Чем закончились 12 стульев ильфа и петрова
Остап Бендер – молодой человек под 30 лет. Характерные особенности: для того, чтобы выжить занимается махинациями, сторонится правоохранительных структур, никогда не говорит о своей семье. Обладает смуглой кожей, стройный, крепкого телосложения. Носит пиджак, шарф, штиблеты апельсинового цвета и фуражку. Предприимчив, находчив, дерзок в общении;
Отец Федор – работник местной церкви. Алчный, глуповатый, мелочный, склонный к авантюрам. Невысокий, с рыжей бородой;
Клавдия Ивановна Петухова – теща Ипполита Матвеевича. Пожилая глупая женщина. До революции у ее семьи было фамильное имение. В прошлом – состоятельная женщина.
Эллочка-людоедка
Конечно же, выше перечислены еще далеко не все достойные внимания персонажи произведения «12 стульев». Эллочка-людоедка появляется на страницах романа лишь мимолетно, однако ее образ производит неизгладимое впечатление на читателей. Известно, что в лексиконе героини присутствует всего тридцать слов, ограничиваясь которыми, она умудряется успешно общаться с окружающими.
Писатели не скрывали, что словарь Эллочки разрабатывался ими очень долго. К примеру, выражение «толстый и красивый», любимое героиней, позаимствовано у приятельницы одного из авторов – поэтессы Аделины Адалис. Слово «мрак» обожал произносить художник Алексей Радаков, выражавший с его помощью недовольство.
Другие персонажи
Архивариус Коробейников – один из второстепенных персонажей произведения «12 стульев». Появившись всего в одной главе, этот герой сумел оказать значительное влияние на ход событий. Именно он направил отца Федора, разыскивающего стулья из гарнитура мадам Петуховой, по ложному следу ради того, чтобы взять с него деньги за предоставление информации.
Еще один второстепенный герой – завхоз Александр Яковлевич. Альхен (как называет его супруга) – застенчивый воришка. Ему стыдно обкрадывать вверенных его попечению пенсионерок, однако он не может удержаться от соблазна. Поэтому щеки «голубого воришки» неизменно украшает стыдливый румянец.
«В Москве»
«В Москве» - так решили назвать вторую часть Ильф и Петров. «12 стульев» - произведение, в котором действие происходит в различных городах России. Во второй части компаньоны ведут розыскную деятельность в основном в столице, параллельно пытаясь избавиться от отца Федора, идущего за ними по пятам. В процессе поисков Остап успевает провернуть несколько мошеннических операций и даже жениться.
Бендеру и Воробьянинову удается установить, что фамильный гарнитур, ранее принадлежавший семье Ипполита Матвеевича, будет продан с аукциона, который пройдет в Музее мебели. Друзья успевают к началу торгов, у них почти получается завладеть вожделенными стульями. Однако выясняется, что накануне Киса (прозвище бывшего предводителя дворянства) спустил в ресторане все деньги, которые они намеревались потратить на покупку гарнитура.
В конце второй части романа «Двенадцать стульев» у мебели появляются новые владельцы. Стулья, являющиеся частью гарнитура, по результатам аукциона были распределены между театром Колумба, газетой «Станок», остроумцем Изнуренковым и инженером Щукиным. Конечно же, это не заставляет компаньонов сдаться, отказавшись от охоты за кладом.
Киса Воробьянинов
«12 стульев» - книга, одним из главных героев которой Ильф и Петров изначально планировали сделать Ипполита Матвеевича. Герой появляется в первой же главе произведения, представая перед читателями в роли сотрудника ЗАГСа. Далее раскрывается, что в прошлом Киса являлся уездным предводителем дворянства, пока в его жизнь грубо не вмешалась революция.
В первых главах романа Воробьянинов практически никак себя не проявляет, выступая в роли марионетки легко подчинившего его себе Бендера. У Ипполита Матвеевича полностью отсутствуют такие достоинства, как энергичность, доходчивость, практичность. Однако постепенно образ бывшего предводителя дворянства претерпевает изменения. В Воробьянинове появляются такие черты, как жадность, жестокость. Развязка становится вполне предсказуемой.
Известно, что прототипом для Кисы послужил родной дядя Евгения Петрова. Евгений Ганько был известен как общественный деятель, жуир и гурман. При жизни он отказывался расставаться с золотым пенсне и носил бакенбарды.
Отец Федор
Судьба Федора Вострикова оказывается комичной и трагичной одновременно. Гоняясь за сокровищами, постоянно уплывающими из его рук, конкурент Остапа и Кисы постепенно сходит с ума. Писатели Ильф и Петров наделили этого героя такими качествами, как добродушие и наивность, заставив читателей сочувствовать ему.
Грустный финал
К сожалению, печальный финал решили подарить своему знаменитому роману Ильф и Петров. «12 стульев» - произведение, концовка которого разочарует читателей, надеявшихся, что Киса и Остап все же сумеют завладеть кладом. Воробьянинов, решая избавиться от конкурента и забрать бриллианты себе, перерезает бритвой горло спящему Бендеру.
Обезумевшему Ипполиту Матвеевичу также не удается завладеть сокровищем мадам Петуховой (его тещи). Посетив Клуб железнодорожников, несчастный сотрудник ЗАГСа выясняет, что клад найден еще несколько месяцев назад. Деньги, полученные от продажи тещиных бриллиантов, потрачены на благоустройство Клуба.
Мадам Грицацуева
Мадам Грицацуева – эффектная женщина, которую невозможно обойти вниманием, пересказывая краткое содержание. «12 стульев» - произведение, второстепенные герои которого не уступают в плане яркости центральным персонажам. Мадам Грицацуева – чрезвычайно пухлая дама, мечтающая о замужестве, легко поддавшаяся чарам Остапа. Она - владелица одного из стульев, за которыми на протяжении всей истории гоняются главные герои. Именно ради приобретения этого предмета мебели Бендер женится на Грицацуевой.
Благодаря введению в повествование этой интересной героини появилась знаменитая фраза: «Знойная женщина – мечта поэта».
Краткое содержание
Часть 1. Старгородский лев
Главы 1–8
«В уездном городе N» жил Ипполит Матвеевич Воробьянинов, в прошлом предводитель дворянства, который «служил в загсе, где ведал столом регистрации смертей и браков» . Пятидесятилетний вдовец вел откровенно скучную, ничтожную жизнь. Компанию ему составляла престарелая теща Клавдия Ивановна Петухова, которая перед смертью сообщила, что в смутные времена все свои бриллианты она зашила в один из стульев гостиного гарнитура, который остался в Старгороде.
О спрятанных драгоценностях узнал и «священник церкви Фрола и Лавра, отец Федор Востриков» , исповедовавший мадам Петухову. И Воробьянинов, и Востриков немедленно выехали в Старгород. Ипполит Матвеевич остановился у своего бывшего дворника, где произошла судьбоносная встреча с молодым авантюристом Остапом Бендером, ставшим его компаньоном в поисках сокровищ.
Главы 9–11
От дворника новоиспеченные охотники за бриллиантами узнали, что всю мебель семейства Воробьяниновых увезли. Лишь один стул оказался во владении завхоза «2-го дома соцобеса» Александра Яковлевича – застенчивого воришки, который крал все, что плохо лежало, и при этом «постоянно стыдился» . Под видом инспектора пожарной охраны Бендер оказался в бывшем Воробьяниновском доме, где доживали свой век одинокие старухи, но стула нигде не было – его продал предприимчивый братец супруги завхоза.
Выяснилось, что стул приобрел отец Федор, которого случайно встретил в городе Воробьянинов. Между мужчинами завязалась драка за стул, который они стали стремительно потрошить, но «бриллиантов не было» .
Главы 12–16
Тем временем компаньоны поселились в местной гостинице, и Бендер отправился к архивариусу искать след пропавшего орехового гарнитура. Им оказался хитрый и жадный старик Варфоломей Коробейников. От него великий комбинатор узнал, что один из стульев находится у Грицацуева, а остальные хранятся в московском музее мебели. Вслед за Бендером у Коробейникова появился отец Федор, и архивариус подсунул ему ордера на другой гарнитур.
Узнав, что гражданин Грицацуев умер, Остап Бендер решил жениться на вдовушке – «знойная женщина – мечта поэта» – и проверить оставшийся у нее стул на наличие бриллиантов. Но поиски ни к чему не привели, и компаньоны отправились в Москву.
Часть 2. В Москве
Главы 17–23
В Москве компаньоны поселились в «общежитии студентов-химиков» , у одного из многочисленных знакомых Бендера. Первым делом они отправились в музей мебели, где узнали, что на следующий день состоится аукцион, на котором будет выставлен и заветный гарнитур. В музее они случайно встретили Лизу – жену бедного студента-чертежника. Воробьянинов, очарованный неискушенной девушкой, стал ей жаловаться на «отсутствие женской ласки» . Желая пустить пыль в глаза Лизе, Ипполит Матвеевич пригласил ее в ресторан, где потратил все деньги, отложенные на покупку стульев.
На следующий день компаньоны поспешили на аукцион, и Остап Бендер блестяще провел сделку, купив все стулья за двести рублей. Он еще не знал, что у Воробьянинова нет денег. В итоге стулья были проданы поштучно. Остап заплатил беспризорникам, и те проследили, куда «ушел» каждый стул. Для того, чтобы заполучить мебель, у Бендера на вооружении было множество «испытанных приемов: 1) простое знакомство, 2) любовная интрига, 3) знакомство со взломом, 4) обмен, 5) деньги и 6) деньги. Последнее — самое верное» .
Главы 24–33
Первой «жертвой» Остапа стала Эллочка Щукина – молодая красивая женщина «с воображением дятла» и почти полным отсутствием словарного запаса. В утомительной борьбе с американской миллионершей Вандербильд за право зваться самой красивой и роскошной, Эллочка приобрела два стула на аукционе. При одном взгляде на хозяйку и ее комнату Остап «сразу понял, как вести себя в светском обществе» . Он с легкостью выменял на обычное чайное ситечко заветные стулья, но они оказались пусты.
Тем временем Воробьянинов отправился к профессиональному юмористу Авессалому Изнуренкову, но его попытка раздобыть стул не увенчалась успехом. Тогда в дело вмешался Бендер, который под видом судебного исполнителя вынес мебель.
Часть 3. Сокровище мадам Петуховой
Главы 34–37
Узнав, что театр остался без художника, Остап без зазрения совести предложил свои услуги. Так Бендер и Киса оказались на теплоходе, и в их обязанности входило «исполнение художественных плакатов, надписей и окончание транспаранта» . Достаточно долго им удавалось поддерживать иллюзию работы над плакатами, но в итоге в Васюках их выгнали с парохода за дурно написанный плакат. К тому времени компаньоны вскрыли только один стул, и все надежды они возлагали на последние стулья, уплывшие с театром. Неунывающий Остап быстро сформулировал новый план действий – «обогнать тиражную лоханку и встретиться с колумбовцами на суше — в Сталинграде» . Выдав себя за известного гроссмейстера, Бендер, игравший в шахматы второй раз в жизни, организовал сеанс одновременной игры. Проиграв все партии и прихватив «заработанные» деньги, компаньоны пустились наутек.
Главы 38–40
На дачном поезде Киса и Бендер добрались до Пятигорска. Догнав театр Колумба, компаньоны с грустью поняли, что теперь «проникнуть в театр, как они предполагали, было невозможно» . Остап договорился с театральным монтером, что тот вынесет им оставшиеся три стула за двадцать рублей. Чтобы раздобыть нужную сумму, великий комбинатор настоял на том, чтобы Воробьянинов принялся «на французском, немецком и русском языках просить подаяние» . Сам же Бендер отправился к главной достопримечательности Пятигорска – Провалу, за проход к которому предприимчивый молодой человек принялся взимать деньги с доверчивых туристов. Собрав двадцать рублей, компаньоны получили от монтера только два стула, но и они оказались «пустышками».
Тем временем отец Федор также колесил по стране в поисках «липового» гарнитура. Отыскав его, он написал письмо жене, чтобы та распродала имущество и прислала все деньги для приобретения стульев. Когда же в предвкушении бриллиантов отец Федор методично вскрыл их один за другим, стулья оказались пусты.
Главы 41–43
Вечно пьяный монтер не сдержал своего обещания и не вынес компаньонам третий стул. Им пришлось пешком идти за театром, который направился в Тифлис. По дороге Киса и Остап встретили отца Федора, который на фоне неудачи с бриллиантами совсем лишился рассудка.
Когда герои прибыли в Тифлис, театр уже уехал в Ялту, и им ничего не оставалось, как последовать за ним в Крым. Они держали уже стул в руках, когда неожиданно «удар большого крымского землетрясения 1927 года» вырвал его у них из рук. Когда же компаньоны вскрыли его, он оказался пуст. Из всего гарнитура оставался последний стул, затерявшийся на московском вокзале.
Бендер и Киса вернулись в Москву, где продолжили свои поиски. За это время «Ипполит Матвеевич переменился необыкновенно» не только внешне, но и внутренне – в характере Кисы появились «не свойственные ему раньше черты решительности и жестокости» . Когда Остап обнаружил местонахождение последнего стула, он принялся дразнить Воробьянинова тем, что заберет себе большую часть сокровищ. Не выдержав напряжения, Ипполит Матвеевич перерезал своему компаньону горло. Когда же он отправился в клуб железнодорожников, чтобы вскрыть стул, выяснилось, что бриллианты уже нашли и на вырученные средства построили этот самый клуб – «сокровище осталось, оно было сохранено и даже увеличилось» .
«Старгородский лев»
«12 стульев» - роман, разделенный волею создателей на три части. «Старгородский лев» - название, которое получила первая часть произведения. История начинается с того, что бывший уездный предводитель дворянства Воробьянинов узнает о кладе. Теща Ипполита на смертном одре признается зятю в том, что спрятала фамильные бриллианты в одном из стульев гостиного гарнитура.
Ипполит Матвеевич, которого революция лишила положения в обществе и превратила в скромного сотрудника ЗАГСа, остро нуждается в деньгах. Похоронив тещу, он незамедлительно отправляется в Старгород, надеясь отыскать когда-то принадлежащий его семье гарнитур и завладеть бриллиантами. Там он сталкивается с загадочным Остапом Бендером, который убеждает Воробьянинова сделать его своим компаньоном в таком сложном деле, как поиск сокровищ.
Есть и еще один персонаж книги, которого нельзя не упомянуть, пересказывая ее краткое содержание. «12 стульев» - роман, третьим главным героем которого является отец Федор. Священнослужитель, исповедовавший умирающую тещу Ипполита Матвеевича, также узнает о кладе и отправляется на его поиски, становясь конкурентом для Бендера и Воробьянинова.
Предыстория романа
В результате вопрос о том, кто написал «12 стульев», разрешается сам собой. На титульном листе романа стоят только два имени: Илья Ильф и Евгений Петров.
Краткое содержание «12 стульев»
Сатирический роман «12 стульев» Ильфа и Петрова написан в 1927 году. Яркое, искромётное произведение двух писателей в фельетонной форме отобразило социалистическую действительность России образца 20-х годов прошлого века.
В книге присутствуют признаки плутовского, авантюрного романа и романа большой дороги, описаны приключения героев в поиске бриллиантов, спрятанных в одном из стульев из гостиного гарнитура работы мастера Гамбса.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «12 стульев» по главам и частям.
Сейчас читают
Действие пьесы начинается с того, что под окнами дома своей возлюбленной молодой граф Альмавива ожидает, пока юная благородная барышня выглянет в окно. Он одет в костюм бакалавра, дабы скрыть свою аристократическую принадлежность
Основным персонажем произведения является пожилой стрелочник Едигей, работающий после войны на степном железнодорожном разъезде.
Рассказ начинается с описания ранней весны: тает снег, появились большие проталины, почки на вербе и березах набухли, вылетели пчелы из ульев.
Начало 20 века, все действия разворачиваются в штате Калифорния, а именно в городе Окленде. Молодой человек по имени Билл Робертс знакомится с девушкой Саксон Браун на танцах. Молодой человек понимает
Фронт Первой мировой войны. Время самое что ни есть трудное, всякое может случиться на поле боя, не говоря уже о том, что случается в тылу.
Роман «12 стульев»: цитаты
Сатирическое произведение Ильфа и Петрова интересно не только яркими образами героев и увлекательным сюжетом. Чуть ли не главное достоинство романа «12 стульев» - цитаты, подаренные им миру. Конечно же, большинство из них произнесено Остапом Бендером. «Почем опиум для народа?», «Скоро только кошки родятся», «Лед тронулся, господа присяжные заседатели» - многие выражения, произнесенные ловким мошенником, удостоились статуса народных сразу же после публикации сатирической книги.
Разумеется, радуют читателей меткими высказываниями и другие персонажи произведения «12 стульев». Цитаты Кисы Воробьянинова также завоевали известность. «Поедемте в нумера!», «Торг здесь неуместен», «Же не манж па сис жур» - фразы, которые хотя бы однажды слышал каждый житель РФ.
Краткое содержание
Роман «12 стульев» начинается с того, что в Уездном городе N умирает теща Ипполита Матвеевича Воробьянова Клавдия Ивановна Петухова. Перед смертью пожилая женщина успевает рассказать своему овдовевшему зятю о том, что во время революции она спрятала свое фамильное богатство под подшивкой одного из двенадцати стульев гостиного гарнитура. Ипполит Матвеевич берет двухнедельный отпуск и устремляется в город Старгород, где несколько лет назад он проживал вместе с женой и тещей. Но Воробьянинов не знает, что священник отец Федор, исповедовавший Клавдию Ивановну перед ее смертью, подслушал семейную тайну и тоже решил поохотиться за бриллиантами.
По иронии судьбы в это же время в Старгороде появляется молодой человек Остап Бендер, который, очевидно, не имеет ни дома, ни гроша за душой. Он живет тем, что разнообразными авантюрными методами зарабатывает себе на жизнь. Случайно познакомившись с Тихоном, – дворником, служившим много лет назад Ипполиту Матвеевичу, Остап остается у него на ночлег. В этот же вечер в дворницкой появляется сам Воробьянинов. Прозорливый Бендер понимает, что Ипполит Матвеевич вернулся в город не случайно, и решает разузнать его планы. Чутьё не подвело Остапа. В результате непродолжительного допроса он узнает, что бывшего предводителя дворянства в Старгород привело крайне прибыльное дело. Осознав, что проговорился первому встречному, Ипполит Матвеевич соглашается взять Остапа в компаньоны. Бендер понял, что ситуация в его руках – он сразу же нарек себя «руководителем концессии» и потребовал у нового знакомого свою долю в случае реализации клада.
Со свойственной себе легкостью Остап быстро разузнал местонахождение Воробьяниновского гарнитура, и партнеры незамедлительно начали действовать.
В то же время Отец Федор, рассчитывавший опередить конкурентов, немного опоздал и получил информацию о владельцах искомых стульев позже Бендера. Правда, данные священник раздобыл не те и, сам не зная того, безуспешно охотился за совсем другой мебелью, в которой признаться «ни черта нет».
Добравшись в Москву, кладоискатели остановились у давних приятелей Остапа в общежитии. Пока Бендер искал способ поскорее добраться до заветных стульев, Воробьянинов встретил юную даму и пригласил ее в ресторан, решив поразить девушку своей щедростью. Позабыв о деле, Ипполит Матвеевич за один вечер потратил всю свою часть денег, вырученных товарищами в Старгороде. На его беду на следующий же день состоялся аукцион, на котором продавались оставшиеся десять стульев. Нескольких рублей, так красиво потраченных прошлой ночью Воробьяниновым, не хватило товарищам для того, чтобы обрести долгожданное богатство.
Друзей выгнали из аукционного зала, и стулья были распроданы по одному. Бендер выяснил, кто приобрел заветную мебель, и узнал адреса горожан, купивших стулья.
Девять адресов стали известны сразу, лишь один стул исчез в неизвестном направлении. Великий комбинатор решил играть «9 к 1», поэтому друзья решили незамедлительно проверить девять подручных вариантов. На что только не пошли они для достижения своей цели: и визит к незнакомцам под придуманным предлогом, и аферы в редакции столичной газеты, и авантюрное трудоустройство на пароход, и необычный шахматный турнир в провинциальном городке, и непредвиденное посещение черноморских курортов…
Прошло несколько месяцев. Обессиленные, но не сдавшиеся концессионеры вернулись в Москву с единственной надеждой отыскать последний злополучный стул. Усилиями Остапа заветный клад был найден, но пока не добыт. Обрадовавшись находке, великий комбинатор рассказал своему компаньону где и когда можно забрать бриллианты. Почуяв приближающееся богатство, Ипполит Матвеевич решил, что делиться с Бендером ему вовсе необязательно и убил компаньона, перерезав ему горло.
Воробьянинов понял, что теперь никто не сможет препятствовать его счастью и побежал по ночной Москве к долгожданному кладу. Не знал Ипполит Матвеевич о том, что тот самый затерянный стул уже давно подарил свои богатства другим людям: пока приятели охотились за «журавлем в небе» – «синица в руках» оказалась совсем в другом месте…
Дело в том, что совсем недавно сторож клуба, в который был случайно приобретен неприметный стул, нечаянно порвал его ситцевую обивку. Из-под нее посыпались бриллианты, на которые был построен новый клуб. Узнав об этом, Ипполит Матвеевич не поверил своим ушам и вскоре сошел с ума…
Роман наглядно демонстрирует, к чему приводит человеческая алчность и глупость. Илья Ильф и Евгений Петров отобразили главные людские пороки в свойственной им сатирической манере, благодаря чему произведение, ставшее бессмертной советской классикой, до сих пор понятно и любимо читателями.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Остап Бендер
Разумеется, разобраться в мотивах поступков центральных персонажей едва ли поможет краткое содержание. «12 стульев» - произведение, самым ярким героем которого является Остап Бендер. Немногие из тех, кто прочитал роман, знают, что изначально «потомку янычар», как он сам себя называет, было уготовано лишь мимолетное появление в одной из глав. Однако писателям настолько понравился придуманный персонаж, что они отвели ему одну из ключевых ролей.
Прошлое Остапа, которого авторы описывают как «молодого человека лет 28», остается загадкой. Содержание первой же главы, в которой появляется этот герой, дает читателям понять, что перед ними ловкий мошенник. Бендер обладает привлекательной внешностью, сообразителен, умеет найти подход к любому человеку. Также он наделен великолепным чувством юмора и богатым воображением, склонен к сарказму, циничен. Остап способен находить выход из самых безнадежных ситуаций, что делает его незаменимым помощником для Воробьянинова.
Существует ли прототип у такого яркого персонажа как Остап Бендер? «12 стульев» - роман, впервые опубликованный в 1928 году. Почти столетняя история существования не мешает книге оставаться предметом жарких дебатов поклонников, причем наибольшего внимания удостаивается личность «великого комбинатора». Наиболее популярная теория гласит, что прототипом для этого образа стал Осип Шор – авантюрист из Одессы, завоевавший репутацию денди.
«Сокровище мадам Петуховой»
Священнослужитель Федор также продолжает охотиться за сокровищем, выбрав другой маршрут. В результате претенденты на клад встречаются в Дарьяльском ущелье, где несчастный Федор сходит с ума, так и не увидев бриллиантов.
Центральные персонажи произведения «Двенадцать стульев», проверив почти все предметы гарнитура и не обнаружив клад, вынуждены вернуться в столицу. Именно там находится последний стул, затерявшийся в товарном дворе Октябрьского вокзала. Приложив неимоверные усилия, Бендер узнает, что искомый объект был отдан Клубу железнодорожников.
Краткое содержание: "12 стульев" Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Главные герои романа, цитаты
Далеко не всегда есть время на неспешное прочтение книги, какой бы интересной она ни была. В этом случае можно просто узнать краткое содержание. «12 стульев» - детище Ильфа и Петрова, заслужившее звание одного из самых увлекательных сатирических произведений прошлого века. В этой статье предлагается краткое содержание книги, а также рассказывается о ее главных действующих лицах.
Другие персонажи
- Клавдия Ивановна Петухова – теща Воробьянинова, хозяйка драгоценностей.
- Мадам Грицацуева – средних лет женщина, наивная, любвеобильная, доверчивая, жена Бендера.
- Александр Яковлевич — завхоз 2-го дома Старсобеса, застенчивый воришка.
- Варфоломей Коробейников — заведующий старгородским архивом, хитрый и жадный старик.
- Элла Щукина (Эллочка Людоедка) — молодая, красивая, но глупая, недалекая женщина.
Главные герои
- Ипполит Матвеевич Воробьянинов (Киса) – интеллигентный, расчетливый, трусоватый мужчина пятидесяти лет, бывший дворянин.
- Остап Бендер – молодой привлекательный человек, невероятно дерзкий, находчивый, остроумный.
- Федор Востриков – священнослужитель, глуповатый, мелочный, алчный мужчина.
Ильф и Петров - Двенадцать стульев. Картинка к рассказу
Охота на драгоценные стулья
«Двенадцать стульев» писались стремительно. Работа началась в сентябре 1927 года. Через месяц готова первая часть. К январю 1928 года роман полностью завершён. В январском номере ежемесячника «30 дней» появляются первые главы произведения. Публикация в журнале продолжалась до июля.
Отдельной книгой работа Ильфа и Петрова выпущена издательством «Земля и фабрика» в июле 1928 года. В отличие от журнального варианта, имевшего 37 глав, роман состоял из 41.
Действие происходит в разных городах европейской части СССР. Двадцать один второстепенный персонаж встречается на страницах «12 стульев». Герои романа, ведущие охоту за кладом, немногочисленны. Список главных действующих лиц:
- жулик Остап Бендер;
- бывший предводитель дворянства Ипполит Матвеевич Воробьянинов;
- священник отец Фёдор.
Встречи в Старгороде
15 апреля 1927 года в городе N скончалась тёща Воробьянинова. Перед смертью мадам Петухова кратко рассказала зятю, что зашила, скрывая от большевиков, бриллианты стоимостью в 70 тыс. царских рублей в сиденье одного из стульев гостиного гарнитура. О сокровищах узнал и отец Фёдор, исповедавший Клавдию Ивановну перед кончиной.
Для поисков тёщиного наследства Ипполит Матвеевич отправляется в Старгород. Здесь происходит встреча с мелким мошенником Остапом Бендером. Авантюристы договариваются о совместной деятельности, определив её как концессию.
Выяснилось, что один стул из гарнитура находится в доме соцобеспечения. Приют для старушек занимал особняк, когда-то принадлежавший Воробьянинову, в то время предводителю дворянства. Бендер обследовал всё здание, но ничего не нашёл.
Пропажу обнаружил Ипполит Матвеевич. На улице концессионер встретил отца Фёдора, приехавшего в Старгород за кладом. Священник нёс стул из гарнитура. Завязалась драка. В потасовке противники сломали шедевр мебельного искусства. Бриллиантов внутри не оказалось.
Чтобы выяснить судьбу остальных 11 стульев, Остап отправился к Варфоломею Коробейникову, некогда служившему в жилищном отделе города. Посулив архивариусу 70 рублей, Бендер получил ордера на мебель. Он узнал, что десять стульев передано в московский музей мебели, а ещё один достался жителю Старгорода товарищу Грицацуеву.
С документами в кармане комбинатор ушёл, не заплатив ни копейки. Бендера сменил отец Фёдор. Его тоже интересовал гарнитур из гостиной мадам Петуховой. За 5 золотых червонцев Коробейников продал священнику ордер на 12 стульев, принадлежавших генеральше Поповой.
Остап женился на вдове гражданина Грицацуева, дабы завладеть кладом. Но мошенников ждала неудача. Бриллианты не обнаружились.
На поездку в Москву нужны деньги. Здесь удача улыбнулась концессионерам. Воробьянинова и Бендера приглашают в гости к Елене Станиславовне, давней знакомой Ипполита Матвеевича, всё ещё влюблённой в предводителя дворянства. Остапу приходит в голову идея провести аферу. На квартиру к Елене Станиславовне приглашаются люди, бывшие не в ладах с советской властью.
Под видом учреждения мифического «Союза меча и орала» Бендер собирает пожертвования, якобы предназначенные для помощи беспризорникам. Собранных средств оказалось 500 рублей. Дорога на Москву открыта.
Гарнитур расходится по частям
В Москве концессионеры поселились в студенческом общежитии. Здесь Остап встретил давнего друга Николая, который недавно женился на студентке Лизе.
Бендер и Воробьянинов осматривали Музей мебели в поисках орехового гарнитура, но безрезультатно. Зато им встретилась Лиза. Пока великий комбинатор выяснял судьбу стульев, бывший предводитель дворянства предлагает девушке провести вечер вместе.
Остап узнаёт, что стулья продадут на завтрашнем аукционе. Студентка соглашается пойти с Ипполитом Матвеевичем в ресторан. Утром после романтического ужина у старого ловеласа осталось только 12 рублей из 200, полученных от Бендера после дележа денег, которые пожертвовали старгородские заговорщики из «Союза меча и орала».
На аукционе стулья мастера Гамбса продавались одним лотом. Стартовая цена — 80 рублей. Когда стоимость гарнитура достигла 145 рублей, Остап предложил 200, и конкуренты сдались.
По аукционным правилам покупатель лота обязан заплатить комиссионный сбор. Бендер потребовал, чтобы Воробьянинов внёс недостающую сумму. Денег у Ипполита Матвеевича не было. Торг на гарнитур отменили. Стулья начали продавать по отдельности. Места, по которым разошёлся ореховый гарнитур мадам Петуховой:
Чтобы заполучить стул у Эллочки, Бендер расстался с золотым ситечком, позаимствованным у гражданки Грицацуевой. Второй стул, доставшийся Щукину при разводе, комбинатор заполучил, когда помог незадачливому инженеру открыть квартиру, которую затапливала вода из открытого крана. Оба шедевра мастера Гамбса не хранили в себе сокровищ. Забрать стулья у Изнуренкова и Ляписа-Трубецкого не составило труда. Клад не обнаружился. Стул, вскрытый Остапом ночью в кабинете главного редактора «Станка», также оказался пустым.
В театре Колумба стулья использовались как реквизит в авангардной постановке «Женитьба» по пьесе Н. В. Гоголя. Но театр уезжал на гастроли по Волге. Концессионеры последовали за ним.
Погоня за бриллиантовым сокровищем
Пароход «Скрябин» совершал рейс от Нижнего Новгорода до Царицына. Цель похода — агитация населения в участии тиражей государственного займа. В агитпоходе были задействованы:
- корреспонденты центральных газет;
- кинооператор;
- духовой оркестр;
- артисты театра Колумба.
В первую ночь охотники за бриллиантами, устроившись на судно художниками-оформителями, распотрошили один стул. Внутри обнаружилась медная табличка с надписью, которая гласила, что полукресло изготовлено мастером Гамбсом в 1865 году в Санкт-Петербурге.
В городке Васюки лжехудожников изгоняют с парохода. Чтобы раздобыть деньги, Остап организует сеанс одновременной игры на 160 досках в шахматном клубе. Некомпетентность приезжего гроссмейстера вскоре открылась. Спасаясь от расправы обманутых васюкинцев, концессионеры уплывают на лодке вниз по течению Волги.
В Пятигорске с помощью монтёра театра Мечникова, взявшего за услуги 20 рублей, Бендер и Воробьянинов овладели двумя стульями. Ничего! Третий стул отправлен с реквизитом в турне по Кавказу и Крыму. Последний город гастролей — Ялта.
На погоню за театром требовались деньги. Ипполит Матвеевич прикидывается нищим, а Остап продаёт фальшивые билеты на посещение «Провала» — достопримечательности Пятигорска. На Военно-Грузинской дороге компаньоны изображают представителей горских народов, за что получают от туристов копейки. В Тифлисе мошенники встречают члена «Союза меча и орала» Кислярского и выманивают у него 500 рублей.
На горной дороге компаньоны натыкаются на обезумевшего отца Фёдора. Поиски гарнитура генеральши Поповой, ордер на который Коробейников подсунул вместо документа на стулья мадам Петуховой, привели священника в Батуми. Владелец генеральской мебели инженер Брунс долго упирался, но затем отдал стулья за 200 рублей. На берегу моря поп раскромсал все стулья топором. Бриллиантов не было.
В Ялте концессионеры, оставшись ночью после спектакля в театре Колумба, овладевают предпоследним стулом. Опять неудача! Авантюристы едут в Москву продолжать поиск.
Месяц Остап выискивал следы стула с сокровищами. Наконец розыск увенчался успехом. Оставалось ночью пробраться в клуб железнодорожников и овладеть кладом. Перед делом Бендер решил отдохнуть. Когда великий комбинатор уснул, Воробьянинов перерезал компаньону горло.
Уже на рассвете Ипполит Матвеевич снял обивку со стула, стоявшего в шахматной комнате. Бриллианты отсутствовали. Во дворе бывший предводитель дворянства услышал от клубного сторожа пересказ истории обретения фамильных драгоценностей. Сокровища Клавдии Ивановны превратились в Дом культуры железнодорожников. Воробьянинов потрогал холодный мрамор облицовки здания и завыл.
Старшеклассникам предлагается сделать анализ романа «Двенадцать стульев». Краткое содержание раскрывает фабулу произведения. Чтение книги доставит удовольствие благодаря искромётному юмору и лёгкому языку повествования.
Заключение
Проблемы, поднятые в авантюрно-приключенческом произведении Ильфа и Петрова, не утрачивают своей актуальности и по сей день. Главная мысль романа – в погоне за призрачными сокровищами можно не заметить многих радостей жизни.
После ознакомления с кратким пересказом «12 стульев» рекомендуем прочитать роман в полной версии.
Создание произведения двумя авторами — редкий случай в истории мировой литературы. К таким творениям относится книга, которую написали Ильф и Петров. Краткое содержание «12 стульев» рекомендуется читать тем, кому нужно срочно ознакомиться с сюжетом романа. Произведение повествует о событиях, которые происходили на территории молодой советской республики в эпоху новой экономической политики, проводимой большевиками в начале 20-х годов XX века.
Читайте также: