Как назывался первый советский телевизор в котором был применен стандарт разрешения в 625 строк
Термин "телевидение" впервые применил русский инженер К.Д.Перский в 1900 г. на Международном электротехническом конгрессе в Париже. В настоящее время этот термин определяет область науки, техники и культуры, связанную с передачей на расстояние изображений подвижных объектов при помощи радиоэлектронных устройств. В более узком смысле термин "телевидение" обозначает способ такой передачи.
- преобразование лучистой (в частности, световой) энергии в электрический сигнал;
- передачи электрических сигналов на расстояние;
- преобразование электрических сигналов в световые.
Решение этих проблем оказалось возможным благодаря успехам физики конца XIX - начала XX ст. Вот некоторые из них:
- 1873 г. - открытие У. Смитом (США) светочувствительности селена;
- 1873 г. - изобретение А.Н. Лодыгиным (Россия) электрической лампочки;
- 1887 г. - открытие Г. Герцем (Германия) внешнего фотоэффекта;
- 1888 - 1890 гг. - установление А.Г. Столетовым (Россия) основных закономерностей фотоэффекта;
- 1895 г. - изобретение А.С. Поповым (Россия) радио;
- 1897 г. - изобретение К. Брауном (Германия) катодной (электронно-лучевой) трубки;
- 1906 г. - создание Ли-де Форестом (США) трёхэлектродной лампы.
Идея создания первой телевизионной системы предложена в 1875 г. Дж. Керри (США). Мозаика из селеновых фотоэлементов, на которую проецируется передаваемое изображение, при помощи множества проводов соединяется с соответствующими электрическими лампочками на приёмном экране. Спроецированное на мозаику изображение вызывает в каждом проводе ток, пропорциональный освещённости элемента мозаики, и заставляет светиться соответствующую лампочку на приёмном экране с яркостью, пропорциональной току. Совокупность свечения всех лампочек даёт мозаичное изображение передаваемого объекта. Примечательно, что в этом первом проекте была заложена прогрессивная идея разложения (разбиения) изображения на отдельные элементы и передачи средней яркости каждого элемента. Метод поэлементной передачи изображения - основа всех последующих телевизионных систем. Главный недостаток предложения Дж. Керри - необходимость использования большого числа каналов связи (примерно 500000 для современного телевидения), что нереально.
С 1877 по 1880 г. независимо друг от друга предложили проекты одноканальных систем телевидения М Санлек (Франция), де-Пайва (Португалия) и П.И. Бахметьев (Россия). Все проекты были основаны на учёте инерционности зрительного восприятия, благодаря которой оказывается возможным передача информации о яркости всех элементов изображения не одновременно, а последовательно (поочерёдно). Последовательное преобразование яркостей отдельных элементов изображения в электрический сигнал называется развёрткой изображения.
Практически проблема последовательной передачи элементов была решена в проекте П. Нипкова, который в 1884 г. получил германский патент на оптико-механическое устройство, известное под названием диска Нипкова.
Диск Нипкова
Принцип работы диска Нипкова
Непрозрачный диск содержит ряд отверстий, расположенных по спирали Архимеда у его внешнего края. Размер отверстия определяет величину элемента изображения. Каждое отверстие смещено по радиусу к центру диска относительно предыдущего на высоту отверстия.
Первые практические системы телевидения с механической развёрткой были осуществлены в 1925 г. Дж. Бердом в Англии, Ч.Ф. Дженкинсом в США и в 1926 г. Л.С. Терменом в СССР. С 1931 по 1935 г. сначала в Москве, а затем в ряде других городов велись регулярные телевизионные передачи с числом строк 30 (1200 элементов разложения).
Пионером электронного телевидения считается Б.Л. Розинг, получивший в 1907 г. патент на "способ передачи изображений на расстояние". Отличие этого способа от всех предложенных ранее заключалось в применении электронно-лучевой трубки в приёмном устройстве, что означало принципиально новое направление в построении телевизионных устройств. Б.Л. Розинг впервые предложил способ модуляции электронного луча в трубке Брауна, превратив ее, таким образом, из осциллографической в приёмную телевизионную трубку, способную воспроизводить изображение с полутонами. Б.Л. Розинг не только сформулировал принципы телевидения, но и добился первых практических успехов в этом направлении, продемонстрировав в мае 1911 г. первую в мире передачу на расстояние изображения в виде чередующихся полос.
Идея развёртки изображения электронным лучом оказалась плодотворной. Уже в 1908 г. английский инженер А.А. Кембелл-Суинтон высказал мысль о возможности применения электронного луча в передающем устройстве, а в 1911 г. дал принципиальную схему полностью электронной системы передачи изображений.
Во всех этих телевизионных устройствах свет от элемента изображения воздействует на фотоприёмник лишь в течение малого интервала времени, соответствующего передаче данного элемента изображения. Они обладают малой чувствительностью, так как представляют собой устройства мгновенного действия.
Бурное развитие электронного телевидения началось после создания высокочувствительных передающих телевизионных трубок, использующих эффект накопления световой энергии в виде электрических зарядов.
Первый советский телевизор Б-2
Появление высокочувствительных передающих трубок позволило уже в 1937 г. создать первые в стране телевизионные центры - в Ленинграде со стандартом 240 строк и в Москве со стандартом 343 строки. В 1941 г. был принят стандарт 441 строка и начались работы по переоборудованию Московского телецентра. После окончания войны Московский телецентр возобновил работу по старому стандарту, а с 1948 г. работает по нынешнему стандарту - 625 строк.
Параллельно с развитием чёрно-белого телевидения шла разработка цветных телевизионных систем.
В 1950 г. в США и в 1953 г. в СССР были приняты для вещания поочерёдные системы цветного телевидения, от которых пришлось отказаться из-за их несовместимости с системой чёрно-белого телевидения.
Первая совместимая система цветного телевидения принята в США в 1953 г. - NTSC. В настоящее время эта система принята также в Японии, Канаде и в ряде других стран американского континента.
В 1954 г. Анри де Франс (Франция) предложил систему, которая с 1959 г. называется SECAM. В СССР и Франции вещание по этой системе со стандартом 625 строк ведётся с 1967 г.
В 1963 г. в ФРГ под руководством Вальтера Бруха разработана система PAL. По системе PAL с 1967 г. ведётся регулярное вещание в Германии и Англии со стандартом 625 строк.
Телевизионная отрасль в СССР стала флагманом национальной радиоэлектроники [1] . В 1990 году количество выпущенных советской промышленностью телевизоров достигло рекордного значения в 10,7 млн (четвёртое место в мире по этому показателю) [1] . Продукция экспортировалась как в страны соцлагеря [2] , так и, в некоторых количествах, в другие страны Европы, Америки и Азии [3] .
Содержание
В 1935 году в Ленинграде был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт телевидения (реорганизованный НИИ-9), ставший центром разработки большей части отечественного оборудования.
Телевизоры выпускали на всей территории СССР, от Владивостока до Прибалтики.
Чёрно-белые телевизоры в 1960-е — 80-е годы в СССР выпускали [20] :
Самые массовые телевизоры:
В 1957 году количество телевизоров у населения превысило один миллион. В 1960-м был произведен 1 млн телевизоров, в 1970-м — 6 млн [1] .
Самые популярные телевизоры:
От иностранных телевизоров советские отличались некоторыми характерными особенностями. Из-за практического отсутствия вещания в дециметровом диапазоне — селектор соответствующих каналов не был стандартной опцией, встречаясь лишь в некоторых моделях, чаще всего портативных (в стационарных было предусмотрено место для его установки). Поскольку вещание в стране велось на метровом диапазоне, позволявшем принимать 12 частотных каналов (из которых вещание велось только на трёх московских и двух, а иногда и всего одном канале в регионах [27] ), то большинство приёмников снабжались только барабанным (старые поколения) или варикапным (с пред. настройками на 6—8 каналов) селектором.
Кроме того, советские телевизоры не оснащались пультами дистанционного управления, имея на тыльной стороне лишь разъём для подключения соответствующего кабеля (у моделей третьего и четвёртого класса не предусмотрены). Проводные пульты для регулировки только громкости и яркости имелись в продаже, но популярность их была невелика; устройства выбора программ СВП-3 и СВП-4 допускали подключение однокнопочного проводного пульта для переключения каналов по кольцу. Первые инфракрасные пульты появились только в некоторых моделях семейства 3УСЦТ, запущенном в производство в 1985 году [28] [29] .
Телеприёмники, предназначенные для свободной продажи, не обладали функцией чтения телетекста [30] , хотя все телевизоры, начиная с серии 3УСЦТ были подготовлены для установки модуля декодера телетекста, для чего имелись соответствующие места на плате модуля радиоканала и модуля цветности [ источник не указан 85 дней ] .
Качественный деревянный корпус ламповых телевизоров в сочетании с применением динамиков (имеющих крупный бумажный диффузор, также ЗАЧАСТУЮ применялся и ВЧ-динамик), и удачной схемотехникой выходного каскада УМЗЧ — обеспечивали очень высокое качество звука. Звук советских телевизоров второго класса был очень насыщенным, с глубокой проработкой обертонов, с большим запасом по динамике. Ряд телевизоров имели боковые динамики больших размеров [ прояснить ] , которые способствовали качественной проработке басового регистра. В принципе, практически все советские ламповые стационарные телевизоры годились для прослушивания даже симфонической музыки по стандартам звукозаписи тех лет. В телевизорах западного производства, наоборот, звуковой тракт не был их сильной стороной; хорошим звуком, сравнимым с советскими телевизорами, могли похвастаться лишь модели премиум-класса.
Автор Lady задал вопрос в разделе Золотой фонд
Как назывался первый отечественный массовый телевизор? и получил лучший ответ
6 января 1938 года в Ленинграде на заводе имени Козицкого по американской лицензии был выпущен первый советский электронный телевизионный приёмник ТК-1. Сегодня обзор самых знаковых чёрно-белых телевизоров советского производства.
Телевизионный приёмник ТК-1 представлял собой весьма громоздкую тумбу с вертикально расположенным кинескопом и горизонтально расположенным экраном. Зритель должен был смотреть не на экран, а на отражение его в зеркале, закреплённом на внутренней стороне откидной крышки тумбы. Перед просмотром крышку необходимо было установить под углом к экрану. Для качественной настройки необходимо было провести регулировку 14 ручками, что требовало определённых технических знаний и практических навыков. Телевизоры ТК-1 устанавливали во дворцах культуры, в красных уголках и в рабочих клубах. Тогда этот телевизор казался чудом техники. а сегодня многие устанавливают дома домашний мини-кинотеатр Soul of Pop. Всего было выпущено 6000 штук. Сегодня ТК-1, выпущенный с заводским номером 172, можно увидеть в Центральном музее связи им. А.С.Попова.
Телевизор Москвич-Т1, выпущенный в 1946 году, – первый советский телевизор, в котором впервые был применён стандарт чёткости 625 строк. В то время ни одна из стран мира не имела аппарата с такой высокой чёткостью изображения. В телевизор был встроен УКВ-ЧМ приёмник, позволявший принимать радиовещательные программы с частотной модуляцией. Правда, недостатков у этого аппарата было куда больше: высокая цена на телевизор (3500 рублей), что делало его роскошью даже для очень состоятельных людей, быстрый выход из строя кинескопа (за 4-6 месяцев работы), проблемы с запчастями и обслуживанием. К тому же телевизионное вещание в то время было нерегулярным – всего 2 дня в неделю с 19 до 23 часов. Телевизоры накапливались в торговой сети и становились убыточными. В начале 1949 года их выпуск был прекращён.
Первым по-настоящему советским электронным телевизором стал созданный в 1949 году легендарный КВН-49. У телевизора был настолько маленький экран (105х140 мм), что для более-менее комфортного просмотра телевизора перед экраном устанавливали линзу, которую наполняли дистиллированной водой. В телевизоре было 16 ламп, и он был рассчитан на прием первых трех ТВ- каналов. Телевизор КВН-49 стоил более 900 рублей (несколько средних заработных плат), выпускался до 1960 года, постепенно модернизируясь. Такой телевизор был и у Иосифа Сталина.
А ВОТ И ДРУГИЕ МОДЕЛИ, ИЗВЕСТНЫХ РОССИЙСКИХ ТЕЛЕВИЗОРОВ, С 70-Х ПО 95 ГОД.
Но даже эти огромные показатели меркнут, если сравнивать их с количеством произведенных телевизоров Рассвет-307. Ведь за всю историю данной модели и очень близкой к ней 307-1 было выпущено 8 (!) миллионов штук.
Этот черно-белый телеприемник начал выпускаться в 1975 году, когда уже появились цветные телевизоры, и, тем не менее, все равно завоевал огромнейшую всесоюзную популярность. Произошло это, в первую очередь, из-за высокой надежности аппарата, а также его малой цены, по сравнению с цветными конкурентами.
Еще один сверхпопулярный черно-белый телевизор, который массово выпускался и продавался в эпоху, когда уже вполне производились цветные приемники. Рекорд В-312 можно было купить в двух вариантах оформления: в отделке под дерево с глянцевой поверхностью и с покрытием текстурной бумагой.
Сей чудо-ящик успешно показывал картинку у меня на даче до 2005 года!
Телевизор Рекорд В-312 выпускался с 1975 года по середину восьмидесятых. Людям он запомнился тем, что в нем было очень сложно проворачивать тумблер для переключения каналов, особенно, если потерялась ручка, и часто приходилось использовать для этого плоскогубцы или пассатижи.
А пределом мечтаний советского человека считался телевизор Горизонт Ц-355, выпускавшийся на Минском радиозаводе с 1986 года. Этот телеприемник был невероятно дефицитным устройством – люди готовы были переплачивать значительные суммы за право купить такое устройство себе домой.
Дело в том, что в отличие от других советских телевизоров, Горизонт Ц-355 комплектовался японским кинескопом Toshiba с углом отклонения лучей в 90 градусов. А потому телевизор не требовал дополнительной регулировки изображения, а также был куда более надежным, чем приемники с отечественными комплектующими.
Одним из лучших украинских заводов, которые занимались выпуском телевизоров, считался концерт Весна из Днепропетровска. Первый телеприемник там был выпущен в 1960 году, но расцвет предприятия пришелся на семидесятые-восьмидесятые года. Самым известным и массовым продуктом этого производителя был телевизор Весна-346 (он же – Янтарь-346).
Выпускался с 1983 года и стал последней успешной моделью днепропетровского завода – последующие не снискали большой популярности, а в девяностых годах предприятие, как и многие другие, не выдержало конкуренции со стороны иностранной техники и приостановило производство.
На фото: первый советский серийный телевизор Б-2, выпущенный Ленинградским заводом имени Козицкого в 1935 году. Б-2 разработан советским инженером Антоном Яковлевичем Брейтбартом для механического телевидения
21 ноября отмечается Всемирный день телевидения.
Зарождение телевидения относится к началу XX века. Однако его освоение началось в начале 1930-х годов. В 1930 году в лаборатории телевидения Всесоюзного электротехнического института в Москве была разработана механическая система для передачи изображений по радиоволнам.
В конце 30-х годов телевидение стало электронным. В марте 1938 года на базе Шаболовской радиостанции был построен первый телецентр, регулярные передачи которого начались в 1939 году.
Во время войны развитие в этой области было приостановлено. Первая послевоенная передача из Московского телецентра на Шаболовке была проведена 7 мая 1945 года, а 15 декабря того же года телецентр первым в Европе начал регулярное вещание — дважды в неделю.
В 1951 году на базе Московского телецентра была создана Центральная студия телевидения, появились первые редакции: литературно-драматического вещания, музыкального, передач для детей Дикторы телевидения в то время: Нина Кондратова, Валентина Леонтьева, Анна Шатилова, Игорь Кириллов, Виктор Балашов, Нонна Бодрова — заслужили всенародную любовь и признание зрителей.
В конце 80-х — начале 90-х годов на телевидении появились новые программы, началась реорганизация телевещания, появились первые коммерческие телеканалы, наметилось разделение телекомпаний на вещательные и производящие.
С 1980-х годов велись разработки систем цифрового телевидения, в которых передаваемый телевизионный сигнал представляет собой последовательность кодовых (цифровых) комбинаций электрических импульсов. С февраля 2019 года в России начался переход с аналогового на цифровое телевещание. Отключение сигнала в регионах происходило поэтапно.
Современную жизнь невозможно представить без телевизора. Трудно поверить, что когда-то телевидения не было вообще. Первая трансляция изображения на расстоянии появилась в далекие 1880-е годы, а телевизоры тогда были электромеханическими. И только в 1907 году появился способ электрической передачи изображения, а в 1932 году американцы изобрели электронный телевизор. Вскоре после появления первых черно-белых моделей ученые разработали первый цветной телевизор. Черно-белые тона не позволяли полностью насладиться красотой внешнего мира. Наши предки устанавливали перед экраном телевизора трехцветную пленку, тем самым пытаясь разнообразить цветовую гамму изображения.
Первый запатентованный проект
В конце девятнадцатого века русский изобретатель, инженер-технолог Александр Полумордвинов выдвинул предположение о возможности цветного телевидения. Ему удалось в конце 1899 года получить патент на подлинную разноцветную телевизионную систему. Эта система являлась аналогом сегодняшней. За всю историю было известно около двадцати пяти проектов передачи цвета, выдвинутых разными изобретателями. Александр Полумордвинов предложил теорию трехкомпонентного разноцветного зрения. Эта теория цветоощущения носила название Ломоносова-Юнга-Гельмгонца.
Суть теории цветоощущения
Смысл этой теории заключался в том, что при использовании светофильтра (три цвета), получается разноцветное изображение разнообразных оттенков. Эти цвета - красный, синий и зеленый - используются и в наше время.
Чтобы получить изображение, использовались два диска. Они вращались с разной скоростью параллельно друг другу. В первом диске делались щели по линиям радиуса, то есть от центра к краю, а во втором прорезались щели по форме логарифмической спирали. Количество щелей было кратно трем.
Когда щели на обоих дисках пересекались, получалось ромбовидное отверстие, которое являлось развертывающим элементом во время вращения дисков. Чтобы получить сигнал изображения, щели последовательно закрывались светофильтрами. Они были фиолетовых, зеленых и красных цветов. При помощи селенового фотоэлемента свет, который просачивался через отверстие ромбовидной формы, превращался в электрический сигнал. Между зрительной проекцией передаваемого изображения и фотоэлементом в каждый временной отрезок располагалось одно отверстие, которое было закрыто светофильтром какого-либо цвета. В тот момент, когда отверстие заходило за рамку изображения, сдвигалось очередное отверстие с противоположной стороны, которое было смещено на расстояние, равное ширине щели. Это отверстие закрывалось другим светофильтром иного цвета.
Выясняем, когда появился первый цветной телевизор
Проектом цветного телевидения занимались Адамяр, Зворыкин и многие другие изобретатели. Выясняя, какой первый цветной телевизор появился в мире, следует обратиться в пятидесятые годы, когда в США компания RCA выпустила первый телевизор с цветным вещанием CBS RX-40, у которого была механическая развертка. Экран был размером 14 на 10 см, перед ним размещался диск со светофильтрами, имевший синхронизированный электродвигатель. Но качество изображения было очень слабое. В России первый цветной телевизор был выпущен в 1954 году в городе Ленинград. Название той модели - "Радуга". Преимуществом советского телевизора было то, что вращающийся диск был спрятан в корпус. Также телевизионный приемник имел внешнюю увеличительную линзу из пластика, которая заполнялась дистиллированной водой.
Разработка электронной развертки
В 1950 году был разработан кинескоп с тремя электронными пушками, располагавшимися под углом 120 градусов относительно друг друга. Такой телевизор имел электронную развертку и масочный кинескоп, покрытый мозаичным люминосфором. Три луча выходили из трех катодов (пушки) и собирались в "маске". Далее лучи попадали на экран и сегменты светились зеленым, красным и синим цветами.
Период Westinghouse
По такому принципу в 1954 году компания Westinghouse выпустила первый цветной телевизор и представила его на продажу как модель Н840СК15. Но из пятисот выпущенных продали всего тридцать за месяц, большинство так и остались не проданы. Объяснялась такая неудача высокой ценой - 1295 долларов США, в переводе на сегодняшние деньги - 11200 долларов. Не помогла даже рекламная компания, которая предполагала вызвать сильное желание приобрести первый в мире цветной телевизор. Также первый цветной телевизор не нужен был по причине неактуальности, ведь большинство передач показывалось в черно-белом цвете.
Второй бренд телевизора
Большей популярностью обладал RCA CT-100, выпущенный в апреле 1954 года. Это был первый серийный цветной телевизор. Его экран составлял 12 дюймов. Было продано 5000 телевизоров по цене 1000 долларов США. Через пару недель эта же компания RCA выпустила телевизор с экраном в 15 дюймов. Позже были представлены модели с 19- и 20-дюймовыми экранами.
Так и началась интенсивная разработка все более усовершенствованных телевизоров. Рынок цветного телевидения расширялся и теперь, выясняя, когда появились цветные телевизоры, некоторые историки называют разные даты. Но факт остается фактом – в них появлялись новые функции, менялись возможности. Компания General Electric продавала телевизоры с диагональю 15 дюймов за 1000 долларов, а Sylvania за 1150. Некоторые фирмы сдавали телевизоры в аренду. Например Emerson за первый месяц аренды брала двести долларов, а последующие обходились всего в 75 долларов. Далее встречалась цена в 795 долларов за модель с диагональю 21 дюйм. И к концу 1957 года было распродано сто пятьдесят тысяч цветных телевизоров. В шестидесятых годах было разработано множество моделей телевизоров, среди которых были "Радуга" и "Темп". В начале семидесятых годов возросло количество цветных передач в США, стоимость телевизоров значительно снизилась. В 1967 году в СССР появилась первая цветная передача стандарта SECAM, и на полках магазинов появился первый советский цветной телевизор, назывался он "Рубин-401". Он был полностью советской разработки.
Развитие телевидения в СССР
Массовое продажа телевизоров с цветным изображением в СССР пришлась на семидесятые годы. Например телевизор "Электрон" был размерами 77,5 *55*55 см. Такой телевизор являлся полноправной частью интерьера, ведь его использовали еще и в качестве полки. Диагональ "Электрона" составляла 59 см, а масса 65
Ранее, в феврале 1957 года, Совет Министров постановил, чтобы в 1958 году началось вещание по совместной системе. На Шаболовке в ноябре 1958 года было изготовлена ОСЦТ-2. А в январе 1960 года она начала регулярно вещать по системе NTSC. В то время всего лишь два завода занимались выпуском телевизоров. Это Ленинградский завод им. Козицкого - "Радуга" и радиозавод в Москве - "Темп-22". В продажу телевизоры пока не поступали, хоть их было выпущено 4000 штук.
Первое цветное вещание
Первая цветная передача широкого вещания состоялась в 1967 году 7 ноября благодаря заключенному соглашению о сотрудничестве СССР и Франции. Французская система носила название SECAM. Марка первого цветного телевизора была также французская – KFT.
В 1967 году появился "Рубин-714", который оказался самым популярным на то время, так как диагональ экрана уже равнялась 61 см.
Длительный период цветные телевизоры продавались с заниженной ценой, чтобы предоставить покупателям возможность получить цветное телевидение по доступной цене и оценить его преимущества.
К концу восьмидесятых годов было распродано около пятидесяти миллионов цветных телевизоров в СССР, а изобретатели разрабатывали все новые и новые модели полюбившейся техники.
Строение телевизоров 70-80 годов
Внутри корпуса слева находилисяь трансформатор, блок настроек, радиоканал и переключатель каналов, а внизу располагались блок цветности и конденсатный блок. Справа устанавливалась самая опасная и мощная деталь - блок разверток с высоковольтными лампами и со строчным трансформатором. Телевизор принимал метровый диапазон. Для приема дециметровых каналов была выпущена приставка, которая конвертировала каналы в один из метровых. Позже выпустили СКД блоки, которые существовали до середины девяностых годов, то есть практически двадцать лет.
Следующим шагом был переход на транзисторы, собиравшиеся из микросхем. Лампы больше не применялись. Телевизоры становились все меньших габаритов и больших технологий. Сейчас производители представляют огромное количество телевизоров разных размеров. Возможности телевидения растут с каждым годом - прогресс не стоит на месте.
Читайте также: