Угловой стол в перспективе
В этом уроке мы рассмотрим построение угловой перспективы с двумя точками схода на примере параллелепипеда. Это самый часто встречающийся вид изображения перспективы, так как большинство предметов в реальном мире расположены относительно нас под углом.
В предыдущей статье мы узнали о методе построения фронтальной перспективы, в которой объекты можно представить только фронтально, пропорционально уменьшая их по мере удаления от переднего плана. Однако угловая перспектива (также часто называемая перспективой с двумя точками схода) позволяет изобразить предметы под углом к зрителю. Итак, давайте разберемся, как правильно рисовать объекты в угловой перспективе.
На рисунке ниже изображены несколько параллелепипедов в угловой перспективе: с видом «от лягушки», в нормальной перспективе и с «высоты птичьего полета».
Кубы в угловой перспективе по отношению к линии горизонта
Как можно заметить, фигуры различаются между собой. В «лягушачьей перспективе» мы смотрим на объект снизу, с «высоты птичьего полета» — сверху, а в нормальной перспективе мы видим соответствующий объект фронтально.
Угловая перспектива с двумя точками схода
В этом упражнении мы нарисуем простой параллелепипед в угловой перспективе. Параллелепипед является одним из самых простых объектов для изображения в этой технике.
Параллелепипеды в угловой перспективе по отношению к линии горизонта
Построение будет объяснено поэтапно, так что новички в рисовании смогут легко понять его суть.
Шаг 1 — основные элементы угловой перспективы
В угловой перспективе нам понадобятся две точки схода. Поэтому сначала нарисуем линию горизонта и отметим две точки схода — левую и правую.
Линия горизонта и две точки схода
Шаг 2 — линии схода
Из каждой точки схода проведем две линии схода, каждая из которых определит нижнюю грань нашего параллелепипеда.
Линии схода
Шаг 3 — основание фигуры
С помощью линий схода теперь можно нарисовать основание параллелепипеда.
Основание фигуры
Шаг 4 — переднее вертикальное ребро
Далее построим вертикаль, которая определит переднее вертикальное ребро параллелепипеда. Это ребро задает высоту фигуры.
Переднее вертикальное ребро
Шаг 5 — верхние линии схода
Теперь прочертим две прямых из левой и правой точек схода к верхней точке переднего ребра. Таким образом, мы начинаем выстраивать верхнюю грань фигуры.
Верхние линии схода
Шаг 6 — боковые грани
Теперь нарисуем две вертикали от дальних углов основания фигуры до линий схода. В угловой перспективе эти две боковые грани будут автоматически короче передних ребер, как того требуют законы построения перспективы.
Боковые грани
Шаг 7 — дальние линии схода
К точкам, в которых эти два боковых ребра пересекают верхние линии, нужно провести еще две линии схода. Они задают два задних верхних ребра параллелепипеда.
Дальние линии схода
Шаг 8 — дальнее вертикальное ребро
Две новые линии схода определяют высоту дальнего ребра параллелепипеда.
Дальнее вертикальное ребро
Шаг 9 — верхняя грань
Теперь прорисуем верхние ребра по линиям схода, задав верхнюю грань нашей фигуры.
Верхняя грань
Шаг 10 — стираем вспомогательные линии
На последнем шаге стираем все вспомогательные линии и невидимые ребра (отмечены серым). Рисунок параллелепипеда в угловой перспективе готов.
Параллелепипед в угловой перспективе — финал
Это упражнение, конечно, пример построения очень простого объекта в угловой перспективе. Тем не менее, любому начинающему художнику будет полезно разобраться, как работает угловая перспектива, чтобы иметь возможность создавать свои собственные рисунки с помощью этого метода.
Линейная перспектива в рисунке
Город в перспективе, рисунок
Несмотря на то, что мы живем в трехмерном мире, у нас есть только два измерения для изображения предметов на бумаге. Третье измерение — то, которое придает глубину картине, рисунку, скетчу или чему-то еще, создается с помощью правил перспективы. Даже если вы рисуете только натюрморты на столе, вам нужно понять и освоить принципы перспективы.
Основы перспективы в рисунке
Вот основные понятия, используемые в теории:
- точка схода;
- главный луч зрения;
- линия горизонта;
- предметная плоскость;
- картинная плоскость;
- угол зрения.
Прежде чем начать выяснять, что все это значит, давайте немного отвлечемся и вспомним, например, грамматику. Никто, кроме разве что специалистов, особенно не интересуется грамматикой. Мы признаем, что это помогает нам лучше выразить себя (при условии, что нам не нужно тянуться к учебнику, прежде чем мы осмелимся открыть рот). Мы спрягаем глаголы и строим предложения полностью автоматически, не думая об этом. Мы можем сделать это, потому что мы слышали те же самые грамматические конструкции буквально тысячи раз.
То же самое и с перспективой. Сама по себе наука перспективы мало интересует большинство из нас. Мы заинтересованы в ней только в той мере, в какой она может помочь нам лучше рисовать. Другими словами, есть два пути приближения к перспективе: научный или теоретический путь и практический путь. С теоретическим подходом вы узнаете набор абстрактных правил, и можете быть уверены, что это вам очень быстро надоест.
Поэтому, имеет смысл подойти к вопросу художественной перспективы с практической точки зрения.
Конечно, можно было бы обойтись совсем без перспективы, но это было бы не совсем верно. Перспектива — самый мощный путь для придания реализма и глубины вашим рисункам, что делает их более живыми и естественными. Без нее художественные инструменты в вашем распоряжении (а значит, и ваши результаты) будут ограничены, и вот почему.
Перспектива — это скрытый, но жизненно важный элемент пейзажа, объекта или портрета. Это, на самом деле, оптическая иллюзия, которая применяется ко всему, что вы видите. Помните, что рисунок — это не то же самое, что скульптура. Перед вами стоит задача воспроизвести на плоском листе бумаги то, что на самом деле обладает третьим измерением: глубиной. Итак, перспектива — это всего лишь оптическая иллюзия, применяемая ко всему, на что вы смотрите. Вот почему мы должны знать немного о том, как наш мозг выстраивает картинку.
Исторически художникам потребовалось некоторое время, прежде чем они пришли к соглашению насчет перспективы. Многие средневековые произведения искусства очень красивы, но они показывают вещи такими, какие они есть, а не такими, какими их видит глаз.
Посмотрите, например, на эту иллюстрацию. Шахматная доска видна без рельефа, но фигуры на доске изображены в профиль и повернуты в направлении, в котором они установлены на доске. Колонны развернуты под каким-то странным углом. И женщины довольно любопытно расположены. Другими словами, в одной картине есть несколько разных «точек зрения», и это, скорее, отталкивает.
Две испанские дамы играют в шахматы. Из книги Альфонсо X Мудрого, 1283 г.
Эта персидская средневековая миниатюра является еще одним примером частичного отсутствия перспективы. Здесь несколько различных точек зрения объединены в одну картину. И мы замечаем, что люди и лошади на дальнем плане такие же большие, как и те, что расположены ближе к нам. В перспективе они, конечно, будут меньше.
Мужество Джалаледдина. Масуд ибн Осмони Кухистани, «Тарихи Абулхайр», 1541г.
А на этой фотографии дорога, кажется, становится все меньше и меньше, когда она отдаляется от нашего взгляда. На самом деле, конечно, ширина всегда одинакова – в противном случае не было бы достаточно места для автомобилей!
Линейная перспектива, пример
При взгляде на это фото создается впечатление, что два рельса в конечном итоге объединились вместе. Визуально говоря, это правда, но только визуально. Разум и глаз находятся в постоянном конфликте: разум подсказывает мозгу: «эти рельсы параллельны и горизонтальны». Глаз отвечает: «как видите, рельсы поднимаются к небу и становятся тоньше к вершине». Мозг говорит: «рельсы всегда параллельны, иначе поезда сошли бы с рельсов».
Но если мы хотим научиться хорошо рисовать, нам нужно перестать «думать о мире», а вместо этого начать слушать, что говорят нам наши глаза. Как вы увидите, всегда трудно забыть наши знания о вещах, когда мы пытаемся их расшифровать. И все же мы должны научиться концентрироваться исключительно на зрительном восприятии. Вы сталкиваетесь с пейзажем, простирающимся перед вашими глазами к горизонту. Ваш мозг регистрирует глубину, которая движется от переднего плана вдаль. У вас нет проблем в размещении, с определением того, что вы видите слева и справа на соответствующих сторонах листа бумаги. Но как вы собираетесь визуализировать глубину?
Правила перспективы в рисунке
Вот три основных принципа, которые можно использовать отдельно или все вместе.
- Ближние к нам деревья нужно рисовать перед теми, которые находятся дальше – это будет иметь эффект их частичного перекрытия.
- Дальние от нас деревья нужно рисовать более легкими, с меньшим нажимом, это создаст иллюзию воздушного пространства.
- Нарисуйте деревья на дальнем плане меньше по размеру, чем те, что на переднем — это даст нам эффект расстояния.
Давайте теперь посмотрим на этот рисунок интерьера. Перспектива, которая создает впечатление глубины, представляет комнату не такой, какая она есть на самом деле, а такой, какой ее воспринимает глаз. Рисование в перспективе — это, в сущности, искусство рисования «неправильно», таким образом, что конечный результат кажется «правильным». Или, говоря по-другому, это искусство закрывать один глаз, чтобы лучше видеть.
Комната в перспективе с мебелью, рисунок
Прежде всего, давайте еще раз взглянем на картинку. Вы сможете пронаблюдать то же самое, если оглядитесь вокруг в комнате, в которой вы находитесь. Стены под прямым углом друг к другу, есть окно с жалюзи и паркетный пол. Посмотрите на линии, образованные краями предметов и углами стен. Линии по большей части вертикальные или горизонтальные и перпендикулярны друг другу. Это совершенно естественно, так как архитектор спроектировал все под прямым углом, и строитель использовал отвес, заданную площадь и технические чертежи, чтобы воплотить план архитектора в жизнь.
Понимание идеи перспективы
Попробуйте представить себе проблему с точки зрения слепого человека. Он не сможет оценить глубину места до тех пор, пока у него не будет возможности пройтись внутри этого пространства. В отличие от тех из нас, у кого есть зрение, он не имеет возможности «путешествовать с глазом». Если бы кто-то слепой с рождения вдруг смог увидеть, у него сложилось бы ужасное впечатление, что все бросается ему в лицо. Но в то время, если слепой человек не может водить машину, то одноглазый мужчина или женщина, конечно, может. Другими словами, наличие только одного глаза не мешает оценить глубину места или расстояние, разделяющее, например, две машины. Трехмерное зрение — не единственный способ получения информации о глубине. Мы могли бы сказать, что одноглазый человек за рулем автомобиля «читает» глубину в перспективе, тогда как вы, когда рисуете, «пишете» эту перспективу, чтобы создать иллюзию глубины. Процедура практически противоположная.
Изображение проходит через невероятно сложную часть фототехники — ваш глаз. Вы можете подключить принтер к этой замечательной камере, который состоит из листочка бумаги, карандаша и руки. Все предустановлено, осталось только научиться этим пользоваться!
Как произвести впечатление глубины
В изобразительном искусстве для создания оптической иллюзии применяются разные трюки, такие как наложение двух рисунков, использование тени, рельефа и, конечно, перспективы. Также возможно совмещение нескольких методов. Два наиболее часто выбираемых художниками — рельеф и перспектива. При совместном использовании они придают удивительное ощущение реалистичности рисунка.
Куда бы вы ни посмотрели, вы «бросаете» визуальный луч в этом направлении. Луч перемещается по прямой от вашего глаза к центру изображения, которое он воспринимает и перемещает глазами. Прицеливайтесь с воображаемой винтовкой по мишени. Главный луч зрения (ваш визуальный луч) соответствует траектории полета пули. Точка, в которой пуля достигает цели, называется точкой схода.
Прямая линейная перспектива, пример
Наше зрение более или менее коническое. То есть, когда мы смотрим в определенном направлении, ширина нашего зрения составляет около 20 сантиметров на переднем плане и несколько сотен метров на дальнем. Чем дальше вы смотрите, тем шире поле вокруг точки схода. В зависимости от ориентации нашего визуального луча, объекты кажутся искаженными для наших глаз, подчиняясь законам оптики и перспективы.
Поэтому, когда вы начинаете рисовать, важно определить высоту и ориентацию вашего визуального луча и сохранить его. Это означает выбор единой точки зрения. Если вы пропустите эту точку и объедините несколько точек зрения, ваши объекты и фигуры будут казаться очень нереалистичными, рисунок начнет «разваливаться».
Представьте себе горизонтальный диск, расположенный вокруг головы на уровне глаз и простирающийся до бесконечности. Этот диск дает представление о главном элементе перспективы: плоскости горизонта.
Плоскость горизонта — это воображаемая линия, расположенная на уровне глаз и уходящие в бесконечность. Вы, конечно, увидите только ее часть — горизонтальную линию, расположенную на 360°. Эта линия называется линией горизонта. Теперь предположим, что вы передвигаете себя вместе со своим воображаемым диском к береговой линии. Это то, что вы увидите. Можно заметить, что линия точно разделяет ландшафт между небом и водой, сливаясь с тем, что мы обычно называем горизонтом.
Теперь представьте, что вы поднялись на самую высокую кокосовую пальму на острове и посмотрите, прошел ли естественный горизонт ниже диска, который вы держали на уровне глаз. Вы заметите, что это не так. Горизонт, горизонтальная плоскость, линия горизонта и ваш глаз поднимаются и опускаются вместе. Важно помнить, что линия горизонта всегда находится на уровне глаз.
То же самое и с фотографией. Горизонт поднимается вместе с камерой.
Плоскость горизонта художника, связанная с его точкой зрения, определяет высоту естественного горизонта. Когда вы выбираете высоту горизонта на рисунке, вы определяете эту точку зрения для любого, кто смотрит на картину. Ваш выбор определит, находится ли зритель в доминирующей ситуации по отношению к субъекту.
Если вы смотрите на изображаемую фигуру сверху вниз, то вы как бы доминируете над ней.
Центрированная композиция, линия горизонта, расположенная на средней высоте, придает изображению симметрию, которая убирает человеческий аспект.
В случае, если точка зрения находится снизу, изображаемое доминирует над вами. Оно как бы приобрело определенное господство, и вы, в каком-то смысле, в его власти.
Таким образом, перспектива в рисунке — это не просто инструмент для точного представления чего-то, это также средство для расширения вашего художественного словаря. Но не нужно путать точку зрения с композицией. Одна и та же сцена, рассматриваемая с одного и того же места, может быть нарисована по-разному, это вопрос эстетического выбора. Точка зрения определяет перспективу, тогда как композиция «задает рамку».
Фронтальная перспектива
Простейший тип пространственного изображения — фронтальная перспектива с одной точкой схода. Перспектива называется фронтальной (одноточечной), если предмет изображается во фронтальном положении («анфас»), то есть часть из его граней параллельна картинной плоскости.
Фронтальная (одноточечная) перспектива
Отметим, что все линии, параллельные лучу зрения, сходятся на главной точке — точке схода. Все остальные вертикальные и горизонтальные линии, перпендикулярные лучу зрения, остаются вертикальными или горизонтальными и после размещения в перспективе.
Угловая перспектива
Если изображенные предметы находятся под углом к зрителю, то такая перспектива называется угловой (двухточечной). Ее ключевой особенностью является наличие двух точек схода.
Это означает перспективу, в которой мы смотрим на объект под углом. В качестве примера перспективы с двумя точками схода для наглядности снова приведем изображение куба. Его ребра проходят по линиям схода. Некоторые грани объекта в такой перспективе остаются параллельными картинной плоскости (в нашем случае это боковые грани). Это самый часто встречающийся вид изображения перспективы, так как большинство предметов в реальном мире расположены относительно нас под углом.
Угловая (двухточечная) перспектива
Перспектива с тремя точками схода
Третьим способом рисования перспективы является перспектива с тремя точками схода, её также называют вертикальной или наклонной. В перспективе с тремя точками схода нужно дополнительно нарисовать искажение вверх в угловой перспективе. Этот способ наглядной иллюстрации часто используется для архитектурных чертежей. С помощью этого метода можно очень эффектно рисовать небоскребы.
Мы прибегаем к такой перспективе тогда, например, когда смотрим на высокое здание снизу вверх, а также в случаях, когда ни одна из граней изображаемого предмета не параллельна картинной плоскости. Третья точка схода выше линии горизонта называется зенит. Та, что ниже — надир.
На рисунке ниже вы можете увидеть, как вертикальные края куба искажаются перспективно с помощью третьей точки схода.
Перспектива с тремя точками схода
Далее мы детально разберем, как построить простейший объект на каждый из описанных случаев линейной перспективы пошагово.
Построение фронтальной перспективы
В этом руководстве мы рассмотрим поэтапное построение фронтальной перспективы с одной точкой схода на примере параллелепипеда. Такая перспектива еще называется одноточечной или параллельной. Это одна из самых простых задач в области рисования перспективы и поэтому хорошо подходит для начинающих. Если у вас нет опыта работы с перспективой, рекомендуем ознакомиться со статьей линейная перспектива в рисунке, где описаны основные понятия и термины.
Как построить фронтальную перспективу поэтапно
Для того, чтобы сделать метод понятным и легким, давайте рассмотрим построение фигуры шаг за шагом. В качестве иллюстрации приведем готовый цветной рисунок фронтальной перспективы куба (параллелепипеда).
Фронтальная перспектива куба (параллелепипеда)
Шаг 1 — горизонт и точка схода
На первом этапе мы определяем основные элементы рисунка в перспективе: линию горизонта и точку схода. Технически, оба элемента можно нарисовать где угодно, однако на практике не каждая выбранная позиция будет удачной.
Теперь нам нужно прочертить две линии схода, которые определят ширину фигуры. Вдоль них будут проходить боковые грани параллелепипеда.
С помощью двух линий схода можно изобразить основание фигуры. Для этого нужно просто провести две горизонтали из одной линии схода в другую. Таким образом мы задаем глубину нашего прямоугольного параллелепипеда. Боковые кромки (левая и правая) получаются простой прорисовкой линий схода между двумя горизонталями.
Шаг 4 — вертикальные ребра
Возьмем две угловые точки в ближней к нам части фигуры и нарисуем из них две вертикальные линии вверх. Эти отрезки представляют собой ребра передней грани параллелепипеда.
Шаг 5 — пересечение верхних линий
На пятом шаге построим еще две линии схода, которые пересекают нарисованные ранее вертикали. Таким образом задается высота параллелепипеда. При этом важно, чтобы два вертикальных ребра были на одной высоте. Проще всего выполнить шаг 5 вместе с шагом 6.
Пересечение верхних линий
На этом шаге мы нарисовали все необходимые линии схода. Как вы можете видеть, все они возникают из одной и той же точки схода. Эта особенность одноточечной перспективы и делает этот вид перспективы сравнительно легким.
Шаг 6 — рисуем переднюю грань
Теперь нарисуем переднюю грань фигуры. Для этого две точки пересечения между вертикалями и верхними линиями схода соединяются горизонтальной чертой. Звучит сложнее, чем есть — просто посмотрите на картинку ниже. Горизонтальная черта автоматически приведет к точке пересечения второй линии схода. Мы уже сделали это в пункте 5. Еще можно было бы сделать так: рисуется только одна линия схода, затем горизонтальный верхний край фигуры, а затем вторая линия схода.
Передняя грань
Шаг 7 — дальние вертикальные ребра
На седьмом шаге рисуем еще две вертикальные линии в двух дальних угловых точках основания фигуры. Они представляют собой дальние ребра.
Дальние вертикальные ребра
Шаг 8 — рисуем заднюю грань
Новые линии должны быть соединены друг с другом горизонтальным отрезком так же, как на шаге 6.
Шаг 9 — верхние боковые ребра
Теперь нам осталось только нарисовать верхнюю поверхность фигуры. В одноточечной перспективе это просто прорисовывание верхних линий схода — между двумя верхними горизонтальными ребрами.
Верхние боковые ребра
Шаг 10 — готовый рисунок
Построение фронтальной перспективы параллелепипеда готово. Для того, чтобы получить окончательную фигуру, надо просто стереть ненужные элементы рисунка (линии схода и невидимые ребра). Невидимые ребра изображены светло-серым цветом на рисунке ниже.
Как видите, рисовать в одноточечной перспективе несложно. Конечно, этот пример — очень простое упражнение на рисование фронтальной перспективы. С более замысловатыми объектами сложность возрастает, но, тем не менее, базовые принципы остаются теми же самыми.
11. Перспектива. Интерьер.
Цель сегодняшнего занятия: Изучить алгоритм построения геометрических тел в перспективе и построить интерьер по этому алгоритму.
Что такое художественная перспектива
Линейная перспектива — точная наука, которая учит нас изображать на плоскости предметы видимого мира так, чтобы смотря на эту плоскость, мы получали впечатление формы предметов, тождественное с видимой формой их в природе.
Перспектива имеет точные законы, указывающие, как разместить на плоскости (картинная плоскость) очертания предметов с тем, чтобы, отражаясь на сетчатке глаза, эти очертания вполне совпадали с очертаниями самих предметов, видимых в натуре.
Если мы, рассматривая с определенной точки предмет или группу предметов (например, сложный пейзаж), изобразим видимое впечатление от этого предмета или группы предметов по законам перспективы на прозрачном стекле и поставим это стекло на известном определенном расстоянии между нашим глазом и объектом изображения, то линии изображения вполне совпадут с очертаниями изображенного предмета или группы. Нужна ли перспектива художнику и обязан ли он придерживаться ее законов в своих произведениях?
Для чего нужно знать перспективу
История пластических искусств доказывает нам, что вполне правдиво изобразить на плоскости формы видимого мира художники получили возможность только тогда, когда были открыты точные законы художественной перспективы. Поэтому в программу знаний, необходимых современному художнику-живописцу, архитектору, скульптору и прикладнику (особенно двум первым) 4, должна войти и линейная перспектива.
Теоретическое знание перспективы, конечно, не может заменить умения рисовать с натуры так же, как знание анатомии еще не научит рисовать человеческую фигуру. И несомненно, что человек, обладающий хорошим глазомером и вовсе незнакомый с перспективой и анатомией, нарисует с натуры лучше, чем знаток перспективы и анатомии, лишенный этого глазомера и чувства формы.
Но хорошие рисовальщики обладают обязательно и тем и другим, то есть и чувством формы, и глазомером, и знаниями. Эти знания особенно необходимы живописцу при работе непосредственно с натуры и архитектору для ясного представления того, как создаваемые им на бумаге архитектурные массы будут восприниматься в натуре глазами зрителя.
Очень важно, чтобы художник воспринимал научные истины не путем одного лишь теоретического освоения перспективных теорем и приемов построения. Художник должен ясно представлять себе положение предметов в пространстве и проекцию их очертаний на картинной плоскости.
Художник должен научиться рисовать на глаз и наизусть перспективно верно, а не приходя к верным очертаниям только путем длинного построения по теории перспективы с помощью линейки, циркуля и транспортира, так же, как рисующий человека должен научиться ясно представлять формы частей тела такими, чтобы в них правильно размещались кости и мускулы, а не припоминать и отыскивать каждый раз точки прикрепления мышц и сухожилий, которые он выучил по учебнику.
Как мы видим предметы
Трудно встретить человека, незнающего, что лучи света распространяются по прямой линии, что глаз не может видеть точку, которую бы нельзя было соединить с ним прямой линией, не встречающей на пути непрозрачных предметов, что предмет не может быть освещен со стороны, противоположной источнику света, что мы не можем увидеть верхнюю поверхность предмета, если он весь помещается выше наших глаз, и нижнюю поверхность предмета, стоящего ниже наших глаз, что предмет, отстоящий дальше от наших глаз, кажется нам меньше такого же предмета, находящегося к нам ближе.
Но явные и порой невероятно нелогичные нарушен
ия этих азбучных истин мы встречаем постоянно не только в работах детей, но и в рисунках взрослых и интеллигентных людей.
Обратимся к рис. 1, к кубу, стоящему на столе и изображенному неправильно. Попробуем дальше доискаться, в чем же ошибки этого изображения.
Зададим себе вопрос: откуда же мы смотрим на стол и стоящий на нем куб? Если мы стоим прямо против середины длинной стороны стола лицом прямо к передней стороне куба, то мы не увидим боковых сторон ни стола, ни куба и должны будем изобразить нашу модель так, как приведено на рис. 2.
Чтобы увидеть левую боковую сторону стола, мы должны или отойти от стола влево, или хоть немного повернуть стол углом к зрителю, тогда мы увидим стол так, как показано на рис. 3. У стоящего на столе куба мы увидим тоже левую боковую сторону.
На рис. 3 ближняя к нам ножка стола больше остальных: другие ножки уменьшаются по мере удаления их от зрителей. То же происходит и с вертикальными ребрами куба. Теперь мы видим, что благодаря этим сокращениям некоторые параллельные в натуре линии стали сходящимися по мере удаления их от зрителя. Но ведь так и должно быть.
Мы знаем, что расстояние между двумя параллельными линиями везде одинаково, но что равные между собой величины, удаляясь от зрителя, кажутся уменьшающимися. Следовательно, и расстояния между параллельными линиями, удаляющимися от зрителя, будут казаться уменьшающимися, а линии, в натуре параллельные, но удаляющиеся от зрителя, будут казаться сходящимися вдали.
Если мы эти линии продолжим, то они где-нибудь на плоскости нашего рисунка или за пределами его пересекутся.
Упражнение №1.
Нарисовать куб в трех ракурсах с одной точкой схода вместе с преподавателем.
Виды перспективы
Существует два вида перспективы – линейная и воздушная.
Воздушная перспектива – это изменение цвета по мере удаления.
Линейная перспектива – это построение с учётом правил и законов, чем ближе, тем крупнее; по мере удаления предметы уменьшаются. Линейная перспектива делится на фронтальную и угловую.
Теперь перейдём к интерьеру. Что называется интерьером? Интерьером называется внутренний вид помещения в целом или отдельных его частей. Сюда же относятся мебель, декоративные украшения и многое другое, участвующее в оформлении. Слово «интерьер» с французского переводят как «внутри». Интерьер имеет три измерения: высоту, ширину, глубину. Интерьер особенно распространен в живописи и графике, а также в театральной живописи.
В этих картинах интерьер является фоном, который решает сложные задачи и помогает раскрыть содержание. Композиции убедительны, потому что художники учли все особенности построения интерьера:
- Первый план крупный, чёткий.
- Линии, уходящие в глубину, сходятся в одной точке, которая находится на линии горизонта.
- Вертикальные линии сокращаются на расстоянии, но остаются вертикальными и параллельными между собой.
Для рисования интерьера важно знать линию горизонта и точку схода, потому что отсюда возникает задача передачи в рисунке глубины пространства помещения. Для этого и пользуемся средствами линейной перспективы. (слайд № 3)
Что такое линия горизонта?
В природе, если она не закрыта домами, её хорошо видно. А где она находится в комнате?
Линия горизонта – это воображаемая линия, и она всегда находится на уровне наших глаз, где бы мы ни находились.
Интерьер разделяют на: фронтальный и угловой. Фронтальный интерьер – это когда мы видим три стены: левую, центральную и правую, а также – пол и потолок.
Параллельные линии в перспективе сойдутся в одну точку схода.
Художник в композиционном решении картины может изменять высоту линии горизонта и главную точку картины (влево или вправо от центра картины). Если точка зрения находится в центре картины — изображение называется центральной фронтальной перспективой. Если же точка зрения расположена справа или слева от центра картины — изображение называется боковой фронтальной перспективой.
Построение углового интерьера
главная точка картины, а также углы поворота стен к плоскости картины.
Рекомендации для выбора высоты линии горизонта те же, что и при
построении фронтального интерьера.
Главную точку картины SK целесообразнее выбирать ближе к центру
картины, тогда зритель будет рассматривать ее, находясь против ее
Чтобы получить интерьер с большим видом на одну из стен, то
направление этой стены задается под более острым углом к плоскости
картины, для чего предельную точку этой стены F смещают в
противоположную сторону от главной точки картины SК (рисунок 1).
Рисунок 1. Положение предельной точки при построении углового интерьера
Рассмотрим пример построения угловой перспективы комнаты.
Задача. Построить угловой интерьер комнаты глубиной 3м, шириной 3,5м и высотой 3м. В левой стене на глубине 0,5м расположена дверь
шириной 1 м и высотой 2,2 м. Толщина стены 0,3м. Вдоль правой стены на расстоянии 1м от угла стоит стол длиной 1,0м, шириной 0,8м и высотой 0,8м.
На рисунке 2 изображен план этой комнаты.
Рис.2 План комнаты
По отношению к плоскости картины стены комнаты занимают
Рисунок 3. Построение углового интерьера
произвольное направление, а вертикальные углы – высотное. Следовательно, при построении интерьера будут использоваться перспективные масштабы произвольного направления и масштаб высот. Поскольку ни одна из стен не параллельна плоскости картины, то сразу определить ширину картины невозможно, а высота картины равна высоте комнаты, т. е. 3м. Исходя из этого размера, выбираем линейный масштаб. Отложив на левом вертикальном обрезе высоту комнаты в линейном масштабе, ограничиваем ее габариты слева, сверху и снизу (рис.3). Определяем положение линии горизонта и задаем главную точку картины SК и дистанционную точку D. Для того чтобы задать направление левой стены, на линии горизонта фиксируем предельную точку F1. В эту точку будут направлены линии плинтуса и потолочного угла, ограничивающие эту стену. Чтобы отложить на этом направлении необходимые 3м – длину стены, строим через совмещенную точку зрения масштабную точку М1. Отложив по основанию картины от точки О1 3м, с помощью точки М1 переносим этот размер на линию плинтуса левой стены, ограничив ее вертикальным углом. Для построения правой стены необходимо сначала определить ее предельную точку F2. Для этого к отрезку F1S пристраиваем прямой угол при совмещенной точке зрения и продляем сторону этого угла до пересечения с линией горизонта. Используя полученную предельную точку правого направления F2, проводим через нижнюю и верхнюю точки вертикального угла линии плинтуса и потолочного угла правой стены. Затем определяем масштабную точку этого направления М2. С помощью полученной точки М2 переносим начало правой стены на основание картины. Полученная точка О2 является началом координат для правого направления. Отложив по основанию картины от точки О2 длину правой стены – 3,5м, перенесем этот размер с помощью масштабной точки М2 на линию плинтуса правой стены и ограничим ее вертикальным углом. Поскольку третья стена комнаты параллельна первой, то линии, ограничивающие ее, будут направлены в предельную точку F1. Пройдя через нижнюю и верхнюю точки вертикального угла, эти линии очертят нам часть третий стены. Через точки пересечения этих прямых с основанием картины и горизонтальной прямой, определяющей высоту помещения, проведем вертикальную прямую, которая ограничит картину по ширине. Строим дверной проем, расположенный в левой стене. Для этого откладываем на основании картины от точки О1 расстояние от угла до начала двери – 0,5м, а затем ее ширину – 1,0 м. С помощью масштабной точки М1переносим эти размеры на плинтус левой стены и высотными линиями ограничиваем дверь по ширине. На левом вертикальном обрезе картины откладываем высоту двери – 2,2м и с помощью линии, направленной в предельную точку F1, переносим этот размер вдоль левой стены, ограничивая, таким образом, дверь по высоте. Чтобы дверь выглядела объемной, в дверном проеме необходимо показать толщину стены. Для этого отложим 0,3м на уровне пола за вертикальный обрез картины и с помощью линии, направленной в F1, перенесем эту толщину в дверной проем.
В дверном проеме угол между полом и вертикальным откосом представляет собой линию, параллельную правой стене. Поэтому из дальнего нижнего угла дверной ниши проведем прямую в точку F2 до пересечения с прямой, определяющей толщину стены. Из этой точки пересечения восстанавливаем высотную прямую, и аналогично строим верхнюю часть двери. Для построения перспективы стола по основанию картины от точки О2откладываем расстояние до стола – 1м и длину стола – 1м, а затем с помощью масштабной точки М2 переносим эти размеры на линию плинтусаправой стены, ограничив, таким образом, стол по длине. Ширина стола направлена параллельно левой стене, поэтому из точек пересечения линий переноса с плинтусом правой стены проводим прямые в точку F1. Для определения ширины стола откладываем по основанию картины ширину стола – 0,8м, отмеряя этот размер от дальнего угла левой стены, т. е. от 3м внутрь комнаты и с помощью масштабной точки М1 переносим его на линию
Читайте также: