Стол во французском стиле

Обновлено: 22.01.2025

Сегодня я бы хотела поделиться с вами очень интересной темой — как сервируют стол в разных странах мира. Обо всех странах, к сожалению, рассказать в одной статье очень сложно, поэтому я выбрала те, которые показались мне необычнее всего.

Французский стиль

Во Франции сервировка стола имеет ряд отличительных признаков — статус страны-законодательницы моды просто обязывает ключевой тематикой декора делать романтику.

Видимо поэтому для свиданий традиционно выбирают именно этот стиль сервировки.

Первое правило сервировки стола «по-французски» — всё внимание на текстиль. Обязательно должны быть белоснежные скатерти и кружевные салфетки, а без интересных дорожек никак не добиться изысканности.

Разве можно представить романтический вечер без благоухающего букета? При оформлении стола во французском стиле следует отдавать предпочтение букетам цветов с крупными бутонами. Цветочную композицию лучше поместить в небольшую вазу или специальную подставку для фруктов.

Если вы готовитесь к ужину, то не забудьте о свечах. Мягкий свет привнесёт уют и романтику. Все элементы оформления должны гармонировать и подходить по цветовому оформлению.

Английский стиль

Английская сервировка стола отличается от традиций других стран своей строгостью правил и норм расположения приборов, подачи блюд и других аспектов застолья.

В английском понимании сервировка осуществляется за небольшим обеденным столом, на котором стоят приборы, цветы, свечи, карточки с именами гостей, несколько видов закусок и дополнительный стол с основными блюдами и напитками.

Что касается цветов на столе, то это могут быть две или три массивные вазы с шикарными букетами роз или несколько миниатюрных вазочек, расставленных по всему столу, с низенькими букетами из засушенных цветов.

Как и во французском оформлении стола английский стиль рекомендуется дополнять всевозможными драпировками. В первую очередь это салфетки и скатерти, которым следует уделить максимум внимания.

Японский стиль

Сервировка стола по-японски, да и на Востоке в принципе, значительно отличается от европейской. Проявляются эти отличия уже в том, что у японцев не принято есть за общим столом — каждый гость должен сидеть за отдельным низким лакированным столиком на подушках.

Следуя логике нечётных чисел, в Японии существуют правила подбора пищи, в соответствии с которым на одной тарелке могут сочетаться пять цветов, черный — цвет водорослей нори, коричневый, зелёный, жёлтый и красный — цвета рыбы, овощей и соусов.

Правило о сочетании пяти цветов исполняется не просто потому, что так принято, а потому, что считается, будто вкусовые качества разных продуктов сочетаются между собой так же, как и их цвета.

Существуют и другие правила, например, все блюда принято подавать сразу, при этом в центр ставится основное блюдо, слева — рис, а справа суп. Различные соусы и приправы, предназначенные для определенного блюда, ставятся справа от него, а маринады немного позади.

Сегодня мы познакомились с тем, как сервируют стол в трёх странах мира — Японии, Франции и Англии. Несмотря на то, что французский и английский вариант сервировки очень похожи, они всё же имеют отличия. Ну, а Восток — дело тонкое.

Французская классика в современном доме

Кажется, этот дом простоял здесь несколько веков. На самом деле все в нем, вплоть до малейших деталей, придумал Робер Кутюрье. «Внешность обманчива, мой дом современный. Его нарисовали мы с Джефри (Джефри Морган, историк архитектуры, партнер Робера Кутюрье и его соавтор по многим проектам).

Дом Робера Кутюрье представляет собой группу павильонов, построенных по проекту владельца в духе американских загородных особняков XVIII века. Участок раcположен на берегу озера в окружении живописной природы. Павильоны соединены аллеями с гранитным мощением и скульптурами. Пирамиды и шары из стриженого самшита соперничают с охапками цветов и тропическими растениями.

Это случилось одним дождливым вечером восемнадцать лет назад. Потом началось строительство и работа по созданию парка», — говорит Робер. Самый американский из французских дизайнеров — и самый французский из американцев — выбрал местом для своего дома штат Коннектикут.

Кресла в стиле Людовика XV, работа Жоржа Жакоба. Стол из коллекции Андре Мейера, гипсовый светильник, Serge Roche, тайская статуэтка VII века. Зеркало выполнено из архитектурных деталей, найденных при разборе дома начала XX века в Филадельфии.

Вернее, его весьма элегантный округ Личфилд. Обладая умением сочетать безупречность европейского стиля с самыми смелыми творениями современных художников, Кутюрье создал жилище во славу французского декоративного искусства XVIII века.

Большая гостиная. Кресло XVII века обито гобеленом XIX века. На бюро: бюст госпожи Дюбари; подсвечники, XVIII век; яйцо страуса в декоративной оправе, Франция, XIX век. Портрет маркиза де Берингена работы Луи Виже (вверху) и портрет англичанина работы Фабра, 1795 год.

«Отчасти здесь воплотились воспоминания о парижском доме моей бабушки, — говорит он. — Он давал невероятное чувство защищенности от внешнего мира и полной самодостаточности. Я хотел создать нечто подобное».

Большая гостиная. Канапе — реплика объекта Maison Jansen. Низкие столики, Жан-Мишель Франк, 1940 год. Круглый столик, Canabas, 1780 год. Над камином — портрет маркизы Ворчестерской кисти Джильберта Джексона, 1620-е. У камина — пара стульев для музыкантов эпохи Людовика XVI. Платяной шкаф, 1601 год. На нем — вазы и обелиски, XIX век. Люстра, Голландия, 1940 год. Над шкафом — портрет герцога Орлеанского с семейством. Ушакский ковер, XIX век.

Дом представляет собой группу павиль­онов, которые утопают в зелени парка. Внутренняя планировка отражает традиции французских загородных домов: вестибюль, небольшие гостиные, залитая светом веранда, парадный зал для приемов, огромная столовая, две кухни, спальни, расположенные в разных углах здания.

Столовая. Обеденный стол — копия модели XVIII века. Стулья, XVII век, Италия. Столик для десертов, Canabas. На стене: портрет испанской дамы работы Ла Круса; Реймсский собор работы Мориса Утрилло; портрет Даната кисти Уильяма Тёрнера. Зеркало, Италия, XVII век. Люстра, Германия, XVII век. Шторы из льна, C&C Milano, с вышивкой от Lesage.

И во всем — атмосфера рафинированной элегантности. «Кому-то такая обстановка покажется жестко формализованной, но мне здесь хорошо. Я глубоко убежден в том, что дом должен быть отражением хозяина, а не витриной для публики», — говорит Робер.

Секреты французской сервировки: советы декоратора

Шампанское за завтраком? Да, непременно, если вы хотите почувствовать себя в Париже! Декоратор Наталья Люккези поделилась наблюдениями, как сервируют стол парижане, и рассказала читателям ELLE DECORATION о простых хитростях, которые помогут создать за столом настоящую французскую атмосферу

Важна импровизация. В ход идут чашки, молочники и даже фарфоровые таблетницы. Почему бы не поставить одну чашку с блюдцем на другую? Совершенно не обязательно тратить сумасшедшие деньги на море цветов. Для волшебства достаточно даже одной веточки в стакане с водой или лепестка в бокале игристого. А красиво разломанная пополам булочка может стать украшением.

Знаю, как нелегко сразу взять и купить дорогой фарфоровый сервиз на 12 персон, поэтому я предлагаю постепенно собрать свой. Основным цветом легче всего выбрать белый. Пусть нейтральными будут подстановочные блюда или самые большие тарелки для горячего. Добавьте еще один или два цвета — например, зеленый и розовый. Наслаждайтесь процессом коллекционирования, создания собственного уникального сервиза. Увидели где-то розовый молочник и зеленые блюдца? Берем. Розовая салатница и зеленые миски? Тоже подходит. Или три тарелки в кружочек, четыре в полосочку, а еще две в ромбик? Да, отлично! Будьте смелее. Просите друзей на праздники дарить посуду выбранных вами цветов или с нужным орнаментом. И я уверена, со временем вы соберете уникальную столовую коллекцию.

Сейчас очень часто можно встретить смешение позолоты и серебрения в одном сервизе. Если старинные дома фарфора себе позволяют такие вольности, то это точно должно вдохновить на смелые решения на собственной кухне.

Самые жаркие споры вызывает тема, как правильно раскладывать ножи и вилки: зубцами вниз или вверх, лезвием к тарелке или в обратную сторону? Так вот, французы традиционно кладут вилки зубцами вниз. Но в англосаксонской культуре принято наоборот, потому что именно на внутренней стороне приборов когда-то делали гравировку с маркой производителя или эмблемой семьи. Сейчас повсеместно принята английская манера, но оба варианта приемлемы. Еще возникает путаница с индивидуальной тарелочкой для хлеба. Помните: ваша та, что слева.

Но искусство накрывать на стол заключается не только в том, как правильно расставлять тарелки и раскладывать приборы, важна каждая мелочь. И если я считаю, что в современном мире не может быть слишком строгих правил сервировки (ну только если вы не ждете в гости английскую королеву!), то законы этикета создают особую атмосферу трапезы. Знали ли вы, что подают блюда с левой стороны от гостя, а разливают напитки — с правой? А вот пустые тарелки забирают только слева.

Для француза неприемлемо есть в одиночестве, поэтому, угощая гостя повторно, хозяйка должна составить ему компанию. Имейте это в виду, если вы хозяйка вечера, и не налегайте на закуски. Велика вероятность, что придется снова сесть за стол.

При всей любви французов к винам совершенно удивительно, что салат (если они следуют своим же традициям) здесь подают исключительно с водой. Каждый бокал имеет свое строгое расположение и назначение. Хрусталь расставляют слева направо, таким образом, первым всегда стоит самый высокий бокал — для воды.

Французский стиль в интерьере


При создании проекта находят применение различные элементы стилей: ампир, барокко, классика, модерн. Версальский дворец как будто переместился в квартиру или дом, вдохновляя на новые идеи и даря королевское чувство гордости за ослепительный дизайн, воплощённый в апартаментах. Расскажем сегодня подробнее о самом стиле и области его применения.

Немного об истории стиля

Для всех, кто любит романтизм, сочетание простого и сложного, французский стиль – идеальный выбор. Сам стиль зародился в середине 17 столетия. А сегодня он всё также успешно конкурирует со всеми остальными направлениями. Важно отметить, что этот стиль имеет ряд нюансов. Один из них – французский прованс. Чаще всего его применяют в оформлении загородных особняков. Но можно также удачно оформить им и квартиру. Он создаст уютную деревенскую атмосферу и умиротворение.

Более упрощённый вариант стиля отличается своими деталями, но неизменным остаётся следующее: антиквар, вычурные мебельные композиции, декор сложных форм. Текстиль должен полностью соответствовать общему настроению в помещении. Если бюджет ограничен, дизайнеры советуют не расстраиваться и воспользоваться блошиными рынками, где можно подобрать менее затратные предметы.

Также можно воспользоваться техникой патинирования, которая привнесёт свою изюминку. Особенности стиля заключаются в следующем: сдержанная, неяркая цветовая палитра, старинные вещи и современная техника и комфорт в мельчайших деталях. Светлые стены, деревянный паркет, лепнина на потолке и карнизах, отсутствие контрастов – характерные особенности, которые привнесли жители Франции.

Цветовая гамма в интерьере

Отличием данного стилевого направления является наличие приглушённых, пастельных оттенков. Яркие и броские палитры тут неуместны. Лишь естественные тени и акценты. Дизайнеры пользуются следующим методом: берут один основной цвет и несколько оттенков темнее/светлее, но близких к основному. На этом миксе и строится весь интерьер. Белый, молочный, светло-зелёный, коричневый, карамельный, персиковый, светло-розовый, светло-жёлтый, серый и все производные оттенки - наиболее популярны в данном направлении. Потолки обязательно должны быть белыми и высокими. И много света, желательного естественного.

Отделка

Отделка напрямую зависит от того, какое видение проекта у хозяев и дизайнеров. Для согласованного дизайн-проекта важно понимать, какой элемент стиля закладывается в основу отделки. Профессиональные декораторы предлагают много решений: апартаменты в новом доме можно оформить, внедрив элементы классики и ренессанса с позолотой, лепниной и фресками. Жильё в старой постройке кардинально не переделывают, а лишь сохраняют первозданность. В старинных парижских квартирах повсеместно присутствуют высокие потолки, паркет, лепнина. Новые хозяева эти элементы сохраняют и берегут. Поговорим подробнее об отделки ключевых составляющих интерьера.

Стены часто покрывают матовыми покрытиями, глянец здесь неуместен. Краска или обои – решают, совещаясь, исходя из предпочтений. Можно покрасить их просто в белый цвет, таким образом, создастся впечатление дополнительного объёма. Можно покрыть серым, лавандовым, светло-голубым цветами. Тогда они привлекут всё внимание к себе и станут основным элементом декора. Если используют обои, то можно подобрать рулоны с орнаментом, а затем по желанию покрыть их специальной краской. При наличии ниш в стенах, в них размещают картины, статуи, цветы, светильники.

Паркет и ещё раз паркет. Если пол служит не один год, то можно попытаться сохранить и реновировать его: необходимо отшлифовать, заменить испорченные фрагменты и заново покрыть всё лаком. Такой пол необходим в данном направлении. В новостройках возможна укладка паркетной доски, ламината натуральных оттенков. На кухне и в ванной укладывают плитку с мозаичным рисунком.

Для городских квартир во французском стиле потолок штукатурят и отделывают. Присутствует побелка и покраска, лепнина в тон потолку, большая хрустальная люстра по центру. Подвесные, натяжные потолки не приветствуются. Если всё же останавливают свой выбор на натяжном потолке, то лучше всего установить матовый, тканевый вариант, желательно однотонный.

Декорирование комнат по-французски

Для гостиной в данном стиле стоит учитывать 2 фактора: объём пространства и свет. Для маленьких, крохотных квартир с низкими потолками такой вариант сложно себе представить. Для французского стиля необходимо достаточно пространства и максимум освещения. Естественный свет, проникающий сквозь знаменитые окна, обволакивает гостиную. Нехватка света разбивает всю концепцию. Поэтому искусственное освещение должно частично компенсировать уличный свет.

Огромная хрустальная люстра и бра создадут необходимые условия. А канделябры и свечи добавят шарм и воплотят сцены из кино. Для выбора цвета подойдут пастельные, лёгкие оттенки. Мебель и аксессуары подбираются также в тон. Однотонное покрытие для стен или обои не будут загружать помещение. Тут дизайнеры советуют выбрать либо рисунок обоев под старую ситцевую ткань, либо использовать фотообои, но с максимально естественным принтом. Вся обстановка не должна быть перегруженной и давящей. Внимание здесь должно быть приковано к богатым рисункам аксессуаров, мелким деталям, к нарядным столам и стульям. В декоре данного направления используются практически все материалы: фарфор, дерево, натуральные материалы. Всё кроме пластика.

Мебель выбирают деревянную, под старину. Можно подобрать плетёные или обитые тканью гарнитуры. Для пола подходит деревянный паркет или керамогранит светлых оттенков. Потолок следует оставить белым, можно украсить широким карнизом или лепниной в тон. Профессионалы рекомендуют оттенить зону вокруг камина, если он есть, тёмно-серым цветом. Также можно оттенить и зону с фарфором, статуэтками и прочими коллекционными элементами. Говоря о расположении мебели, стоит отметить, что её много и каждый предмет имеет своё назначение. Мягкий диван/софа и пара кресел, обитые однотонным принтом, либо с цветочным рисунком материалом.

Маленький журнальный столик, предметы с коваными деталями и камин. Камин можно и имитировать, важна сама картинка. А живые цветы в роскошной вазе дополнят гостиную. Портьеры, подушки и небольшой ковёр ручной работы также хорошо дополняют пространство с французским шиком.

Записки из Тулона 90( Как правильно сервировать стол и подавать блюда во Франции)

Я пишу только о своих впечатлениях и опыте проживания во Франции.

Франция - кулинарная страна со своими традициями и шедеврами кулинарного искусства. Если англичане всегда говорят о погоде, русские о делах и семье, то у французов на первом месте - обсуждение еды. Первый же вопрос при встрече : Что ты ел сегодня на обед, ужин? Обязательно в любом разговоре упомянут рестораны, которые посещали. Притом рестораны для французов - любое предприятие общепита, даже простая забегаловка. Столики обычно стоят прямо на проезжем тротуаре. Корни такой привычки лежат в истории:

Этот способ сервировки был распространён при французском королевском дворе. Члены королевской семьи часто обедали прилюдно, на виду у посетителей, которые наблюдали за обедом с галереи.

Всем известно, что французы – большие гурманы и любят вкусно поесть. Для них еда – это искусство, а трапеза – особый ритуал. Ни один француз не станет перекусывать бутербродом на бегу, поскольку для него это будет равносильно кощунству. Здесь любят наслаждаться едой и получать от неё удовольствие.

При этом французы заботятся о том, чтобы это ещё и выглядело красиво. Поэтому большое внимание уделяется сервировке и оформлению стола. Этим объясняется тот факт, что во Франции очень ценят красивую и качественную посуду, скатерти, подсвечники.

В каждом ресторане большое внимание обращают на декор и правила подачи блюд. Обычно при входе в ресторан встречает официант, который должен проводить за свободный столик. Это правило . Зайдя в ресторан с пустыми столами, нужно дождаться, когда вас проводят. Часто я видела толпящихся людей , терпеливо дожидающихся официанта . На столе обязательно будет графин воды и бокалы. Сначала вам предложат аператив ( розовое вино с орешками или что-то в этом духе) и карту меню. Принято досконально изучить меню и провести минут 15, медленно попивая аператив. Часто французы проводят не менее получаса для изучения карты. Затем заказывают блюда и . опять надо ждать не менее 15 минут. После основного блюда, уносят пустые тарелки, спрашивая о качестве еды, и предлагают заказать десерт. Ожидание десерта длится примерно столько же , потом можно заказать и кофе, как завершение трапезы. Так поход в обычный ресторан продолжается не менее 3 часов. Я сначала думала о том, что люди тратят в пустую свое время. Потом я поняла, что это традиция - наслаждаться едой, медленно смакуя каждое блюдо.

Причем даже в семье соблюдают эти правила. В любой французской семье едят 3 раза в день и с одним перекусом в 16.00. Эти правила строго соблюдаются всеми, особенно на юге Франции.

Легкий завтрак ( если можно так сказать) состоит из кофе, круассанов или хлеба ( багета) с джемом и маслом. Редко я видела плотно завтракающего француза. На столе обязательно должен быть апельсиновый сок. Кстати, насчет апельсинов, мандаринов и прочих цитрусовых. Южане - французы твердо убеждены, что цитрусовые можно есть только в первой половине дня, потому что они содержат вещества, возбуждающие нервную систему. Поэтому вечером не желательно есть апельсины . Но утром апельсиновый сок помогает проснуться и начать новый день.

К завтраку готовятся заранее и соблюдают сервировку стола. Никогда не увидишь француза , который на ходу глотает кофе и заедает круассаном. Также не увидишь француза в пижаме, не принявшего утренний душ, с кофе. Утреннее кофе нужно пить не менее 15 мин , с наслаждением вдыхая ароматы свежего багета. который нужно отламывать руками, ни в ком случае не резать.

Немного про историю багета - своеобразного символа Франции:

Багет - длинное и тонкое хлебобулочное изделие, мягкое внутри, с хрустящей корочкой, часто припудренное мукой. У стандартного багета длина примерно 65 см, ширина 5-6 см и высота 3-4 см. Вес приблизительно 250 г. Существует несколько версий происхождения багета, ни одна из которых толком не подтверждена.

Первая относит появление багета к эпохе Наполеоновских войн: пекари французской армии специально создали длинный и узкий хлеб, чтобы солдат мог таскать его прямо в штанах. Эта версия вызывает наибольшие сомнения: во-первых, очевидно неудобство такого способа транспортировки — легко представить, во что превратится багет к вечернему привалу. А во-вторых, багет не предназначен для долгого хранения (что абсолютно необходимо для военного продукта) — он черствеет в течение нескольких часов после изготовления.

По другой версии, багет — изобретение вовсе не французское, а австрийское, конкретно — венское. В 1839 году в Париже открылась "Венская булочная", и один из её продуктов — багет — вскоре стал популярен и в столице Франции, и по всей стране.

Иные исследователи считают, что багет обязан своим появлением строительству парижского метрополитена в конце XIX века. Тоннели копали рабочие из разных регионов Франции, и между ними часто вспыхивали конфликты; а так как каждый строитель имел при себе нож для нарезки хлеба, то такие стычки могли кончиться печально. Тогда автор проекта метро, Фюльжанс Бьенвеню, попросил булочников создать хлеб, который можно было бы ломать руками; это позволило бы конфисковать у строителей ножи.

Ещё одна версия — в 1920-е годы в Париже вышел закон, запрещающий открывать пекарни раньше 4 часов утра. Из-за этого булочники не успевали доставлять свежий хлеб заказчикам. Тогда они изобрели (или подсмотрели в той же венской булочной) рецепт хлеба быстрого приготовления.

Так или иначе, понятие и рецептура «традиционного французского багета» были формализованы лишь в сентябре 1993 года, когда французское правительство издало «декрет о хлебе», дабы защитить традиционные пекарни от засилия супермаркетов, массово предлагавших багеты гораздо более низкого качества.

Обычно багеты покупают в булочных , которые открываются в 6 утра. Уже с 4 утра в них пекут свежий хлеб и круассаны. Во Франции ценится профессия пекаря и часто в программах ТВ показывают репортажи о пекарнях и преимуществах этой профессии. Французские пекари - талантливые люди и можно увидеть французские пекарни почти во всех странах мира. Самый главный шик для любой французской семьи - свежий, только что купленный в булочной , багет с кофе. Завтрак французы называют " пети - дежене" ( маленький перекус). Я всегда путала слова завтрак и обед, потому что обед - просто дежене.

Обед - культовое событие для любого француза причем каждый день. Есть правила и традиции, которые соблюдаются повсюду. Обед обычно длится 2 часа и не только в семье, но и на всех предприятиях , школах, государственных учреждениях страны.

Французские квартиры и дома отличаются от русских тем, что у французов не существует кухонь, как комнаты для приема пищи. У французов - это салон. Причем кухня , конечно же есть, но она настолько маленькая, что её не считают отдельной комнатой. Кухня для француза - место приготовления еды, но никак не для приема пищи!!

На французском ТВ есть специальная программа для молодых мам, которых учат как воспитывать детей, именно в этой программе утверждается, что обед - это время единения семьи , обсуждения планов на день и проявление заинтересованности в жизни каждого члена семьи.

В салоне всегда расположен огромный обеденный стол , застеленный красивой скатертью. Обязательная сервировка стола , причем каждый день и для любого обеда ( обильного или скромного). Бывали такие времена, особенно после праздников, когда совсем ничего не хотелось есть, но на стол накрывали:

Читайте также: