Жертвенный стол в храме
Алтарь жертвенник (лат. alta ara — значит "высокий жертвенник") — называется жертвенное место или жертвенный очаг. Первоначально А. были из земли или дерна, впоследствии, когда начали воздвигать храмы, их делали более искусно из камня или металлов. Они стояли на восточной стороне храма, перед изображением божества. В Риме А. были воздвигаемы не только отдельным богам, но и героям, а впоследствии даже императорам. Их местонахождение не ограничивалось у греков и римлян храмами, а они были также воздвигаемы на улицах, площадях, в священных рощах и у священных ручьев. И у евреев, несмотря на Моисеев закон, дозволявший жертвоприношение только во храме, удержался до времен Вавилонского плена древний обычай воздвигать А. на возвышениях. Так, много посещаемыми местами жертвоприношений были Рама, Галгал, Вефиль и Мицпа. У евреев алтари различались между собою по форме и архитектуре, смотря по особым целям, для которых они служили. Были А. для сожигания жертвенных животных, А., на которых только возжигались фимиамы, и хлебные — А., на которые возлагались бескровные жертвы. Весьма отличны от этих древних А. христианской церкви; здесь А. был первоначально столом, на котором справлялась вечеря любви; до конца II-го в. А. и оставался поставленным в церкви столом, на котором распределялось Причастие и совершались другие церковные службы.
1 и 6 греческие, 2, 3, 4 и 5 римские, 7 и 8 ассирийские алтари, 9 персидский, 11 и 12 египетские алтари огня и 10 кельтский каменный столб. — 13. Алтарь церкви в Рексельбурге (романский стиль). — 14. Алтарь милости в церкви Четырнадцати святых (барокко). — 15. Алтарь Елисаветинской церкви в Марбурге (готический стиль). — 16. Алтарь синагоги в Нюрнберге (мавританский стиль). — 17. Алтарь церкви св. Амвросия в Милане (Ренессанс). — 18. Алтарь в Регенсбургском соборе (готический стиль).
В виде построенных уже — А. появились у христиан, по всей вероятности, только во времена Константина Великого. Предписание обращать их всегда к востоку происходит, говорят, еще от папы Сикста II (ум. в 258 г.); в VI в. вошло в обычай украшать их крестом; со времен же Григория VI сделалось в римской церкви обычаем ставить по нескольку А. Самый главный из них, высокий алтарь, сохранил свое место на возвышении, в романских церквах часто украшенном балдахином и снабженном ступенями; другие ставились у колонн, на восточной стороне приделов, у боковых стен, в капеллах и криптах. Обыкновенная форма готического А. — крылообразна (Fl üg elaltar), внутри с пластическими, снаружи с рисованными украшениями; но часто встречаются А., украшенные и внутри живописью. Архитектурная форма А. различается по стилям. Алтарный стол покрывается скатертью различных цветов, смотря по различным церковным праздникам; на А. находятся: крест, цветы и свечи. Для исполнения церковных треб в дороге, в походе и т. п. употребляется переносный алтарь, стоящий на деревянном постаменте. Во время Реформации число алтарей в каждой церкви ограничено до одного; из швейцарских церквей они даже совсем удалены. Поэтому и теперь в лютеранских церквах находится только один алтарь, в кальвинистских только простой, снабженный крестом стол.
В православной церкви алтарем называется часть храма, предназначенная для священнослужителей и отделенная от средней части храма высоким иконостасом. В нем находится престол (θυσιαστήριον — алтарь, по терминологии западной) в виде равностороннего прямоугольника с положенными на нем антиминсом, крестом, Евангелием. Под престолом или в антиминсе полагается часть св. мощей в воспоминание древнехристианского обычая совершать литургию на гробницах мучеников в катакомбах. Престол покрывается свящ. одеждами (срачица, индития, илитон). В алтаре находится также обыкновенно жертвенник или особый стол для совершения проскомидии. В каждом храме может быть несколько алтарей и престолов. На одном престоле дозволяется в день служить литургию только один раз.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .
Жертвенник
Жертвенник в православном храме, как и престол, является одним из главных предметов церковной утвари, необходимых для совершения Божественной Литургии.
Он представляет собой стол той же высоты, что и престол, но, как правило, меньшей площади. На жертвеннике непременно стоит распятие, перед которым горит лампада.
Во многих храмах во внебогослужебное время на жертвеннике хранятся литургические сосуды.
Символика
• Жертвенник символизирует собой Голгофу – гору, на которой принес Себя в жертву за грехи человечества Господь Иисус Христос.
• Поскольку именно на жертвеннике совершается проскомидия, он мистически являет собой вифлеемские ясли – место Рождества Христова.
• Когда на жертвеннике находятся Святые Дары, он становится подобием Небесного престола.
• Напоминает жертвенник православного храма и о жертвеннике Ветхозаветного храма. Важно помнить о главном отличии: в Ветхом завете люди приносили Богу кровавые жертвы, животных и птиц, а в Новозаветном храме совершается Бескровная Жертва, в которой Господь отдает Себя людям.
• Наконец, можно вспомнить апокалиптическое видение апостола Иоанна Богослова: золотой жертвенник перед престолом Агнца (Христа). На этот жертвенник в виде фимиама (ладана) возлагаются молитвы святых, а под жертвенником пребывают души людей, которые принесли себя в жертву Богу, отдав жизнь за веру.
Из истории
В древности жертвенник находился не в алтаре, а в особом помещении, примыкавшем к нему. Это помещение также именовалось жертвенником. В него могли входить миряне, которые приносили в дар Богу все необходимое для совершения службы: елей, вино, просфоры. Сам жертвенник в старину именовался предложением, то есть местом, где люди предлагают Творцу свои дары.
Особенности использования
В наши дни жертвенник располагается в левом (при взгляде из основной части храма) углу алтаря, у северо-восточной стены храма. Прикасаться к нему имеет право только священник.
Освящение жертвенника совершается менее торжественно, нежели освящение престола: его лишь кропят святой водой, поскольку он является местом приготовления Евхаристической жертвы, но не освящения ее.
В древности над жертвенником помещали икону Рождества Христова. В наши дни на этом месте чаще можно увидеть образ Спаса в терновом венце.
Полезный совет
Около жертвенника удобно поставить стол для записок, подаваемых на проскомидию верующими, и просфор, из которых вынимаются частицы при их поминовении.
Варианты изготовления
Убранство жертвенника аналогично убранству престола. Если престол в храме облачен в одежды и ткани – так же бывает убран и жертвенник. Соответственно, распространены жертвенники с твердыми стенками – металлическими или деревянными, украшенными резьбой.
В отличие от престола, жертвенник может иметь не только кубическую форму, но и быть угловым или прямоугольным. Удобны жертвенники с высокой задней стенкой, которая предотвращает падение с них утвари. Эта возвышающаяся над поверхностью жертвенника стенка обычно представляет собой киот с иконой. Торжественно смотрятся жертвенники с сенью. Практичный вариант – жертвенник с дверцей, внутри которого располагается место для хранения богослужебных сосудов.
ЖЕРТВЕННИК (ALTAR)
Жертвенник в наибольшей степени выражает библейский образ богослужения и религиозной преданности. Не будет преувеличением сказать, что в ветхозаветном поклонении возведение жертвенников или паломничество к ним для принесения жертв служат самым очевидным проявлением преданности истинному Богу.
Жертвенники в Ветхом Завете. В Библии жертвенник «строится» или «создается» из глиняных кирпичей, обработанных камней или дерева, часто украшенного драгоценным металлом. Он представляет собой возвышающийся помост (высотой в три локтя или примерно пять футов – согласно описанию скинии в Исх. 27:1 , десять локтей или примерно семнадцать футов – в храме Соломона, 2Пар. 4:1 ), на котором горит огонь. Сама его форма напоминает стол или очаг ( Иез. 9:2 ). На верхних четырех углах многих израильских и хананейских жертвенников устанавливались наконечники, называвшиеся «рогами». Жертвенники располагались под открытым небом в поле, на высоте или во дворе храма, чтобы дым от них мог беспрепятственно подниматься к небу. На четкую определенность конструкции указывают связанные с ними глаголы: их «устраивают» или «ставят», а при ремонте «восстанавливают» или «очищают». По сути, со времен Синая их конструкция следует неизменному образцу ( Исх. 27:1–8 ). Поэтому Ахаз отошел от божественного порядка, приказав построить жертвенник по модели, увиденной им в Дамаске ( 4Цар. 16:10 ), а размеры медного жертвенника Соломона превысили указанные в полученной у горы Синай инструкции.
В истории богослужений Израиля возобладала тенденция к поклонению с одним жертвенником в одном месте: в главном святилище иерусалимского храма ( 2Цар. 24:18–25 ; 1Пар. 21:18–30 ). В Библии говорится, что такие жертвенники, как устроенный в Вефиле ( 3Цар. 12:33 ) или в других святых местах, обрекаются на разрушение ( 3Цар. 13:1–3 ; 4Цар. 23:15 ). Поэтому нет ничего удивительного, что в библейском тексте упоминания о жертвенниках во множественном числе почти равнозначны осуждению языческого влияния и часто сопровождаются словами, связанными с разрушением. Жертвенники могли ставить Авраам, Иисус Навин, Давид или Соломон, но это всегда были «жертвенники Господу», посвященные поклонению только Ему. В этом смысле жертвенник представляет собой средоточие жизни в заветных отношениях. Авраам воздвиг несколько жертвенников в местах, где он «призывал имя Господа» и ставил вехи земли обетованной, однако именно установление главного святилища определило центр Израиля на его святом пространстве. Другие святилища с их жертвенниками, другие святые места и древние традиции, претендовавшие на положение «центра», были явно или неявно обречены на исчезновение и, в конечном счете, сохраниться не могли.
Слово «жертвенник» в Библии подразумевает несколько значений, но основное из них – место убоя, жертвоприношения с пролитием крови. На еврейском языке «жертвенник» (mizbeah) происходит от слова «убой» (zabah). В то же время, в Библии показаны жертвенники, на которых совершались иного рода приношения. Помимо главного жертвенника во дворе, было еще два в святилище храма: золотой жертвенник для приношения курений, которые символизировали молитвы народа, возносившиеся к Господу, и стол для постоянно хранившихся на нем «хлебов предложения». Но эти жертвенники и совершавшиеся на них приношения играли второстепенную роль по своему значению и расположению.
Служение у жертвенника совершали священники, которым помогали левиты. В качестве святых представителей Израиля они отвечали за сохранность жертвенника и относящихся к нему предметов и следили за соблюдением чистоты и священного порядка жертвоприношений. Приношения на жертвенник передавались израильской семьей ее главе мужского пола, а затем священнику и Богу.
Израильтяне со своими приношениями «восходили» к жертвеннику или становились «пред» ним, но псалмопевец пишет также, что они могли с радостным благодарением «обходить» жертвенник ( Пс. 25:6 ). Образ «восхождения» особенно ясно выражает идеальную картину приближения к жертвеннику. Учитывая пространственную ориентацию Библии, мы не можем себе представить, чтобы для принесения жертвы надо было «спускаться» (как в случае с подземными божествами) или чтобы надо было «спускаться» по пути в Иерусалим. Устроение жертвенников требовало, чтобы взгляд устремлялся вверх. Оно соответствовало храмам древнего Ближнего Востока, которые строились на высотах, например, на горе Сион для Яхве или на мифической горе Цафон для Ваала. Строились ли они высотой в пять футов или на возвышающемся помосте, жертвенники были местами богослужений, направленных вверх, к небу. В видении Иезекииля высота устроенного уступами жертвенника достигает одиннадцати локтей или примерно девятнадцати футов ( Иез. 43:17 ). С восточной стороны расположены ступени, поэтому человек, приносящий жертву, движется с востока на запад, как будто входя во врата Едема (см. АДАМ, САД). Главное назначение жертвенника – принесение жертвы с пролитием крови. В Ветхом Завете жертвоприношение заключалось либо в окроплении жертвенника кровью животных, либо в помазании ею рогов, и ежедневные приношения агнцев и голубей продолжались вплоть до новозаветных времен.
Первый упомянутый в Ветхом Завете жертвенник был устроен Ноем, когда отступили воды потопа (хотя первое приношение Богу сделали Каин и Авель, Быт. 4:3–4 ). На нем Ной принес жертву всесожжения ( Быт. 8:20 ), и Бог, Которому эта жертва была благоугодна, заключил с Ноем завет, дав ему и его потомкам право есть плоть животных. С этого времени употребление в пищу мяса и заключение заветов почти всегда связывается с жертвенниками. Завет между Господом и израильтянами вступил в силу, когда Моисей окропил кровью жертвенник и народ ( Исх. 24:4–8 ), и в дальнейшем завет между Господом и Израилем подтверждался приношениями на Его жертвеннике.
До централизации богослужений в иерусалимском храме было множество местных жертвенников. Они делались из земли или из тесаных камней в противоположность золотым идолам других народов ( Исх.20:23–25 ). Вполне вероятно, что каждое убитое животное приносилось в жертву на каком-то жертвеннике. Позднее, когда жертвоприношения ограничились только иерусалимским храмом, его жертвенник для всесожжений стал средоточием богослужений израильтян. Покрытый медью жертвенник из дерева ситтим, описанный в Исходе, и более крупные жертвенники, воздвигнутые позднее, были местами совершения важнейших обрядов в израильском богослужении: всесожжений по утрам и вечерам, а также принесений жертвы за грех или за вину, удалявшей нечистоту и заглаживавшей вину за греховные поступки. С разрушением храма и утерей жертвенника для приношений совершение значительной части израильского богослужения стало невозможным.
Помимо жертвоприношений, связанных с пролитием крови, у жертвенника было еще несколько функций:
Памятник. В Бытии часто возводились памятники в местах общения с Богом. Авраам и Исаак поставили жертвенники в память о встречах с Богом ( Быт. 12:8, 26:25 ). В книге Иисуса Навина сыны Рувимомы соорудили жертвенник, не предназначенный для принесения жертв, как символ единства Израиля ( Нав. 22:21–29 ).
Место убежища. Ухватившись за «рога жертвенника», беглец мог получить убежище, если его преступление не заключалось в предумышленном убийстве ( Исх. 21:14 ,). Иоав, например, искал спасение у жертвенника, хотя в данном случае Соломон не пощадил его. Рога жертвенника были символом одновременно силы и защиты.
Трапеза Господня. О жертвеннике как о столе для трапезы Господней ясно упоминается всего в нескольких местах, но это может просто-напросто означать, что такое понимание было широко распространенным. В Иез. 41:22 жертвенник называется «трапезой, которая пред Господом». Тот же образ повторяется в Мал. 1:7 : «Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, а говорите: «чем мы бесславим Тебя?» – тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения». В том же смысле можно понимать результат жертвоприношения Ноя Господу на вновь построенном жертвеннике: «И обонял Господь приятное благоухание» ( Быт. 8:21 ).
Новозаветное понимание. В Новом Завете жертвенник остался местом жертвоприношений, но характер жертв резко изменился. Когда Иисус младенцем был приведен в храм для посвящения Господу, были принесены в жертву «две горлицы или два птенца голубиных» ( Лк. 2:24 ), однако в дальнейших рассказах Нового Завета жертвенник предстает местом жертвоприношений совершенно иного рода. О жертвеннике и о Святом-святых в святилище Иисус говорит как о двух основных частях святого места, подвергшегося осквернению. В центре Его внимания стоит кровь не приносимых в жертву по закону животных, а мучеников, жертвы которых предвосхищали Его собственную, «от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом» ( Лк. 11:51 ; Мф. 23:35 ). В Откровении в жертву опять же приносятся свидетели-страдальцы, а не жертвенные животные. Души мучеников, «убиенных за слово Божие», взывают из-под жертвенника ( Откр. 6:9 ). Но в новом Иерусалиме как будто бы нет жертвенника, как нет и храма, ибо на престоле восседает Агнец и нужды для места жертвоприношений нет.
В Послании к евреям с жертвенником отождествляется Сам Иисус, и Его единственная жертва противопоставляется много раз повторявшимся приношениям на прежних жертвенниках: «Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» ( Евр. 13:10 ). В этом стихе наивысшей точки достигает тенденция Нового Завета к слиянию всех образов жертвоприношений в одном – Иисусе, Который есть Первосвященник, жертвенный Агнец и, в данном случае, еще и Жертвенник. В качестве Жертвенника, Священника и Жертвы Иисус объединяет все образы, связанные с библейскими жертвенниками. Он становится символом нового завета, местом принесения жертвы и местом убежища.
См. также: ЖЕРТВА, ПОКЛОНЕНИЕ, СТОЛ.
ЖЕРТВЕННИК
1) возвышение, стол или иное устройство для принесения жертвы; 2) в рус. литургической терминологии - стол для совершения проскомидии (в тех случаях, когда этот стол расположен в особом компартименте храма - напр., отдельной апсиде,- этот компартимент также может называться Ж.). Перенос значения со св. престола на стол для совершения проскомидии, вероятно, был вызван подчеркнуто жертвенным характером этого чина; в правосл. литургических книгах, однако, и стол для совершения проскомидии, и храмовый компартимент, в к-ром он расположен, обозначаются терминами греч. πρόθεσις, старослав.Ж. как специальное устройство для принесения жертвы
[евр.В языческих культах
Ж. могли быть как переносными, так и встроенными в храмовые комплексы, которые считались жилищем того или иного божества. Кроме того, Ж. сооружались в домах, рядом с гробницами, в общественных местах (на рынках и т. п.). Для греко-римской культуры характерны посвятительные надписи на Ж. (подробнее о Ж. в языческих культах см. в статьях о языческих религиях).
В Свящ. Писании
В ВЗ Ж. упоминается более 400 раз. В подавляющем большинстве случаев используется евр. слово (резать, закалывать), оно обозначает не место заклания жертвенного животного, а место принесения (сожжения) жертвы - в библейской традиции жертвенное животное закалывали не на самом Ж., а близ него. Кроме сожжения жертвы или ее части на Ж. он окроплялся ее кровью (см.: Исх 24. 4-6 и др.). На Ж. приносились и бескровные жертвы (мука, елей, вино и благовония - Исх 29. 40; Лев 2. 1-2 и др.).
Впервые Ж. в ВЗ упоминается в связи с рассказом о Ное и окончании потопа (Быт 8. 20). Ветхозаветные патриархи чаще всего воздвигали Ж. там, где им являлся Господь, или там, где они жили (Авраам воздвиг Ж. в Сихеме (Быт 12. 6-7), между Вефилем и Гайем (Быт 12. 8), в Хевроне (Быт 13. 18), на горе в земле Мориа (Быт 22. 2, 9); Исаак - в Вирсавии (Быт 26. 23-25); Иаков - в Вефиле (Быт 35. 1-7)). Иногда Ж. устраивались в память об особых благодеяниях Божиих (Суд 6. 23-24; Исх 17. 15-16). Материалом для изготовления Ж. обычно служили земля и камни (Исх 20. 24-25).
В скинии и затем в Иерусалимском храме были 2 Ж. Один, стоявший внутри скинии и служивший для приношения курений, был сделан из дерева и обложен вокруг золотом (Исх 30. 1-5; 39. 38); другой, стоявший во дворе скинии Ж. всесожжения, был также сделан из дерева, но обложен медью (Исх 27. 1-6; 38. 30; 39. 39). Медным был Ж. всесожжения в храме Соломона (3 Цар 8. 64; 2 Пар 4. 1). После дарования закона на Синае Ж. вне скинии должны были сооружаться только из земли или необработанных камней (Исх 20. 24-26). Этот запрет объясняется по-разному: стремлением избежать нанесения на камни изображений или символов как в ханаанских культах; стремлением возводить Ж. из Богом данных материалов, к-рых не касалась рука человека; стремлением подчеркнуть значимость искусно сделанного Ж. скинии на фоне простых и безыскусных, отдельно стоящих Ж.; согласно Мишне, Ж. должен продлевать жизнь человека, тогда как железо несет угрозу жизни (Мишна Миддот 3. 4). Исх 20. 24 обещает присутствие Божие в том месте, где будет находиться Ж.
Лев 17. 1-9 запрещает приносить жертвоприношения где-либо, кроме Ж. скинии. Централизация ветхозаветного богослужения утверждается и во Втор 12, хотя на протяжении допленной истории евреи уклонялись в идолопоклонство, к-рое сопровождалось возведением Ж. языческим богам (Числ 25. 1-3; 3 Цар 11. 5-8; 12. 32-33; 16. 32; 4 Цар 17. 9-12; 23. 13; 2 Пар 28. 22-25; 33. 3-5, 15). В царствование Давида и Соломона отдельно стоящие Ж. вне Иерусалима ассоциировались с проявлениями язычества. Ж., построенный Соломоном, был гораздо больше, чем предыдущие (2 Пар 4. 1). Однако, несмотря на размеры, этот Ж. все равно оказался мал для всесожжений (3 Цар 8. 64; 2 Пар 7. 7).
После разрушения Иерусалимского храма в 70 г. по Р. Х. в раввинистической традиции возникла идея о том, что в отсутствие храмового богослужения Ж. для благочестивых иудеев стал служить домашний стол, за к-рым совершается торжественная иудейская трапеза (Тосефта Сота 15. 11 и др.).
В христианском богослужении
в связи с пониманием Евхаристии как жертвы слово Ж. было применено к столу, на к-ром совершается это таинство - св. престолу. В частности, в литургических текстах визант. традиции слово Ж.- это одно из обозначений св. престола (см., напр., 1-ю молитву верных из литургии свт. Иоанна Златоуста). Однако вне текстов визант. молитв и гимнографических текстов рус. литургическая терминология (в отличие, напр., от лат.- см. ст. Алтарь) не употребляет термин Ж. применительно к св. престолу.
Жертвенник — в религиозных культах возвышение или естественный камень, на котором приносились жертвы.
Содержание
В язычестве
Жертвенник (алтарь) встречается в различных формах во всех языческих религиях. От древних языческих народов — египтян, ассиро-вавилонян, персов, греков, римлян — сохранились прекрасные образцы жертвенников (в виде каменных столов, столбов или ящиков), которые можно видеть в лучших музеях, особенно Британском.
Основной тип жертвенника — это возвышенность, дающая возможность приносить жертву не на самой земле, а над нею, ближе к небу, как обиталищу божества. Поэтому и самые жертвенники созидались обыкновенно на «высотах», о которых так часто говорится в Библии.
В Библии
Жертвенник в Библии упоминается уже при Ное. Иаков, например, сделал жертвенник из простого камня, который служил для него изголовьем в предшествующую ночь. Несколько позже Иаков строил жертвенник, по всей вероятности, из простых неотесанных камней, сложенных в виде плоской кучи, на которой можно было развести огонь и положить жертву. Иисус Навин построил жертвенник из камней, взятых со дна Иордана, после чудесного перехода через него израильтян.
Ему же велено было построить жертвенник из неотесанных камней на горе Гевал (Втор.27:5).
В Скинии
При Скинии было два жертвенника — один для жертв всесожжения, а другой для воскурений. Так как Скиния была переносным храмом, то и жертвенники были сделаны из дерева. Первый был покрыт медью, второй — золотыми плитами.
Жертвенник всесожжения представлял собой нечто вроде ящика и имел внутри медную решетку для дров, а по бокам — кольца для несения его на шестах. Выдававшиеся по углам возвышения, так называемые «роги», были особенно важными местами; прикосновение к ним служило знаком желания всецело предаться на милосердие Божие, равно как обеспечением неприкосновенности и безопасности от мщения.
Жертвенник воскурения имел вид стола; на нём утром и вечером совершалось первосвященником, а затем и священниками, курение благовонных трав.
В христианстве
От Иерусалимского Храма жертвенник перешёл и к церкви, где и доныне составляют принадлежность храмов, как православных, так и римско-католических (у протестантов удержалась только идея жертвенника, вследствие чего у них жертвенником называется стол, к которому подходят верующие для причащения). Жертвенник в христианских церквях делались сначала из дерева, а со времени Константина Великого — и из камня.
С VI века католическая церковь стала исключительно допускать только каменный жертвенник; а на Востоке и доныне употребляется деревянный.
Отличие жертвенника в христианстве от других религий состоит в том, что на нём жертва не совершается, а только подготавливаются вещества (хлеб и вино) для совершения евхаристии.
Литература
- Жертвенник, место для принесения жертвы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Kitto, «The Tabernacle and its furniture» (1849);
- Ugolini, «Thesaurus antiquitatum sacrarum», t. VIII; Bähr, «Symbolik d. Mos. Cultus» (т. I).
- Христианское богослужение
- Жертвоприношения
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Жертвенник" в других словарях:
жертвенник — стол, алтарь Словарь русских синонимов. жертвенник см. алтарь Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
ЖЕРТВЕННИК — ЖЕРТВЕННИК, жертвенника, муж. 1. Возвышенное место, на котором приносились языческие жертвы (ист. и поэт.). «Пусть жертвенник разбит огонь еще пылает.» Надсон. 2. Стол в алтаре православной церкви, на котором совершается обряд проскомидии во… … Толковый словарь Ушакова
Жертвенник — возвышение, на котором приносились жертвы. Основной типего это возвышенность, дающая возможность приносить жертву не на самойземле, а над нею, ближе к небу, как обиталищу божества. Поэтому и самыежертвенники созидались обыкновенно на высотах , о… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
жертвенник — ЖЕРТВЕННИК, алтарь … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ЖЕРТВЕННИК — ЖЕРТВЕННИК, естественное возвышение или сооружение из земли, камня или металла, на котором или около которого происходит жертвоприношение (смотри также Алтарь); в христианском храме стол для возложения даров, закрывается покрывалом, на него… … Современная энциклопедия
ЖЕРТВЕННИК — (Аrа), созвездие южного неба, между Скорпионом и Южным Треугольником. Самой яркой его звездой является Бета со звездной величиной 2,9 … Научно-технический энциклопедический словарь
ЖЕРТВЕННИК — ЖЕРТВЕННИК, а, муж. Место, на к ром приносятся жертвы (в 1 знач.). Возложить на ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Жертвенник — помещение, расположенное в северной части алтаря, где на столе жертвеннике совершается первая часть Литургии Проскомидия; четырехугольный стол, расположенный слева от Горнего места в алтаре. Источник: СП 31 103 99. Здания, сооружения и… … Официальная терминология
Жертвенник — помещение, расположенное в северной части алтаря, где на столе жертвеннике совершается первая часть Литургии Проскомидия; четырехугольный стол, расположенный слева от Горнего места в алтаре. Источник: МДС 31 … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Жертвенник — ЖЕРТВЕННИК, естественное возвышение или сооружение из земли, камня или металла, на котором или около которого происходит жертвоприношение (смотри также Алтарь); в христианском храме стол для возложения даров, закрывается покрывалом, на него… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Читайте также: