Японский сад на стол
Был у меня интересный проект, не сундук или шкатулка, а миниатюрный сад Дзен, или как еще его называют — настольный японский сад для медитации и созерцания. Названий много, но суть у него одна. Заказчик попросил большой размер 50*80 см. Предлагаю вам посмотреть, как я его делала.
Немного теории
Домашние миниатюрные дзен сады стали одним из популярных и доступных средств, способствующих релаксации.
Термин «Дзен» обозначает «прибывать в созерцании». Его цель дать вам «почувствовать мгновение», освобождая от всех жизненных невзгод и страданий. Утверждается, что Дзен является квинтэссенцией Буддизма. Он символизирует воодушевление и безмятежность, способен вселить вам чувство великолепия и уравновешенности посредством созерцания.
Японцы уже много веков используют домашние миниатюрные сады Дзен. Для них это инструмент медитации и духовного роста.
Японский настольный садик состоит из небольшого «подноса» с камнями, песком, миниатюрными граблями и декоративными элементами. Иногда его дополняют небольшие комнатные растения, миниатюрные беседки, здания и мини-храмы. Отличительной особенностью являются минимализм, простота, гармония и баланс.
Каждый делает, так, как считает, нужным его фантазия и его возможности.
Песок, используемый в дизайне, символизирует воду, которая притягивает деньги, а с помощью грабель создаются волны. Камушки символизируют безмятежность и постоянство.
Композиция камней должна быть ассиметричной, отражая естественность природного пейзажа. Их используют в группах по три, с одним большим и двумя меньшими по бокам. Вообще все зависит от вашей фантазии. В уголке пейзажа можно поставить небольшую свечу, которая помогает расслабиться.
Можно высадить растения в мини горшочки и устанавливать в саду, в общем море фантазии.
Нам понадобятся:
- Фанера для домика размер домика 20*13, но вы можете сделать любой.
- Мебельный щит или все та же фанера — для самого поддона сада.
- Палочки, шпажки, можно линейки деревянные, рейки, зубочистки.
- Клей ПВА столяр.
- Рисовая бумага или банановая, тутовая белого цвета, для крыши коричневого, но можно и белую окрасить в коричневый.
- Грунт и краски — коричневая и белая.
- Эпоксидная смола и текстурная паста.
- Мох и сизаль.
- Декоративные миниатюрные элементы.
- Камни и песок.
- Пенополистирол или пенопласт для крыши.
- Акриловый лак.
- Проволока любая для каркаса деревьев и тейп лента любая.
Процесс работы:
1. Сначала из фанеры склеиваем каркас дома и саму основу для сада сделала из мебельного щита 18 мм. Каркас дома покрасила грунтом.
2. Обклеиваем корпус дома белой рисовой бумагой, покрываем лаком. Выпиливаем по размеру рейки. Домик нужно было сделать в восточном стиле.
3. Окрашиваем рейки в коричневый цвет и приклеиваем на корпус дома. Покрываем лаком.
4. Крышу вырезаем из пенополистирола и ее нужно хорошо отшлифовать.
5. Обклеиваем ее рисовой бумагой белого или коричневого цвета, покрываем акриловым лаком.
6. На фото рядом с домиком — это каркас дерева. Дерево сделала из проволоки, обмотала тейп-лентой, окрасила в коричневый. Потом приклеила мох, для имитации кроны деревьев.
7. Пруд сделала из камней, пасты с песком и эпоксидной смолы. На фанерную основы с помощью любой шпатлевки или пасты текстурной выкладываете камни. Можете приклеить сначала изображение на дно.
Когда все высохнет и застынет заливаете эпоксидной смолой и ждете высыхания согласно инструкции.
8. Сделала каркас для беседки и мостик. из шпажек, веточек, сизали.
9. Песок для фотосессии я использовала обычный, морской, для сада Дзен рекомендуется белый, кварцевый.
Заказчик мне прислал фото с белым песком, совсем иначе воспринимается сад.
Японский настольный садик камней – антистресс на работе.
Как бы офисные сотрудники не были загружены, всегда найдётся время остановить рабочий процесс для небольшого перерыва. Большинство из них сразу же зависнет в сотовом телефоне, но эта передышка не принесёт пользы. Желательно найти более полезный способ расслабиться, отвлечься и развлечься заодно. Есть оригинальный вариант отдыха для сотрудников и начальства — японский настольный садик камней, помогающий привести мысли в порядок.
Достигается такой эффект путём недолгой медитации (на длинную процедуру может уйти полдня, люди окончательно выпадут из рабочего графика). Это отличный подарок в офис, не занимающий много места и не требующий совершения утомительных движений.
Составляющие элементы садика
Песок высыпается в коробку и разравнивается граблями. Камни размещаются по всему периметру в свободном порядке. Можно нарисовать на песке извилистые линии, круги, любые узоры, дать волю фантазии. Рисунки на песке — это волны, камни — острова в океане.
Нетрудно будет теперь включить воображение и представить себе настоящий сад, только в миниатюре, глядя сверху на созданное творение. Особенно, если добавить в общую композицию фигурки божков (если такие имеются), животных, искусственные растения.
Японские бизнесмены очень серьёзно относятся к маленькому садику камней у себя в офисе. Часто структура сада перекликается с интерьером дома. Медленное рыхление песка и приятные благовония снимают стресс, навевают успокоение.
Для чего нужна такая конструкция на столе
В расположении камней в настоящем саду таится главный секрет: все камни на виду, с какой стороны сбоку не посмотреть, и лишь один из них никогда виден. Спрятавшийся камень и нужно найти, собрав мозги в кучку. Или увидеть его, достигнув просветления во время медитации. В отличие от своих зелёных собратьев, такие сады призывают отойти от мирской жизни, задуматься о вселенной. То есть впереди ждёт полная релаксация и свобода духа.
Японский садик не задумывался как капитальное сооружение. Выполненный в виде коробки с песком, камнями и игрушечными грабельками он поможет расслабиться работающим людям после трудового дня, иногда и вовремя, если выпадет свободная минутка. Можно будет отвлечься, подумать о чём-то своём личном, важном или хотя бы просто побыть одному в тишине.
Садик камней Дзен дарит ощущение единства с природой, каждый человек может увидеть что-то своё в расположении камней. В нём можно импровизировать, создавать разные композиции, расставляя камни каждый раз в произвольном порядке. Используя грабли, подровнять песок, нарисовать на нём всё, что приходит в голову.
Раньше это искусство было доступно только высшим слоям, приближенным к императору, так что можно будет гордиться этим приобщением, проводя в задумчивости много времени. Считается, что увидеть недостающий камень сможет тот, кто достигнет (видимо после долгого созерцания) такого духовного состояния, при котором душа вырвется из тела и взлетит вверх. Оттуда ей будет предоставлен полный обзор, чего и планировалось достичь.
В маленьком настольном садике камней и так всё видно сверху, возможно надо рассматривать разные комбинации камней сбоку под разными углами. Или временно побыть мудрецом, создавшим оригинал и самому суметь расставить камни так, чтобы одного не было сбоку видно. Задача не из лёгких, но увлекательная и интересная, заставляет:
Японский настольный садик - что это и как его сделать своими руками?
Увлечение философией и традициями Востока продолжает распространятся на просторах отечества, завоевывая популярность и спрос у все большего количества людей. Одним из веяний такой восточной моды является японский настольный сад, который представляет собой миниатюру на деревянном подносе. Существуют традиционные элементы, которые обязательно входят в него, однако современные веяния вносят свои коррективы и дополняют такие садики различными способами.
Прежде чем установить у себя дома такой японский садик настольный, нужно понять, что он из себя представляет и зачем нужен. Кроме того, необходимо определиться, какие элементы декора будут наполнять композицию.
Зачем нужен японский мини-сад на столе
Увлечение восточной философией набирает популярности по нескольким причинам. Во-первых, Япония – это страна, в которой проживает больше всего долгожителей. Во-вторых, люди в стране восходящего солнца спокойны, уравновешены и редко что может вывести их из себя. Такое отношение к жизни вызывает однозначное желание научиться и поступать аналогично. Поэтому икебаны, бонсай, музыка, стили оформления интерьеров, увлечение минимализмом и японскими миниатюрными садами – все эти элементы прочно вошли в жизнь многих европейцев.
Настольный сад из камней и песка помогает человеку отвлечься от повседневных забот и проблем, погрузиться в процесс созерцания и расслабиться. Поэтому такая композиция выполняет несколько функций:
- Успокаивает и позволяет погрузиться в релакс;
- Является красивым и необычным элементом дизайна помещения;
- Может служить инструментом развития мелкой моторики рук у детей.
Основная причина, по которой люди заводят себе миниатюрные японские сады – это стильно и модно. Практической пользы от него нет, однако эстетическое удовольствие владельцу такой композиции гарантировано. Именно поэтому японские сады все чаще появляются на столах в квартирах, домах и даже офисных помещениях, радуя глаз и создавая неповторимую атмосферу умиротворенного Востока.
Из каких элементов состоит настольный сад
Существуют традиционные японские садики, которые возникли как миниатюрные копии обычных садов и участков, создаваемых в Японии. Несколько дорожек, выложенных гравием, ровный слой песка по бокам, редко встречающиеся камни и растения – все это привычная картина японского сада, которую нередко можно встретить возле частных домов.
Однако необходимость экономить окружающую площадь и пространство, а также желание иметь миниатюрный кусочек природы у себя в квартире привело к распространению и популяризации настольных садов. При этом традиционные элементы остаются те же:
- песок
- камешки различных форм и размеров
- суккуленты
- небольшие строения, например, мостик или беседка
- ракушки
Чтобы скомпоновать все это вместе, создать цельную композицию и не разбрасывать все элементы по комнате, нужна коробка, рамка или обычный деревянный поднос, внутри которого будет располагаться мини-садик. Кроме того, потребуются грабельки небольшого размера, чтобы разравнивать песок, рисовать на нем узоры и плавные линии, медитировать. В специализированных магазинах восточной направленности такие грабельки продаются в широком ассортименте, но для начала можно взять расческу с широкими зубчиками или детскую игрушку.
Как сделать композицию своими руками
Создать японский мини сад на столе в домашних условиях совершенно несложно. Важно – подобрать подходящие элементы декора и продумать общую концепцию. Кроме того, нужно соблюдать последовательность действий создания японской композиции:
- Для начала нужно взять песок, просеять его и очистить от мусора – камешков, веточек и другого. Чем чище и мягче он будет, тем красивее будет смотреться настольный садик
- Подготовить емкость, в которой японский сад будет располагаться. Она должна быть неглубокой, но довольно большой по площади. При этом стоит учитывать место, где мини-сад будет стоять – стол, тумбочка, этажерка или подоконник. Поднос должен комфортно помещаться там
- Насыпать песок в емкость, разровнять его
- Установить декоративные элементы. Из небольших плоских камешков можно выложить подобие дорожки. Если не хочется использовать живые растения, можно взять несколько искусственных зеленых веточек, которые имитируют кустики
- Элементы зданий можно взять из детского конструктора. Это может быть небольшой мостик, лавочка или даже беседка
- С помощью грабелек или гребешка еще раз разровнять песок, можно нарисовать линии и круги на его поверхности
Японский миниатюрный садик – это игрушка для взрослых. Но созерцание и неспешные действия вокруг него помогают отвлечься, насладиться тишиной и покоем. Чтобы понять этот эффект, стоит приобрести себе такой и попробовать.
Видео о том, как самостоятельно сделать японский садик.
В чём секрет японского сада камней: Как погрузиться в традиции дзен-буддизма и найти путь к просветлению
Загадка исчезающего пятнадцатого камня – пожалуй, первое, с чем ассоциируется у европейца традиционный японский «сухой» сад. Впрочем, ни «невидимый» камень, ни «гора Фудзи», ни море из мха обязательными элементами сада камней не являются, в отличие от того, для кого он предназначен, - человека.
Как появились в Японии сады камней
Японский сад прошел долгий путь развития – от роскошных пространств, предназначенных для развлечения знати и украшения резиденций аристократов, до полных скрытого смысла уединенных и тихих уголков для медитации. Как и все исконно японское, традиции создания садов пришли на острова из Китая, со временем трансформировавшись в самобытное и неповторимое явление. Определяющую роль здесь играл буддизм – территории вокруг храмов организовывали так, чтобы они способствовали медитации и единению с природой.
Первые японские сады, созданные по новым принципам, возникли еще в VIII веке. Это уже были пространства, где подчеркивалось совершенство окружающей природы, и вмешательство в естественный ландшафт ограничивалось лишь целями существования таких садов – медитация, созерцание, отстраненность от суеты и человеческих забот.
Природа Японии, особенно острова Хонсю, где зарождались традиции создания японского сада, отличается особенной красотой, разнообразием, изменчивостью в зависимости от сезона. Она и вдохновляла создателей садов на поиски гармонии между порядком и хаосом, правилами и спонтанностью.
Первое руководство по японскому садоводству – «Сакутэйки» - появилось в XI веке. Эта рукопись представляла собой запись давно существующей традиции, которая передавалась устно от предыдущего поколения к следующему.
С XII века японская культура находилась под влиянием дзен-буддизма, популярного среди самураев, военной аристократии. А вскоре – с XIV века, когда начался период Муромати – стали получать распространение сады камней, « карэсансуй » (сухие горы и воды), которые создавались при буддийских храмах. Основное назначение японского сада камней – служить площадкой, пространством для медитации, молчаливого постижения истины. По японской философии природа как нельзя лучше способствует самопознанию.
Считается, что первые создатели японского сада камней вдохновлялись китайскими монохромными пейзажами
Знаменитые японские сады камней
Некоторые сады сохранились с давних времен, включая самый, пожалуй, знаменитый в мире – сад Реандзи в Киото.
Это одна из тех достопримечательностей, что для туриста-европейца служит источником недоумения и некоторого любопытства, а для японца – драгоценным культурным наследием. В саду камней Реандзи, расположенном на территории большого храмового комплекса, нет ни деревьев, ни кустарников, ни водоемов. Довольно небольшое пространство – прямоугольная площадка тридцати метров в длину и десяти в ширину – заполнено белым гравием и группами больших камней, окруженных мхом.
Черных камней – пятнадцать, они как будто находятся на пяти островках, окруженных «морем» из белого гравия. Поверхность сада с помощью граблей приведена в такое состояние, что напоминает не то морскую рябь, не то волны – они окружают каждый «островок»; тонкими и частыми параллельными бороздами расчерчена основная площадь. С одной стороны сада – терраса, куда проходят посетители, с трех сторон он окружен глинобитным забором.
Особенность черных камней в том, что, в каком бы месте террасы ни находился зритель, он всегда видит лишь четырнадцать камней. Один всегда выпадает из поля зрения. Переместившись, можно увидеть и его, но одновременно «невидимым» станет какой-то другой камень. В этом и заключается главный секрет популярности сада Реандзи – ведь это место предлагает туристам самый настоящий фокус. Но истинный смысл такого эффекта, разумеется, далек от цели развлечь посетителей.
Единственного объяснения «секрета пятнадцатого камня» нет, и каждый может предлагать свою интерпретацию этого феномена. По старинной легенде, пятнадцатый камень, что скрыт от глаз человека, скрыт в его душе, а потому невидим. И созерцать все камни может лишь тот, кто воспарит над собой, достигнув духовного прозрения (действительно, увидеть пятнадцатый камень можно при взгляде на площадку сверху). Возможно еще, так воплощается взгляд японцев на познание – сколько бы ни открывала наука, всегда будет оставаться то, что ей недоступно.
Для японца же сад Реандзи – не способ увидеть любопытный визуальный эффект, а место, посетив которое, можно провести время наедине с собственными мыслями.
Другой знаменитый сад камней в Японии – при храме-монастыре Сайходзи – славится своими мхами, которых здесь насчитывается более ста видов. Мох заполнил пространства сада в те времена, когда храм, основанный еще в VIII веке, оказался заброшен из-за междоусобных войн. Сад Сайходзи был первым из созданных в новом стиле дзен-буддизма – в XIV веке.
Почти все пространство сада заполняют мхи – они окружают пруд и каменные островки «сухого сада», сада камней. Попасть сюда можно только по предварительному согласованию с монастырем, поток туристов вредит растительности Сайходзи.
На территории сада Гингаку-дзи, созданном в XV веке, сооружена своя «гора Фудзи», позже пошла мода на такое же сооружение в других садах камней, в Японии, и по всему миру.
А сад храма Дайсэн-ин, по легенде, символизирует путешествие по реке жизни – по каменному «водопаду», через излучины к открытому «морю».
Символы японского сада камней
Несмотря на то, что «сухой сад» кажется на первый взгляд хаотичным собранием, а иногда нагромождением разного рода камней, существуют правила, по которым это место должно создаваться – правила, выполняемые уже на протяжении нескольких столетий. Камни располагают группами, часто по три в каждой, что символизирует буддийскую триаду.
Гравий или песок выравнивают граблями, делая бороздки – вдоль длинной стороны сада и вокруг больший камней.
С каждой новой точки обзора сад камней должен представать перед наблюдателем в новом, уникальном виде. Поэтому еще один главный принцип организации сада – его асимметричность. Иногда, чтобы добавить саду спонтанности, помимо групп камней на гравии оставляют отдельные, одиночные.
Сады камней распространены не только в Японии, эта традиция давно стала модной, перекочевав и в другие страны. Создать «сухой сад» стремятся не только на территориях парков, но и в частных домовладениях, а еще – в уменьшенном варианте – в доме. Возможно, как одна из многих составляющих очарования японской культуры, культуры Востока, сад камней становится способом взглянуть на привычные вещи и явления под другим углом, подчеркнуть красоту обычного, малого.
А может быть, через созерцание не то хаоса, не то гармонии гравия, песка, камня и мха происходит обращение к человеческому подсознанию, чему способствует и медитативная работа граблями, выравнивающими гравийную или песчаную площадку.
Другой старинной японской традицией, тоже связанной с философией дзен-буддизма и популярной во всем мире, стала чайная церемония, не прием пищи, но отдельный способ медитации.
Сад камней по дзену — история, философия и руководство по созданию
Сад камней берет свое начало в Японии. Он бросает вызов определению «сада» в обычном смысле этого слова. Это не место, где можно найти ряды пышных деревьев, богато украшенную беседку или пруд, в котором резвится красивая рыбка. Нет лужаек с зеленой травой, нет вообще ничего. Кроме песка, гальки и редких акцентов из мха и неописуемых кустарников. Также нет большого разнообразия цветов, гамма единая и скромная. Прежде чем научиться тому, как создавать собственный сад камней на даче своими руками, важно понять, как этот уникальный стиль садоводства появился и какая фундаментальная философия стоит за его созданием.
Краткая история: эволюция японского сада камней
V–VIII век . Чтобы понять эволюцию дзен-сада, нам сначала нужно взглянуть на пятый век, когда китайский даосизм начал накладывать отпечаток на японское искусство. Это древняя даосская вера в то, что где-то посередине океана есть три или пять островов, источников бессмертия. В японской литературе эта вера проявляется в виде сказки о рыбаке по имени Урашима Таро, который спасает жизнь морской черепахи, которая в свою очередь переносит его на один из островов бессмертных. Там рыбак женится на принцессе и сам становится бессмертным.
Однако с течением времени он страдает от тоски по родине и решает вернуться в свою старую деревню. К сожалению, вскоре после того, как он ступает на знакомый берег, рыбак сразу же стареет и умирает.
Даосские бессмертные острова вдохновили не только фольклористов, но и создателей садов в Японии с пятого по восьмой век. Это влияние было настолько сильно, что слово «сад» в те дни было равно «шима», что означает «остров». В типичный японский сад этого периода обычно входит большой пруд, окруженный пышными деревьями. В середине пруда должен быть хотя бы один остров или просто большой горный камень, символизирующий землю неувядающей молодости и вечной жизни, как это было в рассказе об Урашима Таро.
Конец VIII–XII век . Столица Японии была перенесена в Хэйан-Кио (Киото) в 794 году, художники и садовники стали снижать свое внимание китайскому даосизму и посвятили свои усилия развитию искусства, которое показывало бы их собственную культуру. Сады были устроены таким образом, что изображали японские природные ландшафты, а буддизм стал доминирующей, вдохновляющей силой их творений. Хотя пруд и острова оставались неотъемлемой частью японских садов в этот период, все остальные элементы были отобраны и организованы гораздо более скрупулезно. Например, сооружения, окружающие сад, должны быть соединены друг с другом длинными крытыми галереями. Предпочтение отдавалось лиственным деревьям, чьи формы и цвета меняются от сезона к сезону. Даже птицы на деревьях и рыбе в пруду считались частями садовой композиции.
Этот стиль японского сада отражает суть буддизма, а также душевное ощущение от гражданских войн, которые бушевали по всей стране во второй половине этого периода. Непрерывно изменяющееся состояние сада повторяет буддийское учение об исчезновении нашего естества и бесконечном цикле смерти и возрождения. На психологическом уровне это показывает, что зловещие войны заставили людей понять, как неустойчива и мимолетна жизнь, насколько она красива, как и эфемерная краса природы: весенние цветы, которые живут лишь неделю, яркая листва, которая умрет под снежными шапками…
XIV–XVI века . Около конца XI века сухие скалистые ландшафты являлись частью японских садов. Профессиональные садоводы тогда назывались «ishitate-so», что означает «монахи, которые располагают камни». Но только в период Муромати сад камней достиг своей славы, наследие которой продолжается по сей день. Мусо Сосэки, великий монах Дзэн, считался отцом ландшафтного дизайна Дзэн. Именно он создал одни из самых старых садов и положил путь к популярности этой загадочной технике озеленения.
В то время как сады Хейан отражали превратности жизни, сады периода Муромати полностью отвергали переходные явления и бессмысленность материального мира. Садоводы в этот период создали дзен-сады в основном из камней и песка, чтобы показать истинную сущность жизни и природы. Иногда добавлялись небольшие вечнозеленые кустарники, но им никогда не доставалось центральное место в композиции.
Это не означает, что садоводы Муромати полностью отбросили традиции прудовых садов ранних дней Японии. Сады камней метафорически представляют собой водоемы. Монахи рисуют волнистые узоры на песке, чтобы имитировать волны. Все камни в саду также представляют собой классические элементы: острова, горы, деревья, мосты и даже животные. Мусо Сосэки прекрасно подвел эту идею мнимых компонентов в своей поэме Стихи о сухом пейзаже:
Без единой песчинки,
Без падения одной капли,
Потоки набирают силу.
Все сады Дзен, которые появляются после периода Муромати, продолжают эту традицию. По сей день в Японии и других странах продолжают появляться новые сады камней. Есть бесчисленные вариации, рожденные самобытным воображением и творчеством современных ландшафтных дизайнеров.
Философия, которая стоит за садом камней
Традиционно сады Дзен не предназначены для пикников или других развлекательных мероприятий. Это священное царство для монахов, где царит спокойствие. Итак, как может бесплодный сад иметь такое значение в практике этих священнослужителей?
В дзен-буддизме чтение Священных Писаний и чтение молитв считаются поверхностными действиями. Чтобы достичь просветления, нужно также медитировать и работать физически. В каменном саду дзенские монахи созерцают природу и ищут предельную свободу разума. Истинная цель сгребания песка заключается не в создании чего-то эстетически приятного, а в контроле собственной мысли. Другими словами, это вид медитации.
Природа Будды. Дзен — школа мысли или способ мышления. Основная деятельность последователей — не изучать его, а скорее учиться и восстанавливать свою «первоначальную природу», которую часто называют «природой Будды». Возделывая сад, монахи создают миниатюрный образ Вселенной в ее самой первой форме.
Реальность против манипуляции . В саду камней элементы представляют горы, деревья или животных. Песок символизирует простор воды или водопад, спускающийся с горы. Тем не менее, на самом деле, камни — это всего лишь камни, а песок — только песок. Это глубоким образом отражает то, как люди по обычаю манипулируют природой, приписывают значения окружающим нас вещам и в процессе этого обманывают себя, становясь одержимыми этими пустыми ценностями. Например, бриллианты — это то, что многие люди оценят очень высоко. Многие из них готовы заплатить высокую цену или даже взять долг, чтобы купить крошечный кусочек этого драгоценного камня. Во многих случаях это становится причиной зависти, жадности и поверхностного счастья. Но на самом деле, разве это не просто блестящий камень? Рассматривая простоту сада камней, можно научиться воспринимать истинную сущность природы и видеть вещи, освобожденными от суеты мирской.
Читайте также: