Более странно чем в раю 1984 stranger than paradise
Меня завораживает киноискусство Джима Джармуша, восхищает его чувство стиля и притягивает его чувство юмора.
В фильмах Джармуша есть что-то настолько неуловимое, что это нельзя было бы выразить, с помощью привычных приемов и структур кино, это можно только передать в тех тонких образах, мистических совпадениях и переплетениях, простых и маленьких, но настоящих моментах жизни, которые создает на экране режиссер.
Своими фильмами Джим Джармуш передает чувства и ощущения, а это намного важнее слов и действий на экране.
Магическое чутье помогает Джармушу вкладывать в обычные сцены и кадры необычные значения, которые по-настоящему смогут понять и оценить только те, кто может возвыситься над будничной суетой, обрести внутренний покой, остановиться и просто созерцать.
Как медитация замедляет частоты мозгового излучения, и мы погружаемся в глубины подсознания. Так и фильмы Джима Джармуша, замедляют ритм жизни, и ты начинаешь замечать красоту в мелочах, в самых простых вещах видеть глубинные смыслы. Начинаешь понимать, что на самом деле важно. После просмотра его фильмов ловишь себя на мысли, что хочется смотреть на то, как кипит вода, заваривается чай, как ветер колышет ветви деревьев, как падает снег, как летают птицы, в этом столько красоты, которою ты прежде не замечал.
Сейчас расскажу о 10 моих самых любимых фильмах Джима Джармуша:
Пес-призрак: Путь самурая / Ghost Dog: The Way of the Samurai (1999)
История о киллере, который идет путем самурая, путем служения своему господину (мелкому мафиози, который когда-то его спас), путем стремления к смерти.
Вот после таких цитат, которых в фильме в изобилии, вы гарантированно захотите прочитать книгу самурая «Хагакурэ» Ямамото Цунэтомо. И купить катану.
Wu-Tang Clan - Fast Shadow
Более странно, чем в раю / Stranger than Paradise (1984)
История о том, что каждый человек считает раем то место, где он никогда не был. Считает, что вот там-то точно все по-другому, до тех пор, пока он туда не приедет и не поймет, что от перемены местоположения ничего не изменяется, меняться надо самому.
P.S. Покупайте широкополые шляпы.
Screaming Jay Hawkins - I Put A Spell On You
Таинственный поезд / Mystery Train (1989)
3 разные истории, которые один отель в Мемфисе (в котором нет телевизора, но есть лучше - радио) случайно (нет) объединяет и Элвис, Элвис, Элвис. Король!
- So now do you feel a little happier? – I feel the same. I was already happy. / -Теперь ты чувствуешь себя хоть немного счастливее? – Я чувствую себя, так же как и раньше. Я уже был счастлив.
P.S. «-Arigato. - Not at all. Look, he speaks Japanese». / «-Arigato. - Не за что. Смотри, он говорит по-японски».
Elvis Presley - Mystery Train
Вне закона / Down by Law (1986)
История о том, как диджей Зак и сутенер Джек попадают в одну тюремную камеру, их подставили, они не виноваты, они молчаливые и пессимистичные. Потом к ним присоединяется дружелюбный и жизнерадостный Боб, он попал в тюрьму за убийство человека, непредумышленное.
Is a sad and beautiful world. / Какой печальный и прекрасный мир.
P.S. «I scream. You scream. We all scream. For ice cream».
Tom Waits – Jockey Full Of Bourbon
Ночь на Земле / Night on Earth (1991)
История о 5 поездках в такси, 5 историях.
Guys – Can’t live with ‘em, can’t shoot ‘em. / Мужики, и жить без них нельзя, и пристрелить жалко.
Tom Waits - Back In The Good Old World
Кофе и сигареты / Coffee and Cigarettes (1986)
11 разных историй – разговоров разных людей на разные темы, со всеми неловкостями, нелепостями, непредсказуемостями свойственными жизни.
The beauty of quitting is, now that I’ve quit, I can have one, ’cause I’ve quit. / Красота бросания курить состоит в том, что теперь, когда я завязал, я могу выкурить одну, потому что я бросил.
P.S. «Nikola Tesla perceived the Earth as a conductor of acoustical resonance». / «Никола Тесла, он считал, что Земля проводник акустического резонанса».
Richard Berry & The Pharaohs - Louie, Louie
Мертвец / Dead Man (1995)
История о бухгалтере Уильяме Блейке, который едет из Кливленда на Дикий Запад устраиваться на работу, но по прибытии всё пошло совсем не так, как он рассчитывал.
Мне это напомнило строки из стихотворения Суинберна:
P.S. «Do you know my poetry?» / «Вы читали мои стихи?»
Neil Young — Guitar Solo, No. 4
Выживут только любовники / Only Lovers Left Alive (2013)
История о том, как важно найти свою родственную душу. Очень хорошо, если в мире, где обитают зомби, тебе будет с кем поговорить о музыке, об эйнштейновском дальнодествии.
P.S. «- 82 % крови – вода, войны за воду уже начались или нефть делят? - Да, начинаются. - Поняли наконец-то, только поздно».
Jozef Van Wissem & SQÜRL – The Taste of Blood
Патерсон / Paterson (2016)
История о водителе автобуса, который пишет стихи, любит свою жену, гуляет с собакой, пьет пиво в баре и радуется жизни. Это история о красоте и поэзии повседневности.
Without love, what reason is there for anything? / А без любви разве что-нибудь имеет смысл?
P.S. «Would you rather be a fish?» / «А ты хотел бы рыбой стать?»
SQÜRL - Light to Dark
История о том, что большинство людей при жизни не особо отличаются от зомби, следовательно, после смерти немного изменятся внешне, но остануться верны своим привычкам.
Игги Поп в роли Кофе Зомби, Билл Мюррей в роли невозмутимо-спокойного шерифа Клифф и Тильда Суинтон в роли инопланетного самурая – это абсолютный восторг!
Более странно чем в раю 1984 stranger than paradise
другое кино запись закреплена
Каждый из трёх героев фильма не удовлетворен своей жизнью и мечтает о своем рае на земле - будь то Нью-Йорк, Кливленд или Флорида. Фильм состоит из трех частей, действие которых происходит, соответственно, в Нью-Йорке, Кливленде и Флориде.
В первой части в Нью-Йорк из Венгрии приезжает девушка Ева, кузина главного героя, венгерского эмигранта Уилли. Во второй новелле он и его друг Эдди отправляются в провинциальный Кливленд. А в третьей все трое совершают поездку в непривычно выглядящую зимой «райскую Флориду».
Эту троицу роднит неудовлетворённость жизнью, вызванная пустотой и бесцельностью их бесцветного существования. Вечные путники, они изнывают от полной бесперспективности бытия в любой точке Америки, куда им приходится прибывать.
Лауреат Каннского кинофестиваля. В 2002 году Библиотека Конгресса внесла ленту в "Национальный реестр фильмов, имеющих культурное, историческое либо художественное значение".
Более странно чем в раю 1984 stranger than paradise
другое кино запись закреплена
Более странно, чем в раю / Stranger Than Paradise / Джим Джармуш / 1984
Скучающие молодые люди Вилли и Эдди — бездельники и игроки. Их жизнь — такая же затхлая помойка, как и квартал Манхэттена, в котором они обитают. Однако, в один прекрасный день к Вилли приезжает юная кузина Ева из Венгрии, и постепенно друзья решаются на перемены…
В 2002 году Библиотека Конгресса внесла «Более странно, чем в раю» в Национальный реестр фильмов, имеющих культурное, историческое, либо художественное значение.
«Золотая камера» за лучший дебют на Каннском фестивале.
«Золотой леопард» на фестивале в Локарно.
Специальный приз жюри на фестивале независимого кино «Сандэнс».
Приз Национального общества кинокритиков за лучший фильм.
Более странно чем в раю 1984 stranger than paradise
«БОЛЕЕ СТРАННО, ЧЕМ В РАЮ» (Stranger Than Paradise) 1984, США-ФРГ, 86 минут
— чёрно-белый кинофильм Джима Джармуша, ставший для режиссёра стилеобразующим и создавший ему имя в синефильской среде
Главный герой — венгерский эмигрант Вилли — настолько освоился в Нью-Йорке, что говорит совсем без акцента. Однажды к нему приезжает флегматичная кузина Ева из Будапешта. Ева собиралась погостить у него всего несколько часов по дороге к тёте в Кливленд, но тётя неожиданно попадает в больницу, а Еве приходится провести в квартире у Вилли целых 10 дней.
Зимний Кливленд оказывается скучным местом. Втроём с Евой (которая не знает о роде их занятий) они неожиданно принимают решение поехать на юг, во Флориду. Там их пути расходятся. Пока двое друзей делают ставки на собачьих, а затем и лошадиных бегах, Ева случайно получает конверт с деньгами от неизвестного типа, оказавшись, таким образом, втянутой в непонятную ей криминальную историю.
Ева оставляет часть денег Вилли и Эдди, а с остальными едет в аэропорт, чтобы сесть на самолёт до Будапешта. Прочитав её прощальное письмо, двое друзей приезжают в аэропорт, но не находят там Евы, поскольку она, передумав, возвращается назад. Полагая, что Ева улетает, Вилли садится на самолёт в Европу, Ева же ищет его в гостинице, где они ночевали накануне.
Смысл названия фильма в том, что каждый из трёх его героев, будучи неудовлетворён своей жизнью, мечтает попасть в рай, будь то Америка (для Евы), Кливленд (для Вилли) или Флорида (для Эдди). Фильм чётко делится титрами на три части, действие которых происходит, соответственно, в Нью-Йорке, Кливленде и в тогда ещё слабо освоенной туристическим бизнесом части побережья Флориды. Однако перемещение в пространстве ничего по сути не меняет в жизни героев, один из которых удивлённо замечает: «Забавно, мы в новом месте, а выглядит всё точно так же». В мире Джармуша герои движутся по кругу, неизменно возвращаясь в исходную точку.
Первоначально Джармуш планировал снять только «Новый свет» — первую треть о знакомстве Вилли и Евы в Нью-Йорке. Этот короткометражный этюд был снят на плёнке, оставшейся у Вима Вендерса после завершения работы над фильмом «Положение вещей», и только после того, как «Новый свет» получил высокую оценку на нескольких фестивалях, фильм был расширен до размеров полнометражного. В жанровом отношении «Новый свет» имеет много общего с т. н. студенческим фильмом — дипломными работами молодых американских режиссёров. Вторая и третья часть принадлежат к излюбленному Джармушем жанру роуд-муви, причём движение героев на юг и его неутешительный итог вызывают в памяти маршрут героев «Беспечного ездока» (1969).
Из трёх главных (и, по сути, единственных) героев фильма оба мужчины представлены двойниками в одинаковых фетровых шляпах, которые они не снимают даже на ночь. Эту троицу роднит неудовлетворённость жизнью, вызванная пустотой и бесцельностью их бесцветного существования. Растительная жизнь Вилли развенчивает распространённый в американском кино стереотип иммигранта-работяги. Отчуждённость делает молодых людей неспособными к подлинному общению.
В соответствие с бесцветностью и безысходностью, царящими в душах персонажей, приведён и весь формально-стилистический строй картины. Чёрно-белая образность удачно передаёт господствующие в фильме чувства пустоты и душевного холода. По замечанию рецензента The New York Times, плёнка кажется выгоревшей на солнце и полинявшей от небрежного хранения, отчего все запечатлённые на ней образы однородны в своей серости.
В фильме практически отсутствуют монтажные склейки. Каждая из сцен снята единым дублем. Сохранён и естественный звук. Переходы между сценами оформлены за счёт постепенного затемнения до нескольких секунд полной черноты. Таким образом достигается соответствие той эмоциональной и коммуникативной пустоте, в которой находятся персонажи.
Оператор Том Дичилло отталкивается от эстетики Фассбиндера, в «Катцельмахере» тоже показавшем жизнь иммигранта через неподвижный объектив камеры, который не следует за движениями героя фильма, а ждёт его возвращения в кадр, так как оно неизбежно в силу цикличности создаваемого режиссёром художественного мира.
Андрей Плахов пишет, что в этом фильме заметно формирование режиссёрского почерка Джармуша, который «проявляется в настойчиво культивируемой точке зрения горожанина-иммигранта, в пристрастии к урбанистическим пейзажам, в поэзии случайных уличных встреч, в том вкусе, который питает Джармуш к чудесам и тайнам большого города».
По словам Тильды Суинтон, фильм Джармуша убедил её, что в Америке можно снимать не только мейнстримные ленты: «У Джима особый способ толкования Америки. Он словно говорит: „Я чужак, но я также и американец, так что мы ощутим этот мир вместе“. Вот почему он стал такой силой в международном кинематографе — он объясняет Америку чужакам, оставаясь при этом одним из них».
Киноэнциклопедия Allmovie относит «Более странно, чем в раю» к числу самых влиятельных фильмов конца XX столетия, поскольку именно он стал предвестником малобюджетного независимого кино, определявшего облик американского кинематографа на исходе столетия.
Съёмочная группа
Режиссёр: Джим Джармуш
Продюсер: Сара Драйвер
Автор сценария: Джим Джармуш
Оператор: Том Дичилло
Композитор: Джон Лури
Джон Лури
Эстер Балинт
Ричард Эдсон
Сесилия Старк
Камео режиссёра
В Кливленде, когда Вилли и Эдди заезжают за Евой и садятся за столик кафе, где она работает, на заднем плане виден Джим Джармуш, уплетающий хот-дог. Женщину в широкополой шляпе сыграла Сара Драйвер — тогдашняя подруга Джармуша.
«Золотая камера» за лучший дебют на Каннском фестивале.
«Золотой леопард» на фестивале в Локарно.
Специальный приз жюри на фестивале независимого кино Sundance Film Festival.
Приз Национального общества кинокритиков за лучший фильм.
Читайте также: