Можно ли в шабат смотреть телевизор
Всего я задам 10 задачек. К каждой будет несколько вариантов ответа, один из которых – правильный, то есть именно тот, что иудейские мудрецы внесли в свои документы.
Так что задача несложная.
1. Женщина идет в субботу в гости. Может ли она идти в гости в украшениях (которые, естественно, она надела в пятницу) ?
А) Может, потому, что женщине свойственно украшаться и украшения не противоречат заповеди Божией.
Б) Не может, потому что она может хвастаться, а хвастовство – это грех.
В) Не может, потому что у нее могут выпросить эти украшения и она захочет их подарить. А что-то дарить в субботу запрещено.
Г). Не может, потому что женщине свойственно хвастаться. Она может забыться, снять украшения и дать посмотреть подруге. А переносить с места на место какие-либо предметы в субботу запрещено.
Д) Может, потому что, увидев ее красоту, все прославят Бога. Таким образом, в субботу совершится богоугодное дело
2. Человек забыл, что сегодня суббота, и кинул палку. Но, когда палка летела, человек вспомнил, что сегодня суббота. Но палка не упала на землю, а была подхвачена собакой. Совершил ли человек грех?
А) Совершил, так как о соблюдении субботы никогда не следует забывать.
Б) Не совершил, если человек даст обещание Богу пойти к врачу (естественно, после субботы) и полечить свою память.
В) Совершил, так как эта палка могло кого-то ударить, а это плохо.
Г) Не совершил, поскольку палка – не живое существо. Летит ведь не человек, а бездушная палка.
Д) Совершил, поскольку человек-то ее кинул. То есть, осознанно или неосознанно, но человек совершил нарушение субботнего покоя.
Е) Не совершил, поскольку палка не упала, а была подхвачена собакой. А вот если бы она упала на землю – был бы грех.
3. Человек бросил в другого камень , чтобы нанести ушиб. Если человек помнит, что сегодня суббота, и все равно бросает камень, он согрешает однозначно. А если он забыл, что сегодня суббота, и вспомнил только тогда, когда камень летел? Или вспомнил, когда камень ударил, а синяк еще не возник? В таком случае человек виновен в нарушении субботы?
А) Виновен в любом случае, потому, что, сознательно, или несознательно, но он хотел причинить боль другому. Так что суббота, которая есть время для молитвы и богопочитания, – нарушена.
Б) Не виновен, так как бросил камень в субботу по забывчивости (а за это не судят). Значит, начало его действия как бы и не относится к субботе. Таким образом, он виновен только во второй части своего действия – в нанесении ушиба. В этом виновен, а в нарушении субботы – нет.
В) Виновен, так как возникновение синяка – это работа организма (подкожных капилляров, сосудов и проч.), а всякая работа, по определению, в субботу запрещена. А он спровоцировал эту работу.
Г) Виновен не тот, кто бросил камень (он же забыл, что суббота, значит, нарушил несознательно, что простительно), а тот, в кого попали камнем. Синяк – то есть произведение работы – произошло у него, значит, он и нарушил субботний покой.
Д) Виноваты родители человека, который бросил камень. Как же они так воспитали свое чадо, что он камнями бросается.
4. В дом в субботу вбежала дикая коза. Естественно, хочется ее поймать (пустить в суп, на шашлык или как-то иначе использовать). Но в субботу ловля диких животных запрещена.
Что должен делать человек?
А) Закрыть дверь. Раз коза оказалась в доме – она его добыча. Так сказать, имущество дома, а никакая не дикая скотина.
Б) Сесть у входа, как бы между прочим, чтобы коза не выскочила. И не ловит, и не выпускает.
5. Иудей сидит в доме и тихо, спокойно празднует субботу.
Вдруг на лицо падает… паук. Иудей машинально бьет его ладонью и убивает.
Другая история: на лицо падает ящерка, бежавшая по балке перекрытия потолка. И иудей ее… тоже, не разобравшись и испугавшись, убивает.
А) Всякая тварь подчинена человеку – это мы знаем из Библии. И любая тварь, нарушившая покой Божьего человека, может быть истреблена. Вины в этом никакой нет.
Б) Случайное убийство в грех никак не может быть записано. Мы же прихлопываем назойливых комаров, мошек…
В) Можно убить паука, потому что в нем нет крови. И нельзя убить ящерку, ибо в ней есть кровь, а в субботу кровь не проливаем.
Г) Если забыл, что суббота, – невиновен. Если ударил и тут же вспомнил – виновен.
Д) Виновен в любом случае: всякая агрессия есть грех, нарушающий субботу.
6. В твоем доме вспыхнул пожар. Можно ли что-то спасать? Можно: священные книги и пищу. Но пищу можно спасать из огня только в том количестве, которую ты съешь в этот день. Если пожар случился утром, спасают пищу на 3 трапезы (завтрак, обед и ужин), если днем, то только запасы для обеда и ужина и, соответственно, если пожар случился вечером, спасают пищу для ужина.
Возникает вопрос: что делать с остальной пищей?
А) Не спасать. Пусть сгорит.
Б) Спасать в любом случае. Пища – дар Божий. Нехорошо, если она пропадет, даже хоть и суббота.
В) Как-нибудь хитро выйти из положения. Например, позвать соседей: пусть они выносят. Так ты и субботу не нарушил, и не остался без пищи – соседи потом тебе все отдадут.
7. Кувшин закрыт камнем. Отодвигать камень, поднимать его в субботу запрещено. Но нужно как-то налить из кувшина. Что делать?
А) Потерпеть и не пить или пить что-то другое. В концеконцов, раньше нужно было думать, в пятницу.
Б) Если человек, Божие создание, хочет пить, ради этого можно отодвинуть и камень.
В) Помолиться, и, если Господу будет угодно, камень упадет. Ну, а если неугодно, то не притрагиваться к камню.
Г) Можно наклонить кувшин, и камень сам упадет. Таким образом, человек не нарушит субботу.
8. Человек сломал в субботу ногу или руку. Что делать?
А) Вылечить.
Б) Нельзя даже касаться сломанной конечности, ибо всякое строительство в субботу запрещено. А восстановление сломанного похоже на строительство.
В) Можно просто зафиксировать перелом какой-нибудь повязкой и так оставить до следующего дня.
9. А вот совсем головоломный вопрос.
Сначала поясню, что в субботу нельзя ничего вносить из частного в общественное владение и наоборот. То есть нельзя что-то взять дома и положить на улице. Так же нельзя взять что-то на улице и положить в доме.
Теперь представьте ситуацию: нищий просит подаяние. В руке у него – корзинка для сбора подаяний. Если он ее просовывает в дверь, с просьбой о помощи, и хозяин туда что-то кладет, происходит ли нарушение субботы? Происходит. Хозяин берет из личного (своего) владения какую-то еду и кладет ее в корзинку – общественное владение.
Теперь я предложу несколько вариантов поведения, и вы выберете те, которые не нарушают субботу. Сразу скажу, что тех, которые, по мнению мудрецов, субботу не нарушают, – два из мною приведенных.
А) Бедняк просунул корзинку, и хозяин туда положил подаяние.
Б) Хозяин высунул руку в дверь и положил в корзину подаяние.
В) Хозяин высунул руку с подаянием, и бедняк взял что-то из этой руки и сам положил в свою корзину.
Г) Бедняк просунул в дверь пустую руку, и хозяин туда что-то вложил.
Д) Бедняк просунул в дверь пустую руку и сам взял из руки хозяина подаяние.
10. А теперь, когда вы уже поднаторели в разгадывании того, что можно, а чего нельзя делать в субботу, – небольшая загадка.
Итак: Отец может взять в субботу на руки своего маленького ребенка, если тот держит в руке камень. Но не может взять ребенка, если тот держит монету. Почему?
Чтобы мы не путались в ваших ответах, давайте их стандартизуем. Ваш ответ должен выглядеть примерно так:
1 – А
2 – В
3 – А
4 – Г
… (и так далее, до 10-го)
10 - ………… (текст)
Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
Штирлиц вошел в комнату и услышал голос Мюллера:
Что же это за Шаббат такой?? Почему евреи так строго к нему относятся, что даже для включения света в доме им приходится нанимать арабов, лифты в многоэтажках не имеют кнопок и останавливаются на каждом этаже, а воры могут без проблем войти в незапертый еврейский дом?
Раннее субботнее утро — самое тихое время в Израиле: людей нет, машин нет и кажется, что даже воздух замирает…
Пятница в этой стране отличается от всех остальных пятниц в мире тем, что за ней неминуемо следует шабат. Вдруг в одночасье город затихает и пустеет, переворачивая страницу ушедшей недели, и теперь все начинается с чистого листа.
Шабат для еврея – одна из десяти главных заповедей, полученных Моисеем на горе Синай, которые необходимо выполнять.
Еврейский шабат существовал даже в Древнем Египте, утверждают некоторые историки.
Евреи, пребывавшие в египетском рабстве, получили разрешение на отдых в субботу благодаря Моисею. Он вырос в семье фараона и на протяжении многих лет наблюдал за изнурительной работой своих собратьев. Ему стало жалко их, и он обратился к фараону с просьбой подарить рабам день отдыха в неделю. Фараон согласился. Поэтому шабат напоминает евреям не только о 4-й заповеди Всевышнего, но и об исходе из египетского рабства.
Шабат начинается с появлением трех звезд на небе (специально вычисляется и печатается в календарях, газетах, его время напоминается во всех теленовостях) в вечер пятницы до того же момента в субботний вечер.
Причем, если разобрать неделю по дням, то для евреев она выглядит так: среда, четверг, пятница, Шабат, воскресенье, понедельник, вторник.
Шабат встречают шабатней трапезой. Женщина зажигает свечи, муж читает кидуш – благословение - на Шабат, разливается шабатнее вино (похожее на кагор) или виноградный сок, преломляется хала – специальный шабатний хлеб. Вся семья сидит вокруг стола и встречает Шабат – общаются, кушают, поют песни.
В пятницу утром она начинает готовить халы и различные блюда к столу. При этом пробует каждое приготовленное блюдо. Но делать это она обязана правильно: не выплевывать пищу, а проглатывать еду, произнося Брахи.
Праздничный стол обязательно должен быть покрыт скатертью до конца праздника (желательно белого цвета). Перед шабатом каждый мужчина и каждая женщина принимают ванну или душ. Если же до праздника остается мало времени, то допускается умывание водой только рук и лица.
Свечи, а их обычно две, должны зажигаться не позднее чем за 18 минут до захода солнца. Их нельзя переносить с места на место.
За стол домочадцы и гости должны садиться в хорошем настроении, забыв про проблемы повседневности и тревоги.
Трапеза должна состоять из лучшей еды: рыбы, мяса и различных лакомств. На стол обязательно подается две халы в память о небесной манне, которую подарил Всевышний евреям, когда они возвращались из Египта по пустыне. В тот день Бог дал людям небесного хлеба в два раза больше. Считается, что во время шабата в доме должна царить атмосфера радости и покоя.
Не все виды деятельности, которые запрещены в шабат, у нас принято считать работой. Например, писать (хотя, читать можно, но только религиозную литературу) или развешивать белье, включать/выключать свет или завязывать шнурки.
В субботу Бог завершил сотворение мира, поэтому запрещен любой созидательный или творческий труд. То есть труд, с помощью которого что-то создается или изменяется.
Для религиозных евреев шабат – священный праздник, который посвящают Богу, семье и друзьям.
Но даже те, кто не соблюдает всех традиций, с удовольствием покупают или пекут халу, зажигают свечи, разливают по бокалам виноградный сок, вспоминают то хорошее, что случилось за неделю.
В шабат нельзя заниматься приготовлением еды, даже подогревать еду запрещается.
Но субботний праздничный стол – важная часть традиции! Вот и приходится еврейским хозяйкам крутиться заранее, в четверг и пятницу. Вот и бегут они по магазинам и рынкам в поисках провизии на ближайшие дни – с сумками, рюкзаками, чемоданами, тележками… Об этом читайте в следующей части рассказа о субботнем Израиле.
Пожилая дама в шляпке, сложном платье и на каблуках говорит своей подруге:
В Торе описаны 39 видов деятельности, которые запрещены иудеям в субботу, но сейчас этот список сложно назвать актуальным
Современные правила сводятся к пяти идеям: запрещено работать; включать и выключать электрические приборы; путешествовать в чем-либо (автобусы, автомобили, самолеты и т.п.); готовить еду любым способом (есть еду можно); нельзя заводить мотор машины, но если кто-то другой заведет ее, то можно ехать; нельзя зажигать свет, но можно вместо себя нанимать для этого арабов.
Может тут и кроется секрет того, что рядом с евреями практически всегда можно найти арабов, и не только в Израиле. И между прочим, нельзя курить!
Вообще тема запретных и разрешенных действий очень обширная, есть масса нюансов, на еврейских форумах раввины подробно разбирают и растолковывают каждую возникающую ситуацию.
В сети также можно найти лайфхаки от евреев, соблюдающих шабат, но живущих в светских государствах.
Например, ждать возле двери подъезда пока кто-то не наберет код замка или включить дурочка, когда нужно расписаться на документе.
— Пойдем на море?
— Никто не ходит на море в шабат, — отвечают тебе и крутят пальцем у виска.
— Почему? — спрашиваешь ты.
— Потому что в шабат на море не протолкнуться.
К вечеру субботы город оживает - в кафе все столики заняты, по набережной гуляют отдохнувшие горожане.
С этого момента и до ночи субботы принято при встрече говорить “Шабат Шалом”. Как только шабат заканчивается, используется уже другое приветствие “Шавуа тов”, что переводится как “Хорошей недели”.
- Шабат ушел, но… он всегда возвращается.
Путешественники и шабат.
Прилет в пятницу вечером означает, что из аэропорта придется добираться на такси, т.к. общественный транспорт не работает. Кроме того, в шабат действуют повышенные тарифы на поездки на такси +25%.
В некоторых отелях есть специальные лифты, которые не требуют нажатия кнопок. Они ездят автоматически между этажами, останавливаясь на каждом.
В шабат не работает общественный транспорт, ж/д движение полностью останавливается, автобусные линии закрываются, кроме некоторых исключений.
Есть улицы, на которых в субботу полностью запрещено движение. В некоторых городах Израиля даже висят специальные придорожные электронные вывески, отсчитывающие время до начала шабата.
в местах развлечений и туристических местах они закрываются только в пятницу с 16-00, в субботу с утра обычно все открыто.
Многие достопримечательности закрыты, и тут нет каких-то правил. К примеру, Стена Плача в шабат открыта и площадь около нее переполнена.
Все экстренные службы (полиция, пожарная, и т.д) и медицинские учреждения в субботу работают в специальном режиме. Тут евреи руководствуются заповедью – ради спасения жизни человека все остальные заповеди отменяются.
Шаббат (иногда произносят Шаббес или Шаббос) — одна из самых известных практик иудаизма.
Это еженедельный праздник (что? да!), длящийся 25 часов. Как все праздники, подчиняющиеся еврейскому календарю, Шаббат начинается накануне вечером — незадолго до захода солнца в пятницу — и продолжается до захода солнца в субботу плюс ещё чуть-чуть. Поскольку всюду в мире солнце заходит в разное время, существует календарь зажигания субботних свечей, с которым можно свериться.
Вообще, это день физической и духовной радости, который должен подчеркнуть ряд ключевых концепций в иудейском видении мира.
В традиционных стихах и песнях суббота сравнивается с невестой, с царицей. Шаббат в Торе — это венец творения вселенной, седьмой день, в который Г-дь отдыхал, сотворив мир за шесть предыдущих дней.
Так было всегда?
Как и многое другое в иудаизме, практики Шаббата взялись из Торы, где суббота описывается в основном как день свободы от труда. Пророки описывают Шаббат также как день радостей и удовольствий. Мудрецы же, осмысляя это в течение веков, пришли к чёткому описанию того, что в Шаббат запрещено, а также расписали, как надо вести себя в этот день, сколько раз принимать пищу, какие проводить церемонии и читать благословения. Шаббат в разных общинах, веках и направлениях иудаизма праздновался немного по-разному и иллюстрировал адаптацию евреев к окружающей их реальности и к незнакомым идеям.
Одна общая вещь для всех, вне зависимости от века и места, — это встреча субботы дома, с семьёй и гостями.
И как встречают?
Во многих семьях готовиться начинают ещё с середины недели — покупают продукты, планируют меню, пекут пироги, убирают дом. Талмуд предписывает в Шаббат принимать пищу трижды.
Сейчас это не выглядит как что-то особенное, но в древности люди ели максимум два раза в день, так что предписания Шаббата делали этот день особенным и роскошным, даже если трапезы были самыми скромными.
А что делают в синагоге?
А что там со свечами?
Фото: Istockphoto
Как правильно зажечь?
- Собственно, зажечь свечи.
- Проделать пассы руками вокруг пламени и к лицу от одного до семи раз (обычно три).
- Закрыть глаза руками.
- Произнести благословение.
Тут есть интересный нюанс. Обычно благословение произносят перед тем, как что-то сделать. Но поскольку благословение на свечи одновременно тот самый акт, который официально начинает Шаббат, после него зажечь свечи уже будет нельзя, потому что после начала Шаббата запрещено зажигать огонь (это один из видов работ, не разрешённых в субботу).
Традиционное разрешение парадокса — зажечь свечи и закрыть глаза, пока произносишь благословение. Тогда после того как откроешь глаза, свечи предстанут перед тобой во всей своей красе и ты словно увидишь их впервые — и благословение сказано, и Шаббат не нарушен.
А когда уже можно поесть?
На столе обязательно должны быть две халы, накрытые тканью (в честь двух порций манны небесной, посылаемых Б-гом евреям ежедневно во время их блуждания по пустыне), и вино или виноградный сок. Традиционно мужчина — но в либеральных общинах и женщина — произносит особое благословение (кидуш) на вино, отпивает и даёт отпить остальным. Потом все омывают руки, мужчина произносит благословение на халу, отрывает кусок, обмакивает в соль, ест и даёт остальным. После этого можно приступить к праздничному ужину.
Фото: Pexels
А когда заканчивается Шаббат?
Шаббат заканчивается после захода солнца в субботу коротким ритуалом (авдала), церемонией, призванной отделить святость субботы от рутины обычных дней. Начинается авдала, когда на тёмном небе восходят три звезды, но обычно время исхода субботы в вашей местности можно узнать заранее в еврейском календаре. Снова зажигают свечу (обычно с несколькими фитилями), пьют вино, нюхают пряности, хранящиеся в специальном футляре, — чтобы нести воспоминание о Шаббате дальше, в рабочую неделю, — и произносят благословение. После этого можно делать всё, что в Шаббат было запрещено.
Что, правда ничего нельзя делать?
Это самая известная фишка — что в Шаббат иудеям нельзя работать. Но что считается работой? В Торе в качестве запрещённого указан труд, связанный с земледелием, виноделием, сельским хозяйством, торговлей, перемещением предметов, путешествиями и разжиганием огня.
Как обычно, мудрецы переосмыслили заповеди и выделили 39 категорий запрещённых действий (с кучей подробностей) — а в современном мире их переосмыслили снова.
Средневековые раввины понимали заповеди расширенно и охраняли святость субботы путём налагания запретов даже на действия, только напоминающие запретные, — поэтому нельзя, например, залезать на деревья, ведь это может привести к ломанию веток, которое напоминает сбор урожая, то есть отделение части растения от других его частей. Или составлять букеты — потому что это напоминает укладку сена в стог. Или наносить макияж — напоминает окрашивание тканей. В общинах, где Шаббат соблюдается строго, множество вещей в субботу нельзя даже трогать — деньги или чеки, ножницы и молотки, карандаши и ручки, телефоны и компьютеры. И даже спички — сразу после того как зажжены субботние свечи.
Не все общины настолько буквально соблюдают предписания тысячелетней давности, так что не удивляйтесь, если встретите в Шаббат в синагоге женщину при полном макияже — даже в Иерусалиме.
Разные течения иудаизма относятся к Шаббату с разной степенью строгости, но во всех соблюдающих и даже в некоторых светских еврейских семьях этот день считают праздником и так или иначе отделяют от других дней. Для многих современных евреев Шаббат — это просто семейный день общения и отдыха, который начинается со вкусного ужина в пятницу вечером.
Колаберды
Колаберды
Ни в шаббат, ни в праздники, которые упоминаются в Торе, так делать нельзя.
Автор текста Элиягу Эссас
Вот интересно, чтут ли шаббат местные юзеры с израильским флагом?
Наблюдатель
Реалист
Колаберды
Колаберды
Наблюдатель
Реалист
Колаберды
Колаберды
>>>> Вот интересно, чтут ли шаббат местные юзеры с израильским флагом?
>>> Насколько мне известно, почти все юзеры с израильским флагом на нашем Форуме нерелигиозны.
quoted3
Совсем не боятся?
Наблюдатель
Реалист
Колаберды
Колаберды
Наблюдатель
Реалист
2004fly2004
2004fly2004
Колаберды
Колаберды
Наблюдатель
Реалист
>>>>> Совсем не боятся?
>>>> Совсем, я так вообще ему не верю.
>>> Т.е. не сын Израилев?
quoted3
Колаберды
Колаберды
2004fly2004
2004fly2004
Колаберды
Колаберды
>>>>> Совсем, я так вообще ему не верю.
Колаберды
Колаберды
Читайте также: