Vhs что это такое в телевизоре
Наиболее распространенным сегодня в бытовой видеозаписи, особенно в СНГ, остается формат VHS (Video Home System), разработанный японскими фирмами Matsushita и JVC еще в 1975 году. За время своего существования он претерпел значительные изменения и существует в настоящее время в нескольких модификациях.
Лента шириной 12,65 мм располагается в кассете размером 188х104х25 мм. В зависимости от толщины используемой ленты, возможна запись программ продолжительностью до 300 минут на одну кассету, при стандартной скорости ленты (SP - standard play).
Первоначально для записи и воспроизведения изображения применялись две видеоголовки, размещенные на вращающемся барабане, расположенном наклонно относительно ленты. В дальнейшем, для возможности экономной записи и воспроизведения при меньшей скорости ленты (режим LP - long play), а так же для улучшения качества воспроизводимой картинки в режимах замедленного, ускоренного и покадрового воспроизведения, стали использовать четыре видеоголовки.
Запись звука осуществляется на продольной дорожке расположенной по верхнему краю видеоленты с помощью неподвижной головки. Позднее для записи стереозвука начали применять блок из двух головок. Так как скорость движения ленты не велика - 2,399 см/с, соответственно был скромен и диапазон записываемых звуковых частот. В первых моделях видеомагнитофонов он составлял 70 - 8000 Гц, при отношении сигнал/шум менее 40 дБ. В дальнейшем, с улучшением качества лент и применением более совершенных головок этот диапазон удалось расширить до 40 - 13000 Гц.
По нижнему краю видеоленты записываются управляющие сигналы, синхронизирующие вращение барабана при воспроизведении таким образом, чтобы головки точно попадали на дорожки записи. За счет вращения видеоголовок относительная скорость видеозаписи составляет 4,84 м/с. Это позволило записывать и воспроизводить видеосигналы с разрешающей способностью около 240 линий по горизонтали, при отношении сигнал/шум канала изображения не менее 40 дБ.
Формат VHS позволяет записывать и воспроизводить сигналы всех трех основных систем цветного телевидения PAL, SECAM и NTSC.
Формат VHS в первоначальном своем варианте обеспечивал качество изображения по современным меркам далекое от совершенства. При сопоставлении качества принимаемой из эфира телепрограммы, и изображения воспроизводимого с VHS видеомагнитофона, сравнение было явно не в пользу последнего. Ухудшение качества видео еще в большей степени проявлялось при нескольких перезаписях с видеомагнитофона на видеомагнитофон. Для улучшения качества VHS видео фирмой JVC была разработана технология HQ (High Quality Picture Technology), полностью совместимая с обычной VHS. По этой технологии перед записью на ленту производится коррекция видеосигнала повышающая четкость воспроизводимого изображения. Эта и другие технологии, повышающие качество записи видеосигналов, позволили в настоящее время получать качество записи даже на недорогих VHS видеомагнитофонах сравнимое с качеством эфирных программ.
Скромные параметры сигналов звукового сопровождения записываемого и воспроизводимого с помощью неподвижных головок конечно не могли удовлетворить вкусы даже невзыскательных любителей видео. Поэтому была разработана разновидность формата получившая название Hi-Fi VHS (High Fidelity VHS), которая позволила качественно улучшить параметры звукового канала. Запись звука теперь осуществлялась не только неподвижными головками но и двумя вращающимися головками расположенными на барабане вместе с видеоголовками. Звуковые сигналы подаются на вращающиеся видеоголовки не на прямую, а в виде частотно-модулированных колебаний, с определенной несущей частотой для каждого стереоканала (1,4 и 1,8 МГц). Видеосигнал записывается поверх аудиосигнала, но так как более низкочастотные аудиосигналы записываются на большую глубину магнитного слоя ленты, при воспроизведении имеется возможность разделить записанные на общих наклонных строчках видео и аудио сигналы. При воспроизведении, с помощью частотного детектора выделяются первичные аудиосигналы. С учетом большой относительной скорости лента - вращающиеся головки такой метод записи позволяет получить диапазон звуковых частот не менее 20 - 15000 Гц, при отношении сигнал/шум около 80 дБ и коэффициенте нелинейных искажений менее 0,3 %, что соответствует параметрам высококачественных звуковых кассетных магнитофонов.
Подобная система записи звука была применена и в усовершенствованном формате Super VHS.
Для дальнейшего улучшения качества записи видео был разработан формат Super VHS (S-VHS). В этом формате составляющие яркости и цветности обрабатываются раздельно, что уменьшает перекрестную помеху. Расширена полоса частот сигнала цветности. Для формата разработана новая лента, обладающая большей способностью к намагничиванию. Форматы S-VHS и VHS односторонне совместимы. Это означает, что записи формата S-VHS не могут быть воспроизведены на видеомагнитофоне формата VHS, в то же время на S-VHS видеомагнитофоне можно воспроизводить как S-VHS, так и VHS видеозаписи.
Последние десятилетия в области бытовой электронной техники проходит под знаком цифровых технологий. Коснулось это и записи изображений. Новый, полностью цифровой формат D-VHS (Digital VHS), позволяет вести запись цифрового видео максимально возможного качества ( поток видеоданных до 14,1 Мбит/с), в течение 7 часов в режиме STD (Standard), или 21 час, на скорости в три раза меньшей (LS3) - с качеством DVD-видео ( 4,7 Мбит/с). Данные записываются в том виде, в котором они поступают на вход видеомагнитофона, без восстановления сжатых данных.
Форматы аналоговых видеокассет:
Ну а теперь обо всем по порядку
- Ёмкость 63 минуты
- Считывающий скорость ленты 9,53 см/с
механизм для PAL/SECAM - Разработан Sony
- Размер 221 × 140 × 32 мм
- Применение телевещание, замкнутые телесистемы
- Год выпуска 1969
- Тип носителя магнитная лента
- Ширина ленты 12,70 мм (½ дюйма)
- Скорость ленты 1,873 см/с (единственная скорость в CCIR (50/625))
- Размер кассеты 156×96×25 мм
- Время записи производились кассеты до 215 мин. Самые распространённые кассеты дают время записи в CCIR (L-750) 195 мин (3 ч 15 мин)
- Полоса частот видеотракта примерно 3,2 МГц
- Горизонтальное разрешение примерно 250 твл. Режим SuperBeta Pro
(модель Sony SL-HF950) позволяет достичь 280 твл.
Цифровой эквивалент, соответственно, 375 и 420 пикселей - Вертикальное разрешение 525 (486 видимых) либо 625 (576 видимых) строк
- Тип носителя Магнитная лента Видеокассета
- Формат контента NTSC, PAL, ТВЧ
- Считывающий механизм Наклонно-строчная видеозапись
- Записывающий механизм Наклонно-строчная видеозапись
- Международный стандарт Чересстрочная развёртка, Прогрессивная развёртка
- Разработан Sony
- Применение Видеопроизводство
- Год выпуска 1982
Семейство форматов профессиональной видеозаписи Betacam по мере развития включало в себя устройства и носители как для аналоговой видеозаписи Betacam и Betacam SP, так и для цифровой видеозаписи Digital Betacam, Betacam SX, HDCAM, MPEG IMX и HDCAM SR.
Во всех устройствах формата Betacam применяются видеокассеты одинаковой формы, что предполагает при обновлении аппаратуры и переходе на новый формат одностороннюю совместимость: старые кассеты совместимы с новым оборудованием, как правило поддерживающим прежние стандарты. Кроме того, для хранения новых кассет пригодны те же стеллажи.
- Тип носителя Магнитная лента Видеокассета
- Формат контента PAL, 576i, NTSC, 480i
- Ёмкость 30, 45, 60 минут (SP)
- Считывающий механизм скорость ленты 16,8 см/с для 576i
- Разработан Philips
- Размер 127×143,3×41 мм
- Применение домашнее видео
- Год выпуска 1972
VCR (англ. Video Cassette Recording) — бытовой формат аналоговой видеозаписи, разработанный совместно компаниями Philips и Grundig в 1972 году. Это была первая успешная система видеозаписи потребительского уровня, использующая кассетную зарядку. Позднее появились вариации данного формата: VCR-LP и SVR (англ. Super Video).
VCR (англ. Video Cassette Recording) — бытовой формат аналоговой видеозаписи, разработанный совместно компаниями Philips и Grundig в 1972 году. Это была первая успешная система видеозаписи потребительского уровня, использующая кассетную зарядку. Позднее появились вариации данного формата: VCR-LP и SVR (англ. Super Video).
- Тип носителя Магнитная лента Видеокассета
- Формат контента ЧМ на магнитную ленту SECAM/625/25, MESECAM/625/25, NTSC/525/30, PAL/525/30, PAL/625/25
- Ёмкость 60-300 минут (SP), до 600 минут (LP), до 900 минут(EP)
- Считывающий механизм скорость ленты 3,335 см/с для NTSC, 2,339 см/с для PAL
- Разработан JVC
- Размер 188×104×25 мм
- Применение домашнее видео
- Год выпуска 1976
VHS (англ. Video Home System, произносится как Ви-Эйч-Эс или Вэ-Ха-Эс (произношение букв латинского алфавита)) — кассетный аналоговый формат наклонно-строчной видеозаписи, разработанный корпорацией JVC и представленный на японском рынке в 1976 году. Создателем формата считается инженер Сидзуо Такано, руководивший группой разработчиков с 1972 года.
VHS (англ. Video Home System, произносится как Ви-Эйч-Эс или Вэ-Ха-Эс (произношение букв латинского алфавита)) — кассетный аналоговый формат наклонно-строчной видеозаписи, разработанный корпорацией JVC и представленный на японском рынке в 1976 году. Создателем формата считается инженер Сидзуо Такано, руководивший группой разработчиков с 1972 года.
- Тип носителя Магнитная лента Видеокассета
- Формат контента ЧМ на магнитную ленту
- Ёмкость 240 минут
- Считывающий механизм скорость ленты 23,39 мм/с
- Разработан JVC
- Применение домашнее видео, телепроизводство, звукозапись
- Год выпуска 1987
- Тип носителя Магнитная лента Видеокассета
- Формат контента ЧМ на магнитную ленту SECAM/625/25, MESECAM/625/25, NTSC/525/30, PAL/525/30, PAL/625/25
- Ёмкость 30—90 минут (SP), до 180 минут (LP)
- Считывающий механизм скорость ленты 3,335 см/с для NTSC, 2,339 см/с для PAL
- Разработан Panasonic
- Размер 91x59x20 мм
- Применение домашнее видео
- Год выпуска 1982
У тех, кто застал рассвет видеомагнитофонов, наверняка найдётся где-нибудь в чулане или на чердаке парочка-другая старых VHS-кассет, которые жалко выбрасывать. На них, чаще всего, снимались свадьбы, какие-то праздники и другие значимые события прошлых лет.
Современные технологии позволят избавиться от ненужного хлама, сохранив при этом всю информацию со старых носителей. Такой процесс переноса данных на ДВД-диски, флешки или на внутренний накопитель называют оцифровкой VHS-кассет. Для этого нам понадобится специальное программное обеспечение и кое-какое оборудование. И первое, и второе несложно найти, поэтому весь процесс легко организуется в домашних условиях.
Перед тем, как оцифровывать видеокассеты, разберёмся, что собой представляет VHS-формат.
Форматы видеокассет
Формат VHS начал свою историю в далёком 1976 году. Высоким качеством картинки такие кассеты не отличались, но ввиду своей дешевизны пользовались завидным спросом среди рядовых потребителей. Собственно, они и называются носителями для домашних видеосистем (VHS/Video Home System).
Как правило, информация на этих устройствах была перезаписана с других, более благородных форматов, поэтому о высоком качестве речи не было. Самым популярными объёмом считался трёхчасовой носитель, а большинство фильмов на VHS-кассетах имели продолжительность в полтора часа.
Спустя десяток лет, в 1988 году появился новый тип – Super-VHS. Приставка Super подразумевала более детализированную и правдивую картинку на экране, но такие супер-кассеты формата VHS не прижились в народе по причине своей дороговизны. Данный тип имеет аналогичную с обычным носителем конструкцию и совместим со всеми стандартными видеомагнитофонами.
Формат VHS-С был разработан в 1982 году и нашёл своё применение в компактных (по тем временам) видеокамерах. Кассета отличается от обычного носителя только форм-фактором – она вдвое меньше и легче. Используемая лента, равно как и качество записи, аналогично VHS. Однако картинка на выходе получается чуть лучше, потому как данные были получены непосредственно с самой камеры, а не путём перезаписи.
Кассета может принять значительно меньший объём информации, и в часовом выражении это где-то 45-60 минут. Носитель совместим с обычным видеомагнитофоном. Для этого необходим специальный адаптер, который выглядит как обычная видеокассета, с той лишь разницей, что в неё вставляется маленький VHS-С-формат.
Video8
Формат Video8 появился в том же году, что и VHS-С, и наравне с последним пользовался завидной популярностью благодаря своей ещё большей миниатюрности. Плёнка у носителя шириной всего 8 мм, а габариты чуть меньше форм-фактора VHS-С.
Качество записи сравнимо с S-VHS, а продолжительность съёмки колеблется от 60 до 90 минут. Так же, как и в предыдущем случае, имеются специальные адаптеры, которые позволяют использовать этот форм-фактор в обычных видеомагнитофонах.
Далее рассмотрим сам процесс оцифровки VHS-кассет на цифровой носителей.
Что потребуется?
Самое первое, что нам понадобится, – это персональный компьютер, причём не со средними показателями производительности. Крайне желательно, чтобы он имел внушительный объём свободного места на винчестере. Это важно, потому что все данные обрабатываются в несжатом виде, то есть занимают много места. Таким средним вариантом можно считать жёсткий диск объёмом от 320 Гб и скоростью от 7200 об/мин.
Можно, конечно, весь процесс оформить и на старых машинах, при условии, что софт для оцифровки запустится, но тогда ждать результата придётся очень и очень долго.
Утилиты для оцифровки
Также многие пользователи отмечают довольно интересный для этих целей продукт – Movavi. Софт не только захватывает видео с практически любых источников, но и предоставляет возможность конвертировать полученные цифровые данные в популярные видеоформаты. Ещё можно посоветовать простые, но вместе с тем и функциональные утилиты – EDIUS Pro 8 и AVS Video Editor 7.2. Вообще, найти программ такого плана можно очень много, поэтому проблем здесь быть не должно.
Процесс оцифровки
Первым делом необходимо подключить видеомагнитофон к персональному компьютеру или ноутбуку. Захват видеопотока осуществляется в большинстве случаев с помощью видеокарты или специального тюнера. Последний вариант подойдёт тем, у кого интегрированная, а не дискретная карта.
Итак, подключаем оба устройства посредством RCA-интерфейса (может понадобиться адаптер для новых видеокарт) или выхода S-Video (дополнительно нужна звуковая плата для ПК).
Затем запускаем утилиту для захвата видеопотока. Все они работают по схожему принципу: указываем источник (видеокарта и/или звуковая плата), разрешение потока, частота кадров и папку, где будут сохранятся файлы. Некоторые программы напрямую записывают файлы на внешний носитель без участия жёсткого диска.
Советы
Перед тем, как оцифровывать видеокассеты, стоит уточнить некоторые детали. Директория для сохранения полученных файлов не должна находиться на том же диске, что и сама операционная система. Это позволит значительно ускорить процесс оцифровки и исключить какие-то сбои.
Также следует обратить особое внимание на другие процессы в вашей операционной системе. Процедура оцифровки требует довольно много оперативной памяти и как следует нагружает чипсеты компьютера. Поэтому посторонние процессы лучше отключить и ничего не запускать в фоне. В противном случае потраченное время на оцифровку может увеличиться в разы.
К ак началась и почему закончилась эпоха видеокассет
П редыстория: появление видеозаписи
И только в 1956 году американская фирма Ampex под руководством Александра Понятова смогла воплотить идеи Исупова в жизнь. Если не вдаваться в технические подробности, то он придумал расположить дорожки поперёк магнитной ленты и протягивать плёнку вдоль вращающегося барабана с магнитными головками. Этот метод оказался более компактным и надёжным. Но до привычного нам формата видеомагнитофонов было ещё очень далеко. Аппараты были настолько громоздкими, что их перевозили на специальных машинах. Например, первый видеомагнитофон фирмы Ampex VR-1000 весил около 600 килограмм и стоил 50 тысяч долларов. Из-за этого подобные модели могли приобрести только крупнейшие телестудии. Очередной прорыв произошёл после появления наклонно-строчного формата видеозаписи. В данном случае дорожки располагаются на плёнке под углом, что позволяет сделать каждую из них длиннее и записать больше информации на один поворот барабана. Это позволило менять скорость при просмотре (отсюда родилась перемотка с картинкой) и делать стоп-кадры. И именно такой подход стал толчком для появления и развития бытовых видеомагнитофонов.
Б итва форматов
Компания JVC, придумавшая VHS, не была первой и даже лучшей в плане разработок видеокассет. Чуть раньше Sony предложила свой собственный формат U-matic, на основе которого потом сделали видеокассеты Betamax. А первыми помещать плёнку в пластмассовый корпус стали Philips и Grundig, придумав VCR — квадратные кассеты. Все эти разработки основаны на принципе наклонно-строчной видеозаписи, но различались формой кассет, шириной ленты, способом протяжки в проигрывателе и прочими техническими характеристиками. Но для конечного потребителя оказались важны гораздо более простые параметры. Основная конкуренция развернулась между JVC и Sony — VCR из-за множества технических сложностей быстро сдал позиции. У Betamax же было одно преимущество — качество записи. Изображение и звук в этом формате передавались лучше, к тому же, при копировании кассеты качество почти не терялось. Именно поэтому продукция Sony закрепилась в профессиональных кругах. Зато VHS выиграли по главным пунктам: цена, надёжность самой кассеты и длительность записи. Это логично, ведь поначалу сигнал с видеомагнитофона передавался через антенный кабель, что сказывалось на картинке. Поэтому конечный потребитель не мог заметить разницу в качестве. И при этом формат VHS предлагал не только более дешёвые проигрыватели и сами кассеты, но и позволял записать на одну плёнку целый фильм (а потом и больше).
На первые же кассеты Betamaxпомещалось не больше часа видео. К тому же, разработки JVC были открытыми и упрощали совместимость кассет, записанных на разных видеомагнитофонах, а Sony пытались сохранить формат закрытым. Но главным шагом к победе VHS в битве форматов можно считать выпуск первого домашнего видеомагнитофона JVC HR-3300 или Victor HR-3300, как его назвали в Японии. Устройство было представлено в сентябре 1976 года. С момента его появления Sony и стандарт Betamax теряли всё больший процент рынка, и в последующие годы продукция формата VHS составляла до 90% всего оборота видео.
Д омашнее видео и прокаты
Д омашние видеокамеры
Sony проиграла и битву за любительские съёмки. Она выпустила свою первую видеокамеру Betamovie, но не учла, что в данном случае определяющую роль сыграет компактность. К тому моменту в Panasonic уже разработала мини-кассету VHS-C. На неё помещалось меньше видео, чем на полноразмерную, но это позволило сделать ручные VHS-камеры лёгкими и удобными для переноски.
Первые же камеры стандарта Betamax использовали полноразмерные кассеты. И опять же, это определило их судьбу — они в основном остались лишь у профессионалов, для которых на первом месте стоит качество. Позже Sony создала новый стандарт Video8. Он оказался компактнее, чем VHS-C, предлагал лучшее качество и позволял записывать до полутора часов видео. Но это случилось уже в 1985 году, когда борьба за пользователей уже окончилась и у всех дома были видеомагнитофоны VHS.
Р азвитие и улучшение качества VHS
Развитие стандарта VHS шло двумя путями. Во-первых, появлялись кассеты большей длительности. Если изначально длины плёнки хватало на два часа, то потом она увеличилась до шести часов. Плюс добавился стандарт LP (Long Play) — он позволял записать на кассету в два раза больше, правда, за счёт сильной потери качества. А позже появился даже EP/SLP, увеличивающий время записи втрое. Параллельно JVC старались повысить качество записи и воспроизведения кассет VHS. В 1985 году появился стандарт VHS HQ, а двумя годами позже Super VHS, в котором картинка и звук уже не уступали новой разработке Sony — Superbeta. Правда, эти новинки далеко не сразу добрались до конечного пользователя. Новые видеокассеты стоили значительно дороже, а при домашнем просмотре увидеть разницу было сложно. К тому же, старые VHS-магнитофоны не могли воспроизводить S-VHS, и далеко не все были готовы покупать новую технику.
V HS в СССР
Покупая иностранные кассеты, обычные люди впервые узнали о разных цветовых системах. Почти все иностранные фильмы были записаны в стандарте Pal, а советские телевизоры работали в стандарте Secam. Из-за этого изображение оказывалось чёрно-белым. Но довольно быстро умельцы придумали переходники, которые вручную впаивались в телевизор. И это касалось только европейского стандарта — такие кассеты маркировались буквой E (E-180, E-240). С видеокассетами американского производства с маркировкой T (например, самая распространённая в США T-120) проблем было ещё больше. Они записывались с другой частотой вращения барабана. Поэтому смотреть такую запись на обычном видеомагнитофоне было невозможно. Законными и незаконными способами видеомагнитофоны и кассеты распространялись всё больше, и в 1986 году Совет Министров РСФСР подписал указ об открытии официальных видеозалов и пунктов проката. Но поскольку их развитие ограничивалось всё ещё существовавшей цензурой, подавляющая часть рынка так и осталась пиратской.
З акат эпохи
Читайте также: