Владимир на столе монета

Обновлено: 24.01.2025

Немногие музеи мира могут похвастаться такой богатой коллекцией старинных монет, как Эрмитаж в Санкт-Петербурге. В отделе нумизматики насчитывается более 1 150 000 экспонатов, среди которых немало редких и уникальных. Отдельный раздел составляют монеты Российского государства — их около 280 000.

В этой статье мы расскажем о двух монетах из собрания музея: о самой древней и об одной из редчайших. Начнем мы со времен Древней Руси, а закончим обращением к монетной истории XIX века.

Златник Владимира Святославовича, князя Киевского

Монеты выполнены из золота. Их диаметр варьируется от 19 до 24 мм, а вес – от 4 до 4, 4 грамм. Лицевая сторона монеты содержит изображение правителя и подпись «Володимир на столе», то есть на княжеском престоле. На двух монетах из одиннадцати нанесена фраза «Владимирѣ а се его злато». На обратной стороне златника нанесено изображение Иисуса Христа-Вседержителя и круговая надпись «Iсусѣ Христосѣ».

Интересный факт: Как точно называли монеты во времена правления Владимира мы не знаем. Термин «златник» был взят из текста договора 912 г. между Русью и Византией.

История появления

Чеканка златников была своего рода политическим заявлением Русского государства о своей независимости и значимости. А денежное обращение в государстве обеспечивалось за счет иностранных монет, к примеру, арабских или византийских.

С другой стороны, все 11 монет обнаружили в кладах наравне с ходовыми деньгами того времени. Златники были найдены даже за пределами Руси (в городах Пинске и Кинбурге), что говорит об их реальном денежном хождении, в том числе международном.

В современной истории об этой монете стало известно в 1796 г., когда киевский аптекарь Георг Бунге купил ее у солдата. А тому она досталась в дар от своей матери. У Бунге монету приобрел коллекционер-нумизмат Могилянский, но вскоре потерял её. Остался только её гипсовый слепок. К счастью, к этому времени обнаружили несколько кладов, содержащих в своём составе другие златники.

Сегодня доподлинно известно о нахождении только 10 из 11 монет:

  • в Эрмитаже — 7,
  • в Государственном историческом музее (г. Москва) — 1,
  • в музеях Украины — 2.

Примечательно, что изначально златники считались сербскими или болгарскими монетами. Только увеличение числа находок этих монет, как и сребреников, на территории Российской империи и внимательное их изучение позволили доказать их древнерусское происхождение.

Константиновский рубль – одна из редчайших российских монет

Нумизматический отдел Эрмитажа может похвастаться и очень редкой монетой Российского государства, а именно — Константиновским рублем. Она названа так по имени Константина, второго сына императора Павла I.

Рубль выполнен из серебра 868 пробы — массой 20,73 гр. Диаметр составляет 35,5 мм. Чистого серебра в монете — 18 грамм.

Аверс содержит изображение профиля Константина, смотрящего вправо, и надпись: «Б[ожьей]. м[илостью]. Константинъ I имп[ераторъ] и сам[одержецъ]. всеросс[ійскій]». 1825. Обратная сторона монеты украшена изображением российского двуглавого орла и надписью: «Рубль. Чистаго серебра 4 золотн. 21 доля».

Легенда на гурте: «сер. 83 1/3 пробы 4 зол. 82 14/25 доли».

История монеты

Пробные экземпляры отчеканили на Петербургском монетном дворе по рисунку Я. Рейхеля (художника-медальера) после неожиданной смерти Александра I в Таганроге. Инициатором появления монет стал министр финансов Е.Ф. Канкрин, надеявшийся заслужить расположение нового правителя. Но он не знал, что ещё в 1823 г. Константин подписал отречение от престола, поскольку оно держалось в тайне.

Как только стало известно, что на трон взойдет Николай, следующий сын Павла I, эскизы, штемпели и все монеты (предположительно 6, но одну утеряли) с портретом Константина запечатали в секретный пакет и передали на хранение в архив Министерства финансов.

Более 50 лет существование рублей с изображением Константина хранилось в строгом секрете. Только в 1878 г. император Александр II потребовал доставить ему пакет с этими монетами. Их них 3 царь подарил родственникам, 1 рубль оставил себе, а последний экземпляр пожаловал Эрмитажу.

Сегодня есть точные данные о нахождении только 3 сохранившихся рублей:

  • Эрмитаж — 1,
  • ГИМ — 1,
  • Смитсоновский институт (г. Вашингтон) — 1.

Другие монеты хранятся в частных коллекциях. Последний раз Константиновский рубль был продан с аукциона в 2004 г. в Нью-Йорке более чем за полмиллиона долларов США.

По некоторым оценкам сегодня стоимость этой монеты при аукционной продаже может дойти до нескольких миллионов долларов.

Интересный факт: Первые подделки Константиновского рубля появились уже в 60-х гг. 19 столетия. Их называют «рубли Трубецкого», поскольку их изготовили в Париже по заказу князя Александра Васильевича Трубецкого. Их стоимость сегодня также высока.

Изучая старинные монеты, убеждаешься, что нумизматика – это не только хобби. Это возможность прикоснуться к истории человечества. В этом легко убедиться на примере двух монет, описанных в статье.

Портрет Владимира на златнике

Портрет великого князя киевского Владимира Святославича
на златнике: происхождение

Культурное влияние Константинопольской империи на Русь огромно и многообразно. В X—XI столетиях оно не ограничивалось трансляцией христианства и христианской культуры, но касалось гораздо большего числа сторон жизни древнерусского общества, включая торговлю и монетное дело.

Так, в специальной нумизматической литературе широко распространено мнение, согласно которому при изготовлении златников Владимира Святого (конец X – начало XI столетия) в качестве образца использовался солид императора Василия II Болгаробойцы (Сотникова М.П., Спасский И.Г. Тысячелетие древнейших монет России. Сводный каталог русских монет X—XI веков. Л., 1983. С. 60—61). Однако возможно, что киевскими монетариями был использован иной образец, также константинопольского происхождения. Ввиду особенностей источника, думается, окончательно определить образец для подражания невозможно; поэтому версию автора этих строк уместно воспринимать лишь как гипотезу, не более того .

Златник Владимира Святославовича. Конец X – начало XI вв. Изображение из книги: Сотникова М.П., Спасский И.Г. Тысячелетие древнейших монет России. Сводный каталог русских монет X—XI веков. Л., 1983. С. 60—61

Итак, не вызывает сомнений, что при выпуске эмиссии златников (единственной и, очевидно, небольшой) солид Константинопольской империи использовался как образец, включая сюда вес, пробу металла и эстетическое оформление. Это, так сказать, общее место в литературе. Но какой именно солид – вопрос более сложный. Между солидом Василия II и златником Владимира Святого, конечно, есть черты сходства. И дело не только в том, что хронологически период правления Владимира Святославича поглощается периодом правления Василия II, что, на бытовом уровне, не может не вызвать идеи, согласно которой в Киеве просто взяли как образец современную ходячую монету Империи, всем хорошо известную. На реверсе солида и златника – идентичное погрудное изображение Господа Бога. Кроме того, одна из двух фигур на аверсе солида (а там изображены сам Василий II Болгаробойца и его младший соправитель, будущий автократор Константин VIII) несет отпечаток сходства с портретом Владимира Святого: то же одеяние в виде тоги, приблизительно та же диадема с подвесками на голове, а в правой руке – жезл-крестовинай.

Константинопольская империя. Солид. Василий II (976—1025) и его младший соправитель Константин VIII. Золото. Собрание Дмитрия Володихина

Но есть и существенные различия. Прежде всего, на солиде Василия II присутствуют две фигуры соправителей, а на златнике великого князя киевского лишь сам Владимир Святославич. Притом фигура с солида, обнаруживающая черты сходства с фигурой со златника, это явно младший из соправителей, Константин VIII. Сам Василий II выше ростом, стоит по другую сторону жезла-крестовины, держит его хоть и правой рукой, но слева от себя, притом держит, взявшись заметно выше Константина. Василий II одет совершенно иначе, ни малейшего сходства. Наконец, оба константинопольских монарха изображены с маленькими головами (пропорционально телу), поэтому о каких-то чертах лица можно говорить лишь условно: их при таком размере в принципе невозможно различить. А у Владимира Святого на златнике – непропорционально большая голова, очень хорошо видно длинные вислые усы и то ли тяжелый подбородок, то ли маленькую бородку.

Допустим, погрудное изображение Господа Бога киевские мастера могли скопировать с любого констанстинопольского солида, чеканившегося хоть при Василии II, хоть при Иоанне I Цимисхии, хоть при Никифоре Фоке, хоть при Константине VII Багрянородном: все эти изображения весьма похожи друг на друга.

Но что касается изображения самого великого князя, то возникают вопросы: во-первых, непонятно, почему в качестве образца выбран младший из константинопольских соправителей (трудно представить, что в Киеве об этой иерархии государей в соседней, притом наиболее могущественной державе, не знали); во-вторых, отчего при общем сходстве «иконографии» монеты черты различия все же весьма ощутимы? Можно ли говорить о реальном портретном сходстве или все-таки имеет смысл поискать иные образцы, с которых мог быть скопирован «портрет» Владимира Святославича?

Унижение своего правителя через уподобление его младшему из иноземных государей выглядит маловероятным с точки зрения политической. Что же касается «портретного сходства», то при уровне развития монетного дела Руси на начальном, можно сказать, «колыбельном» этапе его развития, достичь подобного сходства на предметах мелкой пластики было делом мало осуществимым. Иначе говоря, вряд ли сам Владимир Святославич мог поставить перед монетариями такую задачу (хотя некоторые специалисты говорят именно о «передаче портретных черт» Владимира Святославича на его монетах: Мельникова А.С., Уздеников В.В., Шиканова И.С. Деньги России. История русского денежного хозяйства с древнейших времен до 1917 г. М., 2000. С. 19).

Что же касается иных образцов для работы киевских монетариев, то хотелось бы обратить внимание на относительно редкий тип монет, присутствовавший в работе Константинопольского двора с конца IX по середину X столетия. Это монеты с особым портретным изображением императоров: крупная (гораздо более крупная, чем у подавляющего большинства подобного рода изображений IX–начала XI века) продолговатая голова с вислыми усами; отлично виден императорский венец с подвесками, одеяние – такое же, как на златниках Владимира Святого. Названный тип восходит к солидам Льва VI Мудрого (886—912 гг.). Но у Льва VI в правой руке – держава, и в этом заключается заметное иконографическое отличие от златников князя Владимира.

При Романе I Лакапине (920—944 гг.) названный тип портретного изображения переходит на медные фоллисы, притом в правой руке у Романа I уже скипетр, напоминающий укороченную версию лабарума (что более похоже на жезл-крестовину в правой руке Владимира Святославича), а держава переходит в левую руку (в этом месте на златниках – маленький родовой знак Рюриковичей). При Никифоре II Фоке портрет императора на фоллисе видоизменяется еще ближе к златнику: скипетр (лабарум?) в руке василевса сменяется крествиной. Монеты Романа I, в сущности, представляют собой модификацию солидов Льва VI. Они были хорошо известны русским дружинникам, служившим по найму при Романе I, и, очевидно, проникли на Русь не только через торговые каналы, но и как часть имущества возвращавшихся домой дружинников. А фоллисы Никифора Фоки приходилось нередко держать в руках дружинникам Святослава, воевавшим с армией императора на Балканах в эпоху походов Святослава.

Итак, автор этих строк выдвигает предположение, согласно которому монеты Романа I Лакапина и Никифора II Фоки послужили образцом для изготовления златников Владимира Святого, в свою очередь, представляя собой несколько видоизмененный чекан солидов Льва VI.

Монеты князя Владимира

Наверняка у каждого из вас была или есть небольшая домашняя библиотека с собранием сочинений любимых писателей. И у меня, как у нумизмата, тоже есть своя полочка с каталогами монет и литературой, связанной с этим хобби. Относительно давно мне в качестве подарка прислали небольшой каталог монет Киевской Руси. Я была удивлена тем, что я даже не слышала о таких монетах, да и цена на них, безусловно, поражала.Так что сегодня я поделюсь с вами своим знанием.

Златники

После принятия христианской веры Владимир Великий инициировал чеканку собственных монет, которые должны были ходить на подвластных ему землях. Чеканка в то время, как и многое другое, осуществлялась по византийскому образцу. В обращение были выпущены два вида монет: золотые златники и серебряные сребреники. Изображения на них были практически идентичны тем, что украшают солиды византийский императоров Василия II македонской династии и Константина VIII.

На настоящее время известны всего лишь 11 разновидностей златников князя Владимира Великого. Друг от друга они отличаются аверсами. Большинство из них хранятся в Эрмитаже.

Примерно 6 из 11 монет были отчеканены одним и тем же мастером, на это указывает наличие на аверсе надписи «Владимир на столе» или «Владимир, а сие его злато», где князь изображен со скипетром и венцом на голове; выше от него изображен фамильный герб Рюриковичей — трезубец, на реверсе изображен Иисус Христос.

Это очень редкие монеты, что объясняется тем, что это были первые деньги, которые начали чеканить в Киевской Руси, так как до того большинство ходившие в обращении монеты были либо византийскими солидами, либо арабскими дирхемами.

Смысл выпуска оригинальных златников до сих пор не выяснен. Возможно, это было последствием политического влияния со стороны Византии или же было призвано подчеркнуть самостоятельность Руси как отдельного государства. В пользу первой версии может косвенно говорить то, что Владимир взял в жены византийскую принцессу Анну.

О денежном обращении в Киевской Руси было ничего неизвестно до 1815 года. В 1815 году один коллекционер выкупил монету у некого Г. Бунге, который, в свою очередь, приобрел ее у солдата в Киеве. После этого открытия в Эрмитаже стали пересматривать византийские монеты, что помогло понять, что и в Киевской Руси существовало монетное дело, правда, чеканка не могла похвастаться такой же долгой историей, как у Византии.

Сребреники

Вместе с чеканкой златников осуществлялась чеканка сребреников. Большинство из найденных сребреников были изготовлены мастерами, которые чеканили златники. Отличались денежки только сплавом, а штамповка изображений и букв на них была идентичной.

Существует несколько подвидов сребреников по пробе - 800 и 300 пробы серебра, и, что странно, высококачественных экземпляров 800 пробы было намного больше! Качественные монеты сейчас часто находят за пределами приблизительных границ Киевской Руси, а низкокачественные - в границах. Похоже, звонкое серебро шло за границу, и торговцы осуществляли свои сделки при помощи монет 800 пробы, которые чеканились из арабского серебра; а внутри государства обращались монеты более низкой 300 пробы.

После того, как прошла эмиссия златников, русские мастера стали чеканить монеты ближе к арабским дирхемам, что и дало определение к дальнейшим выпускам монет. Грубо говоря, они отказались от выпуска монет византийского типа.

Существует четыре типа сребреников, выпущенных во времена правления Владимира Великого.

Первый тип характеризуется изменениями изображений и легенд как на аверсе, так и на реверсе. На реверсе вместо изображения Христа помещен княжеский родовой знак — трезубец, а также две надписи совмещены в одну: «Владимир на столе, и сие его серебро». Это дало возможность избавиться от византийских мотивов. В дальнейшем преемники Владимира пользовались только такой схемой чеканки.

Для второго типа тоже добавили некие изменения: "портрет" князя немного увеличили, добавили нимб над головой, одели в кольчугу и посадили на престол. На реверсе ничего не изменилось, мастера только добавили выразительности трезубцу. Более качественные экземпляры сребреников этого типа были найдены в Германии и Польше.

Третий тип отличался от второго тем, что нимб убрали, еще больше увеличили князя, скипетр он держал двумя руками. Качество чеканки было заметно выше.

И на монетах 4 типа князь изображен на своем троне полностью, более детально отчеканено его лицо и части одежды, снова опять появляется нимб над головой.

При правлении князя Владимира сребреники чеканились на территории Киева, позже дело продолжил его сын Святополк. Ярослав Мудрый чеканил те же сребреники уже в Новгороде. Монеты не меняли свой вид, менялись только надписи, именующие князей. Большой роли эти монеты в экономике страны не играли, они были, в основном, символом власти князя, правителя. Также ими расплачивались с иностранными наемными воинами.

На этом историю о златниках и сребрениках Владимира Крестителя можно закончить.

Златники


Византийский солид с изображением императоров Василия II и Константина VIII


Златник Владимира Великого


Два вида златников с изображением князя Владимира (аверс)

Сребреники


Сребреник Владимира Великого из арабского серебра

Существует четыре типа сребреников, выпущенных во времена правления Владимира Великого.


Сребреник (первый тип)


Сребреник (третий тип)


Сребреник (четвертый тип)

На этом историю о златниках и сребрениках Владимира Крестителя можно закончить. Добавлю только, что найти такой раритет - однозначно большая удача!

Читайте также: