Туалетный столик екатерины великой
Стол из секретного кабинета матушки Екатерины 2-й выставлен на аукцион Сотбис.
А вот фотографии, в том числе и этого стола, из «Секретного- для души- кабинета» Екатерины 2-й (которого "не было").
18+
История «тайного кабинета Екатерины Великой» до сих пор не рассказана.
Петер Водич, который сейчас живёт в Бельгии и является автором нескольких чрезвычайно интересных фильмов-расследований, услышал эту историю от отца и провёл настоящую детективную работу. Отец рассказал ему, что во время войны приятели, побывавшие в Царском Селе, показывали ему очень странные фотографии очень странной мебели.
Водич нашёл однополчан отца (тех, кто выжили) и выяснил, что да, действительно, в одном из дворцов Царского Села они наткнулись на комнаты, оформленные в совершенно безумном эротоманском стиле. Одна из стен была сплошь увешана вырезанными из дерева фаллосами разной формы, вдоль стен стояли кресла, бюро, стулья, ширмы, украшенные порнографическими изображениями. Солдаты – самому старшему было всего-то двадцать четыре года - были поражены и нащёлкали своими «лейками» несколько плёнок. Молодые ребята не мародёрствовали и не ломали мебедь, они просто сделали пару десятков фотографий на память. Большинство кассет так и пропало в огне войны, но несколько снимков всё же попало в руки Водича.
Он приехал в Россию и попытался выяснить, что же стало с мебелью из тех пяти комнат. Увы, он не выяснил ничего. Музейные работники наотрез отказались разговаривать на эту тему и заявили, что никаких «секретных кабинетов» у Екатерины Второй не было. Потом всё же повезли в Гатчину и показали пятнадцать разрозненных экспонатов из фондов Эрмитажа. Табакерка, несколько статуэток, щит с эротическими медальонами. «Разумеется, - холодно сказал один историк, не работающий в Эрмитаже, - Екатерина, будучи человеком безупречного вкуса, не ограничилась бы таким эклектичным набором, но вы никогда не узнаете, где находятся остальные экспонаты». Сотрудники Эрмитажа говорили о картинах, о гравюрах, о мелких курьёзах, но факт существования мебели отрицали начисто.
Тем не менее, известно, что в тридцатые годы была катологизирована коллекция эротического искусства, принадлежавшего семье Романовых. Эту коллекцию показывали избранным посетителям музея, об этом сохранились свидетельства. Но каталога нет. Он, как и вся коллекция, якобы был уничтожен в 1950 году, когда сталинисты очищали память Романовых от «большевистской клеветы». Судя по рассказам, значительная часть экспонатов относилась к XVIII веку, но кто эти рассказчики? Что они вообще понимали в искусстве?
Сотрудники Эрмитажа признают, что Екатерина оформила для Платона Зубова некий будуар, но тут же отрицают, что от этого кабинета хоть что-то дошло до ХХ века.
Однако это не так. Известна история о том, как Александр Бенуа, работавший в Эрмитаже, показывал петербургским интеллектуалам официально несуществующий раритет – восковую копию члена Потёмкина, и Василий Розанов, кстати, повредил её своими потными пальцами.
Удастся ли отыскать «эротический кабинет» или он так и останется легендой, никто сейчас не может утверждать уверенно. Мы говорили с Водичем обо всём этом несколько часов подряд прикидывая разные возможности, но пришли к выводу, что прояснить ситуацию может только случай.
Это, увы, традиция современных супермузеев – скрывать и иногда даже уничтожать артефакты эротического искусства. Да, во времена разгула порнографии и повального либертианства культуртрегеры трепетно сохраняют традиции ханжества и лицемерия. И Национальная Галерея в Лондоне, Лувр в Париже, Пинакотека в Мюнхене, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, не говоря уж о Прадо в Мадриде и Ватикане в Риме, в ближайшем обозримом будущем будут, как и двести лет назад, держать эротическое искусство за семью швейцарскими замками, подальше от глаз нескромно любопытствующей публики.
* * *
Радует, что в России, хотя бы, не отрицают существование любимого детища ( тоже аналогично- "для души") Петра 1-го- "Всешутейшего, всепьянейшего и сумасброднейшего собора". Тоже осторожно - хоть без картинок, но полно ненормативной лексики!
Наоборот- с гордостью публикуют ЭТО в журнале "Родина".
Екатерина II сделала себе унитаз из польского трона
Обыденная, непарадная жизнь царей до сих пор во многом остается тайной за семью печатями. А между тем она в наши дни может многих удивить. Завесу этой тайны приоткрыл доктор исторических наук, автор книг из серии «Повседневная жизнь Российского императорского двора» Игорь Зимин.
Николай II — недруг собак и кошек
— Игорь Викторович, российские императоры вели праздный образ жизни или все-таки много работали?
— Никто из них от работы не отлынивал. Пожалуй, самым ярым трудоголиком был Николай I. Он даже называл себя каторжником Зимнего дворца. Вникал во все мелочи, даже когда в этом не было необходимости. Все-таки не царское дело решать, в какой цвет красить кровати в солдатских казармах. Александр II первым отделил работу от приватных часов. Если он отдыхал, никто из близких не мог к нему подойти с обсуждением деловых вопросов. Этой традиции потом придерживались и остальные императоры. Полноценного отпуска у царей не было. Например, когда Николай II отдыхал в Ливадии, три раза в неделю ему привозили портфели с документами. Более-менее свободное время для императоров начиналось с 20:00, когда царская семья садилась обедать. После этого Николай II читал книги жене Александре Федоровне (она знала русскую литературу в основном благодаря этим вечерам), наклеивал фотографии в альбом или играл в бильярд и домино. Еще он был страстным охотником, причем отстреливал не только медведей, оленей и волков, но и собак с кошками. В огромном количестве! За 27 лет (с 1884 по 1911 год) убил около 12 тысяч собак и почти 19 тысяч кошек. То есть в среднем по 36 псов ежемесячно. Трудно понять, зачем ему это было надо.
— Николай II не любил животных?
— Да нет. Когда он был ребенком, у них в семье было много животных. Детям Александра III дарили медвежат, кроликов, волчат, зайцев, даже лосей и рысей. Конечно, их потом отдавали в зоологические сады Петербурга и Москвы. Сам Александр III почти не расставался с лайкой Камчаткой. Но в октябре 1888 года царская семья, возвращаясь из Крыма, попала в железнодорожную катастрофу и чудом осталась жива. А вот Камчатка погиб. Его похоронили в Гатчине, в собственном Его императорского Величества саду, под окнами комнат Александра III. Спустя четыре года он писал жене: «Я с таким отчаянием вспоминаю моего верного, милого Камчатку, который никогда меня не оставлял и повсюду был со мною; никогда не забуду эту чудную и единственную собаку! Разве из людей у меня есть хоть один бескорыстный друг; нет и быть не может, и Камчатка был такой!»
Держали животных и в семье Николая II. Например, цесаревич Алексей на многих снимках изображен со спаниелем Джоем. Кстати, он сопровождал Алексея в ссылку в Тобольск и Екатеринбург в 1917–1918 годах. После расстрела царской семьи собака уцелела. Ее подобрали и вывезли в Англию. До самой смерти Джой жил в Букингемском дворце.
Шалости и наказания царевичей
— Расскажите, как воспитывали царских детей?
— При Екатерине II детей за проступки, как правило, лишали сладкого. Физических наказаний не было. Но они вновь стали активно применяться при Павле I, с ведома его супруги Марии Федоровны. Например, генерал Ламсдорф — воспитатель Николая (будущего императора Николая I. — Ред.) и Михаила — сек их как сидоровых коз, потому что мальчики были со сложными характерами. Однажды Ламсдорф вспылил и ударил 7‑летнего Николая затылком об стену. Представляете, какой сейчас был бы скандал на всю страну, если бы учительница так обошлась с первоклассником? Когда у самого Николая I появились дети, их наказывали иначе. Либо запрещали встречаться с родителями, либо ограничивали в еде. Так, в марте 1829 года за апатичность на уроке истории Николай I не разрешил цесаревичу, будущему императору Александру II, подходить к нему при прощании вечером. В другой раз за невыученное стихотворение мальчик «за обедом кушал один суп». Хотя пару раз Николай I все-таки сек своих детей. Однажды второй сын царя — великий князь Константин Николаевич — во время карточной игры родителей и их гостей потихоньку выдернул стул из-под генерала, который собирался сесть. Тот, естественно, упал на пол. Николай I побелел от гнева, попросил жену Александру Федоровну встать и обратился к генералу: «Прошу прощения, что мы так плохо воспитали нашего сына!» Я уверен, потом Константину хорошо досталось.
Николай II своих дочерей мог шлепнуть. Однажды во время обеда пятилетняя Анастасия залезла под стол и там начала щипать гостей. Император тогда за волосы вытащил дочь. А вот цесаревича Алексея никто не трогал, потому что тот был болен гемофилией. Конечно, он рос избалованным ребенком. В 1915 году произошел такой эпизод: Николай II, великие князья и представители Антанты сидели за столом. 11‑летний Алексей потихонечку вошел и надел половинку выдолбленного изнутри арбуза на голову одному из великих князей. Сок медленно стекал у того по лицу. Все затихли. А Николай II лишь спокойно произнес что-то вроде: «Ну что ты делаешь, не надо этого».
Туалетный юмор
— Каким был уровень комфорта во дворцах? Какие чудеса техники в них применялись?
— Многие технические ноу-хау прежде всего опробовались в Зимнем дворце. Например, при Николае I появился лифт. Его приводили в действие два «машиниста», которые вручную крутили специальный маховик. Больших претензий к этому механизму не было вплоть до 1895 года, когда императрица Мария Федоровна, поднимаясь на лифте, попала каблуком в зазор стены и порвала связки сустава. В 1904 году лифт и вовсе упал и задавил до смерти одного из машинистов.
При Александре II в императорской резиденции появилась вентиляция. В особо морозные дни под потолком некоторых залов Зимнего образовывался туман. Чтобы его разогнать, и нужен был вентилятор. Трое гвардейцев вручную крутили специальные маховики, которые и приводили его в движение.
— А как обстояли дела с канализацией?
— В Петергофе во времена Петра I рядом с кроватью обязательно стояла тумбочка, внутри которой хранился ночной горшок. По легенде, Екатерина II использовала для интимных надобностей национальную святыню Польши — трон польских королей, вывезенный из Варшавы Суворовым. Якобы по распоряжению императрицы в центре трона пробили дыру. А у цесаревича Алексея и вовсе был эксклюзивный ночной горшок. Когда он на него садился, начинала играть Марсельеза — гимн Великой французской революции. Системой канализации Зимний дворец оборудовали 1838–1839 годах. Мало кто знает, что ее разрабатывал архитектор Огюст Монферран — создатель Александровской колонны. Тогда уже появились стандартные унитазы с водяным затвором. Хотя при Марии Федоровне, жене Павла I, тоже была своеобразная канализация. Водоносы приносили на 3‑й этаж воду. После ее использования она шла по свинцовым трубам на 1‑й этаж и стекала в отдельный бак с нечистотами. И оттуда все это сливали в Неву. А вот Николай II жил со всеми удобствами. В Александровском дворце Царского Села туалет императора был оборудован по последнему слову сантехники того времени. Между прочим, на его стенах висели рисунки и фотографии: портрет Александры Федоровны, карикатура на Николая II, сидящего в автомобиле.
Как тайно забавлялась императрица Екатерина Вторая
Сложно писать о Екатерине Второй, потому что она, как личность неординарная, имеет много поклонников и столько же противников. Всегда найдется тот, кто не согласится с изложенной точкой зрения.
Но я возьму на себя смелость написать об императрице. А конкретнее – о её тайных увлечениях. Слухи это всё или нет – решать вам. Если есть на что сослаться, я буду ссылаться в статье. Считаю, что на пустом месте слухи не появляются.
Итак, про Екатерину. Больше, как про женщину, а не как про правительницу.
Отношения с мужем и дети
Екатерина в девичестве носила имя: Софья Августа Фредерика. Немецкая девушка из знатного, но бедного рода стала одной из самых сильных российских правительниц. Я не буду цитировать Льва Толстого, не стану пересказывать его слова про Петра и всех остальных.
В чем-то Лев Николаевич был, вероятно, прав. Но нужно понимать, что он люто ненавидел Романовых. Поэтому нужно помнить о его предвзятости.
С Петром Третьим у Екатерины не сложилось. Появился на свет сын Павел. Есть мнение, что это был ребенок от кого-то другого. То есть, возможно, немка Софья Августа, по сути, стала родоначальницей новой династии на Руси.
Когда живешь в демократической стране с избираемыми президентами, то такие вопросы уже не очень волнуют. На самом деле, не так уж важно, кто именно правит страной. Главное, чтобы правитель был мудрый. Екатерина, как мне представляется, была неплохой царицей, хоть и не без причуд.
Историк Олег Усенко в 2010 году в журнале «Родина» писал про детей-самозванцев и про настоящих потомков Екатерины. Так, согласно мнению историка, переводчик Коллегии иностранных дел Иван Пакарин выдавал себя за сына Екатерины. Про Павла Петровича я уже кое-что сказала. Добавим в список Алексея Бобринского, которого Екатерина якобы родила от Григория Орлова. И нужно вспомнить Анну Петровну, которая, вероятно, была дочерью Станислава Понятовского, ставшего потом королем Польши.
Фавориты и связи
Историк Пётр Бартенев, который плотно изучал жизнь Екатерины, посчитал, что у царицы было 23 фаворита. Много это или мало – судите по своему опыту. Бартенев предполагал, что с Потёмкиным Екатерина была обвенчена.
Историк Михаил Щербатов писал, что граф Орлов был всем фаворитам фаворит. Не только имел связь с царицей, но и со всеми её фрейлинами.
Фаворит Ланской, как пишут, употреблял специальное средство для мужской силы, что его и погубило.
Но это всё еще цветочки. Безобидные истории, в которые легко можно поверить. Тем более что Екатерина была родом из Европы. А там правители вытворяли и не такое.
Как истопник Теплов Екатерину согревал
История, о которой я не могу уверенно говорить, что она в действительности произошла. Но рассказывают, что такое было.
Однажды царица сильно замерзла в своем дворце. Ничего не оставалось делать, кроме как пойти и разобраться с истопником. Оказалось, что это статный молодой человек.
Царица, не растерявшись, позвала его в свои покой – для «сугреву». Парень получил фамилию Теплов, какие-то земли. Крестьян, наверное. Правда, в Санкт-Петербург ему дорога была закрыта.
То, что Екатерина легко сходилась с незнатными мужчинами, не должно удивлять. Рассказывают, что Софья Августа, только-только освоившись на российской земле, наряжалась крестьянкой и там находила себе партнеров на вечер.
Необычный столик
Мебели будет посвящен еще один блок. Мебели необычной. Пока же расскажу про столик, который, якобы находился долгое время в Царском селе, а потом, в 1941 году каким-то образом попал к немцам.
Предмет мебели интересен тем, что для его декора использовались элементы в виде мужских и женских частей тела. Любопытных. Несколько лет назад в СМИ писали, что стол планируется выставить на аукционе «Сотбис». Начальная цена была – 20 тыс. долларов.
Как прошли торги, к сожалению, не могу сказать. Не нашла такой информации. Если вам об этом что-то известно – пишите в комментариях.
Знаю, что другой стол из Царского села – вполне себе обычный, Россия выкупила у частного коллекционера из Нью-Йорка за 250 тыс. долларов. Об этом писали в «РИА».
Можно предположить, что финальная цена первого столика была не меньше. Но там, конечно, сомнения, что он принадлежал Екатерине.
Раздвижная кровать
Ходят слухи, что в покоях царицы была раздвижная кровать. Нужна она была вот для чего:
допустим, Екатерина уединилась со своим фаворитом. И тут – срочно нужно кого-то принять. Например, гонца с неотложными новостями. Кровать раздвигалась. Кавалер скрывался на одной половинке. А Екатерина принимала нежданного гостя, находясь одна на другой половинке кровати. Удобно.
Но и в это не очень верится.
Завершить рассказ хочу историей с конем. Думается, что всё это выдумки. У царицы было много недоброжелателей – это раз. А второе: русский народ любит пофантазировать, порассказывать небылиц. Особенно, если во главе государства стоит женщина.
«Маленькое чудо» Екатерины II: выставка одного предмета
Музей-заповедник «Царское Село» представил посетителям подлинный столик Екатерины II из коллекции семьи Карисаловых. Необычный предмет-трансформер совмещает функции туалетного и письменного столов, имеет приспособления для чтения и рисования. Уникальную вещь конца XVIII века можно увидеть в Первой Антикамере Екатерининского дворца на выставке одного предмета «Универсальный стол русской императрицы».
– Эта выставка – рассказ о судьбе предмета, о том, что история вещи неразрывно связана с судьбами страны и владельцев. Это наша третья экспозиция, основанная на предметах из коллекции семьи Карисаловых. В 2012-м мы первыми в музейном сообществе подготовили экспозицию «Сокровища частной коллекции», которая познакомила с коллекцией живописи, мебели, бронзы, собранием изделий из кости. Спустя четыре года мы организовали выставку портретов «Взгляд из прошлого». «Универсальный стол русской императрицы» продолжает эту традицию, – говорит заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село» Ираида Ботт.
Стол выполнен в мастерской Давида Рёнтгена (1748–1807) – знаменитого немецкого мебельного мастера. Среди его заказчиков – французский король Людовик XVI и его супруга Мария-Антуанетта. С 1784 по 1790 годы Екатерина II была самым главным покупателем мебельной продукции мастерской, которую ей рекомендовал барон Гримм. В эти годы сотни предметов были отправлены из небольшого немецкого городка на берега Невы. В письме барону Гримму 5 апреля 1784 года императрица писала: «”Ваш Рентген” привез мебель, о которой здесь не имели никакого понятия». Речь шла о первом транспорте, состоявшем из 21 предмета, в числе которых было пять туалетных столов, фанерованных красным и пальмовым деревом. Среди этих предметов был и стол, находящийся ныне в коллекции Карисаловых. Мастер пять раз отправлял большие партии мебели в русскую столицу. Четыре первые груза предназначались исключительно для императрицы, последний состоял из частных заказов.
Среди изысканной мебели со сложными механизмами и нарядным бронзовым убором, которую Рёнтген привез в Санкт-Петербург, были простые по внешнему виду, но не менее изобретательные по механике предметы. К их числу относится стол, представленный в Екатерининском дворце. Он действительно меняется: столешница отодвигается назад, под ней появляются подъёмное зеркало и ёмкости для туалетных принадлежностей; средняя часть подстолья между передними ножками опускается, выдвигается пульт для рисования или черчения. Путем несложных движений открывается центральный ящик и многочисленные ящички, которые на поворотных петлях откидываются в стороны.
Сегодня эти простые по форме предметы благодаря сложному техническому решению специалисты называют маленьким чудом, а крупный знаток немецкого мебельного искусства Георг Химмельхебер отмечал, что созданием такой мебели Рёнтген намного опередил свое время.
Главная особенность механической многофункцинальной мебели – наличие устройств, позволяющих трансформировать предмет в столы разного назначения. Востребованные клиентами многофункциональные столы создавались в мастерской на Рейне вплоть до 1790-х годов и поставлялись ко многим королевским и герцогским домам Европы.
Стол из собрания семьи Карисаловых относится к известной группе мебели, но материал исполнения и, главное, сохранившаяся бумажная этикетка дают основание причислять его к предметам, прибывшим в Санкт-Петербург и приобретенным Екатериной II в 1784 году. Этикетка прочитывается не полностью, но ключевое «Эрмитаж» видно отчётливо: «…51й Эрмитажная Римскiа №ХХ».
Предмет из коллекции Карисаловых был продан за границу из Эрмитажа в 1930-х годах в период массовых распродаж шедевров из музеев Ленинграда. Михаил Карисалов приобрел его в известной парижской Галерее Попова («Galerie Popoff et Co»).
По мнению специалистов, значение стола как памятника мебельного искусства усиливает мемориальная составляющая – происхождение из Императорского Эрмитажа Екатерины Великой.
Выставка работает до 27 апреля 2020 года. Режим работы: с 10 до 17 часов, кроме вторника и последнего понедельника месяца.
Туалетный столик екатерины великой
Шесть больших круглых медальонов, «диски для большого холла», как они значатся в каталоге Веджвуда, украсили стены Опочивальни над узкими зеркалами. Все они выполнены по моделям английского скульптора Д. Флаксмана. Одна — «Фаэтон» работы Стуббса — находилась меж окон.
Пятнадцать маленьких медальонов Веджвуда украсили камин. В Англии диски обычно украшали фриз камина, а Камерон расположил их «вокруг комелька», отверстия очага, притом на фоне золоченой бронзы. Сюжеты у них античные: «Геркулес», «Медея», «Диомед», «Филея соф», «Диана», «Ганимед», «Весталка», «Эскулап», «Музы», «Изобилие», «Жертвоприношение», «Читающий философ».
Все эти произведения Веджвуда были приобретены в 1780—1781 годах. В отчете Конторы Царского Села сообщается, что «за барилиевы (барельефы) из аглицкого фарфора во вкусе антика» заплатили 1760 рублей. Цены за каждый диси проставлены отдельно. Скорее всего, они приобретались не сразу. Несомненно одно — Камерон выбирал их сам, а некоторые, может быть, заказывал специально.
Скорее всего, эти произведения покупали через английских купцов, торговавших с Россией. Один из них Кannep, в переписке с Веджвудом упомянул заказ «художника на службе двора», другой, Оксфорд, писал Веджвуду, что он «старается представить несколько новоримских барельефов в Царском Селе» и надеется в этом преуспеть.
В 1781 году несколько дисков Веджвуда продал в Петербург купец N. Как установила английский искусствовед Алиса Келли, это был Георг Нейнберг из Корнхилла. Ниже удалось разыскать в реестре купца Оксфорда наименования дисков для Опочивальни — «Жертвоприношение Бахусу», «Аполлон и музы» и «Фаэтон».
Отделка комнаты отличается характерной для классической архитектуры симметрией — орнамент, расположение зеркал и пр. повторяются в трактовке противоположных стен. Строгий рисунок плафона повторен в рисунке паркета, набранного из клена, амаранта, красного дерева и груши.
Опочивальня совсем невелика, но казалась несколько больше — зеркала словно раздвигали стены. Особенно эффектной она была вечером, когда зажигали свечи, в люстрах-фонариках играли, переливались хрустальные бусы и гирлянды из хрустальных «слезок».
Строгая симметрия, изящество, тонкость и изысканность, цветное стекло и матовые барельефы Веджвуда — вот характерные особенности этого удивительного интерьера Камерона.
Мебель для Опочивальни была изготовлена из дуба и индейского дерева» с накладками из золоченой бронзы, мрамора и стекла.
На некоторых фотографиях интерьера, мы можем видеть уникальный перламутровый стол, стоявший в спальне Екатерины:
Уникальный столик, вся поверхность которого облицована пластинами перламутра, а набор на крышке в виде розы и меандра выполнен из панциря черепахи, повторяет европейский тип стола для карточных игр. Отличие заключается не только в необычном для европейской мебели оформлении, указывающем на неординарность изделия, но и в том, что внутренняя сторона, обычно обтянутая сукном и предназначенная для игры, также полностью покрыта перламутром. За этим столом не предполагалось вести карточные игры.
Это уникальное ювелирное изделие мебельного формата — дорогой подарок, предназначавшийся монаршей персоне. Дворцовая легенда называя этот предмет «старой константинопольской работой» объясняет его появление в Царском Селе как подарок Екатерине II от турецкого султана.
Роза на столешнице — не просто декоративный мотив, а символ, который был понятен и европейцам. Ж. Делиль с своей знаменитой, многократно цитируемой уже современниками поэме «Сады» писал:
«Киоски их (красавиц) манят, иль рощицы прельщают;
Лес розовых кустов у входа в грот возрос;
Везде, всегда цветы: восток есть царство роз»
Это уникальное ювелирное изделие мебельного формата — дорогой подарок, предназначавшийся монаршей персоне. Дворцовая легенда называя этот предмет «старой константинопольской работой» объясняет его появление в Царском Селе как подарок Екатерине II от турецкого султаны.
Документов о происхождении перламутрового столика обнаружить не удалось, однако известны свидетельства о подарках, которые готовил русский двор в ответ на поднесенные дары. Так, в 1792 году придворному художнику Г.Козлову был заказан рисунок «вышивок для подарка в Турцию» и два рисунка пером «для сына турецкого султана». Также в перечне значились рисунок турецкой крепости, три рисунка церкви Св. Софии в Константинополе, 3 цветных рисунка мечетей турецких с планами, табакерки с бриллиантами, золотые часы и другие ювелиизделия, отправленные в 1780-1790-х годах в Царицын для подарков.
Д.Григорович, следуя традиционной легенде, отмечает столик как «старую константинопольскую работу". (Царскосельская мебель и ее коронованные владельцы. 1762-1796).
Кровать, которая помещалась в глубине комнаты, за зеркалом, не сохранилась — супруга императора Александра II, Мария Александровна, которая занимала в середине XIX в. комнаты Екатерины I, парадную опочивальню Екатерины II использовала как гостиную, а свою спальню разместила в Уборной Екатерины, декорированной живописными медальонами.
1782. Решетка к межоконному зеркалу. Россия. Санкт-Петербург. По рисунку Г. И. Козлова. Мастер Роман Гнидин, мастера Тульского ружейного завода. Сталь, бронза; ковка, полирование, синий лак (под воронение), литье, чеканка, золочение. 90 х 163 х 31. Подробнее
Решетки апартаментов Екатерины II более строги, чем в аппартаментах Павла Петровича: гладкие стойки вверху украшены акантом, а в нижней части — розетками и жемчужником.
К сожалению, за исключением нескольких фрагментов отделки, от интерьера ничего не сохранилось. Фашисты разбили и разграбили Опочивальню. Ныне она не существует.
Читайте также: