Расположение колонок домашнего кинотеатра
Рассмотрим простейшую конфигурацию домашнего кинотеатра: 5.1
Где 5 - это количество пассивных колонок, а 1 - это один активный сабвуфер.
Правильный выбор размеров акустических систем зависит от объёма комнаты. В комнате площадью до 14 кв. метров вполне успешно могут звучать (не перегружая собою пространство), как готовые наборы из компактных колонок: Комплекты акустики, так и самостоятельно подобранные комплекты.
Когда Вы собираете кинотеатр самостоятельно, всегда есть шанс, что хорошая фронтальная пара даже компактных полочных систем высокого уровня, или подходящие по дизайну плоские навесные колонки могут дать явный прирост качества. При этом, обратите внимание на то, что иногда получается дешевле купить готовый набор 5.1, и сразу (или позже) заменить в нем фронт, чем купить все колонки отдельно. Не надо стесняться спрашивать консультанта, какие интересные предложения в нашем магазине могли бы улучшить звучание Вашего комплекта.
Тыловую пару желательно выбрать из навесных, или встраиваемых акустических систем. В тех случаях, когда нет возможности повесить на стену, или встроить акустику в стену/потолок - устанавливаем полочные колонки на высокие стойки.
Для комнат площадью больше 25 метров рекомендации с наборными колонками остаются прежними, но если звук покажется не впечатляющим, а бас не достаточным, мы бы рекомендовали приобрести второй сабвуфер(благо, что у всех современных ресиверов есть два выхода на активный саб).
Теперь о нюансах:
1. Твитер фронтальной пары должен быть не выше уровня ушей слушателя. Если этого сделать не получается, тогда советуем наклонить колонку так, чтобы мысленно проведённая прямая была направлена на место где будет находиться слушатель.
3. Тыловые каналы желательно повесить на стену за зрителями на высоте не меньше 90 см от пола. Если диван стоит очень близко к задней стенке - лучше выбрать диполярную акустику (такие колонки звучат в противофазе пример: Klipsch RP-402S) или биполярную акустику (При биполярном излучении звук распространяется в две стороны, но в одной фазе)
4. При достаточном удалении (метр и более) можно использовать обычную корпусную монополярную акустику, или встраиваемую, в том числе и в потолок. (рисунок 3) (все три типа колонок излучают звук только в одном направлении).
5. Размещение места для сабвуфера не критично - возможна его установка практически в любой части комнаты, или даже, на стене (пример: Heco New Phalanx 203F)
Единственное примечание: лучше отказаться от вариантов расположения его внутри лёгкой мебели.
Выбор качественной акустики, её правильное размещение и настройка — одни из наиболее важных задач при сборке домашнего кинотеатра. Не менее важные, чем выбор самого экрана. Именно звук заставляет зрителя почувствовать себя в гуще событий. Звуки перемещаются помещением, формируя у нас пространственную картину происходящих на экране событий. Соответственно, степень погружения зрителя в фильм во многом зависит от акустики. Какой должна быть хорошая акустика домашнего кинотеатра? Об этом и поговорим дальше.
Колонки домашнего кинотеатра (весь каталог) должны создавать пространственное звучание, а для этого, как минимум, располагаться вокруг слушателей — и желательно на равных расстояниях. В наиболее популярном варианте в основе комплекта находятся четыре акустические системы (они же — сателлиты). Те, что располагаются впереди и по бокам экрана называют фронтальными (к примеру, модели этой категории), те, что сзади — тыловыми.
В классическом исполнении система должна состоять из 4 сателлитов, центрального канала и сабвуфера (подобная конфигурация называтеся 5.1) |
В противном случае рекомендуем подыскать конфигурацию с беспроводной тыловой акустикой. Этот вариант стоит дороже. В комплекте появляется ещё один блок – беспроводной усилитель тыловых сателлитов, который получает сигнал от центрального блока по радиоканалу. Тянуть через всю комнату провода уже не надо, но без них нам тоже не обойтись: беспроводной усилитель должен получать питание от сети 220 вольт, а провода от него идут к двум тыловым сателлитам – впрочем, этот вариант проводки реализовать гораздо проще.
Что касается сабвуфера, то он также доступен в проводном и беспроводном подключении, и также без кабелей не обойтись: пассивный сабвуфер должен получать акустический сигнал по кабелю от центрального блока, а активная радио-модель – питание 220 вольт. Выбирайте, что предпочтительно, учитывая, что второй вариант обойдётся чуть дороже.
Мощность или как громко должен звучать домашний кинотеатр?
Комплект домашнего кинотеатра с компонентами минимальных размеров – подобное послужит отличным решением для небольших помещений |
При выборе акустики для домашнего кинотеатра учитываются два параметра – качество звучания и мощность. Оба влияют на цену, но от второго ещё зависит громкость или звуковое давление. Нужно учитывать предпочтения будущих зрителей по части громкости и размер комнаты. В комнату площадью 30 кв.м. нет смысла покупать маломощный домашний кинотеатр низшей ценовой категории – его звучание, мягко говоря, никого не впечатлит.
С другой стороны, для комнаты небольших размеров домашний кинотеатр на одного-двух зрителей может комплектоваться минимальными полочно-навесными колонками – как правило, такая акустика более гибка в размещении.
Собираем акустику домашнего кинотеатра самостоятельно
Комплект домашнего кинотеатра из AV-ресивера и акустики одной линейки: 2 напольные фронтальные, 2 полочные тыловые и 1 центральный канал |
Часто желание собрать домашний кинотеатр возникает уже после того, как комнате установлена стереосистема – к примеру, две напольные колонки. Вполне логично, что пользователь хочет задействовать их и для просмотра фильмов. Оптимальный вариант – покупка ещё двух таких же колонок, они будут работать тыловыми сателлитами.
А теперь – расставим и рассядемся
Классическая схема расположения акустики домашнего кинотеатра конфигурации 5.1 |
Процентов сорок удовлетворённости от работы акустики домашнего кинотеатра зависит от того, насколько удачно и правильно расположены все эти колонки в комнате – относительно стен, друг друга и слушателей. Оптимальный вариант – сателлиты расположены по углам квадрата, в центре которого – зрители, а перед ними – экран. Акустика центрального канала, как говорилось, находиться под (или над, или сразу за) экраном, а сабвуфер – в специально выбранном для него месте.
На практике слушатели чаще смещены к задним сателлитам, симметрия расположения которых оставляет желать лучшего. В этом случае, как минимум следует установить баланс по громкости звучания колонок, в зависимости от расстояния до слушателя. Как максимум — настройками ресивера уравнять виртуальные расстояния до источников установкой временных задержек в каждом из каналов. Эта процедура позволяет из неидеального расположения системы получить практически идеальное звучание.
Рейтинг наиболее популярных домашних кинотеатров на рынке
Основан на комплексной статистике популярности той или иной модели среди интернет-аудитории.
Всё, что нужно знать о 3D-телевизорах
Что такое 3D-телевизоры и чем они отличаются от телевизоров обыкновенных?
Собираем качественную домашнюю аудиосистему
Всё, что нужно знать, чтобы самостоятельно собрать лучшую аудиосистему для дома!
Как правильно выбрать сабвуфер?
На что нужно обратить внимание, выбирая сабвуфер для стерео системы или домашнего кинотеатра?
Как выбрать AV-ресивер? Советы специалиста
Самый сложный прибор из всех компонентов домашнего аудио-видео оборудования.
Сначала поговорим о комнате прослушивания! Комнаты бывают весьма разные по размерам, поэтому попытаюсь учитывать более распространенные случаи.
Кстати, я делаю упор на немаловажность выполнения каждого этапа работы по созданию именно вашего домашнего кинотеатра, особенно касается это систем Dolby Pro Logic IIx! В реальности все стадии работ очень важны, и влияние каждого этапа сложно даже переоценить. Ведь ненадлежащее выполнение всех рассмотренных требований на каком-либо этапе постройки многоканального ДК может обернуться значительным ухудшением высококачественных показателей работы всей системы кинотеатра, главный из которых будет высокий эмоциональный эффект.
Вариант безупречного расположения акустики в 5.1.
Все колонки находятся на одинаковом удалении от места прослушивания в кино, выстроить по линии виртуальной окружности, причем, в центре которой будут кино-слушатели.
система 5.1- домашний кинотеатр: это схема самой правильной расстановки акустики для домашнего кинотеатра систем 5.1
схема точной расстановки акустики в кинотеатре домашний кинотеатра система 7.1
схема самой правильной расстановки акустики 7.1
Также расположение будет и для 7.1. Кстати и колонок окружающего звука будет не 2, а 4. Это боковые и задние (тыловые).
Безупречная осуществление похожих схем на примере настоящих инсталляций будет выглядеть вот таким образом:
Реальное размещение акустика 5.1
Домашний кинотеатр: безупречное размещение колонок система 5.1
Безупречное размещение колонок система домашний кинотеатр 7.1
Реальное размещение акустика 7.1
Тем не менее, даже непрофессионалу понятно, что в обыкновенной жилой комнате безупречные условия расстановки акустических систем выполнить не так просто. Да потому, что в кинотеатре с системой 5.1 или же 7.1 ведь очень редко бывает всего 1 зритель, также редко получается обеспечивать немаловажное удаление именно тыловых задних колонок и мест зрителей.
Если же ваш ресивер или звуковая карта оборудованы самой современной системой автоматической калибровкой акустики, то лучше воспользоваться ею, ведь электроника сама скорректирует именно те параметры независимо при помощи используемого к ресиверу измерительного микрофона. Этот микрофон лучше расположить на месте прослушивания, причем желательно на уровне вашей головы. Но я не могу полностью, согласиться, ни с электроникой ресивера, ни с программами.
размещение колонок домашнего кинотеатра, система 7.1
размещение колонок , система 9.1
Выбор местоположения сабвуфера в помещении на слух
Установка сабвуфера — эта процедура совершается после подсоединения, а затем настройки всей многоканальной системы.
установка сабвуфера
Тип и установка тыловой акустики
Одно из основных правил выбора акустических систем – это однородность. имеется в виду что все важнейшие колонки 7.1 или же 5.1 многоканальной системы (не касается только сабвуфера) обязаны относиться только к одной модели и только одного фирмы. Разные динамики в акустических системах разных производителей – будут в одной комнате звучать по-разному!
И хорошей звуковой сцены на разных колонках вы не добьётесь! Однако условия установки нередко привносят свои корректирования. К примеру, нет возможности установить кино-зрительские места (диван или кресло) на дистанции хотя бы 1 метра от задней стенки. Тогда один лишь способ улучшить окружающий звук– применение акустику на стене, причем с корпусами маленькой глубины. Такая акустика должна быть смонтирована на высоте приблизительно двух метра от пола и немного направлена в сторону кино-зрителей. Затем производим коррекцию в настройках ресивера или же 5.1 процессора. Такое высокое местоположение задней и именно настенной акустике имеет смысл использовать при необходимости озвучивать кино-зрительские места, причем в несколько рядов. Примеры вы можете увидеть, посетив любой современный коммерческий кинотеатр.
Что же выбрать какую системы полную 7.1 или стандартную 5.1?
вопрос очень актуальный, выбирать вам, но для полноценного кино конечно 7.1 будет являться наилучшим. тем не менее в отдельных случаях система 5.1 будет предпочтительней. К примеру – в малых комнатах, можно установить АС под углом где задние колонки будут размещаться дальше от кино-зрителей, чем например боковые в 7.1. Таким образом, и звук вокруг будет намного объёмней за счёт наилучшего рассеивания звука, хотя будет обладать меньшим количеством каналов в системе.
Примеры неверных размещений акустики
неверное размещение колонок
В этом случае места зрителей лучше поставить в 2 ряда, повесить тыловые колонки на противоположные стены, почти вровень со 2 рядом мест.
Во другом случае надо вообще убрать 2 крайних кресла – так как мелкий домашний кинотеатр не вместит более трех зрителей.
неудачное расположение акустики
Домашний кинотеатр: это самое неудачное месторасположение. Тыловая акустика находится неправильно и поставить её не куда, а фронтальные колонки оказываются вообще в угловой зоне, где обычно плохая акустическая аура.
Домашний кинотеатр: подобное расположение системы вообще категорически не нужно, так как классного многоканального звучания в этой исковерканной схеме расстановки акустики вы никак не добьётесь. Также почитайте мои другие статьи по этой теме.
Пожалуйста, оставляйте комментарии ниже, чтобы я мог вернуться к вам.
Не бойтесь меня и добавляйтесь в ВК, Ютуб
Если вы хотите узнать больше об этой теме, и быть в курсе, пожалуйста, подпишитесь на наш сайт.[subscribe2]Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D)
Подписывайтесь, комментируйте, делитесь в соц.сетях. Желаю удачи в поиске именно своего звука!
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Полное или частичное копирование произведений запрещено, согласование использования произведений производится с их авторами.
Ну что ж, для тех 14 человек, кто изъявил желание (а также для тех, кто ещё присоединится позже), напишу о том, как устанавливать в комнате акустические системы. Я буду рассказывать про стерео, но если наберётся достаточное количество желающих, то потом расскажу и о домашнем кинотеатре. Только не молчите, а пишите пожелания.
Для начала напомню, что я увлекаюсь домашним звуком с 1997 года и не только изучаю теорию, но и немало практикуюсь и повышаю свои знания в различных аспектах этого и смежного с ним автозвукового направления не только как увлечённый человек, но и как профессионал (наверное, можно меня таковым считать, потому что я работаю в этой отрасли с самого начала трудового стажа и никуда из неё не ухожу).
А теперь ответьте себе: можете ли вы позволить так расположить АС в своей комнате? Нет? Тогда читаем дальше. Общая рекомендация для идеального расположения звучит примерно так: расстояние от АС до каждой боковой стены должно быть не менее полуметра, а до задних — метра. Для чего всё это? А для того, чтобы убрать возможные переотражения, влияющие на звук. Об этом будет отдельная часть. По поводу высоты размещения (о чём будет следующая часть) есть очень хорошая картинка:
Разворот АС зависит от многих факторов, но прежде всего — от диаграммы направленности конкретной модели. Что такое АЧХ? АЧХ — амплитудно-частотная характеристика. Она характеризует особенности звучания АС. Т.е. говоря грубо, это характеристика, показывающая, какие частоты АС воспроизводит громче, какие тише. Идеальная для реалистичной передачи АЧХ должна быть абсолютно ровной: все частоты должны воспроизводиться с одинаковой громкостью. Такое встречается, но не так часто, и не только потому, что это требует более серьёзного отношения к проектированию и производству динамиков, кроссоверов и корпусов, но и по той причине, что многим аудиофилам (и не только) нравится красивый звук, а не правильный. Так вот АЧХ зачастую меняется от того, смотрят ли колонки строго в ваши уши или нет (т.н. осевая АЧХ и внеосевая (под определёнными градусами). Об этом тоже будет рассказано подробнее отдельно.
Сабвуфер REL из серии HT, специально предназначенной для использования в составе домашнего кинотеатра
В этой публикации мы постарались собрать все самые важные знания и основные приёмы. Они помогут вам при создании и поэтапном развитии домашнего кинотеатра – от базовой конфигурации до полноразмерной и полнофункциональной системы 5.1.
Прежде всего, вы должны определить для себя три важных момента:
Каким будет пространство, в котором разместится ваш домашний кинотеатр: малым, средним или большим?
Насколько громким должно быть звучание кинотеатра с учётом ваших предпочтений и особенностей его использования?
Насколько важно для вас качество воспроизведения музыки в свободное от просмотра фильмов время?
СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛА
В небольших помещениях система 2.1 иногда способна дать больше, чем полноценная система 5.1.
Ваше пространство ограничено?
Если у вас скромная городская квартира, и для видео предназначена LCD-панель в спальне, следует понимать, что далеко не все домашние кинотеатры должны иметь пять или более каналов. Для небольшой квартиры вполне достаточно пары колонок с приличным сабвуфером.
Используете экран с диагональю менее 70″? Можно попробовать обойтись без центрального канала. Хотя в иных случаях он исключительно важен. Просто большинство современных двухполосных акустических систем с динамиками от 150 мм, установленных на расстоянии 65 – 75 см друг от друга, выдают объёмный, динамичный и хорошо артикулированный звук. Он легко заполняет центральное пространство, формируя яркие звуковые образы. Две размещённые на небольшом расстоянии друг от друга колонки создают трёхмерную звуковую сцену.
Всё внимание качеству
Если вы не знаете, что значат эти термины, вполне вероятно, что мир современных многоканальных кинотеатров вскоре станет вызывать у вас чувство досады и разочарования. И в этом вы не одиноки. Если вы чувствуете неуверенность, лучше выбрать качество и минимум каналов, отказавшись на этом этапе от многоканальности со всей сложностью её настройки, порождающей лишние проблемы.
Помните, что пара достойных колонок с сабвуфером и приличный AV-ресивер составляют фундамент очень хорошего кинотеатра.
Берите хорошую акустику авторитетных производителей
Прежде всего, остерегайтесь продукции популярных производителей телевизоров, предлагающих комплекты колонок по низким ценам. Зачастую такой комплект дополняется беспроводным сабвуфером, не способным воспроизводить частоты ниже 60 Гц. А ведь именно в этом диапазоне и должен быть настоящий бас.
Ведь вся суть домашнего кинотеатра состоит в том, чтобы звук был, как в реальном кинозале. Поэтому не стоит соблазняться низкими ценами, чтобы потом не жалеть.
Выбираем подходящий ресивер
А если позволяет бюджет, то, конечно же, Arcam .
Ведь в последние годы ресиверы Marantz и Denon не обеспечивают полного динамического диапазона в режиме кинотеатра. А это ограничивает естественную динамику, которая и составляет значительную часть удовольствия, получаемого при просмотре фильмов.
СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛА
Если вы любите музыку и фильмы, но знаете, что у вас не будет места для расширения кинотеатра до полноценного многоканального формата 5.1 или выше, обратите внимание на двухканальный ресивер Yamaha R-S202, который стоит примерно $150. Это очень выгодная покупка. Конструкция восходит к классике аппаратов начального уровня конца 90-х годов: добротный выходной каскад, работающий в классе А/В , большой и тяжелый трансформатор питания. Но помните: подойдёт он лишь в том случае, если вы не планируете расширения системы в будущем. Просто хотите иметь ресивер по приемлемой цене и подходящий для музыки и фильмов.
Главное для кинотеатра – правильная настройка
Займёмся установкой и настройкой системы. Разместите колонки на некотором расстоянии от задней стены, направляя их на позицию прослушивания. В идеале, вершина угла, образуемого звуковыми лучами, должна находиться примерно в полуметре у вас за головой. Расстояние между компактными колонками может не превышать двух метров. Большие акустические системы можно раздвинуть шире – до трёх метров.
Войдите в меню настройки параметров акустических систем своего ресивера и выберите вариант Large (Большие) или Full Range (Полный диапазон). Прослушайте результат. Пока компоненты не прогрелись, слушайте на умеренной громкости, чтобы не перегрузить систему. Если в звуке появятся искажения или резкость, убавьте громкость. Экспериментируя, можно постепенно довести громкость до очень высокого уровня.
Добавление колонки центрального канала
Система с фронтальными колонками, сабвуфером и центральным каналом
Важно, чтобы этот центр соответствовал уровню ваших основных колонок, так что лучше не скупиться.
Если акустическая система центрального канала, доступная в ценовой категории ваших фронтальных колонок, слишком мала или слишком велика, поднимитесь на ступень выше и выберите подходящую модель более высокого качества. Центральный канал играет исключительно важную роль, отвечая за разборчивость диалогов, а также наиболее значимых звуков, находящихся в фокусе кадра.
СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛА
Попробуйте уменьшить громкость, ориентируясь на слух по громкому шипению. Вместо автоматической коррекции (Room Correction) выберите функцию ручной настройки (Manual). Это поможет выровнять уровень всех каналов.
Не поддавайтесь искушению изменить громкость левого или правого канала. Слушайте центр относительно двух фронтальных каналов, повышая или понижая уровень по мере необходимости, пока центр не сравняется по громкости с фронтом. Скорее всего, вам понадобится убавлять громкость центрального канала. Если все сделать правильно, звуковая сцена вокруг действующих лиц фильма обретает реалистичность и объём, становится по-настоящему трехмерной.
Кинотеатр и встраиваемая акустика
Возможно, среди прочего вы рассматривали варианты с использованием встраиваемых акустических систем – стеновой или потолочной. Они прекрасно подходят для фоновой музыки, но ни в коем случае не могут заменить фронтальные каналы домашнего кинотеатра. Не связывайтесь со встраиваемой акустикой.
Чёткость звука, особенно речи (не говоря уже о диалогах в фильмах) в высшей степени зависит от направленности. То есть все три фронтальные колонки – левая, правая и центральная – должны быть направлены на слушателя. Стеновая акустика позволяет реализовать это правило. А старшие модели дают возможность изменять угол направленности низкочастотных и высокочастотных излучателей, чтобы точнее ориентировать их на место прослушивания.
Потолочная акустика
Выходит, потолочная акустика – это плохо? Напротив, это очень хорошо! Если её правильно использовать.
Она отлично подходит для фоновой музыки, заполняющей весь дом. Это создаёт атмосферу роскоши, которой трудно не поддаться. Прежде во дворцах делали фонтаны с мягко журчащей водой. И потолочная акустика навевает такое же ощущение покоя и шикарного окружения.
Колонки, встраиваемые в потолок, отлично подходят и для пространственных каналов, особенно фланговых, в системе 7.2 или Atmos . Это более продвинутые версии домашнего кинотеатра. Но мы немного забегаем вперёд.
Резюмируем
В качестве основной акустики домашнего кинотеатра используйте традиционные колонки. В идеале – двухполосные полочники на стойках, с 6.5-дюймовыми динамиками или большие напольные. Если пространство для кинотеатра ограничено, прекрасно подойдут полочные модели. В крайнем случае, можно использовать стеновую акустику. Она даёт направленное излучение звука, как обычные колонки. Потолочную акустику оставьте для пространственного и фонового рассеяния звука.
REL T-Zero MKIII
Читайте также: