Режим di film в телевизоре что это
Снова здравствуйте.
Это третья, заключительная, самая большая и по моему мнению самая интересная часть моего небольшого повествования о современных телевизорах. В первой части вы могли прочитать общую информацию о типах современных телевизоров, используемых технологиях подсветок, их практическом различии. Во второй части я попытался систематизировать все, что я узнал о шасси, диагоналях, передаче движения, особенностях передачи цвета и влиянии телевизоров на зрение.
В третей части я хочу поделиться с вами своими размышлениями касательно стереоизображения (или как его принято называть — 3D), разобраться в основных отличиях активного и пассивного 3D, их технической реализации. Рассказать, как, какие и главное — чем это 3D воспроизводить. Ну и, собственно, какой телевизор я выбрал и почему. А еще тут будут фотографии
И не менее важное — хочу сказать отдельное спасибо всем, кто читал и комментировал предыдущие 2 статьи.
Все суждения в статье — личное мнение автора и могут не совпадать с мнениями других людей.
3D. Немного теории
На самом деле, никаким 3D (от dimension — измерение) в современных телевизора и не пахнет. Просто сейчас так принято называть стереоизображение. Я последую этой моде.
Каждый человек (если у него оба глаза на месте) имеет бинокулярное зрение, то есть смотрит на объект двумя глазами, но видит одну картинку. За сведение 2-х изображений в одну картинку отвечает зрительный анализатор — кора головного мозга (не правда ли компьютеры построены по нашему подобию? Или мы по их). В результате эффекта бинокулярного (стереоскопического) зрения мы видим объемное изображение.
Все новое — это хорошо забыто старое. Стоит сказать, что стереокинематограф — штука довольно пожилая. Его основные принципы были сформулированы в конце далекого XIX века, а демонстрация реальных стереофильмов началась в начале XX века. Были сложности, проблемы, не все удавалось (да что там говорить, до сих пор нет идеального метода отображения 3D), но середина XX века считается золотым веком стереокино. В общем-то на протяжении всей второй половины XX века популярность стереокино то вспыхивала, то гасла.
Анаглиф
Самый первый метод получения стереоизображения. На данный момент устарел и в телевизорах не применяется. Заключается в цветовом кодировании изображений, которые предназначаются для левого и правого глаза. В очках установлены светофильтры, благодаря которым каждый глаз видит свою часть предназначенного для него изображения.
Недостаток один, но он перекрывает все достоинства — это совершенно искаженная светофильтрами цветопередача.
Затворный метод
Преимущества:
— Полное 1080p-изображение для каждого глаза
Недостатки:
— бОльшая (в сравнении с поляризацией) потеря яркости, которая, впрочем, легко компенсируется.
— повышенная вероятность перекрестных помех (когда изображение двоится).
— многие люди чувствуют повышенную утомляемость глаз и это главный недостаток.
— высокая стоимость очков.
Поляриционный метод
Преимущества:
— пониженная утомляемость глаз
— простая конструкция и малая стоимость очков
Недостатки:
— пониженное в 2 раза разрешение видеопотока. Для вертикальных стереопар (когда в одном потоке одно изображение находится над другим) оно составляет 1920x540. Для горизонтальных — 960x1080. Это основной и, в принципе, единственный недостаток полярицазионной технологии.
На заре новой волны 3D — в 2010-м году LG использовала затворный метод, но столкнувшись с безумными перекрестными помехами (crosstalks) отступила и пошла по пути поляризации. С тех пор компания яро агитирует за обозначенный метод, борется в судах.
3D. Практика
Вот мы и подобрались к самому интересному пункту. Как реально себя ведут обе технологии и какой отдать предпочтение?
Пассивное (поляризационное) 3D
Эта технология отображения стереоизображения используется только в матрицах LG, которая является паровозом пассивного 3D. Это значит, что все телевизоры с поддержкой 3D, имеющие матрицу LG, несут на себе поляризационную технологию.
Как уже было сказано выше, изображение для левого и правого глаза на экране отображаются одновременно.
Для нас с вами это значит 3 вещи:
1) Разрешение падает в 2 раза. Вместо 1920x1080 мы получаем 1920x540 или 960x1080.
2) Нет мерцания затворов очков, очки простые и дешевые.
3) Не нужно специальных устройств воспроизведения. Все, что воспроизводит Full HD — сможет воспроизвести стереопару (видеопоток, с зашитыми для обоих глаз картинками).
1. Разрешение
Заметно ли падение разрешения при просмотре стереопар? Абсолютно точно можно сказать — да. Для зрителя это проявляется пониженной четкостью (как это происходит в обычных фильмах) или эффекте лесенки. Но тут есть одна очень важна оговорка — при правильной диагонали (достаточно большом угловом размере экрана).
Как известно, человеческий глаз тоже имеет свое разрешение, и если телевизор находится слишком далеко, он может оказаться неспособен различить все 1080 линий, а различит, к примеру, 500. Тогда и разница между затворной и поляризационной технологией нивелируется. Так как же понять, сможем ли мы увидеть падение разрешения?
Вспомним таблицу диагоналей:
Смотрим на колонку расстояние и колонки 1080p и 720p. Выбираете диагональ и если ваше расстояние просмотра попадает в диапазон 720p-1080p, значит, разница точно будет видна. Дальше — вряд ли, если в вашей родне не было орлов.
2. Отсутствие мерцания
Это самая субъективная характеристика. У многих людей от затворного 3D устают глаза. У многих они устают от любого 3D. Вам нужно взять 3D-фильм, сходить в магазин, где вам дадут спокойно сделать выбор, и минут 10 (как минимум) посмотреть на затворное 3D (глаза должны привыкнуть), затем на пассивное. Если от активного 3D ваши глаза устают, а от пассивного нет — последнее это ваш выбор.
Активное (затворное) 3D
Как я уже говорил, в затворной технологии изображение формируется попеременной демонстрацией FullHD-картинки для каждого из глаз. Что это значит для нас с вами:
1) Мы видим безапелляционное изображение — полное FullHD.
2) Многие пользователи получают повышенную усталость глаз из-за мерцания.
3) Нужны специальные устройства воспроизведения.
1. Полное FullHD-разрешение
2. Мерцание
3. Специальные устройства воспроизведения
Так как контент для затворного 3D имеет разрешение 1920x1080 пикселов для каждого глаза, то требуется выводить FullHD-картинку с частотой 48 к/с (которую телевизор искусственно увеличивает). При некоторых практических загвостках это большая проблема для устройств воспроизведения.
Контент для затворной технологии называется Blu-Ray 3D (BD3D). Именно в этом формате выпускаются фильмы на дисках (в формате стереопар они не выпускаются). BD3D ISO — образ, снятый c Blu-Ray 3D-диска.
Так все-таки, что нам понадобится, чтобы мы смогли смотреть Blu-Ray 3D на нашем телевизоре? Варианта всего 2:
3.1 Проигрыватель дисков Blu-Ray 3D. Самый простой и самый дорогой, в конечном итоге, способ. Речь идет о проигрывателях, которые воспроизводят Blu-Ray-диски, то есть эти самые диски прийдется покупать (и это не дешевое удовольствие, скажу я вам). Выбираете любой понравившийся вам Blu-Ray-проигрыватель (они, кстати, входят в комплект к системам домашних кинотеатров с поддержкой BD), например, Sony BDP-S495 (я привел самый продаваемый плеер, вы можете купить абсолютно любой). Покупайте диски — наслаждайтесь просмотром.
3.2 BD3D ISO-плееры. То есть те плееры, которые могут воспроизводить образы Blu-Ray дисков (которые, кстати лежат на любом трекере. Я качаю отсюда). На рутрекере очень много стереопар, но очень мало образов BD3D. И тут возникает самая главная проблема — практически нет устройств, способных без проблем и с поддержкой всех функций воспроизводить BD3D ISO. Те, которые воспроизводят без проблем, не имеют меню и стоят $350 (к примеру, Popcorn Hour A-400). Дешевые (~ $125) плееры вроде IconBIT XDS73D, мало того, что тоже не поддерживают меню, так глючат и не исполняют всех задач.
Конечно же, можно воспроизводить на телевизорах с затворной технологией обыкновенную стереопару, но это тоже самое, что покупать Ferrari и ездить по проселочным дорогам. В таком случае, все преимущества затворного метода нивелируются.
Вывод напрашивается сам собой: разве нет полнофункционального проигрывателя BD3D-ISO за небольшие деньги? В общем-то есть, с одной оговоркой. Я думаю, это стоит выделить в отдельный раздел.
Воспроизведение Blu-Ray 3D из образов (BD3D ISO)
Будущий обзор Pioneer BDP-140
Я как раз купил этот плеер, и если сообществу будет интересно (я понимаю, что это тема гораздо более узкая, чем телевизоры), то я напишу обзор: как выглядит, как я его покупал, прошивал, откуда качаю образы, куда записываю и т. д.
Этот плеер настоящий лайфхак — дешевый, безглючный, с поддержкой меню.
Если вам будет интересен такой обзор — напишите в комментариях.
Вернемся к 3D в общем. Стоит сказать о применении этих 2-х типов 3D в телевизорах различной ценовой категории. Как уже говорилось, LG и Toshiba используют поляризационную технологии во всех телевизорах. В противовес ей Samsung всегда использует затворную технологию. Также активное 3D имеют все плазмы. Philips и Panasonic используют поляризационный метод в более дешевых телевизорах и затворный — в дорогих. Но, к примеру, активное 3D стоит в 5-й серии Philips (а это относительно дешевый ТВ).
Тут есть небольшое правило, если так можно сказать, которое я вывел для себя: в дешевых телевизорах пассивное 3D предпочтительнее (так как оно не сильно меняет свое качество в зависимости от стоимости телевизора). Активное 3D очень сильно различается — в дешевых ТВ это почти невозможно смотреть, а дорогих это может быть отличная картинка.
Краткие рекомендации по выбору 3D
1) Нужно сходить и посмотреть самому, не устают ли больше глаза от затворной технологии. Если устают — плюс в пользу поляризации.
2) Диагональ. Если ваше расстояние просмотра попадает в диапазон 720p—1080p, тогда плюс в пользу затворного метода.
3) Цена телевизора. Если телевизор недорогой — плюс к поляризации. Если дорогой — стоит подумать об активном 3D.
4) Количество зрителей. Очки для телевизоров с пассивным 3D стоят около $10-15. С активным — $60—80. Если зрителей много, вывод напрашивается сам.
5) Не выбирайте телевизор по типу 3D. Возможно, этот пункт покажется вам странным, но это мое убеждение. Стереокино крайне несовершенно, напрягает глаза и со временем будет вытеснено. Это час время провождения, в лучшем случае в неделю-две. Качественного 3D-контента не так уж много.
Smart TV
Этот раздел будет неожиданно короткий, так как автор никогда не считал Smart TV полезным дополнением. Не потому, что автор — динозавр и живет в доисторической пещере, а потому, что я не считаю это очень полезной вещью. Прошу учесть, что это очень субъективная вещь и многим может нравится Smart TV. Это мое личное мнение и оно может не совпадать в вашим.
Youtube
Сериалы
Тоже потенциально полезный сервис. Мне не удалось найти и протестовать аналогичный сервис для телевизоров Samsung, но в моем распоряжении есть медиаплеер DuneHD TV-101W, куда я когда-то поставил плагин HDSerials. В общем, вполне рабочая штука, но нас с ней судьба развела по разным полюсам и виной всему вышеупомянутая Apple TV. Сериалы сами выкачиваются, сортируются и кладутся в iTunes, а затем разбегаются на iPhone и Apple TV.
Социальные сети, браузер, торренты
Отдельный чан в аду заготовлен для разработчиков торрент-клиентов, один из которых мне довелось протестировать на медиплеере DuneHD TV-101W. Во-первых, только накопители с ext3, во-вторых, скорость ограничивается 1-м мегабайтом в секунду. В-третьих, когда эти самые торренты качаются, приставка вешается намертво и реагирует на команды с пульта с задержкой в 10 секунд.
Как я выбирал телевизор
Это небольшой исторический экскурс о том, как я все-таки выбрал то, что выбрал. Тем, кому это покажется не интересным я рекомендую пропустить эту часть. Так же, хочу сказать что этот раздел полностью субъективен и определяет только мой выбор.
3 года кряду я смотрел неплохой во всех смыслах Philips 42PFL8404. Со временем он перестал меня устраивать. В чем именно, кроме уровня черного и диагонали, я сформулировать не мог. Хотелось более живого и глубокого изображения. Сразу стоит сказать, что моя дистанция просмотра составляет 2.5 м.
Я понял, что скачок 42"—46" существенным не будет и начал ориентироваться на 55". Сначала он показался большим, но в процессе выбор стало ясно, что для полного погружения этого недостаточно. Денег хватало только на 55" и я решил, что это вещь не на один день и стоит немного подсобирать. Так и начались мои 2 месяца выбора.
Выбор модели
Если с диагональю почти сразу все стало понятно, то определиться, какую технологию выбрать было не просто. Забегая вперед скажу, что с этим пунктом я определился только за 2 недели до заказа телевизора.
А виной этому один простой факт: я живу в среднем по населенности городе и хотя у нас много различных супермаркетов электроники, мало-мальски приемлемых плазм нет ни в одной из них. Продавцы хором утверждали, что плазма устарела. Технари на форумах заверяли, что это лучший выбор для кино.
Как конкурента VT50 из лагеря LCD был выбран Philips 60PFL9607. Он был отмечен EISA как лучший LCD-телевизор Европы, имел матрицу Sharp UV²А, сегментированную светодиодную подсветку, обещающую MLL=0.2 нит. В целом интересный вариант.
Как претендент еще рассматривался 65" Sony HX920, но он стоит дороже, к тому же это модель прошлого года, да еще и 3D на невысоком уровне.
Обоих претендентов не было ни в одном из магазинов города и я занял выжидательную позицию.
И тут случилось практически чудо для нашего городе — в одной из сетей появился 46" Philips 9707 (аналог того, который был нужен мне, но с меньшей диагональю и лучшим антибликовым фильтром). Погонял я его прилично — сначала долго настраивал режим, затем воспроизводил заливки, тестовые ролики, реальные ролики и рекламный контент.
Не буду томить с рассказами и выводами. Итогом всего был вывод о том, что в принципе, колоссальной разницы изображения с моим 42" 8404 нет. Да — диагональ важна, да, черный чернее, но какой-то особой разницы я не увидел.
Принял этот вариант к сведению.
Нужно сказать еще пару слов о VT50. С момента начала выбора телевизора я прочно засел на форумах. Что только не писали про него, но основные критические замечания были адресованы к следующему:
1) Мерцание
2) Отсутствие белого
3) Низкая яркость
Забегая вперед скажу, что пункты 1 и 2 дня меня не оправдались, а вот с 3-м возникли кое-какие проблемы. А связано это с тем, что, как оказалось, европейских и российских моделях намертво зарезана яркость в районе 80 cd/m2 в профессональном режиме и 90 cd/m2 в режиме THX Cinema.
К слову, THX Cinema — это режим, сертифицированный студией Джорджа Лукаса. Должен выдавать картинку, максимально близкую к эталонной — такой, какой ее задумал режиссер.
Когда стало ясно, что VT50 — серьезнейший претендент, а надежды на 9607 не оправдались — было принято решение ехать в Киев. К слову, столица находится от меня в 10 часах езды на поезде.
Я взял пару флешек и поехал. Реально, без проблем и с выключенным светом мне удалось посмотреть VT50.
Окончательный выбор модели
Мое решение проблемы с яркостью VT50
С самого начала на форумах я читал, что у американский версий VT50 с яркостью все в порядке. 120V, отсутствие тюнеров меня совершенно не пугало, но пугала цена. Единственный поставщик, которого мне удалось найти называл такие заоблачные цены, что могла закружиться голова.
И тут я наткнулся на один украинский сайт, где обещали 65" VT50 за $3800. Я позвонил им 2 месяца назад, в самом начала моих скитаний и получил ответ, что везут они на заказ и требуется предоплата в $1000. Я был не готов идти на такие риски, неподтвержденные ничем и отложил этот вариант в глубокий ящик.
Около 2-х недель назад американский 65" VT50 приехал ко мне.
Мои субъективные впечатления
В общем и целом я считаю этот телевизор лучшим для домашнего кинотеатра. Даже с учетом зарезанной яркости лучше телевизора я не видел. Тут и MLL= 0.008 нит, и очень четкая цветопередача и поразительная глубина. Когда я только начинал выбрать телевизор, я был морально готов к тому, что топовые телевизоры практически не отличаются друг от друга, но в итоге понял, что это не так.
Самое важное — понимать, что у всего своя задача. Телевизор для домашнего кинотеатра — это одно, а для приятного и незатейливого просмотра кино вечером — совсем другое. Телевизор для дачи — третье.
Мне как раз понадобился небольшой второй телевизор во вторую комнату и я, скорее всего, остановлю свой выбор на Philips 32PFL5007. Уж больно неплохой уровень черного и общий набор функций он предлагает.
Вместо выводов:
Постараюсь кратко сформулировать все, что я хотел донести в этой части статьи, которая писалась дольше всех и была самой трудоемкой для написания:
1) Не выбирайте телевизор только по 3D. Во-первых, качественного 3D-контента немного, во-вторых, это забава на просмотр в неделю-две. В третьих, это вредно для глаз.
2) Выбирая технологию 3D опирайтесь, в первую очередь, на комфорт для ваших глаз. Сходите в магазин и возьмите стереопару для просмотра на телевизоре с поляризационной технологией, но не забудьте, что в магазине, скорее всего, не будет правильного устройства воспроизведения BD3D (если вам и воспроизведут что-то на активном телевизоре, то оно будет выглядеть не лучше, чем на пассивном). Ищите места с грамотными продавцами, где вам смогут показать все преимущества затворной технологии. Во-вторых, ориентируйтесь на диагональ. На больших угловых размерах экрана будет целесообразным обратить внимание на затворный метод, на маленьких — на поляризационный.
Переход к цифровому интермедиэйту (ЦИ, Digital Intermediate, DI) являлся альтернативой работы над кинопленкой в химической лаборатории. Сейчас эти технологии развиваются полным ходом. И это не только потому, что работа проходит чище, быстрее, гибче по сравнению с традиционным подходом, но и потому, что это гораздо лучше подходит для удовлетворения потребностей современного медиапространства.
Фильмы в кинотеатрах все реже демонстрируются на пленку; многие кинотеатры уже перешли на цифровой формат, многие люди смотрят кино дома в качественном DVD формате, либо в высококачественном тв-вещании, в SD и все чаще в HD формате.
ЦИ выдает смонтированный и откалиброванный цифровой мастер (оригинал), с которого будет просто создать копии высокого качества для различных носителей информации.
В дополнение, на DVD стараются предложить не просто возможность домашнего просмотра фильма, но и дополнительный контент, включая удаленные сцены, режиссерские и расширенные версии, документальные очерки о съемках, интервью, игры и др., что делает ЦИ привлекательной и эффективной операцией в организации DVD контента.
В то же время хорошо продуманные системы ЦИ могут предложить простой и экономичный путь создания различных версий продукта, например, для просмотра в самолетах, для дистрибьюции в иноязычные страны и пр., включая трейлеры и дополнительные маркетинговые требования к фильму.
Кроме того, процесс ЦИ улучшает традиционный метод цветовой коррекции через телекинопроектор, предоставляя как более гибкое креативное оборудование, так и все возможности цветокоррекции, необходимой для выполнения на стадии постпродакшна, что дает очень хороший результат. С точки зрения бизнеса это экономически выгодно.
Со временем весь постпродакшн сведется к процессу ЦИ, независимо от того, с какими источниками мы работаем и какой формат нам нужен.
Цифровая работа с видео
Цифровой интермедиэйт описывает процесс, который по сути является одной из трех частей общего процесса цифровой работы с видео (Digital Film). Остальные 2 составляющие - это захват изображения с носителей видеозаписи, а также презентация (дистрибьюция, показы и распространение результата) - также известная как D-Cinema (распространение в кинотеатры) или e-Cinema (альтернативные получатели).
Захват Видео → Цифровой интермедиэйт → Дистрибьюция и презентации
ЦИ включает в себя пост-производственную стадию, с использованием цифровых технологий, для выполнения монтажа, калибровки, работы с текстом, VFX и пр., в результате получив цифровой мастер, готовый к дистрибьюции и распространению.
Обратите внимание, что в целом ЦИ - это не только работа над цветокоррекцией, хотя многие системы ЦИ предназначены только для цветовой коррекции.
Процесс ЦИ (упрощенный)
Существует три основных типа плёнок, – камерный негатив, интермедиэйт и печатная (тиражная), - каждая для своей специфической задачи. Негативная плёнка фиксирует максимально возможное количество деталей в снимаемой сцене, как по разрешению, так и по динамическому диапазону для создания условий по воспроизведению этих деталей на многочисленных интернегативах, с которых печатаются тысячи тиражных копий для проката.
В связи с тем, что производимый в студии цифровой интермедиэйт необходим для показа на оборудовании, отличном от контрольного монитора, встаёт вопрос о необходимости иметь возможность контроля именно на том типе оборудования, который будет использован для показа. И если в случае с цифровой проекцией это требует наличия специально оборудованного кинозала с цифровым проектором, то использование более традиционного плёночного показа требует наличия фильм-рекордера для перевода на интернегатив плюс оборудование химлаборатории для печати позитивной копии, которая при этом включает в себя ещё и звуковой трек, а также различные служебные ракорды, необходимые по стандарту кинопроекции. Дополнительно, независимо от типа проекции, необходимо помнить о том, что исходный материал должен быть оцифрован (что одинаково верно как для HD, так и для плёнки), а это требует весьма недешёвого оборудования и достаточной ёмкости дисковых массивов – приблизительно 8 терабайт на исходники для фильма 120 мин ( Cineon, aspect 1:1,85). И это только исходники!
Digital Intermediate
Digital Intermediate [ DI ] – понятие, применимое к традиционному плёночному производству в случае, когда вся обработка фильма ведётся в цифровой форме. Процесс DI выгоден при использовании цифровых технологий при обработке фильма целиком, а не только его частей, так как это даёт большую гибкость при выборе тех или иных решений. DI -процесс в отличие от традиционного, не страдает потерей качества изображения на различных своих этапах и поэтому сохраняет исходное разрешение и глубину цвета вплоть до печати негатива. Поэтому выбранный для этого метода производства стандарт 2K/10 bit - log обеспечивают превышение измеренного значения разрешения 1K при традиционном методе производства.
Процесс изготовления цифрового мастера включает в себя все стадии классического пост-продакшена: цветоустановку, монтаж, синхронизацию со звуком — с той лишь разницей, что все эти операции осуществляются в цифровой форме. К этому можно добавить также некоторые дополнительные возможности, как то - интег рирование спецэффектов, независимая регулировка контраста изображения, изменение зернистости изображения, добавление наплывов, затемнений, придание изображению особого вида в соответствии с творческим замыслом и другие операции. Все это существенно расширяет творческие возможности при сохранении максимальной информации на пленке. Важно отметить, что результат установки цвета контролируется с помощью Цифрового проектора, откалиброванного по кинопленке. Результатом всех вышеуказанных операций является собственно то, что мы называем Digital Intermediate: полностью сформированный и несущий в себе все коррекции и настройки цифровой мастер в виде Cineon-последовательности.
Каковы же основные отличительные признаки мастера Digital Intermediate в понимании Кодак'a по сравнению с любым другим мастером, например HDTV?
Исходным материалом для его изготовления является кинопленка, и конечный результат также ориентирован на кинопленку - сохраняются все преимущества пленочного изображения.
- DI содержит в себе максимально возможный динамический диапазон кинонегатива.
- DI использует ВСЕ кадровое пространство.
- DI оптимизирован для вывода изображения на кинопленку.
Под Digital Intermediate'ом можно подразумевать не только конечный результат, но и изготовление мастера как единый процесс, все звенья которого откалиброваны друг под друга и совместимы.
Плюсы процесса Цифрового интермедиэйта
Производство фильмов традиционным способом можно условно разделить на три большие части – съёмка, монтаж (а также все связанные с этим процедуры – цветоустановка, opticals и VFX) и показ (дистрибуция). В связи с переходом на новые технологии происходит внедрение цифрового оборудования на всех этих этапах. Если в области показа фильмов наметился если не прогресс, то по крайней мере, ясность с оборудованием, методами доставки и распространения, то со съёмкой всё гораздо сложнее. Не первый год ведущиеся споры на тему " HD vs Film" не привели к рождению истины. "Лёд тронулся" с выпуском новой камеры Viper, приблизившейся к киноплёнке по части цветопередачи и динамического диапазона, а также с разработкой прототипа цифровой камеры 4K. Разумеется, при таком положении вещей обработка материала должна вестись в цифровом виде. Однако ситуация такова, что и при использовании киноплёнки, как исходного носителя, цифровые технологии обработки снятого материала (интермедиэйта) могут быть применены независимо от способа показа – традиционным плёночным или новым методом цифровой проекции.
Для чего это может быть нужно?
- Устранение физического носителя (негатива) из работы, что положительно сказывается на его сохранности.
- Гибкость работы, позволяющая перейти от простого линейного монтажа к нелинейному и большей интеграции с offline’овым монтажом – важно при позднем внесении изменений в монтаж.
- Появление новых возможностей по цветоустановке/корекции, opticals и внедрению VFX в фильм.
Таким образом мы приходим к понятию цифрового интермедиэйта. Наиболее важные выгоды процесса Digital Intermediate:
- Замена опто-химического лабораторного производства компьютерным.
- Цифровой монтаж исходного негатива по черновому монтажу.
- Гибкое и быстрое добавление в фильм переходов, микшеров и визуальных эффектов с улучшенной цветокоррекцией.
При этом на выходе получается тот-же цветоустановленный и смонтированный негатив, что и при выходе из обычной лаборатории. При этом под оцифровкой имеется в виду сканирование изображения с высоким разрешением (2K или 4K ) и вывод его в формат Cineon. Не следует путать этот процесс с переводом изображения в цифровые форматы типа HDTV, Digital Betacam и т.д., т.к. сканирование проводится не в реальном времени и результат сканирования – последовательности Cineon-файлов.
Основным требованием к сканирующему оборудованию, применяемому в технологии DI, является, в первую очередь, максимально возможное разрешение динамического диапазона негатива. На сегодняшний день сканируемый диапазон достигает 9 диафрагм. И конечно, наиболее фундаментальным преимуществом DI является сквозная гибкость всех процессов.
При этом DI-система должна соответствовать определённым параметрам:
- Обеспечение управляемой калибровки от сканирования до записи на плёнку и возможность работы в различных цветовых пространствах и размерах кадра.
- Хранение на дисках всего материала (с "хвостами" и вариантами) в полном разрешении и глубиной цвета.
- Автоматическая пересборка по результатам чернового монтажа и возможность сверки чистовой версии с черновой.
- Возможность realtime-воспроизведения всего проекта в полном разрешении, с внедрёнными изменениями - аниматика, эффекты, цветоустановка.
- Немедленное отображение всех изменений.
- Обеспечение базовых функций монтажа, микшеров, цветокоррекции, титрования и спецэффектов.
- Симуляция плёночного изображения для обеспечения метода WYSIWYG.
- Обеспечение возможности вывода в различные форматы (D-Cinema, HD/SD video, DVD, web, print) из одного цифрового мастера.
Инструменты, которые могут понадобиться в процессе работы над цифровым мастером фильма, отличаются своей широтой. Это:
- Монтажные инструменты, работающие с EDL'ами, микшера, наплывы, переходы, перегруппировка и замена эпизодов, базовые монтажные функции.
- Визуальное сравнение черновой и чистовой версий при одновременном их показе на одном мониторе.
- Титровальные возможности для введения субтитров.
- Рисовальные инструменты для ретуши и реставрации.
- Одновременная поддержка различных форматов изображения.
- Поддержка цветокоррекции – primary, secondary, selective, tracking-based.
- Поддержка версий для вносимых изменений и вывод в realtime, включая функции Pan & Scan.
- Стабилизация изображений.
DI-процесс может быть полезен не только для производства полнометражных фильмов, хотя это является его первой целью. Применение DI оправдано для всех производств, использующих киноплёнку.
- Полно- и короткометражные фильмы.
- Трейлеры.
- Реклама (ТВ и кино).
- Музыкальная продукция.
- Промо-продукция.
- Реставрация фильмов.
- Производство различных форматов, – киноплёнка, D - Cinema , DVD , HD , SD , web , - с одного DI -мастера.
DI -процесс даёт преимущества для всех участников кинематографического процесса, в частности, для:
Работа с DI -материалом в условиях лаборатории
Типовые задачи менеджмента материала в DI решаются набором инструментов EDL tools – создание pull-list'a из чернового монтажного EDL'a , пересчёт pull-list'a при изменении монтажа или после отбора негатива, проверка сканированного материала на предмет соответствия паспорту, внесение небольших исправлений (типа +/- 1,2,3. кадра в весь EDL, как наиболее часто встречающаяся задача).
Другим инструментом является цветокорректор для программы After Effects , работающий напрямую в 10 bit/log и оперирующий в терминах оптических плотностей негатива. При хорошем исходном негативе такие серьёзные операции, как селективная цветокоррекция не требуются. Поэтому использование очень дорогих решений от западных производителей в условиях российского рынка не оправдано с экономической точки зрения. Гораздо проще и дешевле иметь инструмент, заточенный под ограниченный набор наиболее часто востребованных операций.
Ещё одним очень важным инструментом является Previsualization plugin (для After Effects), позволяющий на калиброванном мониторе в условиях тёмной комнаты увидеть именно ту картинку, что получится в итоге на позитивной прокатной копии. Разумеется, такой plugin использует для корректного отображения кадра профиль монитора и усреднённую (по результатам многих измерений) таблицу плотностей разных позитивов (основных типов – Premiere 83 и 93), измеренные денситометром. Позволяя при этом эмулировать установки контактного принтера, этот инструмент позволяет экспериментировать с установками grading'a до реальной печати на плёнку.
Ядро этого инструмента внедрено также в специальный плейер, позволяющий воспроизвести на мониторе или проекторе в realtime batch -секвенцию папок с Cineon'ами с одновременной линеаризацией и коррекцией под выбранный тип плёнки.
Цифровая проекция
Цифровая проекция имеет важное значение в DI . Она позволяет приблизиться к модели цветовоспроизведения киноплёнки, хотя проецирующая матрица и имеет отличия от эмульсии киноплёнки. Но возможность воспроизвести условия кинопроекции позволяет создать условия для более-менее правильного отображения hilite 'ов. Разумеется, необходима калибровка проектора и цветокоррекция отображаемого материала по измеренным значениям с тестовых плёнок. Однако главным отличием является тот факт, что даже сами заказчики признают, что хотя при просмотре пробы на киноплёнке они увидели ту-же цветоустановку, что и во время работы на компьютере, они иначе восприняли это цветовое решение с широкого экрана, нежели со сравнительно малого экрана цветокалиброванного монитора. Цифровая проекция в зале позволяет устранить психологическую разницу восприятия изображения и максимально приблизиться к условиям финального кинопоказа.
Печать в 1:2.35
Одним из направлений в современном кино является широкий формат. Под ним подразумевается формат изображения (aspect ) 1:2.35. При этом возникает проблема, схожая с широкоэкранными DVD-дисками, заключающаяся в том, что если записывать на носитель (киноплёнка, диск, магнитная плёнка) широкий формат "как есть", то неэффективно используется его вертикальная разрешающая способность. Поэтому в формате 1:2.35 используется тот-же приём, что и при кодировании 16:9 – непропорциональное растяжение кадра по вертикали для увеличения вертикального разрешения. Это достигается использованием т.н. анаморфотной оптики.
Часто при съёмке используют обычные камеры 35 мм (или Super-35) с кадрирующей рамкой под формат 2.35, а затем при печати вводят подобное вертикальное искажение, которое восстанавливается при проекции на экран при помощи проекторного оъектива с обратной характеристикой. Как ввести подобную вертикальную растяжку в лаборатории ? При помощи специального копир-принтера с соответствующей оптикой. Недостатком этих устройств является их низкая скорость и повышенные искажения при печати по сравнению с контактными принтерами. Другим способом является использование цифровых технологий – сканирование материала, его кадрирование и печать в специальном "анаморфотном" режиме на фильм-рекордере. Разумеется, при этом и цветоустановка происходит также в рамках DI-процесса.
Цены на 4К-телевизоры снижаются, HDR-технология (High Dynamic Range) становится все популярнее, и в магазинах наконец появился широкий выбор замечательных моделей.
Если вы заглянете в меню настроек своего телевизора, то увидите много функций с громкими названиями, например: Ultra Black или Live Color. Однако немалое число этих функций — лишь маркетинговые уловки, предназначенные для того, чтобы поразить неискушенного пользователя, получить преимущество перед конкурентами и выглядеть солиднее на фоне других телевизоров в ярко освещенных залах супермаркетов. На самом деле, большинство этих возможностей фактически уменьшает детализацию изображения или вызывает искривление и появление артефактов, что ухудшает качество картинки. Ниже приведены параметры, которые нужно изменить для оптимального качества.
Настройки телевизора, которые желательно отключить
Включите на экране меню настроек телевизора и перейдите к пункту настроек изображения. Прежде чем начать, установите режим дисплея Movie (иногда также называется Cinema, Expert или Custom). Это гарантирует, что основные параметры яркости, контрастности и цвета максимально приближены к стандартным — по крайней мере, без выполнения калибровки, что требует длительного времени.
Далее, нужно перейти к расширенному меню изображений, чтобы отключить пост-процессинговые функции. В некоторых случаях выбор режима Movie может автоматически отключит некоторые из приведенных ниже параметров, целесообразнее самостоятельно откорректировать меню настроек. Обратите внимание, что эти рекомендации касаются как стандартных, так и HDR-телевизоров, что обеспечивает расширенный диапазон яркости и богатую палитру цветов).
Black Tone (Черный тон): подобно динамическому контрасту, эта настройка предназначена чтобы сделать черные области экрана еще темнее. Но на самом деле вы не можете сделать черные цвета темнее, чем они уже есть. Поэтому обычно эта функция просто превращает темно-серые зоны в черные, что приводит к потере деталей. Лучше отключить такую функцию.
Black Detail: противоположность Black Tone, ведь она пытается улучшить детали в темных областях путем их освещения. Вы можете подумать, что это хорошо, но на самом деле это лишь приводит к появлению противоположной проблемы: с помощью освещения темных областей вы видите новые артефакты.
Super Resolution, Reality Creation Smooth Gradation (супер разрешение, создание реальности, плавная градация) и другие функции уменьшения шумов. Эти функции должны оптимизировать общий вид низкокачественного видео за счет увеличения резкости контуров и устранение шумов и артефактов, вызванных цифровой компрессией или конвертацией аналогового сигнала. Для высококачественного контента, такого как Blu-ray, их лучше отключить, поскольку они могут смягчить изображение. Однако, вы можете их включить для проигрывания видео со старых DVD-дисков или даже кабельного телевидения, если обнаружите, что так видео выглядит лучше.
Режим автоматического изображения: это функция некоторых телевизоров Sony, которая пытается автоматически менять режим изображения телевизора в зависимости от того, что выводится на экран. Как правило, такие вещи лучше отключить, ведь настройки, которые мы порекомендуем далее в этом руководстве, должны работать хорошо, независимо от того, что вы смотрите.
Заметьте, что не все телевизоры будут иметь все упомянутые пункты меню; дешевые модели, в частности, имеют гораздо меньше вариантов. Но этот список должен охватывать большинство параметров обработки изображения, которые вы увидите на популярных телевизорах от ведущих брендов. Наконец, все эти функции должны улучшать изображения для вас. Но если вы хотите получить максимальную детализацию и точные цвета, как это предполагали режиссер и оператор, мы рекомендуем отключить как можно больше вышеназванных функций.
Настройки телевизора, которые нужно включить
Отключение всех функций пост-обработки изображения — это просто. Но на вашем телевизоре есть несколько настроек, которые способны сделать изображение гораздо лучше. Стоит ли их использовать — в значительной степени зависит от модели и контента, который вы смотрите. Ниже приведено несколько параметров, с которыми можно поэкспериментировать:
Диапазон HDMI, цветовое пространство, диапазон RGB или уровень черного цвета: эта функция определяет способ обработки сигналов цвета, отправленные на ваш телевизор. Если ваш телевизор позволяет установить режим Auto — сделайте так. В противном случае, его следует почти всегда устанавливать как Limited (или Low для некоторых телевизоров Samsung). Убедитесь, что устройства, подключенные к телевизору, такие как игровая консоль или телевизионная приставка, также настроены на Limited. Параметр Full предназначен только для тех, кто использует свой телевизор как монитор ПК. (Примечание: на телевизорах Sony параметр Black Level — это тоже самое, что и Black Tone, и его следует отключить).
Local Dimming, сегментарное затемнение: эта функция отключает некоторые светодиоды на вашем телевизоре, чтобы сделать более темными определенные фрагменты изображения. Если эта функция корректно реализована на телевизорах с полным светодиодным массивом, то она является очень полезной. Но на других типах телевизоров (особенно с торцевой подсветкой) такая функция может привести к задержке вывода изображения, затемнению определенных областей или вызвать мерцание. Попробуйте включить, а потом выключить эту функцию, чтобы оценить, что вам больше нравится. На телевизоре Vizio это называется Xtreme Black Engine Plus. У телевизоров Sony есть аналогичная функция, кроме того, там есть режим X-tended Dynamic Range, что делает подобные действия, но по отношению к ярких белых сегментов изображения. В любом случае, попробуйте активировать эту функцию, чтобы понять, насколько она вам нравится.
Игровой режим: предназначен для видеоигр, позволяет уменьшить задержку входного сигнала телевизора. Таким образом, нажатие любой кнопки во время игры приводит к мгновенной ответной реакции на экране телевизора. Но на некоторых телевизорах это происходит за счет снижения качества изображения. Попробуйте этот режим на своем телевизоре — если он заметно ухудшает качество , тогда включайте его только в том случае, когда играете.
Поскольку на рынке существуют сотни различных телевизоров, то невозможно охватить особенности настройки для каждой отдельной модели. Тем не менее, этот материал дает основные советы, как настроить телевизор для обеспечения оптимального качества изображения, без необходимости применения длительной процедуры калибровки. И если вы нашли пункт меню, который не упомянут в этом тексте, посмотрите, что рекомендуют в отношении него пользователи в интернете. Свои советы и дополнения вы можете написать в комментариях к этой статье.
Производители телевизоров постоянно улучшают качество изображения. Поэтому регулярно объявляют о появлении новых стандартов. Поддержка HDR в телевизоре: что это? Новые модели ТВ выпускаются с этим стандартом. Каковы его отличительные особенности? Есть ли смысл покупать такой ТВ? Чтобы ответить на эти вопросы, внимательно изучим, что собой представляет HDR. Проанализируем основные отличия этого стандарта на фото и на экране телевизора.
Что такое HDR в телевизоре
Контрастность и соотношение ярких и темных зон – критерии, определяющие качество изображения. Не менее важна цветопередача, во многом она определяет реалистичность транслируемой на экран ТВ картинки. От перечисленных параметров будет зависеть уровень комфорта во время просмотра фильмов, сериалов, передач.
Представьте, что у одного телевизора богатая цветовая палитра и отличная контрастность, а у второго высокое разрешение. Как вы думаете, какое изображение вам покажется более привлекательным? Конечно, первое. Контрастная модель способна обеспечить естественность картинки. При этом неважно, техника каких производителей сравнивается: Самсунг, LG, Phillips или Sony.
Разрешение экрана – важный показатель, но контрастность полностью нивелирует его. Поскольку именно от контраста зависит, насколько транслируемое изображение будет реалистичным. Поэтому эксперты подчеркивают, что натуральная контрастность в совокупности с грамотной передачей цветов намного важнее, нежели наличие поддержки разрешения 4К.
Идея технологии HDR заключается в расширении контрастности и цветовой палитры. Яркие зоны будут более естественными на ТВ с поддержкой HDR, нежели на обычном устройстве. Изображение выглядит более глубоким и естественным. Глубокие оттенки красного, зеленого и синего позволяют значительно расширить цветность.
Внедрение технологии динамического диапазона HDR поспособствовало созданию нового стандарта палитры цветов – Rec. 2020. Его особенность проявляется в оттенках, которые обычные телевизоры банально не способны воспроизвести. Наиболее ярким примером считается фирменный красный цвет известного автомобильного бренда Ferrari. Не исключено, что раньше вы попросту не обращали внимания на такие незначительные нюансы. Однако старые ТВ не способны передавать настолько интенсивные оттенки. В реальности эти цвета выглядят совершенно иначе.
Каждый пользователь сможет увидеть миллионы новых, сложных цветов, которые стали основой формата HDR. Отметим, что рассматриваемая технология построена на использовании 10-битной демонстрации цветов.
Чтобы полноценно оценить преимущества стандарта HDR, вам необходимо иметь в своем распоряжении телевизор с поддержкой этой технологии, и соответствующий контент. С целью обеспечения высокого динамического диапазона в HDR-технике используется усовершенствованная подсветка. Регулирование яркости осуществляется в разных зонах экрана. такой подход позволяет достигать максимальных пиков в тех участках, где это реально необходимо. Наиболее яркий пример – часть кадра, в которой светит солнце. Запас яркости существенно превосходит этот параметр у обычных ТВ. HDR-телевизоры – до 1500 нит, а у обычных устройств – 400 нит.
Реализация стандарта HDR была осуществлена путем комбинирования различных сложных технологий. Поэтому максимально качественное изображение демонстрируют 4К устройства premium-класса. Они обладают необходимыми техническими характеристиками.
Технология HDR имеет несколько версий. Рассмотрим каждую из них. Чаще всего встречается HDR10. Ее особенность заключается в том, что канал пропускает до 10 бит контента. Цветовая палитра – 1 миллиард оттенков. В потоке содержатся данные, касающиеся изменений яркости и контрастности в определенной сцене. Именно эта особенность делает изображение естественным.
Стандарт HLG был создан британо-японским тандемом. Компании BBC и NHK сумели создать отличный стандарт. 10-битное кодирование было сохранено. Изменения коснулись предназначения потока. Главная идея – передача. Для рассматриваемого стандарта нет критичной ширины канала. 20 МБ предостаточно для обеспечения качественной трансляции без каких-либо помех.
Стандарт Dolby Vision – это расширенный диапазон яркости, который существенно превосходит возможности всех существующих технологий. Стандарт внедрен фирмой Dolby. Базовые принципы технологии HDR были сохранены. Изменения проявляются в расширении цветового канала – 12 бит. Цветовая палитра насчитывает 8 миллиардов оттенков. Поток данных колоссален. Поэтому преимущества этой технологии вы сможете оценить в кинотеатре.
Разница с HDR на фото
Режимы HDR в телевизорах и на фотографиях имеют существенные отличия. Если говорить о фото, то формат HDR проявляется в кислотной палитре и неестественных контурах. На телевидении используются совершенно другие принципы. Рассмотрим, как работает HDR на экране ТВ и на фотографии, чтобы понять, в чем же заключается разница.
Поддержка телевизорами стандарта HDR – это расширенный динамический диапазон и максимально возможная палитра цветов. В совокупности эти параметры делают изображение на экране натуральным и реалистичным. Параметры видеосигнала не ограничены стандартами типа HDTV, поскольку процесс съемки и возможности студийной обработки подверглись значительной модернизации.
На фотографиях HDR проявляется в нескольких кадрах с различной экспозицией. На основе этого создается один кадр, который не создает, а имитирует широкий динамический диапазон.
Исходя из этого мы видим, что к решению низкой яркости можно подойти с разных сторон. Технология HDR можно стать отлаженным процессом для сохранения естественности изображения. Зритель сможет увидеть натуральное качество картинки, снятой на камеру. Второй подход – это набор из разных кадров для имитации определенной сцены. Поэтому HDR на фото – это отсутствие реализма.
Видеопоток HDR выглядит естественно. У зрителя нет ощущения, что предварительно оно было обработано огромным количеством различных фильтров. Естественность – ключ к успеху. Поэтому изображение выглядит живым.
Как узнать поддерживает ли телевизор технологию HDR
Для этого не нужно прилагать никаких сверх усилий. Вся необходимая информация представлена на коробке и в технической документации. Например, если на коробке есть маркировка Ultra HD Premium, значит, эта модель поддерживает стандарт HDR. Если присутствует надпись 4К HDR, то такое устройство будет поддерживать далеко не все версии популярного сегодня стандарта.
Как включить HDR на телевизоре Samsung? Никаких дополнительных действий совершать не нужно. Просто воспроизведите контент в этом формате. Если техника не поддерживает этот стандарт, тогда на экране ТВ появится текст ошибки.
Рассмотрим несколько популярных моделей телевизоров HDR от известных производителей. Например, компания Sony презентовала новую линию ТВ – XE93. Абсолютно все модели этой линейки поддерживают стандарт HDR. Диагональ экрана стартует с 55 дюймов. Новые модели от компании Sony поддерживают абсолютно все версии HDR. Также они обладают несколькими дополнительными преимуществами:
- инновационная подсветка Slim Backlight Drive+ с двойными блоками диодов. Обеспечивает тонкое регулирование яркости всех участков экрана;
- функция X-tended Dynamic Range Pro улучшает качество картинки вне зависимости от формата контента;
- технология TRILUMINOS Display обеспечивает гармоничную передачу всех оттенков красного, синего и зеленого, а также повышает яркость;
- процессором X1 Extreme осуществляется HDR-ремастеринг, направленный на ликвидацию шумов и улучшение качества картинки.
Все перечисленные инновации позволяют заметно увеличить качество изображения. Максимальная детализация гарантирована. Комбинирование HDR и 4К увеличивает углы обзора. Даже если вы будете находиться в непосредственной близости к экрану, все равно сохраняется четкость изображения. Совмещение инновационных технологий обеспечивает комфортный просмотр вне зависимости от расстояния от экрана до зрителя.
Компания LG также представила новую линейку HDR-телевизоров. Именно внедрение технологии Active HDR стало главной особенностью новинок от южнокорейского бренда. Абсолютно все модели линейки поддерживают форматы HDR10 и HLG, а также Dolby Vision. Многое зависит от формата контента. Иногда он даже содержит статические и динамические данные об уровне яркости сцены. Технология Active HDR направлена на оптимизацию видеопотока в соответствии с конкретной сценой. Это позволяет добиться еще большей яркости и реалистичности.
Что можно смотреть в HDR
Преимущественно все известные студии активно переходят на съемку контента по стандарту HDR. Этот процесс был запущен еще в 2015 году. Популяризация контента HDR идет полным ходом. Существенных проблем с нехваткой фильмов и сериалов, снятых по этой технологии, зрители не ощутят.
Старые ТВ заметно уступали студийным форматам. Из-за этого цветовая палитра и глубина изображения существенно урезалась. Со временем ситуация изменилась в лучшую сторону. Каждый желающий сможет смотреть фильмы или сериалы в студийном формате у себя дома.
Online-кинотеатры, во главе с сервисами Netflix и Amazon, одними из первых стали переходить на HDR. Сегодня абсолютно все поставщики контента работают с этим стандартом. Если у вас дома стоит HDR-телевизор, тогда вы сможете смотреть в высочайшем качестве абсолютно все новые фильмы, сериалы, передачи. Каталог доступного контента постоянно расширяется. Релиз всех новинок осуществляется в формате HDR.
Игровые приставки PlayStaion 4 и Xbox One S также поддерживают HDR. Далеко не все видеоигры выходят в этом формате, но наиболее масштабные проекты предоставят возможность полностью погрузиться в игру. Horizon 3 Uncharted 4 уже получили необходимые обновления, направленные на улучшение графики.
Формат Ultra HD Blu-Ray – еще одна новинка. Она также по умолчанию поддерживает HDR. Фильмы, выпущенные на носителях этого типа, можно воспроизводить на HDR-ТВ. Владельцы такой техники сполна оценят расширенный динамический диапазон и богатую палитру цветов. Высочайшее качестве темных и ярких участков экрана приятно удивит зрителя.
Стоит ли покупать телевизор с функциями HDR? Контента в этом формате предостаточно. Оно уже давно перестал быть редкостью. Поэтому можете смело покупать HDR-телевизор, чтобы насладиться реалистичным изображением.
Подключение HDR техники
Для воспроизведения HDR контента вам не потребуются новые шнуры. Кабеля HDMI High Speed будет вполне достаточно. Новые телевизоры поддерживают этот интерфейс. Поэтому проблем с подключением возникнуть не должно. В ситуациях, когда техника подключается с помощью AV-ресивера, предварительно нужно удостовериться в том, что тюнер оснащен интерфейсом HDMI 2.0. Многие производители провели масштабное обновление интерфейсов. Поэтому разъем HDMI 2.0 уже нельзя назвать редкостью. Чтобы включить телевизор, просто вставьте кабель питания в розетку. Затем выберите источник сигнала. Воспроизводить контент можно с помощью специальных приложений, например, Netflix.
Читайте также: