У разбитого корыта головою в стол

Обновлено: 08.01.2025

— В альбоме «Эксцесс» есть песня «Rock-n-Roll жесток». У вас это слово вообще часто встречается, но всегда в разном контексте. Как изменилось восприятие этого слова за годы карьеры?

— Знаете, в любой песне, мне кажется, все сказано. Я свои песни никогда не расшифровывал и сейчас не стану. Такие вопросы в тупик всегда ставят — ощущение, как будто я на иностранном языке пою. Послушайте, там все сказано.

— «Серым пеплом, синей сажей вымарала жизнь всё, что нам казалось важным, всё, чем мы клялись. У разбитого корыта, головою в стол, в дым мешая слёзы с водкой, плачет рок-н-ролл», – поёте вы в новом альбоме. Это о том, что рок-н-ролл ничего не смог изменить – ни людей, ни власть, ни ценности?

— Да, конечно, а ещё о личностных переживаниях. В моей жизни он тоже не стал тем светочем, который выводит из тьмы.

— А строчка про «дашь на дашь» – о том, что даже в рок-н-ролл (который, по вашему давнему определению, «не работа») проникают меркантильные мотивы?

— Абсолютно верно, именно об этом (смеётся). Именно об этом…

_______________________________________________________________________

Текст песни «Рок-н-ролл жесток»:

Рок-н-ролл жесток,
Грязь и чистота,
Между ними ток
Плавит провода,
Рвёт сердца в пожар,
Души в лоскуты,
Может, это дар,
Может – яд беды.

Выжжены глаза
Пылью всех дорог.
К чёрту тормоза –
Рок-н-ролл жесток.
Между двух границ –
Неба и земли,
Крылья певчих птиц
Опалят угли.

И всё опять пойдет по схемам «дашь на дашь»,
Верша привычный саботаж.

Серым пеплом, синей сажей
Вымарала жизнь,
Всё, что нам казалось важным,
Всё, чем мы клялись.
У разбитого корыта
Головою в стол –
В дым, мешая слезы с водкой,
Плачет рок-н-ролл.

Трепет и порок,
Воля и капкан.
Рок-н-ролл жесток –
Пульс открытых ран.
Голая душа
Кровью запеклась,
Что искал Левша,
То слизала грязь.

.

_______________________________________________________________________

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий

АЛИСА — Нае@али (К. Кинчев)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

— За время, прошедшее с выхода альбома «Цирк», вы написали и опубликовали две песни — «Так надо» и композицию, название которой мы не можем написать по закону о мате. Первую выложили на сайте для свободного прослушивания, но в альбом она не вошла, а вторую решили зафиксировать. Чем обусловлен этот выбор?

— Мне кажется, что «Так надо» — это более сиюминутная вещь. А вторая — более актуальная.

— Она была написана по горячим следам украинских событий. У вас как-то изменилось ее восприятие? Она стала более актуальной для всех нас?

— Ну да, именно так. Время идет, акценты меняются. Я не стал петь «нас опять [обманули]», но это вертелось на языке, конечно. Я и на концертах несколько раз так пел. Но на альбоме оставил так, как было в изначальном тексте, хотя подразумевается, что это касается всех нас.

— У вас в песнях раньше почти не было мата. Почему именно это слово?

— Оно самое емкое. Мат хорош и нужен тогда, когда иначе не сказать, а не для того, чтобы в речи мусорить. Мат в этом смысле очень полезная вещь.

Песня группы «Алиса» «Наебали» была написана 11 марта 2014 года как реакция на украинские события. Текст песни впервые был опубликован на официальном сайте «Алисы» 30 марта 2014 года с комментарием: «Размышляя над ситуацией и вдогонку к заявлению, текстик на тему». Днём ранее коллектив отменил запланированный тур по Украине, объясняя решение тем, что не может выступать в стране, «находящейся в состоянии государственного переворота и безвластия».

Решение отменить украинскую часть юбилейного тура многие поклонники коллектива, в основном, из Киева, восприняли как предательство. В социальных сетях началось активное обсуждение темы, при этом комментаторы, как водится, не скупились в эпитетах и, как это часто бывает, выдавая желаемое за действительное, пытались убедить всех в том, что ничего страшного не происходит. Однако, события развивались стремительно и антирусские настроение в украинском обществе стали проявляться всё сильнее.

31 марта 2014 года последовал официальный комментарий по поводу отмены концертов от пресс-атташе «Алисы» Александры Панфиловой:

«Алиса» на Украине – это неизбежное использование той или иной пропагандой. Использование на территории, которая внутри себя никак не может определиться – кто, за кого и с кем. Возможно, симфонический оркестр или группа с развлекательной направленностью вполне безболезненно могли бы отбыть номер и уехать, но «Алиса» – это несколько иной случай. Кого качать – вот вопрос. И ответ – кого ни качай, раскачаешь на столкновения. С какой стати? Это не наша война, так что, пусть сами у себя разбираются. А подставлять выездных фанов группа не будет, это помимо прочего. Тут не ситуация «враг под Москвой, поднимем боевой дух солдат», тут чужая, самостийная территория, и если граждан этой территории волнует будущее, пусть они это будущее сами себе и организовывают, хотя с последним туговато… Вообще, какая-то странная логика: «москалей на ножи», но песни пусть поют, да про Светлую Русь желательно. Желающих подпеть да послушать, милости просим на просторы России, будем рады.

Концертная премьера песни «Наебали» состоялась 19 сентября 2014 года. В этот день состоялся официальный релиз альбома «Цирк». Композиция вошла в одноимённую концертную программу и впервые была исполнена в Великом Новгороде. В ходе тура аранжировка композиции претерпела некоторые изменения. Также Константин Кинчев перестал петь нецензурное слово в тексте, предоставив это дело залу. На столичных презентациях перед исполнением этой песни фронтмен «Алисы» дал короткий комментарий: «С грустью и печалью пою эту песню».

Между тем, в разных городах тура по ходу разгорания гражданской войны на Украине и многочисленных перемирий с Донбассом Константин время от времени менял в тексте слова начала куплета. Вместо «Эй, бойцы» он употреблял то «Эй, хохлы», то «Эй, Донбасс». Впрочем, на смысле и посыле песни это никак не отразилось.

— Песня о майдане «На…ли» (обманули. – «АН») не могла быть одобрена священником из-за нецензурного названия.

— Я никогда не просил благословения на исполнение песен.

— Разве? Вы рассказывали, что в песне «Звери» об исламских террористах заменили строчку «Зверя лечит только отстрел» на «Цепь да клетка зверю в удел».

— Я засомневался в строчке и попросил совета у отца Александра. Он сказал: «Если сомневаешься, лучше поменяй».

…- В этом году Гарик Сукачёв сказал нам: «Сколько тысяч нас было на тех баррикадах 91-го! Интересно, сколько людей сегодня, как я, не уважают себя за то, что там были? Может быть, только я. Но я уверен: мы, наше поколение, проиграли свою войну. «Дальше действовать будем мы!» – пел Виктор Цой. Мы хотели действовать, и мы проиграли. Может быть, следующие поколения выиграют». Известны фотографии и видеозаписи, где вы вместе с Сукачёвым запечатлены на тех баррикадах. Как сейчас оцениваете те события и своё в них участие?

— Оцениваю так же, как Сукачёв. Понимаю, что мы приложили руку к разрушению великой страны, которой теперь не воссоздать. Нынешние украинские события – последствия этого. Мы тогда вчистую сдались Америке, с радостью, и только сейчас пытаемся восстановить паритет. Главное, чтобы до войны не дошло… Думаю, не дойдёт.

— А возможно ли было понять это тогда, а не после?

— Если бы мне тогда было возможно это понять, то, наверное, я бы не пошёл на те баррикады. Тогда нам однозначно хотелось скинуть советскую власть. Коммунистов я не люблю до сих пор.

— Прав ли Глеб Самойлов из «Агаты Кристи» в том, что рок могли использовать номенклатурщики, чтобы провести «перестройку» и потом приватизировать страну?

— Думаю, могли. Да, могли. Мы были непугаными харизматичными идиотами (смеётся). Такие мы и сейчас.

— И сейчас вас могут снова использовать?

— Сейчас это, конечно, сложнее – у нас есть опыт прошлых лет. Но наивность, присущая юношеству, осталась. Осталась доверчивость. Это вообще свойство нашего народа.

Текст песни «Нае@али»:

Кровь на губах не просохла,
Правда глаза слепит
Тем, кто глазел, как дохла
Сталь под напором бит.
Страх выползал наружу,
Ложью замазав быль.
Здесь будет только хуже
Лучшие лягут в пыль.

Эй, бойцы!
Вас опять наебали!
Эй, бойцы!
Век не помнит минут.
Все, как всегда,
И лучше будет едва ли.
А если что,
То вас опять наебут.

Бесы готовят поле,
Черти банкуют кон.
Ярость качает волю,
Воля вершит погром.
Всяким благим порывом
Выстланы тропы в ад.
Смерть – это так красиво!
Если б не гниль и смрад.

.

АЛИСА — Рок-н-ролл жесток (Д. Парфёнов, К. Кинчев — К. Кинчев)

«Та самая» песня «Алисы»

«Та самая» песня «Алисы», изображение №1

Конечно же, очень сложно выбрать одну любимую песню у музыканта, чье творчество тебе дорого и близко. Но среди прочих прекрасных композиций Константина Евгеньевича особняком для меня стоят «Стерх» и «Шабаш». После них я окончательно влюбился в талант Кинчева-поэта. Удивительным образом ему удалось передать атмосферу «великого и ужасного» города, который породил и навсегда упокоил многих своих «детей». Передать то, что Константин Евгеньевич видел своими глазами и то, от чего его уберег Господь Иисус Христос. Уберег для того, чтобы через его талант привести к Себе неравнодушных.

Артем Забей, сообщество «Алиса-Тверь» - «Ветер водит хоровод» («Шабаш», 1991)

«Ветер водит хоровод» - центральная для меня песня на альбоме «Шабаш». В подростковом возрасте слушал её с кассеты на старой магнитоле и почти не мог разобрать слова в трёх первых куплетах, они были слишком тихими. Но уже тогда она меня завораживала. В этой песне есть несколько фирменных слагаемых «Алисы», благодаря которым шедевры Константина Кинчева можно отличить от простых "хитов". Здесь нет припевов, текст представляет собой законченный последовательный сюжет, а музыка несколько раз меняет ритм. Примечателен и факт с заменой текста ("крест не спас" на «Шабаше», "плач не спас" на относительно недавних концертах), который демонстрирует эволюцию в мировоззрении автора.

«Та самая» песня «Алисы», изображение №2

Евгений Туровский, Сообщество «Свет Мiру»: «Rock-n-roll жесток» («Эксцесс», 2016)

Любимая песня «Алисы»? Такой нет. Есть песни ярче, а есть тусклее, а любимые все, от «Франкенштейна» до «Емели». Просто скажу об одной из поучительных - «Rock'n'Roll жесток». Новая песня о главном разбавлена цинизмом в квадрате. Песня с последнего альбома расскажет о том, на чем зиждется рок-н-ролл, почему одни “труЪ”, а другие “позёры”, почему одним верят, а других не слушают, не смотря ни на качество инструментов, ни на "спортивные" достижения в игре на них.

Что может быть интереснее, чем война света и тьмы, да ещё так - со сцены? "Грязь и чистота, между ними ток плавит провода". Что это, "дар или яд беды", чем это закончится? «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее» (Мф. 10:39). Ключевое слово «ради Меня», а не ради нового бога по имени Рок-н-ролл. К такому выводу приводит, как я выразился, циничный в квадрате, припев песни.

"Пели о душе, да всё плевали в неё", - спел Константин Евгеньевич ещё за 30 лет до сегодняшнего дня. И вот сегодня: "И всё опять пойдет по схемам «дашь на дашь»", типа: "Братцы, ну что вы как дети то, чесс слово??"

"Серым пеплом, синей сажей вымарала жизнь,
Всё, что нам казалось важным; всё, чем мы клялись.
У разбитого корыта головою в стол –
В дым, мешая слезы с водкой, плачет Рок-н-Ролл.
"

Нельзя Рок-н-ролл превращать в работу, но можно работу превратить в рок-н-ролл, по крайней мере сегодняшнему имениннику это удалось.

АЛИСА - "Эксцесс"


У разбитого корыта, головою в стол. (частные заметки)

Сразу же признаюсь: АЛИСУ я не слушала уже очень много лет.

Энергичное вздымание рук ради чувства общности и сопричастности меня и вообще-то никогда не привлекало, а уж когда эта самая общность начала базироваться исключительно на принадлежности к определенной национальности и конфессии, мне стало не только скучно, но и противно. Именно в те времена я и решила, что я - сама по себе, а творчество К. Е. Кинчева - само по себе, и от нашего несоприкосновения ни одна из сторон не пострадает.

Почему же взялась слушать на этот раз? Да просто интересно стало, какой же плод вызрел на первом и тут же ставшим рекордным краудфандинг-дереве АЛИСЫ (полную сумму - 4 миллиона рублей - собрали за четыре дня, а всего к окончанию кампании на счету группы оказалось больше 11 миллионов). Да еще и сам Кинчев, в районе Нового года перенесший инфаркт, припугнул фанатов тем, что "Эксцесс" может стать последним альбомом в его жизни. Как тут не послушать?

Совсем уж мрачный "Новый Мир" только подтверждает это впечатление - страшно, люди, страшно. Былое лихое упоение, былая тоска "по красной кровушке на сочной траве" давно в прошлом. Какое уж тут упоение, когда от тебя ничего не зависит и всем правит только смерть?

Очень хорош был бы идущий следом "Колобок", откровенный, почти исповедальный, если бы не рефрен, который напрочь убивает и песню, и слушателя. Ох, не стреляйте в меня сразу, не бейте с ноги, но "где ковал победы русский колобок" - это ж ужоснах, карикатура какая-то, нельзя такое в приличную песню-то совать! Вот только проникнешься, только задумаешься, только посочувствуешь, и тут тебе - бац! - этот "колобок" в лоб прилетает снова и снова. Хотя, может, и в этом - своеобразное отражение творчества Кинчева с временами всплывающим нутряным его простодушием и наивным, ничем не смущающимся использованием давно замыленных символов: "День Победы", например, или "Воскресение", явственно пропеваемые с заглавных букв в следующей песне "За Полдня До Весны" (а кто вспомнит советский сентиментальный шлягер "За Полчаса До Весны", тот старая плесень, и нечего ему со своими мемуарами лезть!).

Но если и есть в альбоме однозначное "фу-у", так это песня "Шлак". Нет, конечно, ежели вам близка и симпатична риторика типа борьбы с космополитизмом - "Культ мерзости ждет расплата. Последствия - месть, холмик, венки и даты", - то все в порядке. Но если вы добрались до этой вещи, и вас, как и меня, резко стошнило, прошу, не бросайте слушать - она там такая одна. К счастью. Дальше будет лучше.

Ну, а пока Константин Евгеньевич сотоварищи просят у публики: "Дайте Каплю Огня", слегка подзабыв, видимо, что зажигать - это как раз их работа. а заодно и про то, что "немного огня" просил уже в свое время Шклярский - и небезуспешно. И вот тут невольно приходят мысли о том, что смысловое поле русского рока за последние десятилетия достигло такого градуса насыщения, что, встречаясь с подобной перекличкой, вряд ли возможно понять, что это: бессознательное заимствование? сознательный оммаж? или вообще случайное совпадение?

Вот и следующая вещь в альбоме, название которой стыдливо сглотнуто и на обложке, и при исполнении (что само по себе несколько изумляет - с чего вдруг Кинчев стал таким робким?!) - "Наебали" - напрямую отсылает нас к известному хиту ХЗ, раскрученному Гребенщиковым - "Подмога". Помните?

Жаль, подмога не пришла,
Подкрепленья не прислали.
Вот такие, брат, дела -
Нас с тобою наебали.

Сравните с алисовским:

Эй, бойцы!
Вас опять наебали!

Хорошая, кстати, вещь - злая и энергичная, в отличие от той же "Подмоги". Если чего мне в ней и не хватает, то это капельки рефлексии. Так, на секундочку задуматься, не оказался ли, пусть невольно, в рядах наебавших и сам автор песни. Как ни крути, слушают-то его бойцы "Армии АЛИСЫ", а вовсе не участники украинских событий, которым он, согласно интервью, посвятил эту песню. Слушают, прыгают и подпевают. А что - лидер не рефлексирует, так с чего бы и им?!

Вот уж тут точно уверишься в том, что художник - только транслятор для Вселенной, а что он там своим умишком полагает по поводу транслируемого, вообще не важно.

Ну да ладно, каждый вправе слышать в песне то, что он слышит. Можно, можно, конечно, воспринять следующую вещь "Дети Последних Дней" (и тут еще одна непрошенная ассоциация - "Сыновья Молчаливых Дней") как очередное трогательное наебалово (недаром ведь в ней призывают "поднять и пронести", когда минуту назад предупредили: "А если что, то вас опять наебут!"). А можно расслабиться и просто послушать - славная традиционная алисовская баллада.

Самая тяжелая и тяжеловесная вещь альбома - "Rock'n'Roll Жесток" с отличным пронзительным припевом и беспомощными, словно из готовых "фирменных" кубиков - "грязь", "ток", "душа", "пульс" - собранными куплетами. Эх, а какая вещь могла бы быть! Но не хватило все той же рефлексии, опять враг - это наползающая снаружи пыль и сажа, а заглянуть внутрь себя - уже никак.

А впрочем, это беда не одной песни и даже не одного альбома, а, пожалуй, всего нынешнего творчества Кинчева. Враг всегда вовне, и надлежит его - под трибунал, и даже "Трибунал Любви" (название еще одной песни) вместо того, чтобы, как положено любви, прощать, долготерпеть и милосердствовать, "воздаст. всем и по делам". Такая вот хреновая Любовь, ребятушки, что-то очень уж Ненависть напоминает.

Вот про то для меня и весь этот альбом - как раз и навсегда отданная Идее (праведной или неправедной, уж не стану судить) голова топчет человеческую душу в творце. А она, душа эта, ворочается, стонет, больно ей, жутко, но голова все твердит: "Не боись, прорвемся, это все они, вороги лютые, а мы наш, мы новый мир построим, свет зажжем, до небес дотянемся!"

У разбитого корыта головою в стол

И, надо сказать, что "Эксцесс", на мой взгляд, лучший альбом с 2008 года, точнее, единственный, который можно слушать.

Да, здесь присутствует традиционный блок скучных и невнятных социально-апокалиптических песен: "Эксцесс", "Новый Мир", "Шлак". Что ж, так автору видится мир.

Два безусловных хита для хорового распевания во взорванном рок-н-роллом зале - "Нае@али" и "Колобок". Первый, посвященный событиям в Украине, примыкает к блоку социальных песен. В альбомной версии автор заменил слово "хохлы", используемое в концертной версии, на "бойцы", и на том спасибо.

"Колобок" - это уже чистая лирика, с несколько "корявым", недоработанным текстом. Да, и хотя фраза "где ковал победы русский колобок" может покоробить, но в контексте песни и творчества группы, вполне уместна, и скорее отсылает нас к целому ряду песен-сказок, написанных Кинчевым за несколько десятилетий.

Большая же часть альбома это интересная лирика, с состраданием и сомнением, радостью и печалью, с поиском точного слова и музыкальным разнообразием. Все это не может не радовать после десятков однообразных нью-металлических "боевиков" последних лет.

Читайте также: