Принцип работы черно белого телевизора
Привет любителям истории изобретений! Сегодня мы с вами узнаем историю изобретения телевидения. Но сначала давайте рассмотрим как работает телевидение.
Принцип работы телевидения
[wp_ad_camp_3]
В телецентре передаваемое изображение проектируется объективом на светочувствительную пластинку в специальной электронно‑лучевой трубке. Эта пластинка состоит из мелких, изолированных друг от друга фотоячеек (фотоэлементов), в которых при различной их освещенности возникают электрические заряды различной силы. Электронный луч, выходящий из хвостовой части электронно‑лучевой трубки, с большой скоростью и в определенной последовательности обегает все фотоячейки и снимает возникающие там заряды, превращая их в импульсы различной силы. Эти импульсы, усиленные и соответственно обработанные, передаются как видеосигналы и принимаются в наших телевизорах. Важнейшей частью телевизора является приемная телевизионная трубка (сейчас в новых моделях телевизоров не используется), имеющая флюоресцирующий экран, покрытый специальным веществом – люминофором. Электронный луч в трубке, действуя синхронно с передающей станцией, с определенной скоростью обегает экран. Скорость движения электронного луча по экрану новейших телевизоров достигает почти 30 тыс. км/ч. Различная сила принимаемых сигналов вызывает в каждой точке приемного экрана различную силу свечения состава. Это и дает при быстрой смене кадров изображение, которое проектируется на экран. Телевизионное вещание можно рассматривать как высшую форму радиовещания (смотрите историю изобретения радио), соединяющее в себе одновременно передачу по радио звука и изображения.
Первые опыты по передаче телесигнала
Идея передачи неподвижных изображений по проводам электрической линии связи была высказана еще в середине XIX в., вскоре после изобретения электромагнитного телеграфа. В 1875 г. в США была предложена система одновременной передачи изображения по отдельным точкам электрическими сигналами по телеграфным проводам, основанная на использовании селеновых фотоэлементов. Однако подобные устройства были чрезвычайно громоздкими из‑за большого количества соединительных проводов и поэтому практического применения не получили.
На приемной станции электрические импульсы преобразовывались в световые сигналы с помощью плоской неоновой лампы, благодаря быстрому изменению яркости ее свечения (в зависимости от изменения подводимого к электродам лампы напряжения сигнала). И наконец, при помощи аналогичного диска, вращающегося синхронно, воспроизводилось изображение (порядка 2×3 см). Правильное изображение получалось лишь тогда, когда диски передатчика и приемника вращались строго синхронно, чего достигнуть в то время было очень трудно. Установление необходимости синхронизации передающего и приемного устройства явилось очередным этапом развития телевизионных систем. Это позволило в последующем обходиться одним каналом связи между передатчиком и приемником.
Появление электронно-лучевой трубки
В 1907 г. русский ученый Б. Л. Розинг предложил для воспроизведения телевизионных изображений использовать электронно‑лучевую трубку.
Он использовал механическую систему развертки для передачи изображения, а электронную – для приема, и применил щелочные фотоэлементы с внешним фотоэффектом вместо селеновых. Сигналы от фотоэлемента подавались на пластины конденсатора, между которыми проходил электронный пучок, что вместе со специальной диафрагмой с отверстием позволяло осуществлять управление яркостью свечения экрана.
Современные электронно‑лучевые трубки – результат работ многих изобретателей (читайте «Они изобрели настоящее«). Сначала – в 10–20‑х годах XX в. – эти трубки имели серьезные недостатки, например, не было устройств для усиления импульсов, из‑за несовершенства электронных ламп. В начале 20‑х годов высказывались идеи об использовании радио для передачи изображений, проводились первые опытные телепередачи на большие расстояния.
К 30‑м годам XX в., благодаря достижениям в разработке ламповых усилителей, фотоэлементов и вакуумной техники, положение изменилось. Внимание к электронно‑лучевым трубкам возросло, и они вытеснили механические системы с диском Нипкова.
Кинескоп
Развивая принцип работы приемной трубки, В. К. Зворыкин в 1929 г. в США создал приемную трубку с электростатической фокусировкой, названную им кинескопом. Аналогичные исследования велись и в Советском Союзе. К концу 30‑х годов в СССР были созданы приемные трубки с магнитной фокусировкой и магнитным отклонением. В современных кинескопах обычно используется электромагнитная система управления лучом.
В современных передающих телевизионных трубках элементы оптического изображения преобразуются посредством фотоэффекта в электрические сигналы. Первую передающую телевизионную трубку, основанную на этих принципах, предложил в 1923 г. В. К. Зворыкин. Передача изображения в трубке была основана на разложении изображения, проектируемого на многоэлементный (мозаичный) фотокатод электронным лучом. Однако эта трубка не получила применения. В 1928 г. в США была создана передающая трубка имэдж‑диссектор, также обладавшая рядом крупных недостатков.
Более совершенными явились телевизионные трубки, в которых использовался эффект накопления зарядов (в частности иконоскоп). Именно разработка работоспособной конструкции трубки с накоплением электрических зарядов явилась поворотным пунктом в развитии телевидения.
Иконоскоп — механическое телевидение
Идея трубки с емкостным накоплением заряда была предложена в 1930 г. советским физиком А. П. Константиновым и жившим в США В. К. Зворыкиным. В 1931–1932 гг. С. И. Китаевым было разработано устройство передающей электронно‑лучевой трубки с мозаичным фотокатодом и переносом электронного изображения быстрыми электронами. Одновременно В. К. Зворыкин создает такую трубку и в США, где она получила название иконоскоп. Принцип действия и конструкция мозаичных фотокатодов трубок Китаева и Зворыкина были сходны. В 1933 г. инженер А. В. Москвин создает первый в Советском Союзе иконоскоп.
Иконоскоп – передающая телевизионная трубка с односторонней мозаикой и вторичной электронной эмиссией. Главной частью иконоскопа является мозаика, мозаичный фотокатод – пластинка слюды, покрытая с одной стороны большим количеством (несколько миллионов) зерен серебра (элементарных миниатюрных катодов) с нанесенным на них цезием, а с другой стороны – слоем металла. Импульсы разной силы (переменный ток, представляющий собой сигнал изображения и протекающий по замкнутой цепи на участке мозаика – нагрузка – мозаика) усиливаются и передаются на принимающую станцию.
Появление иконоскопа открыло новый, современный этап в развитии телевидения. В 1933 г. советскими учеными П. В. Тимофеевым и П. В. Шмаковым была создана новая конструкции передающей трубки. В этой трубке, названной по принципу своего действия иконоскопом с переносом изображения, или супериконоскопом, было два электрода – фотокатод и мозаичная мишень. Оптическое изображение проецировалось не на мозаику, а на сплошной полупрозрачный фотокатод с последующим переносом изображения на мозаику, которая подвергалась развертке электронным лучом. За счет вторичной эмиссии достигалось усиление электронного изображения, что улучшило качество изображения.
В 1931 г. в нескольких городах СССР начались регулярные передачи механического телевидения. В 1932 г. была осуществлена первая передача движущегося изображения. Регулярные телепередачи начались в 1936 г. почти одновременно в Германии и Великобритании. В СССР регулярные телепередачи начались в Москве и Ленинграде в 1939 г., в США – в 1941 году.
В 1939 г. американские инженеры А. Розе и X. Ямсем создали ортикон, в котором электроны в развертывающем луче обладают малой скоростью, что, в основном, устраняло вторичную эмиссию электронов из мозаики.
В 1943 г. А. Розе, П. Венмер и X. Лоу создали суперортикон, в котором были объединены положительные стороны супериконоскопа и ортикона. В этой конструкции была применена двухсторонняя емкостная мишень (мозаика). В суперортиконе достигается разделение областей заряда и разряда мозаики, перенос электронного изображения, а также усиление сигнала изображения электронным умножителем. Эта трубка является наиболее чувствительной современной передающей телевизионной трубкой. Чувствительность суперортикона намного превосходит чувствительность ортикона. Появление суперортикона сделало возможным передачу хорошего изображения не только из специально оборудованных освещенных студий, но и из театров, со спортивных площадок.
Зарождение цветного телевидения
В 20‑е годы начались работы по передаче цветных изображений. В 1925 г. советский инженер И. А. Адамян, предложил принцип последовательной передачи трех основных цветов изображения. Однако в то время еще не было условий для его реализации.
В процессе совершенствования техники телевидения системы цветного телевидения реализовывались в двух основных вариантах.
Первый вариант – последовательная передача цветных изображений с достаточно большой скоростью. Разложение цветов на три основные составляющие и воспроизведение их при приеме осуществляется при помощи вращающегося дискового трехцветного светофильтра. Он устанавливался между рассматриваемым объектом и фотокатодом передающей трубки, с одной стороны, и перед экраном приемной трубки, с другой. Каждому цветному кадру соответствует свой импульс, который усиливается и последовательно передается, как и в черно‑белом телевидении. Ввиду того, что количество импульсов здесь увеличивается в три раза, вместо 25 кадров в секунду нужно передавать 75 кадров – трижды каждый кадр – через красный, зеленый и синий светофильтры.
Впервые опыт цветного телевидения по этому принципу был осуществлен на малом экране Дж. Бэрдом в Англии в 1928 году.
Хотя цветное телевидение с кадровой сменой цветов при помощи вращающегося диска являлось наиболее простым, оно имело ряд недостатков: при передаче происходило изменение цветов из‑за набегания одного цвета на другой, а при быстром движении объекта возникали цветные ореолы.
Второй вариант был основан на одновременной передаче цветов. Здесь тоже необходимо разложение всей гаммы цветов на три основных цвета, но их передача и прием осуществляются одновременно при помощи трех передающих и трех приемных трубок со своими каналами связи. Он также имел свои недостатки: были необходимы тройной комплект видеоустройств как в передатчике, так и в приемнике и расширенная (утроенная) по сравнению со стандартом черно‑белого телевидения полоса видеочастот. Возникали трудности и в регулировке приема. Долго не удавалось добиться оптического совмещения трех изображений на общем экране. Обе эти системы были несовместимы с черно‑белым телевидением.
В 1953 г. была разработана система цветного телевидения с одновременной передачей цветов без увеличения полосы частот видеосигналов. Она совместима с черно‑белым телевидением и делает возможным просмотр цветной передачи на телевизорах черно‑белого изображения, при этом на цветном телеприемнике можно смотреть черно‑белое изображение обычной программы. Главной частью телеприемника такой системы является специальная приемная трубка с трехлучевым круглым трехцветным экраном. В передающей камере имеются три трубки со светофильтрами.
В 50‑е годы был сконструирован плоский кинескоп в форме прямоугольного параллелепипеда, упростивший схему цветного телевизора. В нем внутренняя поверхность передней стенки колбы имела цветной мозаичный флуоресцирующий слой. Непосредственно за экраном размещалась так называемая теневая маска – непрозрачная для электронного луча защитная пластинка с огромным количеством небольших отверстий, а сама трубка имела трехлучевую электронную пушку (катод) и сложную систему развертки. Для получения в нужной точке нужного цвета, электронный пучок проходил через маску так, что каждый из трех лучей возбуждал в соответствующей точке цветную мозаику экрана, создавая пятно определенного цвета. Маска производит разделение цветных составляющих. Большое количество близко расположенных отдельных точек разного цвета на таком экране сливалось при просмотре в общую цветную картину.
Эра современного телевидения
Передача телевизионного сигнала ограничивается прямой видимостью, поэтому антенны транслирующих станций устанавливали на высоких объектах или строили специальные вышки. Позже стали строить небольшие ретранслирующие станции, расположенные на расстоянии прямой видимости. После начала космических полетов стали запускать специальные спутники связи. Нескольких таких спутников достаточно, чтобы ретранслировать сигналы в любую точку Земли.
Предлагаем ознакомиться с краткой историей изобретения телевизора.
В телевидении, как и в фототелеграфии, применяют принцип последовательной передачи сигналов, характеризующих яркость элементов изображения, т е развертку изображения Для создания впечатления непрерывности движения необходимо передать достаточное количество отдельных изображений (кадров) в секунду. Качество изображения зависит от числа строк в кадре В СССР принят стандарт, характеризующийся 625 строками в кадре, при этом обеспечивается четкость изображения свыше 95% При последовательной передаче отдельных кадров, фиксирующих мгновенные положения движущегося объекта, используют свойство инерционности глаза Опыт кино показал, что для создания эффекта плавного движения необходимо передавать не менее 25 кадров в секунду. Однако при такой передаче глаз воспринимает смену общей освещенности как мерцание экрана Для устранения этого эффекта в кино каждый кадр подсвечивается дважды При последовательной развертке кадра число кадров для устранения мерцания должно быть не менее 50 Поэтому применяют чересстрочную развертку, при которой сначала передаются все нечетные строки кадра, а затем все четные. В этом случае экран освещается дважды за все время передачи кадра, частота мерцания в 2 раза выше частоты смены кадров и можно ограничиться передачей 25 кадров в секунду.
Принцип телевизионной передачи заключается в следующем. Световые лучи, отраженные от передаваемого изображения, через оптическую систему поступают в передающую электронно-лучевую трубку, в которой световые колебания преобразуются в электрические сигналы. Эти сигналы усиливаются и вместе с синхронизирующими импульсами приходят на модулятор передатчика, а с его выхода излучаются.
Для синхронизации движения луча в приемной трубке с движением луча в передающей трубке с передающего пункта посылаются синхронизирующие импульсы в конце каждой строки и после каждого полукадра Сигналы звукового сопровождения модулирует второй передатчик. Для получения изображения в пункте приема необходимо принятые электрические сигналы преобразовать в световые Для этой цели применяют электронно-лучевую трубку (кинескоп) с магнитной или электростатической фокусировкой электронного луча и магнитным отклонением его (аналогичную передающей) Принятые телевизионные сигналы, пропорциональные яркости отдельных элементов передаваемого изображения, после детектирования по даются на катод кинескопа и управляют его электронным лучом. Луч движется по поверхности флюоресцирующего экрана кинескопа по такому же пути, как и в передающей трубке. Свечение каждой точки экрана пропорционально интенсивности электронного луча и в разных точках экрана различно в соответствии с передаваемым изображением.
Рассмотрим принцип действия передающей трубки (рис 24.1). Отраженный от изображения световой поток падает на поверхность внутри трубки. Эта поверхность состоит из большого количества фотокатодов К (фотосопротивлений) с общими анодами А. Под действием светового потока, который поступает на каждый катод от соответствующего элемента изображения, при обегании электронным лучом фотокатодов К через фотосопротивления проходят токи и заряжают конденсаторы С, напряжения на которых пропорциональны яркости отдельных элементов изображения. При помощи коммутатора В конденсаторы поочередно разряжаются через резистор /?, создавая на нем падение напряжения.
Приемная трубка состоит из электронного прожектора, отклоняющих катушек, коллектора и экрана. Экран покрыт люминофором, способным светиться под действием электронной бомбардировки. Видеосигналы с выхода телевизионного приемника воздействуют на управляющий электрод, изменяя интенсивность электронного луча, а следовательно, яркость каждой точки экрана в соответствии с яркостью данной точки объекта, изображение которого передается.
Электронный луч приемной трубки должен точно так же очерчивать строки, только в этом случае из отдельных элементов различной яркости будет составлено неискаженное изображение. Для этой цели сигналы кадровой и строчной синхронизации передаются одновременно с видеосигналом. Максимальная частота видеосигнала для черно-белого изображения 6,5 МГц, а цветного - 8,5 МГц.
Полный телевизионный сигнал (ПТС) черно-белого телевидения включает в себя телевизионный сигнал изображения (Рис. 5.4 или Рис. 5.6), а также специальные сигналы синхронизации и гашения, необходимые для строго синхронной работы разверток на передающей и приемной стороне системы. Формирование ПТС происходит в формирователе ПТС 7 - Рис. 5.1. Упрощенный вид ПТС приведен на Рис. 5.10
Рис. 5.10 Упрощенный вид полного телевизионного сигнала
В полный телевизионный сигнал – смотри Рис. 5.10, входят:
Сигнал изображения (яркостный телевизионный сигнал) располагается в активной части строки, в ПТС выглядит, как последовательность фрагментов длительностью Tстроки = 64 мкс., и является основной составляющей ПТС, так как несет информацию о яркости элементов изображения. Сигнала изображения носит импульсный характер и соответствует изменению яркости изображения в направлении строчной развертки. Любое искажение формы сигнала изображения неизбежно вызывает яркостные искажения деталей изображения.
Яркостный сигнал в ПТС инвертирован по отношению к исходному, то есть большему значению яркости соответствует более низкий уровень сигнала, нулевой уровень сигнала – это уровень белого, а максимальный уровень ПТС – это уровень черного. Инвертирование не влияет на передачу сигнала, его можно будет потом снова проинвертировать. Но такой прием позволяет уменьшить заметность на изображении высокоамплитудных импульсных помех, потому, что черные точки на светлом фоне гораздо менее заметны, чем светлые точки на темном фоне.
Сигнал гашения. Сигнал гашения в ПТС предназначен для запирания лучей приемных трубок – кинескопов – во время обратных ходов разверток. Он состоит из совокупности прямоугольных гасящих импульсов положительной полярности с частотой строк, длительностью 12 мкс (20% от длительности строки), и гасящих импульсов частоты полукадров длительностью 1600 мкс (8% от длительности полукадра T К = 20 мс.). Из 625 строк ТВ растра 50 не используются для передачи изображения и затрачиваются на два обратных хода кадровой развертки.
Полярность и размах сигнала гашения выбираются такими, чтобы вершины импульсов находились на уровне гашения – или на 5% выше уровня черного ПТС (Рис. 5.10). В случае пропадания или недостаточной амплитуды кадровых гасящих импульсов, недостаточных для надежного запирания луча приемной трубки, на изображении появляются характерные белые полоски – след от луча кинескопа во время обратного хода по кадру. В случае недостаточной амплитуды строчных гасящих импульсов след от луча при обратном ходе по строке создает паразитную засветку экрана. Это приводит к уменьшению контраста ТВ изображения.
Сигнал синхронизации. Сигнал синхронизации предназначен для жесткой синхронизации разверток телевизионного приемника с соответствующими развертками передающей камеры ТВ центра.
Сигнал синхронизации состоит из совокупности прямоугольных строчных и кадровых синхроимпульсов.
Строчные синхроимпульсы. Эти импульсы “посажены” на строчные гасящие импульсы. Они импульсы имеют длительность 4,7 мкс, и позволяют синхронизировать строчную развертку на передающей и приемной стороне системы. Поскольку эти импульсы имеют уровень выше “уровня черного”, то есть находятся в области “чернее черного”, то они незаметны для глаза и не влияют на передачу собственно изображения.
Кадровые синхроимпульсы. Они также “посажены” на сигнал гашения кадровой развертки, и поэтому по своему уровню находятся в зоне “чернее черного”, и поэтому невидимы. Но, для того, чтобы различать строчные и кадровые синхроимпульсы, последние имеют гораздо большую общую длительность - 160 мкс.
Это была упрощенная схема полного телевизионного сигнала (ПТС). На самом деле он имеет немного более сложную структуру – Рис. 5.11. В частности, чтобы не потерять строчную синхронизацию во время передачи кадрового гасящего импульса (а он довольно длинный, его продолжительность составляет около 25 строк) в область кадровых синхроимпульсов “врезают” несколько строчных синхроимпульсов до кадрового, и несколько – после, всего примерно 20 штук. А сам кадровый синхроимпульс представляет собой пачку из 5 импульсов, более длинных, чем строчные.
Тем не менее, вещи, которые я буду рассказывать в этом цикле статей, могут вполне пригодиться в нашей с вами практической деятельности.
Итак, сейчас мы разберемся, как же происходит передача видеосигнала. Рассматривать мы будем родную до боли систему SECAM, потому что в нашей стране ( а именно - Российской Федерации) официально принята именно эта система телевидения. Впрочем - обо всем по порядку.
Как работает телевизор?
Телевизор работает по 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Это понятно.
У него есть экран - 1шт и динамик - от 1 до бесконечности, в зависимости от "навороченности" агрегата. Еще у него есть антенна и пульт управления. Но нас сейчас интересует только экран. А переводя с языка домохозяек на язык мудрых котов - кинескоп (электронно-лучевая трубка - ЭЛТ).
Я прекрасно понимаю, что в наш век плазмы и жидкого кристалла, электронно-лучевой кинескоп кажется кому-то пережитком старины. Однако, понять принцип работы телевизора, проще всего именно разбираясь с ЭЛТ.
Электронно-лучевая трубка
Шо це таке. Причем здесь электроны? Причем здесь лучи?
Дело в том, что картинка на экране рисуется при помощи электронного луча. Электронный луч очень похож на световой. Но световой луч состоит из фотонов, а электронный - из электронов, и мы его увидеть не можем. Куча электронов несется с бешеной скоростью по прямой от пункта А - к пункту Б. Так образуется "луч".
Пункт Б - это анод. Он находится прямо на обратной стороне экрана. Также, экран (с обратной стороны) вымазан специальным веществом - люминофором. При столкновении электрона на бешеной скорости с люминофором, последний испускает видимый свет. Чем быстрее летел электрон до столкновения - тем свет будет ярче. То есть, люминофор - это преобразователь "света" электронного луча в свет, видимый для человеческого глаза.
С пунктом Б разобрались. А что же такое пункт "А"? А - это "электронная пушка". Название страшное. Но страшного в ней ничего нет. Она не предназначена для того, чтобы жестоко расстреливать пришельцев с Марса. Но "стрелять" она все же умеет - электронным лучем в экран.
Как это все устроено?
Вообще, ЭЛТ - это такая большая электронная лампа. Как? Вы не знаете что такое лампа? Ну ладно…
Электронные лампы - это такие же усилительные элементы как и любимые всеми нами транзисторы. Но лампы появились намного раньше их кремниевых "коллег", еще в первой половине прошлого века.
Лампа - это такой стеклянный баллон, из которого откачан воздух.
В самой простой лампе - 4 вывода: катод, анод и два вывода нити накала. Нить накала нужна для того, чтобы разогреть катод. А разогреть катод нужно для того, чтобы с него полетели электроны. А электроны должны полететь затем, чтоб возник электрический ток через лампу. Для этого обычно на нить накала подается напряжение - 6,3 или 12,6 В (в зависимости от типа лампы)
Кроме того, чтобы полетели электроны - нужно высокое напряжение между катодом и анодом. Оно зависит от расстояния между электродами и от мощности лампы. В обычных радиолампах это напряжение составляет несколько сотен вольт, расстояния от катода до анода в таких лампах не превышают нескольких миллиметров.
В кинескопе расстояние от катода, находящегося в электронной пушке до экрана может превышать несколько десятков сантиметров. Соответственно, и напряжение там нужно намного большее - 15…30 кВ.
Такие зверские напряжения создает специальный повышающий трансформатор. Его еще называют строчный трансформатор, поскольку он работает на строчной частоте. Но, об этом - чуть позже.
При ударении электрона об экран, кроме видимого света, "вышибаются" также и другие излучения. В частности - радиоактивное. Вот почему не рекомендуется смотреть телек ближе 1…2 метров от экрана.
Итак, луч получили. И он так красивенько светит аккурат в центр экрана. Но нам-то надо, чтоб он "чертил" по экрану линии. То есть, нужно заставить его отклоняться от центра. И в этом вам помогут… электромагниты. Дело в том, что электронный луч, в отличие от светового, очень чувствителен к магнитному полю. Поэтому то он и используется в ЭЛТ.
Нужно поставить две пары отклоняющих катушек. Одна пара будет отклонять по горизонтали, другая - по вертикали. Умело управляя ими, можно гонять луч по экрану куда угодно.
Вот отсюда мы и начинаем нашу повесть о строчках точках и крючочках…
Повесть о Строчках, Точках и Крючочках
Картинка на экране телевизора образуется в результате того, что луч с бешенной скоростью чертит слева-направо сверху-вниз по экрану. Такой метод последовательной прорисовки изображения называется "развертка".
Поскольку развертка происходит очень быстро - для глаза все точки сливаются в строчки а строчки - в единый кадр.
В системах PAL и SECAM за одну секунду луч успевает пробежать весь экран 50 раз.
В американской системе NTSC - еще больше - аж 60 раз! Вообще говоря, системы PAL и SECAM отличаются лишь в передаче цвета. Все остальное у них - одинаково.
Картинка образуется за счет того, что во время "бега", луч изменяет свою яркость в соответствии с принимаемым видеосигналом. Как происходит управление яркостью?
А очень просто! Дело в том, что кроме рассмотренных электродов - анода и катода, в лампах бывает еще третий электрод - сетка. Сетка - это управляющий электрод. подавая на сетку сравнительно низкое напряжение, можно управлять током, протекающим через лампу. Иными словами, можно управлять интенсивностью потока электронов, "летящих" от катода к аноду.
В ЭЛТ сетка используется для изменения яркости луча.
Подавая на сетку отрицательное напряжение (относительно катода), можно ослабить интенсивность потока электронов в луче, или вообще закрыть "дорогу" для электронов. Это бывает нужно, например, при перемещении луча от конца одной строки к началу другой.
Теперь поговорим поподробнее именно про принципы развертки.
Для начала, стоит запомнить несколько несложных чисел и терминов:
Растр - это одна "строчка", которую рисует луч на экране.
Поле - это все строчки, которые нарисовал луч за один вертикальный проход.
Кадр - это элементарная единица видеоряда. Каждый кадр состоит из двух полей - четного и нечетного.
Это стоит пояснить: изображение на экране телевизора разворачивается с частотой 50 полей в секунду. Однако, телевизионный стандарт равен 25 кадрам в секунду. Поэтому один кадр при передаче разбивается на два поля - четное и нечетное. В четном поле содержатся только четные строчки кадра (2,4,6,8…), в нечетном - только нечетные. Изображение на экране также "рисуется" через строку. Такая развертка называется " чересстрочная развертка ".
Бывает еще "прогрессивная развертка" - когда весь кадр развертывается за один вертикальный ход луча. Она используется в компьютерных мониторах.
Итак, теперь сухие числа. Все приведенные числа справедливы для систем PAL и SECAM.
Кол-во полей в секунде - 50
Кол-во строк в кадре - 625
Количество эффективных строк в кадре - 576
Количество эффективных точек в строке - 720
А эти числа выводятся из вышеприведенных:
Кол-во строк в поле - 312,5
Строчная частота - 15625 Гц
Длительность одной строки - 64 мкС (вместе с обратным ходом луча)
Далее мы поговорим о параметрах видеосигнала и составим схему, синтезирующую импульсы синхронизации.
none Опубликована: 2006 г. 0 1
Вознаградить Я собрал 0 1
Нельзя просто взять и выбрать телевизор в 2020 году. Конечно, можно ткнуть пальцем в первую от входа модель в магазине, или первую по списку на онлайн-витрине. Можно положиться на интуицию или мнение второй половинки. Но осознанный выбор всё-таки требует какого-то понимания современных технологий, используемых в производстве телевизоров. Вот эти все непонятные буквосочетания и страшные термины. Так что если вам хоть немного интересно, чем OLED отличается от QLED или UHD от HDR, милости просим в этот путеводитель. Опытным технарям просьба не ворчать на простоту изложения, а смиренно подсунуть этот текст своей бабушке и возблагодарить авторов за сэкономленные нервы при объяснении простых истин.
Давайте начнем с простых вопросов.
Что снаружи, какие сейчас бывают разъёмы и интерфейсы?
- HDMI — сейчас это самый распространенный разъем для подключения телевизора к источникам сигнала: видеокартам компьютеров, ноутбукам или мультимедийным проигрывателям. Может использоваться для работы дополнительных технологий, например:
- HDCP 2.2 (High-bandwidth Digital Content Protection) — не разъем, а протокол защиты цифрового контента, передаваемого по HDMI, актуален для современных 4К-телевизоров.
- HDMI-CEC (он же Easy Link или Anynet) — технология, которая позволяет управлять с одного пульта несколькими устройствами, подключенными через HDMI-кабели.
Ладно, посмотрим теперь, что внутри. Вот что такое разрешение экрана телевизора?
Это не расширение, не путайте два разных понятия. Расширение — у файла, разрешение — у экрана. Так вот, разрешение экрана — это количество точек по вертикали и горизонтали. Изображение на экране телевизора, как и на компьютерном мониторе или на смартфоне, состоит из точек. Чем их больше помещается на экране, тем четче выглядит картинка. Но разрешение есть не только у самого экрана, а и у видеоролика, который на нём отображается. Если смотреть видео низкого разрешения на экране высокой чёткости, результат будет таким, как само видео. Или наоборот, на телевизоре формата HD Ready нет смысла смотреть видео в 4K.
А чем HD Ready отличается от Full HD и 4K?
Количеством точек, из которых состоит изображение. Вообще само буквосочетание HD происходит от слов High Definition, то есть, высокое разрешение. Когда-то в старину разрешение экранов было невысоким, и маркетологи использовали это буквосочетание, чтобы отличить новинки с большим количеством точек. Но разрешение в новых устройствах продолжало расти, и сейчас вы можете встретить много вариаций на тему HD.
В чем разница между 1080p и 1080i?
Тогда что такое PPI?
Это вообще другое, буквы похожие, но смысл разный. PPI — pixels per inch, количество пикселей на дюйм. Это важная характеристика, которая показывает, насколько густо экран телевизора заполнен пикселями. Ведь кроме разрешения у него есть физический размер. У телевизора с разрешением FullHD и диагональю 32 дюйма пиксельная плотность составит 69 ppi, а у такого же (FullHD), но 40-дюймового плотность будет меньше (55ppi), потому что то же самое количество пикселей растянуто по большей площади экрана.
Сколько нужно PPI в телевизоре?
Если просто, то чем больше, тем лучше. Но телевизоры с высоким ppi стоят дороже и, возможно, вам нет смысла переплачивать ли лишние пиксели. Вот простое правило: чем дальше зритель сидит от телевизора, тем меньшей пиксельной плотности достаточно для визуального качества картинки. С расстояния один метр изображение на экране с 90 ppi будет выглядеть примерно так же, как всего лишь 9 ppi, но с десятиметровой дистанции. Для расстояния в два метра достаточным будет значение в 40 ppi, что примерно соответствует 52-дюймовому FullHD телевизору. Но, конечно, это примерная оценка, все зависит от ваших пожеланий к изображению и особенностей зрения. Для расчета этого параметра в интернете есть специальные калькуляторы ppi, например тут. Вводите разрешение и диагональ, получаете результат и не возитесь с формулами.
PPI, DPI, какая разница?
Не путайте: DPI это dots per inch, точек на дюйм. Точки — это при печати на принтере, а пиксели — это на экране. К телевизорам параметр DPI не имеет отношения.
Хорошо, а вот яркость у телевизора какая должна быть?
С контрастностью так же?
OLED, LED, QLED — чем они отличаются, запутаться же можно!
Да, но есть еще IPS, PVA, MVA, — что это?
Это немного другое, тут речь о разных типах управления матрицей и способов ее производства в LCD-экранах.
Если совсем коротко, то современный выбор зачастую сводится к IPS против MVA, а радикальной разницы для большинства потребителей между ними может и не быть.
Так, а что такое HDR?
Какие бывают виды HDR?
Их много, запутаться легко, хотя все в общем-то решают одну и ту же задачу. Но часто случается так, что один телевизор умеет работать сразу с несколькими видами HDR-контента, это удобно. Итак, вот какие буквосочетания можно встретить на коробках с телевизорами:
- Samsung: QHDR и Quantum HDR,
- LG: Cinema HDR и HDR Pro,
- Hisense: HDR Supreme,
- Philips: HDR Plus, Perfect и Premium.
И что, с такими телевизорами любое видео будет в HDR?
Так а где же смотреть HDR видео?
Такое видео научились показывать многие стриминговые сервисы и онлайн-кинотеатры: Netflix, Amazon Prime, Megogo, Ivi, Okko. Кроме того, на HDR-телевизоре можно поиграть в HDR-игры на приставках PS4 или Xbox One S.
Хорошо, а какие еще есть технологии улучшения видео и звука в телевизорах?
Их множество, и постоянно появляется что-то новое. Вот вам несколько штук навскидку:
Hisense — компания, работающая на рынке с 1969 года и являющаяся лидером продаж телевизоров в Китае и Южной Африке. Hisense сегодня — это 12 исследовательских центров и 14 заводов по производству, расположенных по всему миру. Строгий процесс повышения качества, приверженность к превосходному послепродажному обслуживанию клиентов — все это делается исключительно для того, чтобы вы были уверены, что продукт Hisense — это правильный выбор для вашего дома.
В 2020 году Hisense представляет на украинском рынке телевизоры, работающие на собственной SmartTV-платформе VIDAA, созданной для того, чтобы все современные возможности телевизоров были простыми и понятными для пользователя (доступ к любому приложению в 1-3 клика). VIDAA U4.0 AI отличается удобным и дружелюбным к пользователю интерфейсом, поддержкой современных технологий, включая голосовой поиск и интс глобальными и украинскими провайдерами видеоконтента:
Новинки 2020 года: телевизоры Hisense 65U8QF и Hisense 43A7500F обладают конкурентноспособной ценой и предлагают украинским покупателям безупречное качество и современные технологии телевизоров по доступной цене:
Hisense 65U8QF
65-дюймовый 4К-телевизор с ULED-экраном
Флагманская модель телевизоров Hisense с ULED-экраном на квантовых точках, обеспечивающим яркость 1000 нит. Антибликовый экран с частотой 120 Гц, локальное затемнение из 180 зон, AI-масштабирование изображения в 4К, поддержка технологий Dolby Vision и Dolby Atmos. За звук отвечают фронтальные динамики JBL. Все вместе делает этот телевизор современным и достойным внимания самых требовательных покупателей.
лучшее изображение
Hisense 43A7500F
43-дюймовый 4К-телевизор с прекрасным соотношением цены и возможностей
Этот 43-дюймовый SmartTV-телевизор поддерживает разрешение 4К и использует фирменную технологию Hisense UHD AI Upscaler позволяющую преобразовать изображение в UltraHD-качество. Поддерживается технология Dolby Vision обеспечивающая расширенный динамический диапазон. Есть интеллектуальное распознавание сцен и автоматическая корректировка изображения. Акустическая система телевизора работает с DTS Virtual: X, что гарантирует лучший в своем классе звук.
выгодная покупка
Подписывайтесь на наш нескучный канал в Telegram, чтобы ничего не пропустить.
Читайте также: