А бучкова современные гаджеты девайсы и интернет как воспитывать детей в таких условиях
А. Бучкова, детский психолог, кандидат социологических наук
Увидев подобный заголовок, многие тут же воскликнут или, как минимум, подумают про себя: «Безусловно, компьютеры, телефоны, планшеты и, наконец, интернет - очень вредны для детей». Но при этом никто не станет отрицать, что устройства, часто ошибочно именуемые гаджетами (смартфоны, планшеты, портативные компьютеры и т.д.), прочно вошли в нашу повседневную жизнь. И хочется нам этого или нет, но знакомство с ними, а также с компьютерами и глобальной сетью Интернет происходит очень рано, нередко еще до того, как малыш начал уверенно говорить. Итак, с одной стороны, небезопасно, а с другой - неизбежно. Что же делать?
Для начала давайте разберемся, что такое «гаджеты» и о чем все-таки эта статья. Слово «гаджет» - английского происхождения, появилось предположительно в 1850-х или в 1880-х годах, а вот прочно в наш обиход вошло лишь в 2000-х. На Научного определения не найти, и только всезнающая «Википедия» сообщает нам, что «gadget» в буквальном переводе обозначает штуковину, приспособление, устройство, безделушку. Изначально этим сленговым словом моряки называли любой небольшой механический предмет или часть судна, для которой он предназначался, в том числе и когда просто забывали его название. Кстати, очень похоже на современное употребление этого слова: часто произносим, но что значит, не всегда представляем. Вот вам и морской сленг.
Сегодня гаджетами называют небольшие технические устройства, предназначенные для оптимизации нашей повседневной жизни, причем к ним относят даже умную одежду и электронные пластыри. Но чаще всего под ними все-таки подразумевают плееры, смарт-браслеты, игровые приставки, т.е. все то, что подключается к компьютерам, планшетам или смартфонам (мобильным телефонам с дополнительными функциями портативного компьютера). Смартфоны и планшеты тоже часто называют гаджетами, хотя они таковыми не являются. Гаджет рассматривается также как приложение в программном обеспечении. В этом значении большая часть информации становится доступной детям именно благодаря гаджетам, т.е. этим самым приложениям.
Но вернемся к теме нашего сегодняшнего обсуждения. О чем же все-таки мы будем говорить в этой статье? О любом устройстве, будь то компьютер, смартфон, планшет (правильнее будет обозначить все это как девайсы - от англ. «device» - «какие-либо технические устройства») или гаджет, которые могут иметь доступ к интернету или не иметь его, но вызывают неподдельный неподдельный интерес ребенка и способны надолго захватить его внимание.
То, что знакомство ребенка с подобными устройствами и интернетом произойдет достаточно рано, понимают не только родители и педагоги-практики, но и ученые, в том числе медики, которые предлагают ряд научно обоснованных рекомендаций по организации работы детей за компьютером или другим девайсом. В частности, они научно обосновывают, что начинать общение с информационными устройствами ребенку лучше в возрасте не ранее пяти лет. При этом средняя дневная норма составляет 7-10 минут для детей пяти лет и 10-15 минут для дошкольников шести-восьми лет. Эти нормы существуют с конца прошлого века и до сих пор остались неизменными. Но давайте спросим себя: реально ли их соблюсти в современных условиях?
Конечно, это риторический вопрос. Дети сегодня другие. Они растут, погружаясь в бесконечные потоки яркой и насыщенной информации. Они переносят принципы действия онлайн-режима и сенсорных дисплеев в реальную жизнь. Лично была свидетелем того, как полуторагодовалый ребенок во время развивающих занятий подошел к окну и попытался пальцами «увеличить» заинтересовавшую его птицу, сидевшую на дереве. Происходит уникальный процесс: реальность познается через цифровой мир и с помощью информационных устройств. Это иное восприятие окружающей действительности, которое соответствует современности и делает детей конкурентоспособными. Подумайте, стоит ли ограничивать ребенка, закрывать от него дверь в успешное будущее?
Давайте признаемся себе честно: сегодня дети начинают пользоваться компьютерами, смартфонами, планшетами и гаджетами чуть ли не с года (хотя медики по-прежнему рекомендуют начинать не ранее двух, а то и трех лет). Такое раннее погружение вполне естественно, ведь все эти устройства являются неотъемлемыми атрибутами нашей с вами жизни.
Конечно, в рамках этой статьи мы не можем не рассмотреть, какой вред наносит длительный просмотр мультфильмов и электронные игры. Но основная наша задача - выделить приемы, способные максимально уменьшить негативное влияние онлайн-погружения и сберечь здоровье ребенка.
Начнем, пожалуй, с вреда. Как утверждает авторский коллектив под руководством доктора медицинских наук, профессора /1.А. Леоновой, при работе с компьютерами, планшетами, смартфонами и гаджетами в первую очередь страдает зрение. Также подобная деятельность влияет на осанку, тонус мышц, прежде всего шеи и плечевого пояса, при определенных условиях затрагивается слух. Почему же это так вредит ребенку? Прежде всего, потому, что большинство систем его организма находятся в процессе активного развития.
Интенсивное созревание зрительного анализатора происходит вплоть до подросткового возраста. Развитие сетчатки закончится на первом году жизни. К четырем годам ребенок уже воспринимает все цвета, однако полностью цветовосприятие сформируется только к 10-12 годам. Мозговые структуры зрительного анализатора оформятся к концу дошкольного возраста, в том числе созреет его корковый отдел. Примерно к 11 годам полностью сформируется аккомодационная система (дающая способность ясно видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях от глаза). Однако окончательное созревание зрительного анализатора произойдет только к 16-17 годам, с развитием пространственного и стереоскопического зрения.
Получается, что, когда ребенок младше семи лет смотрит мультфильмы или играет в развивающие игры, постоянно меняющиеся условия на экране держат еще несовершенную аккомодационную систему его глаз в постоянном напряжении. В результате утомления зрительного анализатора повышается частота и теряется равномерность движений глаз. Это отражается на работе мозга и регуляционных механизмах психики. Результат - нервное перенапряжение.
Еще один значимый фактор - малоподвижность в процессе игры или просмотра мультфильмов. Ваш малыш не может усидеть на месте три-пять минут, а тут экран приковывает его внимание на несколько часов. Недостаточная двигательная активность и неправильные позы ребенка негативно сказываются на формировании костно-мышечной системы, приводят к нарушениям осанки, гипертонусу мышц.
Исследования также доказали, что большинство компьютерных игр - источник стресса. Даже предвкушение игры уже является стрессогенным фактором и приводит к выбросу адреналина и кортизола в кровь из надпочечников, что характеризует реакцию организма на стресс.
Ни для кого не секрет, что утомление и стрессы, особенно хронические стрессы и переутомление, - одни из основных причин разного рода болезней независимо от возраста. Когда превышен предел работоспособности клеток головного мозга и они не успевают вовремя восстановиться - жди беды в виде соматических и острых инфекционных заболеваний, на смену которым часто приходят нервно-психические и хронические. Поэтому важно вовремя заметить видимые признаки утомления ребенка. У каждого они индивидуальны: кто-то становится более пассивным, а кто-то, наоборот, чрезмерно активным. Отличаются и эмоциональные реакции детей - от смеха, пританцовывания и бурного веселья до криков, плача и повышения тревожности.
Но дело не ограничивается просто физическим вредом, причиняемым компьютерами, смартфонами, планшетами и гаджетами. Речь идет о ЗАВИСИМОСТИ. В вашем окружении наверняка есть подростки и даже взрослые люди, которые могут часами напролет играть в компьютерные игры. Возможно, и вы сами (конечно же, иногда) не можете отказать себе в удовольствии поиграть в увлекательные игры на своем смартфоне. Что тогда говорить о детях, у которых многие структуры мозга еще только созревают, недостаточно окрепли, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, саморегуляция практически отсутствует. Взрослые помогают детям в регуляции поведения минимум до шести-семи лет, пока не начнет формироваться произвольность психических процессов. В ваших силах регулировать время просмотра программ, мультфильмов и игр на смартфоне, планшете и компьютере. Только это должно быть четко установленное правило. Понаблюдайте за своим ребенком: через сколько времени он переходит от одной деятельности или игры к другой в реальном времени? через сколько времени «общения» с информационными устройствами начинает утомляться? Сколько времени можно давать ему на просмотр мультфильмов или электронные игры? Главное - не переборщить ни в сторону чрезмерного запрета (15 минут для современных здоровых детей слишком мало), ни в сторону вседозволенности (более одного часа ежедневного увлечения электронными игрушками и мультфильмами может привести к различным заболеваниям и недоразвитию, нарушениям зрения и опорно-двигательного аппарата).
Определить вред не составило труда, а в чем польза? Что же положительного в играх и развивающих мультфильмах? Кроме упомянутой выше конкурентоспособности вашего ребенка, игры на компьютере, планшете, смартфоне или гаджете способствуют развитию памяти, внимания, воображения, ассоциативного и логического мышления малыша. Также развивается мелкая моторика и координация движений. Главное, чтобы нагрузка на анализаторы, физиологические и психические процессы не была чрезмерной. А для этого важно подбирать игры и мультфильмы, которые бы соответствовали возрасту ребенка. Сделать это в современных условиях достаточно просто: изначально искать развивающие игры и видео для определенного возраста. Помните, что произвольность сформируется только к началу школьного обучения, в старшем дошкольном возрасте активизируется созревание центральной нервной, зрительной, двигательной и сердечно-сосудистой систем. Ребенок в процессе этого уже испытывает перегрузки, дополнительная чрезмерная нагрузка может крайне негативно отразиться на созревании всех вышеупомянутых механизмов и систем.
Дошкольный возраст - время двигательной активности и экспериментов. Для снятия статического мышечного напряжения вы можете разбавлять просмотр мультфильмов и развивающие игры в онлайн-режиме физическими упражнениями, в первую очередь для верхней части туловища, или проходящими в реальном времени экспериментами, развивающими и подвижными играми. Думаю, у каждого родителя, и тем более воспитателя таких игр в личной копилке предостаточно. И помните, что познание реального окружающего мира в этом возрасте обязательно должно превалировать над требующей умственной нагрузки работой за компьютером. К тому же к играм на компьютере, смартфоне, планшете и т.п. необходимо заранее готовиться. В первую очередь речь идет о тренировке тех систем ребенка, которые окажутся под наибольшим ударом, особенно на первоначальном этапе: точности и координации движений, в том числе точных движений кистей рук и пальцев, а также памяти. Соответствующие упражнения легко найти в интернете. Например, забрасывание мячей разного размера в корзину, пальчиковая гимнастика или запоминание последовательности расположения игрушек на столе.
Для снятия зрительного напряжения подойдет зрительная гимнастика, которая проводится как в процессе пользования электронными девайсами, так и после. Длительность такой гимнастики - одна - максимум две минуты. Упражнения лучше периодически менять. В процессе игры или просмотра мультфильма достаточно провести одно, а после - два-три упражнения. Простейший пример: подвесить на стенах, потолке четыре-шесть игрушек или картинок, лучше из одной сказки или одной тематики, и попросить ребенка, чтобы воображаемый самолетик, бабочка или голубь пролетели около них всех по очереди. Делать это можно с поворотом головы или без. Также различные метки (картинки или наклейки) можно оставить на стекле и попросить ребенка смотреть на них и на деревья за окном, что будет тренировать и развивать аккомодационную функцию глаза. Другое эффективное упражнение: водить указкой по плакату (вверх-вниз, вправо-влево, по часовой стрелке и против нее, по восьмерке) и просить ребенка следить за ее движением только глазами. Также можно моргать, открывать и закрывать глаза. Детям очень нравится зрительная гимнастика в стихотворной форме, особенно если она сочетается с движениями всего тела.
Важно также помнить о правилах безопасного просмотра, соблюдение которых снизит нагрузку на зрительную и двигательную системы ребенка. Так, зрительная дистанция от глаз до экрана не должна быть меньше 60-70 см. Желательно, чтобы ребенок сидел на стуле со спинкой или на диване и опирался ногами на пол или скамеечку, крайне нежелательны скамейки без опоры для спины. Необходимо следить за сохранением осанки. Кстати, и за своей осанкой неплохо заодно последить. Замечали вы когда-нибудь, как работаете за компьютером или в какой позе играете в игры на телефоне? Каким еще образом можно снизить негативное влияние на ребенка?
Пока у вас есть возможность самостоятельно выбирать развивающие игры и мультфильмы, обратите внимание на преобладающие в них цвета. Желательно, чтобы цветные символы располагались на нейтральных белых и серых тонах, белые - на зеленом фоне. Наиболее предпочтительные цвета: желтый, зеленый, оранжевый. А вот дополнительную нагрузку на ребенка окажут сложные изображения с применением синего, красного и фиолетового цвета. Нежелательно использование более семи цветов на одном кадре или игровой панели. Чем младше ребенок, тем вреднее для него мерцание, блики и отражения.
Не воспринимайте эти рекомендации как намек на то, что необходимо выбирать исключительно однотонные мультфильмы или игры. Для полноценного развития детей важны разнообразие, интерес, обилие ощущений, красок, звуков и вкусов, но главное здесь - не переборщить. И пусть все будет своевременно и по возрасту. Тем более что в интернете сейчас практически все мультфильмы и игры имеют возрастную маркировку. Если вы используете материалы «не по возрасту», то ускоренно мелькающие картинки ребенок не сможет ни воспринять, ни понять. Это не только вредно, но еще и бессмысленно.
Еще один важный момент, на который вы можете повлиять: культура просмотра мультфильмов и использования развивающих игр. Если в доме постоянно включен телевизор, а родители сами увлеченно играют в игры на планшете, то каким-либо образом ограничить ребенка будет невозможно. Вы - главный пример для него!
Задумывайтесь, во что играет или что смотрит ребенок, пока вы на кухне или говорите по телефону. А еще лучше - играйте или смотрите вместе с ним. Пусть просмотр мультфильмов и развивающие игры станут семейным ритуалом и лишь изредка остаются средством «займу-ка ребенка на время».
К тому же вы можете сами выбирать наиболее подходящий для него, на ваш взгляд, контент. Побольше развивающих мультфильмов и игр, и лучше избегать насилия в содержании, а также агрессивного и неадекватного, на ваш взгляд, поведения героев. Дети с легкостью переносят это все в реальную жизнь и начинают вести себя, например, как Маша из мультсериала «Маша и медведь» (в моей практике было несколько примеров). Все дело в том, что содержание должно соответствовать возрасту. «Умные машинки» и другие развивающие мультфильмы про машинки, «Лунтики», «Фиксики», «Смешарики», «География-малышка», «Даша-следопыт», «Паровозики из Чаггингтона» и др. разработаны специально для детей. Кстати, в большинстве советских мультфильмов соблюдены основные требования и по цветовым, и по содержательным характеристикам. А вот современные мультфильмы многоплановы, что приспосабливает детей к быстро меняющимся условиям, в которых им предстоит в дальнейшем жить самостоятельно. Поэтому советские мультфильмы полезно со четать с современными, а отечественные -с зарубежными. Прежде чем вы познакомите ребенка с новой игрой - поиграйте в нее немного сами. Проанализируйте цвета, содержание, поведение героев, подумайте, чем она будет полезна, а чем может быть вредна для вашего ребенка. Например, игра, в которой нужно нанести макияж главной героине. Да, развивает мелкую моторику, но ведь дети начинают раскрашивать всех вокруг и в первую очередь - себя. Все девочки рано или поздно доберутся до маминой косметики, но лучше все-таки позже. Выбор игр сегодня достаточно богат, всегда можно удалить спорную и скачать более полезную, интересную и развивающую.
Главное, чтобы игры и мультфильмы стали для ребенка источником новой полезной информации, а ваше присутствие, разъяснение и комментирование мультфильма или игры - еще одним увлекательным семейным занятием.
Итак, резюмируем: нормы пользования электронными девайсами остались практически неизменными, а вот требования времени постоянно меняются. И все же как воспитывать детей в современных условиях - решать в первую очередь вам, родителям!
А напоследок для вас вопросы для размышления и самопроверки:
1. Сколько времени рекомендуют ежедневно проводить за компьютером, смартфоном, планшетом и т.п. специалисты-медики:
- Не более 7 минут;
- Не более 15 минут;
- Не более 30 минут;
- Не более часа.
2. Сколько времени вы готовы разрешить своему ребенку проводить за электронным девайсом ежедневно? Почему?
3.С какого возраста специалисты рекомендуют начинать использование информационных устройств?
4.В каком возрасте ваш ребенок начал смотреть мультфильмы и играть в развивающие игры?
5.По каким признакам вы определяете, что ребенок устал? Что свидетельствует о его переутомлении?
6.Какие правила использования ребенком электронных устройств сложились в вашей семье? Возможно, после прочтения этой статьи - вы хотели бы ввести дополнительные правила или изменить уже существующие?
7.Как часто и когда необходимо делать зрительную гимнастику? Какие упражнения нравятся вашему ребенку больше всего?
8.Каких цветов желательно избегать при выборе мультфильмов и игр на компьютерах, смартфонах и планшетах:
- желтого и оранжевого;
- синего и зеленого;
- красного и фиолетового;
- желтого и зеленого.
9.Какие мультфильмы и игры популярны в вашей семье? А какие вы бы назвали бесполезными и даже вредными?
Типичная ситуация: запрещаем ребенку смотреть мультфильмы и играть в электронные игры, и начинаются крики, капризы и истерики. Такое поведение становится нормой. Через это проходят все. Как вы думаете, с чем это связано и как быть в такие моменты?
Каждый из нас понимает, что компьютеры, телефоны, планшеты, называемые гаджетами - очень вредны для детей. Но при этом никто не станет отрицать, что подобные устройства прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Знакомство с ними, а также с сетью Интернет, происходит очень рано, нередко еще до того, как малыш начал уверенно говорить. Получается, что с одной стороны - опасно, а с другой – неизбежно.
Слово «гаджет» английское, появилось в конце 19 века, в наш обиход вошло лишь в 2000-х. В буквальном переводе обозначает приспособление, устройство, безделушку. Изначально этим словом моряки называли любой небольшой механический предмет или даже когда забывали его название. Сегодня чаще всего под гаджетами подразумевают плееры, смарт-браслеты, игровые приставки, т.е. то, что подключается к компьютерам, планшетам или смартфонам (их тоже принято называть гаджетами). Все эти предметы вызывают интерес у ребенка и способны надолго захватить его внимание.
То, что знакомство ребенка подобными устройствами и интернетом произойдет достаточно рано, понимают и родители, и педагоги, и ученые и медики.Медики предлагают ряд рекомендаций по организации работы детей за компьютером или другим гаджетом: начинать общение с информационными устройствами лучше в возрасте не ранее 5 лет; средняя дневная норма: 7-10 мин. для детей 5 лет и 10 – 15 мин. для - 6- 8 лет; Эти нормы существуют с конца прошлого века и до сих пор неизменны. Сегодня дети другие. Они с детства погружаются в потоки яркой и насыщенной информации. И соблюдать эти нормы практически невозможно.
Сегодня дети начинают пользоваться компьютерами, смартфонами, планшетами чуть ли не с года. Хотя в настоящее время медики рекомендуют – не ранее 2-х, а то и 3-х лет. Такое раннее погружение вполне естественно, ведь все эти устройства являются неотъемлемыми атрибутами нашей жизни. Поэтому наша задача - выделить приемы, способные максимально уменьшить негативное влияние онлайн-погружения и сберечь здоровье ребенка. Итак, вред, который наносят гаджеты растущему организму.
При работе с компьютером и другими гаждетами в первую очередь страдает зрение, влияет на осанку, тонус мышц, прежде всего шеи и плечевого пояса, при определенных условиях затрагивается слух. В этом возрасте большинство систем организма ребенка находятся в процессе активного развития: созревание зрительного анализатора происходит вплоть до подросткового возраста – развитие сетчатки закончится на первом году жизни; к 4-м годам ребенок уже воспринимает все цвета, однако полностью цветовосприятие сформируется только к 10-12 годам; окончательное созревание зрительного анализатора произойдет только к 16-17 годам.
Получается, что, когда ребенок младше 7-ми лет смотрит мультфильмы или играет в развивающие игры, постоянно меняющиеся условия на экране держат еще несовершенную систему его глаз в постоянном напряжении. В результате утомления зрительного анализатора повышается частота и теряется равномерность движения глаз. Это отражается на работе мозга и регуляционных механизмах психики. Результат - нервное перенапряжение
Недостаточная двигательная активность и неправильные позы ребенка негативно сказываются на формировании костно-мышечной системы, приводят к нарушению осанки, гипертонусу мышц. Исследования доказали, что большинство компьютерных игр – источник стресса. Даже предвкушение игры уже является стрессогенным фактором и приводит к выбросу адреналина в кровь из надпочечников, что характеризует реакцию организма на стресс.
Утомление и стрессы – одни из основных причин разного рода болезней независимо от возраста.
Когда превышен предел работоспособности клеток головного мозга и они не успевают вовремя восстановиться – могут появиться соматические и острые инфекционные заболевания, на смену которым часто приходят нервно-психические и хронические.
Поэтому важно вовремя заметить видимые признаки утомления ребенка. У каждого они индивидуальные:
кто-то становится более пассивным;
Кто-то чрезмерно активным;
По-разному проявляются эмоциональные реакции: от смеха, пританцовывания и бурного веселья до криков, плача и повышения тревожности;
Кроме физического вреда может появиться ЗАВИСИМОСТЬ.
Как избежать этого?
Регулировать время просмотра программ, мультфильмов и игр на смартфоне, планшете и компьютере;
Понаблюдать, через сколько времени наступает утомление и, в зависимости от этого, определить: сколько времени можно давать ребенку на просмотр мультфильмов или электронные игры.
Главное – не переборщить ни в сторону чрезмерного запрета (15 минут для современных здоровых детей слишком мало), ни в сторону вседозволенности (более одного часа ежедневного увлечения электронными играми и мультфильмами может привести к различным заболеваниям и недоразвитию, нарушениям зрения и опорно-двигательного аппарата).
В чем польза?
Развивающие игры на компьютере, планшете, смартфоне и т.д. способствуют:
развитию памяти, внимания, воображения, логического мышления;
развитию мелкой моторики и координации движений.
Главное, чтобы нагрузка на анализаторы, физиологические и психические процессы не была чрезмерной. А для этого важно подбирать игры и мультфильмы, которые бы соответствовали возрасту ребенка.
Родителям необходимо помнить,
что произвольность сформируется только к началу школьного обучения,в старшем дошкольном возрасте активизируется созревание центральной нервной, зрительной, двигательной и сердечно-сосудистой систем;ребенок в процессе этого уже испытывает перегрузки, поэтому дополнительная чрезмерная нагрузка может крайне негативно отразиться на созревании всех механизмов и систем растущего организма;
Во всем необходимо соблюдать равновесие : если полностью ограничить доступ к современным техническим устройствам, ребенок с утроенной силой приобщится к ним, став старше и лишившись чрезмерного контроля взрослых.Необходима спокойная реакция на желания ребенка и четкое следование правилу:- строго отведенное время в день (одновременный сеанс для здоровых детей – 15-20 мин. и 10 мин для детей с 3-й группой здоровья).
Приобщение к современным информационным устройствам не должно совпадать с прогулками на свежем воздухе.
Дошкольный возраст – время двигательной активности. Для снятия статического мышечного напряженияможно разбавлять просмотр мультфильмов и развивающие игры в онлайн-режиме физическими упражнениями, в первую очередь для верхней части туловища, или подвижными играми.
К играм на компьютере, смартфоне, планшете и т.п. необходимо заранее готовиться: тренировать точность и координацию движений, в том числе точных движений кисти рук и пальцев, а также памяти (забрасывание мячей разного размера в корзину, пальчиковая гимнастика, запоминание последовательности игрушек на столе и т.п.)
Для снятия зрительного напряжения хорошо проводить зрительную гимнастику, как во время пользования гаджетами, так и после (1-2 упражнения).
Важно помнить о правилах безопасного просмотра , соблюдение которых снизит нагрузку на зрительную и двигательную системы ребенка.
Зрительная дистанция от глаз до экрана не должна быть меньше 60-70 см. Желательно, чтобы ребенок сидел на стуле со спинкой или на диване и опирался ногами на пол или скамеечку, кране нежелательны скамейки без опоры для спины. Необходимо следить за соблюдением осанки.
При выборе игр и мультфильмов, обратить внимание на преобладающие в них цвета. Желательно, чтобы цветные символы располагались на нейтральных белых и серых тонах, белые – на зеленом фоне. Наиболее предпочтительные тона: желтый, зеленый, оранжевый.
Дополнительную нагрузку на ребенка окажут сложные изображения синего, красного и фиолетового цвета. Нежелательно использование более семи цветов на одном кадре или игровой панели. Чем младше ребенок, тем вреднее для него мерцание, блики и отражения.
Это не значит, что необходимо выбирать исключительнооднотонные мультфильмы или игры. Для полноценного развития ребенка важны разнообразие, интерес, обилие ощущений, красок, звуков и вкусов, главное здесь – не переборщить. Пусть все будет своевременно и по возрасту.
Еще один важный момент, на который может повлиять взрослый: культура просмотра мультфильмов и использования развивающих игр.
Хорошо, если вся семья смотрит мультфильм или какое-то время играет в электронные игры, превращая эту процедуру в семейный ритуал. При выборе мультфильмов и электронных игр, предпочтение отдавать развивающим, избегать насилия в содержании, а также агрессивного и неадекватного поведения героев. Дети с легкостью переносят это все в реальную жизнь и начинают вести себя, например, как Маша из мультсериала «Маша и медведь». Все дело в том, что содержание должно соответствовать возрасту.
Такие развивающие мультфильмы как «Фиксики», «Смешарики», «Даша-следопыт», «Паровозики из Чаггинстона» и др. разработаны специально для детей.
В большинстве советских мультфильмов соблюдены основные требования и по содержательным характеристикам.
А вот современные мультфильмы многоплановы, что приспосабливает детей к быстро меняющимся условиям, в которых им предстоит в дальнейшем жить самостоятельно. Поэтому советские мультфильмы полезно сочетать с современными, а отечественные – с зарубежными.
Главное, чтобы игры и мультфильмы стали для ребенка источником новой полезной информации.
Каждый из нас понимает, что компьютеры, планшеты, мобильные телефоны очень вредны для детей. Но при этом, никто не станет отрицать, что подобные устройства прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Все эти предметы вызывают интерес у детей и способны надолго захватить их внимание. Поэтому, наша задача - выделить приемы, способные максимально уменьшить негативное влияние онлайн-погружения и сберечь здоровье ребенка.
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_gadzhety.pptx | 875.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
…………………………………… СОВРЕМЕННЫЕ ГАДЖЕТЫ И ИНТЕРНЕТ. Как воспитывать детей в таких условиях. (консультация для педагогов и родителей) Ступакова В.И., старший воспитатель ГБДОУ № 85 Приморского района Санкт-Петербурга 2018г .
……………………………………. Каждый из нас понимает, что компьютеры, телефоны, планшеты, называемые гаджетами - очень вредны для детей. Но при этом никто не станет отрицать, что подобные устройства прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Знакомство с ними, а также с сетью Интернет, происходит очень рано, нередко еще до того, как малыш начал уверенно говорить. Получается, что с одной стороны- опасно, а с другой – неизбежно.
……………………………………. Слово «гаджет» английское, появилось в конце 19 века, в наш обиход вошло лишь в 2000-х. В буквальном переводе обозначает приспособление, устройство, безделушку. Изначально этим словом моряки называли любой небольшой механический предмет или даже когда забывали его название. Сегодня чаще всего под гаджетами подразумевают плееры, смарт-браслеты, игровые приставки, т.е. то, что подключается к компьютерам, планшетам или смартфонам (их тоже принято называть гаджетами). Все эти предметы вызывают интерес у ребенка и способны надолго захватить его внимание.
…………………………………….. То, что знакомство ребенка подобными устройствами и интернетом произойдет достаточно рано, понимают и родители, и педагоги, и ученые и медики. Медики предлагают ряд рекомендаций по организации работы детей за компьютером или другим гаджетом: начинать общение с информационными устройствами лучше в возрасте не ранее 5 лет; средняя дневная норма: 7-10 мин. для детей 5 лет и 10 – 15 мин. для - 6- 8 лет; Эти нормы существуют с конца прошлого века и до сих пор неизменны. Сегодня дети другие. Они с детства погружаются в потоки яркой и насыщенной информации. И соблюдать эти нормы практически невозможно.
Сегодня дети начинают пользоваться компьютерами, смартфонами, планшетами чуть ли не с года. Хотя в настоящее время медики рекомендуют – не ранее 2-х, а то и 3-х лет. Такое раннее погружение вполне естественно, ведь все эти устройства являются неотъемлемыми атрибутами нашей жизни. Поэтому наша задача - выделить приемы, способные максимально уменьшить негативное влияние онлайн-погружения и сберечь здоровье ребенка. Итак, вред, который наносят гаджеты растущему организму:
………………………………. При работе с компьютером и другими гаждетами в первую очередь страдает зрение, влияет на осанку, тонус мышц, прежде всего шеи и плечевого пояса, при определенных условиях затрагивается слух. В этом возрасте большинство систем организма ребенка находятся в процессе активного развития: созревание зрительного анализатора происходит вплоть до подросткового возраста – развитие сетчатки закончится на первом году жизни; к 4-м годам ребенок уже воспринимает все цвета, однако полностью цветовосприятие сформируется только к 10-12 годам; окончательное созревание зрительного анализатора произойдет только к 16-17 годам.
Получается, что , когда ребенок младше 7-ми лет смотрит мультфильмы или играет в развивающие игры, постоянно меняющиеся условия на экране держат еще несовершенную систему его глаз в постоянном напряжении. В результате утомления зрительного анализатора повышается частота и теряется равномерность движения глаз. Это отражается на работе мозга и регуляционных механизмах психики. Результат- нервное перенапряжение.
недостаточная двигательная активность и неправильные позы ребенка негативно сказываются на формировании костно-мышечной системы, приводят к нарушению осанки , гипертонусу мышц; Исследования доказали, что большинство компьютерных игр – источник стресса . Даже предвкушение игры уже является стрессогенным фактором и приводит к выбросу адреналина в кровь из надпочечников, что характеризует реакцию организма на стресс. Утомление и стрессы – одни из основных причин разного рода болезней независимо от возраста .
Когда превышен предел работоспособности клеток головного мозга и они не успевают вовремя восстановиться – могут появиться соматические и острые инфекционные заболевания, на смену которым часто приходят нервно-психические и хронические . Поэтому важно вовремя заметить видимые признаки утомления ребенка. У каждого они индивидуальные: кто-то становится более пассивным; Кто-то чрезмерно активным; По-разному проявляются эмоциональные реакции: от смеха, пританцовывания и бурного веселья до криков, плача и повышения тревожности; Кроме физического вреда может появиться ЗАВИСИМОСТЬ.
Как избежать этого? Регулировать время просмотра программ, мультфильмов и игр на смартфоне, планшете и компьютере; Понаблюдать, через сколько времени наступает утомление и, в зависимости от этого, определить: сколько времени можно давать ребенку на просмотр мультфильмов или электронные игры. Главное – не переборщить ни в сторону чрезмерного запрета (15 минут для современных здоровых детей слишком мало), ни в сторону вседозволенности (более одного часа ежедневного увлечения электронными играми и мультфильмами может привести к различным заболеваниям и недоразвитию, нарушениям зрения и опорно-двигательного аппарата).
В чем польза? Развивающие игры на компьютере, планшете, смартфоне и т.д. способствуют: развитию памяти, внимания, воображения, логического мышления; развитию мелкой моторики и координации движений. Главное, чтобы нагрузка на анализаторы, физиологические и психические процессы не была чрезмерной. А для этого важно подбирать игры и мультфильмы, которые бы соответствовали возрасту ребенка.
Родителям необходимо помнить, что произвольность сформируется только к началу школьного обучения, в старшем дошкольном возрасте активизируется созревание центральной нервной, зрительной, двигательной и сердечно-сосудистой систем; ребенок в процессе этого уже испытывает перегрузки, поэтому дополнительная чрезмерная нагрузка может крайне негативно отразиться на созревании всех механизмов и систем растущего организма;
Дошкольный возраст – время двигательной активности. Для снятия статического мышечного напряжения можно разбавлять просмотр мультфильмов и развивающие игры в онлайн-режиме физическими упражнениями, в первую очередь для верхней части туловища, или подвижными играми. К играм на компьютере, смартфоне, планшете и т.п. необходимо заранее готовиться: тренировать точность и координацию движений, в том числе точных движений кисти рук и пальцев, а также памяти (забрасывание мячей разного размера в корзину, пальчиковая гимнастика, запоминание последовательности игрушек на столе и т.п.) Для снятия зрительного напряжения хорошо проводить зрительную гимнасти ку, как во время пользования гаджетами, так так и после (1-2 упражнения).
Важно помнить о правилах безопасного просмотра , соблюдение которых снизит нагрузку на зрительную и двигательную системы ребенка. Зрительная дистанция от глаз до экрана не должна быть меньше 60-70 см. Желательно, чтобы ребенок сидел на стуле со спинкой или на диване и опирался ногами на пол или скамеечку, кране нежелательны скамейки без опоры для спины. Необходимо следить за соблюдением осанки . При выборе игр и мультфильмов, обратить внимание на преобладающие в них цвета . Желательно, , чтобы цветные символы располагались на нейтральных белых и серых тонах, белые – на зеленом фоне. Наиболее предпочтительные тона: желтый, зеленый, оранжевый.
Дополнительную нагрузку на ребенка окажут сложные изображения синего, красного и фиолетового цвета. Нежелательно использование более семи цветов на одном кадре или игровой панели. Чем младше ребенок, тем вреднее для него мерцание, блики и отражения . Это не значит, что необходимо выбирать исключительно однотонные мультфильмы или игры. Для полноценного развития ребенка важны разнообразие, интерес, обилие ощущений, красок, звуков и вкусов, главное здесь – не переборщить. Пусть все будет своевременно и по возрасту.
Еще один важный момент, на который может повлиять взрослый: культура просмотра мультфильмов и использования развивающих игр. Хорошо, если вся семья смотрит мультфильм или какое-то время играет в электронные игры, превращая эту процедуру в семейный ритуал. При выборе мультфильмов и электронных игр, предпочтение отдавать развивающим, избегать насилия в содержании, а также агрессивного и неадекватного поведения героев. Дети с легкостью переносят это все в реальную жизнь и начинают вести себя, например, как Маша из мультсериала «Маша и медведь». Все дело в том, что содержание должно соответствовать возрасту.
Такие развивающие мультфильмы как « Фиксики », «Смешарики», «Даша-следопыт», «Паровозики из Чаггинстона » и др. разработаны специально для детей. В большинстве советских мультфильмов соблюдены основные требования и по содержательным характеристикам. А вот современные мультфильмы многоплановы, что приспосабливает детей к быстро меняющимся условиям, в которых им предстоит в дальнейшем жить самостоятельно. Поэтому советские мультфильмы полезно сочетать с современными , а отечественные – с зарубежными . Главное, чтобы игры и мультфильмы стали для ребенка источником новой полезной информации.
Доступность дошкольного образования
Аннотация. В статье рассматриваются условия реализации принципа доступности качественного дошкольного образования в условиях негосударственного сектора. Раскрываются социально‐экономические факторы, законодательная база вопроса, условия финансового обеспечения негосударственных образовательных организаций, обосновывается необходимость функционирования частных детских организаций в контексте современной социокультурной ситуации, а также возникновения вариативных форм дошкольного образования.
Социально‐коммуникативное развитие
Т. Оганян‐Захараш, А. Гвалдин. Использование наследия В.А.Сухомлинского в организации воспитательных диалогов с дошкольниками. Диалоги на зимние темы
Познавательное развитие
Аннотация. В статье представлен авторский материал по ознакомлению дошкольников с элементарными физическими явлениями.
А. Боброва, Т. Бойко, Е. Мартынова, Е. Теплухина. Клубный час «Наш удивительный край». Для детей 5–8 лет
Год экологии в России
Аннотация. В статье представлена история создания методики ознакомления детей с природой и ее преобразование в методику экологического воспитания дошкольников. Раскрыты научные основы новой методики, международные процессы на пути к устойчивому развитию человечества на планете Земля, показано значение экологического образования как его основы.
От редакции. Заповедники и национальные парки России
Г. Голубова. Будем природу беречь! Сценарий экологического мероприятия для детей 5–8 лет
Речевое развитие
М. Яснов. «И не допрыгнуть кошкам!». О поэзии Ю. Симбирской
Физическое развитие
М. Дорогова, В. Пономарева. Зимние забавы. Подвижные игры народов Крайнего Севера для детей 4–8 лет
Взаимодействие с семьей
Аннотация. В статье проанализирована роль вакцинопрофилактики (специфической иммунопрофилактики) в сохранении здоровья детей и опыт разных стран в организации профилактических прививок. Показано значение работы с родителями по повышению уровня грамотности в области вакцинопрофилактики для снижения количества добровольных отказов от вакцинации.
Актуальный разговор
А. Бучкова. Современные гаджеты, девайсы и интернет. Как воспитывать детей в таких условиях?
Коррекционная работа
О. Максименко. Лягушка Клава. Логопедическая игрушка
Дополнительное образование
И. Литвин, Э. Дубовец. Знакомство с шахматными фигурами
Профессия – педагог
Аннотация. Введение единой формы одежды в образовательных организациях отрицательно сказывается на восприятии детьми определенного цвета. Воспитатель должен уделять внимание своему внешнему виду и одежде, так как у детей формируется эстетический вкус, особенно у девочек, закладываются основы художественно‐эстетического восприятия, способности одеваться со вкусом (правильно подбирать цветовую гамму и т.д.).
Н. Афонина. Техники успешных коммуникаций
Научный поиск
Аннотация. В статье рассматриваются отечественные и зарубежные подходы к изучению детской субкультуры. Определяется значение детской субкультуры в дошкольном возрасте. Проводится анализ особенностей современной детской субкультуры, выделяются факторы, влияющие на ее формирование, определены тенденции изменения ее содержания и формы. Поставлен вопрос о необходимости поиска адекватных способов сохранения и передачи субкультурного содержания, вытесняемого из жизни детей. Рассматривается возможность использования элементов детской субкультуры (дворовых игр,детского фольклора, коллекционирования и др.) в качестве формы и содержания целенаправленной образовательной работы с дошкольниками.
Аннотация. В статье рассматривается значение развития психомоторной сферы у дошкольников. Автор считает, что в нашей стране направление психомоторного развития детей в образовательных организациях находится на стадии зарождения и разработка технологии развития психомоторных способностей у дошкольников является актуальной и значимой для профилактики и преодоления возможных трудностей в различных видах деятельности и поведении.
Мастер‐класс
Читайте также: