Схемы телевизоров кинескопных телевизоров
Ой всё. Мне всегда было интересно, где у ретрохобби… не дно, а граница серьезного увлечения, на грани помешательства. Теперь я знаю, это — старый ЭЛТ-телевизор. Они тяжелые. Они мерцают. Качество изображения — в лучшем случае терпимое, или так мне поначалу казалось. Когда ты покупаешь гудящий ящик с тысячами вольт внутри, ты переходишь на новый уровень коллекционирования, и уже не будет пути назад.
Если серьезно, теплые (натурально, они греются) ламповые (как минимум одна) телевизоры — это большой этап развития технологий, как домашних-телевизионных, так и компьютерных. Этап, который закончился достаточно резким переходом на тощие ЖК-экраны в течение буквально пяти лет, в конце нулевых. Хотя на дачах или даже дома у многих из нас (или у родственников) старый телевизор найдется и сейчас, это ненадолго. Их больше не делают, слишком сложно и не стоит оно того. Срок жизни у них меньше, чем у ЖК-дисплеев. Мы наблюдаем завершение жизненного цикла большого ассортимента технологий, в прошлое уходят связанные с ними потребительские привычки.
Околотехнические вводные
Дальше: горячий катод, источник катодных лучей, подогревается до температуры в сотни градусов. Ламповые телевизоры греются и потребляют относительно много электроэнергии. Поток электронов ударяет в люминофор, вызывая свечение. Без системы электромагнитов у нас получилась бы одна яркая точка в центре экрана, но с их помощью поток электронов можно отклонять. Каждую секунду телевизор (в системе PAL или SECAM) с помощью катодных лучей и электромагнитов 50 раз проходит по всему экрану, сверху вниз и слева направо. За каждый из 50 проходов отображается только половина кадра, каждая четная или нечетная строка. Полных кадров получается 25 штук по 625 линий в каждом (видимых — 576), что достаточно для создания иллюзии движущихся картинок. Если сфотографировать экран с достаточно маленькой выдержкой, можно увидеть процесс создания изображения в действии:
Персональная ТВ-история
Верните мне мой 1986-й
Судя по дате в сервисном мануале, модель была разработана в середине восьмидесятых. В начале девяностых она продавалась в США за 500 долларов — немалые деньги за компактную модель.
Телевизор в таком возрасте может страдать большим количеством недугов, иметь севший кинескоп или выгоревшие секторы от статических элементов системы видеонаблюдения. Мне повезло, хотя и покупал без проверки: единственной неисправностью была застрявшая внутри кассета, которую со временем перекосило так, что пришлось разбирать весь механизм. Вытащил, вручную прокрутил механизм загрузки и выгрузки в штатное положение, и все заработало. Удивительно! Преимущество профессиональной техники: ее делали так, чтобы она работала даже в самых сложных условиях. Даже два резиновых привода в кассетном механизме не расплавились от времени, а это вообще фантастика.
Также вручную регулируется трекинг на видеокассете, отдельно для режимов воспроизведения и паузы. Покадровый просмотр — еще одна интересная фича магнитофона. Опять же, путем кручения ручки вызываем из небытия эффект пожеванной кассеты из видеопроката:
Вот оно, наше счастливое аналоговое детство! Можно ли сравнить изображение по технологиям 80-х с современным экраном? Для этого подойдет ретропланшет Apple iPad 2: размеры экрана похожие, такое же соотношение сторон.
Понятно кто выиграет по разрешению, хотя яркость и цветопередача у ЭЛТ неплохие. Главное, в 2021 году хочется иметь устройство со всеми артефактами из прошлого. Включение со свистом высоковольтных цепей, постепенное нарастание яркости изображения по мере прогрева. Даже отсутствие пульта не мешает — хочешь поставить на паузу, подойди и поставь! Больше всего досаждает то самое мерцание с частотой 50 герц: мы от него совсем отвыкли. Хотя если смотреть старый ТВ хотя бы час, перестаешь замечать.
Старый контент
Отличный компаньон для старого телевизора — DVD-рекордер, они сейчас тоже продаются очень дешево. Прежде всего я отметил, насколько все же качественнее картинка с DVD, по сравнению со встроенным VHS. Но дело не только в DVD: рекордер способен конвертировать любой вид аналогового сигнала в требуемый для этого ТВ композитный. Например, можно по S-Video подключить мой ретрокомпьютер на базе Pentium 4:
Но это полумеры. Я подключаю к телевизору микрокомпьютер Raspberry Pi 3. У всех версий Pi есть композитный видеовыход, способный работать со старыми телевизорами. Устанавливаю медиаплеер Kodi. Получаю ретротелевизор с возможностью стриминга с Ютюба, управляемый со смартфона. Но тут будет более уместен древний, соответствующий эпохе, контент:
Персональная машина времени оформлена, но самое интересное впереди.
Здесь мне пришлось отвлечься и изучить феномен, известный как 240p. Те самые консоли из 80-х и 90-х (вплоть до шестого поколения игровых приставок на рубеже веков) вместо 480 ТВ-линий чересстрочно выводят картинку по-другому: 240 линий с прогрессивной разверткой, то есть пропускают каждую вторую строку. По факту рабочих линий в изображении разных приставок в разных регионах может быть меньше (192 или 224, например), важен именно принцип их отображения. Любые аналоговые стандарты передачи видеосигналов поддерживают 240p без проблем. Проблемы начинаются при попытке подключить старую консоль к новому ТВ, который по сути оцифровывает аналоговый сигнал. Зачастую он пытается сконвертировать 240p в 480i, и портит картинку, теряет строки, а некоторые спецэффекты ломаются совсем.
Режим 480i или 576i вполне подходит для кино, но для компьютерной картинки он не идеальный: на контрастных горизонтальных линиях, которых в таком изображении много, наблюдается нечеткость и мерцание, как видно на фото выше — интерфейс RetroPie выводится в 480i. Читать элементы меню того же Kodi нелегко, особенно мелкие.
Относительная нечеткость изображения, непопадание лучей в конкретные точки на экране, искажения композитного видеосигнала придают кирпичам в Super Mario дополнительную текстуру и объем. Мыльноватым изображение кажется на фотоснимке, в реальности все нормально. Еще один пример из игры Metroid для NES:
Ретрокартинка здорового человека. Насколько это мешает играть в старые игры на эмуляторе с разрешением 4К? Нисколько не мешает. Но при помощи старого телевизора я теперь играю в Super Mario Bros аутентично.
Книга содержит много фактических сведений, собранных и оформленных авторами, относящихся ко всем типам отечественных антенн промышленного изготовления для индивидуального и коллективного приема телевидения и радиовещания. В книге представлены все типы антенн, получивших наибольшее распространение и признание в России за последние 35 лет.
В книге приведен обзор большинства имеющихся в арсенале радиолюбителей конструкций телевизионных антенн метрового и дециметрового диапазонов радиоволн с точки зрения их достаточно простого исполнения и настройки в домашних условиях.
Название: Телевизоры XXI века
Автор: Тюнин Н.А., Потапов П.Е.
Издательство: СОЛОН-ПРЕСС
Год: 2017
В книге рассмотрены популярные модели телевизоров 2000-2004 гг. выпуска торговых марок ВИТЯЗЬ, HORIZONT, ERISSON, POLAR, РАДУГА, РУБИН, СОКОЛ. Всего рассматриваются 11 телевизионных шасси, на которых производятся более 70 моделей телевизоров с диагоналями кинескопа от 14 до 32 дюймов. По каждой модели приводятся принципиальная схема, подробное описание работы всех ее составных частей, порядок регулировки узлов в сервисном режиме и, конечно, типовые неисправности и методика их поиска и устранения. Кроме того, в двух приложениях приводится информация по сервисным режимам телевизоров РЕКОРД и подробное описание телевизионных сигнальных процессоров STV224XH/228XH
В книге приведены описания различных типов приемных телевизионных антенн, рассмотрены их конструкции, даны рекомендации по выбору антенн для различных условий приема. Изложены способы изготовления, установки, ориентирования и грозозащиты антенн. Указаны особенности приема телевизионных передач в городе и способы борьбы с помехами. Рассмотрены способы оборудования систем коллективного приема телевидения в сельской и пригородной местности.
Название: Цветные стационарные телевизоры и их ремонт (2-е издание)
Автор: С.А. Ельяшкевич
Издательство: Радио и связь
Рассматриваются схемные особенности унифицированных стационарных цветных телевизоров УПИМЦТ-61/67, ЗУСЦТ-51/61/67, ЗУСЦТ-П-51 (старое название 4УПИЦТ-51), выполненных с применением съемных модулей, микросхем, тиристорной и транзисторной строчной разверток, импульсных модулей питания, кинескопов с самосведением. Рассказывается о способах обнаружения неисправностей, ремонте и регулировке телевизоров. Приведены подробные таблицы по обнаружению неисправностей, в которых обобщен опыт ремонта этих моделей. Во второе издание внесены изменения, введенные в последние годы в схемы и конструкции телевизоров.
Предлагаемая книга полностью посвящена LCD-телевизорам, а именно их схемотехническим решениям и поиску и устранению типовых неисправностей. В книгу вошло описание шести телевизионных шасси известных производителей: LG Electronics, HORIZONT, Rolsen Electronics, Samsung Electronics, SHARP и Vitek International. На этих шасси выпускаются, в основном, бюджетные модели. Для дачников и автомобилистов описан телевизор с диагональю 5 дюймов компании Vitek International.
Название: Ремонт спутниковых ресиверов
Авторы: Федоров В.К.; ред. Тюнин Н.А., Родин А.В.
Издательство: СОЛОН-ПРЕСС
В очередной книге популярной серии описаны современные цифровые спутниковые тюнеры (ресиверы) различных производителей, представленных на отечественном рынке: DIGI RAUM ELECTRONICS, SAMSUNG ELECTRONICS, TOPFIELD. Важной особенностью этой книги является полное отсутствие подобной литературы на отечественном рынке. По каждой представленной модели приводятся принципиальная схема, подробное описание работы всех ее составных частей, порядок диагностики и устранения неисправностей. Кроме того, подробно описана последовательность восстановления и обновления программного обеспечения ресиверов. Одна из глав книги позволит неподготовленному пользователю грамотно выбрать комплект спутникового оборудования и самостоятельно его установить и настроить.
В книгу вошли описания бюджетных и элитных цветных телевизоров последних лет выпуска ведущих фирм-производителей: GRUNDIG, SAMSUNG, SHARP, THOMSON а также проекционных телевизоров фирмы TOSHIBA. Особый интерес для читателей представляют не публиковавшиеся ранее описания цифровых модулей и узлов телевизоров, а также устройств развертки 100 Гц.
Название: Спутниковое телевидение. Установка, подключение, ремонт
Автор: А.А. Данилин
Язык: русский
Издательство: Солон-Пресс
Данная книга представляет собой практическое руководство и рассчитана на читателя, желающего самостоятельно выбрать и установить спутниковую антенну. Материал излагается доступным языком по принципу "от простого - к сложному".
В качестве примера выбраны популярные российские вещатели: "ТриколорТВ" и "Орион Экспресс"/"ВиваТВ". Не забыт популярный у жителей Европы спутник "Hotbird", вещающий сотни каналов на различных языках мира.
Впервые в одной книге дана вся необходимая теоретическая и практическая информация по установке и настройке оборудования для приема спутникового телевидения и спутникового Интернета. Отдельная глава посвящена выбору и настройке "DVB-S/S2" приемников, позволяющих просматривать спутниковое ТВ на компьютере.
Название: Ремонт цветных переносных телевизоров
Автор: Гедзберг Ю.М.
Издательство: М.: Радио и связь
Рассматривается методика ремонта цветных переносных телевизоров, даются практические рекомендации поиска неисправностей. Приводятся описания и характерные неисправности современных моделей переносных телевизоров. Большое внимание уделяется ремонту импульсных блоков питания.
Название: Руководство по цифровому телевидению
Автор: Ричард Брайс
Язык: Русский
Издательство: ДМК Пресс
В книге Ричарда Брайса рассматриваются все аспекты цифрового телевидения, включая цифровую обработку аудио- и видеосигналов, сжатия данных, производства программ, цифрового ТВ вещания и приема ТВ сигналов. Значительное внимание уделяется вопросам цифрового кодирования и преобразования сигналов, стандартам аудио- и видеоинтерфейсов, приводятся основные параметры интерфейсов и практические схемы.
Название: Ремонт цветных телевизоров
Автор: Скотин В. А.
Издательство: М.: Радио и связь
Год издания: 1990
Приводятся принципиальные схемы и описания блоков и модулей унифицированных стационарных и переносных цветных телевизоров II-III классов, выпущенных отечественной промышленностью в 1985 — 1987 гг. УЛПТЦ(И)-61-И, 4УПИЦТ-61/51-С, 2УСЦТ-61/51, ЗУСЦТ-61/51, 4УПЦТ-32-2, УПИЦТ-32-IV-1O, 1УПЦТ-32.
1001 Секрет телемастера. Написанию данной книги предшествовал большой поток электронных писем на сайт автора книги от радиолюбителей и профессионалов со всего мира с просьбой помочь решить проблемы с ремонтом. На сайте была открыта рубрика "Секреты ремонта" с постоянным обновлением материалов, а также форум, где можно задать вопрос или обменяться мнением с коллегами.
Представлена информация более чем о 2500 трансформаторах строчной развертки, применяемых в телевизорах и мониторах зарубежного производства 1980-95 г.г. В книге даны основы построения выходных каскадов строчной развертки. Рассмотрен принцип работы сплит-трансформатора в типовом включении. Приведен перечень оригинальных номеров сплит-трансформаторов различных производителей, информация об их взаимозаменяемости.
Covers What, How, and Where to Watch TV for Less Millions of people are cutting the cord on old-fashioned cable TV plans, and choosing more modern, efficient, and cost-effective ways to watch their favorite programming and movies. My TV for Seniors, 2nd Edition is an exceptionally easy and complete full-color guide to all the services and hardware you'll need to do it.
Конструирование и изготовление телевизионных антенн. Приведены конструкции различных типов телевизионных антенн, указаны их параметры и принципы действия. Даны практические рекомендации по выбору антенн для различных условий приема, описаны способы изготовления, установки, грозозащиты и ориентирования антенн.
Устройство и ремонт спутниковых, кабельных и эфирных ресиверов. Книга представляет собой справочное пособие по ремонту цифровых ресиверов (приёмников) стандарта DVB первого поколения для спутникового, кабельного и эфирного телевизионного вещания. Приводятся описания и методики ремонта всех DVB-S-ресиверов для приёма СТВ-программ Триколор ТВ и других провайдеров.
На днях совершенно неожиданно сломался телевизор на кухне Samsung CS-14F2R. Поначалу это вызвало чувство подобное радости – он давно вел себя отвратительно и часто возникало желание выбросить его со второго этажа, заменив на новый. Однако экономическая блокада и, как следствие, неадекватные цены на бытовую технику в наших краях, заставили взяться за инструменты.
Первый же осмотр после вскрытия показал, что сгорел ТДКС. Проверка строчного транзистора D2499 выявила его пробой во всех направлениях.
Так как транзисторы редко приходят в такое состояние сами по себе, стало очевидным, что есть какая-то скрытая причина, заставившая его недопустимо открыться и полностью выйти из строя. Пришлось обратиться к услугам интернета в поисках схемы. Схемы телевизоров по названию найти оказалось сложно так, как производители на базе одной и той же типовой схемы выпускают разные модели аппаратов с разной диагональю кинескопа, а зачастую встречаются клоны от других производителей. Поэтому общим для них всех является не схема, а номер шасси. На плате отыскал надпись KS1A. Скачав архив с похожей схемой шасси и технической документацией к нему, приступил к изучению схемы. Как и любой ремонт электроники решил начать с блока питания, а точнее его запуска. Выпаяв ТДКС и строчный транзистор задумался над тем, как заставить работать блок питания без указанных деталей. Велика вероятность, что без нагрузки в виде ТДКС он не запустится. По схеме видно, что импульсный блок питания формирует два напряжения: 13 и 125 вольт.
Так как 125 вольт с трансформатора импульсного блока питания поступают на ТДКС, а 13 вольт участвует в управлении строчным транзистором, сделал предположение, что именно их возрастание послужило причиной выхода из строя указанных деталей.
Отпаяв катод диода D805 (именно он служит для выпрямления 125 вольт), припаял к нему обычную лампу мощностью 100 Ватт. Таким образом, после включения высоковольтная часть схемы окажется обесточенной, а на лампе можно будет проверить, какое напряжение выдает блок питания.
Включение показало, что блок питания запустился. Однако вместо 125 вольт присутствует 150! Вместо 13 – 15,5 вольт. Проверка стабилитронов в обвязке ШИМ на микросхеме KA5Q0765 криминала не выявила. А вот конденсатор С802 на 33 мкф 50 вольт в силу своего возраста (телевизор 13 лет в эксплуатации) вызвал подозрение. Поскольку кроме мультиметра проверить его было нечем, решил его заменить. Под рукой оказался на 33 мкф 63 вольта.
После его замены напряжения на выходе блока питания упали до 13 и 127 вольт, что абсолютно приемлемо. Для перестраховки поменял все электролиты в горячей части – С812, С813, С815, С827, С304, С306.
Заменил сгоревший ТДКС Samsung FSA 38032M на его аналог 14A004C(S) китайского производства и строчный транзистор. Для перестраховки, в силу довольно жесткого режима работы строчного транзистора, установил его на подходящий по габаритам радиатор через термопасту.
Включив аппарат и убедившись в его работе, после часовой прогонки приступил к устранению застаревшим недомоганий.
Данный телевизор страдал еще двумя неисправностями:
- отвратительным звуком (такое впечатление, что из слов выпадали гласные)) и чтобы что-то более менее хорошо слышать приходилось увеличивать громкость. Когда возникла такая неисправность уже сказать трудно, а вспомнить звучал ли он хорошо еще труднее;
- вторая неисправность заключалась в том, что зачатую переключение каналов хоть с пульта, хоть кнопками на лицевой панели приводили лишь к тому, что менялся только номер канала, а изображение и звук оставались прежними.
Борьбу с первой неисправностью начал с подключения внешней акустики от компьютера – звук оказался вполне приличным. Таким образом, с процессором, откуда выходит звуковой сигнал все оказалось в порядке. И причину следовало искать в УНЧ и штатном динамике. Замена динамика результатов не дала. Следовательно, стоило обратить пристальное внимание на УНЧ, который в данном телевизоре построен на TDA8943SF. Стоит отметить, что для разных моделей телевизоров на шасси KS1A УНЧ строятся на разных микросхемах. Питание микросхемы оказалось в норме – 12 вольт.
В типовой схеме включения данной микросхемы присутствует электролитический конденсатор емкостью 10 мкф 16 вольт. Через него шестой вывод (опорное напряжение) TDA8943 соединяется с массой. Решено было его заменить, что привело к восстановлению нормального звучания телевизора.
Проблему с переключением каналов пришлось решать, прибегнув к опыту других людей, сталкивавшихся с такой же неисправностью. Так же как и я, все замечали одну странность – при неправильном переключении каналов, восстановить правильную настройку помогало дерганье за антенный кабель! Как оказалось таких много. И встречается данная неисправность в телевизорах именно фирмы Samsung. Причиной тому является откровенно плохая пайка тюнера, а точнее мест пайки массы платы тюнера с его корпусом и массивных контактов массы на самой плате.
Сначала хотел выпаять тюнер полностью, однако сделать это 25-ватным паяльником не смог. Пришлось пропаивать тюнер как есть, сняв обе его крышки. И хоть места на плате шасси крайне мало для таких маневров, но все же удалось победить и эту неприятность. Теперь каналы переключаются без эксцессов.
Относительно плохой пайки нужно сказать отдельно. Пристальный осмотр всей платы шасси позволил выявить множество мест, где пайку пришлось восстанавливать
Что стало причиной сказать трудно – то ли изначально плохое качество пайки, то ли длительный срок эксплуатации телевизора. Но после произведенных манипуляций телевизор вновь занял свое место на кухне.
Кинескопные телевизоры хорошо знакомы старшим поколениям наших сограждан и жителей других стран. Но особенности работы и внутреннее устройство такой техники большое количество современных людей уже не знает. Пришла пора восполнить этот пробел и дать электронно-лучевой технике глубокую характеристику.
Что это такое?
Кинескопный телевизор (другое название — ЭЛТ-телевизор) много десятилетий был единственным вариантом домашней телевизионной техники. И не только домашней – даже в профессиональном сегменте серьезных альтернатив ему не было. Многие такие устройства работают несколько десятилетий подряд, и сейчас еще можно найти немало работоспособных телеприемников с кинескопом, выпущенных в 1990-е или даже 1980-е годы. Да, развитие технологий не стоит на месте, и сегодня подобные модели выпускаются только в экономичном сегменте. Но это не значит, что они плохи или не заслуживают потребительского внимания.
При этом, однако, даже самая лучшая кинескопная аппаратура имеет существенные размеры и достаточно тяжела. Против этой техники свидетельствует еще и значительное потребление энергии. Электронная трубка восприимчива к действию магнитных полей. У нее иногда мерцает экран, что утомляет глаз, и избавиться от мерцания нельзя по чисто техническим причинам.
Вывод такой: почти всегда покупка кинескопного телевизора мотивируется стремлением максимально сэкономить деньги.
Устройство и принцип работы
Схемы импортных и отечественных телевизионных приемников на базе кинескопного устройства могут различаться. Но принципиальное устройство таких электроприборов, если отстраниться от фирменных нововведений и различных усовершенствований, всегда одно и то же. Как и в любом другом телевизоре, обязательно предусматривается блок питания. Обычно он сделан по импульсному типу. Если не вдаваться в технические тонкости, суть такова:
- внутри блока есть трансформатор;
- этот трансформатор имеет так называемую первичную обмотку;
- на такую первичную обмотку поступают электрические импульсы, меняющиеся с течением времени по определенному правилу.
У блока питания есть два основных режима — ожидание и работа. Даже когда устройство только ждет поступления команд от пульта или от кнопок на передней панели, оно все равно потребляет определенный ток.
Именно по этой причине все фирмы, с момента появления телевизоров, советуют отключать их на ночь и перед длительным уходом.
Помимо основных режимов, блок питания логично дополняется еще управляющим блоком. Это может быть одно или несколько устройств (компонентов), которые отвечают за:
- переключение каналов;
- автопоиск и запоминание каналов;
- ручной поиск эфирных трансляций;
- регулировку громкости, других параметров звука;
- регулировку основных параметров изображения;
- обработку инфракрасных импульсов, посылаемых пультом ДУ;
- запоминание всех настроек;
- выполнение строчной развертки.
Важную роль играет селектор синхронизированных импульсов. Он четко разделяет из всего потока видеоинформации строчные и покадровые сигналы. Потому без селектора невозможна ни строчная, ни кадровая развертка, даже если нормально работают и управляющая система, и система электропитания, и экран.
Еще стоит упомянуть про селектор (разделитель) каналов. Этот приемник повышенной чувствительности постоянно находится под напряжением. И выдаваемый далее в систему цветовой телевизионный сигнал находится на строго заданной частоте — независящей от частоты передачи в эфире.
Далее следует рассмотреть на усилительный блок промежуточной частоты. Составные части этого устройства:
- видеодетектор;
- усилитель промежуточных акустических частот;
- детектор частоты передаваемого звука.
Что касается усилителя нижней частоты, то ничем, кроме собственно повышения громкости звука, он не занят. Разумеется, инженеры могли бы указать на тонкости в работе этого устройства, но для понимания общей сути они не важны. А вот модуль цветности декодирует 3 ключевых цвета по системе RGB и усиливает их до необходимой величины. Модуль кадровой развертки выдает на специальные катушки, отвечающие за вертикальную сторону картинки, пилообразный сигнал.
Дальше подключается блок управления катушками строчной развертки. Он создает пилообразный электрический импульс, на основе которого формируется горизонтальная часть изображения.
Важная составная часть — диодный строчный трансформатор каскадного типа. Именно здесь формируется то высокое напряжение, которое позже будет подаваться на цветной кинескоп. Через вторичные обмотки того же трансформатора получают питание вторичные электрические цепи. От них получают электропитание второстепенные компоненты.
В кинескопе цветного телевизора содержится 3 электронные пушки. Для получения черно-белой картинки достаточно и одного излучателя. Точно ориентированные потоки электронов улавливаются специальными катушками. Из них луч перенаправляется на анодный вывод, а затем маска-фильтр обеспечивает получение 3-х главных тонов.
Внутренняя граница экрана покрыта специальным веществом — люминофором.
Свечение под действием электронного луча происходит не просто так. Каждый участок люминофора отвечает за свой основной цвет. Лучи помогают сформировать быстро движущееся пятно видимого света. Оно движется от левого края к правому, от верхнего к нижнему, но скорость настолько велика, что заметить процесс невозможно. Чем выше скорость смены кадров, тем более качественную картинку наблюдает перед собой зритель.
Может возникнуть вопрос – если кинескоп всегда должен быть выпуклым, то как делаются модели с плоским экраном. И тут надо указать на важный момент: полностью плоские кинескопы существуют только в рекламе. Ведь это вакуумные приборы, и чтобы противостоять атмосферному давлению, их переднюю стенку и приходится утолщать. Только отдельные фирмы выпускали и выпускают телевизоры, экраны которых представляют собой часть цилиндра. Тогда плоскость по вертикали идеальна, но по горизонтали все равно остается неустранимая кривизна.
Основные технические характеристики
Очень актуальный параметр — диапазон принимаемых частот. Почти все телевизоры, производимые сегодня в промышленном масштабе, могут принимать метровые и дециметровые радиоволны. Некоторые модели смогут обработать и сигналы кабельного телевидения. Современные телевизионные приемники запоминают не менее 99 каналов.
У некоторых версий этот показатель еще больше.
Но общее количество каналов и даже частоты — еще не все. Иной раз сигнал в отдельных местах очень слаб или нестабилен. Тогда критичным показателем становится чувствительность приемника. Важно: чувствительность может ограничиваться шумами либо синхронизацией. Долгое время ЭЛТ-телевизоры имели формат 4: 3. Но сейчас таких осталось очень немного, и почти все производители перешли на более рациональное соотношение 16: 9.
Смена кадров в моделях бюджетного класса и в старых образцах составляет не более 50-60 Гц. Более современные экземпляры меняют кадр на экране 100 раз в секунду. Это усовершенствование позволило сделать просмотр телевизора безопаснее для зрения. Яркость картинки измеряют в канделах (кд сокращенно) на 1 м2. У типичного кинескопа этот показатель варьируется от 150 до 300, чего вполне достаточно для четкого восприятия картинки даже при слабой видимости.
На рынке можно встретить кинескопные телевизоры с диагональю экрана 32 дюйма. Но это еще не предел. Судя по некоторым данным, самые большие приемники такого типа — это Sony kv-es38m61. Их размер составлял 38 дюймов.
Стоили такие телевизоры едва ли не дороже, чем плазменные аналоги с диагональю 42 дюйма.
Возможные неисправности
Картинка на кинескопном телевизоре мутнеет из-за дефектов самой вакуумной пушки. Профессионалы могут добавить резервную обмотку к трансформатору, но все равно через несколько месяцев приходится менять кинескоп. А вот появление ярко светящихся участков, разбавленных узкими горизонтальными жилками, означает неустранимый дефект.
Иногда экран гаснет — эта неполадка связана обычно с обрывом электрических цепей или замыканием на катодах. Когда цепь полностью неработоспособна, восстановить ее нельзя. В более благоприятной ситуации проблему решает запаивание контактов.
Удары резиновым молоточком по краям экрана иногда устраняют смещение картинки. Однако гораздо чаще без смены кинескопа не обойтись. При перегорании блока питания придется менять предохранители, а при нарушениях изображения иногда заменяют терморезисторы.
Появление дыма означает, что нужно срочно отключить телевизор и немедленно вызывать техническую поддержку. Чаще всего мастера ставят исправные конденсаторы. Если сработала защита от прожига кинескопа, то перейти из дежурного режима в нормальный не получится. Единственный выход — заменять дефектный транзистор. Внимание: чаще всего эта неполадка характерна для марки Erisson, но может случиться и в других телевизорах.
ЭЛТ-телевизор LG после длительной эксплуатации иногда не включается. Мастера в таких случаях обычно проверяют конденсаторы, системные платы и цепи электропитания. Также им придется выяснить, не отошел ли где-то контакт. Прежде вызова мастера имеет смысл проверить мультиметром работоспособность розетки, вилки, сетевого провода.
Тогда можно будет избежать нелепых ситуаций.
О том, как научиться ремонтировать кинескопные телевизоры, вы можете узнать ниже.
Как работает строчная развертка кинескопного телевизора
Строчную или горизонтальную развертку кинескопного телевизора можно считать составным модулем, состоящим из двух основных частей: задающего генератора и выходного каскада.
Задающий генератор — генерирует запускающий сигнал необходимый для работы ключевого каскада. Выходной каскад предназначен для строчного отклонения луча и создание различных напряжений (ускоряющего, фокусирующего и высокого и т.п) для правильной работы кинескопа. Обычно строчный трансформатор так- же применяется и как источник вторичных напряжений: от него получает питание накал и кадровая развертка. Кроме того с него получают и управляющие сигналы (ограничение тока луча — ОТЛ и строчный импульс обратного Хода (СИОХ).
Строчная развертка — выходной каскад состоит из мощного транзистора работающего в ключевом режиме, который управляет выходным трансформатором блока строчной развертки. Этот каскад строчной развертки можно условно разделить на две части: силовую и предоконечный усилитель (состоит из транзистора и разделительного трансформатора (ТМС)).
Силовой каскад строчной развертки состоит из мощного ключевого транзистора, строчного трансформатора, конденсаторов обратного хода и отклоняющей системы. Рассмотрим процессы, идущие во время работы блока строчной развертки в упращенном варианте:
Итак: при работе этого блока ход луча сначала идет от центра в правую сторону (первая часть прямого хода), затем движется справа налево (обратный ход) и после этого возвращается снова в исходное состояние к центру (вторая часть прямого хода).
строчная развертка — во время работы телевизора на первичной обмотке строчного трансформатора имеются также импульсы до 1000 Вольт. Вторичные обмотки применяются как источники для накала кинескопа, питания видеоусилителей, во многих схемах от ТДКСа или ТВС запитана также кадровая развертка. Так же со строчного трансформатора идет сигнал ОТЛ, используемый для правильной работы яркостного канала модуля цветности кинескопного телевизора.
ТДКС — это тот же ТВС трансформатор высоковольтный строчный, но имеющий также схему умножителя напряжения в одном корпусе.
Строчная развертка телевизора проявление неисправности классическое: Телевизор не включался, а издает сильные щелчки где-то из источника питания.
Разобрав ТВ и почистив его от пыли заметил виновника поломки. Им оказался конденсатор CR409S (471 на 2000 Вольт), который полностью выгорел. Эта емкость сглаживает пульсации по шине H-OUT, и дублируется на системной плате еще одним CR410S. Для проверки ТВ, я откусил выводы погорельца и включил телевизор. Строчная развертка заработала, все выходные напряжения соответствовали норме. Установив новый радио компонент собрал и включил ТВ.
Развертка кинескопа состоит из двух каскадов — строчного и кадрового. Если пользователь наблюдает на экране старого телевизора Samsung, LG или другого производителя горизонтальные полосы или неестественно яркое свечение, то, вероятно, причина неисправности связана именно с данными комплектующими. В статье будет рассказано, как самостоятельно провести диагностику строчной и кадровой развёрток телевизора.
Ремонт кинескопного телевизора
Диагностику кинескопного телевизора следует начинать с проверки работоспособности блока питания.
Для этого пользователю потребуется:
- Отключить выходной каскад строчной развёртки, которая создаёт нагрузку на блок питания.
- Подключить к блоку питания 220-вольтовую лампу накаливания.
- Запустить блок питания и произвести замеры создаваемого в момент работы телевизора напряжения.
Далее будет необходимо сравнить полученный результат с рекомендуемым производителем устройства показателем напряжения — обычно данная характеристика располагается рядом с резистором регулировки напряжения в виде простой надписи.
Если значение выходного напряжения в норме, пользователь может подключить к блоку питания строчной каскад и перейти к следующему этапу диагностики.
Строчная развёртка
Перед диагностикой каскада строчной развёртки потребуется соединить данный элемент телевизионного аппарата с лампой накаливания, которая в этом случае будет выступать в качестве предохранителя. Если каскад работоспособен, то подключённая к нему лампа должна ярко загореться и тут же погаснуть.
В случае, если лампочка продолжает гореть, пользователю необходимо проверить:
- Транзистор. Если данный элемент исправен, но высокое напряжение отсутствует, следует проверить управляющие импульсы на источнике вторичного напряжения.
- Строчной трансформатор. Опредметить неисправность трансформатора можно при помощи измерения температуры элемента — сильное нагревание несвойственно для корректно функционирующего ТДКС. Чтобы убедиться в поломке трансформатора, потребуется подать на коллекторную обмотку прямоугольные импульсы и с помощью осциллографа сравнить амплитуду входящих и исходящих импульсов ТДКС. Для проведения диагностики выпаливать трансформатор не требуется.
- Отклоняющуюся систему. Пользователь может вынуть отклоняющиеся катушки и запустить телевизор на короткое время — если картинка на дисплее будет отображаться без каких-либо дефектов, то для полноценного использования аппарата потребуется заменить всю отклоняющуюся систему.
Важно заметить, что эксплуатация TB-устройства без отклоняющихся катушек непременно приведёт к прожогу кинескопа.
Если неисправностей строчной развёртки выявить не удалось, а в нормальном режиме светятся лишь горизонтальные линии кинескопа телевизора, стоит предположить, что причина неработоспособности аппарата кроется в блоке кадровой развёртки.
Кадровая развёртка
Если пользователь наблюдает на кинескопе яркую горизонтальную полосу, необходимо уменьшить яркость свечения экрана телевизора с помощью транзисторного преобразователя.
Если пользователь решит не выполнять регулировку трансформатора, то появится риск выхода из строя кинескопного люминофора во время последующей диагностики телевизионного аппарата.
Когда яркость свечения будет уменьшена до минимальной, потребуется убедиться в работоспособности:
- Системы питания генератора кадрового каскада. Напряжение на каскад поступает через отдельный резистор и обычно составляет от 24 до 28 вольт. Измерив реальное напряжение на резисторе, пользователь сможет сделать вывод о работоспособности системы электропитания.
- Отклоняющиеся катушки. Необходимо заменить предположительно неисправный элемент на новый и замерить электрические импульсы при помощи осциллографа. Стоит заметить, что межвитковые замыкания в катушках происходят крайне редко.
- Выпрямительный диод и микросхему. При интенсивной эксплуатации выпрямительный диод может оборваться, что приведёт к выходу из строя процессора каскада. Вероятно, пользователю потребуется заменить оба элемента.
Самостоятельный ремонт строчных и кадровых каскадов является достаточно трудным и длительным занятием. Если пользователь не уверен в собственных силах, устранение неполадки телевизора рекомендуется поручить опытному телемастеру.
Прогрессивная и чересстрочная развёртки
Прогрессивная развёртка представляет собой принцип вывода изображения на дисплей и является альтернативой чересстрочной. При прогрессивной развёртке каждый кадр видео является полноценной, а не сжатой картинкой — изображение состоит из того количество горизонтальных полос, которое указано в параметре высоты разрешения. Например, если пользователь просматривает фильм в качестве 1080p (“p” — «progressive”), то реальная высота кадра равна 1080 пикселям.
Использование чересстрочной развёртки подразумевает, что каждый первый кадр видеоряда будет состоять только из четных линий, а каждый второй — из нечетных.
Таким образом, при просмотре контента в чересстрочном режиме с качеством 1080i (“i” — “interlace”) высота изображения будет составлять не 1080 пикселей, а всего 540.
Благодаря данному принципу создания видеоряда можно почти вдвое уменьшить размер занимаемого файлом дискового пространства.
Главным недостатком чересстрочной развёртки является относительно низкое качество картинки, из-за которого создаётся дополнительная нагрузка на глаза зрителя.
Принцип работы разверток
Важно заметить, что, хотя каскады строчной и кадровой развёртки в теории никак не связаны с принципами вывода изображения, кинескопные телевизоры способны воспроизводить видеоряд лишь в чересстрочном режиме.
В большинстве старых телевизионных аппаратов чересстрочная развёртка реализована по стандартам PAL, SECAM и NTSC. Луч кинескопа не способен прочертить за один раз все горизонтальные строки видеоряда — чередование четных и нечётных полос сокращает объём работы системы в два раза и позволяет добиться относительно нормальных показателей FPS.
Недостатки чересстрочного проигрывания проявляются лишь во время просмотра пользователем динамичных экшн-сцен, в которых отображаемый объект перемещается с большой скоростью: фактически в момент воспроизведения каждого кадра предмет является подвижным только на половину.
Современные телевизоры поддерживают деинтерлейсинг — конвертацию чересстрочной развёртки в прогрессивную: имитируя полноту видеоряда, TV-аппарат самостоятельно восстанавливает недостающие чётные или нечётные горизонтальные строки кадра.
Качество преобразования видео зависит от встроенного в устройство программного обеспечения и мощности процессора: если внешние видеокарты способны выдавать чёткий и плавный видеоряд, то встроенные в телевизионные устройства деинтерлейсинг-системы размывают экшн-сцены в 80% случаев.
Заключение
Зная, как работает строчная развёртка телевизора и какие элементы каскадов наиболее подвержены риску выхода из строя, пользователь может попытаться провести самостоятельную диагностику неисправного кинескопа TB-аппарата.
В современных ЖК телевизорах вывод изображения основан на принципе прогрессивной развёртки, что, с одной стороны, делает динамичную картинку более плавной, а с другой — значительно усложняет ремонт устройства: к поиску сломанного осязаемого элемента каскада добавляется тестирование программного обеспечения.
Читайте также: