Что курил автор алисы в стране чудес
Человек, чей внутренний мир содержал такой объем фантазийных спецэффектов, что его мозг дал бы фору любому человеку 21ого века, избалованному современными медиа. Для кого-то он фокусник и фантазер, для кого-то математический гений, чьи работы по логике опередили время, для кого-то шарлатан и извращенец, фотографировавший обнаженных девочек, а для кого-то волшебник, произведения которого вот уже 150 лет радуют миллионы читателей.
Чарльз Лютвидж Доджсон, больше известный под псевдонимом Льюис Кэрролл, родился в небольшой деревушке под названием Дарсбери в 1832 году. Он был сыном скромного приходского священника и домохозяйки. С самого детства Льюис присматривал за маленькими детьми. И это неудивительно, ведь уже в 7 лет под его присмотром были пять сестер и три брата, а к девяти годам у него появились еще 2 сестренки. Развлекал он такую большую компанию, смастерив первый в своей жизни театр марионеток, в котором играл собственные пьески. Там деревянные солдатики, коварные короли и капризные принцессы говорили его голосом на разные лады. Также примечательно, что с пяти лет Льюис «издавал» в своей семье маленький рукописный журнал, для которого самостоятельно рисовал иллюстрации, сочинял тексты, забавные заметки и стихи.
В свои пятнадцать он был весьма одаренным юношей, но имел изъян во внешности – асимметричное лицо: один глаз был несколько выше другого, как и уголки губ. Кроме того, с рождения Льюис Кэрролл был глухим на одно ухо. Но самое страшное заключалось в том, что он очень сильно заикался, особенно когда волновался.
Но все это не помешало Кэрроллу в 1855 году окончить Оксфордский университет сразу по двум направлениям: математике и классическим языкам. После этого ему предложили пост профессора в оксфордском колледже Крайст-Чёрч, что в те времена означало принятие сана и обет безбрачия. Но самым страшным для Льюиса в этом было прощание с обожаемым им театром. К тридцати годам Кэрролл достиг особой виртуозности в нескольких видах искусства, прежде всего в математике, литературе и фотографии. Последняя, кстати, только начинает свое триумфальное шествие по миру.
Взрослый, лаконичный и изящный, Кэрролл был всегда одет в темный костюм, застегнутый на все пуговицы по самый подбородок, с цилиндром на голове и перчатках на руках даже летом. В обществе он считался весьма странным и предельно сдержанным, вел очень упорядоченный и одинокий образ жизни. Страдая от многочисленных комплексов и чрезмерной робости, он избегал близких знакомств, за что имел славу хмурого затворника. Лекции Кэрролл читал монотонным и даже заунывным голосом, но как только этот черный человек-футляр оказывался в компании детей, он мгновенно преображался и на сцену выходил совершенно другой мужчина, остроумный, подвижный, жизнерадостный, и феерически артистичный.
И вот в 1856 году в колледже появляется новый декан, Генри Лиддел, и они начинают дружить. Кэрролл становится частым гостем в доме Генри, отца пятерых детей, и имеет великое счастье играть с ними. В 1864 году он отправился с тремя его дочерями на лодочную прогулку. И не успели они отойти от берега, как девочки наперебой стали требовать сказку. Кэрролл оглянулся вокруг в поисках темы для истории и, внимая требованиям юных дам, сочинил историю, которая впоследствии разрастется в целую книгу – «Алиса в стране чудес». В ней будет столько глупостей и странностей, что хватит на все времена. Это и море слез, и говорящие цветы, и заикающаяся птица (автошарж Кэрролла), и печальные рыцари, и исчезающие коты, и, конечно же, главная героиня, четырехлетняя Алиса Лидделл, которой в последствии предстояло стать его драгоценной музой.
Музой в фотоэкспериментах Кэрролла, в которых он был одним из пионеров. И стоит заметить, что эти фотографии не всегда были безобидным, даже по современным меркам. Особенно это стало заметно на фото позже 1979 года. Надо оговориться, что все фотографии, даже самые откровенные, делались с разрешения, а то и в присутствии родителей. И это не вызывало в викторианской Англии каких-либо негативных последствий, ведь дети до 14 лет считались абсолютно асексуальны. Сейчас же очевидно, что у Кэрролла была не совсем здоровая тяга к детям, но выливалась она исключительно в творчество, а именно фотографии и книги.
Человек строжайших правил, известный викторианский церковник, находил в образе Алисы удивительную и сводящую с ума чистоту. Кэрроллу эта маленькая девочка нравилась до такой степени, что он просил ее руки у родителей. Но, разумеется, не в возрасте 11 лет, а через шесть-восемь лет. Но по мере взросления, к 13 годам, она уже перестает быть тем невинным созданием, которое нравилось Кэрроллу. Еще же через пять лет, когда ей стукнет 18, Кэрролл сделает уже последний снимок своей музы. Тогда она, уже молодая женщина, пришла к нему в сопровождении своего будущего мужа и заявила, что каждый раз после фотосессии она желала содрать с себя кожу, запятнанную следами его вожделеющих глаз.
После этого Кэрролл уже не смог долго оставаться на одном месте, и отправился в путешествие. Даже побывал в России, ведь уже тогда было известно, что умом эту страну не понять. После поездки он начал писать вторую часть «Алисы в стране чудес» и продолжил лекции и семинары.
Самая известная фотография Льюиса Кэрролла, Алиса Лидделл в образе нищенки. Самая известная фотография Льюиса Кэрролла, Алиса Лидделл в образе нищенки.Надеюсь, вы не забыли, что Кэрролл был профессиональным математиком. В своих научных трудах он затрагивал такие темы как теория вероятности, евклидовой геометрией, логикой. Но этого сегодня, конечно же, никто не помнит, все только и знают его «Алису», от первого до последнего слова искрящуюся каким-то непостижимым светом. К концу жизни, устав от славы сказочника, а не серьезного ученого, он даже заявлял, что не имеет отношения к этим книгам. Он умер от пневмонии в 1898 году в Гилфорде, куда он отправился на рождественские каникулы к своим сестрам, таким же одиноким, как и он сам.
Человек, чьим хлебом были цифры, чьим богом была логика. В сердечных глубинах у него жила страсть, которую большинство из вас назовут извращением. Один из самых печальных весельчаков на земле, забавный заика. Гений математики, который остался в памяти людей как создатель самых прелестных сказок.
Также почитайте статью про гения мировой музыки, также страдавшего особого рода особенностями, а именно нетрадиционной сексуальной ориентацией, Петра Чайковского
С тавьте лайки и комментируйте, а лучше подписывайтесь и читайте про действительно интересных и выдающихся людей!
Разве возможны невозможные мысли?
Продолжая исследования человеческого воображения, королева отмечает важность мыслей о невозможном. Эта часть рассказа особенно нравится доктору Гопнику, которая впервые прочитала Алису в три года, а затем посвятила свою карьеру изучению того, как мы строим наши фантазии.
Она открыла, например, что дети, которые часто фантазируют и верят в "невозможные" вещи, имеют, как правило, более развитые когнитивные способности. Они способны на гипотетическое мышление и более проникновенно понимают мотивы и намерения других людей. "То, что они делают во время воображаемой игры, на самом деле, это разработка гипотезы и доведения ее до логического завершения", - рассказывает исследовательница.
Приключения Алисы изобилуют сюрреалистическими встречами, которые помогут любому потренировать фантазию.
Ученый из Тилбургского университета в Нидерландах Трэвис Прулкс исследует то, как литература абсурда, типа произведений Кэрролла, влияет на наши когнитивные способности.
Исследователь делает вывод, что нарушение ожидаемого в странном необычном мире фантастической литературы делает наш ум более гибким, творческим и способным к быстрому восприятию новых идей. Итак, если вы чувствуете, что завязли в рутине и ваш разум требует свежей струи, проведите вечер за чтением "Алисы".
"Я не сомневаюсь, что это произведение стимулирует умственную деятельность, повышает мотивацию и способность к обучению", – говорит профессор Прулкс.
Элисон Гопник отмечает, что некоторые галлюциногенные препараты, конечно, также помогают достичь состояния свободных детских ассоциаций, но чтение - безусловно, безопасный способ повернуть время вспять и увидеть мир с новой перспективой.
Как пишет Льюис Кэрролл: "Так много необычных вещей произошло в последнее время, что Алиса начала думать, что на самом деле мало чтоо в жизни может быть невозможным". И с ней трудно не согласиться.
Прочитать оригинал этой статьи на английском вы можете на сайте BBC Future
Шалам-Балам и Бурмоковт
Приключения "Алисы в Зазеркалье" продолжают исследования нашего разума и ныряют, в частности, в изучении природы человеческой речи.
Они начинаются с первых страниц второй книги об Алисе, когда героиня читает поэму "Бурмоковт". Первые строки поэмы ". Воркалось, хливкие шорьки пырялись по мове/И хрюкотали зелюки как мюмзики в наве. " заставляют девочку воскликнуть: "Она хорошая, но ее трудно понять!"
Алиса права. Мы воспринимаем стихотворение как грамматически правильное, хотя сами слова не имеют никакого смысла. Сегодня поэма Льюиса Кэрролла стала настоящей находкой для неврологов, которые изучают механизмы создания речи.
Сканирование головного мозга при чтении стиха показывают, что семантические значения и грамматические формы обрабатываются в нем отдельно. (Интересно, что и другие авторы успешно использовали эффект грамматически правильной ерунды, в частности Курт Кобейн в песне Smells Like Teen Spirit).
К более глубоким лингвистическим наблюдениям о природе слов Алиса прибегает во время разговора с Шалам-Баламом. Разве возможно передать более прекрасную форму этого существа с помощью других слов? Вопросы Шалам-Балама касаются философских размышлений еще во времена Платона. Ранее ученые считали, что связь между формой слова и его значением вполне произвольна. Но сейчас, кажется, сказочный герой Кэрролла прав.
Возьмем, например, вымышленные слова "кики" и "буба". Если предложить людям назвать с помощью этих слов различные формы, большинство выберет "кики" для острых предметов, а "буба" для округлых. "Звуковой символизм" становится сейчас популярным направлением исследований, хотя его причины не совсем понятны.
Одна теория утверждает, что ассоциации между определенными предметами и звуками речи возникают через форму губ, которую они принимают при произношении определенных звуков.
Независимо от причины явление "звукового символизма" означает, что иногда можно догадаться о значении иноязычного слова только по его звучанию. Прозвища, которые получают люди, также часто отражают нашу внешность, как в случае с Шалам-Баламом.
Еще интереснее мнение некоторых ученых, что подобные слова - это своеобразные "лингвистические ископаемые", которые отражают первые высказывания человечества.
Зашифрованные послания и скрытые смыслы "Алисы в Стране чудес"
"Всё страньше и страньше!" - воскликнула бы Алиса, если бы увидела, какие ссылки открываются в интернете по запросу о скрытом смысле фантастической сказки Льюиса Кэрролла "Приключения Алисы в Стране чудес".
Эта книга, где на каждой странице встречаются волшебные пирожки, потайные двери, улыбающиеся коты и поющие черепахи, много раз издавалась и переиздавалась.
За полтора века по мотивам этой истории было создано несколько фильмов, картин, компьютерных игр и один балет.
По имени героини даже было названо неврологическое расстройство - синдром Алисы в Стране чудес.
Однако самыми плодовитыми энтузиастами сказки оказались авторы ее альтернативных прочтений.
Вчитайтесь в комментарии нескольких поколений критиков, ученых и блогеров - и любимая, до дыр зачитанная книга предстанет аллегорическим изображением жизни наркоманов или притчей о британской колонизации, а то и вовсе историей девочки, страдающей тяжелой формой зависти к тем, у кого есть пенис.
Рождалась эта сказка скромно - она была придумана для того, чтобы развлечь десятилетнюю Алису Лидделл и ее сестер во время лодочной прогулки по реке Темзе в сопровождении некоего Чарльза Доджсона.
История имела такой успех, что Алиса уговорила Доджсона записать свой рассказ, что он и сделал - под псевдонимом Льюис Кэрролл.
Алиса была дочерью декана одного из самых аристократических колледжей знаменитого британского Оксфордского университета - Крайст-Черч, - где Доджсон преподавал математику.
Она оказалась не единственной девочкой, с которой дружил писатель. Сейчас, в XXI веке, такая привязанность к детям могла бы вызывать серьезные подозрения.
И хотя ничто не указывает на то, чтобы в поведении Доджсона было что-либо неподобающее, некоторым нашим современникам трудно поверить в чистоту помыслов взрослого мужчины, которому нравилось сажать своих маленьких подружек на колени и фотографировать их, зачастую в довольно фривольных нарядах.
Автор фото, alamy
Книга "Приключения Алисы в Стране чудес" с яркими иллюстрациями Джона Тенниела увидела свет в 1865 году
С закатом эпохи викторианской целомудренности и появлением теории психоанализа приключения Алисы неожиданно показались отнюдь не такими невинными.
Тщательное изучение текста натолкнуло критиков на мысль о том, что сказка изобилует образами гинекологического характера - от кроличьей норы до занавески, которую Алисе приходится отодвинуть, чтобы найти спрятанную за ней дверь.
Замки и ключи были восприняты как символ соития, а Гусеница… правда же, в ней есть что-то от фаллоса?
В таком случае в эпизоде, в котором Алиса обмахивалась веером, прежде чем начать уменьшаться, а потом, когда росту в ней осталось всего несколько сантиметров, по подбородок погрузилась в соленую воду, определенно содержится намек на мастурбацию.
В авангарде
Более тонкие наблюдатели усмотрели в путешествии Алисы не столько сексуальный подтекст как таковой, сколько аллюзию на переход от детства к периоду полового созревания и взрослой жизни.
Героине становится некомфортно в собственном теле, которое претерпевает ряд кардинальных изменений; ее самосознание дестабилизируется, заставляя ее сомневаться в том, кто она есть; девочка вступает в конфликт с властями предержащими и пытается понять на первый взгляд произвольные правила, те игры, в которые играют люди вокруг, и даже смерть.
Автор фото, alamy
Некоторые из читателей сказки Льюиса Кэрролла увидели в ней сексуальный подтекст и описание действия наркотиков
Знаменитый литературовед Уильям Эмпсон так увлекся, что объявил, будто Алиса воплощает в себе "отца, проникающего в отверстие, а в конце тоннеля превращающегося в плод, который может родиться, только став матерью и образовав околоплодные воды".
Конечно же, иногда гусеница, которая курит кальян, - это именно то, что надо, особенно если она сидит на шляпке волшебного гриба.
С 1960-х годов любители наркотиков воспринимали "Алису" как описание одной большой галлюцинации.
Строки из песни американской рок-группы Jefferson Airplane "Белый кролик", написанной в жанре психоделического рока ("Вспомни тогда, что сказала тебе Мышь-Соня: ‘Покорми свою голову! Покорми свою голову!’") - лишь усилили эту ассоциацию.
С самого начала этой запутанной истории читатель погружается в психоделический бред - героиня употребляет волшебные пилюли, время движется, как ей вздумается, а Чеширский Кот то появляется, то исчезает, оставляя за собой свою улыбку.
Автор фото, alamy
В 1871 году Льюис Кэрролл опубликовал продолжение сказки - "Алиса в Зазеркалье", где впервые встречаются знаменитые стихи про Бармаглота и персонажи Траляля и Труляля
Одним из любимых писателей самого Доджсона был Томас де Квинси, автор знаменитой "Истории англичанина, употребляющего опиум". Однако хотя Кэрролл баловался гомеопатическими средствами от простуды, никаких конкретных свидетельств в пользу того, что он когда-либо экспериментировал с наркотиками, воздействующими на психику, нет.
Однако психоделические ассоциации с "Алисой" уже укоренились в массовом сознании, как показывает строка из научно-фантастического боевика "Матрица": "Выберешь синюю таблетку - история заканчивается, ты просыпаешься в своей постели и живешь обычной жизнью. Выберешь красную таблетку - и я покажу, как глубока кроличья нора".
О королях и капусте
Но не всё в этой книге про секс и наркотики. Еще одна плеяда критиков видит в "Алисе" политическую аллегорию.
Когда наша героиня ныряет вслед за Белым Кроликом в нору, она оказывается в сумасбродном и странном месте, где правит вспыльчивая Королева - говорят, что Доджсон питал смешанные чувства по отношению к Королеве Виктории, хотя той очень понравилась его книга.
В этом странном месте существует своя хаотичная законодательная система. Примерно так же обстояли дела и в Великобритании XIX века.
Как же ведет себя Алиса в этой непонятной стране? Сбитая с толку привычками аборигенов, она пытается навязать им свою собственную систему ценностей, и это чуть было не заканчивается катастрофой.
Может быть, это произведение содержит иносказательную критику колониализма?
Пять вещей, которые "Алиса в стране чудес" открывает о нашем мозге
Знаменитая сказка Льюиса Кэрролла до сих пор захватывает не только читателей любого возраста, но и ученых-неврологов, которые на ее страницах находят важные данные об особенностях работы нашего мозга.
Чтобы узнать больше, корреспондент BBC Future Дэвид Робсон ныряет в кроличью нору.
Сам Льюис Кэрролл удивительно скромно рассказывал о своем шедевре. "Героиня находится час под землей, встречает разных птиц и животных, которые умеют разговаривать (и это не феи), - писал от в сатирическом журнале Punch. - Все это сон, но я не открываю правду до конца рассказа".
В этом году исполнилось 150 лет с тех пор, как Алиса впервые отправилась в путешествие по кроличьей норе. А "скромный" рассказ Льюиса Кэрролла вдохновил на создание бесчисленного количества фильмов, картин и хореографических постановок.
Менее изученным остается влияние произведения на исследования в области психологии. Фантазия писателя предлагает полезный материал для размышлений не только фрейдистам и психоаналитикам, но и современным неврологам.
Память, речь и сознание. Прежде чем технологии позволили нам проникнуть в страну чудес человеческого мозга, гений писателя позволил заглянуть в его тайны с помощью игривых интеллектуальных экспериментов.
"Сказка исследует много научных концепций современной неврологии - существование непрерывного "я", наши воспоминания о прошлом и восприятие будущего. Она - большой источник знаний о когнитивных свойствах человеческого разума", - говорит Элисон Гопник из Калифорнийского университета в Беркли.
"Выпей меня"
В одной из первых приключений Алиса находит зелье с надписью "Выпей меня" на бутылке, которое уменьшает девочку до размера всего 10 дюймов (25 см). А волшебный пирог, которой она съедает сразу после этого, имеет прямо противоположное свойство - Алиса становится настолько большой, что достает головой до потолка. Это одна из самых известных частей рассказа, которая первой привлекла внимание не только Уолта Диснея, но и ученых.
В 1955 году психиатр Джон Тодд открыл психическое расстройство, при котором пациенты чувствовали, что их тело "открывается, как телескоп".
Расстройство, которое заслуженно получило название синдром Алисы в Стране Чудес, чаще всего встречается у детей. "Дети рассказывали, что вещи вокруг кажутся им перевернутыми с ног на голову, или когда их мать стояла в другой части комнаты, они чувствовали, что она рядом", - рассказывает Грант Лью, невролог из Пенсильванского университета в Филадельфии, который изучает этот феномен.
Дневники Кэрролла свидетельствует, что сам писатель страдал мигренью, которая часто вызывает подобный синдром. Итак, некоторые считают, что Кэрролл описал собственные ощущения. По мнению профессора Лью, этот синдром может вызвать повышенная активность в теменных долях, которые отвечают за восприятие перспективы и расстояния.
Несмотря на то, что эти галлюцинации могут быть тревожными, они, как правило, безвредны.
"Мы объясняем пациентам, что такие ощущения не являются признаком сумасшествия, и здоровые люди также испытывают подобные вещи", - говорит доктор Лью. Сегодня неврологи в рамках экспериментов вызывают такую иллюзию у здоровых людей, чтобы узнать больше о том, как мозг создает ощущение нашего присутствия здесь и сейчас.
Герцогиня и Чеширский Кот
Страна Чудес полна персонажей, которые легко меняют форму - например, гротескная герцогиня и ее младенец.
Пока Алиса держит малыша на руках, его нос становится более вздернутым, а глаза сближаются, и он начинает хрюкать. Прежде чем Алиса осознает, что случится, ребенок превращается в свинью. Позже Алиса знакомится с Чеширским котом, чья улыбка странным образом остается, даже когда сам кот исчезает.
Предметы в наших снах часто обретают причудливые метаморфозы. Писателю удалось тонко подметить особенности наших снов, в частности странное ощущение времени во сне.
Неврологи объясняют эти явления тем, что во время сна мозг обрабатывает информацию - объединяет воспоминания, создает связи между различными событиями, чтобы построить целостную историю нашей жизни. Когда в памяти сразу возникают образы, например ребенка и свиньи, мозг может объединить их в сюрреалистическую картинку.
Белая королева и путешествие во времени
Позже в своем путешествии Алиса знакомится с Белой Королевой, с которой ведет долгие беседы. Это самое загадочное в творениях Кэрролла - с удивительной способностью предсказывать будущее. Впрочем, размышления королевы об особенностях памяти самые удивительно пророческие.
"С середины 2000-х годов ученые-неврологи пришли к мнению, что память на самом деле касается не только прошлого - она помогает вам действовать соответствующим образом в будущем, - объясняет Элеонора Магуайр из Университетского колледжа Лондона, которая часто использует Белую Королеву для иллюстрации своей идеи. – Чтобы выработать наилучший курс действий, вы смотреть на себя в проекции".
Когда мы представляем себе будущее, то обычно раскладываем наши воспоминания на части, а затем монтируем их в новый сценарий. Память и предсказания используют одинаковый способ "путешествия в умственном времени" в одной и той же области мозга.
Профессор Магуайр, например, выяснила, что люди с повреждением гиппокампа, которые не способны вспомнить свое прошлое, имеют определенные трудности и с представлением будущего.
"Мы попросили их представить встречу с другом на следующей неделе - и они просто не могли это сделать", - говорит ученый. Эти люди также не могли представить будущее путешествие к морю. "Они понимали, что там будет песок и море, но просто не могли визуализировать это в мозгу".
Иными словами, в отличие от Белой Королевы, они навсегда застряли в вечном настоящем.
Был ли Льюис Кэрролл под наркотиками, когда писал Алиса в стране чудес?
В этом году классической детской книге Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес» исполняется 153. Это было в 1865 году, когда мужественная молодая Алиса упала на кроличью нору в волшебное королевство Страны чудес.
Книга всегда оставалась в печати и переведена на более чем 64 языка. На основе персонажей создано более 46 фильмов.
Но почему мы так любим? Это смехотворная история, необычная и запутанная. Это классический пример стиля письма, называемого литературной ерундой, который повлиял бы на писателей-фантастов для будущих поколений.
Темы и персонажи книги настолько странны, что в 1960-х годах стали появляться слухи, что Льюис Кэрролл написал книгу под воздействием наркотиков, особенно опиума или лауданума.
Это заманчивая теория - ведь в рассказе Алиса едят «волшебные» грибы и встречают кальянов, курящих гусениц.
Тем не менее, большинство экспертов согласны с тем, что, хотя рассказ странный, это просто отличное причудливое письмо, и нет никаких доказательств того, что Кэрролл был наркопотребителем.
Тем не менее, у Кэрролла была темная сторона. Он страдал от странного беспорядка, из-за которого у него были галлюцинации, из-за которых он чувствовал себя больше или меньше, чем был. Эта тема настолько заметна в истории, что стала известна как синдром Алисы в Стране Чудес .
Это объясняет некоторые странности, но есть еще много возможностей. Может быть, именно поэтому нам это нравится.
Если вам понравился материал, ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал.
Читайте также: