Как покупали телевизоры в ссср
Зимой 2014 года в России цены на электронику увеличились вдвое. Несмотря на это компьютеры, телевизоры и другие гаджеты стоят сейчас гораздо дешевле, чем их аналоги в 1970-е годы. Именно тогда стали появляться первые потребительские персональные компьютеры по цене автомобилей и часы по цене компьютера, первые игровые приставки и инженерные калькуляторы.
Давайте посмотрим на цены на электронику 1970-х годов и посчитаем, во сколько устройства обошлись бы нам сегодня с учётом инфляции. Речь пойдёт об игровых приставках, персональных компьютерах, телевизорах, калькуляторах и электронных часах.
В 1972 году появился пра-пра-прадедушка Sony PlayStation и X-Box. Игровая приставка Magnavox Odyssey имела два контроллера и игровой пистолет и подсоединялась к бытовому телевизору. Для переключения между играми использовались специальные игровые карты, которые представляли собой небольшие печатные платы, которые изменяли коммутацию элементов внутри приставки, меняя логику игры.
Теннис, рулетка, футбол, логические и географические игры, образовательные приложения, стрельба по уткам и динозаврам — в 1972 году это уже не было фантастикой. Графические возможности приставки с трудом укладываются в голове современного человека: она могла одновременно отображать на экране до трех белых квадратиков на черном фоне. Чтобы создать для движения этих квадратиков хоть какой-то графический контекст, использовались красочные пластиковые накладки на экран телевизора. В приставке не было микропроцессора, она была построена на диодно-транзисторной логике на дискретных элементах.
Приставка стоила около 100 американских долларов. На 2016 год это около 588 долларов. Для сравнения: Sony PlayStation 4 в России стоит около 469 долларов. В нью-йоркском магазине B&H приставка обойдётся в 399 долларов.
В 1977 году на рынок выходит Atari 2600. 330 тысяч проданных приставок Magnavox Odissey — ничто по сравнению с 40 миллионами Atari 2600. И это — несмотря на цену в 199 долларов, что в переводе на деньги 2016 года равняется 807 долларам. Обратите внимание, что в начале первого ролика из подборки ниже — молодой Джек Блэк.
В 1977 году на рынок вышла Nintendo Color TV Game — игровая приставка для ТВ с 6 видами светового тенниса. Управление осуществлялось с помощью дисков на корпусе приставки. Стоимость приставки стартовала с 8 300 японских йен, что в 2016 году эквивалентно 13 486 йен. Это как сегодня купить приставку за 130 долларов. Вот только за пределы Японии эта серия не вышла.
Fairchild Semiconductor в ноябре 1976 года выпустила приставку VES, позже переименованную в Channel F. Это была первая приставка на картриджах, содержащих игры. Всего продали четверть миллиона приставок. Стоимость приставки составила 169,95 долларов США. На сегодня это 734 доллара, дороже Sony Playstation 4.
Роберт Нойс, разработавший микропроцессор для устройства, стал основателем Intel.
Чтобы не отставать от рынка, Magnavox выпустила в 1978 году вторую версию приставки Odissey. Главным обновлением и уникальностью новой приставки была полноценная буквенно-цифровая клавиатура. На Odyssey 2 можно было обучаться программированию.
Всё удовольствие стоило 179 долларов, что эквивалентно 675 долларам в 2016 году. Всего компания продала 2 миллиона приставок.
16-битный микрокомпьютер Honeywell Kitchen Computer H316 стал одним из первых компьютеров, доступных широкой аудитории. И место ему было на кухне. Более того, частью этой машины была разделочная доска. Но было у него и другое предназначение — он управлял ядерной станцией. Кухонный вариант в 1969 году стоил 10 тысяч долларов, что в 2016 году равняется 67 тысячам долларов. Сегодня сложно найти персональный компьютер по такой цене.
В сентябре 1975 года IBM выпустила портативный персональный компьютер 5100, весивший 25 килограммов. Это было решение, подходящее только для крупного бизнеса, потому что машина в максимальной комплектации стоила 20 000 долларов. Это 91 000 долларов на 2016 год — стоимость двухкомнатной квартиры в Московской области.
Считается, что начало всем любительским компьютерам положил Altair 8800 компании MITS, разработанный в 1975 году на основе микропроцессора Intel 8080. Этот компьютер продавался в сборе за 621 доллар. Сегодня это около 2 838 долларов.
Конкурентом Altair 8800 стал одноплатный микрокомпьютер на базе процессора 6502 от MOS Technology — KIM-1, или Keyboard Input Monitor. Компьютер имел 1152 байта ОЗУ и 2 КБ ПЗУ, но поставлялся без корпуса и устройств ввода-вывода. Он позволял собрать компьютер менее, чем за 500 долларов: сама плата обошлась бы в 245 долларов, и позже её можно было дополнить терминалом и внешним накопителем — кассетным магнитофоном. Устройство стало популярным среди радиолюбителей.
245 долларов 1976 года — 1 059 долларов 2016 года.
Джобс с Возняком начали в июне 1976 года начали собирать в гараже Apple 1. Компьютер работал на процессоре MOS 6502 на частоте 1 МГц и имел 4 КБ оперативной памяти с возможностью расширения до 8 или 48 КБ. Полностью укомплектованная плата без корпуса стоила 666,66 долларов. Сегодня это 2 881 доллар.
В 1977 году на смену Apple 1 пришла вторая версия персонального компьютера — Apple II. Новая модель была настолько успешно, что Apple продавала её вплоть до 1990-х годов. На старте продаж компьютер стоил 1298 долларов с 4 КБ оперативной памяти, а 48 КБ ОЗУ увеличивала цену до 2 638 долларов. Сегодня это 5 268 и 10 710 долларов соответственно.
Конкурентом Apple был Commodore PET, выпущенный в 1977 году. В комплекте с этим компьютером шли клавиатура, встроенный 9-дюймовый монитор с разрешением 40х25 символов и накопитель на магнитной ленте. Машину построили на базе процессора MOS Technology 6502, работающего на частоте 1 МГц. 4 КБ оперативной памяти можно было увеличить до 96 КБ.
Компьютер стоил 795 долларов, что в переводе на деньги 2016 года составляет 3 226 долларов.
В конце 1977 компания Tandy начала продавать через сеть магазинов Radio Shack настольные компьютеры из серии TRS-80. Магазин не был уверен в успехе компьютеров, поэтому первая партия составляла всего 3 тысячи штук. Если бы их не продали, то использовали бы для нужд бухгалтерии торговой сети. Однако, за месяц продали 10 тысяч экземпляров, а за год — 55 тысяч.
TRS-80 стал первым домашним компьютером, цена за который не превышала 600 долларов. Комплект за 599 долларов включал в себя кассетный магнитофон. В ценах 2016 года это 2 431 доллар.
В рекламной кампании участвовал даже сам Айзек Азимов.
Компания продала 20 тысяч компьютеров Mk14 и позже выпустила ещё более успешные дешёвые домашние компьютеры, среди которых ZX80, ZX81 и ZX Spectrum.
Atari 400 с 8 КБ оперативной памяти стоила 549,95 долларов. Её старший брат — Atari 800 — обошёлся бы в 999,95 доллара. В переводе на сегодня это 1 864 и 3 389 долларов соответственно.
К 1974 году жить стало легче, и можно было приобрести карманный калькулятор, изображённый на фото ниже справа, за 39,95. Это 199 долларов сегодня.
Другим крупным игроком была компания Sony. В 1974 году телевизор KV-1920 обошёлся бы покупателю в США в 590 долларов. Это 2 943 доллара сегодня, что дороже 55-дюймового 4K Android-телевизора Sony X850C, который стоит всего 1 100 долларов.
История умных часов началась в 1972 году, когда компания Hamilton Watch выпустила Pulsar Time Computer. Это были первые электронные часы со встроенным цифровым дисплеем.
У Pulsar быстро появились конкуренты, в том числе в лице такого гиганта, как Hewlett-Packard. В 1977 году компания выпустила HP-01 с калькулятором. Нажимать на клавиши нужно было с помощью стилуса, спрятанного в браслете.
Часы с калькулятором в золотом корпусе стоили 850 долларов, что сегодня эквивалентно 3 450 долларам. Но можно было выбрать модель попроще — в стальном исполнении всего за 450 долларов, что в переводе на 2016 год — 1 826 долларов.
На другой стороне планеты за дело взялись японцы. Casio в 1974 году разработала электронные часы Casiotron. Эти часы показывали также дату.
В 1976 году компания Texas Instruments сбила цену на электронные часы, выпустив устройство с пластиковыми браслетами по цене ниже 40 долларов. Сегодня это около 170 долларов. Часы Star Wars к премьере фильма в 1977 году стоили ещё меньше — всего 17 долларов — 69 долларов 2016 года.
"Два года мы собирали деньги на телевизор. Долго стояли в очереди, пока наконец купили его. Но он проработал не больше часа. и с тех пор всё время выходит из строя.
Он назван почему-то "Рекордом". Почему? Уж не рекорд ли брака? Ведь из четырёх месяцев и трёх недель гарантийного срока он проработал не больше месяца.
Возле красной площади вывешен многометровый плакат, там написано, что гарантийный срок на телевизоры будет увеличен до 12 месяцев. Но если заводу сходит с рук такое плохое качество, он никогда не сможет увеличить гарантийный срок и тем самым не сможет выполнить указания XXII съезда коммунистической партии".
Справедливое замечание. Добавим от себя, что "Рекорд", выпускаемый Александровским заводом Владимирского совнархоза, отнюдь не худший по качеству телевизор.
Он пользуется большим спросом у населения и составляет 20 процентов всего телевизионного парка страны.
Впрочем многие из 23 моделей телевизоров, выпускаемых нашей промышленностью, не выдерживают установленного гарантийного срока. За шесть месяцев приходится ремонтировать более половины выпущенных приёмников. По одному, два, три, а то и больше раз. Вот некоторые цифры, без которых нельзя обойтись.
За апрель — октябрь прошлого года, по данным Московского телевизионного треста, подверглись гарантийному ремонту следующие телевизоры:
"Радий" — 66 процентов из всего количества состоявших на гарантийном обслуживании,
"Темп-6" — 75 процентов.
"Знамя-58М" — 68,2 процента,
"Старт-3" — 67,9 процента,
"Енисей-2 — 68,5 процента,
"Белорусь-5" — 71 процент и т.д. и т.п.
У входа в салон, где продают телевизоры, выстроилась очередь. Но полки пусты. Люди ждут: авось привезут новую партию. Среди ожидающих немало приезжих: достать телевизор — дело далеко не лёгкое.
Больше всего телевизоров продаёт ГУМ: до пятидесяти тысяч в год. Но предварительная запись на "Рекорд" и "Рубин" уже намного превышает годовое поступление.
Телевизоры других марок продаются свободно: за ними-то и стоит очередь.
— Неужели нет телевизоров? Когда же их доставят с заводов? — спрашиваю заведующего секцией П.М. Калугина.
— Телевизоры есть, но продавать их нельзя. Ремонта требуют. — мнётся он.
— Какого ремонта? Ведь они с завода.
— Вот именно. Нуждаются в предторговом ремонте.
— Не понимаю. В каком?
— Когда привозят партию телевизоров, их просматривает бракёр, самым тщательным образом, каждый экземпляр. Хорошие идут в продажу, а плохие откладываются в сторону. Их уже надо ремонтировать, хотя они только что покинули завод. Этот ремонт назвали предторговым. Ещё не попав к своему будущему владельцу, телевизор уже ремонтируется. Это — дело узаконенное.
Справедливости ради отмечу, что ближе к 80-м с цветными телевизорами ситуация стала налаживаться и всё больше семей стало их покупать. Но в 1975-м, в год, когда на орбите состыковались советский и американский космические корабли (Союз и Аполлон), каждая четвёртая советская семья жила без телевизора, а те, кто телевизоры имел, обладали преимущественно чёрно-белыми приёмниками. Вот хоть обижайтесь, хоть нет, а не могу не сказать: ну как же вот так получается, что в США и космический корабль Аполлон могли запустить и обеспечить население цветными телевизорами (очень часто по две штуки на семью), а вот в СССР надо было выбирать: либо прорывной космос, либо телевизоры в каждый дом. Ну почему это было невозможно совместить?
Ну то, что в 1975 году 21 процент семей не имел радиолы или радиоприёмника – это уже не столь существенно. Это, так сказать, было бы даже странно, если бы было иначе. Правда всё равно можно спросить: а почему часами смогли насытить советские семьи, а радиоприёмниками – нет, веди радиоприёмник попроще телевизора будет?
Стиральные и швейные машины тоже отсутствовали почти в 40 процентах семей (где-то я читал, что в США стиральная машина в семье была нормой). Причём, что интересно, если бы речь шла о США, то можно было бы отсутствие телевизоров, стиральных машин у такого большого процента советских семей списать на то, что мол это семьи бедняков, которые живут в подворотнях и потому телевизоров не имеют. Но ведь это СССР! Самая передовая страна мира! В которой нет никаких бедняков! А все сплошь трудящиеся! И зарплата у всех примерно одинаковая. А вот подишьты…
Забавно, кстати, что велосипеды и мотоциклы занесли показаны одной строкой, отчего всё выглядит так, что 62 процента семей имели либо велосипед, либо мотоцикл. Но насколько я помню, личный мотоцикл в СССР был конечно не такой редкостью, как личный автомобиль, но тоже не слишком был распространён. Ну впрочем, мотоциклы – это уже роскошь. И на велосипеде можно ездить. Вон китайцы ездя на велосипедах и радуются.
Ну вот такая забавная статистика. И что характерно – даже самые большой любитель Светлого Прошлого не может упрекнуть, что это всё выдумки и ложь, ибо статистика взята из Большой Советской (Советской!) Энциклопедии за 1975 года. Полная объективность, ничего личного! Ну а чуть позже мы поговорим о доходах советского населения.
Что хочет народ? Правильно — хлеба и зрелищ! Эта нехитрая формула, эмпирически выведенная еще в Древнем Риме, актуальна и в наши дни. К началу прошлого века пальму первенства среди зрелищ уверенно перехватил кинематограф. Но после Великой Отечественной войны уже телевидение стало властителем дум и любимым способом проведения досуга по всему миру. Конечно, по части зрелищности огромный киноэкран долгое время с сухим счетом обыгрывал по популярности первые телеящики с их крошечными дисплеями диагональю 15—25 см, которые для повышения эффекта присутствия часто рассматривали через устанавливаемую перед экраном водяную линзу. Тем не менее у домашнего просмотра телепрограмм тоже были неоспоримые достоинства. Во-первых, оперативность подачи информации, особенно новостей. Во-вторых, домашний видеопросмотр был очень удобен большинству зрителей, так как не требовал похода в кинотеатр после насыщенного дня. К тому же даже на заре эры телевидения можно было принимать 2—3 программы, а затем их количество возросло.
Поэтому всплеск интереса к телевидению в те годы в большинстве стран мира (в том числе в СССР) вполне объясним. К тому же повсеместное внедрение стандартов электронного телевидения с увеличенным до 525—625 числом строк в кадре привело к очень заметному росту качества телевизионной картинки. При этом размеры телевизоров постоянно увеличивались, поэтому в 1950-е годы за рубежом уже не редкостью были модели с диагональю 30 и даже 40 см.
Однако и киноиндустрия тоже не дремала, и вскоре в ее активе появился такой мощный козырь, как цветное изображение. В результате в цвете в 1950-е годы снималась уже подавляющая часть кинофильмов. Народ по достоинству оценил новшество, и количество зрителей в кинотеатрах стало быстро расти. Теперь в борьбе за симпатии зрителей мяч оказался на стороне телевизионщиков — им срочно требовалось техническое решение, которое смогло бы вернуть значительную часть аудитории к активному просмотру ТВ-программ. И такое решение наряду с ростом размеров экранов телевизоров и повышением удобства пользованиями ими (пульты ДУ) нашлось: телевидение тоже стало цветным.
Как известно, человек воспринимает цветное изображение благодаря наличию в его глазах трех различных типов фоторецепторов, воспринимающих информацию в синем, зеленом и красном участках спектра видимого света. Поэтому все системы цветного телевидения, фотографии, полиграфия, компьютерная графика и видеоинформационные системы основаны на создании изображения в этих первичных цветах.
Первые прототипы систем цветного телевидения были реализованы на основе принципа поочередной передачи и воспроизведения цветовых полей. Идея была до гениального проста: перед передающей трубкой размещался вращающийся диск с тремя светофильтрами основных цветов — красным, зеленым и синим. Когда перед передающей трубкой проходит красный светофильтр, она формирует сигнал, соответствующий красному полю изображения. Аналогично по мере вращения светофильтра получают сигналы зеленого и синего полей. Для получения на приемной стороне цветного изображения требовалось перед монохромным кинескопом установить аналогичный крутящийся диск-светофильтр, вращение которого нужно было синхронизовать с передающей стороной. Так как глаз человека инерционен и не воспринимает дискретно быстро меняющиеся изображения, при достаточно высокой частоте вращения цветовые составляющие изображения сливались в одну цветную картинку. Способ, что и говорить, остроумный. И изображение действительно получалось цветным. Однако имелся и ряд весьма серьезных недостатков.
Во-первых, цветной телевизор получался довольно громоздким, так как в его корпус требовалось встроить вращающийся светофильтр, радиус которого равнялся размеру экрана кинескопа.
Во-вторых, яркость получаемого цветного изображения была гораздо ниже, чем при отображении черно-белого изображения, так как цветные светофильтры во время воспроизведения своего цвета не пропускали световой поток двух других цветов. А яркость кинескопов тех лет и так оставляла желать лучшего.
В-третьих, чтобы цветное изображение не мелькало, скорость вращения светофильтра требовалось выбрать достаточно высокой. Например, при использовании чересстрочной развертки при частоте обновления каждого из цветовых полуполей 50 раз в секунду диск светофильтра должен был вращаться со скоростью 150 оборотов в секунду. Если же использовалась развертка 60 Гц, то диск должен быть вращаться еще быстрее — 180 оборотов в секунду.
Тем не менее в США уже в 1928 году были созданы рабочие прототипы цветных телевизоров с вращающимся светофильтром. При активном участии Владимира Зворыкина в 1940-м компания Columbia Broadcasting System (CBS) разработала промышленный образец системы, а в 1950 году был утвержден стандарт на ее параметры.
В СССР работы в этом направлении велись практически одновременно с американцами. Так, еще в 1925 году инженер-электрик Ованес Адамян предложил аналогичный способ построения цветного телевидения посредством последовательной передачи цветовых полей. Более того, Адамян запатентовал трехцветную технологию в Англии, Германии, СССР и Франции.
В 1955 году в Москве и Ленинграде на основе разработанного ВНИИТ комплекта оборудования началось опытное цветное вещание. В столице оно проводилось на третьем метровом канале с Московской опытной станции цветного телевидения.
Несмотря на успех эксперимента и восторженные отзывы зрителей, в СССР вслед за США вскоре отказались от продолжения работ по системе цветного телевидения с последовательной передачей цветов из-за ее несовместимости с черно-белым телевидением. Однако в иных областях — космическое телевидение, демонстрация процессов, недоступных для непосредственного наблюдения — систему с последовательной передачей цветов продолжали совершенствовать.
Проведенные в США и СССР эксперименты наглядно показали, что цветное телевизионное вещание на основе системы с последовательной передачей цветов принципиально не сложно организовать. Однако отсутствие возможности обеспечить совместимость с получившими широкое распространение системами черно-белого телевидения поставили на перспективе их дальнейшего развития жирный крест. Всем специалистам стало ясно, что будущее цветного ТВ — за совместимыми с черно-белым телевещанием системами.
Не правда ли, просто? Однако чтобы реализовать на практике этот принцип, потребовались долгие годы научных исследований и экспериментов.
К началу 1950-х годов первенство американской школы телевидения в мире никто не ставил под сомнение. Поэтому не удивительно, что американцам удалось первым разработать совместимую систему цветного телевидения NTSC и даже начать регулярное цветное телевещание в этом стандарте в 1953 году. Разработчик стандарта компания RCA в 1930—1960 годы была общепризнанным мировым лидером в области телевидения. Возглавлял разработки наш знаменитый соотечественник Владимир Зворыкин. Именно он создал основы черно-белого (еще в 1930-е годы) и цветного электронного телевидения, сконструировал иконоскоп и кинескоп — передающую и приемную трубки. RCA широко сотрудничала в довоенные годы с Радиопромом СССР (обмен информацией, стажировка специалистов).
NTSC была тщательно отработанной системой: она обеспечивала относительно высокую цветовую четкость, принятый способ кодирования сигнала цветности существенно упрощал разделение сигналов яркости и цветности в телевизоре. Однако NTSC хорошо функционировала только при идеальном канале передачи: зависимость фазы цветовой поднесущей от амплитуды сигнала яркости всегда была бичом этой системы.
Поэтому ожидаемого руководством RCA бума продаж цветных телевизоров не случилось. Причинами этого была не только их высокая цена, а главным образом низкое качество цветного изображения. Цвета на экране искажались, особенно это было заметно на лицах. Чтобы хоть как-то скомпенсировать эти искажения, в междугородных линиях связи были введены регулируемые корректоры фазовых искажений. Утро в телевизионной студии Нью-Йорка начиналось с того, что включали линию связи Нью-Йорк — Лос-Анджелес — Нью-Йорк, наводили камеру на манекенщицу Китти (в задачу которой согласно контракту входило поддержание постоянно одинакового цвета лица), и регулировали корректоры на всем пути сигнала так, чтобы принимаемое изображение было близким к исходному. Предпринятые меры дали результат: с 1963 года объем продаж увеличился.
В западной Европе понимали, что с системой NTSC лучше не связываться. Еще в 1954-м сотрудник французской фирмы CFT Анри де Франс предложил новую систему, которую он назвал SECAM (SEquentiel Couleur A Memoire — поочередные цвета с памятью). Основные ее особенности: передача сигналов цветности способом частотной модуляции, нечувствительной к искажениям в канале связи, и поочередная по строкам передача красного и синего сигналов. Для восстановления недостающей информации в приемнике использовался узел памяти в виде линии задержки на строку. Однако поочередная передача сигналов цветности в системе SECAM вызывает уменьшение цветовой четкости по вертикали в два раза по сравнению с системой NTSC.
В 1963 году сотрудник германской фирмы Telefunken Вальтер Брух объявил о создании системы PAL (Phase Alternation Line — строка с переменной фазой). В ее основу была положена система NTSC. Для устранения искажений в ней цветовая информация двух соседних строк усреднялась, для чего применялась прецизионная линия задержки на время строки, существенно более дорогая и сложная в изготовлении, чем линия задержки для системы SECAM. Для справки: для системы PAL отклонение времени в линии задержки не должно превышать 5 наносекунд, тогда как в системе SECAM допустимо отклонение до 30 наносекунд.
Тем не менее пригодная для PAL линия задержки за рубежом все-таки появилась. Ее разработала американская фирма Corning Glass для системы NTSC, где она обеспечила разделение сигналов яркости и цветности. Линия имела вид бруска размерами 20×20×220 мм. Платой за подавление искажений в системе PAL было сокращение вдвое, по сравнению с NTSC, цветовой четкости по вертикали, как и в системе SECAM.
Таким образом, к началу 1960-х в мире уже существовали три различные системы цветного телевидения: NTSC, PAL и SECAM. При этом все они были далеко не идеальными. Поэтому перед советскими телевизионными специалистами, в том числе из МНИТИ, стояла очень ответственная задача: провести детальный анализ достоинств и недостатков существующих в мире систем цветного телевидения и на основе этого анализа предложить наилучшее для СССР техническое решение. Ответственность была очень велика, так как ошибочный выбор прототипа системы мог полностью дискредитировать саму идею цветного ТВ. При этом советская система должна была быть оптимальной и с экономической точки зрения, ведь будущие цветные телевизоры планировалось выпускать многомиллионными тиражами, и даже незначительное удорожание себестоимости одного телевизора в масштабах страны выливалось в огромные материальные потери. Не говоря уже о лицензионных платежах за использование зарубежных технических решений.
Для оценки достоинств и недостатков существующих систем цветного телевидения в СССР была создана специальная комиссия, состоявшая из ведущих специалистов МНИТИ. В институте был развернут специальный стенд, на котором тестировалась зарубежная телевизионная аппаратура цветного изображения. Вскоре на нем начались масштабные испытания с участием ведущих специалистов отрасли и Министерства связи СССР.
В 1964 году разработчик системы PAL Вальтер Брух привез в Москву свою аппаратуру для проведения ее испытаний в МНИТИ и прочитал серию лекций для специалистов с демонстрацией преимуществ системы PAL по сравнению с NTSC. Для этого в канал связи вводили искажения, и в тот момент, когда система NTSC переставала работать, система PAL воспроизводила вполне удовлетворительное изображение.
Затем в том же 1964-м специалисты фирмы RCA привезли в СССР в специальном фургоне демонстрационную установку системы NTSC. Была развернута маленькая студия и показано, что при хорошем качестве аппаратуры и малом расстоянии между передатчиком и приемником обеспечивается достойное качество изображения. Однако выяснилось, что сигнал NTSC очень плохо записывается на видеомагнитофон, так как крайне чувствителен к фазовым искажениям.
Ситуация осложнялась тем, что к этому времени в СССР сложилось четкое деление специалистов в области цветного ТВ на группы по интересам, каждая из которых старалась лоббировать приглянувшуюся ей систему цветного телевидения. Так, работники телевизионной промышленности были воспитаны на системе NTSC и хранили верность ей. В частности, горячим сторонником NTSC был тогдашний директор МНИТИ Сергей Новаковский.
По результатам эксперимента мнения специалистов драматически различались. Так, работники Министерства связи отдавали предпочтение системе SECAM, поскольку она не требовала коренной переделки линий связи и в значительной степени упрощала видеозапись сигнала.
Учитывая не очень дружественные отношения с ФРГ на тот момент времени, внедряемая там система PAL в качестве прототипа не рассматривалась не столько по техническим, сколько по политическим причинам.
Несмотря на это, после серии испытаний чаша весов стала медленно, но верно склоняться к принятию системы… NTSC. Поэтому в начале 1965 года делегация советских специалистов была направлена в США для ведения переговоров о принятии в СССР системы NTSC. Делегацию встретило руководство фирмы RCA.
Именно в тот момент произошло событие, оказавшее самое непосредственное влияние на судьбу цветного телевидения в нашей стране. Президент Франции Шарль де Голль выступил с резким осуждением блока НАТО и отказался участвовать в этом военном блоке. В качестве поддержки его позиции советское руководство заявило о принятии в СССР системы цветного телевидения SECAM. Переговоры в США были сразу прерваны, при этом наших специалистов на аэродроме даже никто не провожал.
Специалисты французской фирмы предвкушали гигантские доходы от продажи лицензий и телевизоров. Однако у СССР был весомый козырь — наличие собственной разработки системы цветного телевидения SECAM-IV. Поэтому в ходе переговоров было решено, что принимаемая в СССР система цветного телевидения SECAM будет называться советско-французской, технические решения французы передают нам безвозмездно, а телевизоры СССР разрабатывает самостоятельно.
В СССР позиции сторон сразу изменились. Промышленность переориентировалась с NTSC на SECAM. Начался самый трудный этап — разработка цветного кинескопа и телевизора на его основе. И здесь настал звездный час МНИТИ, так как решение задачи создания и организации массового выпуска цветного телевизора было ключевой проблемой внедрения цветного телевидения в стране. От того, насколько быстро и эффективно удастся ее решить, в конечном счете и зависел успех всего проекта.
Создание масочного кинескопа в СССР осложнялось отсутствием ряда отработанных технологий, которые были коммерческой тайной фирмы RCA. Однако, несмотря на все трудности, к 1967 году на МЭЛЗе были созданы пригодные для серийного выпуска масочные кинескопы, а на телевизионных заводах под руководством МНИТИ — цветные телевизоры.
В результате проделанной в рекордные сроки огромной работы все трудности остались позади, а начало цветного телевизионного вещания в СССР было намечено на ноябрь 1967 года — к юбилею Октябрьской революции и в связи с началом вещания с Останкинской телебашни. Поэтому первой официальной цветной передачей советского телевидения стала трансляция парада на Красной Площади 7 ноября.
Одно время среди специалистов широко обсуждалась тема оптимальности выбора системы цветного телевидения. В результате большинство из них пришло к выводу, что принятое решение было единственно правильным. Если бы выбрали американскую систему NTSC, то качество цветного изображения на экранах советских телевизоров оказалось бы очень низким из-за чувствительности системы к искажениям в канале связи. Принятие системы PAL не позволило бы выпускать телевизоры полностью на отечественных компонентах. В частности, ультразвуковую линию задержки под требования PAL у нас так и не удалось освоить в серийном производстве. Да и кварцевые резонаторы 4,43 МГц представляли большой дефицит. Поэтому выбор системы SECAM был все-таки едва ли не единственным в истории волюнтаристским решением, оказавшимся правильным.
Читайте также: