Почему леонтьева не показывают по телевизору
К середине 1990-х Валерий Леонтьев вполне заслуженно стал одним из главных артистов русской эстрады. Годы, когда его выступления запрещали в Москве, давно прошли, на его концерты приходили тысячи людей, а альбомы неизменно пользовались популярностью. Тем не менее к этому времени он постепенно начал переходить в ранг певца прошлого поколения, а молодежь вместе со сменой государства начинала слушать совсем другую музыку. На сцену всходило младое племя, готовившееся сбросить с парохода современности всех тех, кто казался ему представителем старой замшелой эстрады. Когда-то сам Леонтьев занимался примерно тем же: вместе с Аллой Пугачевой он ознаменовал переход от поп-музыки времен брежневского застоя к тому, что в итоге вылилось в диско-взрыв перестройки. Валерий Яковлевич привнес в неподвижную советскую эстраду рубежа 1970–1980-х пластику и танец, а также скрытый поначалу эротизм, который постепенно раскрывался всё больше и больше, пока в 1993 году певец не заявил напрямую, что он — Казанова.
Хотя Леонтьев всегда был экспериментатором и из года в год раскрывал свой талант с разных сторон, перестройка и повсеместная свобода 1990-х окончательно развязали ему руки: меньше чем за десять лет он прошел путь от пристойного диско до леопардового глэм-рока, от рокового обольстителя до истово верующего христианина. Всё это в точности отражало трансформации, происходившие с российским обществом в те годы: Леонтьев стал своеобразным барометром жизни простого русского человека, который наконец вырвался в мир долгожданной свободы и роскоши и теперь пытается найти самого себя в новой непонятной вселенной. Перед Валерием Яковлевичем же стояла вполне понятная задача: сделать нечто такое, что актуализирует его творчество и даст возможность посоревноваться с новой волной поп-исполнителей. На помощь музыканту пришел его давний друг и коллега — композитор Юрий Чернавский.
Летом 1994 года, приехав в Москву, Чернавский заехал к Валерию Яковлевичу на дачу, о чем тот позже вспоминал:
Но и на этом амбиции Леонтьева и Чернавского не иссякли: для работы над пластинкой привлекли сплошь американских музыкантов — наши герои были чуть ли не единственными русскими участниками записи.
Но и тут мы видим, что под Голливудом понимается именно что некий уровень качества, неспроста ассоциируемый именно с Америкой. Чернавский отдельно подчеркивал, что хотел добиться особенного звучания:
Тем удивительнее, что при таком серьезном подходе альбом был записан крайне оперативно — всего за восемь дней. И хотя может показаться, что у его создателей просто не хватило денег на большее количество дней, но на самом деле причина кроется скорее в профессиональных особенностях Чернавского как композитора. Леонтьев позже неоднократно вспоминал об опыте работы с Юрием Александровичем, прямо называя его диктатором и деспотом:
Впрочем, говорил он так не с обвинительным тоном, а просто объясняя методы работы композитора:
Однако сам певец не возражал против таких методов работы, ведь ему хотелось попробовать себя в новых условиях и в новом месте:
Поначалу Леонтьев ощущал себя в непривычных обстоятельствах не вполне уютно:
Однако профессионализм местных музыкантов, руководство Чернавского и незаурядные бытовые условия, в которых оказался Валерий Яковлевич, в итоге позволили ему расслабиться и влиться в рабочий ритм:
Удушливый дым, портовый трактир.
Я падал, я шатался, мне попался вампир.
Прекрасная модель для журнала мод —
Блондинка в мини-юбке, ярко-красный рот.
Однажды в море развалился мой баркас.
Меня у острова веселых женщин кто-то спас, кто-то спас.
Меня кладут они на жареный песок и в рот хотят
Налить мне ананасный сок. Кончайте, кончайте…
Ночью всё разрешено, аллилуйя, аллилуйя.
Я возьму тебя за плечи и скажу о самом главном,
И в конце дороги лунной распахнутся настежь двери.
Я войду и вновь поверю: ночью всё разрешено.
Тем не менее Чернавский все-таки уговорил исполнителя снять клип: как и в случае с пластинкой, к работе над видео были привлечены американские специалисты, чтобы сделать для модной и качественной песни не менее модную и качественную картинку. Как и в случае с записью песен, Леонтьев был поражен профессионализмом американских киношников. Вот как он сравнивал их с отечественными коллегами:
На сей раз Леонтьев решил обойтись без помощи американских коллег, однако размах и стоимость шоу всё равно поражали: по оценке самого певца, на его создание ушло около 500 тысяч долларов.
Однако помимо этого, с мая по август 1996 года Кушанашвили опубликовал одиннадцать квазиэротических колонок (а также предисловие и послесловие к ним), в которых, вдохновившись одиннадцатью песнями альбома, рассказывал историю любви с некоей незнакомкой, каждый раз упоминая в конце текста пластинку Леонтьева. Отара Шалвовича от текста к тексту бросало то в пляжную романтику:
то в алкогольный угар:
Всё это вполне соответствовало скандальной и эмоциональной натуре Кушанашвили, который сумел превратить в провокацию даже рекламу концертов.
Валерий Яковлевич сломался и понял, что публике нужны не эксперименты, а старые знакомые шлягеры. Безусловно, после этого он записал еще множество альбомов и песен, однако все они были куда менее интересны по задумке и исполнению. На концертах же Леонтьев вместо небольшого попурри из главных хитов стал уделять им больше внимания и петь полностью. Чернавский же, в свою очередь, отнесся к новой стратегии Леонтьева с некоторым непониманием:
19 марта народный артист России Валерий Леонтьев отмечает юбилей – ему исполняется 70 лет. "ТОЛК" собрал самые интересные факты из биографии артиста в честь его дня рождения.
Имели ли родители Леонтьева отношение к музыке?
Когда началась его певческая карьера?
Весной 1972 года прошел первый концерт Валерия Леонтьева в Воркуте. Затем он победил на региональном конкурсе "Мы ищем таланты" в Сыктывкаре. За победу в конкурсе певца отправили на Всесоюзную творческую мастерскую эстрадного искусства Георгия Виноградова. Но в Москве певец пробыл недолго. Вскоре он вновь вернулся в Сыктывкар, в местную филармонию. Там он стал солистом музыкального коллектива "Эхо". Затем последовал успех на ялтинском всесоюзном музыкальном конкурсе и фестивале эстрадной песни "Золотой Орфей" в Сопоте. В начале 80-х Валерия Леонтьева знали уже все, он пел чуть ли не на всех сборных концертах и на самых знаменитых площадках.
Почему Леонтьева много лет не показывали по телевизору?
Злую шутку с певцом, как ни странно, сыграло выступление на фестивале в Ереване, где он получил специальный приз. Американские журналисты сравнили манеру его исполнения с Миком Джаггером. Советским чиновникам от культуры это не понравилось, и три года Леонтьева не показывали по телевизору и не приглашали на московские концерты. Конечно, свое дело сделали и эксцентричные наряды. Однако этот период прошел, и на Валерия Леонтьева обрушилась бешеная популярность.
Есть ли у Леонтьева жена?
А дети есть?
Нет. Официально Леонтьев не имеет детей. В разное время в прессе появлялись сплетни, что у певца есть дочь. Потом СМИ муссировали тему, что у Леонтьева есть сын – некий исполнитель Александр Богданович. Но и эту информацию позже также признали газетной уткой.
Когда произносят его имя и фамилию, сразу же возникают две устойчивые ассоциации. Первая — ветеран, потому что на сцене он уже очень давно, еще со времен Брежнева. Вторая — работяга.
«Я помню конец семидесятых, когда Леонтьев только начинал, — говорит музыкальный критик Артемий Троицкий. — Его ещё мало кто видел, но ходили такие слухи, в том числе среди профессионалов, что это талантливый парень (он тогда служил в Горьковской филармонии), „фирменный“, волосатый, и при этом он очень круто одевается. В сценической манере Леонтьев копирует стиль диско. Как в семидесятые годы его „огрела“ по голове музыка диско (со всеми этими образами типа группы Boney M), с той поры он так и выступает в этой же стилистике. На фоне Кобзона и Лещенко в советское время Леонтьев, конечно, выглядел довольно экзотично. И у многих начальников, особенно телевизионных, вызывал дикое раздражение.
«На мой взгляд, — говорит композитор Владимир Матецкий, — у Леонтьева не было правильных советчиков. Он попадал под влияние разных людей, но при этом был и остаётся во многом наивным человеком. Он наивен в каких-то вещах репертуарных, сценических. Но эта его наивность обезоруживает. Делает его человеком без возраста. Какие 70? Ему же на самом деле 15.
Когда он начинал, то сильно отличался по манере исполнения от других советских эстрадных певцов. Насколько этот приём искусственный, не знаю. Но он часто используется в шоу-бизнесе. Чтобы запомниться, нужно выделяться, быть необычным. Вспомните более юного коллегу Леонтьева Илью Лагутенко и еще массу исполнителей, которые нарочито старались быть необычными. Леонтьев тоже. Мне всегда было интересно знать: это был природный тембральный феномен или просчитанный им же самим продюсерский ход?
У Валеры всегда был довольно своеобразный вкус. Это касалось всего. Одежды, репертуара, нацеленности на социалистическую эстраду: польскую, венгерскую, чешскую и т. д. Я был поражен тем, что многие наши популярные артисты тех лет проявляли чудеса неосведомленности в мировой популярной музыке. Но так часто бывает с нашими популярными артистами: это вдруг сработало, попало во вкусовые запросы публики. То есть ориентирование на не самые высокие образцы музыки помогало многим отечественным артистам становится популярными в нашей стране. Так устроен мир популярной музыки. Существовала москонцертовская поговорка (не хочу привязывать её к Валере, потому что отношусь к нему с большим уважением): „Чем пошлее, тем башлее“. Но элементы этого были и у Леонтьева.
Он, безусловно, апеллирует к массовой аудитории. Всегда кто-то является „ледоколом“. Но такие артисты уважаемы и признаны узким слоем людей. А потом, когда прошёл „ледокол“, появляются те, кто апеллирует к массовой аудитории. А массовое искусство, массовая аудитория — это совсем другие вкусы. Обвинять людей в том, что у них какие-то не такие вкусы, просто смешно. Мир так устроен.
Валерий Леонтьев – легенда российского шоу-бизнеса, популярность которого не спадает с годами, а творчеством артиста продолжают восхищаться представители уже 4-го поколения слушателей.
Валерий Леонтьев родился в марте 1949 года в селе Усть-Уса, в Коми. Его семья не имела никакого отношения к искусству. Леонтьевы жили скромно. Отец Яков Степанович был помором из Архангельской области, занимался оленеводством и работал ветеринаром. Мама Екатерина Ивановна Клюц родилась в Украине. Мальчик был поздним ребенком - он родился, когда матери исполнилось 43 года. Кроме него в семье подрастала старшая сестра Майя (умерла в 2005 году).
Вскоре из Усть-Усы семья перебралась на родину отца, в Архангельскую область. Раннее детство Валерия прошло в деревне Верхние Матигоры. Когда сыну исполнилось 12 лет, Леонтьевы снова переехали, на этот раз в Ивановскую область. Остановились в городе Юрьевце, на живописном берегу Волги.
В то время Валерий Леонтьев осознал, что есть еще одна профессия, с которой хотел бы связать жизнь. И он рискнул и в 1966-ом подал документы в московский ГИТИС, выбрав актерский факультет. Но нерешительность и комплекс провинциала сделали свое дело: в последний момент Леонтьев передумал поступать.
Возвратившись в Юрьевец, Валерий сразу же пошел на работу. В молодости будущая звезда эстрады перепробовал много профессий: работал электриком, почтальоном, разнорабочим на кирпичном заводе и даже портным. Но образование надо было получить, и Валерий поступил в горный институт в Воркуте.
Вечером он учился, а днем зарабатывал себе деньги на жизнь, трудясь лаборантом в НИИ и чертежником проектного института. Доучился Леонтьев только до 3-го курса и бросил учебу - душа не лежала к будущей профессии. Зато чем дальше, тем больше хотелось петь и выступать на сцене. Огни софитов и полные залы аплодирующей публики влекли парня все сильнее.
Наградой за победу стала учеба в Москве, во Всесоюзной творческой мастерской эстрадного искусства Георгия Виноградова. Но в столице Валерий надолго не задержался. Не окончив курс, он вернулся в Сыктывкар, в местную филармонию.
В начале 80-х Валерия Леонтьева знали уже все, он пел чуть ли не во всех сборных концертах и на самых знаменитых площадках. Одно время Леонтьев пытался прорваться на телевидение, но сделать это ему удалось только после знакомства с композитором Давидом Тухмановым.
Черная полоса в жизни исполнителя, как ни странно, началась из-за его успеха на фестивале в Ереване. Он получил приз популярности, но попал в опалу из-за комплимента американских журналистов, написавших, что Леонтьев по манере исполнения похож на Мика Джаггера. Советским чиновникам от культуры это не понравилось, и 3 года Леонтьева не показывают по телевизору и не приглашают на московские концерты.
Кроме творческих неприятностей, в этот период Леонтьев перенес серьезную операцию по удалению опухоли горла. К счастью, голос вскоре восстановился, а вернуться на сцену певцу помог Раймонд Паулс, уже имевший в то время немалое влияние.
В 1991 году Валерий Леонтьев стал обладателем премии The World Music Awards как лучший по продажам звуконосителей в СССР. И действительно, к 1993 году у звезды эстрады насчитывалось 11 дисков, распроданных миллионными тиражами.
Много копий сломано по поводу национальности Валерия Леонтьева. В Сети часто появляется информация о том, что певец не русский, а манси.
В 2017 году Леонтьев отпраздновал 45-летие творческой деятельности. В одном интервью артист заявил, что уходить со сцены пока не собирается.
По мнению многих интернет-пользователей, Валерий чересчур увлекается пластическими операциями, отчего перестал быть похожим на самого себя. Сам Леонтьев заявил, что пользовался услугами пластических хирургов не так часто, как все думают. Кроме того, артист никогда не появляется на сцене или на публике без макияжа, хотя несколько фотографий певца без грима все же просочились в Сеть.
По признанию Леонтьева, на концертах рьяные поклонницы норовят ухватить его за волосы, надеясь увидеть кумира без парика. Но легенда советской и российской эстрады намекнул, что им это не удастся, так как волосы у него настоящие.
В таблоидах появилась информация, что Леонтьев один живет в московской квартире и больше не летает в Америку. Дом в Майами он якобы оставил бывшей супруге. Некоторые светские хроникеры говорили, что певец развелся еще много лет назад, но не стал это событие афишировать.
Ему приписывали огромное количество романов с примами советской эстрады Лаймой Вайкуле, Ларисой Долиной, Лорой Квинт. Лора стала единственной, кто признался в правдивости подобных предположений. Также в середине 2000-х стали муссироваться слухи о том, что у Леонтьева есть взрослая дочь.
На вопрос о том, почему у Леонтьева нет детей, он отшутился, что с его графиком и ветреностью характера он не представляет, что мог бы быть хорошим отцом. Раньше в прессе писали, что его жена Людмила категорически не желала становиться матерью.
Читайте также: