Как подключить колонки 25ас 109 к телевизору
В нашей лаборатории ЗМ появился интересный экспонат: Вега 25 ас-109 собственной персоной, отличная винтажная акустика, довольно громкая, но мы особо не будем зацикливаться на родном звуке 25 ас 109, а приступим к легкой доработке данной акустики, ну а после послушаем переделанную АС.
Легкая доработка акустики Вега 25 ас 109 позволит отлично повысить качество звука. Переделка 25 ас 109 не потребует от вас больших денежных затрат.
1. Необходимо заменить динамик 5ГДВ-1 на более лучший 4ГДВ-1
2. Поставить фазоинвертор.
Но первоначально, надо разобрать заднюю стенку, а также нужно и переднюю в акустике 25ас109. Затем, вытащить из короба динамик 5ГДВ-1. После этого оклеить войлоком или ватой внутри на поверхность боков, верх и заднюю стенку акустики Вега 25 ас 109.
Также надлежит дорабатывать в 25 ас 109 разделительный фильтр в соответствии со с схемой, не подсоединяя высокочастотный динамик, установить на место заднюю стенку короба 25 ас 109.
Вслед за тем надо начать изготовление фазоинвертора для 25 ас 109. Так как правильный расчёт длины фазоинвертора очень сложен, предлагается подобрать длину опытно. Для этого из листка чертёжной бумаги изготовляют экспериментальный туннель.
В отличие от истинного фазоинвертора его длина обязана быть 25 см. Экспериментальный туннель фазоинвертора надо вставить в отверстие ВЧ динамика и, подать на вход разделительного кроссовера сигнал с частотой от 30 до 40 Гц, передвигая туннель фазоинвертора в отверстии динамика, установить наилучшую его длину по наибольшей степени громкости.
Кстати, прекрасные результаты по звучанию 25 ас 109 даст установка фазоинвертора на задней стенке.
Как сделать фазоинвертор читайте здесь.
В итоге динамик 4ГДВ-1 надо подсоединить к разделительному фильтру, установить фазоинвертор и приклеить его к передней панели или к задней панели.
35ГДН
Для начального уровня эта акустика Вега идеально подойдет, она затмит отличным звуком всяческие китайские компо-пукалки!
20 гдс переделанный фильтр вега 25 ас 109
Рекомендую акустику вега 25 ас 109 всем, по цене она от 500 до 3000 рублей, но после переделки звук стал намного лучше!
Вы все еще пользуетесь китайским хламом, не сидите за компьютером, а вперед на интернет-аукционы или реальные блошиные рынки, у добрых дедушек вы найдете такую винтажную акустику просто в идеале, причем за смешную цену!
Схема переделанного фильтра 25 ас 109 здесь Размер 22.66 KB
Инструкция акустики Вега 25 ас 109 здесь Размер 149.98 KB
Полностью всё скачать можно ЗДЕСЬ БЕСПЛАТНО .
Подписывайтесь, комментируйте, делитесь в соц.сетях. Желаю удачи в поиске именно своего звука!
Не бойтесь меня и добавляйтесь в ВК, Ютуб, Одноклассники
Если вы хотите узнать больше об этой теме, и быть в курсе, пожалуйста, подпишитесь на наш сайт.
Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D) Подписывайтесь, комментируйте, делитесь в соц.сетях. Желаю удачи в поиске именно своего звука!
Несмотря на явную "совковость" происхождения данных колонок, я все же взялся за работу по их доводке. Аргументы мои были следующие:
- дешевизна и доступность исходного "материала" в комиссионках и на руках (в чуланах) у знакомых
- набор ГГ, пожалуй самых качественных из производимых в СССР: 25ГДН-3-4(8) и 10ГД-35
- небольшие, но в то же время достаточные для полноценных "низов" размеры корпуса.
Первое "контрольное" включение непеределанных колонок на штатных проводах, сиротливо торчащих из дырки на задней стенке удручило настолько, что вместе с обидой за прошлое - какое-либо желание что-либо с колонками сделать не появлялось устойчиво в течение пары-тройки дней. Натурально, просто пришлось заставить себя включить колонки еще раз и попытаться прослушать на них разножанровые записи. Пытка длилась часа 2. И все же я решился. Сразу скажу результат - получилось (здесь можно ставить и восклицательный знак и вопросительный - кому как нравится, но поверьте, что игра стоила свеч и результат устроил не только меня, а всех без исключения моих "нештатных" экспертов-слухачей со стажем в десятилетия).
Итак, привожу последовательность моих действий по доработке 15АС-109 в их последовательности:
1. Полная разборка колонок. Снимаем пластмассовые накладки (переднюю фальшпанель), выкидываем их на помойку. Откручиваем динамики, при необходимости - высверливаем забитые молотком шурупы. Вынимаем пластмассовый фазоинвертор, загнутый внутри буквой Г. Вынимаем фанерку с фильтрами, открутив крепления от задней стенки (соединительный провод перекусываем - он нам не пригодится больше). Вычищаем корпус изнутри от остатков поролона и тщательно пылесосим от опилок.
2. Проклеиваем корпус клеем - заполняем клеем все полости в стыках между боковыми и задней/передней панелями. Сушим сутки и повторяем эту операцию еще раз. Параллельно нижней стенке изнутри колонки на переднюю и заднюю панели приклеиваем и прикручиваем в 4 местах бруски 20х20мм для усиления. Между брусками устанавливаем на клею распорку из бруска 20х40мм и прошиваем ее через переднюю/заднюю панель саморезами 60-70мм длиной.
3. Измеряем TS-параметры низкочастотного динамика вне корпуса способом "добавочной массы". Пропитывать диффузор 25ГДН ничем не нужно. Разбираем высокочастотную головку и чистим купол (мембрану диффузора) от осколков магнитов и железной стружки. Это можно проделать с помощью более сильного магнита или мокрой ваткой на спичке, что несколько дольше. Обматываем магнитные системы изолентой в 3-4 слоя, чтобы больше не крошились.
4. Если TS-параметры пары низкочастотников отличаются сильно - ищем парный динамик (меняемся с кем-либо). Что замечено: в неремонтировавшихся колонках стоят "заводские" динамики с очень приличными параметрами (Fs=51-55 Гц, Qts=0.3. 0.4, Vas=3.5. 5.2л), но парадокс в том, что динамики с именно такими характеристиками и не звучат в этом ящике 8,5 литров! А звучат в нем головки примерно такого уровня - Fs=67-75 Гц, Qts=0.35. 0.5, Vas=6. 9л. Парадокс. Такие головки, обычно, шли в ремонтные предприятия на ремонт акустики и не считались достойными внимания у самодельщиков. Парадокс?
5. Через отверстия динамиков на передней панели - проклеиваем внутренность ящика двумя слоями толстого синтепона. Укорачиваем трубу фазоинвертора с 18 см до 6 см и на герметике ставим ее на место, закручивая саморезами с широкой шляпкой. Дополнительно, напротив высокочастотной головки укладываем свернутый в трубу в два слоя кусок синтепона с таким расчетом, чтобы через "внутренность этой трубы" со стороны низкочастотника был виден фазоинвертор.
7. Измеряем АЧХ динамиков в корпусе, при этом желательно разместить колонку в будущем месте установки или хотя бы установить ее на таком же расстоянии от пола и задней/боковой стены помещения.
8. Рассчитываем фильтры для включения головок. Опыт показал, что найти пару одинаковых советских динамиков, способных быть включенными в некий "типовой" (рассчитанный кем-либо) фильтр и, чтобы в результате получилась ровная АЧХ - утопия. Фильтры требуется рассчитывать для каждой пары НЧ-ВЧ индивидуально всегда (хотите верьте, хотите - нет - Ваше право!) Причем, при всей одинаковости TS-параметров (и массе диффузора и параметра Bl в том числе) отдача низкочастотных головок может отличаться на 2-3 дБ, что для стерео-пары вообще недопустимо.
9. Макетируем фильтры на картонке/фанерке и обязательно проверяем АЧХ передачи фильтров по напряжению при реально подключенных головках, установленных в корпусе. Здесь Вам наверняка потребуется вспомнить формулу расчета резонансной частоты RLC контура т.к. я гарантирую, что рассчитанные программами номиналы L и С, будучи реализованные непосредственно в макете в реальных катушках и конденсаторах - не совпадут с требуемыми. Причину выявить достаточно сложно т.к. она одна - совокупное качество деталей фильтра. Например, в зависимости от места включения в фильтре конденсаторов типа МБГО - он может резонировать на определенной частоте, а может и никак не проявлять индуктивность своих обкладок.
10. Подбором номиналов деталей фильтра добиваемся требуемой АЧХ/ФЧХ передачи (напряжения на головках). При необходимости изменяем топологию фильтров. Покупаем акустический кабель требуемой длины и сечения (по желанию, цене, цвету, запаху) Здравый смысл подсказывает, что дешевле 100руб/метр не получится. Подключаем колонку с макетом фильтов к усилителю приобретенным проводом и слушаем. Несмотря на возможные "неоптимальности" (грубых ошибок, если Вы умеете и взялись за дело сознательно - на этом этапе уже не должно быть) в проектировании/макетировании фильтров - не обращаем на них внимания и проверяем звучание при различной громкости, на различном музыкальном материале, при различном размещении колонок и слушателя. Каждую колонку нужно прослушивать на этом этапе по отдельности.
11. По результатам прослушивания определяем необходимость неких действий по устранению выявленных проблем. Мне, например, показались недостаточно жесткими центральные колпачки диффузора 25ГДН и их пришлось заменить на более прочные. Дополнительно пришлось скорректировать значение чувствительности ВЧ головок по отношению к НЧ и заново пересчитать/отмакетировать фильтры. Выполняем пункты 10-11 до "получения глубокого удовлетворения". Окончательно определяемся с направлением включения акустического кабеля.
12. Собираем фильтры вчистую на заводской фанерке и устанавливаем на штатное место в корпус, . Окончательно крепим НЧ динамик на герметик. Вместо пластилиновых "затычек" в корпус вкручиваем на клею саморезы с широкой шляпкой. Из реек 10х15мм делаем рамку-гриль и обтягиваем карпетом или иной акустически прозрачной тканью или сеткой. Закрепляем гриль на передней панели на шкантах и клее, либо с применением пластмассовых пистонов, либо на "липах" (кому как нравится). Снизу приклеиваем ножки из войлочных пыжей.
14. Результаты объективных измерений и топология фильтров переделанных 15АС-109 приведены ниже:
АЧХ/ФЧХ доработанных акустических систем, в том числе по полосам с расстояния 1 м (необходимо отметить, что колонки рассчитывались для местоположения, в котором происходит подъем АЧХ в комнате на 26 дБ на частоте 20 Гц и на 18 дБ - на 40 Гц, при другом расположении АС в комнате - потребуется другой вид АЧХ в низкочастотной области и другая топология фильтра НЧ):
АЧХ/ФЧХ фильтров и их топология для одной колонки (у другой есть значительные изменения):
15. В заключение. На эту переделку колонок у меня ушла неделя в вечернее время (при наличии всего необходимого обеспечения от измерительного микрофона и до маленькой столярной мастерской).
Предположение о том, что в оригинальном корпусе звучание существенно хуже, чем со снятой передней панелью полностью подтвердилось.
Поэтому было принято волевое решение вырезать пластиковые сетки , так сильно удушающие звук.
Данная акустика ранее уже подвергалась доработке - были усовершенствованы акустические фильтра (кроссоверы) по рекомендациям, опубликованным в журнале Радио.
Вот эта статья:
После этих изменений колонки зазвучали значительно лучше - появилась, так недостающая многим акустическим системам советской эпохи, детализация и бархатистый объёмный бас.
А фильтры стали выглядеть следующим образом:
Теперь уж точно пришла пора заняться корпусом.
При помощи не хитрых подручных инструментов пластик был аккуратно выпилен, а края ошкурены:
После сборки, для придания строгости и завершенности, напрашивалась окраска диффузоров, слабо гармонирующих с обновлённой облицовкой.
Возможно позднее, когда аудиофильское нутро потребует продолжения банкета, будет проведён окончательный этап апгрейда, с установкой фазоинвертера и демпфированием внутреннего пространства корпусов. но и без этого звучание получилось очень достойным.
Эта акустика ещё долго будет радовать своим новым чистым и свежим звуком, ведь теперь дышать ей стало на много свободнее :-)
Всем спасибо за внимание!
Если Вам понравилась моя статья, то поделитесь ей в соцсетях с друзьями, возможно в ком-то то же проснётся "кулибин", ведь это такое интересное занятие - давать хорошим вещам новую жизнь!
P.S. Новый проект уже стучит в дверь, поэтому данная акустика выставлена на продажу на Авито:
15 комментариев:
За какую цену вы можете сделать то же самое с моими колонками 25 АС-309?
Дешевле будет вам их продать и купить акустику Электроника 25АС-126 (25АС-326) - при доработке ориентировался на неё, была одна штука.
По звучанию не уступает, а по качеству изготовления корпуса и разделительных фильтров Вегу явно опережает.
У электроники элементы фильтра расположены равномерно ПО ВСЕЙ ПЛОЩАДИ ЗАДНЕЙ СТЕНКИ - исключая наводки и помехи.
Ну а сделать такую же.. даже не знаю.. это был душевный порыв.. ручная работа, а не конвеерное производство.
Если и возьмусь, то, учитывая временные и физические затраты, не менее чем за 2000 рублей.
Добрый день. Прошу совета. Что можете сказать относительно старения динамиков акустических систем. Слышал, что со временем подвижная часть проседает и начинает задевать за стенки магнитной системы. Сталкивались с таким?
Здравствуйте, конечно сталкивался, периодически приносят такие в ремонт. Лечение - разборка, центровка и обратная сборка.
Но часто динамики хрипят не из-за зацепов, а из-за того, что выходят из строя подводящие провода (конительки) - симптомы в обеих случаях очень похожи.
Подскажите пожалуйста кондеры в ас 25 309 какой у них вольта?
Там стоят советские бумжные кондёры, вольтаж у них до 160В
А так до 50В более чем достаточно.
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, более подробные характеристики катушек. В схеме указано только значение индуктивности. Какое нужно сопротивление, какое сечение? У меня такая же АС, хочу доработать, как у Вас.
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, а какое сопротивление должно быть у катушек индуктивности.
Подскажите пожалуйста, доводилось ли слушать 25ас-2/25ас-302 как она в сравнении с Электроникой 25ас-126 уж больно её хвалят и ставят на 1 место из себе подобных, большое ли отличие по фильтрам?
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, какое сопротивление должно быть у применяемых в данной схеме фильтров катушек индуктивности? Спасибо!
Сопротивление катушек чем меньше, тем лучше. Мотайте толстым проводом все проходные катушки. Параллельные динамикам можно мотать потоньше проводом. Они на сопротивление аккустики не влияют.
Здравствуйте, собираюсь делать подобное вашей переделки, скажите пожалуйста, как вы мотали катушку которая идет в доработанной схеме разделительных фильтров, интересует то, как вы сделали катушку 2.8 мГн не МГн и не мкГн а именно как на схеме 2.8 мГн, поделитесь опытом, как вы это сделали?
Здравствуйте! Я доработал свою акустику 25ас-309, согласно статьи журнала Радио!
У меня тоже была проблема с намоткой катушеке, потому акустика год лежала и ждала своего часа. В общем, съездил на рынок и купил себе ферритовые кольца магнитной проницаемостью 2000, и медный провод (лакированный) диаметром 1 мм, и с помощью формулы высчитал кол-во витков (у меня получилось по моим параметрам) - 48 витков, у меня также имеется китайский прибор-тестер (заказывал на али), который способен измерять индуктивность тоже, когда мотал - контролировал индуктивность (она при постоянной частоте измеряется, т.к. на разных частотах разная индуктивность (феррит насыщается)), хоть по формуле у меня вышло 48 витков, мне хватило 44 витков, пока прибор не показал 2.8 мГн! В намотке ничего сложного нет! После доработок акустика зазвучала так. Что сравнима с S-90! Нет слов! Даже не сравнить как было и как стало!
Вега 25 АС-101 широко распространенная в свое время советская акустика. сегодня мы ее рассмотрим, разберем до винтиков и прикинем - кто есть кто и чего с ним теперь делать?
Вообще, эта акустика выпускалась с 1980 года на Бердском ПО "Вега", тогда они назывались 15 АС-109. В 1989 году вышел новый ГОСТ 23262-88, и эту АС переименовали в 25 АС-101, конструктивно ничего не изменив.
Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!
Это, так называемая "полочная" бытовая акустическая система, которой комплектовались различные проигрыватели, магнитофоны и музыкальные центры. Довольно таки компактные и увесистые колонки серебристого цвета. Отсутствие ножек наталкивает на мысль, что их предполагается вешать на стену, там для этого и есть два навеса. Там же, на задней стенке этикетка с названием, ГОСТом, паспортным номером, с указанием номинального сопротивления, с указанием предельной долговременной мощности, годом выпуска (не заполнено) и ценой - 75 руб.
Этикетка на колонки Вега 25 АС-101
Этикетка на колонки Вега 15 АС-109
Вега 25 АС-101 (как и 15 АС-109) состоят из: 1) герметичного неразборного корпуса; 2) динамической головки НЧ - типа мидбаса: 3) ВЧ динамической головки; 4) фильтра; 5) фазоинвертора; 6) лицевой панели; 7) соединительного провода.
Рекомендуемая мощность 25 Вт, максимальная - 50 Вт.
Рекомендуемая мощность высококачественного бытового усилителя не более 20. 25 Вт.
Диапазон воспроизводимых частот - 50-20000 Гц
Неравномерность АЧХ, на нижней частоте - 8 дБ
Уровень чувствительности - 84 дБ (Па/Вт)
Неравномерность АЧХ звукового давления - ±4 дБ, в диапазоне 100..8000 Гц
Гармонические искажения АС, в диапазоне частот - 250-1000 Гц - 2%, 1000-2000 Гц - 1,5%, 2000. 6300 Гц - 1%
Номинальное электрическое сопротивление - 4 Ом
Минимальное значение полного электрического сопротивления - 3,2 Ом
Вид низкочастотного оформления - фазоинвертор
Частота настройки фазоинвертора – 45 Гц
Частота разделения фильтром – 5000 Гц
Внутренний объем АС – 8,5 л
Габариты - 360х220х190 мм
Характеристики АЧХ
Откручиваем шурупы, которые держат переднюю панель АС
АС без передней панели
Внутренняя сторона снятой передней панели
Итак, данные моих замеров: Корпус собран из листов 9-слойной фанеры толщиной 12 мм. Высота колонок - 360 мм, ширина - 220 мм, глубина 165 мм (190 с передней декоративной решеткой). Корпус не разборный - склеен намертво. Никаких распорок или ребер жесткости, либо прочих элементов для прочности и жесткости корпуса нет. На передней панели три отверстия: прямоугольное под фазоинвертор 35х80 мм; круглое отверстие диаметром 90 мм под высокочастотный динамик; еще одно круглое под НЧ/СЧ динамик диаметром 115 мм. Передняя и задняя стенки чуть утоплены внутрь на 1,5-2 мм. Посадочные места под динамики и ФИ утоплены - профрезированы на глубину ~5 мм.
Передняя панель пластмассовая, разной толщины (но не менее 2 мм), имеет три отверстия под динамики (закрыты металлической сеткой) и одно под фазоинвертор с декоративным "рассекателем". Крепится к корпусу колонок с помощью шести шурупов, шляпки которых прикрытых декоративными колпачками. В местах соприкосновения с динамиками и ФИ имеются поролоновые прокладки.
В АС Вега 25 АС-101 использованы следующие динамические головки: низкочастотный 25ГДН-3-4 на 4 Ом (диапазон 50-5000 Гц); высокочастотный 16-омный 10ГДВ-2-16 (диапазон 5000-25000 Гц). Оба динамика имеют неэкранированные магниты. Описания динамиков смотрите по ссылками.
Динамическая головка 25ГДН-3-4
Динамическая головка 10ГДВ-2-16
Фазоинвертор используемый в 15 АС-109 и 25 АС-101, размеры
На нижнем снимке, на торце ФИ вырез - это прежний глупый владелец орудовал дрелью,
сверлил заднюю стену колонок, чтобы повесить их на стену, заодно и продырявил ФИ
Фазоинвертор "Г" образной формы, пластмассовый, склеенный из двух половинок. Размеры: длина 148 мм, размер отверстия 19х68 мм - в начале и в конце одинаковы. Толщина пластмассы 4-5 мм (разная в разных местах).
Каждый динамик и ФИ крепятся к корпусу четырьмя шурупами каждый. У динамиков присутствует резиновая прокладка 2 мм толщиной. Фазоинвертор имеет прокладку из тонкого поролона.
Стандартный фильтр (кроссовер) в акустике Вега 25 АС-101
Разделительный фильтр сделан конкретно, на прямоугольном куске из той же 12 мм фанеры. Две катушки намотаны толстым медным проводом, конденсаторы использованы старые и качественные (кого эстетическая составляющая отвращает от них, пусть покупает какой-нибудь красивенький китай).
Использованы конденсаторы МБГО-2 2 мкФ, 1 мкФ, 4 мкФ. А также два больших керамических резистора 1ПЭВ - схему на фильтра можно посмотреть в Руководстве по эксплуатации.
Панель АС Вега 15 АС-109
Так сделаны угловые стыки корпуса в 25 АС-101
А так они же сделаны на 15 АС-109
Петли на задней стороне АС для навеса на стену:
Слева - 25 АС-101, навес сорван
Справа - 15 АС-109
Разделительный фильтр в 15 АС-109, самопальный, взамен заводского (качество никакое)
Как было уже сказано, акустическая система Вега 15 АС-109 практически ничем не отличалась от 25 АС-101, только надписью, этикеткой и еще стыками углов корпуса. Фильтр, который приведен на фото выше, был в одной колонке Вега 15 АС-109 - но это, скорее всего, уже плод чьей-то самодеятельности.
По сей день акустические системы 15 АС-109 и 25 АС-101, если они сохранились в хорошем состоянии, весьма привлекательны. По качеству они соответствуют довольно таки дорогим (относительно дорогим) забугорным бытовым системам, благодаря хорошей головке 25ГДН-3-4, хорошему корпусу и нормально рассчитанным фильтру и фазоинвертору.
Даже небольшая модернизация этих АС позволит получить достойный звук с минимальными затратами - покупка равноценного китайского изделия обойдется в разы дороже и не факт, что эта равноценность будет реальным качеством. Об вариантах модернизации/доработки веговской акустики написано в интернете немало. В большинстве своем все сводится к демпфированию изнутри корпуса АС материалами типа синтепона, ватина или войлока. Добавление ваты, для обманчивого увеличения литража корпуса. Проклеивание стыков и установка распорок, ребер жесткости. Замена проводов внутри АС на более толстые, я молчу насчет "кабелей из безкислородной меди" - эффективность которых весьма сомнительна. Так же можно поставить на заднюю стенку клеммный разъем, хотя бы и китайский, дешевый. Замена фильтра нецелесообразна - правильный рассчет далеко не по плечу каждому. Так же не стоит менять в фильтре старые советские конденсаторы на новые: качественные конденсаторы стоят ой как дорого, а советские ничуть не хуже их. К тому же конденсаторы типа МБГО герметичны и в них попросту не существует эффекта "подсыхания" электролитов.
Динамики имеют свойство портиться от времени - это касается подвесов, которые делаются из резины (резина твердеет от времени, температуры и воздействия солнечного света), еще их делают из всякого поролоноподобного материала, который из-за времени рассыпается. диффузоры выгорают от света, подводящие провода перетираются. Резиновые подвесы обычно натирают касторовым маслом в несколько заходов и они частично восстанавливают свои характеристики. Прогнивший поролоновый подвес только менять на новый - они имеются в продаже. Те колонки 25 АС-101, что сейчас я рассматриваю, имеют возраст более 20 лет, и обращались с ними далеко не нежно. но динамические головки в прекрасном состоянии и резиновый подвес ничуть не утратил своих характеристик - стояли не на солнечном месте, не было испытаний жарой.
Подводящие провода так же меняются без проблем, путем либо укорачивания, либо заменой на просто изолированный и скрученный свободной спиралью провод.
Выцветшие диффузоры можно покрасить обычной тушью, либо покрыть акриловым лаком.
Замена заводской пластмассовой мордашки на всякие тканевые панели - дело вкуса, мне лично и заводское оформление нравится.
Еще фотографии акустической системы Вега 25 АС-101
Стыки корпуса АС Вега изнутри - проклеено хорошо, но нет распорок и ребер жесткости
Торчащие болты - это для монтажа фильтра
Соединительный провод - просто дырка с пропущенным проводом, с каплей клея.
Такое кольцо прижимает НЧ-динамик сверху, зачем оно.
Мне нравится такое внешнее оформление НЧ на АС Вега
Решетка на ВЧ головке и решетка на ФИ - говорят, что для последнего она вносит искажения в звук
Во второй части статьи - чертежи акустической системы 25 АС-101 (15 АС-109) - ну так, скорее просто наброски.
Михаил Дмитриенко, Алма-Ата, 2012 г.
Не могли бы Вы добавить размеры между отверстиями под НЧ, ВЧ и фазоинвертор? Пытаюсь создать новые корпуса
Сделано! (добавил WASP)
Одни из самых массовых акустических систем СССР. и вполне отличного качества. Если подворачиваются по нормальной цене - берем не раздумывая! Потом их можно модернизировать.
Администратор
Имею акустическую систему 25АС-109 сделанную в Бердске (Вега) в 1986 году.
В общем-то они меня полностью устраивают. Но возникла мысль - а можно ли их как-то улучшить? Модернизировать как-то?
У кого какие есть соображения?
Начинающий
А чего там модернизировать? Они и так нормальные, конечно, смотря с чем сравнивать.
Ну, если так хочется, то надо СРАЗУ решить: это будет просто небольшим улучшением, или нечто большее.
В первом случае, просто разбираем колонки, очищаем от старого поролона. Очищаем динамики и смотрим их состояние. Если резиновые прокладки плохие, меняем их - придется вырезать по старым. Смотрим на разделительный фильтр, если какие элементы плохие - меняем на новые. Если есть желание, меняем внутренние провода на более толстые, или на специальные акустические (хотя разницы, в общем-то, нет).
Теперь корпус. Здесь можно вклеить одну распорку, промазать все стыки изнутри смесью ПВА с мелкими древесными опилками, оклеить стенки изнутри вибро-поглощающим материалом, в крайнем случае, ватином. Заменить вату внутри на распушенный синтепон, только без фанатизма, этак одна треть от объема. Заднюю стенку тоже лучше через какой-нибудь герметик притянуть.
Можно, если не лень, поставить на заднюю стенку клеммник.
Во втором случае будут расходы денег, времени и нервов. Это замена динамиков, в первую очередь ВЧ, среднечастотный более-менее, его можно не трогать. А вот заменив ВЧ, придется пересчитывать значения на разделительный фильтр. Да и родной фильтр по любому надо переделывать - в интернете об этом есть материалы. Как и описано еще одно изменение для этих колонок - установка фазоинвертора. В общем, второй вариант дает лучшие результаты, но он сродни изготовлению новой АС, иногда смысла в этом нет из-за финансовых трат и затрат времени.
Администратор
Спасибо за советы.
Серьезной переделки делать не буду. Остановлюсь на небольшой доработке.
Есть еще желание переднюю панель изменить - вместо этого сита, поставить какие-нибудь декоративные решетки.
Пользователь
Начинающий
Начинающий
Пользователь
Администратор
Еще не закончил. Корпуса покрыл черным лаком и отполировал. Внутри удалил все старое - вату, поролон. Промазал стыки смесью ПВА и опилок. Распорки дополнительные не ставил.
На стенки наклеил слой фетра, толщиной 1-1,5 см.
Фильтры в отличном состоянии, ничего менять не стал. Заменил все провода внутри на эти, которые называют "акустическими". На заднюю панель вывел современную колодку с разъемами. Ее изнутри хорошо проклеил.
Интересно, в интернете смотрел - нет ни у кого ваты внутри, а в моих была, в каждой здоровенный шмат, в сеточке. Может кто-нибудь до меня сам положил? Не знаю - убрать или оставить, или заменить на синтепон?
Передняя пластмассовая панель. Здесь аккуратно решетку - это сито - вырезал, пусть будет так. Вид стал более солидным.
Теперь осталось эти пластмассовые панели покрасить. Еще не решил как. Хотелось бы надписи сохранить. Решил отсканировать их, а потом распечатать на самоклеящейся бумаге и наклеить на место.
И еще надо как-то покрасить диффузоры динамиков, они от времени какие-то пегие стали. А вот как и чем покрасить, чтобы не испортить звучание - это вопрос еще тот.
Начинающий
Начинающий
Начинающий
Ватсон где-то берет нормальные антикварные аппараты - магнитолу Шарп, сейчас колонки советские и все пытается отремонтировать или улучшить. и пропадает! Чем у него все там заканчивается - только гадать можно!
Администратор
Да, извиняюсь. Но вот рассказывать не о чем. Мне был интересен сам процесс. У меня самого обычные компьютерные колонки Микролаб СОЛО 9С - мне в общем-то хватает.
Но эти 25АС-109 конечно по качеству звука намного Микролаб превосходят. Но для них нужен усилитель. А это уже лишние дела.
У меня их отмел племянник - он рэп на них теперь слушает. А я даже сфотографировать не успел их. Все получилось неплохо, как выше сказал.
Администратор
Читайте также: