Радио в виде телевизора ссср
Техника советских времен вызывает двоякие воспоминания: кто-то до сих пор пользуется безупречно работающими приемниками или проигрывателями, сделанными в СССР, а кто-то без содрогания не может вспомнить взрывающиеся отечественные телевизоры и помехи на самом интересном месте кинофильма.
Но есть среди обширного ряда советской техники и такие экземпляры, которые можно назвать поистине легендарными, так внушительно и солидно они выглядели, так много функций умели выполнять, так безукоризненно они работали. В данном случае речь идет об универсальных радиокомбайнах, которые внешне выглядели как массивные шкафы весом около 50-60 кг, с откидывающейся крышкой. Выпускались различные модели таких комбайнов: "Призма", "Украина", "Жигули", "Кристалл", но все их объединяло одно - многофункциональность.
Так, к примеру, "Призма" представляла собой массивный корпус, в котором были объединены 12-канальный телевизор, радиоприемник, принимающий дециметровые, средние, короткие и ультракороткие волны и электропроигрыватель. Кроме того. вся эта конструкция была снабжена выносным дистанционным пультом управления на шнуре, длина которого достигала 5 метров.
Приемник, встроенный в этот комбайн был снабжен внутренней магнитной антенной, регуляторами, позволяющими плавно управлять тембром звуковых волн, разделяя их по высшим и низшим частотам; а вообще вся акустика радиокомбайна состояла из двух широкополосных и двух высокочастотных громкоговорителей, которые обеспечивали настоящее объемное звучание. Кроме того, комбайн помимо встроенного телевизора, проигрывателя и приемника позволял подключать и магнитофон.
Комбайны позволяли производить и запись на магнитную ленту - звук можно было записывать от микрофона, приемника или телевизора; по свидетельству очевидцев, воспроизведение такой записи получалось вполне качественным. Поистине, такой техникой можно было только гордиться, хотя в настоящее время все то, что можно было получить от радиокомбайна - хороший звук, эфир различных радиостанций и видеоизображение, имеется под корпусом не самого дорогого смартфона.
И сегодня мы расскажем про 10 самых известных, легендарных телевизоров советской эпохи, некоторые из которых до сих пор работают по прямому назначению.
Телевизионная приставка Б-2
Телевизор Б-2 был выпущен еще до того, как в Советском Союзе началось регулярное телевещание. Он был разработан в 1931 году Антоном Брейтбартом, тестовая партия была выпущена в 1932, массовое производство началось в 1933 и длилось до 1936.
Б-2 обладал экраном 16 на 12 миллиметров с разверткой в 30 строчек и частотой 12,5 кадров в секунду. Это сейчас такие размеры и показатели кажутся смешными, а тогда устройство считалось невероятно современным с технологической точки зрения.
Впрочем, Б-2 был не телевизионным приемником, как привычные нам телевизоры, а лишь приставкой, которую необходимо было присоединить к средневолновому радио.
КВН-49
Ставший легендарным телевизор был разработан в Ленинградском НИИ телевидения инженерами Кенигсоном, Варшавским и Николаевским, в честь которых и получил свое название. Этот аппарат стал одним из первых в мире, рассчитанным на стандарт разложения 625/50.
КВН-49 выпускался в разных модификациях до 1967 года, но он до сих пор известен широкой общественности благодаря необычному виду (навесная линза с водой или глицерином для увеличения изображения) и популярной юмористической игре, получившей название в его честь.
Рубин-102
В 1957 году началась эпоха советских телевизоров под легендарной маркой Рубин. В этом году стартовало серийное производство телевизионного приемника Рубин-102, которое длилось в течение 10 лет. За это время было создано более 1 миллиона 328 тысяч его экземпляров.
Рубин-102 мог принимать 12 телеканалов (реально было куда меньше) и переключаться на радиоволны. В нем также были гнезда для магнитофона и звукоснимателя.
Рубин-714
Рассвет-307
Но даже эти огромные показатели меркнут, если сравнивать их с количеством произведенных телевизоров Рассвет-307. Ведь за всю историю данной модели и очень близкой к ней 307-1 было выпущено 8 (!) миллионов штук.
Этот черно-белый телеприемник начал выпускаться в 1975 году, когда уже появились цветные телевизоры, и, тем не менее, все равно завоевал огромнейшую всесоюзную популярность. Произошло это, в первую очередь, из-за высокой надежности аппарата, а также его малой цены, по сравнению с цветными конкурентами.
Рекорд В-312
Еще один сверхпопулярный черно-белый телевизор, который массово выпускался и продавался в эпоху, когда уже вполне производились цветные приемники. Рекорд В-312 можно было купить в двух вариантах оформления: в отделке под дерево с глянцевой поверхностью и с покрытием текстурной бумагой.
Телевизор Рекорд В-312 выпускался с 1975 года по середину восьмидесятых. Людям он запомнился тем, что в нем было очень сложно проворачивать тумблер для переключения каналов, особенно, если потерялась ручка, и часто приходилось использовать для этого плоскогубцы или пассатижи.
Горизонт Ц-355
А пределом мечтаний советского человека считался телевизор Горизонт Ц-355, выпускавшийся на Минском радиозаводе с 1986 года. Этот телеприемник был невероятно дефицитным устройством – люди готовы были переплачивать значительные суммы за право купить такое устройство себе домой.
Дело в том, что в отличие от других советских телевизоров, Горизонт Ц-355 комплектовался японским кинескопом Toshiba с углом отклонения лучей в 90 градусов. А потому телевизор не требовал дополнительной регулировки изображения, а также был куда более надежным, чем приемники с отечественными комплектующими.
Весна-346
Одним из лучших украинских заводов, которые занимались выпуском телевизоров, считался концерт Весна из Днепропетровска. Первый телеприемник там был выпущен в 1960 году, но расцвет предприятия пришелся на семидесятые-восьмидесятые года. Самым известным и массовым продуктом этого производителя был телевизор Весна-346 (он же – Янтарь-346).
Телевизор Весна-346 выпускался с 1983 года и стал последней успешной моделью днепропетровского завода – последующие не снискали большой популярности, а в девяностых годах предприятие, как и многие другие, не выдержало конкуренции со стороны иностранной техники и приостановило производство.
Электрон Ц-382
Ровесник
Ровесник – самый маленький телевизор, выпускавшийся в Советском Союзе. Это портативный переносной телеприемник, который можно было купить в собранном виде, либо в виде конструктора, чтобы сложить устройство самому согласно инструкции. Последний вариант стоил на 20 рублей дешевле – 100 руб.
Телевизор Ровесник обладал экраном с диагональю 8 сантиметров и весил без аккумулятора всего 1,4 килограмма.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Электрон помню. Хоть и совсем малой был тогда. Потом он накрылся, друзья семьи на время одалживали какие-то черно-белые телевизоры. И в конце дедушка приобрел здоровый японский Sharp с ушами-динамиками - к нам на завод самую первую партию импортной техники привезли. И этот Sharp 1988 г.в. дожил аж до 2015 года.
Электрон помню. Хоть и совсем малой был тогда. Потом он накрылся, друзья семьи на время одалживали какие-то черно-белые телевизоры. И в конце дедушка приобрел здоровый японский Sharp с ушами-динамиками - к нам на завод самую первую партию импортной техники привезли. И этот Sharp 1988 г.в. дожил аж до 2015 года.
Написал(а) Trpek Вчера, 22:06
В своё время сидел на конвейере, паял Изумруды. Сначала ЧБ, потом и цветные.
Времена.. молодость. ))
Написал(а) Trpek Вчера, 22:06
В своё время сидел на конвейере, паял Изумруды. Сначала ЧБ, потом и цветные.
Времена.. молодость. ))
Изумруды не помню
цифирки дай
22 2 3
а чё первый Рекорд не показали? помню как батя в начале 60-х купил, все соседи по коммуналке к нам ходили телек смотреть.
а чё первый Рекорд не показали? помню как батя в начале 60-х купил, все соседи по коммуналке к нам ходили телек смотреть.
Легендарные - это Рубин, Горизонт 206 и 416.. А про многомилионные тиражи "Рассветов" даже и не слышал никогда.
Легендарные - это Рубин, Горизонт 206 и 416.. А про многомилионные тиражи "Рассветов" даже и не слышал никогда.
Справочник по радиоприемникам за 1946 год, Е.А. Левитин и Я.А. Котик.
Справочник по радиоприемникам за 1946 год, Е.А. Левитин и Я.А. Котик.
Справочник по радиоприемникам за 1946 год, Е.А. Левитин и Я.А. Котик.
динамик с электрическим магнитом и антифоновой катушкой
Справочник по радиоприемникам за 1946 год, Е.А. Левитин и Я.А. Котик.
динамик: электродинамический с катушкой подмагничивания.
Справочник по радиоприемникам за 1946 год, Е.А. Левитин и Я.А. Котик.
динамик: электродинамический с катушкой подмагничивания.
Справочник по радиоприемникам за 1946 год, Е.А. Левитин и Я.А. Котик.
динамик электродинамический, с постоянным магнитом, 3 ватта, диам. 200 мм.
динамик: Электродинамический, с постоянным магнитом, 10 ватт, диам. 300 мм. R(зв.кат)-12 Ом.
Справочник по радиоприемникам за 1946 год, Е.А. Левитин и Я.А. Котик.
динамик: электродинамический с катушкой подмагничивания, диаметр 200 мм.
динамик: электродинамический с катушкой подмагничивания. диаметр 200 мм.
Справочник по радиоприемникам за 1946 год, Е.А. Левитин и Я.А. Котик.
динамик: электродинамический с катушкой подмагничивания.
динамик: Электродинамический с катушкой подмагничиванием.
Справочник по радиоприемникам за 1946 год, Е.А. Левитин и Я.А. Котик.
Справочник по радиоприемникам за 1946 год, Е.А. Левитин и Я.А. Котик.
с 1955 г. Минский радиозавод, позднее им. 50 летия КПБ.
Справочник по радиоприемникам за 1946 год, Е.А. Левитин и Я.А. Котик.
Справочник по радиоприемникам за 1946 год, Е.А. Левитин и Я.А. Котик.
динамик: электродинамический с катушкой подмагничивания.
динамик: электромагнитный рупорный громкоговоритель типа "А", "ТМ" ("Телефон Мощный") или "Лилипут".
динамик: электромагнитный рупорный громкоговоритель типа "А", "ТМ" ("Телефон Мощный") или "Лилипут".
Справочник по радиоприемникам за 1946 год, Е.А. Левитин и Я.А. Котик.
Справочник по радиоприемникам за 1946 год, Е.А. Левитин и Я.А. Котик.
Справочник по радиоприемникам за 1946 год, Е.А. Левитин и Я.А. Котик.
Справочник по радиоприемникам за 1946 год, Е.А. Левитин и Я.А. Котик.
Справочник по радиоприемникам за 1946 год, Е.А. Левитин и Я.А. Котик.
Справочник по радиоприемникам за 1946 год, Е.А. Левитин и Я.А. Котик.
Справочник по радиоприемникам за 1946 год, Е.А. Левитин и Я.А. Котик.
Справочник по радиоприемникам за 1946 год, Е.А. Левитин и Я.А. Котик.
Справочник по радиоприемникам за 1946 год, Е.А. Левитин и Я.А. Котик.
Справочник по радиоприемникам за 1946 год, Е.А. Левитин и Я.А. Котик.
Справочник по радиоприемникам за 1946 год, Е.А. Левитин и Я.А. Котик.
Московский элетромеханический завод имени Орджоникидзе, бывш. "Мосэлектрик".
Московский завод имени Орджоникидзе ".
В 1964 году на заводе был создан телевизионный отдел и собственное конструкторское бюро, где велись разработки новых моделей телевизоров.
Каждый шестой телевизор в СССР был воронежский. В 1971 году мы выпускали 1 млн черно-белых телевизоров. Для сравнения, каждый день с 7.30 до 10.00 мы упаковывали 250 телевизоров. Завод работал в две смены. За каждую смену мы выпускали по 2 тыс. телевизоров. За сутки производили 4 тыс. телевизоров. Для того чтобы вывезти их из цеха, нужно было подогнать эшелон из 11 вагонов.
В то же время руководство Воронежской области справедливо задумалось: если налажен выпуск кинескопов, то почему бы их не использовать для выпуска цветных воронежских телевизоров?
– Получилось так, что завод, выпускающий кинескопы, уже был, а телевизоров, куда их можно ставить, не было. Поэтому в обком вызвали нашего директора, Николая Александровича Потапова, перед которым поставили задачу - наладить выпуск телевизоров с воронежскими кинескопами.
По словам Алексея Корчагина, схемотехника внутри телевизора была унифицированной, она не отличалась от других цветных моделей, выпускавшихся по Союзу. Ее образец телевизионные заводы получали из Московского научно-исследовательского телевизионного института.
В телевизоре также был разъем для подключения наушников и разъем для подключения магнитофона на запись.
- Во времена нашей молодости интернета не было. Если нам понравилась какая-то музыка, ее нужно было где-то искать: либо у кого-то спрашивать и перезаписывать, либо записывать концерт, который шел по телевизору.
Цветной телевизор был на порядок сложнее своего черно-белого предшественника: если в черно-белом было 200 комплектующих, то в цветном — уже около 1000.Все комплектующие были сделаны в СССР, импортных среди них не было.
- Были случаи, когда цепь дороги обрывалась, изнашивалась, - вспоминает Алексей Корчагин.
– Я всегда думал о том, как слепые собирают платы? Очень просто. На каждую операцию они делали свой трафарет – они брали комплектующие и клали их в нужную ячейку.
– Если был брак, значит, мы не выполняли план, - отметил Леонид Гончар.
На заводе дисциплина была жесткой. Если работник опаздывал хотя бы на одну минуту, ему приходилось писать объяснительную. Ветеран завода, замначальника отдела нормирования Владимир Недолужко, вспоминает: интенсивность труда в цехе была очень высокой. Каждый этап сборки движущегося на конвейере телевизора работал как часы: монтаж телевизора занимал 58 секунд, а его регулировка - 2 минуты. На выходе конвейер выдавал готовый телевизор.
После того как весь телевизор был собран, его регулировали. После этого телевизор отправлялся на испытания – так называемый этап электротермотренировки или, проще говоря, прогон, во время которого телевизоры непрерывно работали до 100 часов. Телевизоры, которые не выдержали испытание, отправлялись в ремонт и на повторный прогон.
Леонид Гончар и Владимир Недолужко хорошо помнят тот день, когда отправили первую партию цветных телевизоров в магазин. Это произошло 30 марта 1983 года.
Стоил цветной телевизор 630 рублей, а черно-белый — 240 рублей. Для сравнения, средняя зарплата на заводе была 250 рублей.То есть, чтобы купить цветной телевизор, нужно было накопить две с половиной зарплаты.
Ажиотаж был объясним. Телевизор в то время можно было сравнить с компьютером: он был проводником в мир новостей, передач, фильмов и трансляций спортивных игр. И никого не смущало, что на переключателе каналов работало всего две кнопки. Сам телевизор был способен принимать 12 каналов, но федеральное вещание велось только с двух — других не было.
Москвичи, мечтавшие о воронежском ноу-хау, за цветным телевизором приезжали специально в Воронеж либо просили знакомых воронежцев любой ценой привезти его в Москву.
Читайте также: