Свеча горела на столе история создания

Обновлено: 08.01.2025

Вздымал, как ангел, два крыла

Мело весь месяц в феврале,

Свеча горела на столе,

27 декабря 1946 года в доме М. К. Баранович Пастернак читал друзьям начало романа, над которым он стал работать предыдущей зимой. На память об этом вечере Пастернак подарил хозяйке дома только что вышедшую книжку своих переводов («Грузинские поэты». – М., 1946), в которую были вклеены страницы с тремя первыми стихотворениями из будущей тетради Юрия Живаго: «Гамлет», «Бабье лето», «Зимняя ночь», – соответственно датированные февралем, сентябрем и декабрем 1946 года. По свидетельству Л. Чуковской, в апреле 1947 года Пастернак читал друзьям главу «Елка у Свентицких». В ней впервые появился образ горящей свечи. С начала 1946 года до весны 1947 года роман носил название «Мальчики и девочки». Это заглавие – отсылка к стихотворению Блока «Вербочки» («Мальчики да девочки / Свечечки да вербочки / Понесли домой»). О глубокой связи замысла романа с поэзией Блока Пастернак в марте 1947 года написал своей корреспондентке: «Я пишу сейчас большой роман в прозе о человеке, который составляет некоторую равнодействующую между Блоком и мной». Название «Доктор Живаго» роман приобрел лишь весной 1948 года – возможно, то был отклик Пастернака на публикацию в 1947 году романа Томаса Манна под названием «Доктор Фаустус».

В главе «Елка у Свентицких» студент Юрий Живаго на Святках едет в санях со своей будущей женой Тоней по Москве на елку. Он видит «обледенелые деревья» и «заиндевелые окна домов». Такая картина возникает после обильного влажного снегопада с последующим сильным похолоданием после метели. А в сознании Юрия, как и многих других современников Блока, образ метели ассоциирован именно с Блоком. Вот каким видел Блока его современник Ф. К. Сологуб в стихотворении «Стихия Александра Блока», датированном 1913 годом (примерно то же время, когда Живаго ехал на елку): «Стихия Александра Блока – / Метель, взвивающая снег. / Как жуток зыбкий санный бег / В стихии Александра Блока.» Метель в стихах Сологуба о Блоке не случайна, это отражение господствующей темы блоковского мироощущения и его творчества. Так и санки, в которых едет Юра Живаго, напоминают о том же. Продолжая размышлять о Блоке и глядя по сторонам, Живаго подумал, что «Блок – это явление Рождества во всех областях русской жизни» и что вместо статьи, которую он обещал написать для студенческого журнала, «надо написать русское поклонение волхвов». Свое намерение герой романа реализовал – среди «Стихотворений Юрия Живаго» есть «Рождественская звезда» (17-я часть романа), сочиненное Пастернаком почти одновременно с «Зимней ночью».

Конечно, нельзя утверждать, что использование мотива метели намеренно намекает на связь произведения с поэзией или личностью Блока. Этот мотив традиционен в классической русской литературе. Начиная от «Бесов» Пушкина, метель фигурирует в сотнях стихотворений; это привычные образы у А. Белого и С. Есенина, да и у самого Пастернака – начиная с 1913 года. Скажем, в поэме «Спекторский» (1924–1930): «Мело, мело. Метель костры лизала…» «Зимняя ночь» также начинается с описания метели: « Мело, мело по всей земле / Во все пределы…» (Курсив мой. – Е. Ш.), – и можно утверждать, что первая строчка – автоцитата. Словосочетание «во все пределы» тоже бытует в русской поэзии давно и встречается, в частности, у Пушкина в «Когда владыка ассирийский…», а позже – у Брюсова в «Моисее», да и у других поэтов.

Можно было бы ожидать, что после размышлений о поэзии Блока Юре Живаго придет в голову образ из блоковского же ряда, – и действительно, стихотворение про горящую свечу начинается с картины метели («мело, мело …») – образа родственного, но придуманного Пастернаком. Однако процесс создания стихотворения в романе начинается не с образа метели-хаоса, а с образа горящей свечи, символа любви и надежды. Заметим, что этот образ с той же эмоциональной окраской был использован до Пастернака. Тон в большой мере задавался стихотворением «Ночь» А. С. Пушкина:

Мой голос для тебя и ласковый и томный

Тревожит поздное молчанье ночи темной.

Близ ложа моего печальная свеча

Горит; мои стихи, сливаясь и журча,

Текут, ручьи любви, текут, полны тобою.

Во тьме твои глаза блистают предо мною,

Мне улыбаются, и звуки слышу я:

Мой друг, мой нежный друг… люблю… твоя… твоя…

Одно из возможных объяснений того, почему само стихотворение в результате все-таки начинается с образа хаоса – «мело, мело…», а не с жизнеутверждающего образа горящей свечи, связано с хронологией событий уже романа. Согласно замыслу автора, стихотворение «Зимняя ночь» было закончено героем примерно через десять лет после поездки на елку и отражало состояние духа Живаго, к тому времени вкусившего все ужасы хаоса, о которых романтически настроенный студент только читал у Блока. Так строчка, которая первой пришла в голову юному Юрию, позднее стала лишь рефреном из прошлого.

Столкновение пушкинских и блоковских мотивов в «Зимней ночи» принципиально важно. Вспомним, как в романе зарождается «Зимняя ночь»: глядя по сторонам из саней, Юра обращает внимание на то, что через «протаявшую скважину в ледяном наросте» одного из окон виден огонь свечи, и про себя произносит:«Свеча горела на столе, свеча горела…» Юра не знает, что в комнате со свечой Лара, впоследствии сыгравшая такую большую роль в его жизни, объясняется со своим будущим мужем Пашей. Это совпадение – одно из проявлений Судьбы, чей голос слышен во многих сценах романа.

Образ «горящей свечи», центральный для стихотворения, возникает и в других значимых сценах романа. Так, во время второго переезда Живаго в Варыкино, Лара обращается к нему, засидевшемуся за письменным столом: «А ты всё горишь и теплишься, свечечка моя яркая!», и позднее, после отъезда Лары, забредший в Варыкино Стрельников (Антипов ) предлагает Живаго проговорить с ним ночь «при горящих свечах». А Живаго на его вопрос о сохранности свечей отвечает: «Свечи целы». Этот обмен репликами напоминает разговор Лары и Антипова в московской комнате и может служить символическим указанием на то, что еще не все кончено, что свечу жизни еще можно снова зажечь. Потом, во время последней поездки в Москву, где Лара приходит на старую квартиру своего мужа Антипова и застает мертвого Живаго, о Рождественском вечере 1911-го она «ничего не могла припомнить, кроме свечки, горевшей на подоконнике, и протаявшего около нее кружка в ледяной коре стекла».

Сближение мировоззренческих и эстетических позиций автора романа и его героя становится очевидным после рассуждений о природе искусства в главе «Опять в Варыкине», которые и объясняют возникновение оптимистических образов, таких, как горящая свеча в романе: «Искусство, в том числе и трагическое, есть рассказ о счастье существования».

Надо заметить, что детали в романе Пастернака прописаны предельно четко, несмотря на общую лирическую мягкую гамму повествования. Сын художника, Пастернак в романе предельно точен, в частности, в описании световых эффектов, связанных с тем или иным положением светильника. Например, в 21-й главе 2-й части романа «Девочка из другого круга» в сцене попытки самоубийства матери Лары, когда судьба впервые сталкивает Лару с Юрой, автор романа пишет: «Лампа стояла в алькове на скамейке. Этот угол был резко озарен снизу, словно светом театральной лампы». В «Зимней ночи» Пастернак избегает натурализма при описании эротической сцены, используя приемы театра теней. В стихотворении утверждение, что свеча горит на столе, существенно влияет на описание картины происходящего в комнате. Тени на потолке действительно появляются только тогда, когда источник света находится ниже объекта, отбрасывающего тень, – так возникает в комнате еще одна «свеча» – «ночник». «Скрещенья» в виде теней на потолке возможно различить, если речь идет о ложе, а светильник стоит или на полу или на низкой подставке. О том, что имеется в виду именно ложе, говорит и строка: «и падали два башмачка со стуком на пол». Таким образом, в стихотворении эротическая сцена описывается опосредованно, увидеть ее можно лишь с «ночником».

Интересно, что окна в описании поездки Живаго в санях в романе и окна в стихотворении описаны по-разному. В первом случае никакой метели нет, окна «заиндевелые» – покой. В стихотворении же, созданном Живаго через десять лет, в деревне, – за окнами мороз и метель, и «метель лепила на стекле кружки и стрелы». Так маленькой реальной деталью Пастернак воссоздает атмосферу, в которой происходят исторические события. Метель забивает снегом раму окна и двери и в стихотворении «Сочельник», датированном 1914 годом и связанном с детскими впечатлениями поэта: «Все в крестиках белых, как в Варфоломееву / Ночь – окна и двери. Метель-заговорщица! / Оклеивай окна и двери оклеивай, / Там детство рождественской елью топорщится». Отголоски этого фрагмента видны как в романе «Доктор Живаго», так и в стихотворении «Зимняя ночь». Образ «белых крестиков» из «Сочельника», возможно, стал предтечей «двух крыл, вздымаемых крестообразно» – и «скрещенья рук и ног» в виде теней на потолке в «Зимней ночи».

Если искать в русской поэзии произведение с образностью и экспозицией, близкой к «Зимней ночи», мы должны обратиться к ранней поэме Лермонтова «Сашка». Лермонтову к тому времени (1835–1836) уже было известно пушкинское стихотворение «Ночь» (опубликовано в 1826). И в романе Пастернака, и в поэме Лермонтова герой страстно любит молодую женщину, которая выросла сиротой, характер которой – «не пуританский»; и в стихотворении, и в поэме описывается свидание в комнате, освещенной свечами, за окнами которой – пурга. Совпадают и тени на стенах и потолке, и некоторые интимные подробности – ножки, башмачки…

Свеча горела трепетным огнем

И часто, вспыхнув, луч ее мгновенный

Вдруг обливал и потолок и стены…

Пред нагоревшей сальною свечой

Красавицы, раздумавшись, сидели,

И заставлял их вздрагивать порой.

Унылый свист играющей метели.

И еще: «Лишь в окнах изредка являлась свечка…» Эротическое описание у Лермонтова гораздо прямолинейнее, чем у Пастернака.

Он руку протянул, – его рука

Попала в стену; протянул другую –

Ощупал тихо кончик башмачка.

Схватил потом и ножку, но какую?!

Есть у Лермонтова и описание замерзшего окна: «И на стекле в узоры ледяные / Кидает искры, блестки огневые…» И еще про окна:«Замерзших окон стекла серебрятся». В других эпизодах той же поэмы Лермонтова встречаются и «платье», и – многократно – «тени», и «ангелы», и «синеватая мгла» – образы, присутствующие в «Зимней ночи».

Стоит остановиться и на второстепенных образах стихотворения Пастернака. Они становятся понятны читателю, только когда ясна роль основных. Главные образы стихотворения представлены в первой строфе и проходят через весь его текст. Но вот «второй ряд»:

Как летом роем мошкара

Слетались хлопья со двора

В стихах Пастернака слово «хлопья» появлялось, начиная с 1913 года, во множестве стихотворений. «Хлопья» были привычным образом и для З. Гиппиус, В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Белого, а Д. Мереж-ковский в 1886 году написал стихотворение «В сумерки» со строками, очень похожими на пастернаковский текст: «И в стекла ударяли хлопья снега, / Подобно стае белых мотыльков».

Слово «скрещенье», употребленное в четвертой строфе у Пастернака, впервые появилось в его романе «Спекторский», а примерно в то же время словом «скрещенье» Булгаков и Мандельштам обозначали в своем творчестве пересечение дорог и улиц. Пастернак же прибегнул к нему в ином контексте, причем такое словоупотребление должно было напомнить читателю и о кресте как религиозном высоком символе.

Остановимся также на образах из пятой строфы:

И падали два башмачка

Со стуком на пол,

И воск слезами с ночника

На платье капал.

«Башмачки», мы помним, в эротической сцене фигурировали в лермонтовской поэме «Сашка». Слово «башмачки» встречается в русской поэзии часто: у Жуковского, позже у Бальмонта, Cеверянина, Цветаевой, Ахматовой, да и других поэтов Серебряного века. «Ночник» в этом контексте очень напоминает пушкинскую свечу: «Близ ложа моего печальная свеча / Горит…» Третья и четвертая строчки пятой строфы тонко оттеняют обстоятельства встречи: воск попадает со свечи на платье, если у свечи нет подсвечника или она второпях поставлена криво… В сексуальном ключе можно интерпретировать и сам образ: «капли воска, падающие на платье». У Случевского в «Загробных песнях» есть такие строчки: «Воск свечи оплывает. / Видишь, каплет, он флёр на тебе запятнает». Вообще, «воск» упомянут в сотнях русских стихов.

В следующей строфе возникает образ «снежной мглы седой и белой». «Снежная мгла» возникла еще у Блока в стихотворении «Снежная вязь», а «белая мгла» – у него же в стихотворении «Ночью пыльной легла…» «Седая мгла» встречалась в произведениях Баратынского, Бунина, Анненского… Пастернак словно соединил эпитеты, появившиеся у Блока и Баратынского, и «мгла» у него стала «седой и белой».

Живаго читал Ларе «Зимнюю ночь». Седьмая строфа продолжается так: «И жар соблазна / Вздымал, как ангел, два крыла / Крестообразно». В «Трилистнике соблазна» И. Анненского есть похожий образ: «Как губы, полные соблазна и отрав, / Как алых бабочек развернутые крылья». В седьмую строфу включено уже второе в стихотворении производное от слова «крест». Скорее всего, это христианское освящение происходящего как угодного Всевышнему. Последняя строфа стихотворения почти не отличается от первой, но вместо обстоятельства места («по всей земле, во все пределы») в ней присутствуют обстоятельства времени («весь месяц в феврале», «и то и дело»).

«И то и дело» – прозаизм. «То и дело» – устоявшееся словосочетание; оно встречалось и у Гоголя, и у Тургенева, и у Гончарова, и у Чехова, и у Набокова, и у Пильняка, и в прозаической части романа «Доктор Живаго» самого Пастернака, который старался демократизировать и свой поэтический язык.

Стихотворение заканчивается рефреном – четырехкратным повторением «Свеча горела на столе / Свеча горела». Ю. Лотман, обобщая характеристики поэтических произведений, заметил, что «универсальным структурным принципом поэтического произведения является принцип возвращения», – который и использовал Б. Пастернак.

Про эвфоническую сторону этого стихотворения трудно сказать что-нибудь новое: все знают о чередовании 2-стопных и 4-стопных ямбических строк, перекрестной женской и мужской рифме, аллитерациях на сонорные согласные [м] и [л] и о присутствии рефрена. К этому можно добавить, что ямб, как и хорей, предполагает наибольшую частоту ударных гласных в строке заданного размера, при этом в тексте стихотворения доминируют открытые гласные, придающие певучесть тексту. Чередования 4-х и 2-стопных строк устраняют монотонность и помогают при переходе от одного образа к другому, особенно в тех строках, в которых нет рефрена: ритм все равно сохраняется. При такой структуре стихотворение звучит как чант и действует гипнотически, а основным каналом воздействия становится музыка слова. Построенное на мелодии и повторах, в частности в виде рефрена, стихотворение вводит слушателя в состояние, близкое к трансу.

Подытоживая, отметим еще раз многочисленные образные связи пастернаковского стихотворения с поэзией Золотого и Серебряного века и существование в нем двух образных рядов. К первому ряду принадлежат метель, снежные хлопья, замерзшее окно, рисунки на стекле – то есть атрибуты зимы за окном дома; этот образный ряд ассоциируется с темными и враждебными человеку силами. К другому ряду принадлежат свечи, тени и эротические ассоциации, – эти образы из второго ряда отражают суть человеческого существования. Первый ряд образов можно условно назвать «блоковским», второй – «пушкинским». По одному элементу из каждого ряда представлено в первой строфе (вселенская вьюга и горящая свеча ) – это экспозиция. Представлены оба начала, участвующие в конфликте (в прозе описание их борьбы заняло бы страницы). Во второй строфе представлены образы только первого ряда, но в метафорической форме, соединяющей их между собой. Два образных ряда снова встречаются в противостоянии в третьей строфе, где метель и рисунки на стекле – образы из первого ряда, а рефрен принадлежит второму образному ряду, и повторяемость рефрена утверждает его центральность в произведении. В четвертой и пятой строфе представлены образы только из второго – жизнеутверждающего – ряда, соединенные ассоциациями. В шестой строфе вновь тема из первого ряда сталкивается с темой в рефрене как антитеза, и, казалось бы, тема хаоса побеждает, поскольку образ «и все терялось в снежной мгле» говорит о тотальной потере, но строфа завершается оптимистическим рефреном. В седьмой строфе господствуют образы второго ряда, где слово «крестообразно» намекает на религиозную поддержку человеческому началу, на его непобедимость, и в восьмой строфе снова сталкиваются образы из двух рядов. Обобщающее «и то и дело» говорит о непобедимости человеческого начала. Таким образом, чисто лирическое, на первый взгляд, стихотворение выходит за рамки описания отношений между любовниками и приобретает философскую глубину, что и стало квинтэссенцией романа.

(полную версию текста вы можете прочитать в журнале и / или он-лайн по электронной подписке)

«Свеча горела…» Бориса Пастернака — история написания стихотворения


Борис Пастернак по праву считается одним из ярчайших российских поэтов и литераторов 20 века. Именно ему принадлежит идея соединить в одном произведении прозу и стихи, что вызвало шквал критики со стороны современников, но было по достоинству оценено потомками.

Речь, в частности, идет о знаменитом романе «Доктор Живаго», последняя часть которого посвящена стихам главного героя. То, что Юрий Живало — тонкий лирик и любитель рифмованных фраз, читатель узнает еще в первых главах романа. Однако Борис Пастернак старается не отвлекать читателей лирическими отступлениями, поэтому принимает решение объединить все стихи Юрия Живаго в отдельный сборник.

Первое стихотворение, приписанное авторству главного героя, носит название «Зимняя ночь». Позднее оно нередко публиковалось как самостоятельное литературное произведение под названием «Свеча» и даже было переложено на музыку, пополнив репертуар Аллы Пугачевой и экс-лидера группы «Парк Горького» Николая Носкова.

Над романом «Доктор Живаго» Борис Пастернак работал 10 лет, с 1945 по 1955 год. Поэтому точно установить, когда именно было написано стихотворение «Зимняя ночь», сегодня уже невозможно. Хотя некоторые исследователи творчества Пастернака утверждают, что бессмертные строчки родились в период войны, который их автор провел в эвакуации, прожив больше года в городе Чистополь. Однако, учитывая манеру письма и зрелость мыслей, критики склоняются к тому, что стихотворение все же было создано незадолго до окончания работы над романом, когда Борис Пастернак, подобно главному герою, уже предчувствовал свою смерть.

Именно тема смерти и жизни является ключевым моментом стихотворения «Зимняя ночь», Его не стоит понимать буквально, а следует читать между строк, так как каждое четверостишье — это яркая метафора, настолько контрастная и запоминающаяся, что придает стихотворению удивительное изящество. Рассматривая «Зимнюю ночь» в контексте борьбы за выживание, можно без труда догадаться, что метель, февральская стужа и ветер символизируют смерть. А пламя свечи, неровное и едва теплящееся, является синонимом жизни, которая покидает не только смертельно больного доктора Живаго, но и самого Бориса Пастернака.

В пользу версии о том, что стихотворение было написано в свидетельствует и тот факт, что в 1952 году Борис Пастернак пережил свой первый инфаркт, на собственном опыте прочувствовав, что значит находиться между жизнью и смертью. Однако не исключено, что, обладая даром предвидения, Пастернак в «Зимней ночи» предрекал самому себе не только физическую, но и творческую гибель. И оказался прав, так как после публикации романа «Доктора Живаго» за рубежом и присуждении произведению «Нобелевской премии» известный литератор подвергся гонениям. Его перестали публиковать и исключили из Союза писателей СССР. Поэтому единственным источником средству к существованию для пастернака в этот период являлись литературные переводы, которые по-прежнему оставались востребованными и достаточно высокооплачиваемыми.

Сам автор несколько раз писал письма на имя Генсека КПСС Никиты Хрущева, пытаясь убедить главу государства в своей политической благонадежности, но это не помогло. Причем, противники Пастернака апеллировали не к самому роману в целом, а к его поэтической части, и, в частности, к «Зимней ночи», называя стихотворение образцом упадничества, декаданса и пошлости.

Только спустя несколько десятилетий, когда в 1988 году роман «Доктор Живаго» был впервые опубликован в СССР, стихотворение «Зимняя ночь» было признано одними из самых удачных и проникновенных произведений любовной лирики, принадлежащих перу Бориса Пастернака.

«Зимняя ночь». Б. Пастернак

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

«Свеча горела…» Бориса Пастернака — история написания стихотворения: 12 комментариев

Не согласен! Не предчувствие смерти, а новое старое чувство-сильное и спокойное-читайте внимательно роман и слушайте мелодию его стиха- это не просто, но того стоит

не согласна совсем.. не верю в существование подтекста жизнь /смерть
Это чудесное стихотворение пронизано лирикой и эротикой

Я согласна‼ это стихотворение прежде всего про жизнь и любовь‼

И про любювь и страсть в любви Вера

Да, жизнь и бессмертная любовь…

Удивительная способность у авторов-литераторов или лит.критиков объяснять, что думал и чувствовал автор, подчас выдавая свои домыслы за чувства автора. Уж никак нельзя приплести к этим чудо-строкам тематику смерти, даже, если автор и был нездоров. Я впервые наткнулась на такое толкование и была очень удивлена.Любовь, страсть, простота слога рисуют удивительно трогательную картину, может и с присутствием некоторой доли грусти, которая никого за столько лет не оставила равнодушным, даже очень-очень юных

Это знак 20 века….свеча горела на столе….свеча горела…

Какая смерть?
Конечно же это жизнеутверждающее стихотворение о любви!
За свою жизнь я не раз был на волосок от смерти, не раз желал смерти… Это стихотворение о жизни!

Пастернак большую часть жизни прожил во времена, когда электричество было далеко не везде. Освещение было не стабильно и в более поздние годы, особенно годы войны… Он провел немало бессонных ночей при свечах…

Седая, суровая зима, метель, снежинки залепляют небольшие окна дома, рисуя узоры…
Пара влюбленных раз за разом предается страсти, и лишь свеча долгими зимними ночами освещает и даже согревает комнату среди этой холодной глухой и беспросветной зимы… Языки пламени играют во тьме напоминая «сплетенье» горячих тел и любящих душ…

В контексте основного произведения, аллегория горящей свечи на фоне холодной и беспробудной зимы напоминает жизнь Живаго, возможно и самого Пастернака, на фоне жесткой и жестокой жизни общества в первой половине 20в, в период его полной перестройки, переоценки ценностей, войн, лишений…, жизни, где очень мало места теплу и любви, тонким переживаниям…

Страна нуждалась в этой перестройке, чтобы догнать конкурентов, не отстать в развитии и не проиграть в жесточайшей борьбе за существование между крупнейшими и сильнейшими странами мира, достигшей в 20в фантасмагорических масштабов, высочайших ставок и потерь… Если бы не такие огромные жертвы в труде, ресурсах и людях, сегодня не было бы России. Но для тонкого, интеллигентного человека, каким был Живаго, да и сам Пастернак, почти немыслимо существовать в такой холодной и жестокой среде практически всю жизнь. Отсюда и стремление закрыться в свой угол, забыть про тяготы и невзгоды с любимым человеком и согреться теплом любви, и свечи…

Пастернак был не против советской власти и идеологии, о чем он и Хрущеву писал. Он писал о боли, старадниях и смерти, выпавших на долю русской интеллигенции на фоне всех этих катастроф 20в, о боли, через которую прощел он сам, как и его герой. Западная пропагандистская машина использовала трагическое произведение для очернения советской действительности в глазах мировой и даде советской общественности, как использовала любой иной подходящий повод, что заранее было предсказуемо советским руководителям. Отсюда и скандал, и травля на фоне зарубежной публикации, в т.ч., со стороны «не читавших». Шавки не читают, их задача лаять. Так всегда было… Ничтожества всегда массово крутятся около власти в надежде на кость, а кость еще надо щаслужить.

Дело ведь не в том, что не было трагедий народа и отдельных людей, а в том, что каждая пропагандистская машина представляла все однобоко, раздувала проблемы и умалчивала о достижениях другой стороны… Все точно также, как и сейчас, только тогда не было интернета, да и телевидение только появилось. Информацию о жизни люди черпали из литературы, а сильное произведение оставляет глубокий след в душе читателя, способно изменить его взгляды, приковав акцент внимания к описываемым проблемам.

"Свеча горела на столе. " Это одно из стихотворений Б.Пастернака. Кому он его посвятил?


В стихотворении "Зимняя ночь" воедино слились мгновение и вечность,человек и Вселенная, заставляя гореть пламя свчи,как символ жизни и надежды. Им завершается поэтический цикл романа "Доктор Живаго". А посвящено оно ОЛЬГЕ ИВИНСКОЙ. Было написно под впечатлением встречи - свидания поэта с любимой женщиной на его даче в Переделкино,где они поняли,что не могут жить друг без друга.

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Ольга Всеволодовна Ивинская — сотрудница редакции журнала «Новый мир» стала последней, закатной любовью писателя, его музой. Они встретились зимой 1945 года, когда Пастернак начал работу над романом «Доктор Живаго». Ему было тогда 56, ей — 34 года. Она вдова, мать двоих детей. Сначала отношения их носили только дружеский характер, а позже появились глубокие чувства. Тем не менее, он не смог уйти из семьи и оставить жену, к которой питал глубокую привязанность.

14 лет их отношений были наполнены испытаниями: окружающие были возмущены коварством и подлостью Ивинской, требуя прекратить порочные отношения. А Пастернак не мыслил жизни без Ольги.

В 1949 году грянула беда — Ивинская была арестована по подозрению в подготовке побега Пастернака за границу. Женщина была приговорена к 4 годам лагерей. В течение всего срока заключения Борис Пастернак обращался в разные инстанции с просьбой освободить любимую, помогал и поддерживал детей Ольги.

После своего освобождения в 1953 году Ивинская вернулась к Пастернаку, любовь которого стала ещё сильней, а чувства еще более глубокими.

В 1955 году закончилась работа над романом «Доктор Живаго». Опубликованный в 1957 году в Италии роман через год был удостоен Нобелевской премии и начались гонения на писателя.

Несколько лет он вынужден был прожить в Переделкино безвыездно, но когда изредка выезжал оттуда, то обязательно отправлял Ольге чрезвычайно трогательные письма.

В мае 1960 года состоялась их последняя встреча, через несколько дней у писателя случился инфаркт, а вскоре был обнаружен рак лёгких.30 мая 1960 года писатель ушёл из жизни.

Ольга тяжело переживала смерть любимого человека. От неё отвернулись друзья и знакомые, и в её адрес посылалось множество лживых обвинений.Но самое страшное было впереди.

Летом 1960 года Ивинская вновь была арестована. Её обвинили в контрабанде. Поводом стали гонорары из-за границы за роман «Доктор Живаго». Ольгу Всеволодовну приговорили к восьми годам лагерей. Туда же отправили и её дочь Ирину. Женщина освободилась четыре года спустя, а реабилитирована была в 1988 году.

Умерла Ольга Всеволодовна Ивинская 8 сентября 1995 года.

Такова история создания этого проникновенного стихотворения.

«Мело, мело по всей земле». Три зимних песни на стихи Бориса Пастернака

казалось бы, совсем не новогодняя песня. Но у нашего человека она давно и прочно ассоциируется с праздником, поэтические строчки классика советской литературы, лауреата Нобелевской премии Бориса Леонидовича Пастернака регулярно звучат в последний день года, когда по телевизору в очередной раз показывают «Иронию судьбы» режиссера Эльдара Рязанова. На стихи Бориса Пастернака разными композиторами было написано немало знаменитых песен. В поэзии Пастернак часто обращался к образам холодного времени года – зимы. В преддверии Нового года я решил вспомнить эту, и ещё две композиции, восходящие к поэтическому наследию Бориса Леонидовича и посвященные зимней, снежной теме. К Новому году и друг к другу эти песни, на первый взгляд, не имеют никакого отношения, они очень разные. Но их объединяет не только поэзия Пастернака и образы снега и зимы, но и люди, причастные к их созданию. Авторы двух других композиций имеют непосредственное отношение к музыкальному сопровождению фильма «Ирония судьбы или с легким паром». Они там пели.

Песня из к.ф. «Ирония судьбы или с легким паром».

Музыку к фильму «Ирония судьбы или с легким паром!» написал Микаэл Таривердиев. Его приглашению в этот фильм способствовала знаменитая песня про вагончики, которые отправляются на Тихорецкую, написанная задолго до «Иронии». Рязанов, услышав это произведение, хотел использовать его в фильме, но не знал автора. А когда при случайной встрече выяснилось, что её написал Микаэл Леонович, режиссер предложил ему поучаствовать в написании музыки к фильму. Интересную историю этой композиции я уже однажды рассказывал.

В фильмах Рязанова песни на стихи известных авторов звучали неоднократно. Таривердиев с поэтической классикой также много работал, видную часть его творческого наследия составляют вокальные циклы на стихи классических поэтов. В каком-то смысле композитор и режиссер «нашли друг друга». За основу песен к фильму «Ирония судьбы» были взяты поэтические тексты Евгения Евтушенко, Бориса Пастернака, Бэллы Ахмадуллиной, Марины Цветаевой. Стихи подобрал Эльдар Рязанов, по его замыслу музыкальные композиции на них должны были написать разные композиторы, но после того, как сценарий и тексты оказались у Таривердиева, и он представил свои музыкальные версии, необходимость привлекать других авторов отпала. Песни были гармонично интегрированы в сценарий картины.

Песня «Никого не будет в доме» звучит в начале хронометража, эта первая песня, исполняемая в кадре (не считая «Со мною вот, что происходит» на стихи Евтушенко, звучащей на стартовых титрах после «марша многоэтажек»). По сюжету композицию для своей невесты в московской квартире поёт главный герой – Женя Лукашин. Эту роль исполнил замечательный актер Андрей Васильевич Мягков, которого забрал уходящий 2021 год. Народного артиста СССР не стало в феврале. В его огромном и разноплановом кинематографическом наследии роль в новогодней нетленке Эльдара Рязанова оказалась одной из самых известных.

Андрей Мягков умел неплохо петь, исполнял песни для кино, выступал на творческих вечерах. Его пение советский кинозритель слышал в фильме того же Эльдара Рязанова «Служебный роман», который снимался после «Иронии», и роль в этом фильме станет не менее яркой и узнаваемой в фильмографии Мягкова.

Казалось бы, для врача, который «не очень хорошо поёт, но любит петь» актерского вокала Андрея Васильевича вполне могло бы хватить, но в данном случае было принято другое решение. Женя Лукашин поёт голосом барда Сергея Никитина, который немало работал в кино как композитор, а в данном случае выступил только в исполнительской роли.

После картины Сергей Яковлевич взял эту композицию в свой репертуар, нередко пел её уже от собственного лица, без привязки к образу Лукашина.

На одном из своих недавних концертов, в ноябре 2021 года Никитин рассказывал, что поучаствовать в фильме в качестве певца его пригласил Таривердиев в 1974 году. С Рязановым он познакомился уже в процессе съемок, знакомство переросло в многолетнюю дружбу. Сергей Яковлевич называет этот эпизод своей творческой биографии «большой удачей».

Стихотворение, ставшее стараниями Таривердиева, Рязанова и Никитина знаменитой песней, вышло из-под пера Бориса Пастернака в 1931 году. Литературоведы и биографы Пастернака связывают его с личной историей автора. Это был драматический период в жизни поэта. Принято считать, что это произведение обращено к Зинаиде Нейгауз, которая вскоре, в 1932, станет его женой, и отражает чувства и состояние поэта в драматический период развития их отношений, когда сам поэт ещё был женат на другой. Есть версия, что адресатом этого стихотворения является первая супруга Евгения Лурье. Не будем погружаться в обстоятельства личной жизни поэта и в литературоведческие дебри анализа содержания. Об этом написано достаточно много на энциклопедических и профильных ресурсах, биографических и литературоведческих порталах и изданиях, в учебных пособиях, существует несколько трактовок этого стихотворения. Оно было опубликовано в сборнике «Втрое рождение» 1932 г.

Песенный текст немного отличается от оригинального стихотворного произведения Бориса Леонидовича. Первое, заглавное четверостишие повторяется в конце ещё раз, при этом в песне отсутствует один из катренов:

Почему эти строки были вырезаны? Они отражают жестокую реальность 1930-х в СССР. Четверостишье совсем не подходило для новогодней комедийной картины, а песня в данном случае призвана иллюстрировать историю Жени Лукашина, разворачивающуюся в реалиях 70-х, а не 30-х гг. Вероятно, чтобы песня органично вписалась в пространство фильма, это четверостишие убрали.

Классические литературные образцы нередко подвергаются некоторым изменениям, становясь песенным текстом, это нормальная практика, тем более, когда речь идет о кино-песнях, где есть свои особенности, связанные с хронометражом, системой образов, местом песни в картине. В «Иронии» это не единственный случай сокращения исходного произведения. Например, цветаевский текст «Мне нравится», исполненный как песня Аллой Пугачевой от лица Нади Шевелевой, лишился целой строфы, а в «Тихорецкой» Алла Борисовна не спела куплет про «арбузную корочку», который был в изначальной версии песни и в последующих её исполнениях.

Стихотворение «Никого не будет в доме» не менее известно, чем песня, оно изучается в школьном курсе литературы, фигурирует в хрестоматиях. Часто его исполняется на конкурсах чтецов самых разных уровней. В исполнении знаменитых артистов оно звучало на телевидении. Например, уже после выхода фильма и обретения популярности в виде песни, в телевизионных спектаклях «Зимний этюд» в 1980-м и « О времени и о себе» 1986 году его читал актер и режиссер, народный артист Советского Союза Евгений Симонов.

Вслед за Сергеем Никитиным песню из популярного новогоднего фильма подхватили другие исполнители. В начале 80-х годов с композитором Таривердиевым успешно сотрудничало трио «Меридиан», исполнявшее многие его произведения, написанные на классические стихи отечественных и зарубежных авторов. «Никого не будет в доме» также звучала в их исполнении.

В 2006 году по случаю 75-летия композитора Михаила Таривердиева был выпущен альбом «Семнадцать мгновений судьбы», на котором разные современные артисты исполняли его знаменитые песни. «Никого не будет в доме» на этой пластинке представил Сергей Трофимов. Позже он выступал с этой песней на телевидении, в частности, в Новогоднем эфире 2013-2014 на Первом канале.

«Снег идет, снег идет, к белым звездочкам в буране тянутся цветы герани»

Авторскую песню определяют как явление музыкально-поэтическое. Стихи здесь играют важнейшую роль, а потому большинство знаменитых бардов, прежде всего, – поэты. Но были и те, кто сам, как правило, стихов не писал, а использовал чужие хорошие. Выдающимся бардом-композитором считается Сергей Яковлевич Никитин, исполнитель «мужских» песен из «Иронии судьбы». Он сочинял песни на стихи классиков, современников, коллег по бардовскому цеху, исполнял их часто дуэтом со своей женой – Татьяной. Спустя год, после того как голосом барда на всю страну прозвучали пастернаковские строки «Никого не будет в доме» в его репертуре появилась преисполненная зимними снежными образами собственная песня на стихи Бориса Леонидовича. Датой написания песни «Снег идет» на официальном сайте Татьяны и Сергея Никитиных значится 1976 год.

В основу было положено одноименное стихотворение Пастернака, образец его позднего творческого наследия. Текст датирован 1957 годом. Стихотворение, на первый взгляд представляющееся образцом пейзажной лирики, по мнению литературоведов, несет в себе философское содержание, некое размышление. Буран - аллегория, отражающая душевное состояние в непростой, тревожный для писателя жизненный и творческий период гонений за его роман «Доктор Живаго».

Как автор музыки и исполнитель Никитин умело работал с поэзией, раскрывал, оформлял стихи, писал легкие для восприятия, «бардовские», душевные мелодии. Непринужденный и даже «теплый» музыкальный мотив Никитина в данной песне удивительно сочетается с зимней атмосферой и смысловой глубиной строк Бориса Пастернака.

Песня «Снег идет» вошла в состав полноформатной пластинки «Синий свет» Татьяны и Сергея Никитиных, выпущенной на «Мелодии» в 1986 году. Это один из их главных и самых знаменитых альбомов, ставший классикой советской бардовской песни.

В постсоветскую эпоху композиция несколько раз переиздавалась, фигурирует в сборнике «Избранное» 1994 года.

В 2002 году вышел тематический альбом-компиляция Татьяны и Сергея Никитиных под названием «Зимний праздник», куда вошли обе знаменитые песни на стихи Бориса Пастернака – «Никого не будет в доме» М. Таривердиева и авторская композиция «Снег идет».

«Мело, мело, по всей земле, во все пределы»

В заглавие публикации вынесены, пожалуй, самые известные пастернаковские строки, которые часто звучали и в качестве песни. Свой знаменитый роман «Доктор Живаго» Борис Леонидович сопроводил стихами. По задумке автора написаны главным героем книги Юрием Живаго. В первый цикл стихотворений для этого романа входит «Зимняя ночь» - таково авторское название произведения, известного в песенной культуре как «Свеча горела». Стихи были написаны в процессе работы над романом, датируются 1946 годом.

Алла Борисовна Пугачева, в молодые годы исполнившая «женские» песни для упомянутой выше «Иронии судьбы», обратилась к этому известнейшему стихотворению Пастернака на позднем этапе своей музыкальной карьеры, будучи уже суперзвездой отечественной эстрады. Песня «Свеча горела», написанная самой Пугачевой как композитором, увидит свет в её исполнении в 1999 году. Она активно исполнялась Аллой Борисовной на концертах и в телеэфире в начале «нулевых» годов, вошла в состав альбома «Речной трамвайчик» 2001, в тот же год был снят клип.

Представители старшего поколения недоуменно заметят: «Какой 99 год? Мы слушали песню на эти стихи Пастернака ещё в 70-х, а то и раньше». Эти люди будут правы. Сказать, что Пугачева оказалась не оригинальна в выборе поэтического первоисточника из творческого наследия Пастернака – это ничего не сказать. Песни на «Зимнюю ночь» кто только ни писал в разные годы: и классики эстрадной песни, и рокеры, и барды. Произведения разных композиторов отличаются друг от друга по мелодике, эстетике, атмосфере. В данном случае уместно говорить о существовании нескольких самостоятельных песенных произведениях на одни и те же знаменитые стихи. Такое в музыкальной культуре бывает достаточно часто, и подобные сюжеты уже рассматривались на моём канале. Песня композитора Аллы Пугачевой – одна из позднейших и, по мнению ряда критиков и слушателей, не самая лучшая. Эта композиция вызвала неоднозначную реакцию, одни называли её «эпической интерпретацией Пастернака» и достойным примером «пугачевской классики», другие критиковали.

Изначально, сочиняя музыку, Алла Борисовна убрала из песни один катрен:

На свечку дуло из угла,

Вздымал, как ангел,

Два крыла крестообразно.

В клипе и в большинстве ранних исполнений знаменитого фрагмента нет, на месте этих строк идет проигрыш и вокализ.

Иногда эти строчки "возвращаются на место", Пугачева время от времени их исполняла, поэтому многим может помнится, что они там вроде бы и есть. Например, полная версия прозвучала на презентации макси-сингла "Белый снег" в 2000-м году.

в 2005 году композиторский вариант Пугачевой на концерте к её дню рождения исполнял Валерий Меладзе.

"Потерянные строчки" строчки прозвучали в совсем недавнем телевизионном исполнении, в пока ещё не завершившемся сезоне шоу «Голос» песню Пугачевой на стихи Пастернака исполнил один из участников, успевший поработать с двумя наставниками – Пелагеей и Александром Градским. «Свечу» он спел уже под руководством фолк-исполнительницы.

Александр Градский, памяти которого у меня на канале выходил материал, в своё время сам написал песню на это стихотворение. Дело было задолго до Пугачевой, ещё в 70-х годах.

Композиция вошла в состав сюиты «Флейта и рояль», изданной на пластинке фирмы «Мелодия» в 1983 году. Творениям композитора Александра Градского зачастую присущ элитаризм, проявившийся и в созданном им музыкальном оформлении пастернаковского стихотворения. Музыковеды отмечают, что Градский уловил и на музыкальном языке подчеркнул драматизм, заложенный автором произведения.

Песен, основанных на «Зимней ночи» Пастернака, оказалось очень много, даже перечислить их всех проблематично. Отмечу лишь некоторые известные вариации. С датировками – беда полная, времени создания многих композиций установить не удалось. Например, доподлинно я не выяснил, когда была создана песня, известная в исполнении Нани Брегвадзе. Автор музыки к ней – знаменитый советский эстрадный композитор Оскар Борисович Фельцман. Записи, имеющиеся на ю-туб, относительно современные, песню поёт уже возрастная Нани Георгиевна. Композитор прожил долгую жизнь, и писал песни с середины 50-х вплоть до последних лет(ушел из жизни в 2013-м). К какому периоду его творческой деятельности относится эта песня не ясно.

Песня «Свеча горела» или «Зимняя ночь» на стихи Бориса Пастернака была в репертуаре Аллы Иошпе и Стахана Рахимова, знаменитой семейной и творческой пары. В реестре РАО песня под обоими названиями числится в том числе и за композитором Аллой Иошпе.

Часто в разных исполнениях фигурирует песня «Свеча горела» композитора Владимира Евзерова. Судьбоносным и знаковым в карьере этого автора стала работа с Валерием Леонтьевым. Для него композитор написал около 40 песен, и композиция на стихи Пастернака звучала из уст Валерия Яковлевича.

Кое-какую информацию об этой песне удалось подчерпнуть на фан-сайте певца «Планета Валерий Леонтьев». На странице, посвященной Евзерову, описывается, как началась их совместная работа. В начале 90-х Владимир Евзеров прислал супруге певца две своих песни: «Красавица далекая» и «Свеча горела». Жена Леонтьева Людмила Исакович тогда руководила его музыкальным коллективом.

Получается, что песня Евзерова уже существовала примерно за 10 лет до появления Пугачевской. Однако до слушателей она дошла далеко не сразу. В дискографии Леонтьева композиция фигурирует на пластинке 2005 года «Падаю в небеса». Таким образом, песни разных авторов с одним и тем же классическим поэтическим текстом звучали в музыкальном дискурсе в одну эпоху из уст двух очень узнаваемых артистов, что не могло не вызвать путаницы у простых граждан, не особо сведущих в музыкальных нюансах.

Более того, примерно в то же время песню «Зимняя ночь» запел Николай Носков, в его исполнении автором музыки указан Анатолий Бальчев. Песня представлена на пластинке «Дышу тишиной» 2000 года. Время издания в дискографии исполнителя опять же ничего не говорит о времени её появления. Носков исполнял эту песню на концерте памяти Валентины Толкуновой.

Стихи замечательные, глубокие, драматичные» и не удивительно, что они вдохновляли многих музыкантов разных жанров. Я перечислил далеко не все вариации, известные интернету и российскому авторскому обществу.

По содержанию все три песни и их поэтические первоисточники совсем не праздничные, а скорее драматичные и даже трагичные. Тем не менее, эти музыкальные композиции, созданные на хорошие стихи, погружают в особую зимнюю атмосферу и часто вспоминаются и звучат в холодное время года.

Анализ стихотворения «Зимняя ночь» (Б. Л. Пастернак)

Б. Л. Пастернак является одним из блистательнейших поэтов Серебряного века. Его любовь к Родине безгранична и чиста, что ярко отражается во всех произведениях поэта. Отказ от Нобелевской премии является ещё одним неоспоримым доказательством этого светлого чувства к Родине, чувства, которое не оценило правительство нашей страны. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом одного из стихотворений Бориса Леонидовича, которое называется «Зимняя ночь». Разбор по плану поможет Вам вникнуть в содержание произведения.

История создания

Данным стихотворением начинается сборник стихов Юрия Живаго – главного героя романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго». Точную дату написания именно этого стихотворения установить нельзя. Весь роман писался на протяжении 10 лет, с 1945 по 1955 год. Некоторые критики склоняются к мнению о том, что «Зимняя ночь» была написана в 1954-1955 годах, другие же настаивают на 1946 годе, связывая данное стихотворение с последней возлюбленной поэта, Ольгой Ивинской.

Говоря о самом романе «Доктор Живаго», можно отметить, что в Советском Союзе его не приняли, даже не стали публиковать, так как посчитали произведение антисоветским. Но зато его с восторгом восприняли за границей! Именно за этот роман Борис Леонидович был удостоен Нобелевской премии. Писатель отказался от награды, но это его не спасло от гонений, угнетений со стороны советского правительства.

В СССР роман «Доктор Живаго», следовательно и само стихотворение «Зимняя ночь», вышли лишь в 1988 году.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Зимняя ночь» относится к философской лирике. Борис Леонидович пишет о вечных ценностях, о любви, переплетая свои размышления с образами природы, которой он восхищался, вдохновлялся постоянно.

Можно предположить, что стихотворение «Зимняя ночь» написано импрессионистично. Импрессионизм – это размытая неясная картина, отражающая впечатление от чего-либо. Импрессионизм отличается долгим «послевкусием», заполняющим все мысли после прочтения, будто размышления автора, не отражённые на листах бумаги, продолжаются в воображении читателя, становясь ещё более размытыми.

Размер стихотворения «Зимняя ночь» – чередование четырёхстопного и двустопного ямба, что добавляет определённой музыкальности произведению. Рифмовка перекрёстная с чередованием мужской и женской рифмы.

Композиция

Стихотворение «Зимняя ночь» состоит из 8 строф. Композиция кольцевая, первая и последние катрены повторяются. «Зимняя ночь» построена на антитезе, переплетении картины холодной зимней ночи и горячей страсти, символом которой является горящая свеча.

Стихотворение «Зимняя ночь» можно разделить на 4 смысловые части.

  1. 1-я часть – первые три катрена. В них поэт пишет о метели, которая мела «по всей земле во все пределы», которая «лепила на стекле кружки и стрелы». Уже в этой части автор сопоставляет холод и тепло, сравнивая хлопья снега с роем мошкары, которая летит на пламя.
  2. 2-я часть – часть «горячая». В двух следующих четверостишиях автор описывает двух влюблённых. Но поэт пишет о них осторожно, неявно, привлекая внимание к их теням, отбрасываемых на потолок.
  3. 3-я часть – обобщающая, соединяющая. В последующих двух строфах поэт объединяет то, о чём писал в двух предыдущих частях, создавая нечёткий образ происходящего.
  4. 4-я часть – это последняя строфа, которая возвращает читателя к первому четверостишию, замыкая композицию.

Образы и символы

Лирическим героем стихотворения «Зимняя ночь» является Юрий Живаго, главный персонаж романа «Доктор Живаго», тонко чувствующий жизнь человек, для которого исторические события менее значимы и интересны, чем душевный мир. Многие считают, что образ Юрия Живаго максимально приближен к образу самого Пастернака, то есть лирическим героем можно считать самого поэта, Бориса Леонидовича.

Центральным образом стихотворения «Зимняя ночь» является свеча. Свеча – это символ жизни, света, тепла, а также защиты.

Данный рефрен повторяется в произведении четыре раза. Со свечи начинается стихотворение, свечой заканчивается оно, на свече постоянно концентрирует внимание читателя автор, «перебивая» её либо холодным образом зимы, колючей метели, либо образом любви, страсти, представленной в произведении тенями скрещенных рук, ног, а также падающими башмачками и капающего воска.

Зима в стихотворении «Зимняя ночь» – это некое образное определение вражеской силы, возможно, образ советского правительства, нового строя, которое «мело во все пределы», «слеталось… к оконной раме», «лепило…кружки и стрелы». Не случайной кажется строка «мело весь месяц в феврале», так как февраль – это «революционный месяц», время свержения царя и создания нового строя, нарушившего мирную жизнь. Февраль – это самый морозный месяц, что также не противоречит выстроенному образу.

Антагонистом «зимы» является любовная сцена, увиденная Юрием Живаго через окно. Театр теней на потолке, появившийся из-за горящего ночника, показывает сплетение рук, ног влюблённых. Поэт использует слово «скрещение», образованное от слова «крест», чем обозначает значимость происходящего, естественность и, самое главное, возвышенность. Предпоследняя строфа стихотворения подтверждает данное предположение:

«На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно».

Свеча в стихотворении также является символом любви, которая своим тихим, но ярким пламенем освещает, согревает.

Темы, проблемы, настроение

Как и в других лирических произведениях Бориса Леонидовича, здесь наблюдается сплетение трёх «вечных» тем: любовь, природа, творчество. На это раз трилистник повёрнут к читателю «любовью».

Сражение добра и зла, противостояние человека различным невзгодам, всепобеждающая любовь – основные темы произведения «Зимняя ночь», отражающие основные события, происходящие в стихотворении .

Проблемой, затронутой поэтом в стихотворении «Зимняя ночь», можно считать «нескромность» власти, образовавшийся хаос, «любопытность» нового советского строя, которому не стыдно «подсматривать» за людьми, смущать, угнетать их.

Не предавая такого большого значения зиме в произведении, можно усмотреть в нём аксиому, которая является лейтмотивом всей любовной лирики поэта: «Любовь – это самое чистое из всего, что знает Вселенная…».

Настроение стихотворения «Зимняя ночь» очень уютное, наполненное надеждой и любовью.

Основная идея

Этот постоянный образ, эта константа стихотворения и отражает смысл стихотворения «Зимняя ночь». Она отражает то вечное, что поддерживает нас всегда.

Маленький, мужественный огонёк, смело «смотрящий» в лицо огромной буре, метелям подаёт нам пример стойкости, самоотдачи, отваги. Он является символом любви, которая поддерживала и поддерживает каждого из нас, согревая изнутри. Такова главная мысль стихотворения «Зимняя ночь».

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Зимняя ночь» перечислены в списке:

  1. Для начала хочется отметить, что всё произведение построено на антитезе, противопоставлении двух образов, холодного и теплого.
  2. Рефрен: «Свеча горела на столе, Свеча горела.»
  3. При построении автором использована инверсия: «слетались хлопья», «ложились тени», «падали два башмачка».
  4. На протяжении стихотворения «Зимняя ночь» можно встретить аллитерацию. Например, в первых трёх строфах часто встречающийся звук «л» создаёт ощущение плавности происходящего, некоего полёта.
  5. Эпитеты: «озарённый потолок», «снежная мгла… белая».
  6. Сравнения:

«Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.»

«И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла…»

  1. Метафоры: «судьбы скрещенье», «воск слезами с ночника… капал», «жар соблазна».
  2. Олицетворение: «метель лепила на стекле», «ложились тени», «мгла седая».

Автор: Кристина Асаулова

Анализ поэмы «Русские женщины» (Н.А. Некрасов)

Автор: Самый Зелёный · Published 25.03.2022

Анализ стихотворения «Родная земля» (А. А. Ахматова)

Автор: Самый Зелёный · Published 31.12.2021

Анализ стихотворения «Завещание» (М. Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Published 28.11.2019

1 комментарий

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTExJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtMjQgLS0+CjxkaXYgaWQ9InlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICBhc3luYzogdHJ1ZQogICAgICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB0ID0gZC5nZXRFbGVtZW50c0J5VGFnTmFtZSgic2NyaXB0IilbMF07CiAgICAgICAgcyA9IGQuY3JlYXRlRWxlbWVudCgic2NyaXB0Iik7CiAgICAgICAgcy50eXBlID0gInRleHQvamF2YXNjcmlwdCI7CiAgICAgICAgcy5zcmMgPSAiLy9hbi55YW5kZXgucnUvc3lzdGVtL2NvbnRleHQuanMiOwogICAgICAgIHMuYXN5bmMgPSB0cnVlOwogICAgICAgIHQucGFyZW50Tm9kZS5pbnNlcnRCZWZvcmUocywgdCk7CiAgICB9KSh0aGlzLCB0aGlzLmRvY3VtZW50LCAieWFuZGV4Q29udGV4dEFzeW5jQ2FsbGJhY2tzIik7Cjwvc2NyaXB0PjwvZGl2Pgo=' data-block='11'>

Читайте также: