Женщина у стола картина

Обновлено: 23.01.2025

Сейчас в Третьяковской галерее проходит выставка одного из моих любимых художников — Юрия Пименова . Белой завистью завидую москвичам и мечтаю тоже попасть на эту выставку. Возможно, удастся до 9 января — дня окончания выставки, побывать в столице, но пока всё неопределённо и о выставке остаётся лишь мечтать. Ну, ещё смотреть репродукции картин художника в Интернете.
И вот смотрела я вчера разные репродукции и обратила внимание, что порой на своих картинах Юрий Пименов изображает картины других художников.

Ф.П. Решетников. Прибыл на каникулы. 1948 г. Холст, масло. 100 x 80 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

А вот репродукция картины "В комнатах".

Вообще, портреты со спины встречаются в живописи намного реже привычных, таких, где мы можем рассмотреть лицо изображённого персонажа. И картина Юрия Пименова невольно подкинула идею посмотреть, а какие женские портреты ещё известны в живописи.

Понятно, что всего не охватить. Ну, посмотрим хотя бы некоторые.
И раз речь мы вели о Юрии Пименове, с него и начнём. У него нередки изображения женщин со спины. Да хотя бы девушка, несущая поднос с едой, на той же картине "В комнатах".

Всем известна картина "Новая Москва", ставшая классическим образцом соцреализма. Девушка за рулём тоже изображена со спины, и зритель видит преображающуюся столицу как бы её глазами. Надо сказать, что моделью художнику послужила его жена Наталья Бернардская .

И вот, казалось бы, прозаический сюжет — стирка в тазике в огороде. Но как волшебно-романтично выглядит изображённая со спины стирающая женщина.

Нередко художники изображают со спины женщин, смотрящих в окно. Есть такая картина и у Пименова.

А сейчас давайте посмотрим женские портреты со спины, написанные другими художниками. Первым вспоминается Сальвадор Дали .

Сальвадор Дали. Девушка, увиденная со спины. 1925 г. Холст, масло. 103 x 73.5 см. Национальный музей — Центр искусств королевы Софии, Мадрид

На картине изображена младшая сестра Сальвадора — Анна Мария. Эта картина была представлена на первой индивидуальной выставке Дали в галерее Далмау в Барселоне в 1925 году, где ее заметил и высоко оценил Пабло Пикассо.

Довольно популярным у художников является сюжет "женщина спиной у окна". Ниже несколько репродукций картин, на котором реализован такой сюжет. И начнём опять с картины Сальвадора Дали, на которой изображена его сестра Анна Мария.

Эта картина, как и предыдущая, была написана в 1925 году, во время обучения Дали в Королевской Академии изящных искусств (из которой впоследствии художник был отчислен). Написана картина в стиле реализма, виртуозно и мастерски. Зритель, оглядев фигуру девушки, не видя её лица, невольно становится заинтригованным: на что же смотрит героиня? А за окном изображён залив Кадакеса, и зритель вместе с девушкой на картине начинает смотреть на него.

Далее ещё несколько картин, на которых изображены смотрящие в окно женщины.

Почему грустит героиня картины, сидящая за столом

На этой картине мы видим двух женщин, одна из которых сидит за столом, а другая стоит за её спиной. Давайте попробуем разобраться, что же это за женщины и о чём нам рассказывает сюжет полотна.

Картину создал живописец Владимир Маковский, который любил воплощать бытовые сюжеты из жизни простых людей. Полотно называется «Приезд учительницы в деревню», что прямо говорит нам о статусе главной героини. Именно учительница сидит, пригорюнившись, за столом возле сельского домика.

Местные жители поспешили накормить гостью с дороги «чем Бог послал»: на столе мы видим огурцы, яйца, варёную картошку, чай, а также квас или молоко в крынке. Хозяйка дома стоит возле учительницы с самоваром — она готова в любой момент подлить ей чаю.

Но почему героиня Маковского не рада такому тёплому приёму? Она сидит, глядя в одну точку, и даже ничего не ест. Видно, что женщина тяжело пережила этот переезд и совсем не хочет здесь находиться. Хотя понять её не трудно.

По одежде учительницы мы видим, что она городская, поэтому деревенская жизнь совсем не привлекает её. Кроме того, здесь нет ни друзей, ни родных, а для связи в те времена были только письма, которые шли довольно долго. Поэтому адаптироваться нашей героине будет очень тяжело.

Со временем она может привыкнуть к своей новой жизни, но перспектив для развития всё равно не видно. Ни карьерный рост, ни замужество молодой учительнице здесь не светят. За простого крестьянина выйти она не могла. Разве что могло повезти с таким же, как и она учителем, ну или с фельдшером.

Для жилья ей вряд ли выделят отдельную избу. Скорее всего, женщине предоставят комнату в одном из деревенских домой, где уже проживает какая-либо семья.

Работа в сельской школе фактически становилась для женщины жизненным тупиком, выбраться из которого было довольно сложно. Зарплата была небольшой, поэтому сделать какие-то крупные сбережения, чтобы уехать, возможности не было. Связь с городской культурой с годами терялась, и учительницы постепенно дичали.

Глядя на эту учительницу, вспоминается рассказ А. П. Чехова «На подводе»:

«В учительницы она пошла из нужды, не чувствуя никакого призвания; и никогда она не думала о призвании, о пользе просвещения, и всегда ей казалось, что самое главное в её деле не ученики и не просвещение, а экзамены. И когда тут думать о призвании, о пользе просвещения? Учителя, небогатые врачи, фельдшера при громадном труде не имеют даже утешения думать, что они служат идее, народу, так как все время голова бывает набита мыслями о куске хлеба, о дровах, плохих дорогах, болезнях. Жизнь трудная, неинтересная, и выносили её подолгу только молчаливые ломовые кони, вроде этой Марьи Васильевны; те же живые, нервные, впечатлительные, которые говорили о своем призвании, об идейном служении, скоро утомлялись и бросали дело».

Сюжет картины Маковского очень напоминает сюжет полотна Константина Трутовского «Приезд учительницы» , только там героиня приезжает в деревню зимой.

Женщина у окна

Внимание, вопрос. Представьте себе картину – "Женщина у окна". Кто будет на этой картине "главный" – окно или женщина? Да, звучит смешно, но давайте посмотрим.

Представьте ту же же самую картину "без окна", то есть без солнечного блика на стене. Что останется?

По-моему, женщина тоже пропадёт. Останется собака, муж, вяло натягивающий чулки, зеркало, кувшин для умывания на подносе и эта, как её. ну, которая приносит кувшин. А есть окно – есть свет. Есть свет – есть Женщина.

Интересно, кто вообще придумал этот мотив – женщина и окно? Ян Вермеер?

Или Питер де Хох? Они были современниками и земляками – возможно, дружили, возможно, соперничали. Вот слева де Хох, а справа Вермеер:

Вам кто нравится больше?

Такие похожие (и замечательные!) художники, а как будто принадлежат разным эпохам. Де Хох – средневековью, Вермеер – Новому времени. У де Хоха женщина взвешивает на весах золото в комнате, обитой золотой тканью ("хорошо жили, багато"), у Вермеера – читает письмо (из дальних стран?) на фоне географической карты. Середина XVII века, завершается эра Великих географических открытий.

И главное, что здесь у Вермеера подкупает, это умение "отсекать лишнее", характеризующее, как известно, гениев. Заметьте: окна-то на картине и нет! Оно не изображено, однако мы его видим, чувствуем.

А вот его же картина, на которой окно есть. Тот же сюжет, та же модель, только меньше света – и больше деталей:

Какая вам больше нравится? Мне – та, что справа: в ней воздух, а когда много воздуха, легче дышится.

Когда мне доводилось работать литературным редактором, я говорил авторам: "Убирайте лишние детали! Даже, если вам кажется, что они "работают". Вот пример. Современные реставраторы что-то там похимичили с картиной Вермеера (той, что слева) и обнаружили: по первоначальному замыслу на стене комнаты висела картина! На ней был изображён купидон с луком:

Та самая "работающая деталь". Намёк на то, что письмо любовное. И выглядеть картина должна была, предположительно, так:

Ну и что? Много ли смысла в том, что молодым девушкам свойственно иметь женихов и возлюбленных и получать от них письма? К чёрту купидонов, к чёрту девушек! Взял и замазал. Уже лучше. А потом и окно убрал. И получился – шедевр. "Женщина, читающая письмо":

Именно "женщина" (она беременна, если кто не заметил). И письмо не от какого-нибудь тонконогого, а от мужа – капитана дальнего плавания, солидного человека, служащего Голландской Ост-индской компании. Всё так по-голландски строго, скупо, собрано. "Дело надо делать, господа, дело делать!" Капитализм на дворе.

Да и ну их с этим капитализмом. Идём дальше.

Эту картину Сальвадора Дали видели все. У неё, по-моему, лишь одно важное достоинство: это не Галá (с Еленой Дьяконовой они встретятся в 1929 году, а картина написана в 1925).

А вот "адрес" это картины – то есть то, что Дали цитирует и пытается "переосмыслить":

Видите? Тоже мачта за окном, только не далеко-далеко, как у Дали, а близко-близко. И от этого – возникает поскрипывание снастей, плеск и запах воды. В общем, как у Блока:

Ты помнишь, в нашей бухте сонной
Спала зелёная вода,
Когда кильватерной колонной
Вошли военные суда.
Четыре. Серых. И вопросы
Нас волновали битый час,
И загорелые матросы
Ходили важно мимо нас.

. Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран –
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман.

У великого романтика Фридриха окно такое материальное, такое предметное – но при этом является "проходом в другой мир". Отсюда, из этой комнаты, в мир большой, где много пространства и воздуха. А Дали на своей картине эти самые пространство и воздух наглядно изобразил , но выглядят они, как плоское пятно на стене. Вроде и далёкое нарисовано, а женщина в это далёкое буквально носом упёрлась.

К слову о великих и невеликих художниках. (А просто знаменитых.)

Идём дальше? Ещё два голландца – Питер Янссенс и Якоб Врель. Посмотрите, насколько по-разному та самая "женщина у окна" может выглядеть! Это как-то даже. смешно?

Скрытый смысл и загадки самой известной фрески Леонардо Да Винчи «Тайная вечеря»



Весь мир знает загадочную улыбку «Моны Лизы», но это далеко не единственная работа Леонардо да Винчи, скрывающая множество тайн. Возможно, его величайшей работой является «Тайная вечеря» - монументальная роспись, которая изображает последнюю трапезу Иисуса с его учениками, и украшает стену церкви Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Она буквально изобилует загадками и скрытым смыслом. Приведем только некоторые из скрытых значений «Тайной вечери», некоторые из которых обсуждаются до сих пор, даже спустя пятьсот лет после создания этого шедевра.

Иоанн может быть Марией Магдалиной

Любимого ученика справа от Иисуса историки искусства называют апостолом Иоанном, но некоторые считают, что это замаскированная Мария Магдалина. Большинство искусствоведов и ученых считают, что на росписи справа от Иисуса изображен его любимый ученик Иоанн. Но что, если присмотреться к этому персонажу.

справа от Иисуса изображен его любимый ученик Иоанн

Ряд искусствоведов и библейских ученых на самом деле считают, что человек по правую руку от Иисуса на картине - женщина, скорее всего являющаяся Марией Магдалиной. Это единственный человек на картине, носящий ожерелье или кулон. Многие говорят, что это доказывает, что данный персонаж, скорее всего, женщина (по крайней мере, это точно не Иоанн).

Леонардо да Винчи, набросок «Тайной вечери».

Многие считают, что средневековые христианские лидеры, увидев женщину на картине, предприняли осознанные усилия, чтобы окрестить этот персонажа «Иоанном». Их смутило то, что, в противном случае, на картине попросту не будет всех учеников, а также то, что женщина сидит по правую сторону от Иисуса, т. е. на самом почетном месте.

Также можно увидеть, что многие из людей с правой (от Иисуса) стороны стола разговаривают с Марией, а Иисус, кажется, общается с сидящими слева от него. Если присмотреться ближе к «Иоанну», несложно увидеть сходство с Моной Лизой, которая была написана пять лет спустя.

«Тайная вечеря»

В «Евангелии от Матфея» Иисус говорит, что тот, кто опустит руку в блюдо вместе с ним, является «предателем». Что интересно, как во времена Иисуса, так и Леонардо (а в некоторых местах и сегодня) на Ближнем Востоке и в Средиземноморье зачастую на обеденный стол ставили одну чашу с соусом или оливковым маслом на всех.

Каждый человек за столом по очереди опускал в нее свой хлеб. Чаще всего это был круглый стол с миской или горшком в центре. Но Леонардо изобразил Христа и его учеников за прямоугольным столом. Это предоставляет лучший обзор, а также является художественным клише на то время, но, может быть, Леонардо сделал это по другой причине.

Окунать свой хлеб в чашу перед хозяином очень неуважительно, и можно считать, что тот, кто делает подобное, считает, что он лучше, чем хозяин. На картине подобное делает Иуда, причем он также опрокинул соль, что является признаком грядущей неудачи.

Исследование «Тайной вечери» из тетрадей Леонардо, где у девяти апостолов над головами написаны имена.

Исследование «Тайной вечери» из тетрадей Леонардо, где у девяти апостолов над головами написаны имена.

Наконец, да Винчи сгруппировал сидящих за столом группами по 3 человека — если учитывать Иисуса, то это выглядит так: 3-3-1-3-3. При этом художник прогнорировал условности, не нарисовав нимбы над Иисусом и его последователями.

Далее он говорит, что только те, кто это сделают, будут иметь вечную жизнь. Некоторые ученые считают, что Леонардо, который был не только скептиком и ученым, но и человеком, которого обвиняли в гомосексуализме во время молодости, когда он жил во Флоренции. В то время это, несомненно, считалось поступком, недостойным «вознесения на небеса» после смерти. Поскольку Леонардо нарисовал учеников группами 3-3-1-3-3, некоторые исследователи утверждают, что этим художник Леонардо указывал на «Плач Иеремии, глава 3: стихи 31-33: «Никто не изгнан от Господа навеки».

Иуда нарисован в стереотипной форме, чтобы быть похожим на еврея и отличаться от остальных

Еще раз присмотримся к картине. Иуда (справа от Иисуса и «Иоанна») - единственный за столом, у кого темная кожа и нос с горбинкой. Он явно похож на еврея.

Картина, как она выглядела в 1970-х до реставрации.

Перед Иудой стоит мешок с деньгами (в Евангелии от Иоанна 12: 6 говорится, что Иуда был вором, не говоря уже о тридцати сребрениках, выплаченных ему за предательство Иисуса), а в его стакане налито молоко, а не вино, как у остальных. Это сделано целенаправленно, чтобы Иуда отличался от остальных буквально в каждой мелочи.

Если бы Иуда пил вино, которое Иисус назвал «своей кровью» и которое якобы является «путем к спасению», он был бы прощен, но Леонардо нарисовал его так, что Иуда выглядит посторонним и не прощенным.

Любовь и нелюбовь: Детали картин, которые сразу понимали зрители XIX века

Любовь и нелюбовь: Детали картин, которые сразу понимали зрители XIX века.


Девятнадцатый век подарил человечеству много живописных полотен в самых разных жанрах и стилях. На них до сих пор приятно или интересно смотреть — недаром по сети продолжают гулять подборки живописи именно девятнадцатого века. Вот только многих намёков, понятных зрителю прошлого, современный зритель без подготовки не считывает.

На грани падения

На картинах американского художника Джорджа Уотерса и Маркуса Стоуна видны намёки на то, что девушки, выглядящие так благопристойно, или на грани падения, или уже состоявшиеся любовницы изображённых молодых людей. Возможно, речь также идёт о насилии.

Картина Джорджа Уотерса.

Картина Маркуса Стоуна.

Картины кажутся очень разными: на одной девушка улыбается и занята своими делами, на другой — отвернулась от мужчины (и картина называется «Ссора влюблённых»). На одной юноша неуверен в себе, на другой — выглядит даже нагловатым. Между двумя фигурами на картине Уотерса вписана статуя Амура — от того, что она на заднем плане, создаётся иллюзия того, что он порхает. На картине Стоуна девушка опустила полураскрытый веер — на языке балов это означало «Невозможно!»

В то же время, мы видим две общие черты: кавалеры сидят, раздвинув ноги (что противоречило, надо сказать, правилам этикета и было дозволено только в очень «свойской» компании), и на землю упало красное яблоко. Если сейчас мужчина с расставленными ногами может ассоциироваться с любовью захватывать чужие места в метро, то раньше этой позе приписывалась сексуальная агрессия. Что касается красного яблока — это постойнный символ соблазна на картинах прошлого, а яблоко упавшее — символ «падения», то есть того, что девушка соблазну поддалась или вот-вот поддастся.

Интересно, что на картине Стоуна девушка не просто отвернулась — она сидит настолько сильно согнувшись, словно её не держит собственный позвоночник. Она утратила силы. На земле возле неё валяется развязанная лента (непонятно, откуда), а кавалер практически прижимается ногой к ноге дамы. Всё это может быть намёком на уже произошедшее или намечающееся изнасилование. Картина Уотерса, для сравнения, выглядит намного более мирной: кавалер не вторгается в личное пространство девушки, а его поза не настолько открытая, он словно сдерживает свои порывы.

Трость на столе

На картине Уотерса видна ещё одна деталь — скабрёзный и смешной (в те времена) намёк. Его можно увидеть и на картине Сулакруа, изображающей свидание в саду. Это трость на столе, направленная от мужчины. Таким образом намекали на эрекцию. У Сулакруа мужчина также явно переходит в атаку: она приобнял женщину (и она не уклоняется от этого жеста), развёрнут так, чтобы касаться своим коленом её колена (именно этому прикосновению придавали особый эротический смысл). Девушка и сама как будто клонится к кавалеру. Скорее всего, вот-вот произойдёт поцелуй — но вряд ли нечто большее, ничто в облике девушки и её аксессуарах не говорит о том, что она согласна пойти дальше.

Картина Фредерика Сулакруа.

Девичья беда

О посыле картины Фредерика Кемеррера после знакомства с предыдущими картинами будет уже легче догадаться. Снова на полотне — свидание в укромном месте. Кавалер сидит, раздвинув ноги, но он не тянется к даме, как мужчины в предыдующих сюжетах. Он сидит в надменной позе, уперев руки в бёдра и расставив локти. Девушка возле него плачет; на её бёдрах спереди лежит красная шаль, а руку чуть выше локтя украшает браслет в виде змеи.

Картина Фредерика Кемеррера.

Вообще красная шаль — частая деталь картин о любовниках, но обычно она расположена за спиной героини. В таком случае она может символизировать страсть, которую вызывает женщина, или быть просто ярким цветовым пятном для равновесия на картине. А вот на полотне Кемеррера шаль прикрывает лоно девушки — она символизирует девственную кровь. Девушка отдалась мужчине, который на неё смотрит, и, может быть, не по своей воле — очень уж кроваво «растеклась» шаль. Кроме того, шаль так натягивает ткань платья, что под ней вполне может поместиться живот беременной женщины.

На картине Карла Швенингера красная шаль «подсвечивает» девушку сзади.

На картине Паля Мерсе явно изображены любовники.

Змея, в виде которой выполнен браслет — символ греха, и браслет сжимает руку женщины как раз в том месте, за которое обычно хватают, когда женщина пытается развернуться и уйти. Это, возможно, ещё один намёк на то, что девушку не столько совратили, сколько некогда принудили к соитию. Теперь она беременна и не знает, что делать — но кавалер равнодушен к её беде. Вряд ли он собирается жениться.

Сцены в поезде

Картина Бертольда Вольтца «Навязчивый господин» представляет один из типичных сюжетов второй половины девятнадцатого века: мужчина заговаривает с хорошенькой девушкой. Название картины порой вызывает протест у комментаторов в интернете: мол, что теперь, не знакомиться в поездах? Что такого плохого?

Картина Бертольда Вольтца.

Но если посмотреть на картину внимательно, мы заметим, что девушка — в чёрных одеждах и заплакана. Она только что кого-то потеряла, поэтому одета в траур и переживает острое горе. Желающий познакомиться мужчина просто игнорирует её состояние. К тому же он держит сигарету в её сторону — что по меркам девятнадцатого века очень грубо (и, кстати, в данном контексте может означать на картине то же, что значит трость на предыдущих). Чтобы подчеркнуть неуместность «непринуждённого разговора», который затеял попутчик, художник отделяет его от девушки спинкой сиденья — в отличие от обычных картин о разговоре попутчика с дамой, где они развёрнуты друг к другу.

Картина Абрахама Соломона.

Цыганская школа

Эта картина выбивается из общего ряда только на первый взгляд. На ней изображены мальчики, которые под руководством очень молодого мужчины в костюме, обычном для цыганского скрипача, явно разучивают какую-то пьесу. Главный юмор картины в том, что мальчики явно составляют традиционный цыганский венгерский оркестр — капеллу, а юноша ведёт себя как примаш — руководитель оркестра.

Картина Яноша Валентини — тоже о любви.

Однако в обычной капелле было не больше одного подростка-подмастерья, а руководителем был мужчина в годах. Вероятно, мы видим слишком амбициозного молодого человека, который намерен собрать собственный оркестр, а не подчиняться кому-то ещё — но под начало настолько молодого примаша готовы идти только мальчишки, которых ещё учить и учить. Можно только представить, как звучит эта безусая капелла!

Один из музыкантов уже явно схлопотал затрещину за плохую игру. И, если мы проследим за взглядом мальчика, без труда поймём, отчего он был так невнимателен на репетиции: подросток обменивается взглядами с девочкой, своей ровесницей, которая спряталась, чтобы не мешать брату, за печкой. Девочка откровенно смеётся тому эффекту, который она произвела на мальчишку с гобоем. Её руки сцеплены перед животом — она вряд ли расположена к гобоисту, иначе бы художник выразил это позой. Над незадачливым влюблённым посмеивается и его товарищ-скрипач.

Гадалки

В картинах с цыганками-гадалками было несколько повторяющихся сюжетов, и этот — самый популярный в восемнадцатом-девятнадцатом веках. На картинах Франсуа Навеза и Отоли Крашевской цыганка гадает девушки, а молодой человек вглядывается в лицо гадалки. Нет, он не влюбился в цыганку, позабыв о той, что рядом. Он заплатил гадалке заранее за то, чтобы она увидела в будущем возлюбленной идеального мужа с его приметами.

Картина Франсуа Навеза.

Картина Отоли Крашевский.

Вероятно, поэтому гадалка у Навеза и не смотрит в руку девушке — она пытается вспомнить, что ей велено говорить. Крашевская подчёркивает, что кавалер намерен получить себе даму, тем, как по-хозяйски он положил руку на спинку стула за её спиной. Притом девушка, возможно, сомневается в его чувствах: у неё в руке букет ромашек (любит? не любит?)

Живопись вообще может рассказать очень много, например, о моде знатных мусульманок прошлого. Каджарская живопись: окно в жизнь и моду мусульманских гаремов прошлых столетий .

Читайте также: