Тайная вечеря что на столе

Обновлено: 23.01.2025

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи — одна из самых известных картин в мире. Это произведение искусства было написано между 1494 и 1498 годами и представляет собой последнюю трапезу Иисуса с апостолами. Картина была заказана Людовиком Сфорца. «Тайная вечеря» Леонардо по сей день находится на своем первоначальном месте — на стене в трапезной монастыря Санта—Мария—делле—Граци.

Сюжет

В 1494 году Леонардо да Винчи начал то, что станет одним из самых влиятельных произведений искусства в истории. «Тайная вечеря» — это визуальная интерпретация Леонардо события, записанного во всех четырех Евангелиях. Вечером Христос собрал своих апостолов вместе, чтобы устроить последний обед и сказать им, что ему известно грядущее событие о предательстве одного из них. Все его 12 последователей отреагировали на эту новость с разными эмоциями: это и страх, и гнев, и недоумение, и даже ненависть.

В отличие от подобных работ, Леонардо решил проиллюстрировать тот конкретный момент в евангельском сюжете, когда Иисус говорит своим последователям, что один из них предаст его, уделяя большое внимание индивидуальным выразительным реакциям. Ссылаясь на Евангелие, Леонардо изображает Филиппа, вопрошающего: «Господи, это я?», на что Христос отвечает: «Кто опускает руку со мной на блюдо, тот и предаст меня». И зрители видят, что вкупе с Христом одновременно свою руку к блюдцу на столе тянет Иуда. Спокойное самообладание Иисуса с опущенными головой и глазами контрастирует с волнением апостолов. Все они сгруппированы по три человека. Иаков, слева от Христа, сердито размахивает руками, в то время как неверующий Фома, за Иаковом, указывает вверх и, кажется, спрашивает: «Это план Бога?». Фома в этот момент пытается прикоснуться к ранам Христа, чтобы поверить в воскрешение. Петр с ножом в руке (им он позже отрезал ухо солдату, пытающемуся арестовать Иисуса) подходит к Иоанну, который сидит справа от Иисуса. Иуда схватил мешочек, в котором находится его награда за идентификацию Иисуса.

Вместе с тем, Леонардо также таинство Евхаристии ( Христос, благословляющий трапезу — чудесное превращение хлеба и вина в тело и кровь Христа).

Техника исполнения шедевра

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, огромная картина 4,6 х 8,8 метров, была выполнена из темперы и масла на гипсовой заготовке вместо техники. Почему же не была использована популярная в то время техника фрески? Она была не по нраву Леонардо по двум причинам. Во—первых, он хотел добиться большей яркости, чем позволял метод фрески. Во—вторых, быстросохнущая техника фрески требовала быстрой работы и спешки. А Леонардо известен своим тщательным и продолжительным процессом работы. Картина была выполнена с использованием собственной созданных пигментов непосредственно на сухой штукатурке на стене, и в отличие от фресок, где пигменты смешивались с мокрой штукатуркой, она не выдержала испытание временем. Еще до того, как картина была завершена, часть полотна уже начала отслаиваться от стены и Леонардо приходилось его снова корректировать. Чтобы создать эту уникальную работу, Леонардо создал огромное множество подготовительных набросков.

Композиция: молоток + гвоздь

Два приспособления — молоток и гвоздь — помогли Леонардо достигнуть нужной перспективы. Что особенно делает «Тайную вечерю» настолько поразительной — это перспектива, которая, кажется, приглашает зрителя шагнуть на драматическую сцену и принять участие в трапезе Христа. Чтобы достичь этой иллюзии глубины на плоской поверхности, Леонардо да Винчи вбил гвоздь в стену, а затем привязал к нему веревку, чтобы сделать отметки, которые помогли в создании перспективы. Эта техника была заново открыта в эпоху Возрождения. Еще одна деталь композиции: двенадцать апостолов сгруппированы в четыре группы по три человека, и есть также три окна. Цифра три часто является ссылкой на Святую Троицу в католическом искусстве. Кроме того, картина симметрична с одинаковым количеством фигур по обе стороны от Иисуса.

Магдалина или Иоанн?

Многих внимательных зрителей картины интересует один вопрос — ведь очевидно, что справа от Иисуса изображена женщина, в то время как церковь на протяжении тысячелетий искренне убеждает людей в версии об апостоле Иоанне (он же написал «Евангелие от Иоанна Богослова»)?
Все в апостоле Иоанне поразительно женственно. Это и тонкие грациозные руки, красивые нежные черты лица и золотое ожерелье. Интересный факт — эта женщина в своей позе и своем одеянии является зеркальным отражением Христа: одинаковый стиль плаща и халата, одинаковый наклон головы. Никто за столом не носит одежду, которая таким образом отражает одежду Иисуса. И Иисус и, предположительно, Магдалина находятся в своих внутренних мыслях, они словно не замечают всего разнообразия эмоций окружающих апостолов. Они оба безмятежны и спокойны. Центральное место в общей композиции занимает фигура—буква, которую Иисус и эта женщина создают вместе — это гигантская, распростертая буква «М» (вполне возможно, это авторский посыл на имя Магдалины).

Символика

Ряд искусствоведов и ученых активно обсуждают значение сосуда с разлитой солью возле локтя Иуды. Пролитая соль может символизировать неудачу, потерю религии или веры в Христа.
Вторая символическая загадка: является ли рыба на столе сельдью или угрем. Это важно, поскольку у каждого свое символическое значение. По—итальянски слово «угорь» — «аринга» означает внушение. На северно—итальянском диалекте слово «сельдь» — «ренга» описывает человека, который отрицает религию (и это соответствовует библейскому предсказанию Иисуса о том, что его апостол Петр будет отрицать, что знает его). Таким образом, угорь — символизирует веру в Иисуса, а сельдь, напротив, символизирует неверующего.

«Тайная вечеря» в музыке и математике

«Тайная вечеря» поистине покорила аудиторию своим впечатляющим масштабом, уникальной композицией, таинственным сюжетом, символикой и загадками. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, несомненно, является одним из самых важных произведений искусства всех времен, как за свой инновационный подход, так и за влияние, которое оно оказало на художников всех времен и народов.

Что ели Иисус и апостолы на Тайной вечери?

За последние годы многие классические приемы пищи были изображены в искусстве и кино.

Но «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, конечно, просто самая известная.

Многие продолжают исследовать религиозную символику этой картины и ее ценность в искусстве.

Но мне вот интересно: что они там ели, Иисус и его апостолы?
Ведь это же в конце концов ТРАПЕЗА.
Выражаясь по-современному, это был Последний ужин Христа.

Существует ряд теорий относительно обстоятельств, связанных с Тайной Вечерей.
Это торжественное событие для христиан. Его сейчас отмечают как Великий четверг в апреле.

Но есть несколько моментов, с которыми все могут согласиться.
Участники Тайной Вечери пили вино и ели постный хлеб.

Но, конечно, Тайная вечеря не была традиционный пасхальный ужин.

Есть другие детали, которые немного мрачны.

Однако вернемся к еде: каковы предположения о том, что было (и не было) съедено во время Тайной Вечери.

1. Вино и хлеб, конечно

Согласно христианскому писанию, практика принятия Причастия возникла во время Тайной Вечери. Говорят, что Иисус разносил вокруг стола пресный (постный) хлеб и вино. И объяснял своим Апостолам, что хлеб представляет собой его тело, а вино - его кровь.

2. Продукты местного производства, возможно

Второзаконие описывает родину Иисуса как «страну оливкового масла и меда. То есть страну, в которой вы будете есть «хлеб без ограничений».
В те времена, общие зерновые культуры включали виноград, фиги и гранаты.
Однако эти продукты, вероятно, не были бы доступны в свежем виде ранней весной.
Обед, поэтому, наверняка мог включать в себя сушеный инжир, а также оливковое масло и мед.

3. Барашка не ели

В 2007 году папа Бенедикт XV объявил, что на Тайной вечере не было съедено ягненка (т.е. барашка).
Тогдашний папа считал, что Тайная вечеря имела место перед ритуальной жертвоприношением ягнят. И это было обычной пасхальной традицией во времена Иисуса.
И поэтому сам Иисус занял место ягненка (!).

4. Харосет могли есть

Хотя Тайная вечеря произошла незадолго до самой Пасхи, это не значит, что Иисус и Апостолы лишили себя нескольких пасхальных блюд. Согласно отчету группы итальянских археологов за 2015 год, на «Тайной вечере» появилось несколько типичных блюд седера, в том числе горькие травы с фисташками и харосет из фиников.
Другие блюда, такие как чолент, тушеное блюдо из бобов, приготовленных очень медленно, и оливки с иссопом, мятоподобной травой, обычно ели ежедневно. И они могли появиться на Тайной вечере.

5. Угорь и апельсины?
На картине есть рыба угорь и апельсина.
Но их апостолы, конечно, есть не могли (хотя они есть на картине Да Винчи).
После последней реставрации картины, которая заняла 21 год и закончилась в конце 90-х годов, впервые на столе стало можно разглядеть дополнительные блюда.

В том числе те, которая выглядели немного неуместно. Угорь (?), и кусочки апельсина. Это, конечно, не было обычным блюдом во времена Иисуса.

Но вообще-то угри и апельсины были обычным сочетанием в Италии 15-го века, при жизни Леонардо.
И еще это были два вида продуктов, которые значатся в собственных сохранившихся списках продуктов, которые ел Да Винчи.

Что ел Иисус с апостолами на Тайной вечери?

Тайная вечеря - знакомый всем библейская сюжет, описывающий последнюю трапезу Иисуса Христа и его 12 апостолов. Что они ели?

Для христиан сюжет о Тайной вечери связан с происхождением главного христианского ритуала - евхаристии, также известного как таинство причастия. В процессе евхаристии христиане обычно пьют вино и едят хлеб. По мнению христиан оба продукта символизируют или подлинно являют собой кровь и плоть Иисуса, потому что он говорил:

Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, разломил его, дал им и сказал: – Возьмите, это Мое тело. Затем Он взял чашу, поблагодарил за нее и подал им, и они все пили из нее. – Это Моя кровь завета, проливаемая за многих, – сказал Иисус.

Данный отрывок подсказывает, что на столе Тайной вечери было как минимум два продукта: хлеб и вино. О других продуктах ничего не сказано.

Однако в евангелиях сказано, что на столе также стояли какие-то блюда, и вообще стол был посвящен иудейскому празднику Песах. Сама трапеза представляла собой пасхальный ужин. Пасхальный ужин также может означать, что на столе был ягненок.

Часть картины "Тайная вечеря" монахини-художницы Плаутиллы Нелли. Иисус обнимает апостола Иоанна, а перед ним закланный агнец. 1568 г.

Обычно художники изображали стол Тайной вечери с винными чашами и хлебом, некоторые добавляли другие продукты. Апостолы и Иисус были иудеями, значит они придерживались иудейского диетического закона тех времен.

В Песах обязательно потребляли пресный хлеб. Вино же могло быть с нотками смолы и изюма, если верить археологическим данным. Вполне вероятно, что под влиянием греко-римской культуры иудеи могли положить на стол оливки, а также финики, гранаты, инжир и орехи.

Христианская община не бедствовала, они могли себе позволить разнообразие блюд, в том числе разные травы, типа сельдерея, цикория и салата. Также на столе мог быть чаросет - это пасхальное сладкое блюдо из ближневосточных фруктов и орехов.

Выше упоминался пасхальный ягненок - это жертвенное животное, которое закалывали в Иерусалимском храме в праздник Песаха. Церковь традиционно верит, что Тайная вечера проходила в четверг в пасхальный Седер. В Седер иудеи собираются за домашней трапезой и вспоминают момент, как евреи освободились из египетского плена.

Издревле седерским блюдом был ягненок. Значит стол апостолов должен был украшать ягненок. Поэтому некоторые художники писали вечерний стол не только с хлебом и вином, но и с закланным агнцем.

Посуда, согласно диетическим правилам евреев, должна была быть каменной. А стол не таким, каким его изобразил тот же Леонардо да Винчи. По еврейским традициях стол должен быть примерно на уровне земли, в таком случае Иисус с апостолами лежали бы на левом боку, а правой рукой вкушали пищу.

Таким образом, на столе Тайной вечери можно было увидеть, как минимум, хлеб, вино и ягненка. Максимум: разные ближневосточные фрукты, травы и особые пасхальные блюда, описанные выше.

Меню секретного ужина


Тайная вечеря – последний ужин Иисуса Христа с апостолами, предваривший его смерть и воскресение. Мы не знаем, что подавали к столу на Тайной вечере, но можем попробовать представить. Слишком много неясного. Богословы никак не могут прийти к согласию даже в том, какой хлеб на том ужине взял в руки Иисус: пресный или квасной. Вопрос не праздный. Таинство евхаристии, причащение, совершаемое во время литургии, – не что иное, как символическая реконструкция Тайной вечери. Западная церковь употребляет в литургии опресноки, пресный хлеб, а русская церковь, следуя за церковью византийской, – квасной. Евреи на Пасху едят пресную мацу. Евангелисты Матфей, Марк и Лука считают, что Тайная вечеря состоялась в «первый день опресноков», когда евреям уже запрещалось есть квасной хлеб. Евангелист Иоанн же утверждает, что Тайная вечеря состоялась накануне еврейской Пасхи. Византийские богословы в своей полемике с «латинянами» ссылались на Евангелие от Иоанна, а западные богословы – на Евангелия от Матфея, Марка и Луки. О благословении Иисусом чаши с вином в Евангелиях говорится прямым текстом. Ритуал еврейского пасхального седера окончательно сложился в II–III веках н.э., он был кодифицирован в Талмуде, в трактате «Песахим», и в частности в нем предписывается, чтобы каждый еврей, богатый или бедный, старец или ребенок, во время седера выпивал четыре чаши вина. Хотя относительно детей мнения раввинов расходятся: рабби Иегуда предлагает вместо вина давать им орехи.

Николя Пуссен «Тайная вечеря»

Николя Пуссен «Тайная вечеря»

Отражения жертвоприношения

Хотя меню Тайной вечери так и осталось неизвестным, многие великие художники пытались изобразить пасхальный стол на своих полотнах. Мозаика VI века в храме Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне – одно из первых произведений на эту тему. На ней изображен Иисус, восседающий за столом с 11 апостолами – без Иуды Искариота. На столе огромное блюдо с двумя рыбами. Но рыба здесь – примета символизма. Рыба по-гречески . – это аббревиатура краткого символа веры: «Иисус Христос Сын Божий Спаситель». Художники Возрождения очень изобретательны. Мистически настроенный Фра Анджелико изображает Тайную вечерю как мессу, где Иисус причащает апостолов и Деву Марию (хотя о присутствии Марии на вечери евангелисты ничего не сообщают) облатками из золотой чаши (фреска «Установление Евхаристии», ок. 1450). Изображение бокала с красным вином мы впервые встречаем у Джотто на полиптихе, написанном в 1320-25 гг.: бокал держит в руке один из учеников. У Доменико Гирландайо (картина «Тайная вечеря», 1486 г.) на столе перед Иисусом и апостолами рассыпаны вишни - символ Крови Христовой. Вино в стаканах, стоящих на столе, также красного цвета. А вот на картине голландского художника Дирка Боутса («Тайная вечеря», 1464-1467 гг.) вино в чаше, которую благословляет Христос, белое. У Тинторетто на столе Тайной вечери (1592-94) - вазы с фруктами. Сложный натюрморт составил на своем полотне Якопо Бассано (1542): на блюде, расположенном в центре стола, лежит голова барашка, рядом с блюдом - яблоко, по-видимому, оно должно напоминать о грехе Адама и Евы.

Хуан де Хуанес «Тайная вечеря»

Хуан де Хуанес «Тайная вечеря»

Меню по да Винчи

Разумеется, больше всего споров вызывает Леонардо. В 2008 году американский искусствовед профессор Джон Варриано исследовал вопрос о том, что ел и пил Иисус с апостолами на «Тайной вечере» согласно Леонардо да Винчи (1495-98). Так вот, у Леонардо на столе - угорь, его любимая рыба, хоть угорь и относится к нечистым животным в еврейской традиции. Леонардо лишь продолжил общую для итальянского Возрождения традицию отхода от еврейских реалий: ведь и Давид у Микеланджело изваян необрезанным. В XIX веке реализм диктует возвращение к реалиям. На рисунке «Тайная вечеря» французского художника Джеймса Тиссо (1836-1902) у Христоса и апостолов на головах еврейские молитвенные покрывала, и их фигуры совершенно заслоняют накрытый стол. У русского художника Н. Н. Ге на столе «Тайной вечери» (1861-1863) глиняные сосуды (возможно с вином), а на полу - талес, еврейское молитвенное покрывало. В ХХ веке еврейская тематика вновь отошла на второй план. Хотя, скажем, у Сальвадора Дали в «Таинстве Тайной вечери» (1955) изображенный на первом плане гранат, разломанный на две части, также может напоминать о еврейских реалиях; впрочем, традиционно гранат у евреев является составной частью не пасхальной трапезы, а новогодней.

Франческо Фонтебассо «Тайная вечеря»

Франческо Фонтебассо «Тайная вечеря»

Вино, которое пили на Тайной вечере, могло быть красным. По библейским свидетельствам, евреи выращивали как белые, так и красные сорта винограда: «Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора. Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле?» (Ветхий Завет, Ис. 63, 1-3). Вопрос о цвете вина в первые века христианства не поднимался. Даже в 1170 году, в ходе знаменитого диспута о вере между греками и армянами, византийский богослов Феориан, посланник византийского императора Мануила I Комнина, и армянский католикос Нерсес IV соглашаются с тем, что вино для богослужения может быть и темным (дословно - «черным»), и красным, и белым. Русская Православная Церковь, выбрав во времена Петра I красный французский Cahor в качестве вина для совершения литургии, руководствовалась тем, что цвет его должен символизировать кровь. В XIX веке вино для церковных нужд перестали импортировать из Франции, а стали делать в Крыму из местного винограда. И оно превратилось из сухого Cahor’а в сладкий кагор. Церковный «Кагор №32», который сегодня использует для богослужений Русская Православная Церковь, — крепленое вино, в которое добавляется виноградный спирт и сахар. Осведомленный читатель может, впрочем, задаться вопросом, почему же у католиков на мессе все же используется белое вино? Этот обычай восходит к Тридентскому собору (1545-68), когда было предписано пользоваться белыми алтарными покрытиями и пурификаторами (полотняными салфетками) во время мессы. Красное вино оставляло пятна на всём этом белоснежном покрытии, так что его заменили на белое. Рациональные соображения перевесили требование, чтобы вино символизировало кровь.

Сальвадор Дали «Тайная вечеря»

Сальвадор Дали «Тайная вечеря»

Откуда яичко

В современной Европе главными гастрономическими атрибутами Пасхи, кроме библейского барашка, стали яйцо, кулич и кролик. Яйцо означает новую жизнь и возрождение. Чаще всего его красят в красный цвет (снова жертвенная кровь Христа), насыщенный желтый и зеленый (весеннее солнце и зеленая листва). Обычай дарить крашеные яйца с наступлением весны был придуман не христианами: еще в Древнем Египте весенние яйца символизировали воскрешение из смерти. Покрытые орнаментом страусиные яйца находили в неолитических захоронениях додинастического Египта. Известный исследователь Египта Адольф Эрман пишет, что древние египтяне имели обычай произносить заклинания над яйцами, вылепленными из глины. В дохристианской Европе также был распространен обычай красить яйца. Друиды окрашивали их в алый цвет в честь Солнца, используя для этого цветки дрока или корень марены. Кельтская богиня красоты и любви Клиодна имела в своем распоряжении двух неземных птиц красного цвета с зелеными головами, которые откладывали голубые и пурпурные яйца (P. B. Ellis. The Druids. London, 1994. P. 60). О яйцах-талисманах у друидов сообщает и Плиний Старший («Естественная история», кн. 29, гл. 12).

Вино в Библии • В Ветхом Завете слово «вино» упоминается 207 раз, «лоза» — 62 раза, «давильный пресс» — 15 раз. • Уже в первой библейской книге, Книге Бытия, рассказывается о том, как после Всемирного потопа Ной посадил виноградник и сделал вино: Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. И выпил он вина и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем…(Быт. 9, 20–21). • Имеет широкий спектр коннотаций, в основном положительных: Пс. 104, 15: «… Вино, которое веселит сердце человека». Екк. 10, 19: «Пиры устраиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь». Зах. 10, 7: «…Возвеселится сердце их, как от вина. ». Зах. 9, 17: «Хлеб одушевит язык у юношей, а вино у девушек».

Питер Янс «Тайная вечеря»

Питер Янс «Тайная вечеря»

Пасха а la carte

Барашек был важной частью еврейского пасхального ужина – седера, в Евангелии от Марка говорится: «В первый день опресноков, когда закололи пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим» (Мк. 14, 12).

И сейчас агнец является общим местом пасхальных меню народов Европы, но готовят его по-разному. Во Франции, например, голову барашка (gigot pascal) фаршируют печенью, беконом и травами и слегка обжаривают в масле. Голова барашка, скорее всего, не исконно французский обычай, ведь она была и на столе «Тайной вечери» на картине венецианца Якопо Бассано (1542). Но сегодня в Италии на Пасху принято есть баранину с жареными артишоками, салатом из сладкого перца, оливок и помидоров и соленый пирог с яйцами и сыром. В Германии же главным блюдом на пасхальном столе является запеченная рыба, немцы остаются приверженцами библейского символизма.

Шоколадная зайчатина

Неясно, когда именно Пасха начала ассоциироваться с зайцами и когда детям стали рассказывать о том, что раскрашенные пасхальные яйца приносят зайцы (или кролики). Исследователь немецкого фольклора Элард Мюльхойзе в своей книге «Древняя религия немецкого народа» (Die urreligion des deutschen Volkes. Cassel, 1860) посвящает отдельную главу пасхальным яйцам и их связи с зайцем как сакральным животным. Он упоминает и о том, что заяц был служебным животным у богини Остары из-за своей быстроты и плодовитости. Считалось, что употребление в пищу зайчатины помогает зачатию сыновей – продолжателей рода. Однако далеко не все семейства могли позволить себе такую роскошь, как жаркое из кролика. Процветания же и удачи хотелось всем без исключения. Выход из положения был найден: настоящую дичь заменили зайцы, сделанные едва ли не из подручных средств. Главное, чтобы кролик присутствовал на праздничном столе, а уж из чего он будет – дело десятое. Так и появились все эти многочисленные пасхальные зайцы из плюша и меха, стекла и глины, а также из шоколада, марципана, теста.

Питер Пушистый Хвостик – так называют пасхального кролика европейцы. На Пасху немцы покупают около десяти тысяч тонн шоколадных зай-цев. Это любимое лакомство немецких детей, ра-зыскивающих зайца, спрятанного родителями, в укромных уголках комнаты или сада. Также при желании можно взять живого пасхального кролика напрокат: некоторые зоомагазины предлагают такую услугу. Главное, не забыться и не приготовить его ненароком.

Тайная вечеря

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи , пожалуй, входит в топ-3 самых загадочных и противоречивых работ знаменитого итальянца. Фреска, не являющаяся по сути таковой. Эксперимент длиной в три года. Благодатное поле для спекуляций о значении символов и подлинных личностях изображенных. Непосильный вызов для реставраторов. Все это - об одном из наиболее известных произведений искусства в мире.

Лиха беда начало: кто заказал Леонардо «Тайную вечерю»

В 1494 году герцогом Милана стал одиозный и честолюбивый Лодовико Сфорца. Несмотря на все амбиции и слабости, в той или иной мере присущие, надо сказать, почти всякому выдающемуся государственному деятелю, Лодовико немало послужил на благо своей вотчины и достиг значительных дипломатических успехов, добившись мирных отношений с Флоренцией, Венецией и Римом.

Немало внимания уделял он и развитию сельского хозяйства, промышленности, науки и культуры. Из живописцев он особо благоволил Леонардо да Винчи. Его кисти принадлежит портрет любовницы Лодовико и матери его сына Чечилии (Цецилии) Галлерани, более известный как «Дама с горностаем». Предположительно, живописец увековечил и законную супругу герцога Беатриче д`Эсте, а также вторую его фаворитку и мать еще одного незаконнорожденного сына Лукрецию Кривелли.

Домовой церковью Лодовико была капелла при доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие, а его настоятель был близким другом герцога. Правитель Милана стал спонсором масштабной реконструкции церкви, которую видел будущим мавзолеем и памятником династии Сфорца. Тщеславные планы усугубились внезапной кончиной жены Беатриче и дочери Бьянки в 1497 году, спустя два года после того, как Леонардо начал работу над «Тайной вечерей».

В 1495 году, когда живописец получил заказ расписать одну из стен трапезной капеллы девятиметровой фреской с популярным евангельским сюжетом, повествующим о последней встрече Христа с апостолами, где он впервые явил своим ученикам таинство евхаристии, никто даже подозревать не мог, какая долгая и непростая судьба ее ждет.

Экспериментальное искусство Леонардо да Винчи

До того момента да Винчи не приходилось работать с фресками. Но разве это могло стать препятствием для человека, который из всех методов познания выбирал эмпирический, и никому не верил на слово, предпочитая все проверять на собственном опыте? Он действовал по принципу «мы не ищем легких путей», и в этом случае остался верен ему до конца.

Вместо того чтобы использовать старую добрую технику нанесения темперы на свежую штукатурку (собственно, и подарившую название фреске, произошедшей от итальянского fresco – «свежий»), Леонардо принялся экспериментировать. Предметом его опытов последовательно становились буквально все факторы и этапы, задействованные в создании фресок, начиная от возведения строительных лесов, для которых он пытался изобрести собственные механизмы, и заканчивая составом штукатурки и красок.

Во-первых, ему категорически не подходил метод работы по мокрой штукатурке, которая схватывалась довольно быстро и не позволяла вдумчиво работать над каждым фрагментом и бесконечно дорабатывать его, доводя до совершенства, как обычно писал свои картины Леонардо да Винчи. Во-вторых, традиционная яичная темпера не давала необходимую ему степень яркости красок, поскольку она несколько тускнела и меняла цвет при высыхании. А смешивание пигментов с маслом позволяло получать более выразительные и блестящие краски. Кроме того, можно было достигать разной плотности оттенков: от совсем густых и непрозрачных до тонких, светящихся. Это как нельзя лучше соответствовало любви да Винчи к созданию филигранных светотеневых эффектов и фирменному приему сфумато.

Но и это еще не все. Для того, чтобы сделать масляную эмульсию более приспособленной к требованиям настенной росписи, живописец решает добавить в нее яичный желток, получая таким образом доселе невиданный состав «масляная темпера». Как покажет время, в долгосрочной перспективе смелый эксперимент себя не оправдал.

Делу – время: долгая история создания «Тайной вечери»

По свидетельству современников, да Винчи подходил ко всем аспектам написания «Тайной вечери» с такой основательностью, что оно затягивалось до бесконечности, и это безмерно раздражало настоятеля монастыря. Во-первых, кому понравится состояние «хронического ремонта» в месте принятия пищи со всеми вытекающими отсюда нюансами (некоторые источники упоминают весьма неприятный запах авторского состава штукатурки от Леонардо).

Во-вторых, долгий процесс означал и соответствующее увеличение финансовых издержек на роспись, тем паче что трудилась над ней целая бригада. Объем только подготовительных работ по нанесению штукатурки, грунтовки и покрытия из свинцовых белил предполагает привлечение всех членов студии Леонардо.

Терпение настоятеля постепенно подходило к концу, и он жаловался герцогу на медлительность и лень художника. По легенде, приведенной Вазари в его «Жизнеописаниях», да Винчи в свое оправдание отвечал Лодовико, что ему не удается найти подходящего мерзавца на роль модели для Иуды. И что если лицо требуемой степени отвратительности так и не отыщется, он «всегда может воспользоваться головой этого настоятеля, столь назойливого и нескромного» .

Существует еще одна легенда о натурщике, позировавшим при написании Иуды. Настолько прекрасная, что, если ситуация далека от реальности, ее стоило бы выдумать. Художник будто бы искал своего Иуду среди самых отбросов общества, и в конце концов остановил свой выбор на распоследнем пропойце из сточной канавы. «Модель» едва держалась на ногах и мало что соображала, но, когда образ Иуды был готов, пьяница вгляделся в роспись и сообщил, что ему уже приходилось позировать для нее ранее.

Оказалось, что за три года до этих событий, когда он был юным и целомудренным певчим в церковном хоре, его заметил некий живописец и предложил ему роль натурщика для образа Христа. Выходит, одному и тому же человеку в разные периоды своей жизни довелось побывать как воплощением абсолютной чистоты и любви, так и прообразом наибольшего падения и предательства. Красивая притча о хрупких границах между добром и злом и том, как тяжело карабкаться вверх и легко катиться вниз.

Ускользающая красота: сколько Леонардо осталось в «Тайной вечере»?

Несмотря на все старания и эксперименты с составом краски, да Винчи все-таки не удалось произвести революцию в написании фресок. Обычно подразумевалось, что они делаются для того, чтобы радовать глаз многие века, а разрушение красочного слоя «Тайной вечери» началось еще при жизни живописца. И уже в середине XVI века Вазари упоминал, что «не видно ничего, кроме путаницы пятен» .

Многочисленные реставрации и попытки спасти роспись авторства легендарного итальянца только усугубляли потери. Британский искусствовед Кеннет Кларк в 30-х годах прошлого века исследовал подготовительные эскизы и ранние копии «Тайной вечери», выполненные художниками, принимавшими участив ее создании. Он сравнил их с тем, что осталось от фрески, и его выводы были неутешительны: «Преувеличенно гримасничающие лица, словно сошедшие со «Страшного суда» Микеланджело», принадлежали кисти немощного маньериста XVI века» .

Последняя и наиболее масштабная реставрация была окончена в 1999 году. Она заняла около двух десятков лет и потребовала вложения более 20 миллиардов лир. И немудрено: реставраторам предстояла работа тоньше ювелирной: требовалось удалить все слои ранних реставраций, при этом не повредив те крохи, что остались от первоначальной росписи. Руководитель реставрационных работ вспоминал, что с фреской обходились так, «словно она была настоящим инвалидом» .

Несмотря на голоса критиков о том, что в результате «Тайная вечеря» утратила «дух оригинала», сегодня она все-таки ближе к тому, что видели перед собой монахи монастыря Санта-Мария-делле-Грацие во время трапезы. Главный парадокс заключается в том, что одно из самых знаменитых и узнаваемых произведений искусства в мире содержит всего лишь не более чем 20 процентов от оригинала.

По сути, сейчас это воплощение коллективной интерпретации замысла Леонардо да Винчи, полученной путем кропотливых исследований и анализа всей доступной информации. Но, как это часто и густо бывает в художественном мире, тяжелая судьба экспоната только добавляет ему очков и ценности (вспомним историю с похищением и обретением давинчиевской же Джоконды, выведшую ее в абсолютный топ масскульта).

Читайте также: