Black book что это
Крупные корпорации, каждые год клепающие ААА игры, уже ссут кипятком от страха!
Че сказать то хотел?
Что ссут кипятком от страха. но это не точно
Небольшая RPG про пермский фольклор, которая способна дать фору крупным блокбастерам.Кортез
В общем-то одиозные заявления - его конёк.
Игра то прикольная получилась, я вчера сел посмотреть что да как, наиграл 9 часов. Первая битва головоломка чуть с ума не свела))
да и игра пока что никакой не шедевр, как кое-кто описывал
видать кортезу опять второй раз надо было пройти, а не рисовать себе игру которой нет ред.
Не обесудьте, но не люблю славянский фольклор. (а не русские сказки). Почему русские, всё называют русским всё время. Не российским и прочее. В России много народов.
В игру то играл? Там много глубже чем просто о русском фольклоре. Там о происхождении и "симбиозе" всяких поверий, мифов, верований народов России.
Графика, баги и системные требования
Black Book не может похвастаться большим бюджетом, поэтому графика получилась простенькой. К счастью, разработчики стараются компенсировать недостатки стилем. Пусть локации не блещут детализированностью, но нарисованы они душевно. Поля, церкви, густые леса и берёзки — окружением можно залюбоваться.
К тому, как персонажи нарисованы во время диалогов, тоже не придерёшься. Единственная проблема — это лица и анимации во время исследования локаций. Лицо Василисы ужасно, но с этим придётся мириться.
Баги тоже встречаются. Героиня может провалиться сквозь текстуры. Важный NPC откажется разговаривать. В некоторые двери не получится зайти.
А вот системные требования — достоинство проекта. Чтобы пройти Black Book, хватит слабенькой машины с GTX 760, 4 Гб оперативной памяти и процессора Intel Core i3 3.0 GHz.
Black Book отличная игра, которая не стремится походить на кого-то. Разработчики выбрали самобытность и сделали душевный проект, который не зря получил 93% положительных отзывов в Steam. При этом, чтобы убедиться в качестве новинки, достаточно пройти бесплатный пролог — остальная игра держит планку.
Мирный геймплей Black Book
Геймплей Black Book можно разделить на две фундаментальные механики: мирную и боевую. Времени обоим уделено поровну.
Свой день Василиса начинает в хабе, где можно пообщаться со спутниками и принять просителей, которые пожалуются на несчастья. В конце концов, героиня выбирает, чем заняться, и попадает на разделённую на десяток локаций карту. К цели всегда ведёт прямая тропа, но порой с неё можно сойти ради дополнительных поручений и исследования мира. Лучше посещать все места: никогда не знаешь, какую история или ценность можно найти, свернув с пути.
На каждой локации обязательно что-то произойдёт. Василиса может встретить одинокого путника, заглянуть на праздник в деревню, решить спор крестьян, вызволить несчастного из беды или наткнуться на необычного чёрта.
Зачастую колдунье придётся принимать решения. Вот вы находите ритуальные подношения, которые должны убедить Лешего защитить ближайшую деревню. Можно украсть монеты и спустить их на травы и обереги. Можно изменить ритуал так, чтобы Леший приглядывал не за чужой деревней, а за вашей. А можно просто перекреститься и уйти.
Чаще всего у подобных решений сиюминутные последствия, которые не сильно влияют на сюжет. Однако порой игра удивляет. Если окажетесь в царстве могущественной нечисти и будете без разбора убивать его слуг, грабить запасы и вести себя в диалогах по-идиотски, вам это припомнят. Серьёзной вариативности в Black Book нет, но по заветам Telltale персонажи всё запоминают.
Также вам придётся отгадывать загадки. Внимательный геймер во время странствия будет подмечать любопытные детали, узнавать легенды и поверья. Вся ценная информация попадает в библиотеку Василисы, где её в любой момент можно изучить. Однажды вас могут спросить, какой бес терзает несчастного, и лишь накопленные знания и смекалка помогут дать верный ответ.
Если угадаете, просто получите опыт или, быть может, обойдётесь без драки там, где собеседник уже закатывал рукава. Если ошиблись, лишитесь экспы и, как минимум, прослывёте дурёхой. Впрочем, катастрофическими последствия не назвать.
Ещё одна механика Black Book — система морали. Дело в том, что некоторые решения заставят Василису взять на душу грех. Количество грехов влияет на отношение к героине. Например, вам нужно узнать дорогу до нужного места, а по локации бродят крестьяне и черти. Если Василиса благочестива, пусть идёт к людям. Если же она несёт тяжкий груз проступков, лучше ступать к чертям.
Василиса может оставить бесов без дела — тогда они не будут стращать народ, но изрядно помучают хозяйку. Одна нечисть снижает урон Василисы, другая — отбирает HP, третья — накладывает порчу. Когда у вас десяток чертей, дебаффы кажутся внушительными. А ведь бои в Black Book не назвать казуальными — обычно каждая единица здоровья и урона на счету. Вот и думайте, кто будет страдать: крестьяне или вы?
Ещё в Black Book можно зарубиться в «Подкидного дурака». Это мини-игра вроде «Гвинта» из «Ведьмака 3», которая неплохо разнообразит геймплей.
Единственное отличие от реальной карточной игры — возможность смухлевать, превратив обычную карту в козырную. Да и живые соперники обычно на порядок умнее — ИИ часто тупит, заваливает козырями не того, кого нужно, и допускает нелепые ошибки.
В целом, мирный геймплей затягивает. Однако, сколько драку не оттягивай, а однажды дать бой нечисти всё-таки придётся.
Первые впечатления от Black Book. Вечера на хуторе близ Перми
У создателей «Человеколося» может получиться нечто действительно самобытное.
На прошлогодней выставке DevGAMM среди множества игр я заприметил «Чёрную книгу»: ролевую игру, вдохновлённую славянскими мифами. Тогда в неё ещё нельзя было поиграть — разработчики дразнили коротеньким тизером, который уже разжигал неподдельный интерес.
А теперь, почти год спустя, в Steam вышла бесплатная демо-версия игры, Black Book: Prologue, приуроченная к запуску кампании на Kickstarter. И, надо сказать, она дразнит даже похлеще тизера. Как в хорошем, так и в плохом смысле.
Паранормальная Россия
События, происходящие с Василисой в точках интереса, подаются в основном через текст. В такие моменты игра становится похожа на графическую новеллу
Исследовать уральскую чертовщину образца XIX века мы будем, передвигаясь по карте уезда. На ней схематично обозначены ключевые точки: города, деревни, лесные чащи и болота, где Василису на каждом шагу поджидают случайные события и стычки в духе Fallout, или, например, недавней Griftlands. А так как ведунья по своим колдовским делам ходит исключительно ночью, то встречи практически всегда принимают паранормальный оттенок. То на болоте нам повстречается под завязку набитый монетами золотой телёнок, которого охраняет нечистая сила; то попадутся черти, переодетые в крестьян, что перевозят трупы под видом мешков с мукой; то над чёрным лесом пронесется огненным заревом демон…
Наткнувшись на очередную дьявольщину, мы вольны сами решать, как поступить: обойти её от греха подальше или рискнуть, шагнуть поближе и поздороваться вон с той злобной тварью. Угадать самый правильный вариант бывает непросто. В одном случае можно нарваться на непростую битву с каким-нибудь могучим лешим; в другом — выйти сухим из воды, да ещё и не с пустыми руками. Интуиция здесь не работает: логика мира «Чёрной книги» идёт вразрез с правилами квестов, которые все уже давно усвоили. Это мотивирует плюнуть на осторожность и методом проб и ошибок знакомиться с повадками паранормальных аборигенов.
У колдуньи Василисы в прислужниках есть свои черти. Каждый день им можно поручать задания, выполнение которых будет приносить деньги и очки грехов. От последних зависит концовка
Непредсказуемость происходящего будет сопровождать Василису на протяжении всей кампании. Каждая отдельная глава из семи — полноценная мини-история со своими героями, конфликтами и сюжетом, все перипетии которого никогда не удаётся предсказать наверняка. Не вся нечистая сила здесь однозначное зло, не всякий страдалец-крестьянин — невинная жертва. Только в одном можно быть уверенным на 100%: как ни шарахайся от каждой подозрительной фигуры, прогуляться по тёмным дорожкам Пермской губернии без потасовок не получится. Рано или поздно придётся пустить в ход боевую магию.
Ночь на Ивана Купалу
На дворе 1879 год. Девчушка по имени Василиса живёт в глуши где-то в Чердынском уезде, под Пермью, вместе с дедом Егором — колдуном, что опекает осиротевшую девочку с детства. Старик воспитывал её как будущую ведьму, однако у Васи были совсем другие планы на жизнь. Повзрослев, она повстречала возлюбленного и забросила обучение, чтобы выйти замуж, — но её суженый покончил жизнь самоубийством.
Отчаяние и вынуждает безутешную Василису вернуться на путь ведьмы. Легенды о таинственной Чёрной книге, исполняющей желания, правдивы — с её помощью можно вернуть избранника к жизни. Нужно лишь открыть все печати книги, вот только есть одна проблема: начинающей знатке эта задача явно не по зубам. Василиса только-только прошла обряд инициации, и ей предстоит ещё многому научиться, прежде чем Чёрная книга откроет свои секреты.
Катсцен в прологе раз-два и обчёлся, зато каждая радует постановкой: авторы хорошо понимают, что некоторые вещи лучше показывать, а не рассказывать
Black Book: Prologue можно неторопливо пройти за сорок минут, но студия Morteshka не тратит ни секунды этого времени понапрасну. Возможно, дело в том, что это демка, но всё равно приятно видеть простую, искреннюю историю, которая цепляет с первых сцен. Сложно не проникнуться печалью Василисы, когда та стоит у могилы любимого и обещает вернуться к нему. Попрощавшись, она выбегает из леса в бескрайнее поле ржи, вдали виднеется купол церкви — ведь самоубийцам нет места на кладбищах. А уже через мгновение героиня, под чутким руководством деда Егора, чертит мелом круг на перекрёстке, чтобы совершить свой первый ритуал. События пролога создают хороший задел на приключение — он уже вызывает желание узнать, куда ещё нелёгкая занесёт Василису.
У жениха даже нет имени, но его всё равно по-человечески жаль. Хотя будет смешно, если он останется безымянным и в релизной версии
Это чувство приключения во многом возникает благодаря вселенной игры. Разработчики, как и в случае с их первым проектом, The Mooseman, взяли за основу фольклор: тогда базой послужили предания финно-угорских племён, а в Black Book — сказания коми-пермяков. Однако в этот раз у них получилась не просто интерактивная энциклопедия по устному народному творчеству, а самый настоящий мир. Русь на стыке христианства, язычества и всевозможных суеверий, где серость провинциальных будней щедро разбавлена всякой бесовщиной. Здесь чудища работают на мельницах, вращая жернова, под каждой печью живёт домовой, а в соседском самоваре может поселиться чёрт — если не окрестить посуду перед чаепитием.
Управлять Василисой можно только в важных для сюжета локациях: там, где можно найти предметы или решить какую-нибудь простую головоломку. Скудно, но остаётся надеяться, что в финальной версии таких мест будет больше
Контраст реализма и фантастики, вкупе с подобными деталями и маленькими историями, заставляет российскую глубинку (одно из самых унылых мест на земле) выглядеть волшебной. В прологе представлен лишь небольшой кусочек Чердынского уезда, да и тот нельзя толком исследовать, — но он всё равно ощущается необъятным и полным тайн. Над этим, конечно, постарались не только сценаристы, но и художники. Правда, здесь всё не так однозначно. С одной стороны, скромный низкополигональный дизайн вполне подходит эстетике и ничего не портит. От некоторых пейзажей, напоминающих полотна Шишкина, просто захватывает дух. С другой, кое-где разработчикам стоит задуматься над композицией и красками. На экране часто хватает «пустого» места, а гамма получилась слишком уж тёмной — иногда буквально ничего не разглядеть. Хотя, возможно, так дизайнеры просто маскировали низкую детализацию интерьеров: им тоже не помешала бы фактура.
Все колдуны получают свою силу в одном месте, от одного покровителя. Но до Василисы эта новость, похоже, ещё не дошла
С диалогами, да и с остальными литературными текстами, примерно та же ситуация. Разработчики, очевидно, проделали исследование: речь персонажей пестрит историзмами и архаичными терминами, а именослов (местный «кодекс») довольно занятно написан. Большинство текстов стилизовано под «старый» русский, но порой уж слишком натужно. Их не сложно читать, нет — просто они звучат неестественно, почти как пародия. Понятно, что авторы хотели сделать аутентично, но иногда персонажи разговаривают настолько цветисто, что их просто не получается воспринимать всерьёз. Особенно когда каждый второй крестьянин изъясняется как матёрый баснописец.
Кто создал Black Book?
Не так давно российский геймдев чуть ли не полностью состоял из мобилок и мультиплеерных сессионок. Однако сегодня наша индустрия уделяет сюжетным играм больше внимания. Денег в отрасли стало больше, геймеры изголодались по синглам, а вчерашние игроки выросли и стали геймдизайнерам.
Только в ближайшие полтора месяца отечественные разработчики выпустят King's Bounty 2, Pathfinder: Wrath of the Righteous, Encased и Atom RPG: Trudograd. А 10 августа состоялся релиз Black Book от пермской студии «Мортёшка».
В мае 2020-го творцы выпустили в Steam бесплатный пролог игры и в тот же день вышли на Kickstarter. В цифровом магазине демо получило 94 процента положительных отзывов, а на краудфандинге проект поддержали 163 тысячами долларов.
Спустя годы кропотливой работы Black Book добралась до релиза, но удалось ли ей оправдать высокие ожидания? Определённо, да: детище студии «Мортёшка» — одна из самых самобытных и талантливых российский игр за многие годы.
Обзор Black Book. Василиса маленькая ведьма
Хоррор с карточной боёвкой, в котором начинающая ведьмочка Василиса кошмарит нежить на ночных дорогах Пермской губернии.
Скандинавская мифология заезжена вдоль и поперёк. Чего по ней только не делали: от фэнтези до комиксов. А не так давно начали появляться даже хорроры, притом весьма недурные: Through the Woods и Hellblade: Senua’s Sacrifice. Вывод напрашивается сам собой: языческие мифы, которые современному человеку кажутся «сказочными», на самом деле полны жестокости и насилия, а значит, являются прекрасным подспорьем для жанра ужасов. И раз уж на то пошло, интересно было бы услышать страшную историю, построенную на родной мифологии. Каким бы получился кошмар в антураже славянских легенд и преданий?
Black Book — карточная игра в жанре фэнтэзи-хоррор от пермской студии Morteshka — как раз про это. В её лоре верования финно-угорских народов переплетены с русскими народными мифами, так что многих чудищ вы наверняка узнаете. С чертями и лешими все мы с детства знакомы благодаря сказкам — только вот в «Чёрной книге» вся эта нечисть совсем не сказочная и способна напугать даже взрослого.
Сюжет Black Book
Жизнь в Чердынском уезде Пермской губернии непроста. Чтобы прокормить себя, крестьянам приходится без устали работать в поле. Чтобы не околеть ночью — мотаться в лес за дровами. Чтобы испить водицы — нести вёдра к колодцу.
И без того забот хватает, а ещё и черти каждый день одолевают бедных жителей. Отправил ребёнка париться? Его может утащить банница. Построил мельницу у реки и не принёс жертву водяному? Скоро нечисть перебьёт рабочих. Нежданно погиб весь урожай? Это бес постарался.
Помочь совладать с чертями могут векшицы. Это колдуны, которые видят нечисть, умеют с ней общаться и владеют магической силой. Главная героиня Василиса как раз из таких.
Когда-то она была обычной девушкой, которая избегала всего потустороннего и мечтала о свадьбе с возлюбленным. Увы, однажды избранник покончил с собой. Зачем он это сделал? Что тяготило его душу? История явно непростая.
А ведь самоубийца наверняка угодил в ад — эта мысль терзает душу Василисы. Чтобы вытащить суженого, героиня решает стать колдуньей и получает могущественную «Чёрную книгу» с семью печатями. Если открыть их все, можно загадать любое желание.
Именно снятию печатей и посвящена история Black Book. На пути Василису ждёт немало жутких событий, тяжёлых выборов и смертоносных созданий.
Казалось бы, сюжет предельно прост, но за счёт деталей и любви к своему детищу разработчикам удалось сделать его захватывающим. С каждой новой вылазкой игроки будут всё сильнее проникаться историей героини и верованиями предков.
На пути Василиса много с кем встретиться. С девчонкой, которую ещё в детстве забрали черти. С владельцем производства, работники которого умирают один за другим. С бесом, уничтожающим поля ради научного прогресса. И много кем ещё. Некоторые истории развеселят, но большая часть заставляет кровь стынуть в жилах.
Основная сюжетная линия тоже занятная. Геймер будет всё больше узнавать об истории Васьки, общаться с самим Сатаной и принимать тяжёлые решения. Неожиданным поворотам, интригам и предательствам место тоже найдётся. В целом, история интригует, и погружаться в неё приятно.
Во многом эффект достигается за счёт необычного сеттинга. Геймеры привыкли бродить по залитым неоном мегаполисам, средневековым городам и футуристичным планетам — здесь же они отправятся в самое сердце славянской культуры. При этом подана жизнь на Руси настолько атмосферно и притягательно, что порой хочется отложить игру, открыть Вики и пролистать пару статей о жизни в те времена.
У студии «Мортёшка» получилось заинтересовать геймера родной историей. Удалось ли хоть раз что-то подобное Министерству культуры с их фантастическими бюджетами? А вот пять пермских разработчиков справились.
Обзор Black Book. Талантливая игра, которая сделала для нашей культуры и истории больше, чем любые министерства
Недавно состоялся релиз Black Book, одной из самых ожидаемых российских игр. Пермские разработчики обещали проект с чарующим славянским сеттингом, интересным сюжетом и сложными сражениями. Но что получилось на деле? Я прошёл Black Book — и спешу поделиться впечатлениями.
Колодой карт по рогатой морде
Хрупкая Василиса едва ли поднимет серебряный меч, а потому её основное оружие в борьбе с нечистью — колдовство. Карточная боевая система здесь стилизована под слова заговоров: каждая карта — заклинание. Белые слова — защитные, чёрные — атакующие и проклинающие. И хотя основной принцип сражений элементарен (пошагово стараемся довести здоровье противника до нуля и сохранить своё), назвать здешнюю боёвку примитивной язык не поворачивается. В Black Book вас ждёт огромный арсенал карт с уникальными свойствами, которые можно комбинировать бесчисленным количеством способов, — экспериментируй не хочу.
Каждая открытая печать на Чёрной книге добавляет в колоду совершенно новые заклинания с необычными эффектами. Даже стартовый набор может похвастаться как минимум тремя особыми видами карт. Отравляющая порча, карты, что бьют всё сильнее и сильнее с каждым последующим применением, заклятия с синергическим складным уроном (чем больше карт одного цвета используешь во время одной атаки, тем выше урон каждой из них). Чем дальше мы продвигаемся по сюжету, тем больше становится арсенал атакующих и защитных возможностей: двойной урон от дебаффов на противнике, вампиризм, атаки по всем противникам сразу и так далее. В «Чёрной книге» практически нет скучных карт с базовым уроном без уникальных свойств.
Благодаря этому подбирать новые билды можно на протяжении всей игры. Тем более что геймдизайн постоянно к этому подталкивает: каждый босс, которого мы встретим, имеет свои сильные и слабые стороны, под которые предстоит подстраиваться. Например, один из чертей будет постоянно накладывать на себя бафф, увеличивающий урон пропорционально потерянному здоровью. Без карт, снимающих положительные эффекты, не обойтись. Другой окаянный уворачивается от физических атак, но пасует перед ядами. Третий убивает практически с одного удара, но ничего не может противопоставить картам, полностью блокирующим одну мощную атаку… Экспериментировать с тактикой и способами убийства вражин — одно удовольствие.
В игре есть система прокачки, но разнообразием она похвастаться не может. Развивать предстоит классические перки: урон, защиту, количество слотов под предметы с эффектами и т.д.
Ну а для тех, кому хочется самой что ни на есть адской сложности, «Чёрная книга» приготовила механику боёв-головоломок, которые иногда встречаются в побочных заданиях. Здесь надо за ограниченное количество ходов победить очень сильного противника. Это один из самых запоминающихся элементов игры: ты пробуешь, перебираешь карты с разными свойствами, выясняешь, как они взаимодействуют между собой, ошибаешься и снова пытаешься… И когда после двадцатой попытки урона от очередной комбинации буквально тютелька в тютельку хватает, чтобы мега-чертяка умер на последнем ходу, эмоции зашкаливают, а восторг такой, будто самостоятельно, без инструкции собрал жизнеспособного андроида из старого металлического конструктора.
Мастер муши
Что касается геймплея, здесь Black Book: Prologue не то чтобы сдаёт позиции, но… Смотрится не так любопытно, как можно подумать по видео. Если вы ждёте большой RPG в открытом мире в духе «Ведьмака», то сразу расстрою — ничего подобного здесь нет. По структуре и масштабам Black Book гораздо ближе к жанру roguelike. Если точнее, к Slay the Spire, которую студия честно называет одним из главных источников вдохновения — и оно заметно.
Отголоски собратьев по жанру узнаются в Black Book даже на глаз. Если б ещё интерфейс был посветлее, то было бы просто замечательно
На практике это выглядит так. Колдовское ремесло — точно такая же профессия, как мельник или пахарь, поэтому Василиса зарабатывает на жизнь, помогая местным жителям. К ней в избу регулярно приходят гости: кого-то можно выручить советом, а другие просят разобраться с проблемой лично. Тогда игра выбрасывает вас на глобальную карту, где вы просто кликаете по локациям, чтобы дойти из точки А в точку Б. Как если бы вы поднимались по этажам Шпиля в Slay the Spire, только здесь нельзя выбрать путь — он задан заранее. Максимум свободы действий — это решить, свернуть в опциональную локацию или нет.
Опять же, это можно списать на то, что Black Book: Prologue всё-таки демка, но путешествие не предлагает никаких интересных решений. Не нужно заниматься менеджментом ресурсов, продумывать маршрут, взвешивать риски… Нет даже стоящей причины отвлечься на побочные задания. На каждую достопримечательность, будь то село или рощица, отведён строго один экран с диалоговым окном. Экран, безусловно, красивый, но постоянно хочется вырваться за его пределы. Погулять, пообщаться с селянами, сплести себе венок из луговых цветов, обнять берёзу — ну, сами понимаете. Увы, всё, что вас ждёт в большинстве случаев — это какое-нибудь текстовое событие. Подать ли милостыню нищенке, проклясть ли случайную бабку по просьбе незнакомого мужика… Мило, но довольно бессмысленно. По крайней мере, пока что.
Иногда в странствиях можно наткнуться на враждебных чертей — изгонять нечистых придётся в пошаговом бою. Здесь Black Book почти не отходит от формулы Slay the Spire и подобных ей roguelike с элементами декбилдинга. Существенные отличия кроются в мелочах. Так, в свой ход Василиса выбирает сразу несколько слов из колдовской книги и складывает их в заговор — то бишь комбо. Всё просто и без изысков. Бьёте врагов, «отравляете» их проклятиями, накладываете на себя щиты и полезные эффекты. Действительно занятная идея в боёвке только одна: некоторые карты после розыгрыша остаются «в игре» и автоматически переходят в следующий заговор. Поэтому с каждым новым ходом можно плести всё более мощные комбо — правда, в демке в этом не было особой нужды.
Сейчас, понятное дело, сложно сказать, насколько хорошо боевая механика будет работать в релизной версии Black Book. Но одну проблему можно отметить уже сейчас — сражениям отчаянно не хватает динамики. Плевать, что она пошаговая: за происходящим на экране просто скучно следить. У действий Василисы и монстров нет «отдачи», они анимированы как деревянные куклы. Музыка и звуковые эффекты на редкость блёклые, а сам декбилдинг не настолько развит, чтобы получать удовольствие от витиеватых комбинаций. Механики вроде есть, но они не складываются в одно целое как надо. Обидно ведь: из-за этого даже схватки с действительно неплохой постановкой не раскрываются в полной мере.
В лучшие моменты бои напоминают позднюю серию Persona: сюр и приземлённый реализм смешаны в правильных пропорциях
Естественно, по Black Book: Prologue рано делать окончательные выводы. В ней нет кучи фишек, обещанных студией Morteshka к релизу: ансамбля колоритных спутников, своры ручных бесов, системы кармы… А то, что есть сейчас, явно не дотягивает до потенциала, который сулит сеттинг. Но, на самом деле, оттого даже любопытнее, какой получится полноценная Black Book, благо игра уже собрала достаточно средств на Kickstarter.
Ведь, несмотря на все недочёты, после сорока минут пролога в Чердынском уезде хочется остаться как минимум на пару дней дольше. Как максимум — на все летние каникулы.
Здесь русский дух, здесь Русью пахнет
Однако хардкорные карточные баталии — вовсе не обязательная опция. Те, кому не хочется вникать в местную систему правил, могут выбрать уровень сложности «ученица», и все противники ослабнут в два раза. А если и этого мало, то можно и вовсе пропускать битвы. Благо «Чёрная книга» действительно способна увлечь не только карточным геймплеем.
У игры своя, ни на что не похожая эстетика. Русская народная музыка, которую ты вроде бы уже привык не воспринимать всерьёз и ассоциировать с мультиками и ярмарками, пробирает здесь не хуже порывов ветра. В ней так много тоски, так много печали и тревоги. Саундтрек тянет на себе атмосферу во время сражений или исследования локаций, когда аскетичная, будто нарисованная в Paint картинка режет глаз. Но происходит это нечасто: даже с помощью минималистичной рисовки художникам удаётся набросать контуры враждебных бесов, которых достаточно, чтобы подстегнуть воображение. А уж фантазия непременно дорисует жуткие подробности, особенно если периодически заглядывать в именослов — местную энциклопедию, полную мрачных историй.
А вот к рисовке во время статичных катсцен и диалогов придраться невозможно — она криповая в самом лучшем смысле этого слова. Здесь художники на детали не поскупились: персонажи изображены мультяшно, красочно, но в их чертах всегда проскальзывает нечто странное, неладное. Приглядитесь к самой Василисе и поймёте, о чём я. Её лицо едва уловимо неровное, взгляд расфокусирован — она будто постоянно смотрит куда-то вовне, да ещё и глаза у неё разного цвета. Пожалуй, в XIX веке такую девушку действительно приняли бы за ведьму.
На подобных мелочах зиждется практически каждый элемент игры. Например, язык и речь у персонажей нарочито устаревшие. Текст стилизован под старорусский, и чуть ли не в каждой строчке спотыкаешься о непонятные аутентичные словечки. Но это здорово: сразу чувствуется, что герои — не современные люди в исторических одёжках, а именно что жители дореволюционного мира, который никто из нас не застал. «Блазнится», «шишига», «биси» — под каждым таким неведомым словом есть толкование. В местной энциклопедии то и дело появляются новые разделы с информацией, которая помогает разобраться в происходящем. Причём статьи в игровом справочнике грамотно вплетены в геймплей. Практически каждый квест содержит элемент викторины: от тебя ожидают решений или задают вопросы, подсказки для которых есть в бестиарии. Приходится читать и анализировать — но это не раздражает, ведь поданы факты в формате небольшого увлекательного рассказа, байки или страшной истории. Статья за статьёй ты вникаешь в суеверия и уже на автомате вычисляешь русалку-утопленницу среди обычных крестьян, отличаешь подменённых чертовкой детей от кровных и, наконец, сам не хуже справочника можешь рассказать, кто такая обдериха.
Периодически Василисой дадут поуправлять напрямую с фиксированной камерой в стиле первых частей Resident Evil и Silent Hill
«Чёрная книга» способна заменить целый краеведческий музей. Игре удалось обаятельно и ненавязчиво рассказать то, от чего на обычной экскурсии только зеваешь. Тщательная работа с культурным источником, харизматичные персонажи, проработанные сюжетные линии и побочные мини-истории… Формулу игры хоть сейчас записывай и отправляй в Министерство культуры для финансирования полноценной франшизы. Шутки шутками, но в старорусский фольклор благодаря «Чёрной книге» ты вникаешь потому, что интересно и хочется, а не потому, что надо.
Боёвка в Black Book
Боевая система Black Book построена на карточной системе. У Василисы есть карты, которые отвечают за атаку, защиту, баффы, дебаффы и много чего ещё. Впрочем, даже если вы не фанат Hearthstone и подобных игр, сможете её освоить — пусть и не без труда.
Первые бои будут элементарными: колода на старте простенькая, да и враги серьёзный вызов не бросают. Атакуете их, наносите порчу, блокируете атаки и всё такое — принять верное решение помогает то, что вы знаете следующий шаг оппонента.
Стоит привыкнуть к боёвке, как игра начнёт подкидывать всё более серьёзные задачи. Вот вам бес, который очень больно бьёт. А вот неприятель, который игнорирует физические атаки. А этот мгновенно убьёт вас первым же ударом.
Бои получились хардкорными. Порой они прямо-таки вводят в ступор — кажется, что шансов на победу нет. Однако стоит подумать, разобраться в сильных сторонах беса и привести колоду в порядок, как всё получается.
К примеру, вам может повстречаться злющий бесплотный дух, который игнорирует прямые атаки и лечится, когда наносит вам урон. Чтобы завалить его, стоит пересобрать колоду, оставив в ней только защитные карты и те, что наносят порчу.
Травы, обереги и напарники тоже помогают в бою. Травки можно найти на локациях или купить — они лечат героиню, усиливают заклинания или полностью снимают урон от вражеских атак. Обереги Василиса носит постоянно: они дают стартовую защиту, кладут в руку сильную карту при первой раздаче, защищают от негативных эффектов и много чего ещё. Напарники выручают раз в пару ходов: они бьют чертей, защищают героиню и наносят сглаз.
Впрочем, каким богатым не казался бы арсенал, а некоторые задачки всё равно вынуждают читать гайды или снижать уровень сложности. Признаюсь, я не раз обращался к подобной уловке и явно был не одинок. Сразу после релиза разработчиков завалили жалобами на чересчур суровые испытания — вскоре творцы выпустили патч, который позволяет пропустить сражение после пары смертей.
В боевой системе есть недостатки вроде длинных диалогов, в которых нужно участвовать перед сложными драками. Если Василиса умрёт, то не сможет сразу вернуться к бою, — сначала ей придётся в очередной раз слушать пустой трёп.
Однако, в целом, схватки получились отличными. Они заставляют думать, досконально изучать колоду и искать слабости бесов. Если вы любите карточные, тактические и пошаговые бои, присмотритесь к Black Book.
Читайте также: