В халате крадется к кровати срывает скатерть со стола
По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Всё громко говорящий вслух.Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.
Анализ стихотворения Пастернака «Июль»
Несмотря на то, что с годами Борис Пастернак пересмотрел свое отношение к литературе и отказался от применения приемов футуризма в своем творчестве, в его произведениях позднего периода все же иногда проступают черты этого направления. Поэт отверг концепцию, согласно которой форма в поэзии играет гораздо более важную роль, чем содержание, но, тем не менее, остался верен идее одушевления неживых предметов и явлений, благодаря чему его стихи приобрели особую образность и метафоричность.
В подобном ключе выдержано произведение «Июль», написанное поэтом летом 1956 года во время отдыха на даче в Переделкино. С первых строк поэт интригует читателя, описывая явления из потустороннего мира и утверждая, что «по дому бродит домовой», который сует свой нос во все дела, «срывает скатерть со стола», «вбегает в вихре сквозняка» и танцует с оконной занавеской. Однако во второй части стихотворения поэт раскрывает карты и отмечает, что виновником всех проказ является июль – самый жаркие и непредсказуемый летний месяц.
Несмотря на то, что интриги больше нет, Пастернак продолжает отождествлять июль с живым существом, которые свойственны обычному человеку. Так, в восприятии автора июль – это «дачник-отпускник», которому сдается внаем целый дом, где он, а не поэт, является теперь полноправным хозяином. Поэтому гость ведет себя соответствующим образом, проказничает и пугает обитателей особняка непонятными звуками на чердаке, хлопаньем дверей и окон, вешает на одежду «пух одуванчиков, лопух» и при этом не считает нужным соблюдать хоть какие-то приличия. Июль поэт сравнивает со степным нечесаным растрепой, который может позволить себе самые глупые и непредсказуемые выходки. Но при этом наполняет дом запахом липы, укропа и луговых трав. Поэт отмечает, что незваный гость, вихрем ворвавшийся в его дом, очень скоро становится милым и желанным. Жаль только, что его визит недолог, и вскоре на смену июлю придет августовский зной – первый признак надвигающейся осени.
Пастернака совсем не смущает подобное соседство. Более того, поэт отзывается о своем постояльце с легкой иронией и нежностью, за которыми скрывается неподдельная любовь к этой поре года, наполненной радостью и безмятежным счастьем. Природа словно бы располагает к тому, чтобы на время отложить все важные дела и составить компанию шалуну-июню в его безобидных забавах.
Борис Пастернак Июль
По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.
Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.
Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.
Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.
На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.
Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Всё громко говорящий вслух.
Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 31.07.2020. Борис Романов Пока стихотворенья пишутся
- 30.07.2020. Елена Сойни Освобожденье
- 29.07.2020. Ирина Снегова О тишине
- 28.07.2020. Александр Твардовский Признание
- 27.07.2020. Юргис Балтрушайтис На берегу
- 26.07.2020. Анна Ахматова Бессонница
- 25.07.2020. Арсений Тарковский Бессонница
- 24.07.2020. Александр Блок Летний вечер
- 23.07.2020. Владимир Артюх Пора задуматься. Пора
- 22.07.2020. Юлиан Анисимов Над узором вечернего неба
- 21.07.2020. Георгий Адамович Есть, несомнено, странные слова
- 20.07.2020. Константин Фофанов Я сидел у окна, я смотрел в пол
- 19.07.2020. Юрий Поляков Засвеченная пленка
- 18.07.2020. Ирина Снегова Боже, как они мелькают
- 17.07.2020. Булат Окуджава У поэта соперников нету
- 16.07.2020. Сергей Зубарев Немота
- 15.07.2020. Борис Романов Неподвижны большие пейзажи
- 14.07.2020. Александр Городницкий Компьютер - современности пр
- 13.07.2020. Татьяна Максименко Горе
- 12.07.2020. Александр Блок Миры летят. Года летят. Пустая
- 11.07.2020. Булат Окуджава Молитва
- 10.07.2020. Владимир Нарбут Вишня
- 09.07.2020. Алёна Емелина Ударившись о тишину
- 08.07.2020. Дон Аминадо Летняя запись
- 07.07.2020. Ирина Снегова У воды
- 06.07.2020. Вероника Шелленберг За окном вагонным светает
- 05.07.2020. Сергей Телюк И наше время будто канет в Лету
- 04.07.2020. Борис Садовский Море
- 03.07.2020. Валерий Брюсов Волны приходят, и волны уходят
- 02.07.2020. Борис Пастернак Июль
- 01.07.2020. Пётр капнист В июле
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Борис Пастернак — Июль: Стих
Анализ стихотворения «Июль» Пастернака
Б. Пастернак вошел в литературный мир в качестве поэта-символиста. Его ранние стихотворения насыщены сложными символами и образами, которые не всегда доступны для понимания рядового читателя. Постепенно Пастернак расставался со своими прежними взглядами и убеждениями. Произведения зрелого периода написаны простым и доступным языком. Одним из них является стихотворение «Июль» (1956 г.), созданное поэтом под впечатлением от отдыха на даче в Переделкино. Отказ Пастернака от символизма был неполным. Он просто переходит к более понятным образам. В данном стихотворении в этой роли выступает летний месяц июль.
Автор с самого начала вводит в произведение интригу. Он словно возвращается в свой таинственный воображаемый мир, населенный необычными существами. В доме появляется новый житель, которого никто не видел, но постоянно слышатся его «шаги над головой». В традиционном представлении это может быть только домовой. Он постоянно незримо вмешивается в жизнь людей и устраивает различные безобидные проказы. Этот загадочный незнакомец тщательно скрывается и умело маскируется под природные явления. Очень часто его проделки люди принимают за обычные порывы ветра.
Пастернак больше не может скрывать тайну. Он разоблачает «баловника-невежу» и признается, что его настоящее имя – июль. Однако окончательного возвращения к реальной действительности не происходит. «Призрак» перевоплощается в «дачника-отпускника». Автору жаль расстаться с полюбившимся персонажем, поэтому он наделяет июль человеческими чертами и сознанием. Самый жаркий летний месяц становится дорогим гостем поэта, снимающим у него весь дом. Пастернак использует различные художественные средства, чтобы дать полное представление о своем герое. Образ июля складывается из осознанных действий («таскающий», «вхожий»), звуков («говорящий вслух»), запахов («пропахший липой и травой»). Все это в совокупности представляет собой счастливое время года, идеально подходящее для полноценного отдыха. Летом на даче проще всего отрешиться от будничных проблем. В такой расслабленной атмосфере можно дать волю своему воображению и относиться к июлю, как к близкому другу.
Стихотворение «Июль» раскрывает тему близкой связи человека с природой. К этой мысли Пастернак пришел в позднем периоде творчества. Поэт понял, насколько прекрасен и близок человеческой душе окружающий мир. Вместо стремления к сложным выразительным формам достаточно просто его описывать. В открытой и тонко чувствующей душе естественным образом будут рождаться образы. Эти образы основаны на реальной действительности, а не порождены мучительными философскими размышлениями.
Стихотворение и анализ «Июль»
Таинственный жилец весьма активен: он вмешивается в жизнь всех домочадцев, устраивая повсюду множество безобидных проказ. Лирический герой сообщает о том, что домовой тщательно скрывается, умело маскируясь за «ширмой» природных явлений. К примеру, некоторые его проделки домочадцы списывают на сильные порывы ветра. Лирический герой не желает больше скрывать тайну шустрого невидимки, и разоблачает «баловника – невежу», называя всем его настоящее имя. Так мы узнаём, что в роли домовёнка выступает месяц июль.
Но окончательного возврата к реальности не случается: «призрак» органично трансформируется в «дачника отпускника». Герою очень жаль прощаться с уже полюбившимся озорником, поэтому он очеловечивает месяц июль, наделяя его способностью мыслить и действовать. Таким образом, самый жаркий летний месяц становится самым желанным гостем в доме лирического героя, снимающем у него весь дом в собственное пользование.
История создания
История появления на свет этого замечательного стихотворения связана с отдыхом Пастернака на даче в Переделкино. Дачный домик поэта, располагавшийся в получасе езды от столицы, был предоставлен ему литфондом. Пастернак обожал свою уютную дачу: он с удовольствием возился на огороде, общался с соседями писателями, гулял.
Домик поэта был буквально интегрирован в лес, поэтому Пастернак мог наслаждаться всеми красотами природы в режиме реального времени. Свою дачу поэт считал «местом силы»: его там часто посещало вдохновение. Данное произведение является образцом поздней лирики Пастернака. Оно было написано летом 1956 г., за четыре года до смерти автора. В этот год Пастернак много и с удовольствием творил: за год из-под его «пера» вышло сорок произведений, в которых отсутствовали социально-патриотические мотивы, но было множество ярких образов. Уже «зрелый» автор позволил себе выглядеть в поздних стихах милым «растрёпой», точно таким же, как и его шаловливый июль.
Жанр, направление, размер
Стихотворение является образцом пейзажно-философской лирики. Пастернак часто обращается к этому жанру, придавая пейзажным зарисовкам глубокое философское звучание. Он описывает окружающую природу в единой связке с миром человеческой души. У Пастернака человек неотделим от природы, полностью интегрирован с ней.
В начальных строках произведения отсутствует чёткий портрет действующего образа. Лишь только последовательное повествование позволяет читателям понять, о каком невидимке говорит лирический герой. В связи с этим, в произведении присутствуют черты одного из фольклорных жанров – загадки.
Данное произведение относится к литературному направлению «футуризм». Хотя в нём заметны и черты, присущие символизму. Это лишь подчёркивает самобытность и индивидуальность автора. Поэтический размер – любимый Пастернаком четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.
Композиция
С композиционной точки зрения произведение не делится на семантические части. Каждое четверостишие работает на то, чтобы раскрыть очередную деталь образа июля. Поэтическое «полотно» включает в себя семь катренов, организованных по следующему принципу: каждый новый катрен продолжает предыдущий по смыслу.
Образы и символы
Произведение наполнено богатой образной палитрой. Особого внимания заслуживают следующие образы:
- образ июля – центральный. Название календарного месяца вынесено в заглавие произведения. Лирический герой наделяет июль чертами, свойственными людям: июль представляется нам озорником и хулиганом, который «везде болтается некстати». Но, невзирая на баловство «нового жителя» дома, герой чувствует к нему искреннюю симпатию. Чтобы подчеркнуть характер июля и придать ему живости, лирический герой очеловечивает летний месяц. Отдыхая летом на любимой даче, герой позволяет себе отречься от всех городских проблем. Находясь в расслабленном состоянии, он даёт волю своему воображению и относится к июлю, словно это не месяц, а близкий друг;
- образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Он восхищается окружающим миром, радуется тому, что дарит ему июль. Повествование ведётся от лица лирического героя, живущего в том самом дачном доме, в котором поселился неожиданный жилец. Герой является человеком наблюдательным, доброжелательным, весёлым. Он с готовностью сдаёт июлю свой дом в полное пользование;
- образ «странного гражданина» – этим гражданином является июль. Яркий летний месяц поселился в доме лирического героя. Он ведёт себя чрезвычайно активно: «крадётся», «болтается», «мешается», «срывает», «вбегает» и пр. Посредством использования всех этих глаголов герой делает прямое указание на взбалмошность «странного гражданина». Эти описания придают нам уверенность, что «гражданин» абсолютно не опасен, как могло показаться в начале произведения. Затем образ «странного гражданина» приобретает чёткие очертания, превратившись в «дачника – отпускника»;
- образ лета – невероятно, но в произведении не присутствует ни одного символа. Образ лета, филигранно созданный автором, представляется читателям настолько таинственным и чудесным, что его можно с лёгкостью принять за символ, который поддаётся расшифровке. Соответственно, образ лета символизирует чудо, поселившееся в жизни человека.
Темы и настроение
Пастернак поднимает в произведении три актуальных для себя и читателей темы:
- Тема природы – природа для автора не делима: её невозможно расчленить на сегменты, но можно рассматривать с различных ракурсов. Согласно философии Пастернака, такие понятия, как любовь, природа и творчество составляют основу человеческой жизни. Если рассматривать творчество поэта с данной точки зрения, можно утверждать, что данное стихотворение – это рассуждения Пастернака о жизни с «природного» ракурса, попытка объяснения жизни посредством природы.
- Тема связи человека и природы – в произведении раскрывается тема связи природы и человека. К глубокому пониманию этого автор смог прийти лишь на этапе позднего творчества. Пастернак осознал, насколько понятен и родственен окружающий мир душе человека. Природа даёт возможность поэту создавать образы, почерпнутые из реальной действительности, а не придумывать образы, порождённые искусственными философскими рассуждениями.
- Тема восприятия мира – согласно содержанию произведения, автор воспринимает июль месяц не как яркий «антураж», или «интерьер», а как отдельную самодостаточную личность, обладающую собственным характером и мнением.
Настроенческий пафос стихотворения светлый, лёгкий, чрезвычайно оптимистичный. Произведение воспринимается читателями, как детское, но при этом в нём присутствует философское звучание, придающее стихотворению глубину и тайну.
Основная идея
Средства выразительности
Средства выразительности, представленные поэтом в произведении, не только украшают стих, но и филигранно передают все нюансы авторских подтекстов:
В халате крадется к кровати срывает скатерть со стола
Текст
Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник отпускник.
Июль, таскающий в одеже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Все громко говорящий вслух.
Борис Пастернак в поэтическом творчестве пошёл своей дорогой, что лишний раз подчеркнуло индивидуальность поэта и его нежелание идти проторенными тропинками. Если большинство авторов в расцвете карьеры пытается усложнить стихи, наполнить до полна пространство между строками, то Пастернак наоборот упрощает подачу материала читателям. Пример тому стихотворение «Июль», написанное в 1956 году на фоне впечатлений от проведённого в Переделкино лета.
Июль в лице привидения
Ранний символизм в стихотворении не виден, зато автор заменил его небольшой интригой, когда в первых строках «замаскировал» летний месяц под приведение. Анализ работы несложен, но позволяет почувствовать единение человека и природы в лице июля.
По дому бродит привиденье,
Весь день шаги над головой.
Пастернак облачил июль в халат, как доброго друга или квартиранта, который любит немного пошалить в чужом доме. Он буквально наполнил собой жилище, друг-квартирант присутствует везде:
Везде болтается некстати,
Мешается во все дела.
Вместе с тем, претензий к гостю нет, отношение к нему снисходительное, как будто, он является тем, от кого просто нельзя избавиться. Да и нужно ли?
Гость снимает маски
Интрига длится недолго, уже в середине стихотворения поэт задаёт вопрос, ответ на который ставит всё на законные места – по дому бродит приезжий жилец под именем «июль». Он стал дорогим гостем на месяц и это надо принимать, как должное, как неизбежное. Иногда жилец спокоен и шалит только с занавесками, танцуя с ними, как настоящий танцор, взвиваясь в экстазе танца до потолка. Иногда к жильцу приходят гости в лице грозы, прохлады и дождя. Тогда дом темнеет, но тьма длится недолго, замещаясь ярким солнцем и жарой.
У жильца в гостях много друзей – это не только громкоголосая гроза, которая временно нарушает покой, но и молчаливый пух одуванчиков, лопухи и другие атрибуты летнего месяца.
Единение с природой
В этом стихотворении Пастернак показывает насколько человек должен быть един с природой. Кому-то нравится май за цветущие сады, кто-то входит в душевный экстаз от золотой осени, но есть своя прелесть и в июле. Этот месяц символизирует расцвет лета, когда природа расцвела на 100 и год вышел на пик благоденствия.
1956 год был одним из годов расцвета Пастернака. Поэт уже достиг всего, о чём можно мечтать, разве что немного горчинки принёс отказ от Нобелевской премии и нежелание властей печатать автора в должном объёме. Уже нет необходимости искать что-то новое, остаётся описывать текущие эмоции без погружения в философские дерби.
В этот момент единение с природой выглядит вполне уместным, так как это дарит спокойствие и возможность подвести итог над прошедшими годами. В 1956 году Пастернак похож на июль, далее 4 года идёт закат и жизнь заканчивается под аплодисменты читателей и поклонников.
Метафоры, эпитеты и сравнения
В стихотворении «Июль» Борис Пастернак использует метафоры:
- Наш жилец приезжий.
- Вбегает в вихре сквозняка.
- Снял комнаты у нас внаём.
Все эти метафорические сравнения относятся к июлю – это он является приезжим жильцом, снимает комнаты в доме и бегает по нему в вихре сквозняка. С их помощью автор показывает свойства июля, сравнивая их с другими предметами и явлениями, в переносном смысле.
Эпитеты в стихотворении:
- Воздух луговой.
- Начесанный растрёпа.
- Недолгий роздых.
Есть и чистое сравнение:
В нем показан танец июлю, где в роли танцовщицы выступает комнатная занавеска.
Слушаем «Июль»
Напоследок блог Stihirus24 предлагает послушать стихотворение, что поможет понять его строки и быстрее запомнить наизусть.
Читайте также: