себя во всей красе. Но Рембрандт размышлял иначе и сделал все по-своему.
Несмотря на всю патриотичность сюжета и мастерскую работу со светом, заказчики остались не довольными картиной. Вместо статичного парадного портрета, мушкетёры увидели разношерстную толпу людей, выходящих из темной арки. Мало того, что никто не смог узнать себя, так художник еще умудрился добавить на полотно шестнадцать неизвестных человек, которые даже не платили.
Картину все же повесили в здании стрелкового общества, где она провисела до 1750 года. Потом общество распалось и картину перевесили в здание городской ратуши. Полотно оказалось слишком большим для выбранного места, пришлось обрезать его с нескольких сторон.( Сохранилась старая копия, на которой можно увидеть не обрезанную картину). «Ночной дозор» занял на стене не самое завидное место, прямо напротив камина. Долгое время картина покрывалась сажей, копотью и пылью. Со временем она потемнела, собственно, поэтому картину и стали называть «Ночной дозор».
До 1808 картина регулярно меняла свое местоположение, пока не оказалась в государственном музее Амстердама. Во время Второй мировой войны картину хранили в свернутом виде в пещере горы св. Петра.
После войны картину решили отреставрировать и почистить. Убрав вековой слой копоти, обнаружилось, что это вовсе не ночной, а дневной дозор. Вся эта пыль и грязь создавали впечатление полумрака. Кажется, что все действие происходит ночью, но на самом деле дозор выходит из арки, судя по теням, часа в два пополудни.
На долю «Ночного дозора» выпало немало покушений.
В 1911 году неизвестный полоснул пару раз картину сапожным ножом. Спустя шестьдесят с лишним лет произошло второе злоключение. Безработный учитель пришел в музей и несколько раз проткнул полотно ножом. Спустя полгода учитель покончил с собой, а «Ночной дозор» восстанавливали четыре года. Третий инцидент произошёл в 1990 году. Неизвестный облил картину кислотой. Охрана среагировала быстро и успела смыть кислоту, пострадал лишь небольшой слой лака.
На протяжении многих лет искусствоведы ломают головы над главной загадкой картины – кто эта девочка в центре картины?
«Ночной дозор»: Почему после написания этой картины жизнь Рембрандта пошла «под откос»
«Ночной дозор» называют одной из величайших картин периода голландского барокко. А для Рембрандта ее написание стало переломным моментом в жизни. После «Ночного дозора» востребованный и уважаемый художник практически перестал получать дорогие заказы и закончил свои дни в ужасной бедности.
В 1642 году в Амстердам должна была прибыть королева Франции Мария Медичи. В честь этого события мушкетеры Стрелкового общества заказали групповые портреты ведущим художникам. Один из заказов достался Рембрандту. Каждый из 16 стрелков заплатил по 100 гульденов (немалые деньги по тем меркам) художнику.
Согласно модным веяниям того времени, мушкетеры планировали получить статичный групповой портрет, однако живописец решил по-своему. Заказчикам совершенно не понравилась картина. Каждый из них планировал увидеть на полотне себя во всей красе, однако центральными персонажами стали только капитан Кок и лейтенант Рейтенбург. Остальные остались в тени, а ведь оплачивали заказ все поровну.
Считается, что «Ночной дозор» стал роковым для художника. После этого фиаско репутация Рембрандта была изрядно подпорчена, к нему перестали поступать заказы. К концу жизни живописец остался в нищете.
Вот несколько любопытных фактов о потрясающем полотне XVII века:
Название картины «Ночной дозор» придумали уже после смерти Рембрандта. Сам мастер называл ее «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга».
После того, как полотно было готово, его повесили в здании Стрелкового общества. Последующие два века оно побывало еще в нескольких залах, пока в XIX столетии к нему не проявили интерес любители старинной живописи. От времени, чада свечей и каминов картина потемнела, поэтому ее назвали «Ночной дозор».
В 1947 году реставраторы заметили, что картина покрыта слоем копоти, под которым скрываются яркие краски. Из этого следует, что действие происходит не ночью. Более того, тени на картине указывают примерно на два часа дня.
Считается, что на картине среди действующих лиц Рембрандт изобразил себя. Исследователи присматриваются к лицу, которое видно лишь частично возле двух мушкетеров.
На картине «Ночной дозор» можно обнаружить немало скрытых символов. Некоторые исследователи полагают, что Рембрандт написал картину в качестве насмешки над «вояками», которые на момент написания картины более 10 лет не принимали участие ни в каких сражениях.
Девочка на картине – пожалуй, самый загадочный персонаж. Одни считают, что она маркитантка, другие уверены, что это проститутка-карлица, третьи усматривают в ней черты лица умиравшей жены художника Саскии. Мол, так он хотел увековечить свою супругу.
Тем не менее, курица или петух на поясе девочки – это пародия на герб ополченцев Голландии, которых называли кловеринами. «Klover» переводится как «мушкет», но оно также созвучно с голландским словом «птичий коготь». Именно поэтому на гербе виднелись скрещенные лапы ястреба или сокола. Скрещенные лапки петуха – это явная насмешка над героями картины.
На полотне можно рассмотреть еще несколько персонажей, которые слишком комично ведут себя. Возле капитана Кока видна часть силуэта мужчины, одетого в испанский костюм. По мнению искусствоведов, это комедийный персонаж Капитан-испанец. Этот горе-вояка не справляется с оружием и оно выстреливает.
Тень от руки капитана Кока направлена прямо на интимное место лейтенанта Рейтенбурга. Некоторые усматривают в этом намек на нетрадиционную ориентацию обоих мужчин, но прямых доказательств этому нет. Тем не менее, ни один художник того времени не позволил бы себе нарисовать нечто подобное, зная, что этот жест является унизительным для того, на кого он направлен.
Не менее интересна история создания еще одного полотна Рембрандта «Даная». Художнику удалось изобразить на ней одновременно и жену, и любовницу,
Почему «Ночной дозор» стал последней заказной работой Рембрандта, и Из-за чего художник обеднел
«Ночной дозор» Рембрандта - самая известная и самая значительная для Нидерландов картина, ставшая также самым популярным групповым портретом эпохи. Есть интересная теория о том, что полотно стало работой, которая привела к падению и нищете Рембрандта. Правда ли это?
Картина была заказана в 1642 году Стрелковым обществом, жаждавшим увековечить свое участие в параде по поводу приезда королевы Марии Медичи. Главная идея «Дозора» - изобразить людей в движении. Художник представляет момент, когда рота строится для марша.
По команде капитана Кока (центральная фигура в черном камзоле) барабанщик (справа) дает сигнал к построению. Каждый ополченец берет оружие, знаменосец гордо поднимает штандарт. Динамику усиливают второстепенные сцены: резвая собака лает, барабанщик бьет в свой большой барабан, готовясь не отставать от марширующих стрелков. Слева виден мальчик, оглядывающийся назад и убегающий с пороховницей, где-то один стрелок возится с дулом мушкета, за богато одетым капитаном другой стрелок случайно стреляет из своего мушкета… Живой и динамичный беспорядок. И кто эта блестяще освещенная девушка, одетая в золото с мертвой привязанной курицей на талии? Вполне вероятно, она является символом или талисманом художника (ее лицо напоминает лицо любимой музы художника Саскии), а курица является эмблемой герба стрелков Баннинга Кока.
Почему «Ночной дозор» стал последним заказом Рембрандта?
Рембрандт старался оставаться поэтом света даже при обработке темы, требующей наиболее целесообразной и правильной трактовки. После такой выходки Рембрандт перестал существовать для амстердамского общества. Можно было найти других художников, которые более объективно выполняли свою задачу.
Тяжелее сложившегося хладнокровия публики была для мастера света потеря любимой жены Саскии. Он был отныне один в своей мастерской, где когда-то раздавался громкий смех любимой музы. Фактически, она умерла в тот год, когда «Ночной дозор» - его самая значимая работа – была завершена. Титус, которому тогда только исполнился год, был единственным из четырех детей пары, выжившим до взрослой жизни.
После «Ночного дозора» Рембрандт не писал больше картин для продажи. Ничего не зарабатывая, он тратил, однако, как Крез. Да, Рембрандт был коллекционером. У него была великолепная коллекция работ Тициана, Джорджоне, Пальмы драгоценнейшие старые гравюры и даже произведения античного искусства. Однако, в Голландии того времени было крайне сложно продать все эти шедевры, собранные с таким тонким вкусом, коим обладал мастер. Впоследствии у Рембрандта появилась гражданская жена Хендрикье Стоффельс (которая родила ему дочь) и, казалось, наступила наконец светлая полоса в жизни. Однако многочисленные удары судьбы (все имущество Рембрандта было выставлено на торги, заказов не было, смерть сына Титуса от чумы, впоследствии смерть Хендрикье) полностью разрушили его жизнь. К слову, смерть сына стала главным разрушительным ударом, отмеченным личной трагедией и финансовой неопределенностью последних двух десятилетий. Так обеднел Рембрандт, которого когда-то брак с Саскией и успешно выполненные заказы сделали богачом.
Почему «Ночной дозор» на самом деле не ночной?
Наконец, и сам «Ночной дозор» — не ночной. На самом деле картина называется «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга», и происходит это выступление днем. Но из-за того, что со временем холст покрылся копотью и грязью, а лак потемнел, искусствоведы XVIII века, обнаружившие его в запасниках, решили, что Рембрандт изобразил ночь.
Читайте также: