Боюсь одного я что в мире ином друг друга уж мы не узнаем
В этом мире лишь встречи,
Здесь нет
Провожаний, тоски расставаний
Выжигающих душу.
Здесь нет
В панихиду вплетенных рыданий
И тревожного шепота.
Нет
Темноты настоявшейся, страха
Быть неузнанным.
Медных монет
На расплющенных веках
И праха
На ладони священника.
Свет,
Наплывают прозрачные лица,
Обретают объем, тишина.
И не чудится вовсе, не снится
Узнавание мертвых.
И - шок
На мгновение лишь, не намного.
И разбитые смехом зрачки
Над туманом парящего бога,
Золотые от солнца.
Поют
О могуществе света ветра
Животворного, тысячи рук
Обнимают, ломают года
И вчерашнее прошлое.
Здесь
Незнакомых и проклятых нет:
Потерявший седины отец,
Лихолетьем растоптанный дед,
Погребенный за Одером.
Друг
На рыбалке ушедший под лед,
Потерявший рассудок сосед,
И к коленям прижавшийся кот
Самый первый, любимый.
Сынок
Не рожденный, от первого брака.
Улыбается, на поводке
Лопоухую держит собаку,
На охоте погибшую.
Мир
На кривом перекрестке дорог
Галактических, искренне мертв,
Рассыпается.
Радостный бог
Онемевший, летит в пустоту,
Отравившись бессмыслицей слов
Стародавних.
Последним он был
Из забывшейся расы богов.
Превративший мечту в парадиз,
Златоокий летит Балдур Крист.
Тоже мертв и уже -
Навсегда.
Свидетельство о публикации №121042606569
". Навсегда. "
тот, кто мёртв, тот уже не летит,
а правдивей, нет мёртвых совсем.
и не там, а на этом свету
есть материя жизни былой,
разлагаясь, но не в пустоту,
а в собрание атомов строй.
СМЕРть лишь миг, иной жизни НЕТ.
и писать бы об этом не стал.
А я вот стал. Каждому - свое. Спасибо, что выслушали! С уважением, Михаил
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Они любили друг друга так долго и нежно,
С тоской глубокой и страстью безумно-мятежной!
Но, как враги, избегали признанья и встречи,
И были пусты и хладны их краткие речи.
Произведение «Они любили друг друга так долго и нежно» Михаила Юрьевича Лермонтова – вольный перевод стихотворения Г. Гейне, написанного в 1827 году.
Стихотворение создано весной 1841 года. Его автору 26 лет, он признанный поэт, и в опалу попадал, и на войне бывал. Время побывки его в столицах заканчивалось, предстояло вернуться на Кавказ, к месту военной службы. По жанру – любовная лирика, по размеру – дактиль с парной и перекрестной рифмовкой, 2 строфы. Лирических героев два: он и она. Произведению предшествует эпиграф из Г. Гейне. Обманчиво короткое, оно приобретает вес за счет исповедальной интонации, почти повествовательной манеры, потока горьких слов.
Анафора: они, и, но. Сравнение: как враги. Эпитеты авторские и патетические: безумно-мятежной, пусты и хладны, безмолвном и гордом. Восклицание первой строфы переходит в многоточие во второй. Поэт смотрит на героев нарочито отстраненно, анализирует их чувства. Однако описанная ситуация происходила и с самим поэтом – недаром он и взялся за перевод. Финал немецкого оригинала приводит влюбленных на край могилы, концовка у М. Лермонтова жестче: и в посмертной жизни герои разлучены. Здесь он имеет в виду православное понимание загробной жизни: близкие на земле люди встречаются и на небе, теперь уже навечно. «Но в мире новом друг друга они не узнали»: рефрен заключительной строки возвращает читателя к началу стихотворения.
Возможно, эта история задела в сердце поэта болезненную струну: с любовью своей жизни, Варварой Лопухиной, он был вынужден, изредка пересекаясь в свете, вести «краткие речи». По стечению обстоятельств их брак не состоялся, теперь она была замужем. Но оба страдали и «милый образ во сне лишь порою видали», оба старались хранить свою жгучую тайну. Известие о гибели поэта на дуэли привело к тяжелой болезни его возлюбленной юношеских лет. Автор мрачно констатирует, что герои с их несбывшейся земной любовью, не должны рассчитывать на счастье даже после смерти. Стихотворение глагольно, под пером кого-либо другого оно выглядело бы сентиментальной зарисовкой. Но М. Лермонтов сумел в 8 строках вызвать в читателях чувство сопереживания злосчастным влюбленным. Поэт и сам был уже близок к смерти.
Стихотворение «Они любили друг друга так долго и нежно» М. Лермонтова впервые было опубликовано уже после смерти поэта, в «Отечественных записках» за 1843 год.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей.
У каждого — свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.
Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит все равно!
Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?
Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная все, не знаем ничего.
Лирика Е. Евтушенко невероятно многообразна и посвящена самым различным темам. Большое место в ней занимают философские размышления. Одним из таких стихотворений является «Людей неинтересных в мире нет…» (1961 г.), посвященное известному журналисту С. Н. Преображенскому. В этом произведении Евтушенко размышляет над смыслом человеческой жизни и ее значимостью.
В советское время провозглашался приоритет общества над личностью. Отдельный человек заслуживал внимания, только если он действовал на благо всего общества или совершал общественно значимый поступок. Евтушенко выступает против такого одностороннего взгляда.
Евтушенко не отрицает вклада известных людей. Даже в общепринятом смысле человек обязан оставить после себя дерево, дом и сына. Люди работают и наполняют мир продуктами своей деятельности. Замыслы человека обретают физическое воплощение. Но что может сказать о человеке построенный им мост или собранный автомобиль? Даже выдающиеся произведения искусства смогут под определенным углом осветить лишь одну из сторон многогранной человеческой личности. Большая и самая ценная часть внутреннего мира человека умирает вместе с ним.
Евтушенко переходит к философскому вопросу о познаваемости человека. О каждом складывается определенное мнение, которому очень далеко до истины. «Грешный и земной» человек остается в памяти по своим делам и поступкам. Но никто не знает, насколько они соответствовали его внутреннему миру. Поэт утверждает, что никто по-настоящему не понимает даже самых близких людей, даже «отца родного своего».
Евтушенко приводит в отчаяние мысль, что человечество открывает для себя космос, но спокойно воспринимает гибель целых неизведанных миров на своей планете. Их уже никогда не вернуть. У поэта только один выход: «от этой невозвратности кричать».
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть своей тоски.
Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.
Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
Читайте также: