Яство на пиршественном столе

Обновлено: 23.01.2025

В честь важных государственных событий и религиозных праздников русские монархи традиционно устраивались большие пиры. Поводом для пира могло стать и событие в царской семье, например, свадьба, рождение ребенка, именины

Пир всегда был сложным ритуалом, к которому готовились загодя, зачастую составляя для этого специальную роспись. В пировальной росписи подробно описывали всю процедуру, фамилии и обязанности основных должностных лиц, обеспечивавших пир и прислуживавших за столом, фамилии и порядок размещения приглашенных, меню и порядок подачи кушаний и напитков.

Особо украшалась палата, в которой проходил пир, причем, зависело это не только от уровня пира, но и от присутствия на нем иностранных гостей. Послам всегда стремились показать богатства царя, поэтому в палате ставились специальные поставцы с драгоценной посудой, которая в ходе пира обычно не использовалась. Стены драпировались коврами, столы накрывались красивыми скатертями, а лавки вышитыми полавочниками.

А.П. Рябушкин. Пир богатырей у ласкового князя Владимира

Столы традиционно ставились вдоль лавок, расположенных у стен, но при большом количестве гостей столы могли ставиться рядами и в центре палаты. На столах стояли приборы для специй (соль, перец, уксус, иногда хрен или что-то заморское), персональные столовые приборы, а особенно ложки, вилки и ножи до конца 16 века предназначались только для наиболее знатных гостей. Так, иностранец Бухав, присутствовавший на пиру Ивана Грозного, впоследствии писал, что не имел ни тарелки, ни ножа, а пользовался ими от сидевшего подле него боярина.

Царский стол традиционно ставился на возвышении. За ним кроме монарха мог размещаться царевич, патриарх, а иногда, в качестве особой награды, и наиболее почетный гость. Царица и царевны на пирах, кроме свадебных, не присутствовали, но могли наблюдать за ними из специальных окошек. Часто во время официального пира устраивался и «прием» для боярынь в палатах царицы, проводившийся с большой пышностью.

К.Е. Маковский. Князь Репин на пиру у Ивана Грозного

Обычно при подготовке пира самой сложной проблемой было размещение приглашенных за столами. Если иностранцы спокойно усаживались на указанные им места, то русские бояре и окольничие не могли обойтись без местнических споров, хотя за них сурово карали, вплоть до содержания под стражей, лишения вотчин и даже казни. Но занятие места «не по отчине» (почетность места убывало по удалению от царского стола) могло оказаться чреватым не только для последующих служебных назначений данного боярина, но и всей его родни по нисходящей линии. Чтобы как-то выходить из такой ситуации, заранее от имени царя стали объявлять, что данный пир проводится «без мест», то есть, места, занимаемые боярами за столом, не будут учитываться при последующих служебных назначениях. Но и в этих случаях не обходилось без споров и ссор.

Распоряжался пиром царской дворецкий, под началом которого находились стольники, чашники и вся прислуга. Особенно почетным было подавать блюда и напитки на царский стол, это доверялось только стольникам и чашникам из знатных, зачастую княжеских фамилий. Перед тем, как блюдо попадало на царский стол, оно проходило многоступенчатую проверку: сначала его в присутствии дворецкого пробовал повар, затем пробовали слуги, переносившие его в комнату рядом с пиршественной палатой, из которой оно уже подавалось к столу. Последним «снимал пробу» стольник или чашник, непосредственно подававший его на стол. С блюд, подававшихся гостям, пробы обычно снимались только на кухне.

Александровская слобода. В этой палате устраивал пиры для ближних бояр Иван Грозный

Количество блюд на царском пиру было огромным, да и продолжаться пир мог 5−8 часов. Как только они такой пищевой марафон выдерживали? Поневоле русские бояре отличались дородностью.

На пирах строго соблюдалась последовательность подачи блюд. Традиционно начинали с холодных закусок, которых было множество: различная икра, копчения, соления, заливное Затем наступала пора жареных мясных и рыбных блюд. Их вынос обставлялся как своеобразное представление. Начинали его обычно с жареных лебедей или павлинов, декорированных перьями. Эти блюда сначала торжественно проносили по всему пиршественному залу. В момент демонстрации блюд царю из них могли вылетать мелкие птицы. Затем блюда разрезали на куски, которыми уже обносили пирующих.

Царский пир в Грановитой палате

Вслед за жареными «царскими» птицами дюжие слуги выносили обжаренные на вертелах туши оленей, вепрей, косуль На Руси всегда хватало как домашних, так и диких животных, поэтому разнообразие было велико, подавали даже жареную рысь, которая за белое мясо считалась лакомым блюдом. Если дичью иностранцев удивить было трудно, то громадные осетры, белуги, стерляди, щуки, сомы всегда производили должное впечатление. После цельножаренных туш и рыбин начинали демонстрировать различные кулинарные изыски, например, свиную тушу, половина которой вареная, а половина жареная, начиненную различной птицей, фруктами и специями. Вариантов было множество, в том числе и комбинированных из дичи, птицы и рыбы или из их особо деликатесных частей. К жареным блюдам подавались различные соусы, маринады, соления.

После жареного мяса наступал черед горячих супов, похлебок, каш и пирогов, разнообразие которых всегда впечатляло иностранцев. Только ухи могли подавать 25−30 различных вариантов. Завершали пир десертом — свежими и приготовленными в различных видах фруктами и ягодами, блюдами из орехов, сладкими выпечками, заморскими деликатесами.

Естественно, что на пиру не только ели. Пили квасы, морсы, меды, пиво (его тогда называли олуй) и вина. Кстати, русские меды были зачастую не менее хмельными, чем заморские вина. Так как при тостах, которых было не мало, полагалось пить до дна, многие упивались основательно. За перебравшими следили специальные слуги, которые помогали им «проветриться» и при необходимости опорожнить желудок. Выдержать пир, не прибегая к помощи подобных слуг, удавалось немногим.

На пиру особо почетным для гостей считалось получить кубок с вином или блюдо с царского стола. А если из блюда перед этим отведал сам царь или отпил из кубка — это уже была великая честь. Не меньшей честью было получить от царя «обед на дом». Это был особый ритуал, когда стольники и дворцовые слуги прибывали в дом награждаемого, принося с собой все, что необходимо для обеда, кроме мебели. Накрывался стол, расставлялись яства и напитки. После чего старший стольник из особой фляги наливал в кубок вино и с соответствующими словами вручал его хозяину от имени царя. Подобные наградные обеды случались не часто, обычно царь так награждал иностранных послов. Кстати, посуда и скатерти тоже входили в подарок, делая его очень дорогим.

Традиции царских пиров резко изменились во времена Петра I. Но в среде богатейших дворян пиры, подобные царским, давались на Руси вплоть до начала XIX века.

Что подавали гостям на королевских пиршествах много веков назад?

Любое королевское пиршество, в нашем представлении, должно сопровождаться реками вина и сотнями изысканных яств. Однако обилия гастрономических изысков особам королевских кровей, как показывает история, зачастую было недостаточно.

Пир Петра I

Блюда, подаваемые к царскому столу, были не только дорогими и вкусными, но и необычными, поражающими воображение, вызывающими восторг у сотрапезников. Пиршественному столу полагалось одним своим видом подчеркивать величие и роскошь королевского двора.

Так, например, на великолепном обеде у курфюрста Пфальцского, проходившем в марте 1726 года, именитым гостям подали несколько сот изысканных блюд и деликатесов. Однако более всего их поразило не обильное меню, а торт.

Карл III Филипп, курфюрст Пфальца с 8 июня 1716 г.

Придворному кондитеру пришлось изрядно постараться, чтобы создать этот шедевр кулинарного искусства. Огромный торт был сделан в виде замка с башенками, шпилями и пушками, стреляющими в потолок ракетами. Зрелище было впечатляющим! Недаром курфюрст потратил на пиршество огромную по тем временам сумму в десять тысяч золотых.

Не менее впечатляющим было пиршество при дворе венгерского короля Матиаша.

Венценосной особе подали на стол огромное блюдо из паштета, откуда перед глазами удивленных придворных выпрыгнул цыганенок со скрипкой в руках. Маленький музыкант порадовал присутствующих на обеде чудесной музыкой.

Король Матиаш

Многим монархам к пиршественному столу подавали удивительные блюда, приводившие в восторг как самих венценосцев, так и их гостей. Кондитеры создавали для таких случаев настоящие шедевры.
Присутствующих на королевских пирах баловали фонтанами, разбрызгивающими благовония, сахарными садами с лимонными и апельсиновыми деревьями, вулканами, изрыгающими огонь, статуями из сахара.

Так, к тезоименитству Эберхарда, герцога Вюртембергского (1772 год), придворные кулинары подготовили потрясающий сюрприз.
Весь пиршественный стол занял сахарный сад, в центре которого размещалось озеро с фонтаном. А в озере плавали самые настоящие живые утки! Высокопоставленные гости герцога были поражены этим великолепием.

Карл Евгений Вюртембергский

Пир, устроенный в связи с коронацией короля Венгрии Карла Четвертого (1712 год), не уступал в роскоши королевским застольям других венценосных особ того времени. Согласно исторической хронике, к столу венгерского короля был подан сахарный храм с восемью колоннами, четырьмя триумфальными арками, двумя нимфами с лавровыми венками в руках. Удивительное блюдо окружали статуи из сахара, держащие в руках щиты с изображенными на них царскими гербами. Это было блюдо, достойное столь выдающегося события!

У польского короля Августа Второго, прозванного Сильным, любимейшим блюдом был зажаренный целиком бык, внутри которого запекали овцу, а в овце — теленка, а в теленке — каплуна.

Фрагмент компьютерного фильма С. Хлебовского

В России тоже не отставали! На пиру, устроенном в связи с бракосочетанием племянницы Петра Великого Анны с герцогом Курляндским, тоже было чему удивиться.
На стол подали два удивительных пирога, из которых к гостям вышла пара одетых по французской моде карлиц. Под удивленные возгласы присутствующих на пиру карлицы станцевали для молодоженов и их гостей модный в те времена танец — менуэт.

В наше время столь грандиозных пиршеств уже не устраивают и удивительных яств к столу не подают даже в монарших семьях. Эти королевские причуды остались в далеком прошлом.

Автор: Златка Иванченко

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Как на Руси в древние времена гостей встречали, чем угощали и как провожали



На Руси гостей встречали радушно, хлебосольно. Гостеприимство - прекрасная русская черта, которая демонстрирует не только готовность поделиться какими-то материальными благами, но и отдать частичку своей души. Считалось, что человек, уважающий людей, проявляющий великодушие, никогда не будет одиноким, его дом всегда останется наполненным смехом и счастьем. Гостеприимство было во всем: это и прием желанных гостей, и подача блюд, и даже ночевка. Хозяева могли не только накормить, но и отдать последний кусок. Сегодня многие люди замкнулись в цифровом мире. Процветает социофобия. А вот в старину совершенно естественным было встретить, накрыть стол, уложить спать на лучшее место. Так было принято.

Почему гостям выносили хлеб с солью

Гостей в России и сегодня встречают хлебом-солью. /Фото: noteru.com

На Руси гостям всегда были рады. При встрече хозяева кланялись гостю, угощали хлебом с солью, старались развлечь, накормить, напоить, в общем, окружали заботой. Когда встреча была запланирована, то есть хозяева знали, что будут гости, они начинали готовиться к этому событию заранее. И вот когда появлялись долгожданные визитеры, на порог выносили каравай с солью. Это делала хозяйка, ведь она пекла ароматный хлебушек. Его укладывали на вышитое полотенце и предлагали гостям отведать кусочек.

Хлеб на Руси символизировал благополучие, изобилие, а что касается соли, то ее всегда считали особым оберегом. Такая встреча означала, что что хозяева желают гостям счастья, добра и мира, и просят Бога, чтобы он защитил их. Кстати, хозяин и хозяйка тоже могли получить подобный подарок.

Чем угощали и какой строгий порядок подачи угощений существовал: красен обед пирогами

В старину обед начинали с пирогов. /Фото: мояоколица.рф

Обед на Руси тоже проходил по строгим правилам. Продолжая тему хлеба и соли, хозяин подносил всем сидящим за столом по куску посыпанного солью хлебушка. В центр стола ставилась специальная большая тарелка, в которую клали самые вкусные куски. Это делалось для того, чтобы подчеркнуть радость от встречи с гостями: тем, кого хозяин был особенно рад, он накладывал еду из этой специально предназначенные емкости. Это было выражение особого уважения.

Сейчас покажется странным, но начинали трапезу на Руси с пирогов. Поэтому и существует поговорка «красна изба углами, а вот обед пирогами». После того как гости оценили вкус пирожков, наступала очередь вторых блюд, мясных и рыбных. А что касается супов, то их следовало есть в самом конце обеда. Сразу после супа вкушали сладости и различные десерты. Вот такой странный порядок, который сегодня кажется необычным - ведь все привыкли, что обед начинается с первого блюда.

Куда сажали самого желанного гостя и что такое красное место

Красный угол в крестьянской избе – самое почетное место. /Фото: photos.lifeisphoto.ru

Гостям предназначалось самое важное место в избе - красный угол, который располагался по диагонали от печи. О том, что это самое почитаемое место в доме, говорит название, означающее праздничный, красивый, торжественный. Тут можно было увидеть иконы, молитвенные книги, Библию. В этому углу принимали пищу, благословляли молодых, молились, совершали различные обряды, которые были связаны со свадьбами, рождением детей, похоронами.
Ну и конечно важной частью угла был стол. Ломящийся от яств, он был символом благосостояния, устойчивости, крепкой семьи. Именно здесь, в красном углу и сажали гостя, подчеркивая его важность и ценность, угощая его, оказывая знаки внимания. В другие дни здесь за стол садился хозяин, а если играли свадьбу, тут сидели молодые.

И спать укладывали: кто на лавку, кто на печь

Спасть на печи тепло и удобно. /Фото: pbs.twimg.com

Трапеза заканчивалась, и гостей начинали размещать на ночь, укладывали спать. Им выделяли самые лучшие места в избе - лавки. В крестьянских домах существовали как женские, так и мужские и детские места. Лавки были установлены вдоль стен, и они соединяли центр дома, то есть красный угол. На них не только спали, но и сидели днем. При проведении различных обрядов эта своеобразная крестьянская мебели олицетворяла дорогу, дальний путь.

Самая длинная лавка называлась долгой, на ней сидели женщины во время вышивания, шитья или вязания. Мужчины не садились здесь, им это запрещалось. А вот женщины не могли присаживаться на короткую лавку, во время еды на ней располагались только мужчины. Были и специальные лавочки, например пороговая - своеобразный стол. Лавка с забавным названием коник и с вырезанной конской головой использовалась для проведения мелких ремесленных работ. Для особо желанных гостей предназначалось самое лучшее место – лежанка на печи. Там всегда было тепло, уютно и комфортно. Обычно на теплой лежанке располагались самые старшие и младшие члены семьи.

Выпить на посошок, посидеть на дорожку и почему дорога должна была быть скатертью

Присядем на дорожку: так делают практически все жители России. /Фото: mtdata.ru

Когда гости собирались домой, их провожали, при этом также использовался определенный ритуал. Чтобы дорога была легкой и приятной, пили на посошок, потом нужно было посидеть на дорожку.

Традиция выпить на посошок произошла из-за почитания странников на Руси. Многие люди бродили по дорогам, оставил свой дом, и обычно цель была одна и та же - поиск Бога. Странники искали истину в своих скитаниях, сознательно отвергали мирские радости, выбирали свой путь служения Богу. Они вызывали уважение, к ним относились очень доброжелательно. Дать приют путешественнику считалось благим делом, а когда он собирался в путь, ему наливали стопочку. А посошок был непременным атрибутом путника. Присесть на дорожку: считалось, что так можно взять с собой энергию дома, получить защиту во время долгого пути.

Гостям от души желали доброй дороги, дарили подарки, угощения. Говорили, чтобы дорога была скатертью. Это потому, что на Руси дороги были ужасные, ехать по ним было тяжело, а идти еще тяжелее. Так появилось выражение «скатертью дорога» - желание, чтобы путь был гладким, как скатерть на праздничном столе. Довольные, накормленные, выспавшиеся гости отправлялись домой, храня в своих сердцах приятные воспоминания и планируя ответное приглашение.

Но это всё касается простого народа. В верхах нередки были заговоры с целью убийства неугодных соперников. Потому на Руси есть своя история применения ядов.


Средневековая кухня и застольные обычаи.

ПИР В СРЕДНЕВЕКОВОМ ЗАМКЕ

Перенесемся в XII или XIII век — во времена диких нравов, неотесанных рыцарей, немытых принцесс и щедрых добавок ядовитых зелий. Представим себя гостями богатого рыцаря, живущего в замке.

Хозяев, барона и баронессу, окружал целый штат прислуги. Пажи и оруженосцы были людьми благородного происхождения. Забота о тех или иных частях замкового хозяйства поручалась ряду должностных лиц.

Первое место в придворном штате средневекового барона занимал сенешал, который отвечал за стол хозяина: он заведовал провиантом и осуществлял общий надзор за кухней, то есть руководил «кухонным департаментом».

Следующее должностное лицо — маршал — заведовал конюшнями, палатками и различными перевозками. В ведении камергера находились комнаты и домашняя утварь.

Погребами и кладовыми с винами, пивом и медами ведал стольник.

Особое должностное лицо закупало провизию.

Ниже стояли сержанты, гарсоны, псари и т.п.

Баронессе прислуживали камерфрау, которые имели благородное происхождение и несли свою службу добровольно, как пажи и оруженосцы.

Основные же хлопоты по уходу за госпожой ложились на плечи горничных.

С вершины замковой башни послышались звуки рога, которые призывают к парадному обеду.

Откуда-то полилась музыка, пение, донеслись приветственные крики.

Те и другие разодеты в украшения костюма. Особенно роскошными были пояса. У дам их концы ниспадают почти до земли и усыпаны топазами, агатами и другими камнями.

Волосы дам тщательно причесаны и заплетены в тяжелые косы, перевитые цветными лентами и золотыми нитями. Отметим, что в те времена женщины носили шиньоны, красили волосы и накладывали румяна.

Волосы у мужчин ниспадают до плеч, у некоторых же имеются бороды значительных размеров. Преобладают, однако, короткие бороды, но встречаются и совсем бритые лица.

У многих из гостей, особенно у дам, головы украшены золотыми обручами, на которых сияют самоцветы. Блеск золота, серебра и драгоценных камней, приятное сочетание цветных тканей, среди которых преобладают синий й красный цвета различных оттенков, создают яркую, необычайно жизнерадостную картину.

Вот все это блестящее общество направляется к громадному столу, накрытому белой узорной скатертью.

Каждый прибор состоит из ножа, ложки и золотого или серебряного кубка. Вилки тогда еще были редки, они стали входить в широкое употребление только в самом конце XIII века; хотя они и были известны, но духовенство осуждало употребление вилок как предосудительную роскошь.

Поэтому пищу из блюда брали прямо руками. Ложки использовали для жидких яств. Подобия вилок о двух зубьях большого размера использовались для раскладывания кушаний.

Ножи, которыми тоже пользовались для предварительной разрезки яств, были широки и имели крепкую рукоять.

Сосуды для питья состояли главным образом из различного рода чаш и кубков, в основном из дорогих металлов. В миниатюрах того периода (XI — XIII вв.) чаши изображались обычно в виде полушарообразного сосуда на невысокой ножке цвета серебра либо золота.

Кубки же имели формы нынешних бокалов, либо маленьких бочонков с обручами на них. Кроме того, еще были в употреблении древние рога для питья — либо настоящие воловьи рога, либо резные из слоновой кости, которые украшались металлической оправой.

К столовой посуде принадлежали различной величины и вместительности блюда из металла, иногда с подставкой, иногда без нее, украшенные по внешней стороне.

Для разливания напитков использовали разнообразные металлические кувшины, с ручками или без них, гладкие или с украшениями.

Для хранения жидкостей существовали мехи и большие бочки с железными обручами, впервые введенные королем Карлом Великим в его поместьях.

СЕРВИРОВКА СТОЛА

Для каждого присутствующего у его прибора заблаговременно положен белый хлеб. На столе расставлены большие металлические кувшины с вином, чаши с крышками и без крышек, солонки, соусники.

Общество шумно расселось, по степеням знатности, на скамьях, окружающих стол. В зал входят слуги с кувшинами в руках и полотенцем на шее. Мытье рук перед обедом имело важное значение, особенно, если ели руками. После мытья рук вносят блюда.

На первое сегодня у барона жареный олень. Он разрезан на куски и сильно приправлен горячим перцовым соусом. За ним вносят жареных павлинов и лебедей.

В то время как одни слуги и оруженосцы разносят кушанья, другие обходят стол с кувшинами и наливают в кубки вино. Затем отведываются многие другие блюда: колбасы, начиненные мясом каплуна, рагу из оленьего мяса, бараньи ноги, приправленные шафраном, кабанье мясо с изюмом и сливами, заяц, кролики, всевозможные птицы, пироги с мясной начинкой, соус из вареной моркови, шпинат.

Всем процессом трапезы руководит распорядитель обеда, который сидит в высоком кресле у поставца с серебряной посудой и держит в руках особую лопатку, которой он пробовал блюда. Он раздает приказания всем служащим при кухне: слугам, разносящим кушанья, кухонным мальчикам, вертелыцикам и многим другим.

Подают десерт: яблоки, финики, пирожные в виде растений, животных и других фигур.

Но интересно то, что в самом конце пиршества насытившиеся рыцари снова принимаются за те же пряности, которыми были приправлены мясные блюда: перец, мускатный орех, гвоздика, имбирь. Вероятно, это делалось для возбуждения и поддержания жажды, а последняя побуждала их к большему потреблению вина.

Вина также приправлены разными пряностями и представляют собой подобие неких микстур.

Существовали определенные правила поведения за столом.

Один из летописцев описал их: гости должны быть скромны и довольны тем, что им предложено; они не должны есть руками; не следует ни пить, ни говорить с набитым ртом; нельзя обращаться к соседу с просьбой об одолжении кубка, если он сам еще не допил до конца, и т.п.

Не следует, однако, думать, что средневековый пир сводился только к чрезмерному употреблению пищи и вина. Необходимой и важной принадлежностью были поэзия и искусство. На пирах их представляли жонглеры — странствующие музыканты и певцы.

Музыканты играли на арфе — любимом музыкальном инструменте в средние века, гуслях (это был треугольный ящик с отверстием посередине и натянутыми струнами), лютне и ребеке — подобии скрипки. Одетые в длинные платья жонглеры усердно исполняли один музыкальный фрагмент за другим.

Музыка чередуется с пением или сливается с ним. Среди исполнителей находится один серьезного вида жонглер. Это певец исторических песен о подвигах святых и рыцарей. Свои песни он будет петь после обеда.

Тем временем на смену музыкантам приходят акробаты. Этот вид искусства зародился еще в Древнем Риме и был унаследован народностями Западной Европы. Один из акробатов встал на шар; стоя на нем и подталкивая его ногами, он стал кружиться по залу. Другой принялся ходить на руках. Еще двое подняли обруч, а третий начал прыгать сквозь него.

Некоторые из артистов искусно подражают пению соловья, крику павлина и серны. Фокусник изрыгает огонь и вновь глотает его. В таких развлечениях обед незаметно подошел к концу.

По завершении его каждый из присутствующих пропел какую-нибудь песню.

Закончилась трапеза мытьем рук, и все общество поднялось из-за стола.

Гости разбрелись кто куда. Одна группа собралась в соседней комнате вокруг хозяйки, которая стала раздавать гостям недорогие подарки – кушаки, застежки и т.п. Другие гости во дворе наблюдают борьбу двух медведей, смеясь над их неповоротливыми и смешными движениями.

Молодежь устроила игры на свежем воздухе, а позже принялась за свое любимое занятие — танцы. Танцы тех времен походили на хороводы и сопровождались пением участников.

В это же время образовались группы для игры в шашки, в кости и шахматы.

ИГРА В ШАХМАТЫ

Игра в шахматы считалась благороднейшей из игр. Шахматные доски сделаны из слоновой кости, а в иных случаях из серебра и даже золота. Фигуры изготовлены из слоновой кости и черного дерева и имеют большие размеры.

ПЕВЕЦ ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕСЕН

Наступают сумерки. Хозяин замка приглашает присутствующих послушать певца исторических песен. Большинство гостей спешат на призыв и собираются в том же зале, где был обед. Все смолкают.

Певец выступает вперед, откинув на плечи свои роскошные кудрявые волосы, прикладывает к подбородку нижний конец своего любимого инструмента, проводит смычком по его струнам и после короткого вступления начинает петь. Когда он кончает пение, его щедро осыпают похвалами.

Время пролетело незаметно. Зал озаряется светом свечей, поставленных на высокие канделябры. Возникает суматоха — стол накрывают для ужина. После ужина большинство гостей разъехалось. Хозяин проводил их до коней и осушил вместе с гостями последний кубок с пожеланием счастливого пути.

Остальные гости остались ночевать в гостеприимном замке. Загремели цепи — поднимаются мосты. Караул обходит стену, бряцая оружием. Прозвучали сигнальные трубы.

Камергер принес усталому хозяину тяжелую связку ключей.

Вскоре весь замок погрузился в сон.

1454 год
Fasanenfest
Праздник фазана

ПИР В СРЕДНЕВЕКОВОМ ЗАМКЕ

ПИР В СРЕДНЕВЕКОВОМ ЗАМКЕ

1454 г. Филипп Добрый и его придворные на «фазаньем пире» в Лилле принесли клятву отвоевать Константинополь у неверных. В то время население города перевалило за 25 тысяч; это был один из крупнейших центров Бургундских Нидерландов

В широко известной "Клятве Фазана", которую произнес Бургундский граф Филип Добрый в городе Лиль, в 1454 году. Один за другим гости клялись над птицей, чтобы их слышали и видели все собравшиеся, как друзья, так и законспировавшиеся враги. Тогда по обычаю птицу резали и каждый кушал свою порцию.

Во время "Фазаньего пира" птица, над которой клялись, была все таки живой, и на ней было ожерелье с драгоценными камнями. Таким способом произнесенные клятвы были невозвратимо свяжующими и, по той же причине, роковыми.

Скоро после взятия Константинополя Филипп Добрый герцог Бургундский собрал в Лилле во Фландрии все высшее сословие своего государства и на одном рыцарском празднестве старался возбудить энтузиазм в рыцарях Креста.

Среди зрелищ и блистательных рыцарских церемоний вдруг показался слон, которого вел гигант сарацин; на спине у слона была башня, в которой была заключена женщина, облаченная в траурную одежду. Эта женщина, представлявшая собою христианскую церковь, вышла из своего заключения и, обращаясь к герцогу Бургундскому, произнесла длинное стихотворение, заключавшееся в жалобах на бедствия, которыми она была обременена; в особенности жаловалась она на вялость и на недостаток усердия государей и рыцарей в том, чтобы помочь ей.

Филипп Добрый, прибавляет Оливье де ля Марш, посмотрел с состраданием на "даму - святую церковь"; потом герольд громко провозгласил, что он клянется прежде всего Богу, Творцу своему, Пресвятой Деве, "дамам и фазану", что он будет сопровождать короля Французского и будет служить ему "так хорошо, как только благодать Божия допустит его", если христианнейшему монарху будет угодно "подвергнуться подвигу защиты веры и сопротивления достойному осуждения предприятию великого турка".

ПИР В СРЕДНЕВЕКОВОМ ЗАМКЕ


Jean Fouquet, Les grandes chroniques de France, vers 1460

ПИР В СРЕДНЕВЕКОВОМ ЗАМКЕ


Le voeu du faisan, par Paul Lehugeur

В средневековой Франции было модно произносить клятву у жареного куска мяса, который позднее будет разрезан

Павлина, самую благородную из птиц, для пира готовили так: его кожу осторожно снимали вместе со всеми перьями, а каркас начиняли, жарили, "позолачивали" яичным желтком, и жареную птицу опять зашивали в ее же перья. Хвост поднимали, ноги покрывали золотом, голову, вместе с ее перьями, возвращали на место.

По грандиозным случаям этого павлина, держащего в клюве кусок подожженной шерсти, приносили на золотом или серебряном подносе (чаще всего несла молодая девушка из семьи хозяев), и клали на стол перед самым важным гостем. Он должен был поклястся, держа руку над птицей; например, он клялся, что будет первым, кто воткнет свое копье в противника, или первым, который поднимет флаг во имя свой дамы в захваченном городе. Тогда он должен был продемонстрировать, тут же перед собравшимися, свои навыки при разделке птицы, над которой он только что поклялся. Позже от него ожидали, что он на руке будет носить железный браслет, который будет напоминать ему об этой роковой клятве.

Ритуал этот, вне всякого сомнения, весьма древний. Обет приносят во время пира, клянутся птицей, которую подают к столу и затем съедают.

У норманнов — это круговая чаша, с принесением обетов во время жертвенной трапезы, праздничного пира и тризны; в одном случае все притрагиваются к кабану, которого сначала доставляют живьем, а затем уже подают к столу.

В бургундское время эта форма также присутствует: живой фазан на знаменитом пиршестве в Лилле. Обеты приносят Господу и Деве Марии, дамам и дичи.

По-видимому, мы смело можем предположить, что божество здесь вовсе не является первоначальным адресатом обетов: и действительно, зачастую обеты дают только дамам и птице. В налагаемых на себя воздержаниях не слишком много разнообразия. Чаще всего дело касается еды или сна.

ПИР В СРЕДНЕВЕКОВОМ ЗАМКЕ


Grandes Chroniques de France, XIVe siécle


Филипп Добрый усиленно поддерживал идею рыцарства при своём дворе. В 1430 г. он создал "Орден Золотого руна". Его герцогство не имело постоянной столицы, и двор был то в Брюсселе, то в Брюгге, то в Лилле, и в этих городах часто устраивались рыцарские турниры. В 1454 г. Филипп хотел устроить крестовый поход против Османской империи, однако замысел этот так и не был осуществлён.

Секреты сервировки от профессионалов

6 профессиональных советов, как сервировать домашний ужин не хуже, чем в ресторане.


Воскресный семейный обед, званый ужин на десять персон или даже завтрак, приготовленный на скорую руку, — важно уделять внимание не только гастрономической составляющей домашней кухни, но и уметь эффектно подать блюда на стол. Благодаря грамотной сервировке члены семьи и гости могут почувствовать себя посетителями изысканного ресторана, а вы — его шеф-поваром.

Совет № 1. Преображаем стол с помощью скатерти

Совет № 1. Преображаем стол с помощью скатерти

Всё начинается со стола, который можно изменить до неузнаваемости с помощью правильно подобранной скатерти и других простых хитростей.

Лучше всего подойдет однотонная, желательно светлая скатерть. Яркие цвета и пестрые узоры не только будут отвлекать от блюд, но и могут утомить гостей. Кроме того, светлая скатерть подходит к посуде любого цвета и дизайна. Если вы хотите добиться дополнительного изыска, то под нее можно постелить более плотную однотонную скатерть насыщенного темного цвета, края которой должны выступать из-под верхней на 30—50 см. Разумеется, скатерть должна быть хорошо отглаженной и чистой.

Совет № 2. Используем сервировочные салфетки

Совет № 2. Используем сервировочные салфетки

Сервировочные салфетки под тарелки и приборы отлично помогут сохранить скатерть чистой и подчеркнуть стиль выбранной посуды. На скатерти лучше всего будут смотреться салфетки из грубого льна или хлопка, а не пластиковые или деревянные подставки. Их цвет должен сочетаться (но не обязательно быть идентичным) с посудой и другими элементами оформления стола, включая текстильные и бумажные салфетки. Например, к посуде насыщенного светло-зеленого цвета хорошо подходит изумрудный или глубокий синий, а с коралловым цветом тарелок будут гармонировать как бежевые, так и лиловые салфетки.

Не забывайте и о декоре тканевых салфеток для рук. Их можно перевязать тонкой лентой или даже бечевкой с предварительно нанизанными бусинками или бутонами цветов либо использовать оригинальные декоративные кольца.

Совет № 3. Расставляем посуду

Совет № 3. Расставляем посуду

Всю посуду надо не только тщательно вымыть и протереть, но и отполировать до блеска. Используйте для этого обычные бумажные многослойные салфетки или кухонное полотенце.

Сервировку начинаем с закусочных тарелок. Слева от закусочной тарелки ставится тарелка для хлеба. Впрочем, хлебными тарелками сейчас почти никто не пользуется, поэтому допускается их отсутствие. Если вы приготовили для гостей несколько блюд, под закусочную тарелку ставим мелкую столовую. При желании можно положить между ними большую бумажную салфетку того же цвета, что и тканевая салфетка под приборы. В центре стола остается место для сервировочных блюд с закусками, соусниц, кувшинов с напитками.

Ни к чему выставлять на стол сразу все яства, которые вы приготовили. Это дурной тон. Достаточно поставить одно — два сервировочных блюда с небольшим количеством разных закусок и следить, чтобы они не были пустыми. Салатницы и супницы могут оставаться на столе только на время соответствующих частей ужина, затем их нужно убрать.

Совет № 4. Подбираем посуду подходящего цвета

Совет № 4. Подбираем посуду подходящего цвета

Цвет посуды не менее важен, чем ее расстановка. Ученые до сих пор спорят о влиянии цвета посуды на аппетит, но совершенно очевидно, что краски способны влиять на наше настроение.

Вариантов множество: для создания уютной домашней атмосферы подойдет посуда пастельных тонов, для романтического ужина — роскошный черный, для жаркого летнего вечера — яркие вариации зеленого, оливкового, голубого, персикового. Дети придут в восторг от посуды сочных цветов — лимонного и оранжевого. Вишневый красный или изумрудный придадут вечеру немного торжественной строгости. Прозрачная и полупрозрачная посуда создаст ощущение легкости как в душе, так и в желудке.

Совет № 5. Наполняем бокалы

Совет № 5. Наполняем бокалы

Любая трапеза — это не только еда, но и напитки. Бокалы и фужеры должны сочетаться с общей цветовой гаммой и стилистикой оформления стола.

Для ярких жидкостей (лимонады, соки, шампанское) лучше использовать прозрачные бокалы. Гравировка или нанесенный рисунок добавят изысканности прозрачной посуде, а граненые фужеры под старину, которые сейчас в моде, прекрасно сочетаются как с классической, так и с необычной дизайнерской сервировкой. На смену минимализму в дизайне бокалов и кувшинов, который был в моде в последнее десятилетие, пришли причудливые формы в сочетании с добавлением красок.

Сочетание прозрачного и цветного стекла в бокалах является лучшим решением для подачи безалкогольных напитков, а прозрачные фужеры для шампанского с цветной или перламутровой ножкой будут смотреться благородно и современно. Еще одна тенденция — матовые бокалы, создающие иллюзию «заморозки»: прекрасное решение для летнего ужина на свежем воздухе. Кстати, в идеальном случае прохладительные напитки следует не только подавать со льдом, но и предварительно охлаждать бокалы для них.

Совет № 6. Добавляем украшения

Как известно, дьявол кроется в деталях. Гений прекрасного прячется там же. Оригинальные украшения для стола сделают ваш ужин неповторимым и создадут особую атмосферу, главное, подойти к их выбору творчески.

Даже обычные свечи будут выглядеть оригинально, если в качестве подсвечников использовать цветные бокалы, а несколько плавающих свечей поместить в прозрачное глубокое блюдо или салатницу из цветного закаленного стекла. Можно не беспокоиться, что посуда треснет из-за огня свечей, потому что после закаливания стекло выдерживает перепады температур до 120 градусов.

Украшением стола могут стать привычные овощи, фрукты и ягоды. Положите на стол или в тарелки несколько вишен или пару ярко-желтых лимонов, а в прозрачный кувшин с водой добавьте несколько долек зеленого яблока и веточку базилика.

При этом не стоит отказываться от такого традиционного украшения стола, как цветы, главное, не переборщить. Избегайте больших букетов в массивных вазах, из-за которых ваши гости не смогут видеть друг друга. Достаточно небольшой цветочной композиции, которую можно поставить прямо в прозрачный стакан. Как вариант, разложите на столе лепестки или несколько веточек дикорастущих растений. Пусть у гостей будет ощущение, что еда, которую вы им предлагаете, куплена не в супермаркете, а попала на вашу кухню прямиком с фермы.

Эти советы помогут вам создать действительно эффектный стол. Тем не менее, нет предела совершенству. Обязательно обратите внимание на нашу подборку лучших примеров и идей, как красиво накрыть на стол, чтобы все ахнули от удивления . Главное, чтобы у вас было желание дарить радость себе и своим близким. Оно, как по волшебству, превратит рутину в праздник, а небольшую городскую кухню — в модный ресторан!

Как красиво накрыть на стол, чтобы все ахнули от удивления

Как красиво накрыть на стол, чтобы все ахнули от удивления


Красиво накрывать нужно не только обеденный стол по случаю прихода гостей, но и для семьи. Даже кухонный и журнальный столы заслуживают особого отношения. Предлагаем несколько подсказок, которые помогут сделать накрытый стол простым и стильным. Главный секрет кроется в комбинации текстуры, цвета и аксессуаров.

Читайте также: